Патриотическое воспитание дошкольников средствами народной культуры

Ольга Федорова
Фольклор как средство патриотического воспитания дошкольников

Фольклор как средство патриотического воспитания дошкольников

Левина Н. М., Пихтерева Т. А., Федорова О. В.

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №39 г. Апшеронск

Современные тенденции патриотического воспитания связаны с реализацией задач федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (ФГОС ДО) и ориентированы на приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства с учетом этнокультурной ситуации развития. Дошкольный возраст – это период становления личности, имеющий свои потенциальные возможности для формирования высших нравственных чувств, к которым относится патриотизм. Воспитание патриотизма невозможно без знания истории своей страны, осознания и приобщения к народным традициям своей малой Родины. Традиционная культура особенно ценна в процессе воспитания молодого поколения. Все в ней составляет важную духовную опору для формирования личности и национального самосознания.

Приобщение детей к народной культуре и развитие духовности занимают одну из приоритетных позиций основной образовательной программы дошкольного образования МБДОУ детский сад комбинированного вида № 39 г. Апшеронск. Малые формы детского фольклора (потешки, частушки, считалки, поговорки и др., сказки, песни, народные танцы, игры и хороводы, детский фольклорный театр – все эти виды детской деятельности создают возможность ребенку прикоснуться к историческому прошлому русского народа, традициям кубанского казачества. Педагоги планомерно включают данный материал во все образовательные области, определенные ФГОС ДО, а именно:

Народная культура внедряется в образовательную деятельность социально-коммуникативного развития посредством сюжетно-ролевых игр с сюжетами на основе традиционного казачьего быта. Дети примеряют на себя роли хозяев и гостей казачьей хаты, помощников на подворье, осваивая народные ремесла и основы земледелия в игровом процессе.

Познавательное развитие отражается в знакомстве с народными календарными праздниками и приметами, народным бытом с помощью иллюстраций и наглядных пособий.

Речевое развитие охватывает малые формы устного фольклора и включает в себя такие виды деятельности как слушание и разучивание потешек, считалок, загадок, скороговорок, пословиц и поговорок, пересказ сказок.

Художественно-эстетическое развитие включает в себя огромный пласт народной культуры, как музыкального, так и декоративно-прикладного фольклора: рисование народных узоров; лепка игрушек и хоровода, посуды, традиционной пищи; в технике аппликации украшение платка, кокошника, сарафана. На музыкальной деятельности подробнее остановимся несколько позднее.

Физическому развитию традиционно уделялось большое внимание в культуре наших предков, что и отразилось в разнообразии форм деятельности. В нашу работу регулярно включаем хороводы, пляски, народные подвижные игры. К примеру, в средней возрастной группе проводилась образовательная игровая ситуация с народной тематикой «Удалые молодцы» (воспитатель Федорова О. В., в которой дети выполняли такие игры и упражнения, как перенос «гарбузов», скачка на «конях», эстафета с народным платком.

Но традиционная культура ценна еще и тем, что синкритична по своей сути. Например, народные игры позволяют решать задачи следующих образовательных областей: социально-коммуникативное развитие (договориться между собой, примерить на себя иные социальные роли, познавательное развитие (использование в игре традиционных предметов быта и украшений, речевое развитие (особенности говора, художественно-эстетическое развитие (музыкальное сопровождение игр, попевки, связанные с игровым процессом) и физическое развитие (активные подвижные игры часто включают в себя элементы танца, прыжки, ритмичные хлопки в ладоши и топанье ногами). Социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие и художественно-эстетическое развитие успешно реализуется в театрализованной деятельности с элементами фольклора.

Применение фольклора позволяет развивать детей одновременно в разных областях и решать психологические, моральные, коммуникативные и социальные задачи по формированию личности ребенка дошкольного возраста, развивать инициативу и творчество.

Музыкальная деятельность с помощью фольклорного материала открывает широкий простор для решения вопросов патриотического воспитания.

Особенной любовью на Кубани пользуется песня, воссоздающая для нас цельный мир казачества, его бытовую, этнографическую, духовную сторону. На воспитание патриотических чувств положительное влияние оказывает разучивание и исполнение детьми народных песен, а также восприятие ими песен и народной музыки в профессиональном звучании.

Хороводы, которые мы используем в своей педагогической деятельности, такие, как «Ой, на горке калина», «На лужку, у ворот» и другие, несут помимо эстетической и духовной ценности, еще и полезную нагрузку в плане коррекционной работы с детьми. Включение в деятельность по музыке скороговорок позволяет особое внимание уделить технике речи, т. е. правильному дыханию, дикции, умению управлять своим голосом. С пения колыбельных закладывается первое чувство любви к маме, родному краю.

Особенностью нашего детского сада является работа с одаренными детьми. На базе детского сада осуществляется бесплатное дополнительное образование детей в кружках детской эстрадной песни «Музыкалинка» (руководитель Т. А. Пихтерева) и казачьей народной песни «Пташечки» (руководитель Н. М. Левина).

Работая над развитием творческого потенциала дошкольников в кружке «Музыкалинка», совершенствуя их вокальные и музыкально-ритмические способности, пристальное внимание уделяем воспитанию у ребят патриотических чувств, коммуникативных качеств и нравственных норм поведения. Перспективное планирование включает в себя беседы о композиторах, о народных, государственных и православных праздниках и символах страны, а также распевки, песни, творческие задания, психологические и музыкальные игры и этюды, музыкально-ритмические движения и танцевальные композиции с активным использованием русского фольклорного материала.

Занимаясь в кружке казачьей песни «Пташечки», прививаем ребятам любовь к малой родине. Красивая мелодия – то лиричная, то задорная, яркие образы, дают детям возможность расширить их кругозор, получить новые впечатления и удовольствие от народной песни. Наряду с этим, ребята узнают незнакомые слова, выражения, характерные для нашего края. За душу берут песни в исполнении кружка «Пташечки»«Пишла маты до роду гуляты», «Черноморець идэ», «Пчелочка златая» и другие.

Выступления воспитанников кружков «Музыкалинка» и «Пташечки» на детских праздниках и развлечениях позволяют маленьким слушателям познакомиться с народными песнями, полюбить их.

Народные песни органично включаются в различные развлечения, концерты для детей и взрослых, в том числе городского и районного уровня, приобщая участников к духовности и красоте русского и кубанского фольклора.

Помимо этого, в нашем детском саду проводятся игровые программы, спортивные соревнования, театрализованные представления, вечера загадок и т. д. с использованием народного фольклора. Воспитанию патриотических чувств способствует организация праздников, посвященных Дню Победы, Дню защитника Отечества, Дню Независимости России, Дню Российского флага. Праздник – это всплеск положительных эмоций. Поэтому педагоги уделяют большое внимание праздникам народной тематики, в том числе (по соглашению с родителями) с использованием элементов православной культуры. Ведь народный праздник помогает воспитанникам научиться творчески самовыражаться, свободно общаться со сверстниками и взрослыми. Дети с удовольствием принимают активное участие в мероприятиях, посвященных Покрову Пресвятой Богородицы, Рождеству Христову, Светлой Пасхе, Яблочному Спасу.

Соприкосновение ребенка с народным искусством, традициями, историей, природой родного края, непосредственное участие в народных праздниках дают возможность духовно обогатить ребенка, поддержать его интерес к прошлому и настоящему, привить любовь к своей малой и большой Родине.

Детский фольклор как средство эстетического воспитания У каждого народа своя национальная культура. В фольклоре люди с древнейших времён выражали свои взгляды на жизнь, природу, общество и человека.

Дидактические игры как средство патриотического воспитания дошкольников Сегодня страна переживает сложный этап своего развития. За последнее время вследствие продолжительных кризисных явлений в социально-экономической,.

Фольклор как средство патриотического воспитания дошкольников в ДОУ СЛАЙД 2 Дмитрий Ушинский считал, что система воспитания порождается историей народа, его материальной и духовной культурой. Благодатный.

Консультация для педагогов «Мини-музей как средство патриотического воспитания» В последнее время чрезвычайно актуальной стала проблема патриотического воспитания детей, всё больше проявляется интерес к традициям, истории,.

Мини-музей в ДОУ как средство патриотического воспитания Понятие «музейная педагогика», появившееся в начале 1980- х. гг. заимствовано из немецкой терминологии. Современная музейная педагогика.

Мини-музей в ДОУ как средство патриотического воспитания. Мини-музей в детском саду как форма патриотического взаимодействия с семьями воспитанников. В настоящее время большое значение приобретает.

Опыт работы «Музыка как средство патриотического воспитания» В современных условиях, когда происходят глубочайшие изменения в жизни общества, одним из центральных направлений работы с подрастающим.

Декоративно-прикладное искусство как средство нравственно-патриотического воспитания старших дошкольников (консультация) Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида № 31 «Малышок» КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ НА.

Дидактическая игра, как средство патриотического воспитания дошкольника ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА, «КАК СРЕДСТВО ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ» «Воспитание любви к родному краю, к родной культуре, к родному городу, к родной.

Устное народное творчество как средство нравственно-патриотического воспитания дошкольников Информация для родителей. Тема: «Устное народное творчество, как средство нравственно- патриотического воспитания дошкольников». Быть патриотом.

источник

Обобщение опыта «Народная культура как средство формирования нравственно патриотических чувств у дошкольников»

Светлана Егорова
Обобщение опыта «Народная культура как средство формирования нравственно патриотических чувств у дошкольников»

Обобщение опыта работы по теме

«Народная культура как средство формирования нравственно патриотических

чувств дошкольников»

Егоровой Светланы Николаевны

«Воспитание, лишенное народных корней – бессильно»

Патриотическое воспитание дошкольников на сегодняшний день является одной из самых актуальных задач нашего времени, поскольку в последние годы возросло стремление народа к национальному возрождению. Президент России Владимир Путин назвал патриотизм единственной национальной идеей в России.

Поэтому на современном этапе одним из приоритетных направлений педагогической деятельности является воспитание гражданина — патриота своей Родины. Начинать эту работу надо с малого – с воспитания любви и уважения к своему дому, к своим родным, к своей семье, к своей Отчизне.

Стоит признать, что дошкольный возраст является благодатной почвой для воспитания патриотизма, ведь ребенок дошкольного возраста воспринимает окружающий его мир эмоционально, приобретает гордость за свою страну, у него формируется устойчивый внутренний мир, закладываются предпосылки гражданских качеств.

Изучение детьми народной культуры является первоосновой в воспитании патриотических чувств, так как соприкосновение с народным искусством и традициями, духовно обогащают ребенка, воспитывают гордость за свой народ, поддерживают интерес к его истории.

Но, к сожалению, современные дети испытывают дефицит знаний о национальной культуре, традициях, промыслах.

Именно поэтому считаю необходимым знакомить детей с народной культурой и традициями, так как в дальнейшем это послужит одним из первых факторов формирования патриотического сознания.

В настоящее время большое значение приобретает поиск и разработка инновационных подходов к патриотическому воспитанию. В своей работе я стараюсь гармонично использовать сочетание традиционных форм работы с новыми современными образовательными технологиями, обращаясь при этом к фольклору, народной педагогике, интернет-ресурсам.

Новизна моего педагогического опыта заключается в том, что вся работа по патриотическому воспитанию проходит в тесном взаимодействии с семьями воспитанников, где мамы, папы, дедушки и бабушки становятся активными участниками педагогического процесса.

Цель моей работы – воспитывать в детях любовь к своей Родине, своему народу в тесном взаимодействии с семьей.

Перед собой я ставлю следующие задачи:

Формировать и расширять представления детей о родной стране;

Знакомить детей с искусством, традициями и обычаями народов России;

Развивать коммуникативные качества, познавательную активность;

Воспитывать толерантное отношение к представителям других национальностей;

Повышать родительскую компетентность, вовлекая родителей в совместную с детьми деятельность;

В своей работе по формированию нравственно- патриотических чувств у дошкольников средством народной культуры использую:

Устное народное творчество;

Народные песни;

Народные игры и народные игрушки;

Народные праздники;

Предметы русского быта (жилище, народный костюм);

Народно – прикладное искусство.

Считаю, что приобщение детей к народной культуре должно носить комплексный характер, пронизывающий все виды деятельности детей. В своей практике по патриотическому воспитанию применяю различные формы работы:

Дидактические и народные игры;

Оформление выставок;

Сотрудничество с семьями воспитанников;

Знакомство с традициями для ребенка начинается с устного народного творчества. Ведь содержание фольклора отражает жизнь народа, его опыт, духовный мир, мысли и чувства наших предков. В устном народном творчестве как нигде сохранились особенные черты русского характера, присущие ему нравственные ценности, представления о добре, красоте, правде, храбрости, трудолюбии, верности.

Широко использую в своей работе народные сказки, песни, пословицы, поговорки, потешки, колыбельные, и включаю их в разнообразные режимные моменты.

Часто мы ставим кукольные спектакли, разыгрываем русские народные потешки сказки с использованием разных видов театра. Детям нравится быть маленькими актерами.

Огромную любовь проявляют дети к сказкам. Используя их в своей работе, помогаю понять детям примеры истинного поведения человека. Дети с удовольствием слушают сказки, рассматривают иллюстрации к ним, драматизируют их.

Совместно с родителями занимаюсь организацией книжных выставок по устному народному творчеству, провожу акции «Подарите книгу детям». Родители совместно с детьми оформили книжки — самоделки «Моя любимая сказка», оформили альбомы «Потешки», «Загадки».

Так же, с активным участием родителей в группе оформлен мини — музей «Русская изба». Интерьер мини — музея составили подлинные предметы русского быта: стол, самовар, прялка, кочерга, лавки, чугунки, ухваты, домотканые половики, лапти, изделия из бересты, деревянные изделия Хохломской росписи, изделия Гжель.

Знакомство с традиционно-бытовой культурой русского народа позволяет обеспечить детям особый комплекс ощущений, пробуждающий интерес к русским традициям.

Дети не только познакомились с традиционно — бытовой культурой русского народа, но проявили творческую активность — сами проводили экскурсии в мини — музее «Русская изба» для детей младшей группы

Русские народные игрушки (яркие матрешки, неваляшки, свистульки.) приносят детям большую радость, поскольку они не только очень красочны, но и занимательны. С целью развития интереса к этой теме в нашей группе был организован «Музей народной игрушки».

Все дети по природе своей – творцы и созидатели. В моей группе создана творческая мастерская, где дети, начиная с младшего возраста, знакомятся с народно-прокладным искусством.

Так, например, знакомство детей с дымковской игрушкой начинаю с младшего возраста. Освоить отдельные элементы дымковского орнамента – посильная задача даже для самых маленьких. Дети осваивают отдельные элементы дымковского орнамента, на заготовки-силуэты наносят яркие простые узоры, лепят из пластилина дымковских уточек. Эти занятия способствуют художественно-эстетическому воспитанию, а также развивают мелкую моторику рук и прививают аккуратность.

Родители с удовольствием принимают участие в работе творческой мастерской. С их помощью была оформлена выставка детско-родительских работ «Дымковские расписные», где были представлены дымковские игрушки, сделанные своими руками.

В своей педагогической практике я широко использую инновационный метод проектов. Он позволяет наиболее эффективно сформировать у детей дошкольного возраста интерес к народным традициям и обычаям. Дети и их родители, являясь участниками проекта, собирают информацию, обсуждают её, реализуют и делают выводы. Результаты оформляют в виде стендов, газет, выставок, альбомов. Я реализовала следующие проекты:

«Чудесный мир русской народной сказки»;

«Народные традиции»;

Одной из форм работы по воспитанию патриотических чувств является праздник, день, который наполнен радостью и весельем, оставляющий в памяти детей глубокий след.

Участие родителей в праздничных мероприятиях вместе с детьми очень гармонично и положительно влияет на формирование семейных ценностей. Участвуя в праздниках, дети знакомятся обрядами, соприкасаются с народным духом, проникаются уважением к древним народным традициям.

В течение всего года в группе проводились большое количество всевозможных народных праздников. «Осенины», «Рождество», «Масленица».

На празднике создавалась атмосфера национального быта. Широко использовался фольклор (песенки-потешки, колядки частушки, шутки, загадки, пословицы и поговорки, сказки, былины, звучали народные инструменты.

Фольклорный праздник «Игры да потешки» позволил приобщить детей к истокам народной культуры; добиться обогащения активного словаря детей посредством фольклорных произведений; создать у детей и родителей радостное настроение.

На празднике дети рассказывали любимые потешки, отгадывали загадки, играли в народные игры. Мамы и бабушки исполнили колыбельные, играли с детками в пальчиковые игры. Ребята для родителей исполнили песню «Бабушка, испеки оладушки» станцевали «Танец неваляшки» Повеселились очень дружно, а потом за столы садились сладким чаем угостились.

На празднике «Русские посиделки» дети совместно с родителями водили хороводы, инсценировали шутки-прибаутки, играли в народные игры, отгадывали загадки о русской избе и предметах русского народного быта. Такая форма работы является любимым мероприятием детей моей группы и их родителей.

«Фестиваль народных традиций» стал итоговым мероприятием проекта «Народные традиции». Дети совместно с родителями презентовали продукты проекта – альбомы по разным темам о народных традициях: «Народные праздники»; «Русская изба»; «Народная игрушка»; «Дымка»; «Гжель»; «Русский народный костюм»; «Русская кухня». Фестиваль дал возможность пробудить в детях и их родителях интерес к истории и культуре России, обогатить знания детей о русских народных традициях.

Формирование толерантности, чувства уважения к другим народам, их традициям очень актуальная и важная задача в моей педагогической практике, так как группа, в которой я работаю – многонациональная (русские, татары, кумыки, лезгины, украинцы, молдоване, азербайджанцы, чеченцы). Я стараюсь привить детям любовь и уважение ко всем народностям нашей большой страны. Праздник «Хоровод дружбы» позволил сформировать представления о многонациональном составе населения России, ознакомиться с национальными играми и костюмами. Поддержав идею праздника, родители моих воспитанников стали его активными участниками. Сшив красочные национальные костюмы для детей, сами пришли в национальной одежде, представляя вместе с ребенком свою национальность.

На празднике «Дружат дети всей земли» для детей старшего дошкольного возраста я продолжила работу по формированию у детей толерантности, как одной из значимых черт личности, в тесном взаимодействии с семьей.

На празднике дети совместно с родителями демонстрировали национальный костюм, играли в народные игры, оформляли выставку народных промыслов России, представляли блюда национальной кухни и дегустировали их.

Проект «Моя счастливая семья» был реализован детьми и их родителями ко Дню Семьи. Продуктом проекта стало генеалогическое древо семьи, позволившее расширить представления детей о своей семье, о её истории.

В своей работе я так же использую инновационную форму «Деловой игры».

Мною была проведена деловая игра «Мы Россияне!», в которой приняли участие педагоги детского сада и дети с параллельных групп. Целью игры стала систематизация знаний детей о стране. Дети закрепили знания о государственных символах России, называли пословицы о Родине, обобщали знания о национальных костюмах и музыке народов России. В конкурсе «Укрась посуду», дети закрепили знания о русских народных промыслах, усовершенствовали художественно — творческие способности.

В своей деятельности по формированию нравственно- патриотических чувств у дошкольников мне не приходится ограничиваться рамками детского сада, так как я стараюсь наладить связь детей с социумом. Мы посетили детскую библиотеку на рождественской неделе и ознакомились с традициями празднования Рождества. Посетили «Детскую школу искусств», где, в день открытых дверей ознакомились с народными музыкальными инструментами.

Дети с удовольствием приняли участие в городских конкурсах: фестивале «Театральный дебют»; в литературном конкурсе чтецов «Дружат дети всей земли», на котором одна из моих воспитанниц, Казанбиева Наида, заняла первое место.

Петренко Люба приняла участие во «Всероссийском детском творческом конкурсе для дошкольников» по направлению — конкурс декоративно-прикладного творчества «Иллюстрация к русской народной сказке».

Свой педагогический опыт я стремлюсь распространить среди педагогов своего детского сада: выступила на педагогическом совете с темой «Народные традиции – основа формирования семейных ценностей у воспитанников ДОУ в условиях ФГОС ДО»; провила открытые мероприятия («Хоровод дружбы», «Мы Россияне)

Выступила на городской августовской конференции в 2013 году с темой «Инновационные формы взаимодействия педагогов с родителями» и в 2015 году с темой «Реализация программы «Содружество детского сада и семьи».

Приняла участие в третьем Всероссийском конкурсе «Семья – основа государства» по «Образовательному» направлению, где стала победителем муниципального этапа и участником регионального этапа.

О празднике «Хоровод дружбы», который прошел в нашей группе, был снят репортаж и напечатана статья в «Новой северной газете».

Приняла участие в городской выставке, организованной краеведческим экомузеем в честь 80-летия округа «И это все о нас», предоставила экспонаты — предметы русской старины

Исходя из вышеизложенного, делаю следующие выводы: проведенная мной комплексная работа позволяет:

сформировать у детей патриотические чувства и любовь к Родине, своему народу, к традициям и культуре;

расширить знания о многообразии народных праздников и традиций;

сформировать первые представления о культуре своего народа;

обогатить словарный запас народным фольклором (дети знают потешки, заклички, пословицы и поговорки, народные сказки и песни);

сформировать представления о морально-нравственных ценностях: доброте, правде, красоте, трудолюбии, храбрости и отваге;

развить коммуникативные навыки;

развить чувство коллективизма.

Поскольку, и в дальнейшем я планирую продолжить работу по теме «Народная культура как средство формирования нравственно патриотических чувств у дошкольников» подводить итоги моей деятельности еще рано.

Основными необходимыми моментами считаю: укрепление взаимодействия с семьями воспитанников по нравственно- патриотическому воспитанию и пополнение развивающей среды в группе.

Воспитывая будущее поколение, мы должны помнить, что обществу нужен здоровый, полный сил и энергии строитель-созидатель нашего государства, и от того, как мы будем решать задачи патриотического воспитания, во многом зависит будущее нашей страны.

Русское народное творчество — основа формирования патриотических чувств и общечеловеческих ценностей дошкольников «Воспитание, созданное самим народом и основанное на народных начала, имеет ту воспитательную силу, которой нет в самых лучших системах,.

Использование практического пособия «Развивайка» «Город, в котором я живу» для формирования нравственно-патриотических чувств Человеку никак нельзя жить без Родины, как нельзя жить без сердца. К. Паустовский На современном этапе модернизации системы дошкольного.

Конспект НОД по формированию нравственно-патриотических чувств у дошкольников «Моя дружная семья» Конспект НОД по формированию нравственно-патриотических чувств у дошкольников по теме: «Моя дружная семья» (средняя возрастная группа) Ведущая.

Консультация для родителей «Воспитание нравственно-патриотических чувств дошкольников в семье» В дошкольном возрасте происходит общее развитие ребенка. Одна из главных задач в детском саду — это нравственно-патриотическое воспитание.

Консультация для воспитателей как средство воспитания патриотических чувств у дошкольников. Консультация для воспитателей Народные сказки и патриотическое воспитание дошкольников. Воспитатель:Турутина Елена Ивановна. Работая с.

Обобщение опыта работы «Игра в шашки, как средство развития логического мышления у дошкольников» Развитие науки и техники, компьютеризация, социальные изменения в обществе, реформа образования определяют возрастающую роль интеллектуальной.

Основы формирования нравственно-патриотических чувств у дошкольников через знакомство с малой Родиной Патриотическое воспитание подрастающего поколения всегда являлось одной из важнейших задач современного общества, ведь детство — самая благодатная.

Представление педагогического опыта «Формирование нравственно-патриотических чувств в процессе ознакомления с родным городом» Представление педагогического опыта по теме «Формирование нравственно – патриотических чувств в процессе ознакомления детей старшего дошкольного.

Русская народная культура, как средство воспитания духовно — нравственных качеств дошкольников Проблема духовно-нравственного воспитания растущего поколения всегда была актуальной. Духовно-нравственное воспитание – это формирование.

Воспитание нравственно-патриотических чувств у дошкольников в процессе организации работы по краеведению «Краеведение учит людей любить не только свои родные места, но и знание о них, приучает интересоваться историей, искусством, литературой,.

источник

Для дошкольников и учеников 1-11 классов

16 предметов ОРГВЗНОС 25 Р.

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ

«ФОЛЬКЛОР – как средство патриотического воспитания дошкольников»

Патриотизм в современных условиях – это, с одной стороны, преданность своему отечеству, а с другой – сохранение культурной самобытности каждого народа, входящих в состав России. В Законе «Об образовании в РФ» говорится о необходимости формирования уже в дошкольном возрасте начала самосознания ребенка, себя как члена семьи, гражданина города, как активного преобразователя окружающей и общественной среды. Наша задача – растить гражданина-труженика, которому в будущем предстоит стать созидателем, принося людям, семье, обществу пользу.

Как часто звучат в наше время слова: «русская душа», «феномен русской души». Но не менее часто: «падение нравственности», «деградация общества». Поэтому сегодня, возможно, как никогда актуальны вопросы нравственного воспитания детей. Меняются времена, эпохи, люди. Но вечным остается стремление человека к добру, любви, свету, красоте, истине.

Патриотические чувства закладываются в процессе жизни и бытия человека, находящегося в рамках конкретной социокультурной среды. Люди с момента рождения инстинктивно, естественно и незаметно привыкают к окружающей их среде, природе и культуре своей страны, к быту своего народа. Поэтому базой формирования патриотизма являются глубинные чувства любви и привязанности к своей культуре и своему народу, к своей земле, воспринимаемым в качестве родной, естественной и привычной среды обитания человека.

Дошкольный возраст – фундамент общего развития ребенка, стартовый период всех высоких человеческих начал. Сохранить человеческое в наших детях, заложить нравственные основы, которые сделают их более устойчивыми к нежелательным влияниям, учить их правилам общения и умению жить среди людей – вот главные идеи воспитания нравственно-патриотических чувств у дошкольников.

Самое большое счастье для родителей – вырастить здоровых и высоконравственных детей. Дошкольники очень эмоциональны. Это эмоционально-образное восприятие окружающего мира может стать основой формирования патриотизма.

В устном народном творчестве как нигде сохранились особенные черты русского характера, присущие ему нравственные ценности, представления о добре, красоте, правде, храбрости, трудолюбии, верности. Знакомя детей с поговорками, загадками, пословицами, сказками, тем приобщаем их к общечеловеческим нравственно-эстетическим ценностям. Адресованные детям потешки, прибаутки, заклички звучат как ласковый говорок, выражая заботу, нежность, веру в благополучное будущее. В пословицах и поговорках метко оцениваются различные жизненные позиции, высмеиваются недостатки, восхваляются положительные качества людей. Фольклор является богатейшим источником познавательного и нравственного развития детей.

Именно фольклор отражает индивидуальные особенности народа, его отличия от других. Благодаря народным песням, сказкам и другим жанрам фольклора мы можем узнать, как жили наши предки, какие проблемы их волновали, что их радовало, как они проводили время. Ещё в своё время К.Д. Ушинский отмечал, что «…воспитание, если оно не хочет быть бессильным, должно быть народным».

Именно в фольклоре тысячелетним народным педагогическим опытом отобраны самые естественные и необходимые формы развития речи, музыкальных и поэтических способностей, логического и образного мышления, смекалки, юмора, сатиры, трудовых и физических навыков, причём представлены они в художественной форме.

Фольклор – это еще и школа патриотического воспитания. Ребенок растет от колыбельных песен до былин, он исподволь готовится к постижению сложнейшего мира эпических героев и идей.

Последовательное ознакомление дошкольников с произведениями народного творчества помогает им лучше понять мудрость русского народа. В результате у детей развивается интерес, любовь и уважение к своему народу, восхищение его талантом.

Приобщение детей к народной культуре является средством формирования у них патриотических чувств и развития духовности. Именно поэтому родная культура, как отец и мать, должна стать неотъемлемой частью души ребенка, началом, порождающим личность.

Если знакомить детей, начиная с раннего возраста, с родной культурой, произведениями устного народного творчества, родной речью, то это будет способствовать духовному, нравственному, патриотическому воспитанию дошкольников и в будущем они сумеют сохранить все культурные ценности нашей Родины, и Россия будет жить, даря миру громадное количество талантов, которыми восхищались и будут восхищаться в России и за ее пределами.

Таким образом, применение фольклора в патриотическом воспитании влияет на формирования патриотических чувств старших дошкольников. Фольклор прививает детям любовь к родной природе, к растительному и животному миру, формируется чувство любви к Родине.

В нашем дошкольном учреждении нравственно-патриотическому воспитанию уделяется большое внимание. В этом участвует весь коллектив, создавая атмосферу доброты, терпимости, душевного комфорта. Невозможно переоценить роль музыки в патриотическом воспитании дошкольников.

В настоящее время, когда одним из требований ФГОС является интеграция всех образовательных областей и, следовательно, деятельности всего коллектива детского сада в процессе формирования интегративных личностных качеств детей, вопросы сотрудничества участников педагогического процесса высвечиваются наиболее остро. В связи с этим необходимо построить систему работы по взаимодействию всех педагогов ДОУ.

Поскольку фольклор способен воздействовать на чувства, настроения ребенка, постольку он способен преобразовывать его нравственный и духовный мир,мы стараемся работать в тесном контакте со всеми педагогами ДОУ.

Мы вместе решаем, какую музыку использовать на комплексных, тематических занятиях, как ее лучше преподнести. Стремимся использовать на занятиях и в повседневной жизни музыкальные,фольклорные произведения, ценные в воспитательном отношении. Стараемся раскрыть перед детьми их красоту, сделать эти произведения знакомыми и любимыми. Причем те образы, к которым привлекается внимание детей, должны быть яркими, конкретными, вызывающими интерес, будящими воображение.

Большие потенциальные возможности нравственно-патриотического воздействия заключаются в народной музыке. Народные музыкальные произведения ненавязчиво, часто в веселой игровой форме знакомят детей с обычаями и бытом русского народа, трудом, бережным отношением к природе, жизнелюбием, чувством юмора.

С музыкальным фольклором дети нашего дошкольного учреждения знакомятся на музыкальных занятиях, в повседневной жизни, на досугах и при участии в народных праздниках. Народная музыка вызывает интерес детей, приносит им радость, создает хорошее настроение, снимает чувство страха, беспокойства, тревоги – словом, обеспечивает эмоционально – психологическое благополучие. Богатство и разнообразие содержания детского фольклора позволяют выбирать наиболее яркие его образцы. Все народные песни, а также народные мелодии, используемые нами в слушании и ритмической деятельности ребят, обладают большими художественными достоинствами и высокой познавательной ценностью.

Посредством народной музыки дети знакомятся с жизнью и бытом русского народа, с образцами народного музыкального творчества. В нашем саду есть аудио и видео записи народной музыки, сказок, звучания народного оркестра. Таким образом, даются понятия: «народная музыка», «оркестр народных инструментов», «народный хор». В доступной форме рассказываю детям, что песни, сказки, прибаутки люди начали сочинять очень давно, но не умели их записывать, и так они передавались из поколения в поколение. Кто их сочинял – неизвестно. Говорят – народ сложил эти песни, сказки. Поэтому их и называют народными.

Произведения русского музыкального и устного народного творчества, используемые в работе с дошкольниками, просты, образны, мелодичны, поэтому дети их быстро усваивают. Эти песни способствуют:

— развитию первоначальных певческих навыков у детей;

— очень эффективны в качестве распевания.

Русские песни становятся более понятными, доступными, когда я включаю их в такую исполнительскую деятельность, как игра на детских музыкальных инструментах. Широко использую в своей работе многообразие народной музыки для разучивания танцевальных движений, инсценировок, хороводов, плясок и т.д. Русская народная музыка постоянно звучит при выполнении движений на музыкальных занятиях и в утренней гимнастике. Разнообразие мелодий обогащает музыкально-ритмические движения детей, отводит их от трафарета и придает движениям определенную окраску.

В работе с детьми необходимо добиваться, чтобы они были не только активными слушателями и зрителями, но и стали активными исполнителями песен, плясок, хороводов, музыкальных игр и т.п., активно включались в работу и по подготовке к праздникам и развлечениям.

Таким образом, приобщая детей к музыкальному наследию своего народа, мы воспитываем в них чувство патриотизма, а оно неотделимо от воспитания чувства национальной гордости.

Использую музыку при ознакомлении детей с образом Родины. Для ребенка-дошкольника Родина – это мама, близкие родные люди, окружающие его. Это дом, где он живет, двор, где играет, это детский сад с его воспитателями и друзьями. От того, что видит и слышит ребенок с детства, зависит формирование его сознания и отношение к окружающему. Нравственное воспитание ребенка-дошкольника – это, прежде всего воспитание любви и уважения к матери. Для многих людей это слово «мама» – самое прекрасное слово на земле. Все дети любят своих мам. Они делают мамам подарки, рисуют их портреты и даже сочиняют про них стихи и сказки. Песни о маме устойчиво вошли в детский репертуар.

В нашем детском саду также есть свои традиции и праздники, такие как «День рожденья детского сада», «Осенины», «Новый год», «День защитника Отечества», «8 Марта», «День смеха», народные праздники: «Масленица» — это проводы зимы и встреча весны. На масленицу принято играть в народные игры, водить хороводы, печь блины и сжигать чучело. У детей всегда остается очень много впечатлений после такого праздника. Затем мне стало интересно, а существуют ли какие-то традиции в семьях детей, для этого я провела анкетирование с родителями, которое показало, какие традиции существуют в семье. Знакомство детей с культурой, языком, традициями, обрядами народа укрепляет связь между поколениями.

Одной из слагаемых патриотизма – воспитание любви к родной природе на прогулках и экскурсиях. Чувство любви к родной природе – еще одно из слагаемых патриотизма. Именно воспитанием любви к родной природе, можно и нужно развивать патриотическое чувство дошкольников: ведь природные явления и объекты, окружающие ребенка с его появления на свет, ближе ему и легче для его восприятия, сильнее воздействуют на эмоциональную сферу. В нашем детском саду это достигается разными средствами, в том числе и средствами музыкального искусства. Через восприятие музыкальных образов, вызывающих у детей разнообразные эмоциональные переживания, чувства радости, грусти, нежности, доброты, я воспитываю такое же отношение и к образам реальной природы.

Выразительность музыкального языка, яркость и поэтичность стихов помогают детям почувствовать теплоту и сердечность песен, воспевающих красоту родной природы.

Эта атмосфера радостной встречи с родной природой надолго остается в памяти ребенка, способствуя формированию его сознания как гражданина и патриота.

Особое значение в рамках нравственно-патриотического воспитания имеет тема: «День победы», «День Защитников Отечества». Эти темы очень любимы детьми.

Говоря о защитниках нашей Родины, нельзя оставлять без внимания и тему Великой Победы. Мы раскрываем детям величие подвига советского солдата, знакомя их с песнями тех времен и о тех временах. Музыкальные впечатления дошкольников опираются на знания, полученные на занятиях по ознакомлению с окружающим, на впечатления от экскурсий к памятникам, в музей. С тематическим концертом, посвященным «Дню Победы», наши воспитанники неоднократно выступали перед ветеранами ВОВ.

Совместное решение задач нравственно-патриотического воспитания как педагогами, так и музыкальным руководителем нашего детского сада, дает ощутимые результаты:

— фольклор прочно вошел в быт детей, занял значительное место в их жизни.

— у детей сформировалось представление об этнокультурной картине мира, народных традиций и обрядов;

— родители и дети стали активными участниками праздников;

— выходят с концертными программами в другие детские сады.

источник