Меню

Мышца шеи и спины откидывающая назад голову называется

Задание 1. 1.Мышцы шеи и спины, откидывающие назад голову

1.Мышцы шеи и спины, откидывающие назад голову

2.Мышцы, наклоняющие голову вперед, когда сокращаются вместе, и наклоняю­щие голову в стороны, когда сокращаются поодиночке

3.Мышца спины, отводящая руки за спину

4.Мышцы груди, сводящие плечи и руки, согнутые в локте, вперед

5.Мышцы, обеспечивающие расширение и спадение грудной клетки

6.Мышцы, поднимающие туловище из поло­жения лежа в положение сидя при фикси­рованных ногах

7.Мышцы, обеспечивающие прямохождение

8.Мышца руки, отводящая плечо в сторону

9.Мышцы, сгибающие пальцы и кисть в кулак

Приведите несколько примеров мышц, работающих как анта­гонисты и как синергисты.

Таблица мышц по функциям *

Название Начало Прикрепление Функция Иннервация
Трапецевидная мышца (m.trapezius) Затылочный выступ, выйная связка, остистые отростки VII шейного грудных позвонков Акромиальный конец ключицы, акромион, ость лопатки Приближает лопатку к позвоночнику, вращает лопатку вокруг саггитальной оси, разгибает шейный отдел позвоночника Добавочный нерв (XI)

* продолжение таблицы в Приложении

РАЗДЕЛ 4. СПЛАНХНОЛОГИЯ

Общая характеристика внутренних органов. Классификация внутренних органов. Общий план строения трубчатых, полых органов. Строение внутренних органов, не имеющих полости (паренхиматозные ор­ганы). Железы, их классификация. Лимфоидные образования (фол­ликулы, бляшки, миндалины). Ориентиры, используемые при определении проекции внут­ренних органов: ориентиры области головы и шеи, ориентиры для проекции органов грудной и брюшной полостей и таза. Влияние физических упражнений и спорта на положение и функции внутренних органов.

Тема занятия 15. Пищеварительная система.

Цель занятия: изучить особенности строения органов пищеварения в зависимости от функции.

Задачи занятия: рассмотреть и изучить строение ротовой полости, пищевода, строение желудка, кишечника, печени, поджелудочной железы.

Общий обзор органов пищеварительной системы. Положение и функциональное значение органов пищеварительной системы. Строение стенки пищеварительной трубки. Слизистая оболочка. Подслизистая основа. Мышечная оболочка. Адвентициальная серозная оболочки. Строение и классификация пищеваритель­ных желез. Лимфоидный аппарат пищеварительного тракта.

Ротовая полость. Стенки ротовой полости. Губы, преддве­рие рта. Твердое нёбо. Зубы, строение зуба. Зубная формула. ­Развитие зубов и их смена. Десны, строение и функция яз Мягкое нёбо. Зев. Железы полости рта: околоушная, подчелюстная, подъязычная, мелкие железы, их строение и функция. Жевательный аппарат в целом.

Глотка. Строение и топография глотки. Части глотки. Отверстия. Строение стенки глотки, слизистая оболочка, фиброзная основа и мышцы глотки.

Пищевод. Топография и строение пищевода, его части. Су­жения пищевода (анатомические и физиологические). Проекция пищевода на наружную поверхность тела.

Желудок. Форма, положение, топография желудка и его проекция на наружную поверхность тела. Части желудка. Строение стенки желудка. Слизистая оболочка, ее рельеф и строение. Мышечная оболочка и особенности ее строения. Се­розная оболочка. Отношение желудка к брюшине, большой и малый сальники. Изменчивость формы желудка в зависимости от типа телосложения и положения тела, взаимоотношений же­лудка с окружающими органами.

Тонкая кишка. Отделы тонкой кишки, их топография, осо­бенности строения и функции. Рельеф и строение слизистой оболочки тонкой кишки. Ворсинки, их форма, строение, функ­ция. Лимфоидные образования. Мышечная оболочка тонкой кишки. Отношение тонкой кишки к брюшине. Проекция тонкой кишки на поверхность тела.

Печень. Функции печени, ее топография и проекция на по­верхность тела. Наружное и внутреннее строение печени. Долька печени. Особенности кровеносной системы печени. Отношение печени к брюшине.

Желчные протоки и желчный пузырь, их топография, строе­ние, функция. Анатомические приспособления, регулирующие движение желчи в желчный пузырь и из пузыря в кишку.

Поджелудочная железа. Топография, строение, функции, части железы. Отношение поджелудочной железы к брюшине. Проток поджелудочной железы. Островковая часть поджелу­дочной железы, ее строение и функции.

Толстая кишка. Функциональное значение и топография тол­стой кишки. Особенности строения слизистой, мышечной и се­розной оболочек толстой кишки. Отделы толстой кишки, их то­пография. Отношение толстой кишки к брюшине. Проекция толстой кишки на поверхность тела.

Прямая кишка. Строение и топография, сфинктеры прямой кишки.

Брюшина. Париетальные и висцеральные листки брюшины.

Функция брюшины. Образования брюшины: полость брюшины, брыжейки, большой и малый сальники, связки. Отношение орга­нов брюшной полости к брюшине (экстра-, интра- и мезопери­тонеальное положение органов). (Лит. источники 1-4, 9).

1. На муляжах и в атласе рассмотреть топографию и строение органов пищеварения.

2. В основе изучения используются контрольные вопросы

3. Зарисовать в протоколах занятия строение желудка, кишечника, печени, поджелудочной железы.

1. Понятие о полых и паренхиматозных органах. Послойное строение стенок пищеварительного тракта.

2. Полость рта, зев, лимфоидное кольцо Пирогова, глотка.

3. Пищевод, желудок, тонкий и толстый кишечник.

4. Печень, строение, функции.

5. Поджелудочная железа, строение, функции.

6. Брюшина, полость брюшины. Связки, сальники, брыжейки.

Обеспечение: муляжи, атласы, таблицы.

Тема занятия 16. Дыхательная система.

Цель занятия: изучить органы дыхания в связи с их функциями.

Задачи исследования: рассмотреть и изучить строение органов дыхательной системы — носовой полости, гортани, трахеи, бронхов, легких.

Общий обзор органов дыхания. Положение и функциональ­ное значение органов дыхания. Воздухоносные пути и дыха­тельный (респираторный) отдел.

Воздухоносные пути, их функция и особенности строения. Носовая полость. Особенности строения носовой полости в связи с функцией дыхания и обоняния. Придаточные носа, их строение и функции.

Гортань. Топография гортани и ее проекция на тела. Строение гортани: хрящи, связки, суставы, мышцы. Полость гортани. Преддверие, область голосовой щели и подголосовая полость. Голосовые и преддверные складки. Голосовая щель, желудочек гортани. Механизм образования звука. Воз­растные и половые особенности гортани.

Трахея и бронхи. Строение, топография трахеи и бронхов.

Легкие. Форма, топография и функция легких. Поверхности, краи, доли легкого. Ворота и корень легкого. Ветвление брон­хов в легком. Структурная и функциональная единица лег­кого — ацинус. Строение стенки альвеолы. Проекция границ легких на поверхность тела.

Плевра. Париетальный и висцеральный листки плевры. По­лость плевры. Плевральные синусы (карманы), их функция. Проекция границ плевры на поверхность тела.

Средостение. Органы, образующие средостение. Возрастные изменения дыхательной системы.

Влияние физических упражнений и тренировки на дыха­тельную систему. (Лит. источники 1-4, 9).

1. На муляжах и в атласе рассмотреть органы дыхания.

2. В основе изучения используются контрольные вопросы

3. Зарисовать в протоколах занятиястроение органов дыхательной системы

2. Гортань, трахея и бронхи.

Обеспечение: влажные препараты, таблицы, муляжи.

Тема занятия 17. Мочеполовая система.

Цель занятия: изучить строение и функции органов мочеполовой системы.

Задачи занятия: выявить общие черты строения органов выделения и размножения. Иметь четкое представление о строении нефрона, процессе мочеобразования, о строении женских и мужских половых органов.

Общий обзор органов мочеполового аппарата, мочевые и половые органы, их положение и функциональное значение.

Анатомия мочевых органов. Органы, образующие мочу, — почки. Форма почек, их топография, проекция на наружную поверхность тела. Оболочки почки, фиксирующий аппарат. На­ружное строение почки. Внутреннее строение почки (макро- и микроскопическое). Особенности кровообращения почки. Неф­рон — структурная и функциональная единица почки. Возраст­ные особенности почки.

Анатомия мочевыводящих путей: чашечки и лоханки. Моче­точник, его строение, топография, отношение к брюшине, суже­ние. Мочевой пузырь: форма, положение, строение стенки. Мо­чеиспускательный канал, строение, функция, половые различия.

Общий обзор половых органов. Мужские половые органы, их строение, топография и функция. Яичко. Придаток яичка, мошонка. Семенной канатик, его состав и части. Семявыносящий и семявыбрасывающий протоки. Семенной пузырек. Пред­стательная железа. Половой член, его строение. Женские половые органы. Яичник, его форма, топография, строение, отношение к брюшине. Строение стенки матки. Ци­клические и возрастные изменения яичника. Матка, ее форма, части, топография, отношение к брюшине. Строение стенки матки, связки матки. Маточные трубы, их строение, функция. Влагалище, своды, преддверие влагалища. Наружные женские половые органы. Большие и малые срамные губы, клитор, дев­ственная плева, железы преддверия. Грудная железа. Поло­жение органов малого таза у мужчины и женщины. Промежность. Мышцы и фасции промежности. Топография промежности у мужчины и женщины. (Лит. источники 1-4, 9).

1. На муляжах и в атласе рассмотреть органы мочевых и половых органов

2. В основе изучения используются контрольные вопросы

3. Зарисовать в протоколах занятиястроение органов мочевых и половых органов

1. Мочевыделительная система. Почка.

3. Строение женской половой системы.

4. Строение мужской половой системы.

Обеспечение: таблицы, схемы, муляжи, атласы.

Тема занятия 18. Органы внутренней секреции

Органы внутренней секреции (эндокринные железы), их связь с сосуди­стой и нервной системами. Железы внутренней секреции как эффекторы нервной системы. Участие желез внутренней секре­ции в нейрогуморальной регуляции организма. Классификация желез внутренней секреции.

Шишковидное тело (эпифиз), гипофиз. Строение, топогра­фия, функция эпифиза и гипофиза.

Щитовидная железа, околощитовидные (паращитовидные) железы, вилочковая железа. Строение, топография, функции щитовидной, околощитовидных и вилочковой желез.

Надпочечник, хромаффинные тельца. Строение, топография, функция надпочечников.

Поджелудочная железа. Внутрисекреторная часть поджелу­дочной железы (островки), строение, топография, функция.

Половые железы. Внутрисекреторная часть половых желез. Возрастные изменения органов внутренней секреции.

Влия­ние занятий спортом на морфофункциональные показатели же­лез внутренней секреции. (Лит. источники 1-4, 9).

1. На муляжах и в атласе рассмотреть топографию желез внутренней секреции

2. В основе изучения используются контрольные вопросы

3. Зарисовать в протоколах занятиястроение железы внутренней секреции

1.Эндокринные железы, их роль в нейрогуморальной регуляции жизнедеятельности организма

2. Щитовидная железа. Строение, функция.

3. Надпочечники. Строение, функции.

4. Поджелудочная железа. Строение, функция.

Обеспечение: таблицы, схемы, муляжи, атласы.

источник

Мышца шеи и спины откидывающая назад голову называется

30. Прочитайте п.10. Изобразите в виде схемы перечень функций опорно-двигательной системы

Функции опорно-двигательной системы

31. Раскройте роль органических и неорганических веществ кости, дописав утверждения

Органические вещества придают кости гибкость

Неорганические вещества придают кости твёрдость

Сочетание этих веществ обеспечивает прочность, упругость

32. Впишите в текст о строении трубчатой кости пропущенные слова: суставный хрящ, надкостница, компактное вещество, костномозговая полость, губчатое вещество, красный костный мозг, жёлтый костный мозг

Трубчатая кость состоит из средней части – тела кости и двух головок, сочленяющихся с другими костями. Тело кости и наружная часть головок покрыта надкостницей , а суставные поверхности головок — суставным хрящом . Внутри головок находится губчатое вещество , содержащее красный костный мозг , в котором образуются клетки крови. Тело кости состоит из компактного вещества ,внутри которого находится костномозговая полость . Она заполнена желтым костным мозгом , представляющим в основном жировую ткань

33. Ответьте, почему, несмотря на то что рост кости в толщину осуществляется непрерывно за счёт надкостницы, кость взрослого человека не становится массивнее

Процесс отвердевания кончается

34. Отчёт о лабораторной работе «Микроскопическое строение кости» (с.49 учебника)

1. На микропрепарате представлен поперечный срез кости

2. Рисунок микроскопического строения кости с обозначением деталей, увиденных в микроскоп

3. Ответы на вопросы задания №4 лабораторной работы

Поперечный срез. Самолет легче. Проходит больше воздух и поэтому легче

35. Прочитайте п.11 «Скелет человека. Осевой скелет». Заполните таблицу, впишите парные и непарные кости черепа, а также цифры, которыми эти кости обозначены на рисунке

Кости мозгового черепа № на рисунке Кости лицевого черепа № на рисунке
Парные теменные 2 скуловая 5
височные 8
Непарные лобная 3 нижняя челюсть 7
затылочная 1 верхняя челюсть 6
решетчатая челюсть 4

36. Рассмотрите рисунок, на котором показаны осевой скелет и таз шимпанзе и человека. Ответьте на следующие вопросы

1) Почему у шимпанзе позвоночник имеет два изгиба, а у человека – 4?

2) Почему затылочная кость шимпанзе имеет мощные гребни, а у человека их нет?

3) Чем объяснить то, что разница в массе шейных и поясничных позвонков у человека больше, чем у гориллы?

4) Почему таз у человека имеет форму чаши, а у шимпанзе – нет?

Опора тела на него, а у шимпанзе нагрузка на ноги

37. На рисунке изображены шейный, грудной и поясничный позвонки. Общие части позвонков обозначены цифрами, отличительные признаки – буквами. Впишите рядом с приведёнными ниже названиями частей позвонков цифры и буквы, которыми они отмечены на рисунке:

Отверстие, образующее с другими позвонками позвоночный канал – 3

Отверстия шейных позвонков, через которые проходят в голову кровеносные сосуды – А

Суставные площадки на теле грудных позвонков и боковых отростков, сочленяющиеся с рёбрами – Б

Имеются ли эти признаки у поясничных позвонков?

Да, т.к. поясничные схожи с грудными

38. Назовите показанные на рисунке кости

1) Сколько пар рёбер соединяются с грудиной с помощью хрящей? – 7 пар

2) Сколько пар рёбер заканчиваются свободно? – 2 пары

3) Какую функцию выполняют хрящевые диски между позвонками?

Придают упругость, подвижность, снижают сотрясения при ходьбе, прыжках и т.д.

40. Напишите названия указанных на рисунке частей сустава

1 – суставная хрящевая поверхность

2 — суставная хрящевая поверхность

41. Сделайте подписи к рисункам

Кости нижней конечности и крестец:

Кисть от стопы отличается подвижными фалангами и пястями (кисть можно собрать в горсть!), длинными пальцами и противопоставлением большого пальца всем остальным. Стопа представлена мощными костями пяточной и таранной , короткими пальцами, большой палец – опора всем остальным. Своды стопы позволяют человеку ходить и держать равновесие

43. Повторите статью «Разновидности мышечной ткани» п.8. Нарисуйте клетку гладкой и клетку поперечнополосатой мышечной ткани. Отметьте особенности

Отметьте особенности поперечно-полосатой мышечной ткани:

работают, как рефлекторно, так и по воле человека

44. Рассмотрите рис. 34 учебника. Найдите брюшко и сухожилия двуглавой мышцы. Прочитав статьи «Макроскопическое строение мышцы» и «Движения в суставах» п. 13, впишите определяемые ниже понятия

Сухожилие, прикрепляющееся к участку кости, которая чаще всего остаётся неподвижной, называется головка , а сухожилие, прикрепляющееся к подвижной кости, — хвост . Мышцы противоположного действия называются антагонистами , а мышцы, действующие в одном направлении – синергистами

45. Выполните лабораторную работу «Мышцы человеческого тела» (с. 64 учебника) и, изучив рис. 35 и 36, заполните правый столбец таблицы

Функции мышцы и мышечной группы Название мышцы и мышечной группы
Мышцы, одним концом прикрепляющиеся к костям черепа, а другим — к коже или только к коже мимические мышцы
Мышцы, приводящие в движение нижнюю челюсть жевательные мышцы
Мышца шеи и спины, откидывающая назад голову трапецевидная мышца
Мышцы, накланяющие голову вперед, когда сокращаются вместе, и наклоняющие голову в стороны, когда сокращаются поодиночке грудно-ключичная сосцевидная мышца
Мышца спины, отводящая руки за спину широчайшая мышца спины
Мышцы груди, сводящая плечи и руки, согнутые в локте, вперед большая грудная мышца
Мышцы, обеспечивающие расширение и спадение грудной клетки межреберные мышцы
Мышцы, поднимающие тело из положения лежа в положение сидя при фиксированных ногах мышцы брюшного пресса
Мышцы, обеспечивающие прямохождение глубокие и ягодичные мышцы
Мышца руки, отводящая плечо в сторону дельтовидная мышца
Мышцы, сгибающие пальцы и кисть в кулак мышцы предплечья

46. Приведите несколько примеров мышц, работающих как антагонисты и как синергисты

Антогонисты Синергисты
Двуглавая и трехглавая те же
Грудино – ключично — сосцевидная и поясничная те же

47. На рисунке показан мотонейрон. Подпишите его части

Укажите, сколькими мышечными волокнами управляет мотонейрон, показанный на рисунке

48. Напишите, как надо организовать тренировку, чтобы был тренировочный эффект (синтез в мышечной ткани преобладал над распадом)

49. Укажите последствия гиподинамии

Изменения в мышцах: слабые мышцы

Изменения в костях: хрупкие и слабые

Изменения в крови: падает гемоглобин

50. Прочитайте статью «Регуляция работы мышц — антагонистов» п. 14 и заполните таблицу, вписав в соответствующие столбцы слова: возбуждены, заторможены, сокращены, расслаблены

Виды нервных центров Нервные центры сгибателей Нервные центры разгибателей Мышцы-сгибатели Мышцы-разгибатели
Состояние руки
Сгибание руки в локтевом суставе возбуждены заторможены сокращены раслабленны
Разибание руки в локтевом суставе заторможены возбуждены раслабленны сокращены
Удержание груза в локтевом суставе возбуждены возбуждены сокращены сокращены
Рука опущена, нагрузка отсутствует заторможены заторможены заторможены раслабленны

51. Впишите определяемые ниже понятия

Работа, связанная с перемещением тела или груза, называется динамической

Работа, связанная с сохранением позы или удержанием груза, называется статической

52. Отчёт о лабораторной работе «Утомление при статической работе» (с. 72 учебника)

53. Прочитайте п. 15 «Осанка. Предупреждение плоскостопия». Перечислите причины нарушения осанки

Если неправильно сидишь, ходишь согнувшись и спишь на мягком происходит её развитие

54. Назовите факторы, способствующие развитию плоскостопия

Если не ходишь на каблуках и ходишь часто в кроссовках, то происходит развитие плоскостопия

55. Отчёт о лабораторной работе «Осанка и плоскостопие» (с. 75 учебника)

I. Выявление нарушений осанки

Расстояние между левым и правым плечом А/Б
со стороны груди (А) со стороны спины (Б)
34 34 34/34

Вывод: У меня нет нарушения осанки

2. Выявление нарушений в области поясничного изгиба

При положении тела спиной к стене, когда пятки, голени, таз и лопатки касаются стены, между стеной и поясницей проходит (кулак или только ладонь) – ладонь

Вывод: У меня нет нарушения поясничного изгиба

II. Выявление плоскостопия (работа выполняется дома)

След в узкой своей части (заходит или не заходит) – не заходит за линию, соединяющую центр пятки и центр третьего пальца (см. рис. 39 на с. 74 учебника)

Вывод: У меня нет плоскостопия

56. Прочитайте п. 16 «Первая помощь при ушибах, переломах костей и вывихах суставов», рассмотрите рисунки и заполните таблицу

Схематическое изображение травмы
Тип травмы растяжения связок перелом вывих
Меры первой помощи наложить фиксирующую повязку, преложить холодное остановить кровь, обработать рану, наложить повязку, зафиксировать зафиксировать конечности
Противопоказания травмировать движениями самостоятельно придавать костям из естественное положение не вставлять самостоятельно, не имея специальных навыков

57. При подозрении на перелом костей предплечья была наложена шина, а сама рука зафиксирована с помощью косынки. Определите, какую ошибку допустили при оказании помощи пострадавшему. К каким последствиям она может привести?

Нужно наложить шину так, чтобы она не захватывала более 2 суставов

источник

Anatomiya_Konspekty / Урок 13,14. Мышцы, строение, функции, работа

УРОК №13, 14 «Мышцы, строение, функции, работа»

Познакомить учащихся со строением мышц человека.

Развитие навыков самостоятельной работы с учебником и наглядными пособиями.

Научить распознавать различные мышцы в теле человека.

Знакомство с регуляцией работы мышц человека.

Научить понимать процессы, происходящие в мышце при работе.

1. Демонстрационные микроскопы с препаратами тканей.

2. Рассказать о строении сустава.

II. Новый материал

Мышцы – органы тела, состоящие из мышечной ткани, способной сокращаться под влиянием нервных импульсов.

Около 600 мышц в организме человека.

Медленно сокращаются, мало интенсивен обмен в-в, большая растяжимость, могут находиться в состоянии длительного сокращения.

Быстро сокращаются, интенсивный обмен веществ

В мышцах расположены:

кровеносные сосуды – кровь обеспечивает поступление О2 и питательных веществ, уносит продукты распада

лимфатические сосуды – способствуют дополнительному оттоку жидкости от мышц

рецепторы – воспринимают степень растяжения и сокращения мышц

эффекторы – получают команды из ЦНС

Лабораторная работа «Группы мышц человеческого тела» стр. 64-68

Функции мышцы или мышечной группы

Название мышцы или мышечной группы

Мышцы, одним концом прикрепляющиеся к костям черепа, а другим – к коже или только к коже.

Мышцы, приводящие в движение нижнюю челюсть

Мышца шеи и спины, откидывающая назад голову

Мышцы, наклоняющие голову вперед, когда сокращаются вместе, и наклоняющие голову в стороны, когда сокращаются поодиночке

Мышца спины, отводящая руки за спину

Мышцы груди, сводящие плечи и руки, согнутые в локте, вперед

Мышцы, обеспечивающие расширение и спадение грудной клетки

Мышцы, поднимающие туловище из положения лежа в положение сидя при фиксированных ногах

Мышцы, обеспечивающие прямохождение

Ягодичные, глубокие мышцы спины

Мышца руки, отводящая плечо в сторону

Мышцы, сгибающие пальцы и кисть в кулак

Жевательные мышцы – самые сильные (усилие 70 кг.).

Самая крепкая связка – бертиниева, укрепляющая тазобедренный сустав (выдерживает 350 кг.)

возбудимость – способность реагировать на нервные импульсы – раздражители

сократимость – способность уменьшать длину при увеличении толщины

растяжимость – способность увеличивать длину при уменьшении толщины

эластичность – способность принимать прежнее положение после растяжения

Наиболее эффективно мышцы работают в 1330.

КПД мышц 20%. 80% — тепловые потери.

Мышечная координация – согласованная работа мышц.

Синергисты – мышцы, выполняющие одно и то же движение.

Антагонисты – мышцы, выполняющие противоположные действия.

Утомление – временное уменьшение работоспособности, наступающее по мере выполнения работы.

чем больше нагрузка, тем скорее развивается утомление

при активном отдыхе работоспособность восстанавливается быстрее

У плачущего ребенка работает 43 мышцы, а у смеющегося – 17 => смеяться энергетически выгодней.

Лабораторная работа «Утомление при статической работе» стр. 72

Отчет в рабочей тетради (п)

III. Закрепление

Каково строение мышечного пучка?

Приведите примеры мышц-антагонистов, синергистов.

Покажите на муляже основные группы мышц и назовите их функции.

источник

Мышцы тела человека: головы, шеи, туловища, верхних и нижних конечностей

Рассмотрим основные мышцы человека и их функции.

Мышцы головы

Мышцы головы делятся на две группы:

Жевательные мышцы представлены четырьмя парами сильных мышц, общим для которых является то, что они начинаются на костях черепа, прикрепляются на различных участках нижней челюсти (собственно жевательная, височная и др.). При сокращениях они поднимают нижнюю челюсть и двигают ее вперед, назад или в стороны, что приводит к перетиранию пищи зубами.

Мимические представляют собой тонкие мышечные пучки, которые одним своим концом прикрепляются к костям черепа, а другим вплетаются в кожу, а некоторые обоими концами уходят в кожу. Их сокращения приводят к смещению кожи, что определяет мимику лица.

Проявление сложных ощущений — радости, презрения, горя, боли и т.д. — определяется многочисленными комбинациями сокращений мимических мышц. Наиболее крупными мимическими мышцами являются лобная, щечная, круговые мышцы глаза и рта.

Мускулатура шеи

Мышцы шеи приводят в движение голову и шею. Наиболее крупная из них — грудино-ключично-сосцевидная, которая двумя своими ножками начинается от грудины и ключицы и прикрепляется к сосцевидному отростку височной кости.

При одностороннем сокращении производит наклон шеи в ту или иную сторону с одновременным поворотом головы в противоположную сторону. При двустороннем сокращении поддерживает голову в вертикальном положении, при максимальном сокращении обеих мышц вызывает запрокидывание головы назад.

Мышцы туловища

Мышцы туловища подразделяются на мускулатуру:

Груди

  • Мышцы груди, относящиеся к плечевому поясу и верхней конечности (большая и малая грудная, подключичная и др.);
  • собственно мышцы груди (наружные и внутренние межреберные).

Большая и малая грудные мышцы осуществляют движение верхней конечности. Наружные и внутренние межреберные мышцы принимают участие в дыхательных движениях. Наружные межреберные поднимают ребра, обеспечивая вдох, а внутренние — опускают их, обеспечивая выдох.

Спины

Поверхностные мышцы спины (трапециевидная, широчайшая) двигают лопатки, шею, голову, плечо и опускают руки вниз. Глубокие мышцы (ромбовидная, верхняя и нижняя зубчатые) двигают лопатки, поднимают и опускают ребра при дыхании.

Крестцово-остистая мышца поддерживает тело в вертикальном положении, разгибает спину.

Живота

Мышцы живота участвуют в образовании передней и боковых стенок брюшной полости. Прямые мышцы живота участвуют в сгибании туловища вперед. Косые мышцы живота обеспечивают наклон позвоночного столба в стороны.

Мускулатура живота своими сокращениями повышает внутрибрюшное давление, образуя брюшной пресс. Мышцы брюшного пресса способствуют удержанию внутренностей в нормальном положении.

Мускулатура верхних конечностей

Мышцы верхней конечности подразделяются на мускулатуру плечевого пояса и мышцы свободной верхней конечности.

Легко прощупывается на боковой поверхности плеча самая сильная мышца плечевого пояса — дельтовидная. Она поднимает руку до горизонтального положения.

Наиболее выраженными мышцами плеча являются двуглавая и трехглавая. Двуглавая, располагаясь на передней поверхности плечевой кости, при сокращении сгибает руку в плечевом и локтевом суставах. Она прикреплена двумя верхними сухожилиями к лопатке, а нижним — к предплечью.

Трехглавая, располагаясь на задней поверхности плечевой кости, является антагонистом двуглавой и разгибает оба сустава. От ее верхнего конца отходят сухожилия:

  • одно из них прикрепляется к лопатке;
  • два других — к задней поверхности плечевой кости.

Сухожилие, отходящее от нижнего конца трехглавой мышцы, проходит по задней поверхности локтевого сустава и прикрепляется к локтевой кости.

Мышцы предплечья сгибают и разгибают предплечье, кисть и пальцы, а также вращают предплечье вокруг оси. Мышцы кисти разводят и сводят пальцы, сгибают и разгибают фаланги пальцев.

Нижних конечностей

Мускулатура нижней конечности делится на мышцы тазового пояса и мышцы свободной нижней конечности.

Мышцы тазобедренной области начинаются от костей таза и прикрепляются на бедренной кости. Среди них различают:

  • Подвздошно-поясничную;
  • большую;
  • среднюю;
  • малую ягодичную.

Они обусловливают сгибание и разгибание в тазобедренном суставе, наклоны туловища вперед и т.д. Кроме того, они поддерживают тело в вертикальном положении, поэтому у человека развиты гораздо сильнее, чем у животных.

Двуглавая мышца бедра сгибает голень и разгибает бедро, четырехглавая — разгибает голень в коленном суставе.

Мышцы, приводящие в движение стопу и пальцы расположены на голени. Самая крупная из них — икроножная, которая наибольшего развития достигает у человека, так как у него вся тяжесть тела приходится на ноги. Она также сгибает стопу. Передняя большеберцовая разгибает стопу.

источник