Меню

Важнейшее средство умственного воспитания в народной педагогике

Предметом первостепенной важности в народной педагогике всегда было умственное воспитание подрастающего поколения. Опыт народной педагогики показывает, как можно и нужно обучать и воспитывать подрастающее поколение с максимальным учетом тех общественных условий и среды, в которых оно будет жить и работать.

Педагогические мысли и традиции своих предшествующих поколений пароды Севера широко используют в воспитания подрастающих поколений с творческим осмыслением всех этих ценностей. Зная, что формирование личности происходит под воздействием всех сторон воспитания, люди учили детей не только труду и физической подготовке, но и давали им другие жизненно важные качества. Народы Севера испокон веков стремились развивать у детей умственные способности, с самого раннего возраста, органически связывая умственное воспитание с трудовым и физическим. Отношение народа к интеллектуальному развитию закреплено в пословицах и поговорках.

В процессе общения ребенка с окружающей средой у него развивается наблюдательность, определенные представления о природе. Активное его участие во всех сферах деятельности родителей, взрослых способствует расширений кругозора, умственной деятельности. Вначале действия ребенка носят подражательный характер, но постепенно в ходе накопления жизненного опыта, его умственная деятельность начинает принимать самостоятельный, творческий характер. Большую роль в развитии умственных способностей детей сообразительности, находчивости, быстрой реакции и т.д. имеют игры, которые являются хорошей проверкой их способностей, своеобразной школой, а также загадки, в которых в лаконичной форме воплотились наблюдения северян над явлениями природы, небесными светилами. Загадки служат своеобразной формой познания детьми реальной действительности: «Над синим морем два лебедя гоняются, но никак друг друга не догонят» (солнце, луна), «Ног нет – бежит, рта нет – свистит» (ветер), «Солнечная девица ушла, позабыв серебряный волшебный платок» (закат солнца), «Две женщины прутьями (тальника) друг друга бьют» (ресницы), «Вокруг озера белые березы росли» (зубы), «Растет одно дерево, 12 сучьев и 365 листьев имеет» (год), «Что это такое: котел в тайге беспрерывно кипит?» (муравейник), «Много говорит, а бездомная» (кукушка). В загадках и поговорках немало педагогических идей, они способствует развитию у детей сообразительности, мышления и т.д.

Народы Севера в процессе трудовой деятельности, длительных наблюдений за окружающей средой накопили знания о реальной действительности, обогатили память знаниями по ботанике, зоологии и географии. Каждый год они следили за прилетом и отлетом птиц, за их жизнью в этом неповторимо своеобразном крае, изучали повадки птиц, флору и фауну родного края. Богатые знания накоплены народами Севера и по метеорологии. Имея богатый жизненный опыт, они учили своих детей по определенным характерным признакам определять время наступления зимы или лета. Коренное население Севера является тонким наблюдателем реальных примет тайги и тундры, заранее может определять время замерзания и вскрытия рек, изменения направления ветра. Путешественники всегда пора жались исключительной их способности ориентироваться в тайге и бескрайней однообразной тундре днем по солнцу, а ночью по звездному небу, в пасмурные же дни они руководствовались другими приметами: распределением и характером растительности, следами человека, домашних и диких животных и т.п., и никогда не сбивались с пути. Проезжая десятки километров по совершенно ровной, однообразной, снежной тундре, оленеводы и охотники всегда удерживали правильный курс и безошибочно находили дорогу в самые сильные метели.

Первостепенное значение малочисленные пароды Севера придавали умственному воспитанию детей. Свой опыт, свои знания, умения, полученные в результате практики, бережно передавали подрастающему поколению. Во все времена тяга народа к образованию была велика, его мысли об этом отражены в пословицах: «Учение – путь к умению», «Мир освещается солнцем, а человек знанием», «Больше знаешь – сильнее станешь», «Руки поборют одного, знание тысячу», «Знание издали весть подает», «Умел дитя родить, умей и научить», «Для учения нет старости».

Для подготовки подрастающего поколения к жизни народы Севера выработали конкретные принципы обучения, методы и приемы; значительное место в решении этой проблемы занимают веками выработанные народные традиции, обычаи, обряды, фольклор. Умственное воспитание люди тесно связывали с нравственным формированием, трудом, физическим совершенством личности. Таким образом, они постепенно готовили смену для передачи накопленного опыта, чтобы новые и новые поколения могли продолжать жизнь в сложных условиях тундры и тайги.

источник

Народные традиции умственного воспитания. Народные пословицы и поговорки. Экологическое образование подрастающего поколения. Развитие умственных сил, способностей и дарований. Развитие познавательных интересов и формирование познавательной активности.

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

ЗАДАЧИ УМСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ И ИХ РЕШЕНИЕ СРЕДСТВАМИ ЭТНОПЕДАГОГИКИ

Вопросы умственного воспитания занимают одно из центральных мест в этнопедагогике многих народов. Люди разных национальностей во все времена признавали силу знаний и выражали уважительное отношение к знанию. В человеке высоко ценили ум, его способности. Народы издревле проявляли любознательность, интерес к процессам, происходящим в природе, к познанию их закономерностей, полученные знания умело использовали в своей жизни и деятельности, приобщали к ним подрастающее поколение.

Умственному воспитанию посвятил исследования Ш.Ш. Залялиев. Как отметил ученый, татарский народ издревле стремился к глубоким знаниям, просветительству, возвеличивал людей грамотных и знающих, любил читать и слушать чтение других, верил книжному слову, считал его правдой, проявлял большую заботу об интеллектуальном развитии подрастающего поколения [1, с. 140].

Народные традиции умственного воспитания впоследствии проникли в произведения тюрко-татарских просветителей различных времен. Например, тюркский поэт X века Юсуф Баласагуни в своей поэме “Благодатное знание” воспевает славу знающему и ставит его превыше всего. Булгарский поэт Кул Гали в поэме “Кыссаи Юсуф” продолжил традиции своего предшественника и возвеличивал умственно развитого и знающего человека. Татарский поэт периода Казанского ханства Мухаммедьяр в ряде своих поэм также первостепенное значение придавал ученому, читающему, многознающему человеку, противопоставлял его невеждам.

Многие исследователи, обращаясь к вопросам умственного воспитания, отмечают, что оно должно вооружать обучаемых системой знаний основ наук. В ходе и в результате усвоения научных знаний закладываются основы научного мировоззрения. Сознательное усвоение системы знаний содействует развитию логического мышления, памяти, внимания, воображения, умственных способностей, развитию склонностей и дарований.В татарской народной педагогике рассматриваются различные задачи умственного воспитания. Например, усвоение определенного объема научных знаний. Данная задача претворялась в жизнь различными средствами и находила отражение во многих малых и больших фольклорных жанрах.

Народные пословицы и поговорки способствуют экологическому образованию подрастающего поколения. Среди “экологизированных” изречений выделяется большая группа о природе, о растительном мире. Так, смысл пословицы “У каждого месяца разная трава” в том, что с течением времени окружающий мир изменяется, а каждое время года преобразует жизнь так же, как меняется в цвете и росте трава, казалось бы, растущая под ногой и незаметная в повседневности.

Пословица “Где аксыргак, там лошадь не погибнет” напоминает о том, что животный и растительный мир пребывают в гармонии и согласии и обеспечивают друг друга питанием. “Аксыргак” полевое растение с толстым корешком, широкими листьями, которое по форме напоминает веник. В мире все связано, подобно аксыргаку и лошади: нанесешь вред одному погибнет другое.

В народной педагогике нашла широкое отражение и задача формирования научного мировоззрения. Так, знания, зафиксированные в народных пословицах и поговорках, носят научный подход к раскрываемым предметам и явлениям. Например, о небесных телах и звездах говорится в пословицах “Полнолуние долго не простоит”, “Большая медведица семь раз воротится, а Северная звезда на месте”, “Земля имеет границу, а космос не имеет”, “Молодая луна не боится убывать”, “Венера взошла луна закатилась”, “Нет солнца нет дня, нет дня нет жизни” они содержат информацию об астрономических явлениях.

Задача развития умственных сил, способностей и дарований занимает большое место почти во всех жанрах устного народного творчества (“В полете ласточка непобедима, в песне соловья не победить”, “Медведь опирается на мускулы, а человек на знания”, “Знающему двенадцать, незнающему тридцать два”, “Знание дает силу мускулам” и так далее).

Своеобразно решается в народной педагогике задача развития познавательных интересов и формирование познавательной активности. В малых фольклорных жанрах раскрываются преимущества просвещенного человека над непросвещенным, процесс овладения знаниямим отражается как трудоемкий, но интересный, обязательно приносящий свои плоды (“Знающий будет читать, незнающий будет ткать”, “Деньги раздай, знания собирай”, “Знание замок, ключ к нему вопрос”).

Татарский народ по-своему решил задачи развития потребности постоянно пополнять свои знания, развивать способности. Постоянно звучат параллельные сравнения знающих с незнающими, просвещенных с непросвещенными, ученых с неграмотными (“Знающему светло, незающему темно”, “Знающих любят, незнающих обучают”, “Знающий оседлает слона, незнающий погибнет”, “Знания кормят блинами”, “Ячмень не будет едой, тупой не будет главой”). В данных пословицах отражено стремление к знаниям, просвещению это продиктовано жизненной необходимостью.

Этнопедагогика обладает богатыми ресурсами для решения задач умственного воспитания подрастающего поколения. Так как во все времена народ активно использовал свое устное народное творчество для пропаганды необходимости получения знаний и просвещения, в пословицах и поговорках зафиксированы приемы и методы, которые передавались из поколения в поколение и которые позднее были осмыслены в современной педагогической науке.

умственный воспитание народный традиция

Залялиев Ш.Ш. Татарская народная педагогика. Казань, 1997.

источник

Основными средствами народного воспитания являются труд, игра, слово, общение, искусство, произведения устного народного творчества и т.д.

Труд в жизни человека во все времена занимал ведущее место, он является сердцевиной народной педагогики. Поэтому не случайно данная тема ярко выражена в пословицах и поговорках: «Труд – всему отец», «Кто любит труд, тот любит жизнь», «Если будешь сидеть сложа руки, рыба и зверь домой не зайдут».

В то же время народ высмеивает ленивых людей, ищущих легкой жизни. Об этом говорят и народные пословицы: «Труд на ноги ставит, а лень валит», «Труд человека кормит, а лень портит», «От лени человек хворает, а от труда – здоровеет», «Лень до добра не доводит», «Лентяя по походке узнают», «У него лень за пазухой гнездо свила», «Ленивый спит сидя, работает лежа», «Без дела жить – только небо коптить, «Ленива та птица, которая не хочет сама себе гнездо строить».

О роли труда в жизни человека Г. Н. Волков вполне справедливо пишет: «Трудовое воспитание – венец всей системы народного воспитания. Вне труда нет ни эстетического, ни физического, ни нравственного воспитания, без труда нет и полноценного умственного воспитания».

О важности труда в человеческой жизни говорили многие прогрессивные мыслители всех времен и народов.

Истинное сокровище для людей – умение трудиться. (Эзоп)

Труд облагораживает человека. (В. Г. Белинский)

Труд. первое основное условие всей человеческой жизни, и притом в такой степени, что мы в известном смысле должны сказать: труд создал самого человека. (Ф. Энгельс)

Без труда не может быть чистой и радостной жизни. (А. П. Чехов)

Именно в труде, и только в труде, велик человек, и чем горячей его любовь к труду, тем более величественен сам он, тем продуктивнее, красивее его работа. (М. Горький)

Таким образом, трудовое воспитание – стержневая проблема народной педагогики во все времена. Трудовое воспитание тесно связано с материальной и духовной культурой народа, их традициями. Так, например, у народов Севера труд органически связан с традиционными отраслями их хозяйства – охотой, рыболовством, оленеводством, которые исстари развивались в специфических условиях тундры и тайги.

Народная педагогика призывает формировать у детей с самого раннего их возраста устойчивую привычку добросовестного отношения к труду. Особого внимания требует к себе воспитание в детях уважительного отношения к труду других людей. Приобщение детей к труду должно носить целенаправленный воспитательный характер, стать средством развития личности каждого ребенка, с учетом того, что именно в процессе активной деятельности у человека вырабатывается культура труда, воспитывается творческое отношение к делу, а также дисциплинированность, организованность, коллективизм.

Советуем прочитать:  Как можно быстро снизить давление народными средствами быстро

Игра является важным фактором развития детей. А. Н. Леонтьев, разрабатывая теорию деятельности, утверждал, что, начиная с раннего детства и до 7 лет, для ребенка ведущим видом деятельности является игра.

Д. Б. Эльконин глубоко раскрыл и описал различные виды деятельности детей, в процессе осуществления которых происходит усвоение ими основ культуры и тем самым реализуется психическое развитие. Он также отмечал важную роль игры в развитии ребенка.

Как известно, игровая деятельность занимает большое место в народном воспитании, служит важным условием умственного, нравственного, физического воспитания ребенка. Многие психологи и педагоги обращают внимание на воспитывающую и развивающую функцию игры в педагогическом процессе.

А. С. Макаренко писал: «Игра имеет важное значение в жизни ребенка, такое же, как у взрослого имеет работа, служба. Каков ребенок в игре, таков во многом он будет в работе, когда он вырастет. Поэтому воспитание личности происходит прежде всего в игре. Игра составляет главное занятие ребенка, наиболее его увлекает, интересует. Игра приучает человека к тем физическим и психическим усилиям, которые будут необходимы для его дальнейшей работы».

Включение в воспитательную деятельность игр своего и других народов, кроме осмысления детьми традиций и истории своего народа, его мудрости и целесообразности традиций народного воспитания дает понимание единства всех народов (игры, как известно, практически во всем мире имеют много общего).

Содержание игр на каждом этапе развития ребенка существенно меняется. Так, в младших классах педагогам рекомендуется проводить подвижные игры, направленные на совершенствование навыков естественных видов движений. Это игры с бегом, прыжками на месте, с места в высоту, в длину с разбега, игры с метанием на дальность и в цель, игры в мяч и др.

Игра – отражение бытия народов, и поэтому через нее, в ней у детей воспитываются те или иные качества (физические, интеллектуальные), которые необходимы для выживания именно на той территории, где исторически проживал этнос.

Подвижные игры развивают быстроту реакций, мышление, внимание, память и т.д.

В старших классах большое место отводится коллективной игре (например, игре с мячом), развивающей дружеские связи, дружеское общение, симпатию и т.д.

Игры, в том числе традиционные, развивают когнитивное мышление, память, внимание и др.

Традиционные игры воздействуют на развитие личностных качеств учащихся. Они передают традиции, свойственные этике, эстетике и менталитету родного народа.

В народной педагогике отмечается влияние досуговых, обрядовых игр и национальных видов спорта на развитие личности школьника.

Игры, способствующие физическому развитию ребенка, проводятся и в свободное время с учащимися младших классов. Сюда относятся игры с мячом, игры с арканом, занятия в жокей-классе, где ребята овладевают сложной наукой езды на коне, борьба, игры с бегом на короткие дистанции, перетягивание канатов и т.д. В таких играх заложены большие возможности по развитию личности ребенка.

У многих народов (особенно Севера) есть игры, имитирующие повадки животных. Они полезны при изучении родного края, развивают ловкость, внимательность и наблюдательность.

В республиках Поволжья и Приуралья, особенно среди тех народов, которые исповедуют ислам, популярны обрядовые игры, посвященные праздникам «Науруз», «Сабантуй».

В виде спортивных состязаний проводятся игры «Бой батыров», «Попади в цель», «Догони девушку» и многие другие.

К национальным видам спорта приобщаются учащиеся старших классов. В процессе освоения национальных видов спорта юноши узнают о том, что хорошо подготовленные в прошлом воины могли стрелять из лука вдаль или увернуться от пущенных в воина стрел, отбив их концом своего копья.

В процессе игры совершенствуются двигательные навыки, развиваются волевые качества, способности, формируется характер, вырабатываются объективные оценки индивидуальных и коллективных результатов. В народных играх реализуются все формы активности ребенка, происходит социализация личности и осмысление окружающего мира и самого себя. Усваивая в игре самобытную культуру своего народа, ребенок развивается гармонично.

Игры способствуют социализации детей и их благополучной адаптации. Они способствуют также выработке терпения, выдержке в отношениях между детьми, учениками, установлению дружеских, эмоциональных отношений; являются средством позитивного стимулирования для детей, стремящихся к успеху, одобрению; целенаправленной актуализации успехов у отдельных детей перед детским коллективом в целях повышения их самооценки, для изменения устоявшихся стереотипов по отношению к ним.

Игра помогает решить многоаспектную проблему развития коммуникативных навыков, когнитивных способностей, мышления, внимания, памяти и сформировать дружеские отношения между детьми.

Слово. Говоря о необычайной действенности слова как фактора народного воспитания, академик Г. Н. Волков пишет: «Слово – величайшее из человеческих духовных сокровищ. В повседневном общении с матерью ребенок усваивает язык, который называется материнским. Материнское слово божественно».

Для ребенка знакомство со словом начинается с колыбельной песни. В нем выражена любовь матери к маленькому человеку, пожелание счастья и благополучия в ожидающем его будущем.

Любовь к родному слову запечатлена в пословицах и поговорках:

Мал язык, да всем телом владеет.

Я. А. Коменский говорил, что начинать обучение ребенка нужно на родном языке, а великий русский педагог К. Д. Ушинский так и назвал свой первый учебник для детей – «Родное слово».

Материнскому слову, родному языку посвятили свои произведения И. С. Тургенев, И. А. Бунин, Г. Тукай, Р. Гамзатов.

Вот как преданность родному языку выразила А. Ахматова в стихотворении «Мужество», написанное в годы Великой Отечественной войны:

Не страшно под пулями мертвыми лечь,

Не горько остаться без крова, –

И мы сохраним тебя, русская речь,

Свободным и чистым тебя пронесем,

И внукам дадим, и от плена спасем

Родной язык – начало всех начал. Но все же в таком многонациональном государстве, каким является Россия, знание только родного языка недостаточно.

Для общения с представителями других народов нашей страны необходимо и знание русского языка, который является в России языком межнационального общения.

Прекрасно выразила мысль о необходимости знания двух языков, о равной любви к ним балкарская поэтесса Танзиля Зумакулова:

Текут две речки в сердце, не мелея,

Не менее благородно и трогательно звучат и слова аварского поэта Расула Гамзатова, высказанные им в книге прозы «Мой Дагестан»:

Мой родной аварский язык! Ты мое богатство, сокровище, хранящееся про черный день, лекарство от всех недугов. Если человек родился с сердцем певца, но немым, то лучше бы ему не родиться. У меня в сердце много песен, у меня есть голос. Этот голос – ты, мой родной аварский язык. Ты за руку, как мальчика, вывел меня из аула в большой мир, к людям, и я рассказываю им о своей земле. Ты подвел меня к великану, имя которому – великий русский язык. Он тоже стал для меня родным, он, взяв за другую руку, повел меня во все страны мира, и я благодарен ему.

Общение является одним из важных факторов народного воспитания. Оно присутствует везде: и в процессе трудовой деятельности, когда необходимо тесное слаженное взаимодействие между участниками трудового процесса, и в игровой деятельности, особенно в коллективных видах игры, когда для победы так необходимо взаимопонимание между партнерами.

Л. В. Мардахаев определяет общение как сложный многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемой потребностями в совместной деятельности и включающий в себя обмен информацией, выработку общей стратегии взаимодействия, восприятие и понимание другого человека.

Речевой этикет различает формы общения: между сверстниками, связанными одними интересами, потребностями, одной субкультурой, и между представителями разных поколений, это так называемое межпоколенное общение, которое предполагает разные модели речевого поведения: младший (мальчик/девочка) со старшим (мужчиной/женщиной) или старший (мужчина/женщина) с младшим (мальчик/ девочка). То есть отмечаем восемь различных моделей речевого поведения.

В качестве основного требования речевого общения здесь выступает нормативность, включающая такие речевые характеристики, как точность, ясность, чистота. Точность речи проявляется в адекватном ситуации и содержанию выборе языковых средств; ясность – в доходчивости, понятности для тех, кому она адресована; чистота – в отсутствии нелитературных элементов, уместности используемых средств.

Достижение взаимопонимания возможно в том случае, если участники процесса общения обладают определенной культурой общения, которая определяется как совокупность знаний, умений и навыков в области вербальных и невербальных средств общения, позволяющих успешно решать коммуникативные задачи.

В процессе общения важно не только передать информацию, но и установить с собеседником дружеские отношения, необходимые в процессе совместной деятельности.

Культура общения – это умение осуществлять свои взаимоотношения с другими людьми – способности и умения воспринимать, понимать, усваивать, передавать содержание мыслей, чувств, стремлений в процессе взаимодействия.

Высокого уровня взаимоотношений достигает тот педагог, который рассматривает общение как двусторонний процесс, при котором его воспитанник становится полноправным партнером. Талант общения педагога состоит в том, чтобы преодолеть, смягчить естественную трудность общения из-за различий в возрасте и жизненном опыте, помочь воспитаннику обрести уверенность в общении в качестве полноправного партнера.

Культура общения включает в себя: образованность, духовное богатство, развитое мышление, способность осмысливать явления в различных областях жизни, разнообразие способов общения и его эмоционально-эстетического проявления. Она предусматривает взаимное доверие субъектов общения.

Основой культуры общения является доверительное отношение человека к человеку. Обязательный компонент культуры общения – тактичность, умение понять чувства и настроение другого.

Под традициями понимаются исторически сложившиеся и передаваемые из поколения в поколение формы деятельности и поведения, сопутствующие им обычаи, обряды, идеи, представления, правила, духовные ценности и т.п.

Народные традиции – это сложившиеся на основе длительного опыта жизнедеятельности того или другого народа и прочно укоренившиеся в обыденном сознании правила, нормы и стереотипы поведения, формы общения людей. Народные традиции помогают передавать от поколения к поколению накопленный народом опыт жизнедеятельности и успешно адаптироваться человеку в соответствующей национальной среде.

Народы России сумели сохранить богатые традиции в деле духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения. Несмотря на коренные преобразования в жизни нашей страны, во многих сферах сознания и деятельности продолжают сохраняться следующие традиции: культурные (сохранение и приумножение исторических и духовных достижений народов России); боевые (бережное отношение к героике прошлого, образцам самоотверженного служения народу и стране в военной, трудовой и культурной сферах, празднование великих для России событий и дат); трудовые (культура производства, сознательное отношение к труду в интересах человека, общества и государства). Очевидно, что процесс реформирования общества повлечет за собой и формирование новых традиций на основе нового наработанного опыта духовно-нравственного возрождения России.

Искусство. Отношение ребенка к искусству основано на его эмоциональной отзывчивости. Знакомство с народным искусством через песни, обряды, народный эпос, декоративно-прикладное творчество позволяет ребенку как бы войти внутрь событий, стать их участником. В этом суть потенциальной возможности влияния искусства на эмотивную часть сознания. Воздействуя на ребенка, искусство формирует ценностное знание, определяет позицию и поведение ребенка. Именно это впоследствии ложится в основу отношения подростков к людям, самому себе и природе. Происходит процесс культурного развития ребенка.

Воспитание положительного, заинтересованного отношения к этническим культурам начинается с приобщения детей к общечеловеческим нравственным ценностям, присущим народному искусству своего и других народов. На этическом уровне – это проявление внимательности, доброжелательности и тактичности во взаимоотношениях с людьми независимо от их национальности и религиозных чувств.

Постигая народное искусство, подросток знакомится с его глубинным смыслом, с национальной культурой, где перед ним раскрывается реальный мир идей, чувств, побуждений, картина мира, ценностей человека. Следовательно, понимание искусства – это одна из форм диалога культур, полнота постижения которого происходит через «вживание» в чужую культуру, через возможность взглянуть на мир ее глазами.

Советуем прочитать:  Народные средства лечения шейного остеохондроза чесноком

На рациональном уровне народное искусство создает предпосылки освоения моральных норм: уважение к личности, ненасилие, гуманное отношение к человеку, причем их принятие идет без сопровождения готовыми оценками, что позволяет ребенку более полно и адекватно выражать собственные чувства и переживания. Иными словами, основным механизмом воспитания становится погружение ребенка в культуру, приобретение опыта гуманного отношения к миру.

Искусство воздействует на познавательную и эмоциональную сферы, тем самым обусловливая формирование нравственных мотивов и эталонов. Под влиянием искусства у ребенка становятся более полными и отчетливыми представления о культурах разных народов.

Понимание народного искусства в подростковом возрасте способствует формированию у ребенка коммуникативной компетенции, обусловливает его способность вступить в диалог с другой культурой, становится условием воспитания одобряемого обществом поведения. В настоящее время такой интегративный подход к знакомству с национальными культурами помогает практически решать социокультурные проблемы, овладевать основами межкультурной коммуникации.

Особое место в процессе народного воспитания подростков занимают народные праздники, представляющие собой синтез многих видов народного искусства. Они всегда выполняли важные общественные функции: помогали включиться в реальную социальную жизнь, осознать свою принадлежность к данному народу. Народные праздники строились на традициях народа и отражали его духовно-нравственную жизнь. Преемственность старших и младших основывается именно на традициях. Чем многообразнее традиции, тем духовно богаче народ, и ничто так не объединяет его, как народные праздники. Г. Н. Волков писал: «Степень культурности людей и народов можно измерить тем, насколько активно они противостоят процессу исчезновения народных традиций, насколько целенаправленно они ищут способы сохранения и возрождения утраченных сокровищ. Народные праздники выступают при этом как элемент традиционности».

Народные праздники отражают нравственные устои народа, развивают этические и эстетические чувства, содержат педагогические элементы, являются яркими и радостными событиями в жизни детей, тем самым выступая условием воспитания толерантного поведения подростков.

Сочетая различные вилы творчества: песни, стихи, народные танцы, пословицы, театрализованные инсценировки и т.д., они оказывают большое воспитательное влияние на чувства и сознание ребенка, так как дети объединяются общими переживаниями. Через участие в тематических праздниках, посвященных родному краю, природе, труду, у подростков формируется отношение к своему народу, другим культурам, природе и в целом к миру. Знакомясь с обрядовыми действиями и сопровождающими их песнями, дети узнают о характерных национальных особенностях каждого народа.

Сотворчество педагога и подростка на основе народного искусства – один из возможных путей вхождения подростка в пространство культуры. Организация межличностного взаимодействия подростков на фольклорной основе предполагает формирование их интереса к культуре других народов, создание развивающей среды, способствующей формированию мотивов самообразования и социального сотрудничества (личностно-ориентированный подход, активные формы обучения, интеллектуального досуга); предоставление подросткам возможности получить социальное признание результатов своей творческой деятельности (от проведения праздников, концертов, викторин, театрализованных представлений и т.д.).

Вовлечение подростков в мир искусства разных народов способствует формированию их активного интереса в области краеведения, этнографии и истории этих народов. Учебно-поисковая деятельность подростков – это не только занятия в группе, но и участие в мероприятиях творческого характера. Они проводят поисковую работу, используя литературные и музейные источники, творчески перерабатывают и интерпретируют полученные результаты, обсуждают результаты самостоятельной исследовательской деятельности. Это способствует сплочению коллектива, служит дополнительным стимулом и придает новую эмоциональную окраску поисково-исследовательской деятельности.

В давние времена, когда не было письменности, самые талантливые люди устно складывали, «творили» пословицы, поговорки, загадки, потешки, скороговорки, небылицы, сочиняли сказки, легенды и множество других произведений. Народные творения, созданные на протяжении веков, сохранялись в памяти народа и передавались из поколения в поколение, от одного рассказчика к другому. Каждый следующий исполнитель привносил в них что-то свое, делая его более интересным и красивым. Так складывалось устное народное творчество, или фольклор, что в переводе с английского языка означает «народная мудрость, народное творчество».

Среди произведений устного народного творчества первыми появились те из них, в которых содержалось объяснение мира, явлений природы, история племени, правила и нормы поведения. Это были мифы, легенды, былины, пословицы, поговорки, военные и трудовые песни. Позже стати складываться произведения для удовольствия и веселья, для выражения чувств и переживаний. К ним можно отнести загадки, потешки, сказки, лирические песни, частушки, анекдоты и другие.

В произведениях устного народного творчества отразились представления народа о том, что в жизни хорошо, а что плохо, то есть в них был представлен своего рода нравственный кодекс.

Миф – в переводе с греческого означает «сказание, предание». Мифы отражают древнее представление человека о мире. Это объяснение мира древним человеком.

Мифы о природе, обществе и человеке, рожденные народной фантазией, содержат начало науки, искусства и религии, учат людей жить и умирать в соответствии с их понятиями об истине, добре и красоте.

Одни мифы рассказывают о происхождении Земли, Солнца, Луны, звезд, о четырех основных стихиях – огне, воде, земле, воздухе, о явлениях природы. Такие мифы называются космогоническими (от греч. космос – порядок, мир, красота). Мифы, рассказывающие о героях, людях, но в силу своих подвигов приближенных к богам, называются героическими.

У славян тоже была своя мифология. Древним славянам мир казался похожим на большое яйцо. Посредине Вселенной расположена сама Земля. Верхняя часть Земли – наш живой мир, мир людей. Нижняя сторона – мир мертвых. Вокруг Земли расположены девять разных небес. Славяне считали, что на любое небо можно попасть, взобравшись по мировому древу, которое связывает между собой нижний мир, землю и все девять небес.

Жители Древней Руси считали землю и небо живыми существами, супругами, чья любовь и породила все живое на свете. Бога неба называли Сварогом. Землю до сих пор называем матерью.

Загадки – одни из самых древних произведений фольклора. В древнерусском языке слово гадать означало «думать, размышлять». Отсюда и произошло слово «загадка». Эго иносказательное описание какого-либо предмета или явления природы, которое предлагалось отгадать. Чтобы отгадать загадки, требовались смекалка и ум, поэтому в древности загадка – это своего рода испытание мудрости.

Почти все загадки строятся на сравнении, причем загадываемый предмет сравнивается с другими предметами, в которых означаемый признак выражается значительно отчетливее. Очень часто в загадках предметы неживого мира сопоставляются с живыми существами и наоборот.

Красная девушка по небу ходит. (Солнце)

Поле не меряно, овцы не считаны, пастух рогатый.

Иногда для лучшего запоминания части загадки связывались рифмами.

Крашеное коромысло // Через реку повисло. (Радуга)

Его бьют, а он не плачет, // Веселее только скачет. (Мяч)

Пословицы и поговорки – это наиболее краткие произведения устного народного творчества. В них в сжатой и образной форме отразилась мудрость народа, его отношение к жизни и к окружающему миру. Многие пословицы и поговорки пришли к нам из глубокой древности.

Пословица – это краткое законченное изречение, имеющее поучительный смысл. Обычно она состоит из одного предложения и часто прямо указывает, например, на то, как правильно поступать в тех или иных ситуациях, как относиться к труду, дружбе, учению.

Сто раз отмерь, один раз отрежь.

Не спеши языком, торопись делом.

Слово не воробей, вылетит – не поймаешь.

Не имей сто рублей, а имей сто друзей.

Старый друг лучше новых двух.

Труд человека кормит, а лень портит.

Без труда не вытянешь рыбку из пруда.

Часто пословица, помимо прямого смысла, имеет и более широкий – переносный. Например, известная и очень часто употребляемая пословица «Волков бояться – в лес не ходить» употребляется не только и не столько тогда, когда человек боится ходить в лес, но и в любой ситуации, когда человек чего-то опасается и поэтому отказывается от дела. Пословица и заключенная в ней народная мудрость его подбадривает, советует не отступать от задуманного.

Пословицы имеют краткую, отточенную веками форму, что делает их легкими для запоминания. Нередко они содержат внутреннюю рифму или созвучие: «Что написано пером, того не вырубишь топором».

В нашей речи встречаются не только пословицы, но и поговорки. Поговорка – это короткое и меткое народное выражение. Поговорка украшает речь и делает ее более яркой. Так, если хотят сказать о ком-то, что он хвастается, ведет себя высокомерно, то говорят, что он задирает нос. Если кого-то ругают, а он не чувствует себя виноватым и ведет себя по-прежнему, то говорят, что с него как с гуся вода, и т.д.

Поговорки также пришли к нам из глубокой древности и часто отражают жизнь и обычаи, которые уже ушли в историю. Например, поговорка «работать спустя рукава», которая означает плохую, небрежную работу, пришла из Древней Руси, где богатые и знатные люди не занимались физическим трудом и носили одежду с очень длинными рукавами, спустив которые ничего нельзя было делать руками. Обычаи ушли, а поговорки остались, и любознательные дети часто интересуются первоначальным смыслом этих поговорок.

Пословицы и поговорки живут в нашей речи, помогают в самых разных жизненных ситуациях, так как в них нашел отражение многовековой опыт наших предков. У каждого народа по любому поводу можно найти мудрое высказывание. И не важно, на каком языке бытуют пословицы и поговорки, смысл у них схож, потому что все народы стремятся к добру, миру, терпению и трудолюбию, и все народы осуждают лень, ложь, зазнайство и т.д.

Обойди весь свет и вернись в свой дом. (Кабардинская)

Родное гнездо и птица не забывает. (Эвенкийская)

Кто не живет на родине, не знает вкуса жизни. (Осетинская)

Умный человек подобен роднику. (Мордовская)

У одного ум в словах, у другого – в делах. (Долганская)

Для всякого дела ум нужен. (Эвенская)

Мудрец сыт своей мудростью. (Осетинская)

Цена человека – его труд. (Кабардинская)

Торопливая работа вкривь идет. (Марийская)

Легко сломать, а сделать трудно. (Чувашская).

Дерево дорого плодами, а человек – делами. (Татарская)

Поработаешь – поешь. (Чукотская)

Возьмется народ – озеро перельет. (Татарская)

Общими силами скалы ворочают. (Осетинская)

Дружные сороки верблюда склюют. (Тувинская)

Рыба без воды не проживет, а человек – без дружбы. (Эвенкийская)

Сказки – это произведения устного народного творчества, в которых в занимательной форме рассказывается о вымышленных, нереальных, придуманных событиях.

Во всех сказках говорится о вещах, которых в жизни не бывает, но сам характер этих придуманных, фантастических событий может быть очень разным. Существует три основные разновидности сказок: о животных, волшебные и бытовые сказки.

В сказках о животных нереальность ситуации состоит в том, что их герои – звери, которые действуют, думают и говорят, как люди. У них и характеры человеческие, причем обычно у каждого животного свой характер, который остается неизменным в разных сказках. Так, в русских народных сказках лиса обычно обманщица, заяц – доверчивый и пугливый, медведь – сильный и неповоротливый, петух – смелый и задиристый и т.д. Таким образом, в иносказательной форме сказки о животных говорят об отношениях между людьми.

Значительно больше волшебных предметов, явлений и событий в волшебных сказках, о чем говорит само их название. В них также бывают говорящие животные, но главными действующими лицами являются люди, на долю которых выпадают сложные и опасные испытания, с ними происходят всевозможные невероятные приключения и превращения. Они встречаются с фантастическими персонажами, такими как Кощей Бессмертный, Баба Яга, Змей Горыныч. В волшебных сказках есть и волшебные предметы: гребень, который может превратиться в лес, говорящая печка или клубочек, показывающий дорогу.

Советуем прочитать:  Какими народными средствами можно вылечить золотистый стафилококк

В бытовых сказках фантастики и волшебства почти нет, и действуют в них не герои и богатыри, а обычные люди. Но события, которые происходят в этих сказках, тоже не совсем реальны: в них много преувеличений и смешных ситуаций. В бытовых сказках высмеиваются человеческие недостатки, возникшие проблемы решаются не волшебными средствами, а с помощью сообразительности, ума, изобретательности героя.

В народных сказках можно увидеть некоторые общие черты. Например, обычно сказка начинается зачином (жили-были; в некотором царстве, в некотором государстве и т.д.), а завершается концовкой (стали жить-поживать да добра наживать; и я там был, мед-пиво пил и т.д.).

Многие события в сказке повторяются три раза. Часто в сказке употребляются одни и те же выражения – устойчивые сказочные формулы (скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается; накормила-напоила и спать уложила и т.д.) и постоянные характеристики предметов и персонажей (добрый молодец, красна девица, сине море и др.).

Эпос. Художественный гений всех пародов нашей многонациональной России создал величайшие произведения. Важное место среди них принадлежит героическому эпосу – это наше духовное богатство, на протяжении столетий создававшееся народами, которые живут на огромной территории России.

Слово «эпос» происходит от греческих «слово, повествование» и «творю».

Героический эпос возник на основе древнего мифологического эпоса в эпоху, когда происходило разложение первобытнообщинного строя. Его развитие продолжилось в период образования раннефеодальных государств, неизменно сопровождавшийся войнами. Это является объяснением того, что в эпических сказаниях могут встречаться исторические факты и лица.

Столетиями эпос любого народа передавался из поколения в поколение устным путем, хранился и воспроизводился по памяти. Это было искусство высокое, сложное, требовавшее от человека особых способностей и качеств.

В традициях многих народов было принято петь сказания в сопровождении музыкального инструмента (на гуслях – у русских, на домбре, думбыре – у башкир, на топшууре – у алтайцев, на хомсе – у хакасов, на хомусе – у якутов и т.д.). Сказитель обязан был владеть музыкальным инструментом в совершенстве. Способность слить воедино песню и музыку – одно из важнейших требований к сказителю.

Эпос обладает художественным своеобразием в передаче действительности (событий и поведения героев), которая в первую очередь проявляется в максимальной свободе освоения пространства и времени.

Пространство в эпосе имеет протяженность как но горизонтали, так и по вертикали. Герой может свободно перемещаться из одного мира в другой, например, из подземного мира, преисподней в наземный мир, мир людей. Верный конь может доставить героя из одного края земли в другой.

Время в эпосе – «давно прошедшее», в эпосе изображаются «дела давно минувших дней, преданья старины глубокой».

В то же время изображаемое в героических сказаниях – не слепок истории, а многокрасочная картина своеобразного восприятия жизни, где желаемое выдается за действительное, а быль сосуществует с фантазией.

Героический эпос народов России дошел до нас в виде больших устных эпических сказаний в стихотворной и прозаической форме. Отметим жанровое многообразие народных сказаний героического и лироэпического характера. Это русские былины, якутские олонхо, татарские байты, карельские руны, нарты народов Северного Кавказа, дастаны тюркоязычных народов и т.д.

Среди выдающихся памятников героического эпоса особо выделяются алтайский эпос «Маадай-Кара», бурятский улигер «Гэсэр», карельские руны «Калевала», мордовское предание «Сияжар», калмыцкий «Джангар», тувинское эпическое сказание «Meгe Баян-Тоолай», русские былины о богатырях (Илье Муромце, Добрыне Никитиче, Алеше Поповиче и др.), эпические сказания народов Кавказа «Нарты», якутское мифологическое героическое сказание (олонхо) «Нюргун Боотур Стремительный», башкирский героический эпос (кубаир) «Урал-батыр» и др.

В основе эпосов большинства народов России, в первую очередь тюркских и монгольских, лежат мифологические представления, в соответствии с которыми весь мир состоит из трех ярусов – небесного, земного и подземного (подводного). Небожители бессмертны, а земля населена простыми смертными. Небожители доброжелательно относятся к людям и помогают им в борьбе с чудовищами подземного мира, которые олицетворяют силы зла.

В эпических сказаниях следует различать разные эпические стадии, видеть процесс происходящих изменений. Чем древнее эпос, тем слабее в нем отголоски конкретных фактов, тем сильнее фантастическое начало, временна́я неопределенность. Древнейшей формой эпоса в России ученые считают якутское олонхо. Его иногда определяют как «догосударственный» эпос, желая подчеркнуть, что в олонхо еще нет государств, правителей, межгосударственных отношений и конфликтов.

Героические сказания народов, складывавшиеся в период образования раннефеодальных государств, формирования народностей, крупных военных столкновений качественно отличаются от архаического эпоса типа олонхо. В них на первом плане – героико-историческое начало, пафос защиты от иноземных врагов, первые социальные конфликты, осознание народом своей самобытности и силы. Этот эпос возникает на почве истории в результате усвоения, творческой переработки и переосмысления предшествующего эпоса архаического типа, он использует накопленный художественный арсенал, он до известной степени связан сложившимися традициями.

Рассматривая произведения разных жанров и народов, все же нельзя не заметить в этих сказаниях общие черты, то характерное, что проявилось с древнейших неповторимых времен. Это касается в одинаковой степени как народов родственных, живущих в историческом соседстве, так и тех, кто в прошлом не соприкасались между собой. Наличие такой общности можно объяснить тем, что чертами общности и яркого сходства пронизаны многие сферы производственной деятельности, социальной организации, быта, культуры народов, особенно на ранних ступенях истории.

Эти общие черты свойственны образам титанов, героев, наделенных мощью и знанием всего племени, народа. Бесстрашно вступая в борьбу с грозными силами, преодолевая любые невзгоды, герои эпоса отстаивают право своего рода, племени, народа на родную землю, на привольную и свободную жизнь.

В эпосе нашла отражение вековая борьба людей за светлое будущее, их мечты и думы, общие для разных народов, объединяющие их. Не случайно любимые герои эпоса всех племен и народов всегда выступают защитниками слабых и обиженных.

В речах и поведении героев получает свое законное выражение народный кодекс чести, в который входят понятия о воинской чести, рыцарском поведении на поле битвы, благородстве, великодушии, чувстве товарищества. Герой эпоса в своей психологии, нравственной позиции, в словах и действиях осуществляет народный идеал свободного и могучего человека, служащего великим целям.

В эпосе мы находим прославление верности и товарищества, великодушия и братства народов, ратной и трудовой дружбы между людьми различных наций и верований. Гуманистические идеалы пронизывают и объединяют произведения как народов самых отдаленных эпох, так и произведения, более близкие нам по времени. Недаром эпические герои, созданные безвестными народными певцами и сказителями в далеком прошлом, увлекают и волнуют нас сейчас. Достаточно вспомнить имена героев русских былин Ильи Муромца, Алеши Поповича и Добрыни Никитича, якутского богатыря Нюргуна Боотура Стремительного, башкира Урал-богатыря, адыга Сосруко и др. Прошли века, а эти образы вдохновляют мастеров культуры, воссоздающих их в поэзии и прозе, на сценах театров и кино, на живописных полотнах и в скульптуре.

Эпос – это важнейшая ступень в художественном развитии отдельных народов и всего человечества. Во многих отношениях он стоит у истоков многих литературных жанров, питает своими соками национальную культуру. Но и сам по себе он продолжает сохранять художественное обаяние.

К героическому эпосу русского народа относятся былины. Былина (от слова быль, т.е. то, что было в прошлом) – это особый жанр русского фольклора, рассказывающий о богатырях и народных героях и сочетающий η себе реальные события с вымыслом.

Возникли былины более тысячи лет тому назад из древних песен и легенд. В былинах храбрые и благородные богатыри сражаются за родную землю и спасают ее от вражеских нашествий. В них выражается мечта народа о сильном и добром защитнике земли русской, которому все под силу. Однако в былинах изображались не только героические события, но и повседневная жизнь: работа на пашне, сватовство, конные состязания, торговля, далекие путешествия.

В те давние времена былины пели, пение сопровождалось игрой на гуслях, что придавало рассказу особую торжественность. Спокойное, мелодичное исполнение певцов завораживало слушателей, очаровывало их яркими образами.

Среди героев былин почетное место занимают богатыри Илья Муромец, Добрыня Никитич и Алеша Попович. Эти созданные народом защитники земли русской показаны рядом с реально существовавшими людьми, например с князем Владимиром Красное Солнышко, что придает достоверность происходящим событиям.

В былинах, как и в сказках, своя особая композиция: они состоят из зачина (в нем говорится о времени и месте действия), основной части (рассказывается о героических подвигах богатырей) и концовки. Среди художественных средств былинного слога особо выделяются постоянные эпитеты (ветры буйные, добрый молодец, славный богатырь), повторы, преувеличения-гиперболы.

Яркий, красочный мир русских былин вдохновил многих композиторов и художников на творчество. Так, по мотивам былин композитор Η. Л. Римский-Корсаков создал оперу «Садко», художник В. М. Васнецов – картины «Богатыри», «Витязь на распутье».

Важной частью культуры любого народа являются его народные песни.

У русского народа богатейшее песенное наследие. Не случайно А. С. Пушкин был собирателем и исследователем русских песен. Через песни он стремился познать «мысль народную», ведь их содержание отражает жизнь, духовный мир простых людей, переживания, чувства.

Русских народных песен много, и они очень разные. Есть песни, связанные с календарными праздниками и хозяйственными работами. Множество песен связано с семейнобытовыми обрядами, например такими, как свадьба, уход сына на военную службу, похороны.

Большое место занимают исторические песни. Это песни о действительных событиях, известных людях русской истории. Примером тому являются песни, сложенные об Отечественной войне 1812 г. В них народ осуждает грабежи и насилие французских завоевателей, которые вошли в Москву, прославляет солдат и полководцев, особенно М. И. Кутузова.

Кто, братцы, Москву разорил?

Разорил Москву неприятель злой,

Неприятель злой, француз молодой.

Выкатил француз пушки медные,

Направлял француз ружья светлые,

Он стрелял-палил в матушку Москву,

На борьбу с Наполеоном поднялись защищать свое Отечество не только русские люди, но и другие народы России. Общее горе объединяло людей. Так, война 1812 г. стала важнейшим событием и для башкирского народа, она вызвала у него патриотический подъем. Подтверждением этому стал цикл исторических башкирских песен об Отечественной войне 1812 г. Вот одна из них – «Ужель не слышали в чужих странах»:

Не надо, дети, не пугайтесь зря:

Мать-воспитатель, дети, с вами рядом.

Вернутся все, когда побьют врага,

Француза опасаться вам не надо.

Коль с вами рядом воспитатель-мать,

То тысяча батыров новых будет.

А если вдруг вас одолеет враг.

То мать-Урал весь свет к войне пробудит.

Ужель не слышали в чужих странах.

Как величаво простерся Урал,

В какие битвы ни ходили мы –

Башкир никогда поражения не знал!

Интересны народные лирические песни, в которых раскрывается внутренний мир человека. Многие из этих песен известны и по сей день: «По улице мостовой», «Вниз по матушке по Волге» и др.

Многие выдающиеся русские композиторы преклонялись перед русскими народными песнями, обращались к ним в своем творчестве. Они вводили народные мотивы в свои произведения. Так, в опере Н. А. Римского-Корсакова «Садко» звучит раздольная русская песня «Высота ль, высота поднебесная». Μ. П. Мусоргский тоже использует в своей опере «Хованщина» лирическую народную песню «Исходила младешенька». У М. И. Глинки есть пьеса для фортепиано, которая представляет собой вариации на тему народной русской песни «Среди долины ровный. «.

Русские композиторы интересовались фольклором и других народов. Так, например, композитор А. А. Алябьев создал знаменитые «Кавказские песни».

источник