Воспитание детей дошкольного возраста средствами народной культуры

надюшка галкина
Духовно-нравственное воспитание через народную культуру (из опыта работы)

Человек – существо духовное. Соединить в себе телесное и духовное – это естественная потребность человека. Только путем целенаправленного воспитания можно заложить в человеке семена любви к людям, основы понимания того, что надо спешить делать добро, а не только «брать от жизни все». Народная культура – одно из средств духовно-нравственного развития детей. Духовно-нравственное воспитание детей средствами народной и православной культуры является актуальной темой. Актуальность диктуется теми противоречиями и трудностями, которые сложились в обществе. Современный дошкольник живет во время, когда русская культура, родной язык испытывают влияние иноязычных культур. К сожалению, народные обычаи уходят из нашей жизни. Отторжение подрастающего поколения от отечественной культуры, от общественно-исторического опыта поколений –одна из серьезных проблем нашего времени.

Перспектива в работе с детьми заключается в том, чтобы сформировать, чувство причастности к наследию прошлого. Ведь в основе человеческой культуры лежит духовное начало. Бездуховная жизнь никогда не была присуща русскому человеку, русской истории и культуре. Народная культура близка детям, доступна их пониманию, так как окружающий мир отражается условно, через символические образы.

Развивать у детей понимание культурного наследия и воспитывать бережное отношение к нему необходимо с дошкольного возраста. «Никто не может стать сыном своего народа, если он не проникнется теми основными чувствами, какими живет народная душа», – писал философ В. В. Зеньковский. Система духовно-нравственного воспитания ребенка строится через приобщение его к культурному наследию своего народа. Соприкосновение с народными и православными традициями, участие в народных праздниках духовно обогащают ребенка, воспитывают гордость за свой народ, поддерживают интерес к его истории и культуре. Дети должны знать традиции, обычаи русского народа, историю народной культуры, проникнуться чувством понимания её древности и величия, чтобы приобщиться к её истокам, стать духовно богаче.

Народная культура— неисчерпаемый кладезь мудрости, духовности, необъятного запаса любви, доброты и бережного отношения ко всему, что окружает человека: к природе, её богатству, к людям, к народным традициям.

Основной целью в работе по духовно-нравственному воспитанию детей посредством народной и православной культуры русского народа является научить ребенка основам культуры в отношении к людям, природе и самому себе, опираясь на общечеловеческие нравственные ценности.

Для эффективной работы определила для себя следующие задачи:

Знакомить детей с основами духовно-нравственных народных традиций русского народа и традиционного уклада жизни.

Использовать все виды фольклора с учетом регионального компонента (сказки, песенки, пословицы, поговорки, хороводы и т. д.);

Знакомить с русскими народными традициями, православными праздниками.

воспитывать бережное отношение к природе и ко всему живому

воспитывать у детей чувство любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, улице, городу;

воспитывать в детях милосердие, сострадание, умение прощать обиды, желание помогать нуждающимся в сочувствии.

Город Борисоглебск богат традициями и обычаями, неповторимой природой. В истории нашего города было всё: и богатые ярмарки, и строительство храмов на народные деньги, и боевое прошлое. Испокон веков в нашем городе живут радушные, добрые и отзывчивые люди, которые добросовестно трудятся, от души веселятся в праздники, а если надо – всем миром придут на помощь. И все это богатство мы должны передать своим детям.

Духовно-нравственное воспитание благотворно влияет на все стороны и формы взаимоотношений человека с миром, на его мировоззрение, патриотическую и семейную ориентацию.

С младшего дошкольного возраста знакомлю детей с правилами вежливости, начинаю формировать у них умение не ссориться. Доброе отношение к людям воспитываю в играх с куклами и другими игрушками. В группе создаю специальные игровые ситуации, способствующие формированию доброжелательности, доброты, дружелюбия. Постепенно у детей формирую опыт правильной оценки хороших и плохих поступков.

В работе с детьми для понимания смысла обычаев, обрядов использую фольклорные произведения. Содержание фольклора отражает жизнь народа, его опыт, мысли, чувства наших предков. Всю жизнедеятельность ребенка в детском саду пронизывает русский детский фольклор. Для самых маленьких – это приговоры при умывании, расчесывании, купании кукол, а так же колыбельные песни, оказывающие определенное терапевтическое воздействие; для детей постарше – потешки, способствующие эмоциональному благополучию; для старших дошкольников – считалки, дразнилки, небылицы, загадки, поговорки. Фольклор находит свое применение в разных разделах работы с дошкольниками: речевой, игровой, изобразительной, музыкальной. По-иному звучат песенки, потешки, сказки из уст детей, выразительнее получаются роли в играх-драматизациях.

Пословицы и поговорки — жемчужины народного творчества. Они оказывают воздействие на разум и чувства человека. Их можно использовать в любой ситуации. Дети в повседневной жизни самостоятельно научились их применять: «Семеро одного не ждут», «Поспешишь — людей насмешишь». Во время прогулок пословицы помогают ребятам лучше понять различные явления и события: «Весна красна цветами, а осень богата плодами», «Март с водой, апрель — с травой» и другие.

Особое место в процессе духовно-нравственного воспитания занимают сказки. В большинстве русских народных сказок главный герой — богатырь, заботясь о своих близких, своем народе, сражается с различными чудовищами (Змей Горыныч, Кощей Бессмертный) и, уничтожая зло, устанавливает справедливость и согласие в мире.

В устном народном творчестве сохранились особенные черты русского характера, присущие ему нравственные ценности, представления о добре, красоте, правде, храбрости, трудолюбии, верности. Знакомя детей с поговорками, загадками, пословицами, сказками тем самым приобщаю их к общечеловеческим нравственным и духовным ценностям. Адресованные детям потешки, прибаутки, заклички звучат как ласковый говорок. Таким образом, фольклорные произведения являются богатейшим источником духовного и нравственного развития детей.

Основным видом деятельности дошкольника является игра. Подвижные народные игры проводила чаще, чем обычно. Перечень игр для удобства подбирала соответственно возрастным особенностям детей, сезону. В таких играх можно отличиться, если это не нарушает установленного порядка – в этом и заключается педагогическая ценность народных игр.

Знакомила детей с русским народным костюмом. Это позволяет показать непрерывную связь поколений и связь искусства изготовления костюма с духовными традициями народа. Костюм является средством духовного единения малыша с прародителями. Знакомила с декором костюма, материалом украшений. Помогала детям в радостной гамме расцветок увидеть красоту и попробовать изобразить её в рисунке, аппликации. Дети украшали народный костюм – косоворотку, рубаху, сарафан, кокошник.

Особую роль в духовно-нравственном воспитании играют народные праздники как средство выражения национального характера, яркая форма отдыха взрослых и детей, объединенных совместными действиями, общим переживанием. Поэтому в нашем детском саду регулярно проводятся сезонные музыкально-игровые праздники: «Ярмарка», «День пожилого человека»; Новый год», «Рождество», «Святки», «Защитники Отечества», «Масленица»; «Милые мамочки», «Праздник птиц», «День земли», «Пасха», «Никто не забыт и ничто не забыто», «Именины березки» (Троица). Дети вместе со взрослыми исследуют особенности каждого народного праздника. Старшие дошкольники устанавливают его взаимосвязь с сезонными изменениями в природе, с трудом предков в прошлом и взрослых в настоящее время, а также с важными датами, событиями в общественной жизни. Праздники — неиссякаемый источник не только традиций и обрядов, но и жизненного оптимизма. Они вносят радость в наши дома, задают особый ритм духовной жизни человека, обращая его к традициям нашего народа.

Характерной особенностью работы по формированию духовно-нравственного отношения к культурному наследию и чувства сопричастности ему является приобщение детей к крестьянской культуре и быту. В нашем детском саду организован мини-музей «Русская изба». Посещение русской избы – одно из основных средств развития эмоционально-чувственного восприятия предметов старины и нравственного отношения к ним в нашем учреждении. В ней происходит осознание ребенком понятий «прошлое», «настоящее», «время», дети ощущают себя в потоке времени как продолжатели дела предков. Сравнивая старинные предметы и такие же, изготовленные современными мастерами, дети находят много общего, делают вывод о том, что традиции мастерства сохраняются.

Духовно-нравственное воспитание детей возможно только совместными усилиями семьи, образовательного учреждения и государства. Самым слабым местом в этой деятельности является семья. Многим родителям просто неизвестно, что именно в дошкольном возрасте происходит усвоение социальных норм, моральных требований. Поэтому важно помочь родителям осознать, что в первую очередь в семье должны сохраняться и передаваться нравственные и духовные обычая и ценности, созданные предками, и что именно родители ответственны за воспитание детей. Поэтому я работаю в тесном контакте с родителями воспитанников. Провожу нетрадиционные родительские собрания с чаепитием, играми, показами деятельности детей. Родители, совместно с детьми принимают активное участие в организованных акциях «Посади своё дерево», «Помним, гордимся», изготовлении альбомов «Моя семья», «Наши папы – защитники отечества», «Детям о Великой Отечественной войне»; «Быт русской избы» и других. Родители также участвуют в конкурсах поделок к тематическим праздникам.

Народная и православная культура — источник чистый и вечный. В чем бы не выражал себя народ: в танце, в песне, в сохранении своих традиций, ясно одно — это идет от души. А душа народа добра и красива. Сейчас к нам постепенно возвращается национальная память, и мы по-новому начинаем относиться к старинным праздникам, традициям, фольклору, художественным промыслам, декоративно-прикладному искусству, в котором народ оставил нам самое ценное из своих культурных достижений, просеянных сквозь сито веков.

Работу по духовно-нравственному воспитанию детей дошкольного возраста посредством русской народной культуры на основе отечественных традиций необходимо продолжать. С детьми и родителями надо использовать новые интересные формы и методы работы.

Духовно-нравственное и гражданско-патриотическое воспитание через краеведение в ДОУ «Чем дальше в будущее входим, тем больше краем родным мы дорожим…» Духовно-нравственное воспитание и гражданско-патриотическое воспитание.

Доклад «Патриотическое воспитание детей старш. дошк. возраста через приобщение их к художест. Литературе». Из опыта работы. Доклад на тему «Патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста через приобщение их к художественной литературе». Из опыта.

Духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста через экологию Духовно-нравственное воспитание – целенаправленный процесс приобщения детей моральным ценностям человечества и конкретного общества. Как.

Духовно-нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста через проектную деятельность (из опыта работы) Детство всегда с надеждой обращено в будущее, как бы ни было беспощадно настоящее. И дети, как правило, ждут, чтобы взрослые показали им.

Из опыта работы. «Воспитание музыкальной культуры дошкольников через праздники и развлечения» Из опыта работы ВОСПИТАНИЕ МУЗЫКАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ ДОШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ ПРАЗДНИКИ И РАЗВЛЕЧЕНИЯ «Счастливая, счастливая невозвратимая пора.

Консультация для воспитателей «Нравственное воспитание дошкольников через воспитание любви к природе» Нравственное воспитание дошкольников через воспитание любви к природе. Русская природа. Эти слова легко вызывают в памяти многообразные.

План родительского собрания. Деловая беседа. Тема: Духовно — нравственное воспитание ребенка, через семейные традици. План родительского собрания. Форма: Деловая беседа. Тема: «Духовно — нравственное воспитание ребенка, через семейные традиции и досуг в.

Презентация опыта работы на тему «Сенсорное воспитание детей через использование дидактических игр» 1 слайд Уважаемые коллеги, вашему вниманию представляется презентация опыта работы на тему: «Сенсорное развитие детей младшего дошкольного.

Статья — приобщение дошкольников к культуре казачества через духовно — нравственное воспитание Синько Юлия Юрьевна, воспитатель, МОУ «Детский сад № 135 Красноармейского района Волгограда» Приобщение дошкольников к культуре казачества.

Выступление из опыта работы по теме: «Патриотическое воспитание дошкольников через изобразительную деятельность» Патриотическое воспитание необходимо любому народу, любому государству, иначе они обречены на гибель. Осуществлять такое воспитание необходимо.

источник

Метечко Алла
Воспитание дошкольников на традициях народной культуры

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ЦЕНТР РАЗВИТИЯ РЕБЁНКА – ДЕТСКИЙ САД №411» г. Перми.

Воспитатель : Метечко Алла Арсентьевна.

«ВОСПИТАНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ НА ТРАДИЦИЯХ НАРОДНОЙ КУЛЬТУРЫ».

Когда мы начали работу по патриотическому воспитанию, то серьёзно задумались над проблемой приобщения детей к истокам русской народной культуры. По мнению А. П. Усовой, в народном творчестве исторически сохраняются и вырабатываются присущие народу черты характера и мышления. Безусловно, и раньше велась определённая работа: детям читались сказки, знакомили с русскими пословицами, поговорками, песнями, хороводами, проводились занятия по ознакомлению с народно-прикладным искусством, декоративными росписями и т. д.

Однако было очевидно, что система работы в этом направлении развития детей требует организации особых условий, создания обстановки, которая средствами яркой образности и наглядности обеспечивала бы детям особый комплекс ощущений и эмоциональных переживаний. Можно с полным основанием утверждать, что приобщение детей к народной культуре требует высочайшего педагогического мастерства, Практический опыт показал, как сложно донести до понимания детей даже короткое фольклорное произведение, ведь в поговорках, закличках часто употребляются слова, давно не встречающиеся в современной речи. Для этого необходимы специальные наглядные средства. Вот почему так нужна организация особого рода среды, с помощью которой приобщение дошкольников к устному народному творчеству может сопровождаться демонстрацией соответствующих бытовых предметов, иллюстраций, образцов народных промыслов, национальной одежды.

Для этого в группе был оформлен уголок народного творчества. Основной задачей создания уголка было не в создании музейной атмосферы, а возможность введения детей в особый самобытный мир путём его действенного познания. Мы разместили некоторые экспонаты: чугунные утюги, лапти, корзинки; домашняя утварь: кринки, кувшины, миски, чугунки. В младших группах мы давали только название предметов и демонстрировали их функциональное назначение, в старших-подчёркивали историческую преемственность с современными аналогами. Например: лучина – свеча – керосиновая лампа –электрическая лампа. Кроме того, знакомили детей с зависимостью использования предметов от образа жизни людей (крестьяне пользовались лучиной, а более богатые люди – свечами и т. д., а также от места их проживания (в лесистой местности, в основном использовались деревянная посуда, а в местах, богатых глиной – глиняная).

Организации таких бесед предполагала использование методов и приёмов, стимулирующих познавательную активность детей, так как им самим надо было догадаться, для чего нужен тот или иной предмет, как он использовался. Детям загадывались народные загадки, использовались пословицы и поговорки.

В процессе знакомства детей с прошлым мы использовали пособие «Лента времени». С виду – простая лента, состоящая из трёх частей разного цвета: голубого – это прошлое, белого – настоящее, розового – будущее. Она помогала детям понять одну из самых сложных категорий – время. Сопоставляя различные предметы (современные и старинные) между собой, располагая их вдоль ленты времени, детям легче представить прошлое, настоящее и будущее, взаимосвязь этих понятий. Дети с удовольствием рассуждают, что навсегда ушло в прошлое, что из прошлого сохранилось и живёт в настоящем, что перейдёт в будущее, в каком качестве. Раскручивая ленту, мы и сами постигаем быстротечность настоящего, богатое историческими событиями прошлое и необозримость будущего.

Более подробно хочется остановиться на таком методическом приёме, как использование особого персонажа – домовёнка Кузи. Его «жилище» находится за печкой. Домовёнок очень любит общаться с ребятами. Кузя – большой шутник, весельчак, затевает с ними разные игры и забавы. Дети принимают его за своего товарища и очень дорожат дружбой с ним. Он – представитель мира русской сказки, носитель народной мудрости. Когда домовёнок рассказывает о давнем прошлом, его истории вызывают большое доверие детей. Однако он плохо ориентируется в современной жизни и часто просит рассказать, что знают ребята о ней.

В нашем уголке дети встречаются с подлинными предметами крестьянского быта, доступными не только для рассматривания. Их можно взять в руки, ощутить тепло дерева или холод металла, сравнить вес берестяного туеса и глиняной корчаги; попробовать спрясть нить из кудели, сплести коврик, поиграть на ложках, трещотках, дудочке Без этого ребёнок дошкольного возраста не в силах правильно воспринимать сведения о материальной культуре народа, характере взаимоотношений между людьми в том или ином историческом периоде.

Конечно, традиции народной педагогики во многом утрачены, далеко не каждая современная семья имеет «общий досуг», «общий стол», «общий труд», но тем не менее, результаты социологических опросов и анкетирования семей наших воспитанников свидетельствуют о том, что родители хотят видеть своего ребёнка прежде всего уверенным в своём будущем, счастливым, умным и честным.

Художественно-эстетическое развитие дошкольников посредством приобщения к истокам русской народной культуры «Самым высоким видом искусства, самым талантливым, самым гениальным является народное искусство, то есть то, что запечатлено народом, что.

Нравственно-патриотическое воспитание детей посредством русской народной культуры Слайд 1 МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД «ТЕРЕМОК» «Нравственно – патриотическое воспитание детей.

Духовно-нравственное воспитание детей средствами народной культуры Духовно-нравственное воспитание детей средствами народной культуры Духовно-нравственное воспитание детей средствами народной и православной.

Духовно-нравственное воспитание дошкольников на культурных традициях своего народа Духовно-нравственное воспитание дошкольников на культурных традициях своего народа. Храни огонь родного очага И не позарься на костры.

Консультация для родителей «Приобщение дошкольников к традициям народной культуры» В современных условиях наступления «массовой культуры» становится актуальной, довольно острой проблема сохранения, а порой и возрождения.

Воспитание на основе народной культуры Кубани «Мы не должны забывать о своем культурном прошлом, о памятниках, литературе, языке, живописи … Национальные отличия сохраняются и в ХХ1.

Духовно-нравственное воспитание дошкольников на традициях народной культуры в рамках реализации социально развития Текст презентации «Духовно-нравственное воспитание дошкольников на традициях народной культуры в рамках реализации социально -коммуникативного.

Воспитание культуры речи у дошкольников Современный этап развития общества выдвигает новые задачи воспитания детей дошкольного возраста. Большое значение придаётся проблеме воспитания.

Возможности духовного и нравственного воспитания дошкольников средствами адыгской народной культуры в современном ДОУ Как у маленького деревца, поднявшегося над землей, заботливый садовник укрепляет корень, от мощности которого зависит жизнь растения на.

источник

Консультация «Народное творчество как средство развития духовно-нравственных ценностей старших дошкольников»

Анастасия Филина
Консультация «Народное творчество как средство развития духовно-нравственных ценностей старших дошкольников»

Аннотация: в статье представлена точка зрения на формирование у детей духовно-нравственных ценностей средствами народной культуры. Автор рассматривает понятие национальных нравственных ценностей, прослеживает их связь с традиционными народными ценностями и возможности их использования в условиях ДОО.

Духовно-нравственное воспитание – это основное направление становления личности ребенка с первых ступеней образования и воспитания. Все мы помним известную русскую пословицу: «Учи дитя, пока оно поперек лавки лежит». Народная мудрость говорит о необходимости привития детям с самого раннего детства основ нравственной, духовной, правильной жизни на благо своей семье и своей стране. Поэтому дошкольный возраст – важнейшее звено, когда в ребенке закладываются основные нравственные и духовные ориентиры. С этими ориентирами он дальше пойдет по жизни, с ними ему предстоит осваивать школьную программу и они станут основой его взрослой личности.

Что же может и должно стать основой духовно-нравственного воспитания ребенка? На этот вопрос достаточно точно ответил академик Д. С. Лихачев:

«Родной край, его история – это основа, на которой только и может осуществляться рост духовной культуры всего общества» [7].

В одной из своих работ академик Д. С. Лихачев отмечает, что любое общество стремится решать глобальные национальные задачи, но возможно это только при наличии общей системы нравственных ориентиров. Поэтому важная задача педагогов – воспитать носителя нравственных ориентиров, о котором говорится и в Федеральном государственном образовательном стандарте:

«Это высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укоренённый в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации» [8].

Основа нравственности любого общества – это национальные ценности, которые сохраняются в культурных, народных, семейных традициях и передаются из поколения в поколение. Духовно-нравственное воспитание маленьких граждан России основывается на знаниях дошкольников об истории своей страны, о семье, искусстве, религии, природе, о человеческих отношениях. Все это можно найти в народном творчестве, которое обладает огромным потенциалом для развития духовно-нравственных ценностей детей. Определяя базовые духовные и нравственные ценности, воплощенные в народной культуре, мы можем говорить о таких аспектах нравственного и духовного воспитания дошкольников средствами народного творчества:

— патриотические ценности: любовь к Родине, к своему народу, гордость за национальное достояние;

— семейные ценности: любовь к родителям, забота о старших, уважение к семейным традициям;

— гражданские ценности: уважение к правам других людей, соблюдение общепринятых норм в обществе;

— человеческие ценности: милосердие, добро и справедливость, уважение к людям;

— трудовые ценности: уважение к труду других людей, желание помогать взрослым;

— научные ценности: уважение к знаниям, стремление познавать что-то новое;

— культурные ценности: уважение к культуре своего народа и других народов, понимание ценности творческих произведений;

— религиозные ценности: уважение к религиозным традициям, толерантность к представителям других религий, соблюдение духовных принципов;

— природные ценности: любовь к природе, бережное отношение к окружающему миру.

Все перечисленные ценности можно найти в народном творчестве. В работе со старшими дошкольниками можно использовать многие виды народного творчества. Но одно из самых эффективных средств духовно-нравственного воспитания детей – это фольклор. По своей сути произведения фольклора – это народные законы жизни. Сказки, пословицы, поговорки были основаны на многовековом народном жизненном опыте и мудрости и передавались из поколения в поколение в своеобразной художественной форме. Существует множество жанров фольклора, многие из которых можно использовать в формировании духовных и нравственных ценностей детей дошкольного возраста.

Календарный фольклор, в который входят заговоры, приметы, заклички, является эффективным средством для формирования у детей ценностей, связанных с отношением к природе. Например, при изучении с детьми весенних примет и изменений в природе можно использовать весенние заклички. Этот жанр фольклора применим и на прогулках, и во время познавательного, речевого развития. Сколько добра, позитивного настроения и любви к природе в весенних закличках:

При знакомстве детей с подобными закличками у них формируется и любовь к природе, и уважение к труду взрослых, и понимание ценности природы для каждого человека.

Главный потенциал фольклора в том, что каждое произведение, доступное для дошкольников, является эффективным средством народной педагогики, которая близка и понятна детям. Это отмечают многие исследователи. Например, Л. В. Кокуева:

«Загадки, считалки, скороговорки, песни — неотъемлемая и наиболее органичная часть детского быта. Чтобы ребенок вырос добрым, отзывчивым, милосердным, умел творить добро и сопереживать, радоваться и от души смеяться, мы, взрослые окружаем его заботой, любовью и красотой. Неиссякаемым источником такой красоты является народное творчество. Именно оно способно разбудить в детях самые лучшие чувства, богатое воображение и фантазию» [5, с. 78].

Особые народные жанры – это детский фольклор, в который входят пестушки, потешки, колыбельные. Лиричность, добрый слог, четкая направленность на детское восприятие делают эти произведения устного народного творчества неотъемлемыми элементами воспитания в детях отзывчивости, милосердия, любви к народному искусству.

Если говорить о патриотическом воспитании детей, то в его содержание обязательно следует включить былины, стихи, героические песни. Рассказ о подвигах богатырей, о преданности наших предков своей родине следует дополнять наглядными методами. Это могут быть иллюстрации, видеопрезентации, мультипликационные фильмы. Важно обратить внимание детей на качества былинных героев: смелость, честность, преданность своей земле. Такая работа позволит и у дошкольников сформировать нравственные качества личности.

Незаменимое средство духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста – это русские народные сказки. Для воспитательной работы подходят все виды сказок: волшебные, бытовые, сказки о животных. Интересный сюжет, необычные герои, яркие характеры, захватывающие события позволяют педагогам не задумываться о поддержании интереса детей к материалу, а решать необходимые задачи. Так, при знакомстве дошкольников со сказками о животных дети узнают основные нравственные понятия: взаимовыручка, дружба, честность, добро, отзывчивость. При знакомстве с волшебными сказками стоит акцентировать внимание дошкольников на поступках героев, а также на том, чем вознаграждаются хорошие дела, как наказываются плохие поступки. Бытовые сказки можно использовать при формировании у детей семейных ценностей и правил нравственного поведения в обществе.

Таким образом, русский фольклор — это, по сути, подлинная азбука нравственности, ведь вся его сущность — это пожелание окружающим здоровья, добра и удачи.

Уникальность русского народного творчества заключается еще и в том, что дети могут не просто изучать фольклор не со стороны, а использовать его в повседневной жизни. Это касается и пословиц, и поговорок, и закличек, и песен, и хороводов. Большим потенциалом в этом направлении обладают народные игры. Это обусловлено уже тем, что игра является ведущим видом деятельности детей дошкольного возраста. При этом народная игра содержит в себе еще и огромные возможности для нравственного, духовного, патриотического воспитания подрастающего поколения. В народных играх очень много юмора, шуток, соревновательного задора. Движения всегда точны и образны, часто сопровождаются веселыми прибаутками, считалками, потешками. Но самое важное, что игры воспитывают в детях честность, ловкость, способствуют формированию у них любви к русской речи. Исследователь Л. В. Кокуева отмечает:

«Особенно детям нравятся игры, в которых проявляются такие нравственные качества как доброта, товарищество, умение уступить, умение жить в коллективе. Совместные игры — огромное удовольствие для детей, а на уроке благодаря этому создается атмосфера радостного праздника» [5, с. 80].

Многообразие форм народного творчества позволяет педагогам также разнообразить и воспитательную работу, включая в нее различные методы работы и формы организации детской деятельности.

Можно выделить основные формы приобщения детей к национальному культурному наследию, используемые в дошкольной образовательной организации:

— знакомство с малыми формами устного народного творчества (загадками, пословицами, поговорками, закличками) в познавательной деятельности, речевой деятельности, в режимных моментах, во время прогулок;

— праздничные семейные посиделки, посвященные значимым датам народного календаря;

— познавательные беседы по материалам русских народных сказок, былин, песен;

— выразительное чтение и драматизация русских народных сказок;

— проведение календарных народных праздников.

Все виды народного творчества необходимо использовать в единстве, поэтому важным условием формирования духовно-нравственного отношения дошкольников к национальному культурному наследию прошлого является знакомство детей с традициями крестьянской культуры и быта. Например, осенью в детском саду можно провести осенние посиделки. Известно, что посиделки на Руси начинались осенью сразу после уборки урожая, по вечерам. Детям особенно интересно будет нарядиться в старинные костюмы, вспомнить, как их прапрабабушки играли в игры, водили хороводы. На таких посиделках можно также и загадки загадывать, и сказки слушать. Как показывает практика, дети с большим удовольствием принимают участие в праздничных посиделках, на которых знакомятся с народными пословицами и загадками, обрядовыми песнями, частушками. Это не только замечательно тренирует их память, способствуют активному мышлению, но и формирует нравственные и духовные ценности. Ведь в известных пословицах народ всегда осуждал злобу, глупость, лень, хвастовство и восхвалял доброту, ум, находчивость, трудолюбие.

Особое внимание следует уделять подготовке и проведению народных праздников. Наши предки любили и хорошо умели веселиться. Под балалайку, под гармонь они водили хороводы, пели, плясали, затевали игры. С дошкольниками можно проводить такие праздники: «Осенины», «Святки», «Масленица». Праздник – это, как и игра, естественное состояние детской души, без него окружающий мир для ребенка становится серым, тусклым и неинтересным.

Подобная работа по духовно-нравственному развитию детей помогает педагогу формировать у дошкольников чувство любви к Родине, к русскому народу, к народному творчеству. Древние мудрецы говорили, что для абсолютного счастья человеку необходимо славное Отечество. С этим нельзя не согласиться. Самый благодарный путь к такому счастью при воспитании подрастающего поколения — возрождение забытых национальных ценностей.

Классическая музыка как средство формирования нравственных основ характера и развития образного мышления старших дошкольников МБДОУ детский сад №8 «Аленький цветочек» г. о. г. Выкса Конспект занятия по художественно-эстетическому развитию. Музыкальная деятельность.

Консультация для родителей «Устное народное творчество как средство нравственного воспитания детей» Формирование основ моральных качеств начинается ещё в дошкольном детстве. От того насколько успешно осуществляется этот процесс, во многом.

Консультация для родителей «Устное народное творчество как средство развития речи детей дошкольного возраста» Консультация для родителей воспитателя Олейник О. В. по теме: «Устное народное творчество как средство развития речи детей дошкольного возраста.».

Консультация для родителей «Устное народное творчество как средство развития речи детей» Консультация для родителей «Устное народное творчество как средство развития речи детей» Богатейшим материалом, основой для игр, развивающие.

Программа саморазвития «Русское народное творчество как средство духовно-нравственного воспитания» Программа саморазвития на 2017-2018 учебный год Тема: Русское народное творчество как средство духовно-нравственного воспитания и развития.

источник