Воспитание в детском саду средствами народной музыки

Валентина Сысуева
Проект на тему «Использование фольклора в музыкальном воспитании дошкольников»

Проект на тему: «Использование фольклора

в музыкальном воспитании дошкольников»

На современном этапе главная задача музыкального воспитания до-школьников средствами фольклора – повернуться лицом к народной музыке, начиная с самого раннего возраста, когда еще только закладываются основные понятия у ребенка, формируется речь и мышление, развиваются способности, умения и навыки.

Интерес и внимание к народному искусству, в том числе музыкальному, в последнее время в нашей стране еще более возрос. Все чаще говорят о необходимости приобщения детей к истокам русской культуры, о возрождении народных праздников с их традициями. Значение различных форм русского фольклора в музыкальном образовании дошкольников трудно переоценить. Ведь, приобщая детей к народному творчеству, мы тем самым приобщаем их к истории русского народа, к нравственным общечеловеческим ценностям, которых так не хватает в наше неспокойное время. Нельзя не отметить роль народной культуры в духовно-нравственном воспитании дошкольников. Наши предки оставили нам воистину неисчерпаемый источник народной мудрости. Немного творчества, выдумки, импровизации и из старых об-рядовых народных гуляний получатся замечательные праздники для наших детей.

Поэтому свою основную задачу как педагога я вижу в том, что бы как можно полнее познакомить своих воспитанников с русским народным творчеством, привить им любовь к русской музыкальной культуре и русским традициям. Сделать так, что бы и они в свою очередь передали эту любовь своим детям.

Именно поэтому стала актуальным разработка проекта «Использование фольклора в музыкальном воспитании дошкольников».

Проанализировав результаты работы с воспитанниками, я пришла к выводу, что у детей недостаточный слуховой багаж произведений музы-кального фольклора. Для решения этой задачи и будет продолжаться работа с ребятами, педагогами и родителями по «вплетению» музыкального фольклора в жизнь ребенка.

Предметом данной проектной деятельности является путь приобщения дошкольников к народной культуре.

Цель проекта: Приобщение дошкольников к истокам русской народной культуры путём знакомства с народным фольклором.

Задачи проекта:

1. Формировать у детей устойчивый интерес к народному творчеству, желание знакомиться с разнообразными жанрами фольклора.

2. Познакомить детей с русскими народными песнями различных жанров, со звучанием и внешним видом русских народных инструментов.

3. Формировать исполнительские навыки в области пения, движе-ния, музицировали.

4. Развивать активное восприятие музыки посредством музыкального фольклора.

5. Развивать эмоциональное восприятие народной музыки в различных видах музыкальной деятельности.

6. Развивать воображение, творческие и актерские способности.

7. Воспитывать патриотические чувства, гордость за великую дер-жаву.

Новизной и отличительной особенностью проекта является приоб-щение детей к творческой деятельности; создание игровых миниатюр, инс-ценировок народных фольклорных праздников, а также знание истоков народного творчества.

Тип проекта:

По продолжительности: средней продолжительности.

По доминирующей линии: практико–ориентированный.

По содержанию: социально-педагогический.

Участники проекта: дети дошкольного возраста, воспитатели, музыкальные руководители, преподаватель изобразительной деятельности, родители.

Этапы реализации проекта

• Обоснование актуальности темы, мотивация ее выбора;

• Определение цели и задач проекта;

• Подбор литературы, пособий, атрибутов;

• Обсуждение с родителями детей вопросов, связанных с реализацией проекта.

• Непосредственно-образовательная деятельность с детьми.

• Самостоятельная деятельность детей.

• Обобщение результатов работы;

прикладного искусства; создание календаря праздников, состоящего из детских работ.

Материально- технические ресурсы:

музыкальный зал для занятий с детьми;

музыкальные инструменты: бубен, трещотка и. т. д. ;

• технические средства обучения: магнитофон, видео- и аудиоап-паратура,

• наборы СD — дисков, микрофоны и др. ;

• зал для проведения праздников;

3. Методическое обеспечение:

• дидактический и раздаточный материал;

• пособия по народному творчеству;

• комплект методической и теоретической литературы;

• Разработанные сценарии игр и праздников.

Дети проявят активный интерес и желание заниматься музыкальным фольклором:

У детей будут сформированы навыки актёрского мастерства, коммуникативные способности;

.Воспитатели получат интересную технологию работы с детьми, основанную на создании образно

Игровых ситуаций, требующих от детей перевоплощения, работы фантазии, воображения. Они сделают вхождение в мир фольклора для ребёнка желанным, интересным, занимательным, личностно окрашенным и значимым. Также педагоги приобретут опыт в изготовлении костюмов бутафории, реквизита и опыт совместного сотрудничества с детьми и родителями.

Этап Мероприятия Сроки Ответственные

Анкетирование воспитателей анке-тирование родителей

Мониторинг творческих способно-стей,

Наблюдения Сентябрь Музыкальный

воспитатели

Консультация для воспитателей «Музыкальный фольклор в жизни детей дошкольного возраста Октябрь Музыкальный

Конкурс знатоков народной музыки

Ноябрь Музыкальный

Декабрь Музыкальный

Семинар практикум с родителями

Январь Музыкальный

воспитатели

Семинар- практикум для родителей

«Знакомство с детским фольклором. Февраль Музыкальный

Круглый стол с участием родителей

«Роль народного фольклора в дет-ском саду Март Музыкальный

воспитатели

«Мастер-класс» для родителей

«По изготовлению кукол оберегов» Апрель Музыкальный

Анкетирование воспитателей анке-тирование родителей

Мониторинг творческих способно-стей,

Наблюдения Май Музыкальный

воспитатель

Культурно- досуговое мероприятие

«Пасха» Май Музыкальный

воспитатель

План мероприятий с детьми

работа Материал Направление

«Зимние свят-ки» Развлечение

Беседа с детьми о святочных праздниках, обычаях.

Знакомить детей с Рождественскими песнями и колядками. Музыкальные инструменты

«Рождество» Праздник 1 занятие:

Рассказ музыкального руководителя о рождественских песнях и колядках.

Рассказ об обычаях на святки рядиться, чтобы изменить свою внешность.

Проведение русских народных игр.

Рассказ о новогодних песнях

«Овсенях» о гаданиях под новый год с пением. Иллюстрации с изображением ряженных Художественно-эстетическое развитие

«Пришла Ко-ляда-отворяй ворота!» Развлечение Беседа о празднике Масле-нице, о традициях, обрядах,

Разучивание приговорок, прибауток,

Разыгрывание сценок коля-дования.

Проведение русских народных игр» Бабка Ёжка»

Рассказ о святочных гаданиях Костюмы ря-женых

Шумовые и музыкальные инструменты. Позновательно-речевое разви-тие.

Масленица Русский праздник. Рассказ музыкального руководителя о Масленице.

Проведение русских народных игр.

«Горшки» и Гори, Гори ясно» Костюмы ря-женых

Шумовые и музыкальные инструменты. Физическое развитие.

Знакомство детей с масле-ничными пес-нями. «Посиделки» Знакомство с песнями которые пели в эти дни.

Проведение русской народной игры «Горелки» Костюмы ря-женых

Шумовые и музыкальные инструменты. Позновательно-речевое разви-тие.

«Алексей с гор потоки» Развлечение Рассказ о народном празд-нике.

Проведение русских народных игр»Кораблики,»Родничок» Иллюстрации

Ленточки голубые Физическое развитие.

Вербное вос-кресенье. Развлечение Посещение «избы».рассказ Хозяюшки о празднике Вербного воскресенья и вербе, обычаях, приметах.

Проведение русских народных игр:

Исполнение русских народных песен. Веточки вербы

Народные кос-тюмы. Художественно-эстетическое развитие

Рассказ музыкального руководителя о праздновании Пасхи,

Проведении русских народных игр:

Знакомство с пасхальными песнями.

Рассказ об обычае на Пасху обмениваться яйцами, о значении этого действия о праздновании последнего дня пасхальной недели-Красной горки.

Разучивание пасхальных песен, приговорок,

Раскрашивание Пасхальных яиц.

Проведение русских народных игр с яйцами и ««Прялица» Костюмы

Музыкальные инструменты

Пасхальные яйца. Социально-личностное развитие

Троица. Летний праздник. Рассказ педагога о праздновании Троицы, об обрядах»Завивания» берёзки

«Кумления и «проводах русалок»

Проведение русских народных игр «Венок» и

«В кресты» хоровода» Во поле берёзонька стояла»

Исполнение песен про берёзоньку. Демонстрацион

ный материал. Позновательно-речевое разви-тие.

Ресурсное обеспечение проекта

1. Нормативно – правовой ресурс

• согласование проекта с администрацией детского сада;

• утверждение проекта с администрацией детского сада;

• утверждение проекта на заседании творческой группы педагогов

2. Материально- технический ресурс

• приобретение инвентаря, расходного материала для изготовления пособий и создания специальной среды в музыкальном зале и в группах

• подбор методической и познавательной литературы по теме;

Примерная образовательная программа «Детство», под редакцией Т. И. Бабаевой, А. Г. Гогоберид-зе, О. В. Солнцевой.

Программа «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» (О. Л. Князева, М. Д Маханёва.

Программа «Школа этнической социализации»(Л. В Суровяк, Новосибирск 2014.

Система работы по формированию культуры здорового образа жизни

«Наша традиция -Быть здоровыми!» (Жуковин И. Ю. Карепова Т. Г)

Сбор информации по теме проекта из Интернета и периодических изданий.

Реализация проекта требует изготовления информационных материа-лов для родителей воспитанников.

Оформление мини музея,иллюстраций, картотек.

Разработку и реализацию проекта обеспечивают штатные работники МАДОУ «Центр развития №13

1. Музыкальный руководитель Сысуева Валентина Фёдоровна.

2. Старший воспитатель педагог

3. Воспитатели высшей категории

1. Бундарина Т. А Знакомство детей с русским народным творчеством С. Петербург,1998\

2. Боронина,Е. Г.»Оберег» Программа комплексного изучения музы-кального фольклора в детском саду. М. Владос,1999

3. Ветлугина Н. А. Музыкальное развитие ребёнка М. Просвещение,1988

4. Дзержинская,И. Л. ,Музыкальное воспитание младших дошкольников: Пособие для воспитателя и музыкальных руководителей детского сада (из опыта работы)-М.:Просвещение,1985-160с. ,нот

5. Дошкольная педагогика,5 — издание, С. Л. Козлова, Т. А. Куликова, Москва, Академия 2004

6. Закон РФ» Об образовании (в редакции 20.07.2004 года)

7. Картушина М. Ю. Русские народные праздники в детском саду. М. ,2006

8. Картушина. М. Ю. Проблемы современного музыкального воспитания дошкольников. Управление дошкольного образования №5/2005

9. Калинина Р. Р. Программа творческо-эстетического развития ребёнка. С. -Петербург, 2002

10. Калинина Т. В. Новые информационные технологии в дошкольном детсве Ж. Управление ДОу 2008

11 .Кольцова М. И. Русский фольклор на музыкальных занятиях, утренниках. Дошкольное воспитание №5.1993

12. Князева О. Л. Маханёва, М. Д Приобщение детей к истокам русской народной культуры.

13. Мельников М. Н. Детский фольклор и проблемы народной педагогики, Новосибирск, Просвещение, 1987

14. Остроух Г. А. Музыкальный фольклор как средство музыкальных способностей детей. Дошкольное воспитание №1994.

15. Старикова К. Л. У истоков народной мудрости, Екатеренбург, Свер. Область Отделение педагогического общества 1994.

16. Старикова К. Л. Народные обряды и обрядовая поэзия,Екатеренбург. Отделение педагогического общества 1994.

Использование чувашского фольклора в музыкальном развитии дошкольников Аннотация: Музыкальный фольклор – уникальная самобытная культура наших предков, осознается современным обществом как значительный фактор.

«Национально-региональный компонент в музыкальном воспитании дошкольников в аспекте ФГОС до» Чем дальше в будущее входим, Тем больше прошлым дорожим. И в старом красоту находим – Хоть новому принадлежим. В. Шефнер Сегодня мы на.

Консультация для воспитателей «Применение кукол-образов в музыкальном воспитании дошкольников» «Волшебный край» — так когда-то назвал театр великий русский поэт А. С. Пушкин. «Любите ли вы театр так, как люблю его я?»- спрашивал своих.

Использование ИКТ в музыкальном воспитании дошкольников Значимость музыкального воспитания в детском саду трудно переоценить. Оно является одним из основных компонентов эстетического воспитания.

Использование информационно-коммуникативных технологий в музыкальном воспитании дошкольников Видеофрагменты занятия посредственная образовательная деятельность «Путешествие на Карнавал животных». подготовительная к школе группа.

Проект «Использование нетрадиционной здоровьесберегающей технологии в физическом воспитании и оздоровлении дошкольников» Проект: «Использование нетрадиционной здоровье-сберегающей технологии в физическом воспитании и оздоровлении дошкольников- Са-Фи-Дансе».

Инновационный подход к использованию малых жанров народного фольклора в музыкальном воспитании дошкольников ФГАОУ ВО «Казанский (Приволжский) федеральный университет» Институт психологии и образования Приволжский межрегиональный центр повышения.

Семинар для воспитателей ДОУ «Использование фольклора в духовно-нравственном воспитании» Семинар для воспитателей ДОУ «Использование фольклора в духовно-нравственном воспитании» «Современный национальный воспитательный идеал.

Семинар на тему: «Использование метода проектов в экологическом воспитании дошкольников» (из опыта работы). Дудырева Н. В., воспитатель ГБДОУ детский сад№ 122 Невского района Санкт- Петербурга ТЕМА ВЫСТУПЛЕНИЯ «Использование метода проектов.

Значение фольклора в музыкальном развитии дошкольников Фольклор культивирует главные жизненные ценности — ценности жизни, здоровья, общения. Всё это позволяет нам утверждать, что фольклор.

источник

Ирина Комкова
Духовно-нравственное воспитание дошкольников в ДОУ средствами музыки

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА № 27

Г. УГЛЕГОРСКА САХАЛИНСКОЙ ОБЛАСТИ

694920, Сахалинская область, г. Углегорск, ул. Пионерская, 12; тел. /факс 45-024; E-mail: ds27ugl@yandex.ru

на областной научно-практической конференции

VII Сахалинские Рождественские образовательные чтения:

«Нравственные ценности и будущее человечества»

Тема: «Духовно-нравственное воспитание дошкольников

в ДОУ средствами музыки»

музыкальный руководитель

высшей категории МБДОУ № 27

г. Углегорска Сахалинской области

«….Самым высоким видом искусства, самым талантливым, самым гениальным является народное искусство, то есть то, что запечатлено народом, что народом сохранено, что народ пронёс через столетия…»

Важным средством духовно-нравственного воспитания и формирования активной творческой личности является народное искусство, в котором объединены устный фольклор, музыкальное и изобразительное искусство. В народном искусстве обобщены представления о прекрасном, эстетические идеалы, мудрость народа, которые передаются из поколения в поколение. Через народное искусство ребёнок познаёт традиции, обычаи, особенности жизни своего народа, приобщается к его культуре, духовно развивается.

Народное творчество богато ритмами и повторами, оно несёт в себе конкретные образы, краски, доступно и интересно ребёнку, что является основой для пробуждения и упрочения эмоционально-положительного отношения детей к нему. Ценность народного искусства определяется ещё и тем, что оно воздействует на чувства ребёнка благодаря средствам выразительности, и это воздействие носит естественный, ненасильственный характер. В силу этого оно доступно детям с разным уровнем развития, и каждый ребёнок получает от этого удовольствие и эмоциональный заряд. Русское народное творчество – одно из средств духовно-нравственного, познавательного и эстетического развития детей.

Очень радует, что родители и педагоги стали чаще задумываться о том, насколько культурна-эклектична та среда, в которой растут современные дети; понимают, что восстановление преемственности поколений в восприятии и освоении традиционной культуры своего Отечества содействует формированию основ самосознания, любви к Родине, а также мировоззрения, основанного на традиционном понимании связи человека со своей семьёй, другими людьми и Богом – Творцом. С появлением Федеральных государственных образовательных стандартов у педагогов детского сада появились значительные возможности для воспитания детей в духе родной культуры. Потому что именно они бывают с детьми в детском саду на протяжении всего дня и фольклор может стать не предметом изучения как в школе, а частью этой естественной бытовой жизни.

Музыкальный руководитель детского сада, как никто другой, понимает, что духовность подрастающего поколения надо воспитывать с самого раннего детства. В народе говорится: нет дерева без корней, дома – без фундамента. Трудно воспитать духовно-нравственное поколение без знания истории своего народа и без опоры на опыт наших предков. Тем более одной из задач Федерального государственного образовательного стандарта является задача «объединения обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества». А тема духовно-нравственного воспитания отчётливо прослеживается во всех образовательных областях: художественно-эстетическое, познавательное, социально-коммуникативное, речевое и физическое развитие.

В детском саду духовно-нравственное воспитание каждого ребёнка осуществляется через знакомство детей с произведениями фольклора в музыкально-образовательной деятельности. А народный фольклор, в свою очередь, формирует такие нравственные качества, как:

-чувство совести, долга, веры, ответственности, гражданственности, патриотизма;

-нравственного облика: терпения, милосердия, кротости;

-нравственной позиции: способности отличать добро от зла, проявлению самоотверженной любви, готовности к преодолению жизненных испытаний;

-нравственного поведения: готовности служения людям и Отечеству, проявления духовной рассудительности, послушания, доброй воли.

Ребёнку-дошкольнику доступно, понятно и интересно русское народное творчество. На музыкальных занятиях, праздниках и развлечениях дети знакомятся с разнообразным репертуаром русских народных песен, плясок и хороводов, игр, потешек и считалок. В каждом виде детской музыкальной деятельности звучат русские народные мелодии.

Дети любят и охотно поют частушки, колыбельные, прибаутки и потешки. Все русские народные песни насыщены гласными, имеют простой ритмический рисунок, с помощью которых проводится работа над протяжным пением, хорошей дикцией.

Также русская народная песня обладает огромной художественно-воспитательской ценностью: у детей формируется тяга к русскому народному творчеству, у них обогащается словарный запас с помощью типично народных выражений и поэтических оборотов (зимушка-зима, травушка-муравушка, земелюшка-чернозём, цветики, рассыплюся яблонькой, поспешал и т. д.). Многие слова, встречающиеся в русских народных песнях, незнакомы детям и звучат непривычно для уха современного ребёнка (коромысел, сенечки, грать, гусли, младёшеннька и др., но тем не менее дошколята проявляют живой интерес к таким песням, удивительно быстро их запоминают и поют с большим удовольствием: «Пошла млада за водой», «Где был, Иванушка?», «Как у нашей Дуни», «Во кузнице», «Блины» и другие. Эти песни дети ещё с удовольствием инсценируют, проявляя своё творчество.

На музыкальных занятиях дети знакомятся и с различными плясовыми движениями: это хороводный, топающий, переменный шаг, шаг с притопом, «распашонка», «ковырялочка», «козлик», «дробушечки», присядка и полуприсядка и другие. После усвоения этих движений, дети разучивают пляски «Кадриль», «Танец с ложками», «Чеботуха», «Прялица», «Сударушка» и многие другие.

Кроме песен и плясок, мы разучиваем игры с пением, хороводы, игры и потешки с движениями: «Ловушка», «Весёлая карусель», «Ворон», «Как у наших у ворот», «Плетень», «Гори ясно», «Колобок» и многие другие. Яркий образ, динамичность вызывают у ребят желание двигаться. Разученные игры и потешки они переносят в свободные игры. В играх старшие дошкольники умеют пользоваться игровыми зачинами, т. е. водящего выбирают по песенке — считалке, например, «Бегал заяц по болоту», «Лиса по лесу ходила», «Скок-поскок» и другие. Эти короткие песенки-считалки дают возможность осваивать песенно-ритмическую основу народных игр.

Дошколята любят играть на русских народных инструментах: трещотках, деревянных ложках, свистульках, бубенцах, колотушках. В детском репертуаре есть такие русские народные песни, как «Я рассею своё горе», «Во саду ли, в огороде», «Ах вы, сени», «Светит месяц».

Весь разученный музыкальный репертуар включается в праздники и развлечения. Чего только не бывает на осенних семейных посиделках! Красные девицы водят хороводы, добры молодцы меряются силой, состязаются семьями, кто кого перепоёт, исполняя частушки! На этот праздник приходят и скоморохи, и Осень (родители, которые одаривают детей осенними дарами.

Новый год – народный праздник. И опять мы обращаемся к народному материалу. В древней Руси празднование Нового года сопровождалось величанием, поздравлениями. На новогоднем празднике дети и родители с шутками и прибаутками ходят друг к другу «в гости» от дома к дому и поют поздравительные песни-колядки с добрыми пожеланиями хозяевам дома в новом году. В ответ хозяева угощают колядующих и одаривают их подарками. А ещё в некоторых домах живут герои русских народных сказок: три медведя, колобок, петух и курица. А потом ещё и Емеля на печке, Баба-Яга с частушками, Кощей Бессмертный. И всегда на примере сказок дети убеждаются, что непременно добро побеждает зло.

Женский День 8 марта по времени совпадает с народным праздником весёлой Масленицей, с гуляньем и с блинами и обильным угощением. На праздник приходит Масленица «белая, румяная, коса длинная, трёхаршинная, платье синее, ленты красные, лапти жёлтые, головастые». Конечно, и этот праздник не обходится без участия родителей!

Весной начинаются ярмарочные гуляния. Музыкальный зал оформляется в виде ярмарки: с ярких красочных лотков продаются русские народные игрушки: матрёшки, свистульки, пряники и сушки. Коробейники расхваливают свой товар, а дети и родители его покупают. Купленные дымковские игрушки и матрёшки оживают в танцах, песнях и стихах в исполнении детей и взрослых. И, конечно, ни одна ярмарка не обходится без карусели и поводыря с медведем.

Все праздники в детском саду педагоги стараются проводить на основе фольклорного материала.

Таким образом, в процессе занятий музыкой дети знакомятся с лучшими образцами народной музыки, что способствует обогащению их духовного мира, приобщения к культурному богатству своего народа, воспитанию гражданина и патриота, знающего и любящего свою Родину. Через приобщение дошкольников к русскому народному творчеству наши воспитанники становятся активнее, эмоциональнее, у них расширяется представление об окружающей действительности, обогащается словарный запас, они лучше поют, пляшут и играют, водят хороводы, движения становятся раскованными, более выразительными, у них хорошо развиваются память, слух, чувство ритма а главное, у них проявляется интерес к русскому фольклору, к музыке, с помощью которых каждый маленький гражданин нашей Родины соприкасается с историческим прошлым русского народа. А народные праздники помогают им учиться творчески самовыражаться, свободно общаться со сверстниками и взрослыми.

1. Асафьев Б. В. «Избранные статьи о музыкальном просвещении и образовании»,М. 1956; 2. Алиев Ю. Б. «Методика музыкального воспитания детей (от детского сада — к начальной школе)», Воронеж,1998;

3. Бекина С. И., Ломова Т. П., Соковнина Е. Н. «Музыка и движение», М., 1984;

4. Зацепина М. Б. «Музыкальное воспитание в детском саду», М. ,2008;

5. Орлова Т. М., Бекина С. И. «Учите детей петь», М., 1988.

6. Радынова О. П. Программа «Музыкальные шедевры».М. ,2000.

Духовно-нравственное воспитание дошкольников Духовно-нравственное воспитание дошкольников Дошкольное детство — это важный период в жизни ребенка, когда формируются ощущения собственных.

Духовно-нравственное воспитание детей младшего школьного возраста средствами вокального искусства «ДУХОВНО – НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СРЕДСТВАМИ ВОКАЛЬНОГО ИСКУССТВА»Вопрос духовно-нравственного воспитания.

Опыт работы «Духовно-нравственное воспитание в ДОУ» Актуальность. Дошкольное детство — это важный период в жизни ребенка, когда формируются ощущения собственных возможностей, потребность в.

Духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста средствами музыкального искусства ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СРЕДСТВАМИ МУЗЫКАЛЬНОГО ИСКУССТВА Музыкальный руководитель Рожкова Яна Юрьевна.

Духовно-нравственное воспитание детей средствами народной культуры Духовно-нравственное воспитание детей средствами народной культуры Духовно-нравственное воспитание детей средствами народной и православной.

Духовно-нравственное воспитание дошкольников Воспитание из всех святых дел самое святое Феофан Затворник Духовно-нравственное воспитание — одно из самых актуальных задач российского.

Духовно нравственное воспитание дошкольников Духовно нравственное воспитание дошкольников. Воспитание гражданина и патриота, знающего и любящего свою родину (задача особенно актуальная.

Духовно-нравственное воспитание дошкольников средствами музыкального искусства ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ МУЗЫКАЛЬНОГО ИСКУССТВА. Духовно-нравственное воспитание детей в дошкольном возрасте.

Презентация «Духовно-нравственное воспитание дошкольников в ДОУ в условиях интеграции образовательных областей» «В воспитании всё должно основываться на личности воспитателя, потому что воспитательная сила изливается только из живого источника человеческой.

Духовно-нравственное воспитание средствами педагогического репертуара в хоровом классе В современном обществе профессиональная деятельность педагога-музыканта предъявляет все более высокие требования к его духовно-нравственному.

источник

Ерофеева Наталья
Роль фольклора в музыкальном развитии и воспитании детей дошкольного возраста

Актуальность

Необходимость обращения к истокам народного искусства, традициям, обычаям народа не случайна. Сегодня остро стоит проблема сохранения культуры народа, его духовных богатств. Порвались нити, которые связывали старшее и младшее поколения. Это может привести к тому, что последующие поколения могут утратить исконные свои корни. Особенно внушаемыми к этим изменениям являются дети. Мы взрослые должны осознать, что ребенку с самого детства необходимо прививать культуру своей страны, развивать к ней интерес. Поэтому, очень важно возрождать нашу культуру, преемственность поколений, дать детям нравственные устои, патриотические чувства, которые живы в людях старшего поколения.

Слово фольклор — это английское слово, сложенное из двух слов «фольк»—народ, «лор»- учение. Итак, фольклор — это народная мудрость. Фольклор не имеет автора. Это особое искусство — народные песни, танцы, игры, легенды и сказки, обряды, поверья и т. д. Люди, создавшие их когда-то, передавали другим из уст в уста, так фольклор дошел до наших дней, не оставив имен своих создателей. Фольклор сопровождает человека с рождения, опекая в детстве, и сопровождает вплоть до перехода в юность.

Детский фольклор — это слияние поэтического народного слова и движения. Детский фольклор — это то, что взрослые на протяжении многих лет создавали для детей.

Взрослые черпали из общей сокровищницы фольклора, отбирали для детей доступные их восприятию и пониманию песни, загадки, пословицы, поговорки, игры. Брали для детей то, что педагогически целесообразно.

Наконец, сами дети, подрастая, участвуют в играх сверстников, осваивают их и все, что с ними связано (считалки, скороговорки и т. д., а потом уже включаются и в творческий процесс создания простейших попевок для игр, считалок, дразнилок.

Фольклор увлекает детей раннего возраста яркими поэтическими образами, вызывает у них положительные эмоции, укрепляет светлое, жизнерадостное восприятие жизни, помогает понять, что хорошо и доступно, что красиво и что некрасиво.

Работу по ознакомлению с фольклором в детском саду условно можно разделить на несколько направлений:

• Слушание народной музыки, песен, в том числе и колыбельных.

• Знакомство с музыкальными играми и хороводами.

• Знакомство с народными музыкальными инструментами.

• Знакомство с традициями и обрядами русского народа.

Знакомство с фольклором начинается с первых дней жизни человека.

Что же относится к детскому фольклору?

Детский фольклор можно разделить на несколько групп:

В системе жанров детского фольклора особое место занимает «поэзия пестования», или «материнская поэзия». Сюда относятся:

Колыбельные— протяжные песни для успокоения малыша, при укладывании его спать.

Пестушки– короткие стихотворные приговоры, которыми сопровождают физические процедуры и движения младенца в первые месяцы жизни. Их можно использовать с детьми раннего возраста во время зарядки и режимных моментов

Утром солнышко встает выше выше выше

Потешки – песни взрослого для ребенка. Сопровождающие игры ребенка с пальцами, ручками, ножками.

Иногда потешки только развлекают (как приведенная выше, а порой и наставляют или дают простейшие знания о мире.

Прибаутки – песенки, напоминающие маленькие сказочки в стихах.

Календарный детский фольклор.

Заклички («закликать» — «звать, просить, приглашать, обращаться») – обращения к явлениям природы: солнцу, радуге, дождю, деревьям и т. д. слова которых выкрикиваются хором нараспев

Приговорки – обращения к живым существам (к насекомым, птицам, животным)

Игровой детский фольклор.

Игровые припевы, приговоры – рифмованные стишки, содержащие условия игры, начинающие игру или связывающие части игрового действия.

Народные игры, в основе которых часто бывают простейшие попевочки.

Жеребьёвая, сговорка – рифмованное обращение с целью разделения на команды.

Наливное яблочко или золотое блюдечко?

Конь вороной или сбруя золотая

Считалка – рифмованный стишок, состоящий из придуманных слов с подчёркнуто строгим соблюдением ритма. Под которые выбирают ведущего, начинают игру или какой-то ее этап. Служащие для справедливого распределения ролей в играх. Считалки дают возможность освоить песенно-ритмическую основу народных игр.

Ехала машина темным лесом за каким-то интересом…

Дразнилка – веселые, шутливые, кратко и метко называющие какие-то смешные стороны во внешности ребенка, в особенностях его поведения. рифмованное прибавление к имени.

Поддёвка – малый фольклорный жанр юмористического содержания, основанного на игре слов.

Небылицы-перевертыши, нелепицы.

Ехала деревня мимо мужика

Докучные сказочки, у которых нет конца и которые можно обыгрывать множество раз.

Дидактический фольклор.

Цель дидактического детского фольклора – воспитание и развитие детей, передача им накопленного опыта, вооружение знаниями, необходимыми для взрослой жизни.

Скороговорка – быстрое повторение труднопроизносимых слов и фраз.

Значение скороговорок – постановка четкой дикции.

Лучше использовать рифмовочки

Кто раньше всех встает голосисто поет

На головке гребешок, кто же это Петушок

Пословица – меткое народное изречение, состоящее обычно из двух частей, вторая часть поясняет первую.

Волков бояться – в лес не ходить.

Песенный фольклор.

Хороводные и игровые песни.(хоровод капустка, игра карусели).

Плясовые песни

Работая с детьми над музыкально — ритмическими движениями, я постоянно обращаюсь к русским народным мелодиям, например: «Ах вы сени», «Как у наших у ворот», «Пойду ль выйду ль я», «Ах ты береза». Народные мелодии естественны и потому легки для восприятия и запоминания.

Народные подвижные хороводные игры формируют у детей ориентацию в пространстве, координацию, внимание, умение контролировать свои действия, подчиняться правилам игры. Это такие игры как: «Ходит Ваня», «Гори ясно», «Курочки и петушок» «Там, летали птички» и т. д.

Музыкальный фольклор — это то, что вдохновляет меня на работу с детьми по ознакомлению с русским народным искусством. Простота и доступность музыкальных фольклорных произведений, которые имеют ряд звуков, не превышающих пяти тонов, элементы звукоподражания, многократные повторения, способствуют первым успехам в развитии певческих интонаций детей. Обилие гласных, простой ритмический рисунок, интересное содержание делают русские народные песни незаменимыми в работе над протяжным пением, хорошей дикцией.

Народная песня обладает огромной художественно-воспитательной ценностью: формирует художественный вкус ребенка, обогащает речь типично народными выражениями, эпитетами, поэтическими оборотами (зимушка-зима, травушка-муравушка, весна–красна). Дети проявляют живой интерес к содержанию, быстро запоминают текст, с большим удовольствием подпевают

На занятиях дети раннего возраста только знакомятся и с элементами движений русской пляски, хороводным, дробным шагом, притопом, ковырялочкой, и др. После того как дети усвоили эти движения, они включаются в пляски, хороводы, игры.

Исполнительство и детское творчество в музыкально – фольклорной деятельности превращается в единый творческий процесс с его неотъемлемой частью – фольклорной импровизации, включающей помимо поиска в области игровых и танцевальных движений, в первую очередь, создание вариантов исполнения мелодии и игры на доступных детям народных инструментах. Это практический этап освоения народной культуры.

В нашем дошкольном учреждении развитие детей на традициях музыкальной народной культуры является одним из направлений общего художественно-эстетического воспитания и образования дошкольника. В музыкально — воспитательной работе используются русские народные песни, игры, танцы. Освоение народного творчества через элементарное овладение навыками хорового народного пения, исполнительства народной хореографии. Конечно же, вся работа по музыкальному развитию детей средствами фольклора проходит в тесном контакте с воспитателями.

Во время НОД; в процессе музыкальных развлечений, праздников;

во время режимных моментов (на зарядке; во время умывания «Водичка, умой мое личико», на прогулке, при укладывании детей на сон и т. д.)

Все это благотворно влияет на развитие у детей эмоциональной отзывчивости, музыкальной и образной памяти, приумножению слухового и голосового опыта, развитию двигательной активности, развитию мелкой моторики рук, ориентировки в пространстве, навыкам владения различными предметами во время движений под музыку.

Жизнь в детском саду должна быть яркой, богатой впечатлениями. Здесь на помощь нам приходят праздники и развлечения. Цель всего нашего коллектива — сделать детский праздник незабываемым, открыть детям окно в мир удивительных чудес, оставить яркий след в душе ребёнка. Красота праздничного действа, образная выразительная речь, песни и хороводы — прекрасный материал для эмоционально — эстетического и нравственного воспитания детей. Народные праздники всегда связаны с игрой.

Практический материал (песни, игры, танцы) для детей дошкольного возраста подбирается в соответствии с народным календарем.

Музыкальный фольклор – явление многогранное. В нем неразрывно связаны музыка, слово и движение. В соединении этих элементов большая сила педагогического воздействия, позволяющая комплексно подойти к проблеме комплексного освоения различных видов искусств ребенком.

Чтобы не исчезла душа русского народа, так же, как встарь, должны наши дети быть участниками традиционных на Руси праздников, петь песни, водить хороводы, играть в любимые народом игры.

И тогда русская песня, русское поэтическое слово станут близкими детям и любимыми ими, будут способствуют пробуждению любви к родной природе, национальному искусству, развитию интереса к истории народа, его быту, а значит и к фольклору, как источнику развития народной культуры в музыкальном воспитании ребенка дошкольника. Мы и наше общество заинтересовано сохранить и передать будущим поколениям духовные ценности, в том числе поэтическую и музыкальную культуру. Необходимо создавать определенные условия и через передачу этого наследия не только на праздниках, но и в игровой и бытовой деятельности. Дети должны развиваться через познания культурного наследия, воспитываться так, чтобы быть способными его приумножать.

Из опыта работы «Фольклор — источник народной культуры в музыкальном развитии детей дошкольного возраста» Одним из главных показателей становления личности на этапе дошкольного детства является эстетическое развитие ребёнка. Понятие эстетического.

Гендерный подход в музыкальном воспитании детей дошкольного возраста В связи с реформой образования наблюдается возросший интерес к проблеме гендерной социализации. По мнению Е. В. Назайкинского проблема гендерной.

Роль творчества С. В. Михалкова в воспитании и развитии детей дошкольного возраста «Мы едем, едем, едем в далекие края» Цель: формировать устойчивый интерес к произведениям С. В. Михалкова. Задачи: 1. Расширять представление детей о жизни и творчестве известного.

Роль творчества Э. Успенского в воспитании и развитии детей дошкольного возраста Проект на тему «Роль творчества Эдуарда Успенского в воспитании детей в детском саду»Участники проекта: дети подготовительной группы №1.

Презентация «Лэпбук в музыкальном развитии детей старшего дошкольного возраста» Мастер – класс Лэпбук в музыкальном развитии детей старшего дошкольного возраста. Музыкальный руководитель: Панова Л. Г. высшая квалификационная.

Роль творчества С. Михалкова в воспитании и развитии детей дошкольного возраста. Развлечение «Как Фома попал в детский сад» «Как Фома попал в детский сад» Авторы методической разработки: музыкальные руководители Тюльпарова С. А., Алексеева В. Н., Бонет Е. Ю.

Методичка «Использование фольклора в музыкальном воспитании дошкольников» Художественно-эстетическое воспитание занимает одно из ведущих мест в содержании воспитательного процесса дошкольного образовательного учреждения.

Презентация к методической разработке «Роль творчества С. В. Михалкова в воспитании и развитии детей дошкольного возраста» Сергей Михалков – один из узнаваемых детских писателей. Его произведения актуальны, доступны в изложении, занимательны. Они проникнуты любовью.

Презентация к методической разработке «Роль творчества С. В. Михалкова в воспитании и развитии детей дошкольного возраста» Презентация к методической разработке «Роль творчества С. В. Михалкова в воспитании и развитии детей дошкольного возраста». Сергей Михалков.

Использование фольклора в воспитании детей младшего дошкольного возраста «Малые фольклорные формы» Тема: «Использование народного фольклора в воспитании детей младшего возраста» Воспитатель: Сапожникова Ирина.

источник