Воспитание младших школьников средствами народной культуры

Я считаю, что одним из таких средств воспитания является народная культура. Она имеет познавательную развивающую, развлекающую, диагностирующую, корректирующую и другие воспитательные функции, она может служить одним из средств приобщения детей и подростков к народным традициям, что, в свою очередь, представляет важнейший аспект воспитания духовности, формирования системы нравственно-эстетических, общечеловеческих ценностей.

Вложение Размер
vospitanie_detey_mladshego_shkolnogo_vozrasta03.doc 60 КБ
prezentaciya1_97-03.pdf 2.27 МБ

Воспитание детей младшего школьного возраста

средствами народной культуры

Условия возникновения опыта.

Среди проблем, обращающих на себя внимание современных исследователей, все большее значение приобретают те, которые связаны с поисками путей повышения качества и эффективности целенаправленного воспитания. Предпочтение в процессе поиска новых средств, факторов и методов организации воспитания отдается тем, которые, во-первых, многофункциональны по своему характеру; во-вторых, способствуют самореализации, самовыражению личности; в-третьих, интересны детям; в-четвертых, органически вписываются в современные учебно-воспитательные системы.

Я считаю, что одним из таких средств воспитания является народная культура. Она имеет познавательную развивающую, развлекающую, диагностирующую, корректирующую и другие воспитательные функции, она может служить одним из средств приобщения детей и подростков к народным традициям, что, в свою очередь, представляет важнейший аспект воспитания духовности, формирования системы нравственно-эстетических, общечеловеческих ценностей.

Без самоуважения нет нравственной чистоты и духовного богатства личности. Уважение к самому себе, к своим предкам, к своему народу, чувство чести, гордости, достоинства – это основа, на которой формируется тонкость чувств.

Мой опыт формируется под воздействием целей и задач, поставленных перед учительством в Концепции модернизации российского образования. Воспитательная система нашей школы направлена на формирование человека-патриота, на развитие личности. Знакомство с историей, традициями своего народа, его культурой – это одно из направлений патриотического воспитания учащихся. Поэтому поиск путей и возможностей воспитания младших школьников на материале народной культуры, считаю наиболее интересным и перспективным в современных условиях жизни нашего общества.

Актуальность опыта. ( слайд 2 )

Народная культура обучает, развивает, воспитывает, социализирует, развлекает, дает отдых, и она же пародирует, иронизирует, смеется, публично демонстрирует относительность социальных статусов и положений.

По-моему, в отечественной педагогической теории и практике объективно существует проблема: каковы по своему составу, сути и назначению рациональные общеметодические приемы и организационно-педагогические условия, способствующие повышению продуктивности задействования средств народной культуры в процессе воспитания младших школьников в условиях современной школы. Решение этой проблемы составляет цель моего опыта.

Ведущей педагогической идеей (слайд3 ) опыта является воспитание младших школьников средствами народной культуры, развитие у учащихся интереса к народной культуре, потребности приобщения к народным традициям, формирование интересов и вкусов детей, воспитание личности младшего школьника средствами народного творчества.

Длительность работы над опытом

Работа над опытом велась и ранее в нашей школе .т.к. основным направлением работы нашей школы было «Воспитание и обучение учащихся на традициях русской народной культуры» -. Но последние три года, после реставрации музея , и нового набора первоклассников я возобновила эту работу более направлено .Опыт работы реализуется через воспитательную систему с использованием средств народной культуры со специфическими способами работы с ними.

Теоретико-методологическую базу (слайд4) осуществляемых изысканий составили труды: философские идеи социальной обуславливаемости развития и становления личности гражданина, труженика, семьянина ( Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн); теория духовно-нравственного совершенствования молодого поколения в национально-региональных жизненно-практических обстоятельствах на базе общечеловеческих духовно-нравственных ценностей и национальной культуры ( В.А. Караковский, Д.С. Лихачев); воззрения ведущих специалистов по исследуемой проблематике на народную культуру как перспективную форму развития интереса младших школьников к историческому прошлому своего народа и других этносов, их обрядов и традиций (К.Ш. Ахияров, З.Т. Гасанов, Л.А. Ибрагимова, Т.Г. Исламшина).

Степень новизны опыта заключается в инновационном подходе к решению проблемы воспитания младших школьников на основе народной культуры.

( Слайд5) Инновационный подход состоит в понимании этнокультурного воспитания как «организации всей жизни и деятельности растущего человека как нравственно ориентированной личности»

Цель данного опыта (слайд6)

Создание педагогических условий, способствующих воспитанию детей младшего школьного возраста средствами народной культуры в условиях современной школы.

1. Выявить и педагогически представить актуальные противоречия процесса обращения к средствам народной культуры при подготовке юных граждан Отечества в духе мира и взаимопонимания.

2. Установить образовательно-обогащающий потенциал народной культуры, включаемой в воспитательный процесс начального звена МОУ «СОШ № 4»

3. Определить и психолого-педагогически охарактеризовать воспитательно-развивающую ценность уместного и обоснованного насыщения досуга учащихся начальных классов элементами народной культуры.

4. Формировать эмоционально окрашенные чувства причастности детей к наследию прошлого, потребности общаться с его ценностями.

Описание средств достижения цели.

Решению поставленных в опыте задач способствует совокупность методов и форм организации работы, в числе которых: изучение и анализ литературы по теме; педагогический эксперимент; прямые и опосредованные, кратковременные и длительные наблюдения за реакциями учащихся на предъявление субъектами педагогического воздействия творческих заданий в рамках занятий по народной тематике и участия в праздничных народных торжествах; тематические беседы со школьниками, их родителями и другими наставниками; проведение целенаправленных анкетных опросов учащихся и их воспитателей; использование методов математической обработки эмпирических данных анкетирования и эксперимента; изучение продуктов детского творчества (поделки, сочинения, рисунки, проекты).

Организация учебно-воспитательного процесса (СЛАЙД7)

В практике своей работы воспитание детей младшего школьного возраста с использованием элементов народной культуры я реализую через:

  • постижение основных пластов народного искусства: фольклора; прикладного искусства.
  • введение ребенка в мир народной культуры посредством образов русской культуры «от родного порога»;
  • знакомство с народным творчеством, историей народа, его традициями и обычаями; (СЛАЙД8)
  • знакомство с историей Отечества, символикой, историческим наследием;
  • изучение основных жанров фольклорных сочинений;
  • знакомство с культурой малой Родины, своего края, их традициями, обычаями, музыкой.

Процесс обучения и воспитания осуществляется в системе «внеклассная работа» и строится с использованием традиционных и нетрадиционных форм: путешествий, выставки народного творчества, занятия с использованием видеоматериалов, организация тематических мероприятий, ярких народных праздников с народными песнями и костюмами, музейных уроков. Здесь огромную помощь нам оказывает работник Коломенского музея-усадьбы Хворова Светлана Викторовна Особый акцент делаю на приобщение к народной музыке, фольклору, народному творчеству вообще, на изучение народных традиций.

В своей работе с детьми младшего школьного возраста я использую русскую народную тематику( СЛАЙД9 ) малый детский фольклор, народную поэзию, сказки, эпос, фразеологию и лексику русского языка, многообразие видов русского декоративно-прикладного искусства, народные обряды и традиции, то есть все те духовные ценности, чем богата наша Великая Родина, что составляет стержень национального характера.

Приобщая детей к нашему русскому эпосу, я пытаюсь воспитывать у них любовь к Родине –России, к ее бессмертному поэту – русскому народу, любовь к прекрасному.

Народное творчество во всем своем богатстве бытовало в начале нашего века. Многие произведения устного народного творчества собраны и бережно хранятся. Большой раздел устного творчества русского народа, названный календарной поэзией, я использую в своей учебной и внеклассной работе. Это песни, обряды, верования, которые тесно связаны с земледелием наших предков. Традиционным стало проведение Фольклорных праздников: Масленица, Рождество, Пасха, Деревенские посиделки и другие. Знакомясь с произведениями устного народного творчества, дети отыскивают, собирают загадки, пословицы, поговорки, которые слышат от родителей, бабушек, дедушек.Представлю только некоторые из них:

Никому его не обойти, не объехать.

Золотой хозяин с поля идет,

Серебряный пастух на поле идет,

Пошло, согнувшись, со двора (Коромысло)

И обед не обед, коли хлеба нет.

Где охота и труд, там поля цветут.

Делай доброе, худое на ум не пойдет.

Хозяйство крепкую руку любит.

Денежка без ног, а весь свет обойдет.

Добрая шутка дружбы не портит.

Чего сердце не заметит, того и глаз не увидит.

Ребята рисуют на темы сказок, составляют небольшие книжки – самоделки, посвященные определенному жанру устного народного творчества. С большим желанием дети разучивают колядки, заклички, потешки.

Фольклорные праздники и уроки в нашем классе становятся радостным событием в жизни ребят. Спасибо Светлане Викторовне. Подобран целый ряд сценариев тематических мероприятий. ( В ПРЕЗЕТАЦИЮ УРОКИ В РУССКОЙ ИЗБЕ 10,11,12 )

На лицах детей можно прочитать удовлетворение и радость от встречи с прекрасным. Происходит подлинное общение школьников с искусством своего народа. У ребят формируется чувство патриотизма, привязанности к родному краю.

С недавних пор россияне отмечают такой праздник как Рождество. ( слайд 13 )

Дети рассказывают, почему не едят до первой звезды, что подавали на торжественный ужин, для чего пекли из теста различные фигурки, изображающие коров, быков, петухов. Уж теперь-то они знают, почему наряжают у нас на Новый год елку.

Ребята любят загадывать друг другу загадки, играют в скороговорки. На переменах, на уроках физкультуры и после уроков на ГПД разучиваем русские народные игры «Горелки», «Каравай», «Садовник» и другие. А как же здесь обойтись без считалки?

Какой радостью и восхищением загораются глаза детей, когда они посещают наш музей «Русская изба». Первое, на что обращают внимание дети – это Красный угол В мир русской старины погружаются дети, общаясь с потрескавшимися от времени прялками, коромыслами, утюгами и другими предметами народного быта. Они чувствуют живую связь времен и словно продолжают насыщаться «русским духом».

Музейная педагогика дает возможность :

— осуществлять нетрадиционный подход к образованию, основанный на интересе детей к исследовательской деятельности и компьютерному обучению.

— сочетать эмоциональные и интеллектуальные воздействия на учеников;

— раскрыть значимость и практический смысл изучаемого материала;

— попробовать собственные силы и самореализоваться каждому ребенку;

— объяснить сложный материал на простых и наглядных примерах;

— организовать интересные уроки и дополнительные, факультативные и внеклассные занятия, исследовательскую работу в школьном музее и школе [

Большую помощь на первом этапе приобщения детей к исследовательской деятельности оказывает технология проектного обучения. Так за два года мы осилили два проекта: «Наш красавец самовар»(совместный с классом Татьяны Алексеевны), который закончился праздником «У самовара »(слайд14), и в этом году мы с моими ребятами закончили проект «Матрёшка-русская краса».Выходом стала наша книжка-малышка (ПОКАЗ, слайд15 ) (Рассказать, что делали в ней дети) Оба проекта пополнили вспомогательный фонд школьного музея «Русская изба»

В России традиция составлять родословные существует испокон веков. Сегодня проблема изучения истории своей семьи особенно актуальна, потому что современные семьи теряют связь поколений, мало общаются не только дальние, но и близкие родственники. Изучение родословной способствует более близкому общению членов семьи, так как помощниками в исследованиях детей являются родители, бабушки дедушки. Итогом всей поисковой работы становится оформление альбома «Моя родословная». Широко применяю в своей работе включение родителей в воспитание детей, яркой формой, которую полюбили и дети и родители стали семейные праздники. Наряду с историей и культурой русского народа, мы изучаем историю, культуру, традиции своего края: песни и частушки, колядки и заклички, игры и хороводы. Таким образом, задачи воспитания уважения к своей семье решаются в процессе совместных мероприятий детей и родителей. Такими у нас в классе стали: ярмарка «Дары Осени», «Поздравим папу», «Поздравим маму», классно-семейные походы. Тематические классные часы «моя родословная», «О чем расскажет семейный альбом», «Горжусь своими родителями» как раз и ставили целью воспитание человека-семьянина. Это работа нам только предстоит, так как она совпадает с тематикой уроков по истории.

Думаю, что дети, изучающие корни своей родословной, изучающие историю своего края, будут любить своих ближних, с уважением относится к предкам, к той земле, на которой живут, ценить заслуги своего народа, гордиться их достижениями.

Вся работа по развитию и воспитанию младших школьников средствами народной культуры в условиях современной школы , я думаю, даст хорошие результаты, так как:

  • дети с интересом воспринимают материал;
  • у учащихся появляется устойчивый интерес к народной культуре и к истории народа, чувство гордости за свое Отечество, уважительное отношение к коренным жителям края, где они родились.

Работа в этом направлении ориентирует детей на самостоятельное добывание знаний об истории и культуре народа.

Результативность опыта проявляется в стремлении детей воспринимать изучаемый материал на творческом уровне, что проявляется в выполнении детьми различных творческих работ. Эти работы стали ярким примером творческого усвоения учащимися изученного материала, а изготовленные поделки стали источником эстетического наслаждения.(ВЫСТАВКА В МУЗЕЕ)

источник

Для дошкольников и учеников 1-11 классов

16 предметов ОРГВЗНОС 25 Р.

ФОЛЬКЛОР КАК СРЕДСТВО ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Ш.И. Джанзакова, Н.А. Шагаева , Б.С Лукпанова

Аннотация. Авторы статье, опираясь на исследования ведущих педагогов, психологов и фольклористов, рассматривают фольклор как средство духовно-нравственного воспитания младших школьников. В статье уточняются и конкретизируются такие понятия как «воспитание», «духовно-нравственное воспитание», «духовно-нравственные качества», «фольклор», применительно к реализации воспитывающей функции обучения младших школьников. Авторами описываются результаты экспериментального исследования, направленного на формирование духовно-нравственных качеств младших школьников в процессе изучения одного из жанров фольклора. Педагогические функции фольклора многообразны: в нем выражается отношение народа к воспитанию и его возможностям, задачам, целям. В произведениях фольклора содержатся конкретные педагогические рекомендации. Материалы и результаты исследования способствуют реальному повышению эффективности работы по духовно-нравственному воспитанию учащихся начальной школы. Прошедшая опытно-экспериментальную проверку программа формирования духовно-нравственных качеств младших школьников в процессе изучения фольклора используется в учебно-воспитательном процессе начальной школы, так же применятся при проведении практических занятий со студентами.

Ключевые слова: воспитание, духовно-нравственное воспитание, духовно-нравственные качества, младший школьник, фольклор.

FOLKLORE AS A MEANS OF SPIRITUALLY-MORAL EDUCATION OF YOUNGER SCHOOL CHILDREN

Annotation. The authors of the article based on the research of leading educators, psychologists, and folklorists consider folklore as a means of spiritually-moral education of younger students. The article specifies and specifies such concepts as «education», «moral education», «moral», «folklore», in relation to the implementation of the educative function of teaching the younger students. The authors describe the results of an experimental study aimed at the formation of spiritually-moral qualities of younger schoolchildren in the process of learning one of the genres of folklore. Pedagogical functions of folklore is diverse: it expresses the people’s attitude to education and its opportunities, objectives and goals. In the works of folklore contains specific pedagogical recommendations. The materials and the results of the study contribute to the real improvement of the effectiveness of spiritually-moral education of primary school students. Passed experimental verification the program of formation of moral qualities of younger students in the study of folklore is used in educational process of elementary school, the same will apply when carrying out practical classes with students.

Key words: education, spiritually-moral education, spiritually-moral qualities, a Junior high school student, folklore.

Проблема духовно-нравственного воспитания в современном обществе как никогда актуальна. Большое количество людей понимают, что для духовного возрождения общества недостаточно только знания, полученные через традиционное обучение. Моральные импульсы не могут быть приобретены рационально только благодаря научному образованию.

Вопрос нравственного воспитания был актуален во все времена. Для людей разных во всем, исторических эпох, периодов жизни на первый план выходят различные категории нравственности, ценности и их цели. Для психологов и педагогов одним из основных вопросом, является вопрос о роли и месте нравственности в общей структуре личности.

Огромный вклад в теорию духовного формирования и нравственного развития человека, его высших психических функций были внесены психологами Б.Г. Ананьевым [1], Л.С. Выготским [3], С.Л. Рубинштейном [6], Д.Б. Элькониным [9] и другими. Концепция развития личности с духовно-нравственной стороны изучалась в классических исследованиях теоретиков и практиков отечественной педагогики, В.А. Сухомлинским [7], К.Д. Ушинским [8] и другими.

Основной категорией педагогики является воспитание, так как исконно именно педагогика определяется как «наука о воспитании». А.В. Бабаян полагает, что воспитание необходимо рассматривать как родовое понятие в системе педагогического знания, ввиду того, что педагогика неизменно определяется как наука о воспитании подрастающего поколения [2 ].

В современной российской педагогике воспитание определяется как результативное взаимодействие воспитателей и воспитанников, ведущее к достижению поставленной цели. Более детально определяет процесс воспитания И.П. Подласый, он выделяет, что это «процесс формирования, развития личности, включающий в себя как целенаправленное воздействие извне, так и самовоспитание личности». Важным направлением воспитания есть процесс формирования нравственной культуры личности как компонента элементарной культуры личности. [5]

Духовно-нравственное воспитание детей являются главной задачей современной образовательной системы и является важным компонентом социального заказа образованию. Основная роль в духовно-нравственном укреплении российского общества отводится образованию. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания является методологической основой разработки и реализации федерального государственного образовательного стандарта общего образования. Она указывает цели и задачи духовно-нравственного воспитания личности, систему базовых национальных ценностей, принципы духовно-нравственного развития и воспитания личности.

Необходимо, чтобы воспитание ориентировалось на достижение поставленного идеала. Современный национальный воспитательный идеал – это нравственный, креативный, компетентный гражданин Российского общества, понимающий ответственность за настоящее и будущее своей страны.

В духовно-нравственное развитие составляют базовые национальные ценности — это воспитание и социализации. Данные ценности хранятся в традициях культурны и семьи, передаются от поколения в новое поколение. Опираясь на эти ценности человек может противостоять любым негативным влияниям.

Задачей духовно-нравственного воспитания в школе является то, что социально обязательные требования общества учителя преобразили во внутренние порывы личности каждого ученика, такие как долг, честь, совесть, достоинство. Следовательно, определяя задачи начального образования учителю надлежит опираться на положение, что перед ним — личность, значит надо обеспечить целостное развитие личности ученика, его социализацию, становление элементарной культуры деятельности и поведения, формирование интеллекта и общей культуры.

Духовно-нравственное воспитание младшего школьника осуществляется прежде всего в процессе обучения. Урок – место где происходят различные коллективные действия и переживания, накапливается опыт нравственных взаимоотношений. На уроках младших школьников приучают к самостоятельной деятельности, для успешной реализации которой надо уметь соотносить собственные усилия с усилиями окружающих, учиться слушать и понимать своих одноклассников, сравнивать свои знания со знаниями остальных, отстаивать свою точку зрения, помогать и принимать помощь. Благодаря урокам у школьников есть возможность испытывать вместе глубокое чувство радости от самого процесса приобретения новых знаний, расстройство от неудач и ошибок.

Установившиеся подходы к нравственному воспитанию школьников в традиционно складывались на передаче готового нравственного опыта. Перед современными педагогами ставиться проблема обогащения нравственного опыта ребенка через введение наиболее результативных педагогических технологий (системно-деятельный подход, личностно-ориентированный), которые способствовали бы актуализации деятельности собственно самих школьников по решению поведенческих, этических и эстетических проблем в духовно-нравственной практике.

Один из показателей продуктивности системы воспитания является нравственное развитие школьника, значительные изменения в его духовно-нравственном мире. Эти факторы выражаются в устойчивом нравственном поведении ребенка в обычных и сложных ситуациях, в относительной независимости поведения от внешнего контроля со стороны взрослых, в умении предвидеть нравственные последствия своих поступков, в появлении внутреннего контроля – совести, осознания моральной стороны поступков и самого себя как носителя нравственности.

Психологами было установлено, что младший школьный возраст имеет отличительную особенность повышенное восприятие внешних влияний, верой в истинность всего, принужденность в поведении. Данные качества являются гарантией обучаемости и воспитания младших школьников. Именно в этом возрасте возникают большие возможности для систематического и последовательного духовно-нравственного воспитания детей.

Влиять на человека, стремясь сформировать у него духовно-нравственные качества — проблема, которую исследуют деятели наук уже несколько тысячелетий. За этот период сформировалось более четкое понятие о морали и нравственном поведении человека. Психологами было установлено, что особенно младший школьный возраст обладает высокой восприимчивостью к пониманию нравственных правил и норм. Это дает возможность вовремя положить начало нравственному фундаменту развития личности. Основой воспитания, определяющее нравственное развитие личности в младшем школьном возрасте, является формирование гуманистического отношения и взаимоотношения детей, опора на чувства, эмоциональную отзывчивость.

Помимо педагогического воздействия на формирование духовно-нравственных качеств человека имеют влияние многие другие факторы это: социальная среда, разнообразные виды деятельности, общение, в то же время каждый возрастной период дает свой вклад в формирование нравственного сознания личности. Так же необходимо отметить, определенная социальная обстановка, сложившаяся в стране, предписывает оттенок на формирование личности. Перемены стимулируют подыскивать не только новейшие пути в воспитании будущего поколения, но и оборачиваться к началу народной мудрости основываясь на изучение народного творчества.

В наше время, вместе с поиском современных технологий воспитания, растет интерес к фольклору, повышен интерес к народной педагогики. Фольклор – является действенным и ярким средством, который содержит большой дидактический потенциал. Приобщение к фольклорным произведениям делают богаче чувства и речь ребенка, формирует отношение к окружающему миру, выполняет важную роль во всестороннем развитии.

Изучение фольклора устремлено на духовно-нравственное воспитание подрастающего поколения. Фольклор является инструментом духовного воспитания детей младшего школьного возраста, способствуя углублённым знаниям о духовной культуре народа в его вчерашнем и сегодняшнем. Благодаря фольклору реализовывается освоение нравственно-поведенческих культурных норм и ценностей, которые закреплены в культуре каждого народа. Открывая характеры сказочных героев, осмысливая истину их поступков, ребенок осознает, хорошо и плохо, как следствие с легкостью может определить свои симпатии и антипатии, осваивает представления народа о человеческой красоте. Сказка является для ребенка не только волшебство, но особая реальность, помогающая создать для себя область человеческих отношений, ощущений, важных нравственных категорий.

Ф.И. Буслаев одним из первых, включил фольклор в учебный процесс. В своей работе «О преподавании отечественного языка» написанной в 1844 г., Ф.И. Буслаевым особое значение придавалось чтению произведений устного народного творчества для формирования духовно-нравственного мировоззрения ребенка [4] .

Значимость фольклора сводится к тому, что, благодаря ему учитель устанавливает эмоциональный контакт с ребенком. В.А. Сухомлинским считалось, что сказки, песни, потешки являются незаменимым средством рождения познавательной активности и выразительной индивидуальности. Собственно, попевки, приговорки, колыбельные и есть первые художественные произведения, которые слышит ребенок, знакомясь с ними ребенок обогащает свой духовный и образный мир, формирует отношение к окружающему миру [7] .

Фольклор получает развитие и на сегодняшний день. Следовательно, проблемы устного народного творчества заслуживают пристального внимания, а использование малых фольклорных форм в начальной школе актуально и перспективно.

Осваиваемые в начальных классах жанры фольклора представлены в достаточной степени. Множество материала о богатом жизненном опыте народа, его нравственных, социальных, семейных, религиозных воззрениях есть в жанрах фольклора: пословицы, поговорки, загадки, сказки.

У каждого жанра имеется своя функция: дается народная трактовка исторических явлений, содержится нравственный потенциал, который необходим для формирования личности, охватывает материал, расширяющий кругозор, создается требующийся эмоциональный настрой.

Сказки являются сокровищницей народной педагогики, потому как многие из них содержат педагогические идеи. Педагоги исследователи высоко ценили воспитательное и образовательное значение народных сказок и говорили о необходимости широко их использовать в педагогической деятельности. В.Г. Белинский признавал ценность сказок, а именно их народность, их национальные черты. Он считал, что в сказке за фантазией и вымыслом стоит реальная жизнь, действительные социальные отношения. Автор, хорошо знавший природу ребенка, полагал, что у детей более развит интерес ко всему фантастическому, им необходимы точные образы, краски, звуки, а не абстрактные представления.

В свою очередь народные сказки были включены в педагогическую систему К.Д. Ушинского. Источником признания сказок у детей Константин Дмитриевич видел в простоте и непосредственности народного творчества, которая характерна детской психологии. «В народной сказке, — писал он, — великое и исполненное поэзии дитя-народ рассказывает детям свои детские грезы и, по крайней мере, наполовину сам верит в эти грезы» [8] .

На современном этапе необходимость в сказке является особенно актуальной. Ребенок на самом деле весь наполняется неиссякаемым огромным поток информации. Даже если восприимчивость психики у детей огромна, но и она имеет предел. Такой поток переутомляет ребенка, делает его нервным, а именно сказка очищает его сознание от всего второстепенного.

Большинство сказок дают полную убежденность в торжестве правды, и в том, что добро побеждает зло. Оптимистичность в сказках очень по душе детям, что увеличивает воспитательную ценность этого средства. В сказке, несмотря ни на что, торжествуют истина и добро. О чем бы не рассказывалось в сказке, она всегда занимает сторону обиженных и притесненных. В ней наглядно демонстрируется, где следуют верные жизненные пути человека, где его счастье и несчастье, какая его ждет расплата за промахи и что отличает человека от животных. Каждое действие героя сказки приводит к цели, к финальной победе. За ошибки необходимо расплатиться, а расплатившись, герою вновь дается право на успех. Так в движении сказочного вымысла выражается важная черта мироощущения народа — крепкая вера в истинность, в то, что доброе начало в человеке обязательно преодолевает все, что ему противостоит.

Использование сказки на уроках литературного чтения и во внеурочной деятельности в начальных классах способствует созданию атмосферы созидания и сотрудничества, что рождает за собой развитие чувства уверенности в собственных силах и стремление показать себя, является стимулом к дальнейшему развитию учебно-познавательных интересов и улучшению успеваемости в школе. Из этого следует, что применение сказки на уроках в начальной школе формирует личностные, ценностно-смысловые и учебно-познавательные компетенции школьников.

Нами была проведена исследовательская работа, цель которой заключалась в изучении и совершенствовании духовно-нравственных качеств учащихся начальной школы в процессе изучения фольклора, на базе МОБУ СОШ п. Молодежный Яшкульского района. Эксперимент был организован и проведен в рамках классно-внеклассной работы под руководством учителя начальных классов Уразалиевой К.Г. в 1 классе. Исследование состоит из трех этапов: констатирующего, формирующего и контрольного.

Целью констатирующего этапа являлось выявление уровня духовно-нравственного воспитания младших школьников.

Диагностика уровня духовно-нравственных качеств необходима для отслеживания эффективности принятых методов духовно-нравственного воспитания и, в случае необходимости, последующей их корректировки. Основными методами исследования были наблюдение, анкетирование, беседа, индивидуальный опрос.

Анализируя полученные материалы, детские сочинения, высказывания, мы пришли к выводу, что для младших школьников примером являются люди, обладающие сильно выраженными положительными качествами.

Проведенный комплекс диагностик сформированности нравственных качеств детей младшего школьного возраста показала, что у обучающихся экспериментальной групп доминируют признаки характеризуется наличием некоторого объема знаний о нравственных качествах; умением приводить примеры из жизни; размытостью соответственных суждений; недостаточной развитостью нравственных чувств; ситуативностью в поведении; ребенок мало самостоятелен, и не всегда саморегулирует свою деятельность, активную нравственную позицию. Преимущественно выразительными качествами формирующейся нравственности у младших школьников являются отношение к обществу, отношение к труду, отношение к близкому окружению.

Анализируя, результаты методик пришли к выводу, что для полного развития младшего школьника нужна целенаправленная воспитательная работа педагога, так как данный возраст является сенситивным для усвоения моральных норм нравственного развития, установления правильной самооценки, развития критичности по отношению к себе и окружающим, раскрытия индивидуальных особенностей и способностей.

Следующий, формирующий этап нашего исследования был осуществлен в классной и внеклассной деятельности. Огромное значение в формирование нравственных качеств у детей вносит знакомство с народными сказками, приданиями и легендами. На данном этапе была разработана программа, где использовались средства фольклора, активно использовались материалы устного народного творчества (сказки их анализ).

Увеличивать понимание младших школьников об окружающем мире путем ознакомления их с устным народным творчеством (сказкой).

Помогать развивать речь у детей, обогащать словарный словарь, развивать образный строй и навыки связной речи.

Способствовать овладению детьми нравственными категориями: добро — зло, трудолюбие — лень, бескорыстие — жадность, простота – хитрость, послушание — упрямство.

Содействовать развитию мотивационной сферы младших школьников, формированию стремления подражать положительным героям сказок.

Развивать способность детей отличать хорошее от плохого в сказке и в жизни, умение делать нравственный выбор.

Создавать условия для активного включения детей в речевую, музыкальную, художественную, игровую деятельность, связанную с образным строем и сюжетом сказки.

Произведения фольклора использовались нами не только на уроках литературного чтения, но и на других уроках, что позволило осуществлять разнообразную интеграцию учебных предметов. Например, на уроках музыки и изобразительного искусства были включены произведения устного народного творчества – сказки, легенды, былины.

Так же нами было затронуто творчество родного края, которое сообщает детям сведения об исторических событиях, традициях, обычаях, жизненном укладе наших предков. По нашему мнению, это является важным показателем, что определяет отношение народа к событиям, к моделям поведения в различных жизненных ситуациях.

Следующим этапом был, контрольный эксперимент задачей которого было выявить влияние разработанной и реализованной программы на основе фольклора (сказки) направленной на формирование духовно-нравственных качеств младших школьников.

Нами была проведена повторно диагностика нравственных качеств младших школьников, которая показала, Качественные изменения в деятельности детей характеризуются следующим: увеличение определенного объема знаний о нравственности; изменением количества примеров из жизни соответствия тому или иному качеству; возрастающей тонкостью анализа, осмысленностью нравственных чувств, возможности использования народных традиций в собственной жизни и жизни окружающих, наличием собственных суждений.

Исключая численных перемен, у не большой части испытуемых упоминались и отдельные качественные свойства нравственного опыта. Главное, что школьники аргументировали свои ответы, стали лучше ориентироваться на содержание нравственной нормы. Усилилась умение акцентировать нравственную проблему в ситуациях нравственного выбора. Восприятие поступков стали более обсуждаемы не только по отношению к другому человеку, но и к самому себе. Ребята с удовольствием стали читать сказки, при этом отождествляя себя с героями сказок, научились развивать сюжет сказки и прогнозировать возможные результаты событий в сказке. Младшие школьники с удовольствием сочиняют сказки, это стало одним из любимых занятий не только на уроках чтения, но и во внеурочные занятия.

Мы считаем, что фольклор обеспечивает очевидный положительный результат как в обучении, так и в воспитании младших школьников, развивает их творческие способности, учит осмысливать жизненные события, прививает моральные ценности, формирует всесторонне развитую личность. Поэтому так важно использовать произведения фольклора не только в учебной работе, но и во внеурочной деятельности, как незаменимое средство воспитания. В процессе целенаправленной деятельности, возможно преобразовать сказку в средство развития не только речи, но и в процесс формирования нравственных качеств младших школьников.

Ананьев Б.Г. Психология и проблемы человекознания. — М.: Изд-во «Институт практической психологии»; Воронеж: НПО «МОДЭК», 1996. — 384 с.

Бабаян А.В. О нравственности и нравственном воспитании / А.В. Бабаян // Педагогика. — 2005. — №2.

Выготский Л.С. Словарь Л.С. Выготского/ Под ред. А.А. Леонтьева. — М.: Смысл, 2007.

Дейкина А.Д. Книга Ф.И. Буслаева «О преподавании отечественного языка» (1844 г.) [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://refdb.ru/look/1765404.html

Подласый И.П. Процессы воспитания. — Москва. Феникс. 2006.

Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. — СПб.: Питер, 2006. — 713с.: ил.-(Серия «Мастера психологии»)

Сухомлинский, В.А. Как воспитать настоящего человека. — М.: Педагогика, 1989. — 288 с.

Ушинский К.Д. О нравственном элементе в русском воспитании / К.Д. Ушинский // Собр. пед. соч. Т. 1. — СПб.: 1909.

Эльконин Д.Б. Детская психология. -М.: Академия, 2004. — 384 с.

Джанзакова Шолпан Исагалиевна, доктор педагогических наук, профессор кафедры педагогики Атырауского государственного университета имени Х.Досмухамедова Республики Казахстан, e — mail : sholpan . dzhanzakova @ mail . ru

Шагаева Наталья Аркадьевна , кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики ФГБОУ ВПО «Калмыцкий государственный университет имени Б.Б. Городовикова» РФ, Республика Калмыкия, e — mail : natalya — shagaeva @ yandex . ru

Лукпанова Бибигуль Саныповна, магистр «Педагогический менеджмент» ФГБОУ ВО «Калмыцкий государственный университет им. Б.Б. Городовикова», РФ, Республика Калмыкия, e — mail : bibigul .95.95@ mail . ru

Sh. Janzakova, doctor of pedagogics , professor of the Pedagogic Department of Atyrau State University named after Kh. Dosmukhamedov, Kazakhstan.

источник