Меню

Развитие речи детей средствами устного народного творчества формы

Надежда Антонова
Развитие речи дошкольников средствами форм устного народного творчества.

МКДОУ «Садовский детский сад»

ТЕМА: «Развитие речи дошкольников средствами малых форм устного народного творчества». Старший возраст.

Выполнила: воспитатель старшей группы

Антонова Надежда Александровна.

«Язык народа — лучший, никогда не увядающий и вечно вновь распускающийся цвет всей его духовной жизни»

Фольклор — величайшее духовное сокровище народа. Жанры устного народного творчества – эпосы, сказки, пословицы и поговорки, загадки несут в себе неоценимую педагогическую нагрузку. В них отражаются нравы, обычаи, интересы и потребности, желания и воля всех народов, их стремление воспитать детей здоровыми, умными, трудолюбивыми, нравственно чистыми. Арсенал устного народного творчества всегда служил действенным воспитательным средством. Традиционные духовно-нравственные ценности калмыцкого народа — тоже в его вечном творении — фольклоре. И сегодня все жанры калмыцкого фольклора продолжают жить, воспитывать и вдохновлять.

Устное народное творчество — неоценимое богатство каждого народа, выработанный веками взгляд на жизнь, общество, природу, показатель его способностей и таланта. Через устное народное творчество ребёнок не только овладевает родным языком, но и, осваивая его красоту, лаконичность приобщается к культуре своего народа, получает первые впечатления о ней.

Цель и задачи по развитию речи посредством малых форм фольклора.

Цель: развитие всех компонентов устной речи дошкольников, формирование чувства любви к художественному слову.

1. Учить воспринимать детей разнообразные формы фольклора: колыбельные, потешки, загадки, пословицы, поговорки, сказки.

2. Вызвать у детей эмоциональное сопереживание, эмоциональный отклик на произведение устного народного творчества.

3. Побуждать детей использовать произведения фольклора в различных видах деятельности (игровой, изобразительной, музыкальной и т. д.)

В ходе своего развития речь детей тесно связана с характером их

деятельности и общения. Развитие речи идет в нескольких направлениях:

совершенствуется ее практическое употребление в общении с другими людьми,

вместе с тем речь становится основой перестройки психических процессов,

К концу дошкольного возраста при определенных условиях воспитания

ребенок начинает не только пользоваться речью, но и осознавать ее строение,

что имеет важное значение для последующего овладения грамотой.

Калмыцкие народные сказки, «порожающие своей мудростью» (Г. Н. Волков, тоже являются истоками и средствами народной педагогики.

Представление о воспитательной возможности сказок дает, к примеру, сюжет сказки «Как ленивый старик работать стал». Здесь повествуется о том, как старуха шаг за шагом, поощряя усилия мужа, приучила его к труду.

Фольклор – главнейший фактор национального самосознания, культурного и духовного единства любой этнической группы. Одним из интереснейших явлений устного народного творчества является детский фольклор, специфика которого не может рассматриваться вне общей теории фольклора. Детский фольклор тесно связан с фольклором взрослых, зависим от среды его бытования, подвержен тем — же процессам. Так, существуют жанры, которые могут быть отнесены и к взрослому, и к детскому фольклору – это загадки, песни, пословицы. Нередко устные произведения из взрослой среды переходят в детскую и приспосабливаются к ней в соответствии с детской психикой. Например, заклички как жанр, являясь частью обрядово-календарного фольклора, позже вошли в детский фольклор как отдельный жанр и как элемент детской игры.

Многие жанры устного народного творчества, в том числе жанры детского фольклора, были восстановлены в результате проведенных полевых экспедиций информантами – пожилыми людьми, сохранившими в своей памяти образцы национального фольклора. Так, были записаны

детские стихи, колыбельные, считалки, скороговорки и сказки с этиологической концовкой, а также детские игры. При восстановлении жанров детского фольклора большим подспорьем

послужили произведения калмыцкой художественной литературы.

Детский фольклор калмыков как отдельная фольклорная система стал предметом изучения калмыцких фольклористов Т. Г. Борджановой (Басанговой, Б. Б. Оконова, Б. Б. Маджиевой.

Первым изданием, в котором был представлен многожанровый детский фольклор, является книга

Т. Г. Борджановой «Саглр ээжин туульс» (Сказки бабушки Саглар) [Саглр ээжин туульс, 1989], составленная по полевым и письменным источникам. В книге дана классификация жанров детского

фольклора, выработаны их термины: считалки (тоолдгуд, дразнилки (наадлад келдг г, скороговорки (тргр келдг г, размышления о животных (шинжс, благопожелания (йорл, загадки, (тлврт туульс, пословицы (лгрмд, трехстишия (орчллгин hурвн, шаваши (танцевальные прибаутки, песни (дун, туульс (сказки).

Традиционно включаются в жанровую систему детского фольклора сюжеты сказок с дидактической и этиологической функциями, пословицы, поговорки и загадки.

В жанровом составе детского фольклора калмыков особое место принадлежит считалкам – тоолдгуд. Как известно, калмыки начинали обучать своих детей счету уже с раннего детства, несмотря на то, что у калмыков существовала табуация чисел, которая заключалась в том, что количество вещей или количество животных никогда точно не называлось – так, о числе «пять»

говорили: «больше, чем четыре» и т. д

Популярный жанр детского фольклора калмыков – игры на пальцах. По представлениям калмыков, пальцы руки могли разговаривать друг с другом. Один из этих разговоров отражен в игре и выглядит следующим образом. Пальцы должны быть сжаты в кулак, затем каждый из пальцев

«говорит» свои слова, разжимая кулак. Темой этой игры является воровство скота: Большой палец –Хулха кея (Совершим воровство, Указательный – Мал авч ирхм (Пойдем скот воровать, Средний –Хааhас авч ирхм (Когда начнем, Безымянный – Эзн hархла (Когда хозяин выйдет, Мизинец –

Андhар тявя hария (Только перед выходом произнесем клятву).

Другая игра также была связана с пальцами. Вместе со знанием счета, которому обучали с помощью диалога, спрашивающий массировал каждый палец и говорил: «Большой палец, что ты делал?»«С указательным пас овец». «Со средним что ты делал«Со средним песни пел». «С безымянным что ты делал?»«С безымянным пировал».

Таким образом, маленький калмык благодаря пальцевым играм учился простым и сложным действиям с числами. Будучи участниками детских подвижных игр, дети с малых лет приучались жить в гармонии с окружающим миром, с самого детства включались в обрядовую жизнь.

Колыбельные песни (буувэй дуу, букв.: успокаивающие или убаюкивающие, от слова буувэй -баю) генетически восходят к заклинаниям. Главными их функциями было успокоить и оградить ребенка от злых сил. В образцах калмыцких закличек – дуудлгуд, которые записаны в полевых

экспедициях, дети обращаются к природе и природным стихиям.

Дразнилки учили преодолению страха детей перед животными. Так, известно непредсказуемое поведение верблюда. Имя верблюда среди калмыков не произносилось, его обозначали как «бадельдян». Если верблюда раздразнить, он начинает плеваться и стучать ногами. Верблюд был для детей предметом насмешек.

Наиболее архаический пласт калмыцкого фольклора составляют этиологические сказки, объясняющие происхождение различных животных и птиц, особенности их внешнего вида и повадок. Число этиологических сказок в калмыцком фольклоре незначительно – всего несколько

образцов. Они вошли в сборник сказок, составленный Б. О. Джимбиновым в 1962 г. Это сказки «Почему комар жалобно поет»», «Почему у совы нет ноздрей», «Петух и павлин» [Борджанова, 1994, с. 13-14].

Скороговорки должны были способствовать заучиванию и произношению труднопроизносимых слов калмыцкого алфавита.

Воспитательный характер у калмыков имели запреты и приметы, помогавшие правильно формировать мировоззрение подрастающего ребенка и предотвратить неправильные действия ребенка. Они сопровождались выражением «нул болх – «грех, грешно». Эти краткие дидактические

выражения формировали поведение ребенка [Борджанова, 1999, с. 10-23].

С рождения у детей воспитывали любовь к местности, где обитал их род, дети знали места зимних

и летних кочевок, названия этой местности заучивались наизусть.

При работе с детьми, я акцентирую внимание на том, чтобы ребенок умел правильно говорить и развивать речь, любить родной язык, всегда

черпать из них средства выражения, без которых нельзя обойтись в общении друг с другом.

Считалки, дразнилки, скороговорки, игры, сказки позволяют с самого начала приобщить детей к народной мудрости и морали, ознакомить их с различными жизненными обстоятельствами и природными

источник

Эльвира Галимзяновна Атауллова
Проект «Развитие речи детей средствами устного народного творчества (фольклора)»

«Развитие речи детей

средствами устного народного творчества

Атауллова Эльвира Галимзяновна

Актуальность проекта:

Русское народное творчество не перестаёт восхищать и удивлять своим глу-боким содержанием и совершенной формой. Оно постоянно изучается, и к нему обращены взоры историков, искусствоведов, педагогов. Родная речь, звучащая в сказках, выразительные интонации русской песни, с которой встречается ребёнок с малых лет.

Прекрасно выявлена роль народного творчества в становлении детской дея-тельности, и прежде всего в игре, в действиях с игрушками. Трудно найти бо-лее ценный материал для развития художественного восприятия, чем увлека-тельные русские сказки, выразительные песни, красочные предметы декора-тивно-прикладного творчества. Впечатления, полученные от их восприятия. Отражаются в самостоятельном словесном, песенном, изобразительном твор-честве ребёнка.

Устное народное творчество обладает удивительной способностью пробуж-дать в людях доброе начало. Использование в работе с детьми устного народного творчества создает уникальные условия для развития речи, мыш-ления детей, мотивации поведения, накопления положительного морального опыта в межличностных отношениях.

Через устное народное творчество ребёнок не только овладевает родным язы-ком, но и, осваивая его красоту, приобщается к культуре своего народа. По-лучает первое впечатление о ней.

Многие исследователи отмечают интерес детей к произведениям устного народного творчества. Определённо влияние произведений словесного твор-чества народа на образность и выразительность речи детей младшего до-школьного возраста.

Цель проекта:

Развитие познавательных, коммуникативных способностей детей на основе устного народного творчества.

• Вызвать интерес к устному народному творчеству и помочь детям успешно войти в мир сказок, прибауток, с использованием различных методов и приё-мов.

Задачи проекта:

• Обосновать значение устного народного творчества (фольклора) в развитии речи детей.

• Знакомить детей с окружающим миром-природой (растения, животные, птицы); с укладом жизни и быта русского народа.

• Приобщать родителей к процессу развития ребёнка средствами устного народного творчества используя различные методы и приёмы работы с роди-телями.

Содержание практической деятельности

Этапы реализация краткосрочного проекта:

1 этап — составление плана работы:

развитие речи детей средствами народного творчества;

— изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования.

2 этап — работа с детьми в развитии речи дошкольников средствами устного народного творчества:

Советуем прочитать:  Как восстановить волосы после облысения народными средствами

-разработать занятия, мероприятия, развлечения, игр-имитации по теме про-екта;

— разработать систему педагогических воздействий по развитию речи де-тей средствами фольклора (чтение стихов, потешек, сказок).

3 этап – работа с родителями:

— консультации по теме проекта;

— создание тематических папок с приобщением родителей;

— родительское собрание на тему «Роль устного народного творчества в раз-витии речи детей» (консультация);

— выявить знания родителей о народном творчестве, о значении привития знаний их детям через анкетирование.

Методы и приёмы, используемые на проекте:

Наглядный метод: демонстрация и иллюстрация картин, показ способов дей-ствий.

Словесный метод: коллективное чтение, заучивание наизусть с детьми стар-шего и среднего возраста.

Игровой метод: игры-драматизации, игры-инсценировки, словесные игры.

Направление и содержание работы

Цель: пополнить знания о влиянии средств устного народного творчества на развитие речи детей;

Цель: донести до сведения родителей важность использования малых форм фольклора в развитии речи детей.

Работа с родителями Реализация поставленных задач возможна лишь при условии тесного взаимо-действия детского сада и семьи. Очень важно убедить родителей в значимости устного народного творчества как средства формирования ценностных лич-ностных ориентиров, заручиться их поддержкой и помощью. Именно такое взаимодействие способствует приобщению родителей к проблемам детского сада, оказывает помощь в создании благоприятного микроклимата в семье, дает возможность для общения.

— Родительское собрание на тему «Роль устного народного творчества в раз-витии речи детей» (консультация в приложении 2)

— Беседа с родителями по теме. При помощи анкетирования выяснить мнение родителей, нужно ли использовать устное народное творчество в воспитании детей (приложение 1).

— Консультации на тему «Народное творчество в воспитании де-тей» (приложение 4).

— Конкурс на лучшую книжку-малышку и папку раскладушку «Потешки, пе-сенки» (фото в приложении 5)

Содержание практической деятельности с детьми

Проведение НОД «Путешествие по фольклору»

Знакомство и обыгрывание потешек «Водичка, водичка умой моё личи-ко», «Тень-тень –потетень…»

Игра-имитация отдельных действий человека, животных, птиц:

дети проснулись — потянулись, воробышки машут крыльями; имитация основных эмоций человека (выглянуло солнышко — дети обрадовались, улыбнулись, захлопали в ладоши, запрыгали на месте).

Показ кукольного театра по сказке «Заюшкина избушка»

Знакомство и обыгрывание потешек «Птичий двор», «Заинька походи, серенький походи»

Игра – имитация цепочки последовательных действий в сочетании с пе-редачей основных эмоций героя: веселые матрешки захлопали в ладо-шки и стали танцевать; зайчик увидел лису, испугался и прыгнул за де-рево.

Знакомство и обыгрывание потешек «Как у нашего кота», «Солнышко колоколнышко»

Инсценированние фрагментов сказок о животных «Колобок», «Тере-мок»: чтение воспитателем сказок и побуждать детей показывать, как «говорят» животные.

Приобщение детей к истокам русской культуры

1. Можете ли Вы рассказать ребёнку о традициях русского народа:

b) какими занимались ремёслами?

г) какую на Руси носили одежду?

2. Знаете ли Вы русские праздники?

3. Нужно ли ребёнку давать толкования старославянских слов?

4. Нужно ли соблюдать обряды, традиции?

5. Необходимо ли сохранять уважение к предметам старины?

6. Надо ли знать народные сказки и былины?

7. Должны ли рассказывать об истоках русской культуры в детском саду?

8. Есть ли у Вас старинные вещи дедушек и прабабушек? Знает ли об этом малыш?

9. Какие народные игры Вам известны?

10. Играете ли Вы в них с ребёнком?

11. Ходите ли Вы в музеи (исторический, краеведческий?

Консультация для родителей

«Роль устного народного творчества в развитии речи детей»

Речь — чудесный дар природы -не дается человеку от рождения. Должно пройти время, чтобы малыш начал говорить. А взрослые должны приложить немало усилий, чтобы речь ребенка развивалась правильно и своевременно.

Доказано, что речь ребенка развивается под влиянием взрослого и в значи-тельной мере зависит от достаточной речевой практики, нормального соци-ального и речевого окружения, от воспитания и обучения, которое начинают-ся с первых дней его жизни. К сожалению, родители в наше время из -за сложных социальных условий, в силу занятости часто забывают об этом и процесс развития речи своего ребенка пускают на самотек. Произведения уст-ного народного творчества имеют огромное познавательное и воспитательное значение, способствуют развитию образного мышления, обогащают речь де-тей.

Устное народное творчество – это история народа, его духовное богатство. Весёлые песенки, замысловатые загадки, пословицы, заклички, приговорки, потешки, прибаутки, перевёртыши, считалки, скороговорки, дразнилки, смешные сказочки сочинил великий и бессмертный поэт – русский народ.

Дети выделяют речь из всех других звуковых сигналов, оказывают ей предпочтение. Простая рифма, неоднократно повторяющиеся слова, воскли-цания и эмоциональное обращение невольно заставляют малыша прислу-шаться, повторять слова. Повторяющиеся звукосочетания, слова, их напев-ность создают эффект музыкальности. С их помощью у ребёнка развивается речевой слух, произношение звуков.

С помощью народных песенок, потешек у детей воспитывается положи-тельное отношение к режимным моментам: умывание, причёсыванию, приёму пищи, одеванию, укладыванию спать.

Утро с шутками, прибаутками!

От водички, от водицы веселей цветы и птицы!

Таня умывается, Солнцу улыбается!

Знакомство с явлениями природы:

Ни проехать, не пройти.

Одной из фольклорных форм развития связной речи ребенка являются пого-ворки и пословицы. Используя их в своей речи, дети могут научиться лако-нично, ярко и ясно выражать свои чувства и мысли, развить умение творчески употреблять слово, образно описывать предметы, давая им яркие и сочные описания. Можно предложить детям проговорить и объяснить наиболее рас-пространенные поговорки и народные выражения. Если дети не

могут понять смысл некоторых из них, объясните им сами. После повторения дети обычно хорошо справляются с этим заданием.

Утереть нос. (Сделать что-то лучше всех.)

Сидеть сложа руки. (Лениться.)

Значительное воздействие на разностороннее развитие речи у детей

может оказать отгадывание и придумывание загадок. Загадка учит

анализировать, выделять существенные признаки, сопоставлять их, делать вывод, проверять себя. Анализ загадки предполагает не только лучше пони-мать и быстро отгадывать, но и приучает внимательно относиться к слову, вызывает интерес к образным характеристикам, помогает запоминать и упо-треблять их в речи, создавая яркий точный образ. Загадки развивают детскую память. Причем делают это ненавязчиво и весело. Рано или поздно

малышу захочется придумать свою собственную загадку. А это в свою

очередь очень полезное упражнение для развития творческого мышления, фантазии, воображения. Как составить загадку. В первую очередь необходимо выбрать предмет или понятие, о котором пойдет речь в загадке. Это может быть животное, предмет быта или природное явление. Далее подумайте вме-сте с ребенком, чем отличается загаданный предмет, животное или явление от других. Помогут специальные вопросы.

Каковы отличительные признаки этого животного?

Для чего это нужно или где используется? и т. д.

Названные ключевые черты и признаки загаданного предмета, явления должны быть заложены в загадке, но само понятие или предмет в загадке не упоминайте. Лучше всего запоминаются рифмованные загадки. Придумывая стишок, учитывайте возраст ребенка. Особой популярностью у детей пользу-ются загадки, основанные на отрицании. Например, «Не собака, а в дом не пускает». Если не получается придумывать рифмованные загадки, попробуйте вариант с отрицанием, он намного проще для детей любого возраста. На пер-вых порах самостоятельно придуманные загадки могут быть очень простыми, состоять всего из одного предложения. Однако польза такого творчества огромна, ведь загадки учат думать, анализировать и даже развивают чувство юмора.

После того, как ребенок привыкнет к загадкам и научится их

разгадывать, расскажите ему о загадках на смекалку, научите придумывать и такие головоломки.

Пример: За чем во рту язык? (За зубами.)

За чем вода в бутылке? (За стеклом.)

В конце ХХ века в нашу жизнь начала вливаться огромная лавина

заимствованных терминов из иностранных языков, что угрожает языку, а значит и культуре. Поэтому проблема развития речи детей дошкольного воз-раста средствами малых форм фольклора на сегодняшний день имеет особую значимость.

Конспект НОД по развитию речи с элементами

устного народного творчества «Путешествие по фольклору».

• Формирование знаний детей об устном творчестве русского народа. Выявить знания детей о пословицах, потешках, поговорках, загадках.

• Формировать умение соотносить художественный образ и средства вы-разительности –мимика, жесты при инсценировании потешки «Тень-тень-потетень», подбор пособий для самовыражения образов.

Развивать интерес и участие в фольклорных постановках, прививать любовь и уважение к народному творчеству.

Словарная работа: Потешки, посиделки.

Педагог использует устное народное творчество в повседневной жизни детей при кормлении, одевании, умывании, укладывании спать и т. д. Рассматрива-ние иллюстраций, чтение книг с русскими народными сказками, заучивание потешек.

Подготовка к занятию: Женское платье в русском народном стиле, кепки, кокошники, сарафаны. Люлька с куклой-младенцем. Книги с потешками, зага-док. Шапочки-маски: деда, бабки, лисы, волка, зайца, козла, кошки, собаки. Атрибуты к игре с загадками, декорации старой русской избы.

Воспитатель: Детушки – малолетушки мои, проходите, присядьте рядком, поговорим ладком. (Называются имена тех детей, которые есть в группе).

Дети проходят и рассаживаются на скамейки.

Старший своему братишке он.

Воспитатель: Вот такой стишок сердечный называется потешкой.

Потешки сочиняли с давних пор, чтобы кого-то приласкать, пожалеть, или насмешить. Потешки – небольшие стихотворения, которыми сопровождают любые занятия с ребенком или действия самого ребенка. Они помогают об-щаться родителями с ребенком с самого рождения, учат ребенка понимать родную речь. Слово в потешках неразрывно связано с жестами, которые вы-полняет ребенок. Потешки могут ободрить, утешить и развеселить ребенка практически в любой ситуа-ции. В них можно легко менять имя ребенка.

Послушайте ещё одну потешку:

Эта потешка говорит о том, чтобы у дочки волосы росли длинные, заплета-лись в косы, очень ласково говорится в потешке: «волосоньки», «косоньки». После таких слов дочка обязательно должна слушаться свою маму.

Давайте разыграем в потешку. (одевают маски).

Инсценировка потешки «Тень-тень-потетень».

Все водят хоровод, приплясывают и поют:

Волк: Похвалялся серый волк:

Заяц: Похвалялся наш зайчишка:

Дед Егор: Похвалялся дед Егор –

Баба Варвара: Похвалялась Варвара:

Все вместе: Тень-тень-потетень,

Все мы вышли под плетень, и гуляли мы весь день.

Советуем прочитать:  Кальциноз простаты лечение народными средствами отзывы кто вылечился

— Люди сочиняли не только весёлые и смешные потешки, но и мудрые посло-вицы.

Пословицы и поговорки – элемент устного творчества народа. Они пред-ставляют собой краткие, но очень яркие и образные высказывания. Послови-цам присущ поучительный тон. Они обобщают жизненные явления, отра-жают опыт и мнение большинства людей. Поговорки менее назидательны, но в каждой из них также заключено меткое описание обыденных ситуаций, по-ступков человека и черт национального характера. Источники большинства крылатых выражений нужно искать в далеком прошлом.

«Не рой яму другому, сам в неё попадёшь», а вот как её объяснить – послу-шайте.

Рыл яму злодей на дороге лесной

Чтобы ночью свалился прохожий.

«Постой! Прохожий ведь вылезет тоже!»

Ещё два дня разбойник потел

Попробовал вылезти, но не сумел.

Какие пословицы вы знаете? (ответы детей).

— А ещё есть поучительные поговорки, они точно подмечают наши действия: «Какова пряха, такова и рубаха», «Хороша дочка Аннушка, коли хвалят мать да бабушка».

Какие знаете вы поговорки? Объясните их смысл. (ответ детей).

— В старинные времена ребята и девчата часто собирались на посиделки. (по-каз иллюстрации)

Посиделки (беседа, вечёрка) — собрание парней и девушек в закрытом помеще-нии в осенне-зимний период, форма общения молодежи. Посиделки начина-лись после уборки урожая, а заканчивались к Рождеству Христову. Они устраивались обычно по вечерам в специально снятой для этой цели избе или поочередно в домах девушек. Участниками посиделок были только парни и девушки одной деревни или группы рядом расположенных маленьких деревень. На посиделках молодежь водила хороводы, занималась различными спокой-ными играми, заканчивавшиеся поцелуями. Содержание хороводов отражало жизнь взаимоотношений между людьми. Девушки и парни одевались красиво, чтобы понравится друг другу.

— Ребята, посмотрите на моё платье, оно вам нравится? Такие красивые и нарядные платья шили в старые времена русские красавицы. Платье длинное – до пят (описать своё платье, покрасоваться). Примерно в таких нарядах де-вушки ходили на посиделки, где они пели, веселились и выбирали себе друж-ков. Давайте мы тоже оденем платья и пройдем на наши посиделки в один из домов. (небольшая декорация уголка дома)

На посиделках беседовали и играли в игры, они так и назывались – русские народные игры.

-Какие вы знаете народные игры? Сначала начинали пересчитываться, чтобы выбрать

водящего: «Тары – бары, растабары! У Варвары куры стары!»

Какие считалки знаете вы? (ответ детей 1-2).

-Сейчас мы сыграем в русскую народную игру «Звонарь» (фоновая народ-ная мелодия)

Дети встают в круг. Считалкой выбирают водящего. Он идет по кругу и при-говаривает:

Остальные игроки приплясывают на месте. На слово «звон» водящий поворачивается к игроку, стоящему возле него и, хлопнув в ладоши три раза, кланяется. Игрок тоже хлопает три раза в ладоши, кланяется и встает за во-дящим. Теперь они вдвоем идут по кругу, приговаривая:

На слово «звон» водящий опять хлопками и поклоном приглашает сле-дующего игрока включиться в игру. Так игра продолжается до тех, пока сза-ди водящего не окажется 4-6 человек. После этого дети, оставшиеся в кругу, хлопают, а водящий и выбранные им играющие приплясывают. С окончанием музыки водящий и другие играющие должны встать парами. Кому пары не хватило – тот становится водящим.

Воспитатель: Молодцы, вот мы с вами поиграли в игру. – Как она называет-ся?

На посиделках не только играли, пели песни, но и загадывали загадки.

-А вы знаете как появились загадки?

Давным-давно, ещё тогда, когда боялись люди природы. Думали тогда люди, что и дерево, и рыба, и птица — все понимают человеческий язык.

И люди, собираясь на охоту, на рыбную ловлю старались вслух не произно-сить тех слов, которые с успехом предстоящего дела связаны. А чтобы зверя обмануть, и друг друга понимать, придумали «тайный» язык, особую «загадочную» речь. Например-рыжий клубок за белым скок.

-Кто загадает нам загадку? (дети загадывают и отгадывают загадки по 1-2).

Игра на основе загадок «Угадай слово». На стене карточки, на их оборе бук-вы. По мере отгадывания загадок поворачиваем листы и получается слово «МОЛОДЦЫ». Дети выбирают отгадку и выставляют по порядку отгадыва-ния.

-Ребята, а где можно найти разные пословицы, загадки, игры? Правильно в книгах.

Воспитатель: (подойти вместе с детьми к книжному стеллажу). Посмотрите на эти книжки, они вам знакомы? Отгадайте, из какого произведения отрывок? (зачитать отрывки из 2-х, 3-х книжек).

А вот в этой книжке есть русские народные потешки и колыбельные песни. Когда вы были маленькими, ваши мамы брали вас на руки и напевали нежные колыбельные песни. Колыбельной песни восходят к глубокой древно-сти, по своей природе и функции они близки к заклинаниям, которые должны были обеспечить малышу хороший сон и здоровье.

Воспитатель: Сейчас Вика тоже попробует уложить куколку. Она споёт ей ко-лыбельную песню (включить минус мелодии «Спи, сыночек, мой усни»). Пусть теперь Аринка спит, мы не будем ей мешать.

Итог занятия: Похвалить детей за хорошие знания пословиц, поговорок, за-гадок и т. д.

1. ХВОСТ ПУШИСТЫЙ, МЕХ ЗОЛОТИСТЫЙ, В ЛЕСУ ЖИВЕТ, В ДЕРЕВНЕ КУР КРАДЕТ. (ЛИСА)

2. ВОСЕМЬ НОГ. ВОСЕМЬ РКУ, ВЫШИВАЮТ ШЕЛКОМ КРУГ. (ПАУК)

3. КРАСНЫЕ ДВЕРИ В ПЕЩЕРЕ МОЕЙ, БЕЛЫЕ ЗВЕРИ СИДЯТ У ДВЕРЕЙ. И МЯСО, И ХЛЕБ-ВСЮ ДОБЫЧУ МОЮ- Я С РАДОСТЬЮ БЕЛЫМ ЗВЕРЯМ ОТ-ДАЮ. (ГУБЫ, ЗУБЫ)

4. ЛЕЖАЛО ОДЕЯЛО МЯГКОЕ, БЕЛОЕ. СОЛНЦЕ ПРИПЕКЛО-ОДЕЯЛО ПО-ТЕКЛО. (СНЕГ)

5. БЕЛАЯ МОРКОВКА ЗИМОЙ РАСТЕТ. (СОСУЛЬКА)

6. В ОГОРОДЕ СТОИТ, НИЧЕГО НЕ ГОВОРИТ, САМ НЕ БЕРЕТ И ВОРОНАМ НЕ ДАЕТ. (ПУГАЛО)

7. ЛЕТОМ ПАПА НАШ ПРИВЕЗ В БЕЛОМ ЯЩИКЕ МОРОЗ. И ТЕПЕРЬ МОРОЗ СЕДОЙ ДОМА ЛЕТОМ И ЗИМОЙ БЕРЕЖЁТ ПРОДУКТЫ: МЯСО, РЫБУ, ФРУКТЫ. (ХОЛОДИЛЬНИК)

источник

Татьяна Соляная
Развитие речи детей дошкольного возраста средствами малых форм фольклора

Цель: Развитие всех компонентов устной речи дошкольников, формирование чувства любви к художественному слову.

1. Развивать речевой аппарат; формировать правильное произношение звуков речи, грамматический строй речи; развивать диалогическую и монологическую стороны речи, интонационную выразительность в процессе ознакомления с различными малыми формами фольклора.

2. Развивать речевое дыхание, правильную артикуляцию, дикцию; учить передавать различные эмоции с помощью пластичных движений.

3. Воспитывать интерес к различным малым фольклорным формам, желание их обыгрывать.

Через устное народное творчество ребёнок не только овладевает родным языком, но и, осваивая его красоту, лаконичность, приобщается к культуре своего народа, получает первые впечатления о ней. Важнейшим источником развития выразительности детской речи являются произведения устного народного творчества, в том числе малые фольклорные формы (загадки, заклички, потешки, прибаутки, песенки, скороговорки, пословицы, поговорки, считалки, колыбельные). Воспитательное, познавательное и эстетическое значение фольклора огромно, так как он расширяет знания ребенка об окружающей действительности, развивает умение чувствовать художественную форму, мелодику и ритм родного языка. Возможность использования устного народного творчества в дошкольном учреждении для развития речи детей дошкольного возраста обусловлена спецификой содержания и форм произведений словесного творчества русского народа, характером знакомства с ними и речевым развитием дошкольников.

Дети хорошо воспринимают фольклорные произведения благодаря их мягкому юмору, ненавязчивому дидактизму и знакомым жизненным ситуациям. Устное народное творчество — неоценимое богатство каждого народа, выработанный веками взгляд на жизнь, общество, природу, показатель его способностей и таланта.

К. Д. Ушинский писал «Воспитание, созданное самим народом и построенное на народных началах, имеет ту воспитательную силу, которой нет в самых лучших системах, основанных на абстрактных идеях или заимствованных у других народов»

Наша задача учить детей правильно разговаривать, общаться друг с другом, выражать свои мысли. Чем лучше, понятнее для других говорит ребенок, тем ему

Я, считаю, что формирование речи детей в дошкольные годы жизни — одна из серьезнейших задач воспитания, так как овладение родным языком тесным образом связано с развитием сознания ребенка, с познанием окружающего мира, с развитием всех сторон его личности. Посредством языка осуществляется общение ребенка с окружающими людьми.

Овладение родным языком является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном детстве. Замечательно если мама с детства ребенку напевает колыбельные, проговаривает потешки, прибаутки все это легко и просто вплетается в общение и незаметно учит малыша родному языку.

Именно дошкольное детство наиболее благоприятно для усвоения речи.

Поэтому проблема речи детей дошкольного возраста средствами малых форм фольклора на сегодняшний день очень актуальна.

Устное народное творчество обладает удивительной способностью пробуждать в людях доброе начало. Использование в работе с детьми создает уникальные условия для развития речи, мышления детей, мотивации поведения, накопления положительного морального опыта в межличностных отношениях.

Работая с детьми, я обратила внимание, что скороговорки и потешки помогают детям автоматизировать поставленные звуки. С большим желанием дети выполняют пальчиковую гимнастику с фольклорным содержанием, а театрализация и драматизация сказок развивает у детей не только речь, но и коммуникативные навыки.

В работе с детьми я использую следующие виды фольклора:

Потешки – игры взрослого с ребенком;

Пестушки – песенки, которыми сопровождается уход за ребенком;

Заклички – обращения к явлениям природы;

Приговорки – обращения к насекомым, птицам, животным;

Считалки – коротенькие стишки, служащие для справедливого распределения ролей;

Скороговорки и чистоговорки – незаметно обучающие детей правильной речи;

Дразнилки – веселые, шутливые, кратко и метко называющие какие-то смешные стороны поведения ребенка;

Прибаутки, шутки, перевертыши – забавные песенки, которые своей необычностью веселят детей;

Докучные сказки, у которых нет конца и которые можно обыгрывать множество раз.

В своей работе детский фольклор я использую в разных видах деятельности:

— в обучении правильному произношению;

— В приобщении детей к русской национальной культуре;

— В непосредственно образовательной деятельности;

— в народных подвижных играх;

— в играх на развитие мелкой моторики;

— в театрализованной деятельности;

Я хотела бы остановиться на использовании детского фольклора в играх с детьми, так как игра является основным видом деятельности детей. Игры дают мне возможность сделать процесс воспитания детей интересным, радостным. Самые любимые игры для детей – это подвижные игры. Игры, в основе которых часто бывают простые попевочки – это народные подвижные игры. Дети в таких играх показывают быстроту движений, ловкость, сообразительность. Так например, в игре «Стадо» мы используем закличку:

Советуем прочитать:  Как помочь алкоголику бросить пить народные средства

Травка мягкая, роса гладкая,

Очень нравятся детям игры, требующие творчества, фантазии, выдержки (например, игра «Молчанка», в которой дети, проговорив последнее слово, должны замолчать, а ведущий старается развеселить играющих движениями, смешными словами и потешками). В игре используем припевочку:

Дети любят играть в такие игры, так как они самореализовываются, показывают себя. А для меня такие игры ценны еще и тем, что позволяют развивать речь детей.

Следующий вид игр, в которых я использую детский фольклор – игры на развитие мелкой моторики. В таких играх выполняем разные движения кистями рук.

Вместе с движениями произносим слова:

У бабы Фроси пяток внучат,

У бабы Фроси пяток внучат,

(Показываем сначала одну руку, с растопыренными пальцами, затем другую)

(Всплеснуть руками, а затем, схватившись за голову покачать ею)

(Пригибают пальчики к ладони, начиная с мизинца).

Помимо потешек, прибауток, развивающих мелкую моторику и руку детей, я учу их на материале фольклора с помощью игры и разнообразным выразительным движениям. Например, дети с удовольствием показывают, как неуклюже ходит медведь, мягко крадется лиса, как музыканты играют на музыкальных инструментах. Свой показ дети сопровождают выразительными пантомическими движениями, яркой мимикой и жестами. Так, при проговаривании и обыгрывании потешки:

Дети бегут, как лиса, любуясь своим хвостом, в конце присаживаются.

Большое место отвожу шуткам, веселью. Для этого применяю докучные сказки, дразнилки, шутливые диалоги. Например, такой диалог:

Заклички являются богатейшим материалом для развития звуковой культуры речи. Развивают чувство ритма и рифмы, формируют интонационную выразительность. В закличках- «Солнышко-колоколнышко», «Божья коровка»

обращаемся к явлениям природы. Использую их во время прогулок, наблюдая за погодными явлениями, (дети выполняют движения в соответствии с текстом заклички) в НОД по развитию речи (познакомить с содержанием и значением заклички)

Еще народные потешки, прибаутки, переклички применяются во время проведения традиционных национальных праздников: «Масленица», (прилет птиц). Они дают возможность глубже изучать, не забывать народные традиции. Дети получают очень хорошее эмоциональное впечатление от проведения таких праздников, в которых есть место и народным играм. Русский народный праздник «Масленица»

Колыбельные песни обогащают словарь детей за счет того, что содержат широкий круг сведений об окружающем мире. В самостоятельной деятельности играя с куклой дети убаюкивали её — «Баю-бай, усни Катюша», в совместной деятельности с педагогом играли подпевая «Продолжи колыбельную»(развивали чувство ритма) использовали колыбельные в сюжетно ролевой игре «Дом»

Хороводные игры-любимые забавы малышей. В них легко устанавливается эмоциональный контакт взрослого с ребёнком. В группе играли в хороводные игры «Большая карусель» «Флажок» На прогулке «Каравай» «Пузырь».

Познавательно–творческая деятельность. С детьми читала и обсуждала русские народные сказки, проводила беседы по сюжетным народных сказок, дети самостоятельно рассматривали иллюстрации к сказкам, потешкам.

Использовала такие виды театра –Театр маленьких пальчиков «Колобок», «Теремок», «Репка», «Три медведя»

Большое внимание уделяла знакомству с загадками. Они помогают усвоить звуковой и грамматический строй речи, использовала их не только во время НОД но и во время бесед, рассматривании картин, дидактических игр. Использовала разнообразные приемы работы с загадками: «Что уронила Таня в речку» (нужно выбрать отгадку из предметов) описательные загадки с использованием предметных картинок «Сундучок с отгадками»

Игры –инсценировки способствуют развитию диалога, обогащению словарного запаса, интонационного и грамматического строя речи. Инсценировки «Сидит кот у ворот»», «Кот и мыши», «Идет коза рогатая» «Петушок, золотой гребешок»

Обыгрывание сюжета сказки «Три медведя» драматизация русской народной сказки «Колобок»

В работе с детьми для развития у них артикуляционного аппарата и дикции использую поговорки, пословицы и скороговорки:

— Хочется рыбку съесть, да не хочется в воду лезть

Пословицы и поговорки образны, поэтичны, в них много олицетворений, метких определений. Пословицы можно подобрать к любой ситуации.

Чужим умом умен не будешь.

Значение иносказательных, метких и образных поучающих пословиц и поговорок раскрывается перед детьми постепенно, и глубина понимания их в значительной мере зависит от умения взрослых применять пословицы как можно чаще, во всех подходящих случаях. Произнесенное краткое изречение запоминается детьми и воздействует на них значительно сильнее, чем любые нравоучения и уговоры. С помощью проговаривания скороговорок автоматизируется звукопроизношение, закрепляются поставленные звуки, развивается звуковая сторона речи, ее интонационная выразительность, чувство ритма: «От топота копыт пыль по полю летит», «На дворе трава, на траве дрова». Использование скороговорок помогает закрепить четкую дикцию, использовать различные высотные, силовые и тембральные звучания. Для закрепления материала можно использовать такие формы работы,как:

• Игра-соревнование «Кто больше назовет пословиц»

• Дидактическая игра: «Продолжи пословицу»: воспитатель говорит начало, а дети продолжают, затем начало пословицы произносит один ребенок, а другой ее заканчивает.

Очень важно, чтобы дети не только запоминали пословицы и поговорки, но и понимали их прямое и переносное значение и умели их применять в подходящей речевой ситуации.

В своей работе я использую определенную систему игр и упражнений с постепенным усложнением. Результатом моей работы являются положительные эмоции, веселое, бодрое настроение моих детей, которое помогает овладеть родным языком, развивает память, воображение, мышление, дает возможность побегать, попрыгать, т. е. всесторонне развивает ребенка.

Одной из эффективных форм работы с детьми по знакомству с устным народным творчеством считаю народные досуги и развлечения «В гости к бабушке», «Поиграем с ложкой». Дети не только знакомились с русскими народными играми, но и проявляли познавательный интерес к старинным предметам и традициям русского народа.

Развивая речь постепенно я заметила, что народное творчество не только развивает речь, но и развивает другие качества, как умственное, нравственное, трудовое, духовное, энергитическое, эстетическое, расширяется кругозор детей, обогащает их чувства, формирует отношение к окружающему миру, родному краю. Особенно любовь к родному краю проявляется на прогулках, во время наблюдений, приговаривая, ухаживая за клумбой, с цветочками. Например: «Ты, водичка, лей, лей», «Дождик, дождик пуще» и т. д. Народные произведения помогают ребёнку находить представления о животном мире, детёнышах, птицах. Ребёнок учится называть их, любить и ухаживать за ними.

В процессе работы были замечены такие изменения:

— у детей повысился интерес к устному народному творчеству; они используют в своей речи пословицы, поговорки, в сюжетно-ролевых играх – потешки, самостоятельно организуют игры-забавы с помощью считалок;

— у родителей также замечен повышенный интерес к использованию малых форм фольклора в речевом развитии детей дома. С удовольствием разучивают с детьми и подбирают пословицы и поговорки, объясняют их смысл.

Таким образом, фольклор является уникальным средством для передачи народной мудрости и воспитания детей на начальном этапе их развития. Детское творчество основано на подражании, которое служит важным фактором развития ребенка, его речи. Постепенно у дошкольников формируется внутренняя готовность к более глубокому восприятию произведений русской народной литературы, обогащается и расширяется словарный запас, способность к овладению родной речью.

Через устное народное творчество у ребенка формируется потребность в художественном слове. Поэтому не случайно, важным моментом в воспитательной работе стало широкое знакомство детей с фольклорным творчеством.

В работе с детьми необходимо активно использовать все виды и формы детского фольклора, народные игры, чтение и рассказывание сказок и т. д.

«Не условным звукам только учится ребенок, изучая родной язык,

он пьет духовную жизнь и силу из родимой груди родного слова».

1. Алексеева М. М., Яшина В. И. Речевое развитие детей дошкольного возраста. М, 1995.

2. Народная культура и традиции: занятия с детьми 3-7 лет/ авт. -сост. В. Н. Косарева. — Волгоград: Учитель, 2012.- 166с.

3. Русский фольклор / Сост. В. Аникин. М., 1985.

Формирование познавательно-речевой активности у детей дошкольного возраста посредством малых форм фольклора «Не условным звукам только учится ребенок, изучая родной язык, он пьет духовную жизнь и силу из родимой груди родного слова… Оно объясняет.

Использование малых фольклорных форм как условие развития речи детей младшего дошкольного возраста На сегодняшний день устное народное творчество (пестушки, потешки, колыбельные песни) к сожалению не применяются. Народ почти забыл обряды,.

Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста средствами русского фольклора Народная культура— предмет, который человек постигает на протяжении всей своей жизни. Чем раньше начнётся процесс знакомства с народной.

Консультация «Формирование речевых навыков воспитанников группы раннего возраста средствами малых фольклорных форм» Содержание 1. Пояснительная записка. 1.1. Актуальность 1.2. Цели и задачи. 1.3. Направление. 1.4. Этапы работы. 1.5. Ожидаемые результаты.

Формирование речевых навыков воспитанников группы раннего возраста средствами малых фольклорных форм Содержание 1. Пояснительная записка. 1.1. Актуальность 1.2. Цели и задачи. 1.3. Направление. 1.4. Этапы работы. 1.5. Ожидаемые результаты.

Анализ работы по самообразованию «Развитие активной речи детей раннего возраста средствами малых фольклорных жанров» Анализ работы по самообразованию за 2016–2017 учебный год Постоянно повышаю свой профессиональный педагогический уровень. Стараюсь участвовать.

Представление педагогического опыта «Использование малых форм фольклора в развитии речи детей младшего дошкольного возраста» Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №89 комбинированного вида» Представление педагогического.

Проект «Использование малых форм фольклора как средство развития речи детей младшего дошкольного возраста» Тема проекта: Использование малых форм фольклора как средство развития речи детей младшего дошкольного возраста Актуальность: Один из принципов.

Проектная деятельность «Развитие речи дошкольников средствами малых форм фольклора и советских мультипликационных фильмов» МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕГО ВИДА № 24» г. Майкоп Проектная деятельность.

Консультация «Развитие речи средствами фольклора» В настоящее время проблемой применения фольклора в обучении и воспитании детей занимались А. П. Илькова Н. П. Кузьмина, Н. И. Политова, А. В.

источник