Меню

Мельница наталья о шей хелависа биография

Хелависа. Биография и творчество Хелависы

Биография Хелависы

Хелависа — лидер группы Мельница, автор и исполнитель песен данного коллектива. Настоящее имя певицы Наталья Андреевна О’Шей, девичья фамилия Никола́ева . Родилась Наталья 3 сентября 1976 года, в Москве. Родители Хелависы по профессии инженеры — химики. К музыке юную Наташу пристрастил отец. После школы Наталья поступила в МГУ и обучалась там с 1993 по 1999 год. В университете она увлекалась толкинистикой. Также её привлекала мистика и оккультизм. Свой псевдоним певица взяла из романа «Смерть Артура», в котором Хелависой была ведьма.

Окончив учёбу Хелависа осталась в МГУ в аспирантуре. В период с 1999 по 2004 год работала ассистентом на кафедре Ирландской и кельтской филологии. Также проводила семинары по ирландскому языку. Наталья Андреевна защитила кандидатскую диссертацию в 2003 году , которая была направлена на соискание учёной степени кандидата филологических наук по специализации «Германские языки». Хелависа стажировалась в Ирландии, была преподавателем в Тринити-колледже, расположенном в Дублине.

Певица Хелависа сильно любит Ирландию. Это проявляется во всём, над чем работает она. Наталья досконально изучила кельтские языки, а также культуру и фольклор народов Ирландии. С самого детства она была приобщена к музыке. Первые шаги к большой сцене были сделаны ещё в музыкальной школе, в которой она училась играть на фортепиано и петь. Песни, написанные Хелависой позже, быстро находили отклик в сердцах людей. Девушка и сегодня является автором и идейным вдохновителем всех новых песен группы Мельница.

Не все песни Хелависы выходят в свет с группой мельница. Многие произведения залёживаются на полках и исполняются только перед узким кругом близких и друзей. Лишь после долгих уговоров друзей опубликовать песни, певица выпустила несколько сольных альбомов. Несмотря на это, отношения с группой Мельница остаются дружескими и никак не мешают друг другу.

Личная жизнь Хелависы

Джеймс Корнелиус О’Шей стал мужем Хелависы 21 августа 2004 года. Он гражданин Ирландии. в 2008 году у счастливых супругов родилась дочь Нина Катрина О’Шей, случилось это 22 июля. Спустя три года, 15 апреля 2011 Хелависа родила вторую дочь, которую назвали Уна Тамар О’Шей. Певица уехала из России и с 2004 года Хелависа на постоянной основе проживает в Европе. Однако в Россию она часто приезжает для участия в сольных концертах, а также групп «Мельница», «Clann Lir».

Музыкальное творчество

Профессионально на музыкальной сцене Хелависа выступает с 1996-го года. Она играет на кельтской арфе, акустической гитаре, фортепиано, кастаньетах и перкуссии. Перкуссия — это ударный шумовой музыкальный инструмент, например бубен, бонго и другие. Жанр исполнения фолк — рок, фолк. Хелависа автор и композитор собственных песен, соответственно и исполнитель тоже.

Дискография творчества Хелависы выглядит так:

Сольное творчество:
Running to Paradise (Melanar, 1996)
Дорога сна (1996)
Лунный день (Melanar, 1996)
Сольные записи (1999)
Леопард в городе (2009)Сольное творчество
Running to Paradise (Melanar, 1996)
Дорога сна (1996)
Лунный день (Melanar, 1996)
Сольные записи (1999)
Леопард в городе (2009)

В составе группы «Мельница»:
Альбом «Дорога сна» (2003)
Альбом «Master of the Mill» (2004)
Альбом «Перевал» (2005)
Альбом «Зов крови» (2006)
Сборник «The Best» (2007)
Альбом «Дикие травы» (2009)
Сингл «Рождественские песни» (2011)

источник

Хелависа

Биография

Хелависа – российская певица, автор-исполнитель, основательница и солистка группы «Мельница», кандидат филологических наук, специалист по кельтской и раннегерманской письменности и литературе.

Наталья Николаева – такое имя носила нынешняя певица Хелависа до начала творческой карьеры — родилась в сентябре 1976 года в семье московских ученых. Отец Натальи был химиком-органиком университета Данди, мама работала в МГУ биохимиком.

Певица Хелависа

Любовь к музыке Наталье привил папа. В детстве девочка переслушала всю доступную классическую музыку, а также познакомилась с записями современных исполнителей – The Beatles, ABBA, Queen, Led Zeppelin, Jefferson Airplane, «Аквариум». Николаева готовилась к карьере пианистки, но в старших классах решила поступать в МГУ. Первоначально девушка хотела пойти по проверенной родителями дороге – на биофак, но в последний момент выбрала филологию.

В МГУ девушка училась с 1993 по 1999 годы. В процессе обучения Николаева увлеклась толкинистикой, мистикой и оккультизмом. Николаева участвовала в акциях и играх реконструкторского движения. Девушка стала заметной фигурой в неформальной тусовке во многом благодаря полученным в университете знаниям и умению создавать аутентичные костюмы. С детства в круг интересов Натальи входили вышивка и бисероплетение.

Отсюда появился и ее творческий псевдоним «Хелависа». Это имя ведьмы из романа «Смерть Артура». Внешнее сходство с портретом персонажа из иллюстраций к книге заметила подруга Натальи. А Николаевой приглянулся сам образ колдуньи, мечтающей быть злодейкой, но совершающей добрые дела.

Хелависа

После получения диплома Наталья Николаева осталась в аспирантуре. До 2004 года девушка состояла в должности ассистентки кафедры ирландской и кельтской филологии, изучила ирландский язык и проводила по нему семинары.

В 2003 году Николаева защитила кандидатскую диссертацию. Одно время проходила стажировку в Ирландии и преподавала в дублинском Тринити-колледже.

Музыка

Творческая биография Хелависы началась во время учебы в МГУ. Девушка увлеклась исторической реконструкцией и впервые проявила себя в музыке как ролевой менестрель. Тогда Наталья носила псевдоним «Хеледис». Исполнительница пела треки собственного сочинения и исполняла музыкальные композиции, в основе которых была поэзия Николая Гумилева, Марины Цветаевой, Редьярда Киплинга и Роберта Бернса.

В 1998-ом Наталья впервые появилась под новым сценическим именем – Хелависа. Это случилось в тот период, когда певица начала сотрудничество с группой «Тиль Уленшпигель». Коллектив исполнял песни бардовского направления с уклоном в фолк.

В средине октября следующего года на базе распавшегося «Тиля Уленшпигеля» возникла новая группа, названная «Мельница». В 2003 году появился первый альбом «Дорога сна», куда вошли песни «Горец», «Лорд Грегори», «На север» и другие в исполнении Хелависы. Через два года последовал релиз второй пластинки – «Перевал», среди треков которой популярностью пользовались «Королевна», «Ворон», «Весна».

С 2003 по 2008 Хелависа работала старшим преподавателем на кафедре кельтской и германской филологии университета. Затем до 2014 года певица всецело посвятила себя музыке. Но и научную деятельность артистка не забросила, занимаясь ею самостоятельно.

Наталья освоила игру на нескольких инструментах: фортепиано, кельтской арфе, акустической гитаре, кастаньетах и перкуссии. Но любимым инструментом артистки остается кельтская арфа, с которой девушка познакомилась случайно. Игра на ирландском народном инструменте сразу заворожила Наталью. Хелависа стала брать уроки игры на акустическом инструменте, затем освоила электроарфу. Сейчас артистка сама проводит мастер-классы на фестивалях этномузыки.

Все больше исполняемые Хелависой песни можно было отнести к фолку и фолк-року. Но особой любовью певицы осталась Ирландия и самобытная культура страны, которую Николаева изучила досконально.

После настойчивых уговоров друзей Хелависа выпустила несколько сольных дисков. Но в остальном творчество исполнительницы тесно связано с «Мельницей». Имеются в биографии певицы и другие проекты, которые называются «Хелависа, Лазерсон и друзья» и дуэт «36.6».

Хелависа неоднократно выступала в качестве приглашенной солистки вместе с группой «Ария» и фолк-рок-группой «После 11». С вокалистом Артуром Беркутом певица исполнила хит «Там Высоко» на юбилейном концерте «Арии», организованном к 25-летию со дня начала творческой деятельности коллектива. Вместе с музыкантами «После 11» Хелависа записала музыкальную композицию «Рядом быть». Премьера песни состоялась в 2011 году.

В 2012 году артистка выпустила ряд клипов на песни «Дороги», «Далеко», «Волкодав» из ранее изданного альбома «Дикие травы» и новой пластинки «Ангелофрения».

Сегодня Хелависа живет в Европе. Но каждый месяц певица бывает в России, где дает сольные концерты, а также участвует в выступлениях групп «Мельница» и Clann Lir.

Личная жизнь

Любовь к Ирландии оказалась определяющей в судьбе певицы. Личная жизнь Хелависы с 2004 года связана с гражданином этой страны Джеймсом Корнелиусом О’Шейем. В августе 2004-го пара расписалась. Спустя 4 года у молодых родилась дочка Нина Катрина О’Шей. А еще через 3 года появилась вторая малышка, которую назвали Уна Тамар О’Шей. Дети певицы растут билингвистами – девочки одинаково хорошо владеют английским и русским языками. Фото дочерей артистка часто размещает на собственной страничке в «Инстаграме». Нина и Уна часто бывают вместе с мамой в России.

Муж певицы Джеймс Корнелиус О’Шей имеет отношение к искусству. Супруг был атташе Ирландского посольства в столице по вопросам культуры.

Хелависа с мужем

Наталья Андреевна О’Шей – такое имя с 2004 года носит исполнительница – некоторое время жила вместе с мужем в Женеве. Но потом семья, выросшая до 4-х человек, начала путешествовать по Ирландии, Швейцарии, Финляндии и Австрии, куда получал командировки глава семьи.

Из последних музыкальных предпочтений Натальи Николаевой сама певица выделяет творчество Бориса Гребенщикова, перед которым певица преклонялась всегда, а также молодого рэпера – Оксимирона. Кроме музыки и кельтской культуры, у Хелависы множество других увлечений. Но главные из них йога, верховая езда, альпинизм и горные лыжи.

Хелависа сейчас

В октябре 2017 года Хелависа презентовала песню «Серебро зеркал», которая вошла в число музыкальных номеров ледового мюзикла «Дракула. История вечной любви» композитора Алексея Галинского, автора музыки к номеру показательных выступлений российской команды фигуристов на Олимпиаде-2014. Осенью состоялись концерты певицы в Санкт-Петербурге и Москве. Новая программа музыкантов «Мельницы», которая получила название «Альхимейра. Воссоединение», состоит из треков последних двух альбомов группы – «Алхимик» и «Химера».

Хелависа

29 декабря состоялась премьера сингла «Поверь» в исполнении Хелависы и гитариста Сергея Вишнякова. Хит стал первой песней нового диска, который увидит свет в 2018 году. В скором времени ожидается также выход клипа на песню «Поверь», работа над которым проводилась в здании храма Святой Анны, отстроенном в готическом стиле. Сюжетная линия видео будет содержать элементы детектива.

источник

Хелависа

Наталью О’Шей, солистку главной российской фолк-группы «Мельница», поклонники знают под именем Хелависа. Автор музыки и текстов, лингвист, кандидат филологических наук, мама двоих дочерей – какая она на самом деле? В интервью Анне Даниловой — о гибкости окружающего мира, внутренних струнах и роли заборов в правильном воспитании детей.

Хтоническая красота

Ты с самого начала вошла в ирландскую культуру. В ней есть надлом, большая сложность, внутренний драматизм…

И роль судьбы. Еще у скандинавов это особенно выражено.

Как живется с этим ощущением? С одной стороны позитив, воспитание детей, фейерверк, карнавал. А с другой внутренняя надломленность.

По-моему, это нормальный баланс. Я вижу и чувствую много хтони, даже вижу в ней некоторую красоту и получаю удовольствие от общения с ней, просто потому что могу. Мир получается от этого яркий и контрастный.

Я холерик, могу сердиться, потопать ногами, потом написать душераздирающую песню, потом пройтись на голове, и это все я буду делать с одинаковой отдачей. Для меня в принципе не свойственно состояние «что-то приуныл», если совсем меня физически не укатать, то я не унываю.

Другое дело, что бывают всякие сезонные депрессии, от которых нужно пить таблетки, подбирать их у психиатров и неврологов, работать с разными видами терапии. Когда ты видишь, что все яркие краски из мира ушли, и хтонь уже не такая красивая, и красота не такая прекрасная, все серое — это депрессия. И лично мне потребовалось много времени и усилий, чтобы понять, что когда такое происходит — это не я плохая, все кругом плохие и вообще мир мерзкий.

Это медицинское состояние с конкретным названием, не надо вытягивать себя из него за уши, как Мюнхгаузен. Надо идти сдаваться специалистам, проходить тесты на генерализованные тревожные расстройства и прочие психозы городских жителей, а потом приводить себя в порядок.

Ты выросла в России, а твой муж в Ирландии, его семья до сих пор там живет. Ирландия похожа на Россию, или это совсем другой мир?

У нас с Джеймсом разные семьи, моя — городская, семья ученых и военных, а у него деревенские учителя и фермеры. В Ирландии мне не хватает спонтанности. Если лосось — то только с соусом бешамель, вареными брокколи и морковкой. Если в перерыве между двумя приемами пищи ребенок хочет йогурт съесть — нужно целый консилиум собрать. Меня это раздражает, не хватает выхода за рамки, не хватает телесности, тактильности, праздников непослушания. Освоение нового навыка — это что-то из ряда вон выходящее, надо это со всеми обсудить. А если уж соседи по дороге что-то сказали, то вообще святых выноси.

Слушать забавно, но на деле, наверное, тяжело.

Конечно. Я понимаю, что надо ездить к родственникам мужа, я очень их люблю, но для меня это не каникулы, а выполнение некой социальной функции. Я знаю, что надо поехать, предъявить детей.

А дети при этом спонтанные и тактильные?

Дети наши совершенные коты, очень забавно смотреть, как они исподволь тормошат и бабушку, и дедушку, и других родственников. Они лезут на ручки, карабкаются, целуются. И на моей свекрови, заслуженной учительнице, строгой и формальной, аж скорлупа трещит.

Как все устроено

Почему вообще эта скорлупа появляется на людях?

Иногда это уклад страны, но вообще так происходит потому, что все люди разные. Видела гитарный усилитель? У него есть рубильник и десять делений…

Не видела, но думаю, что читатели поймут.

Я думаю, что у разных людей разное количество этих делений. Про себя я говорю, что у меня стоит эмоциональный преамп, предварительный усилитель. Допустим, если я влюбилась, то у меня внутри не бабочки летают, а нетопыри такие, с кожистыми крыльями.

У разных людей разное количество рисочек на переключателе, а еще у всех разные каналы. Есть люди, с которыми легко и комфортно говорить, даже если вы мало знакомы. Есть те, кто вообще не про поговорить, а про сделать, таких много среди музыкантов. Копошится в уголке студии, помалкивает, а потом – рррраз и играет «Полет твоей души». А есть третий тип, который организует вокруг себя людей и даже само пространство.

В общем, я за большое разнообразие и я хочу, чтобы другие люди тоже отдавали себе отчет, что все разные. И было бы странно ожидать от разных людей одинаковых эмоций и способов их выражать, одинаковой скорлупы или ее отсутствия, Самое главное — знать, как ты всему тому, что внутри, находишь выход и применение.

Есть ли в нашем мире вещи, которые ты хочешь, но не можешь понять? Для меня такой камень преткновения — безвременный уход человека.

Уход человека — всегда глобальное нарушение. Но, честно говоря, гораздо больше меня всегда интересовало устройство мира в принципе. Продолжает ли вселенная расширяться, что такое горизонт событий? В какой-нибудь другой жизни я была бы квантовым физиком, потому что это самое интересное.

Не биохимиком?

Биохимиком тоже можно, но биохимик у меня мама, для меня это менее романтично. Хотя бы потому, что я знаю, что такое ангиотензинпревращающий фермент и как он работает, могу понять результат биохимического анализа своей крови.

А понять, что такое черная дыра?

Могу, но теоретически, а хотелось бы иметь больше времени, чтобы в этом разобраться. Мне интересно жить, мне интересно, как устроен мир. Интересно постоянно чему-то учиться, хотя бы как управляться с новым звукорежиссерским пультом у нас на репетиционной базе, хотя я не звукорежиссер.

Если мы заговорили про такие глобальные вопросы, как ты понимаешь жизнь и как ты понимаешь смерть?

Появление человека — это для меня одно из совершенно безоговорочных чудес, потому что рождение отдельного существа, отдельной личности — невероятно круто и прекрасно! Одна из основополагающих штук в системе мироздания — что человек способен не самореплицироваться. Появляются самые разные люди, каждый из которых оставляет какой-то след в вечности. А про смерть мне хотелось бы думать, что это переход на следующий уровень бытия, просто мы об этом уровне еще мало знаем.

Говорят, что сегодня люди стали очень циничными, а что ты понимаешь под цинизмом? Есть вообще такое ощущение?

Мне кажется, что цинизм, черствость — это отрицание каких-то эмоций, которые людям кажутся слишком пафосными, а потому смешными. Отрицание в себе способности искренне любить, искренне сочувствовать, сопереживать. Отрицание собственной доброты: «Нет, я не хочу, чтобы подумали, что я добрая, они будут думать, что я размазня и тряпка».

Я сама часто так разговариваю на серьезные темы, меня постоянно внутренне подштармливает. У меня мысли идут мультивекторно, то есть, я могу говорить о чем-то совершенно серьезном, но вдруг в голове случается Джек Николсон из «Иствикских ведьм». Почему его герой там такой привлекательный? Да потому что он не циничный, он этим трем теткам искренне сочувствует и добра желает, просто у него такая природа, вокруг него все определенным образом закручивается.

Праздники непослушания

Расскажи про детей, как ты их воспитываешь?

Положительная мотивация — наше все. Мою старшую дочь, Нину, на «слабо?!» нельзя взять никогда. Если ей говорят «у тебя не получится», у нее действительно не получится. Вот мы учили таблицу умножения, не идет — и я нахожу какие-то прикольные способы, лайфхаки.

Советуем прочитать:  Герпес по всему лицу и шее

Через приложение на телефоне?

Да баловство все это, с телефоном, нужно просто сделать интересным процесс и закрепить результат похвалой. Например, когда старшая, Нина, стала читать про Гарри Поттера, у нее произошел огромный скачок в чтении как таковом. Я говорю: «Смотри, ты боялась, а получилось-то даже лучше, чем мы предполагали» — и ее как Тони Старка в «Железном человеке» подкидывает вверх, на все появляются силы.

Младшая, Уна, поусидчивей и покрепче психикой, но она чрезвычайно упрямая. Если она придумала что-то делать определенным образом, а ты пытаешься ей втолковать, что надо делать по-другому, ничего не получится. Нужно заняться чем-то другим, а уж потом вернуться, потому что баран она, конечно, породистый.

Уна родилась с помощью кесарева сечения. Часто говорят, что «кесарята» неконкурентоспособные, не упрямые, флегматичные. А как на самом деле?

На самом деле у матери после кесарева прекрасные шансы схватить послеродовую депрессию. Я вот схватила — после первой прекрасной беременности и родов без анестезии, с песнями, случилась операция. И ты вешаешь на себя вину: «Я плохая мать, я не справилась, двойка мне». Надо с этим вот работать. А что касается детей, то я знаю и свою кесаревну, и множество детей, родившихся таким путем, у них с волей жизни, развитием и успехами получше, чем у многих.

Твои дети похожи на тебя внутренне?

Младшая вообще копия, она хитрая, с мрачным чувством юмора, у нее тоже есть внутренний Джек Николсон. Ну а как, если любимые игрушки — это летучие мыши, а поет она пиратские песни? А вот старшая — «девочка-девочка», она очень нежная, когда-то может даже поплакать от этого. Но большого контраста с собой я тоже не вижу. И Нине, и Уне регулярно нужны праздники непослушания.

А что вы в них делаете?

Мы можем посмотреть два мультика про «Как приручить дракона» подряд, потому что обычно большего одного в день я не позволяю, да и то не каждый день. Мы можем устроить пижамный день, есть на полу, да просто дурака валять. Мне кажется, очень клево в какой-то момент сломать привычную рутину и отдаться течению. Например, мой прошлый день рождения мы праздновали так — сидели в пижамах с фруктами на балконе и всячески валяли дурака.

Есть какие-то вещи в их поведении, к которым ты нетерпима?

Друг другу делать больно — это у нас табу, это сразу по шее и извиняться друг перед другом. Еще я очень не поощряю, когда врут, причем именно проговариваю. По попе надавать и в угол поставить очень легко, но я считаю правильным объяснять, потому что если их в угол поставить, они оттуда, знаешь ли, уйдут.

Как у вас дни совместные проходят?

Я их поднимаю, выдаю еду, запихиваю в форму и провожаю в международную венскую школу Amadeus, там преподают на английском, есть и музыкальный уклон. Они будут играть на фортепиано, а Нина уже занимается на скрипке.

Потом иду бегать, занимаюсь на инструменте, отвечаю на почту. Очень не люблю убирать, а вот от готовки не устаю, запираюсь на кухне, готовлю без точных рецептов, это мой транс. Я в детстве очень любила смотреть, как моя прабабушка точно таким же манером колдует на кухне. В пять я забираю детей из школы. Они ходят во всякие продленки, у них хор, сейчас у Нины будет кулинарный класс. Потихонечку идем домой, можем зайти в парк, на площадку или что-нибудь в этом духе, делаем какое-то там домашнее задание, занимаемся на скрипке, но немного. Вечером муж приходит с работы и со старшей читает по-английски и занимается скрипкой, пока я читаю с младшей, а потом им сказку на ночь рассказывает.

Ты их проверяешь?

Конечно. Мне важно, чтобы система обучения была прозрачной для родителей.

Как ты сама учишь детей?

За три недели в Черногории мы к айпаду не прикоснулись вообще ни разу, потому что взяли с собой тетрадки со всякими логическими задачками. Гениальные тетрадочки такие, формата А4, для разных возрастов, на 5-6 лет, на 7-8, 9-10 лет, это все называется «мышематика». Они были у нас совершеннейшим хитом. Найти путь в лабиринте, нарисовать в зеркальном отражении, посчитать в игре.

Во что играете?

Во все, что я вижу вокруг, — постоянно. Еще у нас много ролевых игр, в последнее время больше про пиратов и русалок. Мы что-то мастерим, вырезаем снежинки, цветочки делаем. Ходим гулять в парк, я им показываю всякие растения, чем отличается канадский клевер от европейского.

У канадского листики зазубренные, а у европейского кругленькие. Музеи любим, причем в основном ходим прицельно. В венском специально на Брейгеля ходили, например, а в итальянское крыло даже не заворачивали. Они же маленькие, полтора часа для них предел. Но дети точно запомнят, что у кранаховских теток такие золотые кудри, как у моей Нины, они запомнят антологию европейского зимнего пейзажа, который начался с Брейгеля, этих охотников на снегу.

Всегда нужно планировать такие походы. В Третьяковке я им покажу обязательно Васнецова, строго обязательно Куинджи, покажу как у него все светится, мы поговорим, как он достигал этого эффекта. И, чтобы совсем было хорошо, — Врубелевский зал, чтобы Царевна-Лебедь у них залипла в голове навсегда.

А что–то с действием?

В Москве мы ходим в театр Сац, любим кукольный театр и классические постановки. Недавно с детьми ездили в детский лагерь в Финляндии, который организовала моя подруга, Наталья Лапкина, человек со сказкой в глазах. К нам приехали друзья музыканты, были джем–сейшены. Теплые белые ночи, и дети танцуют на крыше дровяного сарая! Сказка, хотя муж сказал, что я безответственная мать.

Но у нас был праздник непослушания для детей и взрослых, растянутый на неделю, при этом с очень интенсивным обучением. Я привезла домой охапку великолепных акварельных работ, правда великолепных. Мы сидели с видом на фантастическую природу, ели салат Цезарь с раковыми шейками, а Наташа рассказывала про историю страны.

Мы ездили в мастерскую делать кантеле, народный музыкальный инструмент. А дальше я им рассказывала, как Вяйнямейнен, главный герой «Калевалы», сделал в первый раз себе кантеле из рыбной кости, а деревянные инструменты появились уже потом.

Я им рассказываю, что арфа — это единственный музыкальный инструмент, сделанный из оружия, это же лук. Генезис арфы — звук тренькающей тетивы, дети это слушают и понимают, что это музыка, но при этом и смерть. Вот такая дуальность, как мне кажется, должна в детском мире постоянно присутствовать. Все, что угодно может обернуться, чем угодно, этот мир зыбок, этот мир гибок, это все тени на стене платоновской пещеры. Я вижу, что дети запомнили, прониклись, повторяют эти сказки и придумывают свои. У меня, например, дети, когда в стиральной машине пропадает носок, говорят, что старуха–тролль украла его для своего малыша.

Это, как сейчас говорят, сторителлинг?

Именно. Я так им рассказывала свою любимую авентюру Андерсена про диких лебедей, со всеми кровавыми подробностями, со всей этой крапивой на кладбище, мы пели песню «Рукава из крапивы–травы». А на следующий день я им дала задание придумать апокриф, что стало с принцем, у которого одно крыло. Тут сразу видно, что у кого из детей в душе и в голове, потому что Нина сказала, что он нашел страну, где живут такие же оборотни, однорукие и однокрылые, там он нашел своих. Мой крестник Глеб придумал, что принц сохранил способность летать, и это позволило ему стать главным королевским разведчиком. А девочка Катя, прагматик до мозга костей, сказала, что из крапивы, собранной Элизой, врачи получили лекарство, которое позволило вместо крыла вырастить принцу руку.

Крутить двойные фиги

У тебя самой очень доверительные отношения с мамой, это не так часто бывает.

Мы всегда были друзьями, может, повлияло, что, когда я была в школе, папа получил позицию в университете города Данди и стал жить в Шотландии. Он стал меньше времени с нами проводить, мы остались друг у друга вдвоем. Понятно, что еще была бабушка и разнообразные другие родственники, но в силу обстоятельств мы с мамой стали важны друг для друга. Когда он уехал – мне было 14–15 лет.

И подростковый бунт?

У меня его не было. Я была достаточно взрослым человеком, чтобы со мной можно было много о чем поговорить. Вот с тех пор и говорим.

Тебя сильно контролировали, многое запрещали?

Нет. Надо же головой понимать, что тотальный контроль — не выход, что это насилие над личностью. Некоторые люди не только к детям, ко всем окружающим применяют контроль, потому что не знают другого пути взаимодействия с миром. Это никуда не годится, я всегда за гибкость и умение слышать не только себя.

Еще я считаю, что детей абсолютно необходимо учить показывать язык, давать щелбаны и крутить двойные фиги. Дети должны лазать по деревьям и заборам, приходить с прогулки грязными. Если ребенок пришел в чистой одежде и с аккуратной прической — он плохо погулял. Ребенок должен шуршать листочками, рыться под кустами, падать, разбивать коленки, царапаться, штаны рвать, на тарзанках кататься. Короче, делать то, что я очень сама делать люблю, но боюсь, когда это делают мои дети.

В детстве все яблони вокруг МГУ были мои, при том, что я много болела и вообще-то была скромной отличницей. А на первом курсе университета я познакомилась с одним физиком и одним математиком, мы брали учебники и залезали на башню с часами напротив физфака. Мимо часового механизма — это же абсолютный Гофман!

Страшно же. Особенно, если это делают твои дети.

Конечно, страшно, но я надеюсь, что в 18 они примерно так себя и будут вести. Потому что ты сидишь на крыше, болтаешь ногами на уровне 27 этажа, смотришь на закат над физфаком — как хорошо!

Хелависа Воскресенье, Июнь 4, 2017 Анна Данилова

источник

Хелависа

Хелависа
Наталья Андреевна О’Шей

2012
Основная информация
Имя при рождении Наталья Андреевна Николаева
Полное имя Наталья Андреевна О’Шей
Дата рождения 3 сентября 1976 ( 1976-09-03 ) (42 года)
Место рождения Москва, РСФСР, СССР
Страна Россия Россия
Ирландия Ирландия
Швейцария Швейцария
Австрия Австрия
Профессии
Годы активности C 1996 года по настоящее время
Певческий голос сопрано
Инструменты кельтская арфа, перкуссия, клавишные, кастаньеты
Жанры фолк-рок
Псевдонимы Хелависа (Hellawes), Gudrun Ylgur, Хеледис, Зимородок
Коллективы «Мельница»
Ранее:
«Тиль Уленшпигель», «Clann Lir», «Romanesque»
Награды

Хелави́са (настоящее имя Ната́лья Андре́евна О’Шей, ирл. Natalia O’Shea , девичья фамилия Никола́ева; род. 3 сентября 1976, Москва, РСФСР, СССР [2] ) — российская певица, автор песен, музыкант (кельтская арфа, гитара, кастаньеты, перкуссия, фортепиано), лингвист, специалист по кельтским и раннегерманским языкам [комм. 1] , кандидат филологических наук, писательница [3] .

Основательница и лидер музыкальной группы «Мельница» (фолк-рок), также ведёт свои сольные проекты «Хелависа», «Хелависа, Лазерсон и друзья» и дуэт «36.6». Ранее входила в фолк-рок-группу «Тиль Уленшпигель», где была вокалисткой и соавтором многих песен, а также группы «Clann Lir» (традиционный кельтский фолк) и «Romanesque» (фолк).

Содержание

Биография

Ранние годы

Наталья Андреевна родилась 3 сентября 1976 года в Москве, в семье химиков. Отец, Андрей Владимирович Николаев, — химик-органик, профессор университета Данди (Шотландия). Мать, Ольга Алексеевна Кост, — биохимик, ведущий научный сотрудник МГУ, дочь известного профессора химика-органика А. Н. Коста. Интерес к музыке Наталье привил отец [4] .

Я выросла среди музыки, и пела с самого раннего детства. Мой папа — большой ценитель и знаток классической музыки, и он меня приучал слушать ее и разбираться в ней. Каждое воскресенье мы вставали под звуки, несущиеся с одной из пластинок из нашей огромной коллекции (если кто-то помнит, была такая серия «Сокровищница мировой музыкальной культуры», вот, папа ее собрал). Мы постоянно играли в угадайку — что-то звучит по радио, и я угадываю — русский композитор или зарубежный, какого периода, какой школы, и в итоге называю имя. Замечательная игра, очень развивает художественный слух. Конечно же, мы все время ходили на концерты и спектакли, у нас были абонементы в консерваторию, и мы переслушали всего возможного Римского-Корсакова в Большом, и гастролей зарубежный оперных театров в Москве мы не пропускали (помню, как Королевская Шведская Опера привозила «Лоэнгрина» — тогда в России Вагнера, считай, вообще не пели, и это было колоссальное впечатление. Здорово, что сейчас есть «Кольцо Нибелунгов» в Мариинке!). Даже на отдыхе, скажем, в Абхазии, мы каждый год ходили на органные концерты в Пицундский собор.

Отец Натальи неплохо играет на гитаре и умеет исполнять бардовские песни, а у матери хорошо получаются народные песни. Семья хранит музыкальные традиции со времен университетских студенческих компаний. Наряду с классической и бардовской музыкой, в семье звучали привезенные отцом из-за границы записи «The Beatles», «ABBA», рок-оперы «Иисус Христос — суперзвезда». Наталья увлеклась музыкой с раннего возраста. В шесть лет она поступила московскую детскую музыкальную школу № 14 по классу скрипки, но болезнь помешала ей посещать уроки два года (врачи запретили нагрузки). При повторном приеме в 1985 году Наталья исполняла песню Булата Окуджавы «Нам нужна одна победа» из кинофильма «Белорусский вокзал». Музыкальную школу она закончила в 1992 г., по классу фортепиано, кроме того посещала занятия по хоровому вокалу. Какое-то время Наталья готовилась к тому, чтобы стать профессиональным музыкантом-пианистом. Основное образование получила в школе № 37 с углубленным изучением английского языка [4] . Будучи школьницей, Наталья имела прозвище Зимородок, носила бирюзовый свитер и вплетала перья в волосы. Когда Наталье было 12-13 лет, её кумиром стал Фредди Меркьюри. Так началось её увлечение роком, в частности любимыми группами, помимо Queen, стали Led Zeppelin, Грейс Слик и Jefferson Airplane, Лорина Маккенитт, «Аквариум» и др. Что касается других увлечений, ими стало рукоделие (вышивка, плетение кружев и т. п.). Это пригодилось Наталье позднее, когда она, учась в МГУ, присоединилась к ролевому и затем к реконструкторскому движениям [5] .

Касательно псевдонима — это скорее альтер-эго. Когда ты очень молод и не очень уверен в себе, но при этом тебе хочется создать некую сценическую персону, ты конечно берёшь псевдоним. Потому что ты не можешь выйти на сцену и сказать «Здрасьте, я Наташа Николаева и сейчас вам буду рубить рок», при этом ты сам себе не веришь и думаешь внутри «Я же такая библиотечная девушка, как я вообще буду?»

Продолжая традиции «профессорской» династии МГУ имени М. В. Ломоносова, Наталья изначально собиралась поступить на биологический факультет, однако у неё испортились отношения со школьным классным руководителем, которая преподавала биологию, и всё сложилось иначе. Окончив школу в 1993 году, Наталья Николаева поступает на филологический факультет МГУ. Первоначально она пришла на кафедру французского языка [6] . Затем, изучая основы сравнительного языкознания на курсах О. С. Широкова, Наталья увлеклась кельтскими и германскими языками, так как по сравнению с другими ветвями индоевропейских языковых семей они были изучены слабо и специалистов в этой области было не так много [5] . Например, Наталью привлекал германский тонический стих, намного сильнее, чем романский силлабический, ей были интересны звукопись кельтской и германской поэзии, звучание языков, их место в индоевропейском наследии [6] .

Учась в университете, подрабатывая переводами и репетиторством, Наталья увлеклась ролевыми играми, а затем и исторической реконструкцией, в сферу её интересов вошла толкинистика и фэнтези. Лекции кафедры кельтской и германской филологии МГУ в первой половине 1990-х годов были объектом интереса молодых людей, которые впоследствии стали видными фигурами как движения исторической реконструкции, так и молодежной субкультуры, основанной на музыкальном направлении кельтского фолка и кельтском фольклоре, благодаря чему Наталья приобрела обширные связи в этих сообществах. Одним из этих людей был Юрий Андрейчук, с которым Наталья позднее организовала группу Clann Lir. Тогда же Наталья впервые начала проявлять себя в музыкальном творчестве как ролевой менестрель, и была известна в ролевой среде под псевдонимом «Хеледис». Слово это придумала другая девушка с толкинистской тусовки филфака МГУ, знаток языков квэнья и нольдорина Кэтрин Кинн. При этом она допустила ошибку — слово «зимородок» в нольдорине выглядит как «хеледир», и Кэтрин интерпретировала «дир» как показатель мужского рода и заменила его на женское «дис»; в квэнья же соответствующее слово выглядит как «халатир» — от корня «халат» — «наблюдать, следить». В результате имя Хеледис безупречно раскладывается на нольдорине как «Ледяная Дева», что по мнению Натальи вполне для неё подходило. Народная же этимология толкует слово как «зимородок женского пола» [4] .

Наталья стояла у истоков клуба исторической реконструкции «Наследие предков». По её рассказам, она самостоятельно шила одежды богатых ярлов земель викингов. На чемпионатах «Меч России» она трижды занимала первое место в номинации «Реконструкция западноевропейского женского костюма». Сотрудничала с клубами исторической реконструкции «Варяг» и «Братина» [4] .Однако, по словам Хелависы, со временем вслед за ролевиками она постепенно отошла и от реконструкторского движения. В это же время Хелависа увлеклась верховой ездой [5] .

Наука

После окончания магистратуры Наталья продолжила учёбу в аспирантуре МГУ. С 1999 по 2004 год она работала ассистентом кафедры германской и кельтской филологии филологического факультета, вела факультативный семинар по ирландскому языку. Во время стажировки в Ирландии преподавала в Тринити-колледже в Дублине [7] . В 2003 году защитила кандидатскую диссертацию «Тематизация презенса сильного глагола в кельтских и германских языках (на материале древнеирландского и готского)» [8] [9] . С 2003 по 2008 годы работала преподавателем кафедры кельтской и германской филологии МГУ, с 2008 по 2014 годы — старшим научным сотрудником той же кафедры [3] .

В июне 2014 года Наталья оставила научную работу в МГУ [3] , и посвятила себя музыке, самостоятельной научной деятельности, и семье, а также занялась дизайном одежды и аксессуаров. Наталья периодически продолжает публиковать статьи в научных изданиях [5] Особое место в сфере интересов Натальи занимает Ирландия. Наталья — кандидат филологических наук, лингвист, специалист по кельтским языкам, культуре и фольклору ирландских народов [10] . Наталья свободно говорит на русском, английском и французском, достаточно хорошо на ирландском, шотландском (в обоих вариантах) и валлийском, хорошо знала датский, но уровень упал из-за отсутствия практики. На начальном уровне владеет исландским, испанским, немного немецким. Наталья владеет древними языками — латинским, древнеирландским, древнеанглийским, готским, несколько хуже из-за отсутствия практики владеет древнеисландским, древнегреческим и санскритом [5] [11] .

Музыкальное творчество

О фолке и его восприятии:
У нас были барды, у нас был блатной шансон, и у нас была псевдонародная музыка в пластиковых кокошниках в Кремле. И поэтому сейчас такая путаница между терминами «этно», «фолк», «traditional» — это всё разные, вообще, вещи. В Западной Европе и Америке человек реально может быть фолк-музыкантом, выступать в пабах с гитарой в родном Глазго, а потом выпустить хитовейшую пластинку. Это я имею в виду Эми Макдональд и эта песня будет звучать из каждого горнолыжного бара в Мерибеле.

Начало музыкальной карьеры

Со школьных времен Наталья сочиняла песни, написанные на тексты поэтов-классиков и друзей из ролевого сообщества. Первая песня, написанная на собственный текст — «Дорога сна» была создана в 1993 году. В 1996 году вышли её первые, записанные на кассетах сборники собственных песен и положенных на музыку стихотворений русских поэтов — Лунный день, Дорога Сна и англоязычный Running to Paradise, в котором были положены на музыку стихотворения из толкиновского цикла, Иоганна Гёте, а также Уильяма Йейтса, Редьярда Киплинга, Роберта Бёрнса, Томаса Мура. Записи были выложены в сети Интернет, благодаря чему Хелависа получила широкое признание в кругах любителей фолк-музыки.

На музыкальной сцене Наталья выступает с 1996 года, когда вышел её первый альбом с переложением на музыку англоязычных стихотворений. В репертуаре концертных выступлений Натальи звучали как песни на стихи собственного сочинения, так и, помимо упомянутых авторов, песни на стихи Николая Гумилёва, Марины Цветаевой, Александра Блока, а также народные ирландские, валлийские, английские и шотландские песни с текстами на языке оригинала.

Тиль Уленшпигель

Юноша по имени Денис (Дэн) Скурида услышал меня на Сетуньском турнире, где-то нарыл мою пиратскую запись и принес руководителю «Тиля» Руслану Комлякову, после чего Руслан как-то меня нашел и предложил мне делать аранжировки моих песен, чтобы исполнять их в «Тиле Уленшпигеле». От такого предложения я, при всей своей занятости наукой, отказаться не смогла…

Летом 1998 года Наталья была приглашена Русланом Комляковым в его группу «Тиль Уленшпигель» (проект с классическими академическими музыкальными инструментами и вокалом Руслана, в барочной стилистике, с присутствием средневековых образов в текстах) в качестве вокалистки, и 23 июня 1998 года впервые выступила на профессиональной сцене под сценическим псевдонимом «Хелависа» с собственными песнями, вошедшими в репертуар группы.

Появление основного авторского псевдонима «Хелависа» основано на портретном сходстве с изображением ведьмы Хелависы [en] (Hellawes) из иллюстрации Обри Бердслея к роману Томаса Мэлори «Смерть Артура». Книгу Наталье подарила подруга, которая и предложила ей этот псевдоним [4] [5] [13] .

В то время как Комляков был занят семейными проблемами, в частности переездом, Денис Скурида предложил остальными участникам «Тиля Уленшпигеля» организовать собственный коллектив. Так была образована группа «Мельница», давшая свой первый концерт 15 октября 1999 года под старым названием «Тиль Уленшпигель». Однако первоначальный состав проекта просуществовал недолго. Уже в 2002-ом Денис Скурида со своей женой (вокалисткой и скрипачкой) Марией Лариной покидают «Мельницу», и лидером коллектива становится Хелависа. Единственным вкладом Скуриды в творчество «Мельницы» оказалась музыка к стихотворению «Вереск», которая завершила треклист альбома «Перевал».

«Мельница» и сайд-проекты

Группа «Мельница» является основным направлением творческой деятельности Хелависы. К настоящему времени она осталась единственным участником группы, который входил в её первоначальный состав. В период с 2003 по 2008 годы Хелависа принимала участие в фолк-проекте «Clann Lir», а в 2005 году — в составе группы «Romanesque» (балканский фолк), представлявшей собой женское арфовое трио, в которое помимо Хелависы входили Екатерина Антоненко и Татьяна Струнина.

До 2003 года Хелависа и «Мельница» были популярны в сравнительно узких кругах поклонников фолка и фолк-рока, выступая преимущественно в небольших клубах Москвы и Санкт-Петербурга. В 2003 году вышел первый альбом группы — «Дорога сна», презентация которого собрала аншлаг в московском клубе Б2, и послужила прорывом группы к выступлениям на крупных московских концертных площадках.

В апреле 2005 года вышел второй альбом группы — «Перевал», высоко оценённый (4/5) музыкальным журналом Play. Рецензенты издания отметили качество исполнения, но вместе с тем и некоторую скованность и нерешительность, которых нет по их мнению на живых концертах [14] .

Прорыв Хелависы и «Мельницы» к широкой общероссийской популярности состоялся в июне 2005 года, когда усилиями лейбла «Мельницы» (на тот момент — компании «CD-Land») в хит-парад «Чартова дюжина» радиостанции «Наше радио» попала песня Хелависы «Ночная кобыла» с вышедшего к тому моменту альбома «Перевал». Усилиями фан-клуба «Мельницы» была организована активная поддержка голосованию за эту композицию, благодаря чему она сразу попала на 7-е место хит-парада. Песня была принята и поддержана не только поклонниками группы, но и широкой аудиторией радиостанции, благодаря чему всего через две недели возглавила хит-парад, продержавшись в течение 22 недель, из которых 11 недель находилась на 1 месте и заняла первое место по итогам года [15] . С 2006 года группа начала ездить в ежегодные гастрольные туры по всей стране.

В 2005 году также выходит в свет единственный из альбомов фолк-группы «Clann Lir», на котором звучит вокал Хелависы, её мужа, Джеймса О’Шей, а также сооснователя группы Юрия Андрейчука. Наряду с ирландской арфой Хелависы, в записях альбома звучит волынка, вистлы и такой крайне редкий в наши дни инструмент как лютня, на которых играет известный музыкант-мультиинструменталист Владимир Лазерсон, боуран в исполнении Юрия Андрейчука, а также спинет, на котором играет Константин Вышинский. Альбом неофициально распространялся в Ирландии и получил доброжелательные отзывы от ирландской публики.

В сентябре 2005 года, в группе «Мельница» произошел раскол, вследствие творческих разногласий между Хелависой и другими неформальными лидерами коллектива. В течение месяца Хелависа с оставшимися в группе участниками набрали новых музыкантов, взамен вышедших из состава группы. Первый концерт группы в новом составе состоялся 26 ноября 2005 года в подмосковном городе Черноголовка, куда группа была приглашена в качестве хэдлайнеров фолк-рок фестиваля. В день концерта Хелависа сильно простудилась, развился трахеит, однако она не стала отменять выступление, чтобы не подводить группу и организаторов фестиваля. В ходе концертного сета «Мельницы» у Натальи отказали голосовые связки и программу выступления пришлось немного сократить. Хелависа нашла в себе силы остаться на сцене для раздачи автографов поклонникам, но покинула её в полуобморочном состоянии. На следующий день у группы был запланирован сольный концерт в Нижнем Новгороде, и Хелависа, несмотря на болезнь, вновь отказалась отменять концерт, «на морально-волевых качествах» отработав полную концертную программу без каких-либо сокращений. После концерта она полностью потеряла голос на неделю и в течение последующего года была вынуждена амбулаторно проходить медицинские процедуры на голосовых связках.

В 2006 году выходит альбом «Зов крови» — первый альбом группы в обновленном составе. Радиопрезентация этого альбома состоялась на «Нашем радио» 18 февраля. Журнал Play отвел для рецензии отдельную страницу. Рецензент Алексей Мажаев уже во второй раз (первый раз был в 2003 с «Дорогой сна») выражающий своё негативное отношение к «выходцам из ролевой субкультуры» отмечает, что по сравнению с прошлым годом группа существенно поднялась, во многом благодаря поддержке «Нашего радио», которое решило разнообразить свой репертуар фолк-роком [16] .

Параллельно с новым составом группы «Мельница» возникает сольный проект «Хелависа», постепенно трансформировавшийся в проект «Хелависа, Лазерсон и друзья», в котором приняли участие музыканты «Мельницы» Сергей Вишняков, Дмитрий Фролов, Дмитрий Каргин, Алексей Орлов (до мая 2017 года), Сергей Заславский (до 2013 г.), Александр (Грендель) Степанов (до 2008 г.) а также сессионно участвовали гитарист Дмитрий (Дуглас) Сафонов (до 2011 г.), Владимир Лазерсон и аккордеонист Михаил Смирнов. Этот проект является логическим развитием сольных концертных выступлений Хелависы и имеет два музыкальных направления: кельтский фолк и авторские песни Хелависы, как правило, не входящие в репертуар группы «Мельница», исполняемые в акустических аранжировках.

В 2009 году выходят сразу два альбома: очередной альбом «Мельницы» под названием «Дикие травы» и первый «официальный» сольный альбом Хелависы «Леопард в городе», включающий её авторские композиции, не входящие в репертуар группы. Концертная презентация альбома «Дикие травы» с успехом прошла 21 февраля 2009 года в СК «Олимпийский» и стала первым концертом для Хелависы после более чем полугодового перерыва, связанного с рождением первого ребёнка.

Альбом «Леопард в городе» ставил целью отнюдь не покорение радиоэфиров, а скорее стал данью уважения любимым поэтам и кельтской культуре — на просторах композиций традиционно властвуют традиционные фолк-образы — живая природа, любовь, рыцари, прекрасные девы и бескрайние просторы [17] .

К началу 2010 года ежегодные гастрольные туры Хелависы и «Мельницы» географически охватывают всю территорию России от Калининграда до Владивостока, а с 2015 года гастрольный график расширяется не только на ближнее (Украина, Белоруссия, Казахстан), но и на дальнее зарубежье (Израиль, разовые выступления на музыкальных фестивалях в Эстонии, Германии). По традиции, появившейся с этого же времени, ежегодно в январе группа «Мельница» и Хелависа в составе сайд-проектов выступают в разных городах с рождественскими концертами.

В 2012 году вышел пятый номерной альбом «Мельницы» под названием «Ангелофрения», в ходе работы над которым Хелависа и участники группы для участия в создании аранжировок первый и пока единственный раз воспользовались услугами приглашенного саунд-продюсера — заслуженного артиста РФ Александра Самойлова.

В 2013 году выходит в свет второй сольный альбом Хелависы, посвященный направлению её творчества, связанному с кельтским фолком, и логически продолжающий это направление со времен участия Хелависы в группе «Clann Lir». В записи альбома приняла участия команда сольного проекта «Хелависа», включающая часть музыкантов группы «Мельница», а также Владимира Лазерсона, использовавшего при записи волынку, боуран, вислы и шалмей. Эти песни относятся к более классическому фолку, близки к народной музыке, и, по мнению агентства «Интермедиа», пронизаны кельтской культурой [18] . Эти работы по мнению специалистов агентства InterMedia уникальны в своём жанре и максимально далеки от поп-музыки, и сделаны с авторской любовью, поэтому выглядят не чуждо и не занудно. Среди песен альбома можно встретить и валлийскую пастушью песнь, и детские песенки, и лошадиный разговор, и переговоры воинственных прачек, и многое другое. К каждой композиции в CD-издании есть русскоязычный комментарий [18] .

С выходом шестого («Алхимия», 2015 год) и седьмого «Химера», 2016 год) номерных альбомов, образовавших концептуальную дилогию, авторский коллектив группы во главе с Хелависой продемонстрировал что достиг уровня сложившейся высокопрофессиональной самобытной и самодостаточной творческой лаборатории, не нуждающейся во внешнем наставничестве.

В 2015 году появляется концертная программа «36,6», состоящая из песен, исполняемых дуэтом, в который на правах соавторов-исполнителей входят Хелависа и Сергей Вишняков. Первоначально идея проекта возникла из опыта выступлений Хелависы и Сергея в ходе интервью на телевидении и радио в качестве представителей группы «Мельница». Эти выступления потребовали специальных минималистичных аранжировок хитов «Мельницы», переложенных для электроарфы, акустической гитары и вокала. Со временем Наталья и Сергей пришли к выводу что из задела переаранжированных песен можно создать отдельную концертную программу. Идея получила признание у зрителей и промоутеров. В гастрольных турах Хелависы 2016—2017 года ряд сольных концертов был проведен именно в рамках этого проекта. В 2017 году Наталья и Сергей решили развить программу, написав специально для неё цикл песен, в котором намереваются отойти от концепции чисто акустического дуэта и активно применять современные технологии электронного звучания. 29 декабря 2017 года состоялся релиз сингла «Поверь» [19] — первой композиции из планируемого цикла. 24 февраля 2018 года был выпущен официальный видеоклип на этот сингл. [20] Съемки видеоклипа прошли в декабре 2017 года, в Санкт-Петербурге. 21 марта 2018 года состоялся релиз сольного альбома Хелависы «Люцифераза», куда вошел уже выпущенный сингл [21] .

В 2018 году озвучила Джайну Праудмур в музыкальном анимированном клипе «Лики войны: Джайна», предваряющем выход дополнения «Битва за Азерот» по вселенной игры World of Warcraft, для российского импортёра студии Blizzard Entertainment. По случаю этого события 5 октября 2018 Хелависа посетила московский Игромир, где спела концерт в рамках дуэта «36 и 6», ответила на вопросы посетителей выставки и провела автограф-сессию.

Творческая кухня

В интервью телеканалу Афонтово Хелависа охарактеризовала цель своих трудов и рассказали о грани между вечным и сиюминутным:

В первую очередь я верю, что наш труд создаётся для вечности. Вечность — моё ремесло. Я считаю, что в любом случае то, что после нас остаётся, наши песни, мы делаем это ради того, чтобы оно сохранилось. Насколько оно вдохновляется сиюминутными элементами культурного контекста — это каждый артист решает для себя сам. И это нормально. У нас есть Владимир Владимирович Маяковский с гениальной поэмой «Облако в штанах», которая абсолютно вневременная. И есть его элементы трэша — стёбные агитпроповские штучки, которые не менее талантливы — это часть культурного контекста. То есть да, это нормально.
Мы как-то уворачиваемся, от того, чтобы влезать в какие-то новостные дрязги, стараемся себя вести очень аккуратно. При этом мы едем с концертами в Украину, каждый год и даже чаще. И это тоже для нас очень ценно, для нас очень важна и киевская, и одесская публика, то как они нас встречают, то, как они нас благодарят за то, что мы приезжаем, потому что в первую очередь мы играем для людей. Мы играем не для политиков, мы не делаем никаких манифестов, мы просто играем для людей, которые пришли нас слушать. А что касается вдохновения, каких-то сиюминутных моментов, это уже устройство каждого артиста, насколько он воспринимает напрямую новости о крушении Боинга или насколько это у него в голове перевернётся, переварится, и из более тонких слоёв ноосферы он, скажем, напишет песню о погибших детях. Бывает, что вдохновение работает очень кривыми путями — когда-то ты заметил что-то краем глаза и она у тебя лежит на задворках подсознания, а потом к ней добавляются новые и новые соринки, а потом хлоп, они как песчинки слипаются и из этого образуется прекрасный кристалл кварца.

В качестве иллюстрации к описанию творческой лаборатории Натальи ниже приведен один из её комментариев, где она рассказывает, каким образом складываются её песни:

Как ты создаешь тексты своих песен? Откуда приходят идеи? Проекты?

По-всякому. Иногда появляется кусочек мелодии или даже просто аккорд, который я несколько дней могу дергать и слушать (как медведи забавляются с расщепленными деревьями). Потом, в ходе прослушивания аккорда, становится понятно, о чем будет песня, и в итоге на более или менее оформленную мелодию пишется текст. (Это случай «Прялки»). Иногда бывает по-другому — придумала кусочек мелодии, и он лежит полгода, ни к чему не приспособленный, а потом появилось несколько слов, зацепленных друг за друга, и они потянули за собой эту мелодию, причем зачастую полностью приходится менять ритм. (Это как я писала «Господина Горных Дорог»). Иногда все получается более-менее вместе, и катится, как снежный ком, и тогда уже текст на письме, в качестве «стихов», выглядит совсем безобразно, но это потому, что он развивается логично музыке, а не правилам стихосложения. Вообще хочу сказать, что стихов я практически не пишу. Не люблю; хотя люблю, ценю и знаю мировую поэзию и искренне восхищаюсь творчеством любимых поэтов. Но я-то не поэт! Для меня в песне в любом случае первична музыка (более узко — работа голоса), и вместо стихов я пишу ТЕКСТЫ. В тех же случаях, когда у меня идет песня на чей-то текст (это я в основном раньше так делала, когда еще сама не пыталась сложить два слова вместе), я его воспринимаю именно как звучащий текст, который можно и нужно спеть (более того, стихи Бернса, на которые я писала песни, и были созданы как тексты песен; то же можно отнести и к ряду других использованных мной текстов).

Теперь что касается идей… Ох. Это сложно. Конечно, бывает, что можно выделить четкий источник вдохновения — какой-то древний текст («Ночная Кобыла»), или личное впечатление от путешествия, или просто в жизни случилась беда, и чтобы в ней не задохнуться, необходимо ее пропеть. Но вот как пропеть.

Дело в том, что я живу в каком-то собственном информационном пространстве; у меня существует постоянный мыслефон, в котором события нашего реального мира изменяются до неузнаваемости, отражаются от стенок других миров и только тогда до меня полностью доходят. А еще я вижу сны, из которых зачастую приношу образы, слова и мелодии. Я как паук, сижу в центре паутины и ловлю колебания, приходящие с самых отдаленных ее концов — а это концы, они же черт знает где! Я знаю названия нескольких миров, покрытых моей паутиной, я знаю способ перемещения между ними, я знаю других сновидцев, которые имеют туда доступ, и мы периодически обмениваемся информацией. В общем, написание текста песни — это практическая магия. И с этим связано то, что я не стремлюсь к идеальной форме стиха — нужно, чтобы было единственно верное звучание слов, чтобы была смена ритма там, где надо, чтобы слушатель сам не понял, с каким стуком сердца в резонанс попало у него вот это слово. Я клею витражи, вот и все. (Кто не читал Г. Л. Олди, цикл «Бездна Голодных Глаз», а в нем повесть «Витражи Патриархов», прочтите непременно, сразу про меня многое станет ясно.)

Я знаю, что тяга к мифологии и кельтской культуре зародилась у вас ещё во время студенчества, однако как это творчество воплотилось в музыку?
Никак. Я думаю, что моя музыка имеет отношение в принципе к рок-культуре вообще, а конкретно тексты имеют отношение к русской поэзии.
На что вы опирались, что стало вашим вдохновением?
Моим вдохновением может быть что угодно. Просто я вижу, что мы опять идём по накатанной тропинке и на «Мельницу» вешают ярлык «кельтская группа», а это совершенно не так. Мы не играем кельтскую музыку. В моих текстах нет каких-то условно кельтских персонажей. То, что в университете я занималась ирландским языком и долгое время преподавала кельтскую филологию, не имеет к моему творчеству ни малейшего отношения.

Одним из основных источников вдохновения Наталья считает русскую поэзию Серебряного века, но вместе с тем отмечает, что она не фольклорист и народное творчество к её работе отношения не имеет. Среди других источников отмечаются также сказки народов мира и индоевропейская мифология. Сюда Хелависа также вкладывает термин «историческая поэтика», введённый учёным А. Веселовским, в русле которой работали такие люди, как В. Жирмунский и Ю. Лотман. Эта научная отрасль изучает, как в рамках одной культуры, например древнегерманской, связаны язык, поэзия и мифология. Всё это входит в рамки интересов Хелависы, и именно это она пытается отразить на своём музыкальном творчестве [13] .

Отвечая на популярный вопрос журналистов, почему фолк-музыка не слишком популярна в русскоязычной среде, Хелависа отмечает, что сам термин для многих размытый и не имеет чёткого значения. Во многом это так из-за ухода в крайности — либо это очень сложное направление, связанное с изучением народной музыки, культурных особенностей, фольклора и т. д. (чем занимается, например, Инна Желанная), либо это показное шоу в дешёвых костюмах как наследие советского прошлого и как приевшийся официальный элемент торжеств. По словам Натальи, не так много исполнителей, музыка которых не только имеет фолк-элементы, но и граничит с авторской песней, с рок-музыкой. Что же касается слушателей, у многих это вызывает недоумение, так как в привычке у них такого нет — есть поп-музыка, есть традиционный рок, есть бардовская песня, есть блатной шансон, а что это такое, многие не совсем понимают. По словам лидера коллектива, «Мельнице» повезло по той причине, что группа не ставила себе узких рамок и направлений [12] [13] .

Наталья О’Шей отмечает, что сформировался некий стереотип, согласно которому группу «Мельница» окрестили кельтской, исполняющей кельтскую, ирландскую, шотландскую музыку, хотя это в корне не верно. Группа исполняет авторскую музыку, которая имеет мало чего общего с культурой этих древних народов. Кельтская музыка играется в отдельном, сольном проекте, куда входит как часть музыкантов основной группы, так и приглашаемые для концертов и записей Владимир Лазерсон (волынки, духовые, перкуссия) и Михаил Смирнов (аккордеон) [13] .

Аудитория

Отвечая на вопрос, пыталась ли по рок-традиции прыгнуть в толпу:
Нет, это не моё. Это не нужно. У нас просто публика слишком интеллигентная — если попытаться прыгнуть, они вежливо расступятся.

Наталья отмечала, что успеху группы в решающей мере способствовало активное сообщество поклонников, которое организовало фан-сайт, фото- и видеосъемки концертов, создание видеоклипов, а также большого количества связанных проектов и флэшмобов. «Публика группы „Мельница“ крайне разномастна и разнопланова, но это — люди слушающие, очень интеллигентные и, наверно, открытые всему новому.» [5] Есть и пожилые люди, которых как правило приводит молодёжь, и люди среднего возраста, многие из которых являются поклонниками группы ещё с 1990-х гг., когда она только зарождалась. Отмечается и большое количество людей юного возраста — многие школьники посещают концерты «Мельницы» [6] .

Музыкальные критики агентства InterMedia отмечают, что хотя в начале пути основную аудиторию составляли ролевики и толкинисты, со временем она пополнилась интеллигенцией, ценителями ирландской культуры, так как в творчестве Натальи наблюдается сильная популяризация ирландской музыки, особенно явно — в её сольных проектах. Со временем тематика и характер песен стали крепко сочетать в себе европейскую культуру и национальные традиции [18] . В одном из недавних интервью Наталья сказала, что аудитория её поклонников самая разношёрстная и охватывает самые разные сферы жизни [5] . Когда группа Мельница 13 апреля 2015 года выступала на Своём радио в программе «Живые», обсуждалась тема того, что среди поклонников группы очень много металлистов, несмотря на то, что творчество «Мельницы» весьма далеко от метала [22] .

Мои сценические костюмы именно сценические, это не историческая реконструкция.

Говоря о популярности группы, Хелависа подчеркивает, что одним из фактов её обеспечения стало шоу, и в этом плане она сравнивает свою группу с западными проектами. По её словам, группа презентует себя людям и стремится к тому, чтобы люди сами тянулись к ним, но не затягивает их в мир своих фантазий насильно [5] . Отвечая на вопрос об исторической достоверности костюмов, Наталья подчеркнула, что никогда не выступала в таких. В этом нет необходимости, так как группа не играет историческую музыку и в таком костюме ты выглядишь нелепо. Для неё в концертной одежде главное удобство и удачный сценический образ [23] . Что касается тематики песен, то знание всех культурных отсылок не обязательно, так как темы, которым они посвящены, общечеловеческие — любовь, свобода, война, разлука и т. п [12] .

Музыкальные инструменты

Наталья О’Шей закончила музыкальную школу по классу фортепиано, владеет акустической гитарой и перкуссией.

Уже по прошествии нескольких лет профессиональной певческой карьеры, Хелависа обратила внимание на ирландскую (кельтскую) арфу, случайно познакомившись с чужим инструментом в артистической гримерке. По словам Натальи, перейти с фортепиано на арфу было не так уж и сложно [5] . Наталья начала изучать основы игры на арфе [6] , занимаясь с частными преподавателями в Ирландии, в том числе у известной ирландской арфистки Мойры Ни Хахасы (Máire Ní Chathasaigh) и посещая в Шотландии мастер-классы знаменитой ирландской арфистки Саворны Стивенсон ( Savourna Stevenson [en] ). Параллельно Наталья не оставляла систематические занятия вокалом, как самостоятельные, так и периодические с частными преподавателями в России и в Ирландии. Наталья начинала играть на недорогой арфе пакистанского производства. Вскоре она решила, что ей требуется инструмент более высокого уровня, и приобрела арфу модели Aziliz фирмы « Camac harps [en] ». Со временем Наталья вместе со звукорежиссёрами группы пришла к осознанию факта, что акустическую арфу крайне сложно подзвучивать в составе рок-группы, в результате приобрела электрическую арфу Silhouette фирмы «Lyon & Healy», которая впоследствии была заменена на электроарфу DHC фирмы «Camac harps», изготовленную для Хелависы по специальному заказу. На конец 2017 г. в личной коллекции Хелависы находятся четыре ирландские арфы, из которых три акустические и одна электрическая, а также этнические арфоподобные инструменты, например, сванский чанг. Наталья провела мастер-классы по ирландской арфе на фестивалях «АрфаВита».

В 2014 году у Хелависы появляется собственная мини-студия, основой которой стала аранжировочная станция Kurzweil PC3K8. С этих пор Наталья активно осваивает основы звукорежиссуры, а также современные технологии создания и обработки звука в аранжировочных решениях. Некоторые из этих решений вошли в студийные альбомы группы «Мельница».

Официальный сайт

В декабре 2017 года была запущена новая версия официального сайта Хелависы на домене http://helavisa.ru Ранее официальный сайт Хелависы располагался на домене hellawes.ru, который ныне не поддерживается. Одновременно с новой версией сайта был презентован новый логотип бренднейма «Хелависа».

Литературное творчество

О’Шей Н. Ирландия, где всегда идет дождь. // Вокруг света. — № 11 (2794). — Ноябрь 2006. — С. 150—158. — ISSN 0321-0669 — авторский очерк Хелависы об Ирландии.

29 ноября 2013 года поступает в продажу опубликованное издательством «Эксмо» первое художественное произведение с упоминанием в авторах Натальи О’Шей, написанное Максимом Хорсуном — фантастический роман «Ангелофрения» в жанре стимпанка [24] . Он был написан после создания альбома «Ангелофрения», вокруг которого развернулось бурное обсуждение. Многие идеи из песен нашли своё отражение в романе. История написания изложена самой Хелависой в одном из интервью — Максим Хорсун оставил в «Живом Журнале» Хелависы комментарий о том, что стоило бы написать роман на основе альбома. В ответ та дала добро на написание. Что касается сюжета, дочь петербургского астронома Магдалина Эльвен отправляется в Мемфис, столицу страны на севере Африки. Книга описывает историю её любви к капитану одного из дирижаблей — основного средства передвижения во вселенной книги [25] . Ни в написании, ни в корректуре сама Наталья Андреевна участия не принимала, ее имя на обложку было помещено чисто из маркетинговых соображений (всю работу делает Хорсун, а Хелависа за определенный процент от гонорара благодаря армии поклонников обеспечивает рекламу продукта) В итоге отзывы роман получил смешанные — в своих рецензиях читатели указывали на большое количество орфографических и стилистических ошибок, а также на недостаточную проработанность мира. Почему Хелависа пошла на такой рискованный шаг не понятно: либо в тот момент прибыль ее интересовала больше репутации, либо Хорсун почему-то обладал в ее глазах высокой степенью доверия, либо она вообще не планировала выпускать произведения в прозе, в любом случае рейтинг литературных ожиданий в рядах ее фанатов резко просел, и строчки вроде «конечности пурги» в ее поэтическом творчестве его явно не воскресят.

Я очень люблю книги в жанре постмодернистского философского фэнтези, как у Генри Лайона Олди.

27 января 2016 года в Доме книги «Москва» на Воздвиженке была представлена публике очередная совместная литературная работа Хелависы [26] . Институтом этнологии и антропологии имени Н. Н. Миклухо-Маклая при РАН тиражом в тысячу экземпляров была издана научно-популярная книга «Сказки, рассказанные в октябре», написанная Натальей О`Шей в соавторстве с этнографом Наталией Лапкиной при поддержке Российского гуманитарного научного фонда [комм. 2] [27] , основанная на результатах проведенной авторами выездной научно-творческой школы в городе Плюгрескан (Бретань, Франция), в мае-июне 2013 года в рамках исследовательского проекта «Основы межкультурной адаптации детей дошкольного и младшего школьного возраста». В приложениях к изданию описаны образовательные курсы и лагеря, которые знакомят детей с кельтской культурой — одно из направлений, в которых работает Хелависа [28] .

Сама по себе книга довольно разнообразна и предназначена для широкого круга читателей, автор относит её к постмодернизму [23] . Здесь есть и научное вступление, и советы по рассказыванию историй и сказок детям, и размышления о межкультурной адаптации, и, собственно говоря, сами авторские сказки от Хелависы в количестве семи штук [26] [28] . К каждой сказке предусмотрены свои примечания. В самом издании используется термин «сторителлинг» — авторы отмечают, что адекватного перевода на русский нет. Под этим подразумевается «правильная передача детям смысловых конструкций, идей, культурных ценностей путём рассказывания сказок». Допустим, после прочтения сказки «Финн и лосось мудрости» детей советуют угостить лососем. Всё это было реализовано в проекте, по итогам которого книга была написана — истории сопровождались звучанием кельтской арфы, детей угощали запечённым лососем и т. п. Критиками портала InterMedia было высоко оценено качество издания, исполнение книги и сами сказки, которые написаны живым и современным языком, лишены старомодных, замшелых оборотов и конструкций. Также по ходу повествования наблюдается градация — первые истории здесь выступают традиционными детскими сказками, а последние уже выглядят серьёзными историями [28] .

В дальнейшем Хелависа организовала ещё один детский научно-творческий лагерь в 2016 году, на этот раз в Финляндии, но этого не хватило на целую книгу. По её словам, после проведения ещё нескольких подобных лагерей выйдет продолжение [29] . В 2017 году с участием Хелависы был проведен очередной детский творческий лагерь с выездом во Флоренцию (Италия), куда приглашались все желающие.

Личная жизнь

Среди увлечений и хобби Хелависы можно отметить верховую езду, альпинизм, горнолыжный спорт, плавание, йогу [10] . Альпинизм является семейным спортом у Натальи — в горные походы ходили её отец, мать, дед, бабушка и многие другие родственники [5] .

21 августа 2004 года Наталья вышла замуж за Джеймса Корнелиуса О’Шей, гражданина Ирландии, на тот момент атташе по культуре ирландского посольства в Москве. После замужества она живёт вместе с семьей в Западной Европе, переезжая по мере служебных назначений мужа раз в 4 года. До 2004 года он работал в Москве, в 2004—2008 гг. в Дублине, в 2008—2016 гг. — в Женеве, с 2016 года — в Вене [5] .

22 июля 2008 года в Женеве у них родилась дочь Нина Катрина О’Шей, а 15 апреля 2011 года там же вторая дочь — Уна Тамар О’Шей. Будучи беременной, Хелависа до мая 2008 года участвовала в гастролях. По её словам, во время беременности она не лежала на диване, а занималась активным спортом, соблюдая необходимые меры осторожности — до третьего месяца каталась на горных лыжах, до четвёртого — ездила на лошади, во время беременности летала в Новую Зеландию и ходила там в пешие походы. Походы по ледникам продолжались даже в последнем триместре, занятия йогой и плавание продолжались вплоть до самых родов, а за день до них Наталья без особых усилий проплыла в бассейне свой стандартный километр. По словам Натальи, в это период именно йога и ароматерапия держали её в тонусе, и она подробно рассказывала об этом в интервью. Когда Нине исполнилось 5 месяцев, концертная деятельность продолжилась, так как наступило 21 февраля и группа представила публике альбом «Дикие травы». Пока Наталья выступала на сцене, за детьми присматривала няня [10] .

Хелависа занималась активной популяризацией ношения слингов-шарфов вместо традиционных колясок. По её словам, это весьма удобно и более мобильно [30] . Некоторое время она являлась фотомоделью — лицом норвежского производителя слингов-шарфов Еllevill [31]

С 2008 по 2016 Хелависа активно занималась дизайном одежды и аксессуаров, создав совместно с Наталией Лапкиной и Марианной Шипициной мастерскую моды «Mitzi Dupree» [32] (ныне прекратила свою деятельность). На одном из рождественских концертов в Московском международном доме музыки в качестве экспериментального сценического решения сольные номера Хелависы были совмещены на сцене с дефиле моделей, одетых в платья, созданные по её эскизам.

Хелависа делит свой рабочий и личный график примерно поровну между пребыванием по месту жительства семьи и в России. В России она ведёт активную студийную и концертную деятельность в составе группы «Мельница» и в сольных проектах [33] . На начало 2018 года семья проживает в Вене, дети живут и учатся либо там, либо в английской школе в Москве. Как правило, на клубные концерты Хелависа дочерей не берёт, так как отрицательно относится к пиар-акциям за счёт детей на сцене. Да и атмосфера, по её словам, не совсем детская. Дети во многом разделяют увлечения матери — плавают, ездят верхом, занимаются йогой [10] , а также занимаются музыкой. С творчеством матери они также знакомы и пытаются исполнять некоторые песни. Их любимые — Дороги, Королевна (любимая песня самой Хелависы), Ангел, Ночная кобыла, Овечка [5] .

Видео по теме

источник