Народные промыслы как средство патриотического воспитания

Рубрика: 5. Педагогика общеобразовательной школы

Статья просмотрена: 1032 раза

Гиреева Л. М. Декоративно-прикладное искусство как средство патриотического воспитания школьников [Текст] // Педагогическое мастерство: материалы IX Междунар. науч. конф. (г. Москва, ноябрь 2016 г.). — М.: Буки-Веди, 2016. — С. 175-178. — URL https://moluch.ru/conf/ped/archive/208/11203/ (дата обращения: 08.10.2019).

В статье рассматривается декоративно-прикладное искусство как средство патриотического воспитания школьников. Отмечается, что испокон веков в народном обучении — от старшего к младшему — декоративно-прикладному искусству существуют традиционные принципы, формы и методы, отшлифованные тысячелетиями.

Ключевые слова: декоративно-прикладное искусство, патриотическое воспитание, художественно-эстетические ценности,изобразительное искусство,народные промыслы

Патриотическое воспитание личности школьников общеобразовательной школы является одной из важных задач педагогической теории и практики эстетического воспитания и художественного образования. В Концепции национальной доктрины образования в Российской Федерации до 2025 года подчеркивается, что главной целью общего образования является формирование разносторонне развитой, духовно богатой, высоконравственной и образованной личности, уважающей художественное наследие, традиции и культуру народов России. Эффективным средством патриотического воспитания личности школьников является народное декоративно-прикладное искусство.

С учетом особенностей патриотического воспитания школьников в современном обществе цель данного процесса определяется как воспитание убежденного патриота, любящего свою Родину, преданного Отечеству, готового служить ему своим трудом и защищать его интересы.

Рассмотрим более подробно формирование патриотического воспитания школьников средствами декоративно-прикладного творчества.

Испокон веков в народном обучении — от старшего к младшему — декоративно-прикладному искусству существуют традиционные принципы, формы и методы, отшлифованные тысячелетиями. В настоящее время очень важно учитывать их в педагогической практике художественного образования патриотического воспитания школьников. Когда педагог предлагает детям для рассмотрения и анализа с критической оценкой образец народного декоративно-прикладного искусства, он ставит задачу не только дать оценку, но и активизировать познавательный потенциал, интеллектуальные возможности в патриотическом воспитании каждого учащегося.

Произведения декоративно-прикладного искусства привлекают особое внимание учащегося, они живо и непосредственно реагируют на объем и форму окружающих предметов, их линейное очертание, цвет и цветовые сочетания. Это относится, прежде всего, к произведениям декоративного искусства, поскольку они в силу своего прикладного характера окружают ребенка с первых дней его жизни, являются естественным компонентом быта, как воспитание убежденного патриота, любящего свою Родину, Отечество.

Накопленный культурно-исторический опыт народных художественных ремесел — уникальная в своем роде школа патриотического воспитания вкуса, естественного формирования оценочных критериев. Нельзя недооценивать и педагогический потенциал этого наследия — ориентацию на патриотическое воспитание таких качеств как усидчивость трудолюбие, аккуратность, внимание и восприимчивость.

Опыт практической деятельности неоспоримо свидетельствует, что ключевыми, основополагающими факторами формирования человеческой личности являются национальная, географическая, социальная среда, уклад жизни и быта, исторически сложившиеся виды трудовой деятельности, местные ремесленные и художественные промыслы, национальный язык, фольклорные и эстетические патриотические традиции, эстетические критерии оценки объектов, а также религиозное наследие.

К сожалению, в общеобразовательных школах потенциал традиций народного декоративно-прикладного искусства для патриотического воспитания учащихся используется недостаточно. Это отчасти объясняется отсутствием целенаправленной работы по использованию декоративно-прикладного искусства в патриотическом воспитании учащихся в образовательном процессе школы, а также неразработанностью содержания и форм приобщения учащихся к национальной культуре.

Поэтому наиболее верным направлением патриотического воспитания учащихся школ является использование декоративно-прикладного искусства в учебно-воспитательном процессе с учетом гармонического сочетания регионально-национальных традиций и общепедагогических требований преподавания этого предмета в школе.

Достаточно богатый материал по указанной тематике содержится в основных положениях искусствоведческой науке о сущности народного искусства. Важно обратиться к трудам и исследованиям таких известных ученых как А. Б. Бакушинский, И. Я. Богуславская, Г. К. Вагнер, В. М. Василенко, В. С. Воронов, М. А. Некрасова, Т. М. Разина, А. Б. Салтыкова, Т. Я. Шпикалова и др. Они глубоко разрабатывали и анализировали комплекс проблем, связанных с восстановлением, изучением и использованием народных художественных традиций.

«От отношения всех к народному искусству зависит его судьба. Забота о народном искусстве всех народов нашей страны — это долг, счастливая обязанность каждого гражданина нашей великой многонациональной Родины» [1, с.168]. Анализируя общие принципы форм бытования народного искусства, И. Я. Богуславская, М. А. Некрасова дали глубокую оценку существу художественной системы народного искусства, определили его основные составляющие, подчеркивая, прежде всего, материал, способы его обработки и характер изготовляемых предметов, эстетические принципы и приемы передачи художественного образа.

В. С. Воронов был одним из первых, обратившихся к народному изобразительному творчеству и признавших высокую художественную ценность, его важнейшие особенности, определил художественные традиции как «народный стиль», считал, что традиция латентна, подвижна. Конструктивность, декоративность и орнаментальность, по мнению В. С. Воронова, имеют неоспоримое право именоваться подлинным искусством.

Рассматривая педагогический аспект данной проблемы, как показывают теория и практика, эстетическое начало должно пронизывать все стороны жизни учащихся школ.

Необходимо отметить, что самая важная позиция в общей системе эстетического воспитания по праву принадлежит художественно-эстетическому образованию. В основе общепринятой ныне методики преподавания предметов изобразительного и декоративно-прикладного искусства лежат большой фактический материал, теоретические и практические разработки, педагогические концепции Б. М. Неменского, Н. Н. Ростовцева, И. М. Раджабова, В. С. Кузина, Б. П. Юсова, Т. Я. Шпикаловой, Т. С. Комаровой и др.

Такие исследователи как Н. А. Ветлугина, Н. С. Карпинская, А. П. Усова, Е. А. Флерина справедливо отмечают непреходящие художественно-эстетические ценности, которыми обладает декоративно-прикладное искусство, помогает воспитывать в учащихся патриотические чувства, приобщает их к миру прекрасного.

Произведения декоративно-прикладного искусства раскрывают эстетический и патриотический идеал своего времени и способствуют развитию традиционной художественной культуры народа. Каждый народ имеет свою древнюю историю, культуру и богатое декоративно-прикладное искусство, которое создавалось на протяжении столетий. Здесь важно отметить, что многие поколения мастеров, передававших свое искусства непосредственно из рук в руки, вырабатывали своеобразные национальные черты, эстетические и патриотические традиции.

Республики Ингушетия имеет древнюю национальную культуру и декоративно-прикладное искусство, которые донесли до наших дней вековые традиции народа. И сегодня они не должны быть утеряны и стерты массовой культурой. Мудрые обычаи и традиции национальной культуры Республики Ингушетии имеют особое значение в воспитании гуманной личности художественно-эстетического образования учащихся школ.

В данном разделе рассматривается потенциал традиционных народных промыслов ингушей как средства патриотического воспитания школьников, поскольку ингуши являются одним из древнейших народов Северного Кавказа со своей богатой историей и самобытной культурой. И, конечно, немалую роль в культуре этого этноса в нравственном, эстетическом, патриотическом воспитании учащихся сыграли народные промыслы и ремесла.

Ингушский народ издревле славился прекрасными образцами народного декоративно-прикладного творчества. Их народные промыслы и ремесла — это резьба по дереву, гравировка, чеканка, металлообработка, создание уникальных национальных украшений и оружия из золота и серебра, инкрустированные драгоценными и полудрагоценными камнями, создание изделий из кварца и стекла, вышивка, изготовление ковров, циновок, предметов быта, в том числе из глины и меди. Это и женские национальные украшения, деревянные скульптуры и панно, вышивка, изделия из стекла и горного хрусталя, ковры с ингушским национальным орнаментом, предметы быта и многое другое. Ингушские мастера декоративно-прикладного искусства, перенявшие и сохраняющие опят и мастерство своих предков, создают настоящие произведения искусства, несмотря на то, что в основном работают приспособленных домашних мастерских.

Высокого уровня мастерства достигли ингушские мастера народного творчества в частности в декоративно-прикладном искусстве.

Важным средством приобщения учащихся к национальной культуре Республики Ингушетии является местное народное декоративно-прикладного искусства, бережно сохраняющее культурные, национальные и патриотические традиции народа, его духовные, социальные и материальные ценности. Национальная культура объединяет в себе художественные народные традиции, обладающие этнографическими, патриотическими, историко-культурными особенностями.

Различные виды художественно-творческой деятельности привлекают внимание учащихся, они воздействуют на чувства ребенка благодаря средствам выразительности, стимулируют воспитание эстетических и патриотических чувств и убеждений. Как показали исследования видных ученых педагогов в области художественного образования и эстетического воспитания (В. С. Кузин, Н. В. Сокольникова, М. М. Байрамбеков, И. М. Раджабов, Т. С. Комаров, С. П. Ломов, Т. Я. Шпикалова), художественно-творческая деятельность является весьма существенной и наиболее важной в восприятии и изучении декоративно-прикладного искусства, использовании ее в эстетическом и патриотическом воспитании школьников на уроках изобразительного искусства. При этом необходимо в процессе добиваться, чтобы учащиеся не были пассивными наблюдателями, а активно включались и создавали собственные эскизы и зарисовки, декоративные и художественные образы, в том числе и конкретные творческие композиции.

В процессе приобщения учащихся к декоративно-прикладному искусству необходимо решить несколько важных эстетических задач — развивать у учащихся школ умение видеть красоту, способствовать формированию патриотических чувств и убеждений, изучать и познавать психологические процессы, необходимые для общего развития детей (памяти, мышления, воображения), а также особо важно подчеркнуть задачи нравственного воспитания, уважительного, патриотического и эстетического отношения к труду народных мастеров декоративно-прикладного искусства. Особое внимание школьников необходимо обратить на широкое использование на уроках мотивов родной природы, растительного и животного мира в произведениях декоративно-прикладного искусства.

Изучение основ декоративно-прикладного искусства следует рассматривать как одно из наиболее действенных средств патриотического воспитания школьников в процессе обучения изобразительному искусству.

В настоящее время на уроках изобразительного искусства недостаточно предусмотрено учебной программой и отсутствует целенаправленное патриотическое воспитание учащихся средствами декоративно-прикладного искусства в практике общеобразовательных школ. Такое положение вызвано рядом объективных причин, а именно — недостаточной степенью разработанности научно-методических рекомендаций по патриотическому воспитанию средствами искусства и, прежде всего, народного декоративно-прикладного, неопределенностью критериев отбора художественных произведений для изучения на уроках изобразительного искусства, а также отсутствием конкретных условий, средств педагогического воздействия, способов патриотического воспитания школьников в процессе учебных занятий и т. д.

Разработка и внедрение системы занятий, эффективных педагогических условий разработки уроков-бесед с патриотической направленностью в практику воспитательной работы как городских, так и сельских школ призваны сыграть важную роль в деле формирования мировоззрения, мироощущения школьника, его эстетических и патриотических чувств и убеждений.

  1. Лихачев Б. Т. Теория эстетического формирования школьников. — М., 1985. — С. 168.

источник

Светлана Нестерова
Патриотическое воспитание дошкольников посредством ознакомления с народными промыслами и ремеслами

«О важности приобщения ребёнка к культуре своего народа написано много, поскольку обращение к отеческому наследию воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живёшь. Поэтому детям необходимо знать и изучать культуру своих предков. Именно акцент на знание истории народа, его культуры поможет в дальнейшем с уважением и интересом относиться к культурным традициям других народов».

Проблема духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения в настоящее время является одной из наиболее актуальных как в теоретическом, так и в практическом отношениях: ведь речь идет о важнейшем условии формирования индивидуального своеобразия личности уже на первых этапах её становления. О роли и значении народного декоративного искусства в воспитании детей писали многие ученые (А. В. Бакушинская, П. П. Блонский, Т. С. Шацкий, Н. П. Сакулина, Ю. В. Максимов, Р. Н. Смирнова и другие). Они отмечали, что искусство пробуждает первые яркие, образные представления о Родине, её культуре, способствует воспитанию чувства прекрасного, развивает творческие способности детей. Время наше сложное – это время социальных перемен. Политических бурь и потрясений. Они буквально ворвались в жизнь каждого из нас. Народные игры, забавы и игрушки заменяются на комерциализированные зрелища, телевизионные экраны наводнила жестокость. По сути своей это чуждо природе детской, натуре растущего человека. Воспитание гражданина и патриота, знающего и любящего свою Родину, – задача особенно актуальная сегодня не может быть успешно решена без глубокого познания духовного богатства своего народа, освоения народной культуры.

Велико значение опыта для духовного развития дошкольников, их эстетического воспитания, знакомство с искусством народных мастеров. Народное искусство поднимает темы большого гражданского содержания, оказывает глубокое идейное влияние на детей. Оно помогает ребятам взглянуть на привычные вещи и явления по-новому, увидеть красоту окружающего мира. Педагогу предопределена высокая миссия – нести в мир детства все нравственные ценности, помочь ребёнку открыть этот мир во всем богатстве и многообразии декоративно-прикладного искусства. А значит любое занятие, встреча с игрушкой, творческое дело, беседа – подчинены единственной цели: всестороннее развивать личность ребёнка, ведь все дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, фантазии и творчества.

В МАДОУ №17 города Карпинска в 2015 году был создан мини-музей декоративно-прикладного искусства. На базе музея стали проводиться НОД по ознакомлению с народными промыслами и ремёслами, которые постепенно вошли в систему образования детей.

Необходимость мини-музея существует, так нет возможности увидеть непосредственный технологический процесс изготовления художественной посуды, предметов быта и игрушек. У ребят нет возможности соприкоснуться с декоративно-прикладным искусством – подержать в руках подлинные изделия с городецкой росписью, дымковскую игрушку, предметы гжельской керамики и т. д. Поэтому была поставлена цель подарить детям радость творчества, познакомить с историей народного творчества, показать приёмы лепки и работы с кистью, ознакомить с образной стилизацией растительного и геометрического орнамента.

Реализация плана работы мини-музея происходит в процессе расширенного, углубленного знакомства детей с изделиями народных художественных промыслов, знакомства с символикой русского декоративного искусства и самостоятельным созданием декоративных изделий. Новизной и отличительной особенностью является использование нетрадиционных методов и способов развития детского творчества: использование самодельных инструментов для рисования. Дети знакомятся с символикой русского декоративного искусства и её значением. Цель мини-музея: формирование и развитие основ художественной культуры и гражданско-патриотических чувств ребенка через народное декоративно-прикладное искусство.

• Приобщать детей к русскому народному декоративно-прокладному искусству в условиях детской практической творческой деятельности;

• Знакомить с закономерностями, выразительными средствами народного декоративно-прикладного искусства (колорит, содержание, чередование, симметрия, асимметрия в узоре, приложимость узора к форме, изобразительные приемы и т. д.);

• На основе освоения художественного опыта народных мастеров развивать творчество детей в орнаментальной деятельности: специальные художественные способности – «чувство» цвета, ритма, композиции, самостоятельность, творческую инициативу;

• Учить использовать нетрадиционные техники рисования, получать удовольствие от своей работы;

• Развивать эстетическое (эмоционально-оценочное, образное восприятие;

• Развивать художественно-творческие способности, привычку вносить элементы прекрасного в жизнь;

Воспитывать устойчивый интерес к народному творчеству как эталону красоты.

Педагогами ДОУ была разработана структура музейной экспозиции и сменяемость ее предметов:

1. Роспись по дереву: — хохлома (солонка, конфетница, сахарница, ложки); — городец (панно, разделочные доски); — росписи Северной Двины и Мезени (ступка).

2. Керамика: — гжель (скульптура (лебеди, конь, корова)

3. Русская глиняная игрушка — дымковская (индюки, барышни, барышни с коромыслами)

4. Русская деревянная игрушка — полхов-майданские игрушки (матрешки, Ваньки-встаньки, свистульки)

5. Русские художественные лаки — жостово (подносы разнообразной формы и размера).

6. Павловопосадские платки.

7. Художественные изделия из бересты (туески, шкатулки, лапти).

Учебный материал подбирается с учетом возрастных, индивидуальных особенностей детей и темой занятий. Знакомясь с произведениями искусства, дети, испытывают положительные эмоции, на основе которых формируются образные представления, мышление, воображение. Это пробуждает у детей стремление передать воспринятую красоту в создании своих изделий. Для развития творческих способностей используются нетрадиционные техники рисования, экспериментирование различных художественных материалов, дидактические игры, силуэтное моделирование, упражнения для прорисовки элементов росписей.

В работе используются различные методы: одномоментности, обследования, наглядности; словесный, практический, эвристический, частично-поисковый, проблемно-мотивационный, метод «подмастерья» (взаимодействие педагога и ребёнка в едином творческом процессе, сотворчество, мотивационный, жест руки (ребенок показывает элементы узора, дотрагиваясь до него пальцем, находит такой же или одинаковой формы по цвету, элементу).

Применяются в мини-музее различные приёмы: рассматривание подлинных изделий, иллюстраций, альбомов, открыток, таблиц, видеофильмов и других наглядных пособий; беседа, использование художественного слова, указания, пояснения; самостоятельное выполнение детьми декоративных изделий, использование различных инструментов и материалов для изображения; убеждение, поощрение.

Образовательный процесс делится на два этапа-подготовительный и практический. Задачи первого этапа: знакомить детей с образцами народных художественных промыслов, развивать умение видеть, понимать, оценивать красоту произведений ручного художественного ремесла, воспринимать содержание узора, особенности его изобразительно-выразительных средств, функциональную связь украшаемого предмета с традициями народного искусства, формировать чувство ритма, симметрии, гармонии.

Задачи второго этапа: самостоятельно переносить свои впечатления и представления о народной пластике в разные виды художественной деятельности: лепке и рисовании, использовать различные способы лепки: конструктивный, скульптурный, пластический, комбинированный, кругового налепа, выбирания глины стекой, самостоятельно строить композицию узоров с учетом их формы, заполнять узором большую часть, самостоятельно составлять композиции используя цветосочетания на основе знаний о характерных особенностях росписей, использовать новые инструменты (в том числе самостоятельно созданные, разнообразные материалы изображения, традиционную и нетрадиционную технику выполнения работы.

С целью социально – личностного развития воспитанников был составлен план работы с социальными партнерами (библиотека им. А. С. Попова, городской музей, школа искусств, МАОУ СОШ № 6).

Музейная педагогика, как одно из направлений деятельности музея, становится всё более привычной в практике духовно-нравственного, гражданско-патриотического, историко-краеведческого воспитания личности в едином образовательном процессе.

Консультация «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников посредством метода проектов» «Нравственно – патриотическое воспитание дошкольников посредством метода проектов»В современных условиях, когда происходят глубочайшие изменения.

Патриотическое воспитание дошкольников посредством приобщения к национальной культуре В современных условиях, когда происходят глубочайшие изменения в жизни общества, возникает необходимость вернуться к лучшим традициям нашего.

Патриотическое воспитание дошкольников посредством физической культуры в контексте реализации ФГОС «Патриотизм, как мы с вами знаем, это ни что другое, как любовь к Родине. Без этого ни одна страна существовать не может, она просто.

Патриотическое воспитание дошкольников посредством изобразительного искусства В настоящее время возникла серьёзная проблема патриотического воспитания у подрастающего поколения. Необходимо воспитывать детей в духе.

Презентация «Нравственно-патриотическое воспитание старших дошкольников посредством игровой деятельности» Два чувства дивно близки нам – В них обретает сердце пищу – Любовь к родному пепелищу, Любовь к отеческим гробам. Так гениально выразил.

Мастер-класс «Воспитание патриотических чувств у старших дошкольников посредством ознакомления с родным городом» Иркутск – это город где я живу, Самый красивый город на свете. Я так люблю мою Ангару, Фонтаны, и парки, и улицы эти, Я так люблю купола.

Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников в процессе ознакомления с художественной литературой МБДОУ «Ивушка» «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников в процессе ознакомления с художественной литературой» Подготовила:.

Патриотическое воспитание дошкольников посредством изобразительного искусства Дошкольный возраст – фундамент общего развития ребенка, стартовый период всех высоких человеческих начал. Сохранить «человеческое» в наших.

Патриотическое воспитание дошкольников посредством изоискусства 2слайд «Маленькая родина все равно большая, ведь она единственная». Ж. Ренар Педагогами нашего учреждения, в связи с требованиями Образовательной.

План работы по самообразованию «Нравственное воспитание дошкольников посредством ознакомления с художественной литературой» План работы по самообразованию. Воспитатель Семерикова О. П. гр. №1 МАДОУ «ЦРР-д/с№49» Тема: Нравственное воспитание дошкольников посредством.

источник

Для дошкольников и учеников 1-11 классов

16 предметов ОРГВЗНОС 25 Р.

Волченко Н.А., учитель русского языка и литературы

Сосновский район, п.Полетаево

Роль изучения народных промыслов в патриотическом воспитании

Изучение материальной и духовной культуры своего народа, особенностей его быта, традиций, промыслов не только расширяет кругозор школьников, но и обогащает их собственный духовный мир: они осознают значимость своего народа, начинают понимать, что история, культура страны складывается из истории и культуры тех, кто рядом с ними живет. А может, даже ими тоже. Занимаясь краеведческой, этнографической работой, порой дети делают такие открытия, которые заставляют их в корне поменять взгляды на жизнь. Общение с интересными людьми, увлеченно сохраняющими промыслы наших предков просто так, для себя, для детей, воспитывает в ребятах желание приобщиться к тайнам прошлого, разгадать, почему в те далекие времена так важно было это дело, какая насущная нужда заставляла их заниматься таким трудом. И патриотическое воспитание становится не однодневным лозунгом, а кропотливой постоянной работой ума и души детей.

Увидев однажды берестяное изделие в школе, ученики были страшно удивлены, что выполнено оно нашим земляком, который и живет-то на соседней со школой улице. Вот это да! У нас, с нами рядом живет такой человек, который может сам своими руками такое сотворить!

И вот мы идем во Дворец культуры поселка Полетаево на встречу с чудо-мастером Трусковым Алексеем Александровичем. Открываем дверь в мастерскую и … Такого мы не ожидали.

За столом сидит богатырь из сказки: высокий, сам как солнышко-береста, чем-то похож еще и на мастера из уральских сказов П.Бажова: расшитая рубаха-косоворотка, льняные волосы перетянуты ремешком из бересты, глаза как озера, а улыбка открытая, мягкая… Мастерская полна бересты: туески, шкатулки, игрушки, корзинки, альбомы и те самые куколки-красавицы, что привели нас сюда, чего только здесь не было! (Фото 1)

Мы знакомимся, включаем диктофон и погружаемся в удивительный мир творчества. Алексей Александрович с таким удовольствием рассказывает нам о своем увлечении, что, когда он вдруг посреди рассказа нечаянно упоминает о своей основной профессии токаря на железной дороге, очень удивляемся: а мы-то думали – он всю жизнь только этим и занимался. Но нет. Это хобби пришло к нему случайно. Семья Трусковых – замечательная, Елена Германовна к своей работе привлекла всех домочадцев. Однажды, в 2000 году она со своими воспитанницами, членами кружка мягкой игрушки, приехала на Бажовский фестиваль, позвала туда и мужа. Просто так. А что получилось! Случайно увиденное берестяное изделие так захватило его, что он и сегодня увлечен так же, как в первый раз!

«На Бажовском фестивале, — делится с нами Алексей Александрович, — я познакомился с мастерами по обработке бересты. Несколько лет присматривался, казалось, все очень сложно, пока не увидел инструменты, которыми они работают. Внимательно рассмотрев их, зарисовал для себя. Дома изготовил несколько резцов, с поленьев снял бересту и попробовал изготовить мелкие работы. Я по профессии токарь, благодаря этому делаю сам резцы из подручных материалов. Все резцы разные, формы придумываю такие, чтобы можно было самый причудливый рисунок выполнить. Есть круглой формы, есть в виде звезды большой и маленькой, сейчас у меня резцы новые, аккуратные. Но не перестаю придумывать инструмент: был обычный стеклорез, сделал ручку и готов резец. Резец-звёздочку я тоже сделал сам, отпечатки остаются красивые, резцов очень много и каждый создает свой неповторимый орнамент».

На следующий год, приехав на Бажовский фестиваль, уже принял участие в мастер-классе. В этом же году познакомился с мастером из Нагайбакского района Деняевым Юрием Ивановичем. Очень многому научил меня этот мастер».

Алексей Александрович рассказал нам почти про все свои работы, а их уже так много, что наша беседа затянулась надолго. В первых его изделиях еще чувствуется ученичество, они очень отличаются от тех, которые он делает сейчас. Они были выполнены в прорезной технике: их украшают небольшие цветочки. Поделки, выполненные в технике прорезной бересты, очень воздушные, ажурные, как кружево. Орнамент зависит от вкуса и творческих возможностей мастера, может быть самым разным. Вся резьба выполняется с помощью небольшого острого ножа и полукруглых стамесок различного размера. (Фото 2)

Для усиления декоративности прорезной бересты часто применяют чеканку. Деревянные или металлические чеканы слегка пристукивают молотком, получая углубленный рельеф. Как и пробойники, чеканы упрощают нанесение на бересту одинаковых элементов рисунка. А точки и штрихи можно выполнить на бересте просто шилом.

Поначалу мастер использовал один слой бересты, а в новые — уже многослойные, это делает их более прочными, монолитными, такое ощущение, что изделие создано из какого-то мягкого дерева, и внутри они такие же аккуратные, как снаружи. (Фото 3)

Очень много нового мы узнали о самой бересте. Главными ее свойствами являются эластичность и прочность, красота и доступность, кроме того она хорошо моется и чистится, обладает водоотталкивающим свойством, что позволяет использовать ее в изделиях самого разного применения: это могут быть сахарницы и сосуды для муки, в берестяных кувшинах можно держать молоко (и оно долго не портится), в закрытых туесках сухие продукты не вберут в себя лишнюю влагу, а шкатулки, вазочки, игрушки украсят любой, даже самый изысканный интерьер. Так, ненароком, попутно мы полюбовались нашими уральскими березами, вспомнили есенинскую «страну березового ситца», подивились находчивости и умелости русского человека.

Алексей Александрович берет в руки следующую поделку: «Это уже сделано в технике тиснения, работы получаются более изысканные. Широко распространена была техника нанесения рисунка на бересту с помощью штампиков или резцов. Резцы можно сделать самому, например, к обычному жиклёру от карбюратора приделываешь ручку, и готов резец. А вот чтобы орнамент был отчетливым, закрашиваем специальной художественной краской, смазываем, держим 2 минуты, а потом её подсолнечным маслом протираем, краска сверху с бересты смывается, а в глубине остается след от нее. Инструменты для тиснения изготовляются из твердых пород дерева, кости или металла в виде прямоугольных или круглых брусков длиной 7-13 см. На торцевой стороне брусков вырезаем или гравируем определенный орнамент (квадрат, ромб, розетка, полукруг, узорная полоска). Глубина и равномерность тиснения зависят от силы удара молотка по штампику и правильной его установки. Таким образом можно нанести любой рисунок – было бы желание и фантазия.» (Фото 4)

Нам, конечно, захотелось попробовать тоже смастерить что-нибудь, но Алексей Александрович предостерег нас от разочарования – не так все просто, в каждом деле есть своя изюминка, есть она и здесь: « Как правильно снимать бересту? – он прищурился, строго посмотрел и простодушно улыбнулся. — Особого секрета нет, правило заготовки бересты — простое, если знать о нем: её надо снимать в полдень в июле, когда движется сок в деревьях. Мы ведь сок собираем с березы ещё в мае, но это не тот сок, в июле же он движется по-другому, и тогда береста отслаивается от ствола большими, ровными пластами. Чуть запоздаешь, заготовка получается рваная и с отцепками».

Но даже дефекты на бересте мастер использует в качестве украшения: на изделии с отцепками есть своеобразные рисунки, причудливые, такие природа создала, а человек умело воспользовался: «Черные наросты на бересте раньше мне очень мешали, приходилось выбрасывать эти куски бересты. А вот однажды на 1 Всероссийском фестивале «Урал мастеровой» обратил я внимание на работы мастера из Курганской области Владимира Махнюка и понял, как можно использовать эти наросты, дополняя их своими рисунками». (Фото 5) Если бы мы не узнали, что затейливые украшения на изделиях – это дефекты, ни за что не догадались бы, что созданы они совместно с природой благодаря творческой смекалке человека.

Но больше всего нас заинтересовала та самая куколка, которая привела нас к этому интересному человеку. Оказывается, игрушку эту Алексей Александрович нашел в интернете, но она была вязаная:

— Я подумал, почему бы не сделать ее из бересты, вот получилась красавица, девчонкам нравится, да и на выставках она спросом пользуется. После работы часто остаются небольшие куски бересты, из таких кусочков я ее и сотворил, — смеется он, — другие игрушки тоже из остатков получаются, например, машинки-погремушки для малышей. Береста имеет отличное свойство легко расслаиваться, а для машинок ее даже чистить не надо. (Фото 6)

Алексей Александрович не останавливается на достигнутом, постоянно пытается узнать что-то новое. Вот и сейчас поделился секретом, что осваивает новую технику работы с берестой – расписную: «Берут, что интересно, обычную масляную краску. Рисунок наносят сразу, но ни в коем случае не простым карандашом, потому что он мажется и плохо стирается, — тут же показывает нам это на лоскутке бересты, — рисунок выдавливают, а потом раскрашивают. Чаще всего расписывали берестяные туески. Обычно всю поверхность окрашивали каким-нибудь ярким цветом, природным – солнечным, синим, зеленым. Пояски и крышку выделяли контрастной к цвету фона краской: синей к оранжевому, тёмно-красной к жёлто-оранжевому. На передней стороне туеска располагали цветок или изображение птицы. Может, и я тоже попробую украсить свои изделия росписью.

Помню, на конкурсе «Урал Мастеровой» были представлены работы мастеров Ханты-Мансийска, они выполнялись удивительно просто: свернули кусок бересты и сшили его нитью. В такие туески якуты собирают ягоды. Урал, Московская область делают рисунки тиснением, а ближе к северу рисунок выскабливают — вот так по-разному украшают бересту. А ведь на Руси украшательством не особенно занимались, все, что делалось из бересты, использовалось дома в хозяйстве. Вот и у Елены Германовны дома в берестяных изделиях хранятся грибы, мука, хлеб; стену украшает берестяное зеркало, подставочки, шкатулочки… Иногда она заказывает мне безделушки какие-нибудь для дома или работы, хочется, чтобы это было не только практично и удобно, но и радовало глаз, поднимало настроение!»

Берестяное дело очень кропотливое, не у каждого есть столько терпения, как у Алексея Александровича, но он очень надеется, что придет к нему ученик, у которого достанет силы и желания научиться берестяному мастерству: «Я свои работы охотно выставляю на выставки и конкурсы – пусть люди любуются. Первый конкурс, «Урал Мастеровой», в котором я участвовал проходил в 2010 году, в Челябинске. А уже в 2011 году получил звание мастер-ремесленник Челябинской области благодаря участию во многих районных, областных и региональных конкурсах. Продолжаю участвовать в мастер-классах Бажовского фестиваля, ведь туда приезжают люди из разных городов и Урала, и России, мы знакомимся, общаемся, делимся секретами и удачами».

С таким неподдельным энтузиазмом рассказывает он о секретах своего мастерства, что неудивительно: за десять лет собралось столько «признательных» документов! Для них пришлось изготовить альбом из бересты, в котором и хранятся грамоты, дипломы и благодарности мастера, полученные им за эти годы на различных конкурсах, персональных выставках и мастер-классах.

А потом ребята не один раз поделились своими изысканиями на уроках в своем и других классах, встретив неподдельный интерес в одноклассниках: вопросы были разные – о том, как научиться этому делу, где взять бересту, а что еще можно изготовить из бересты… Материал был высоко оценен и на XII межрегиональном конкурсе по этнографии и краеведению «Уральская слободка» — работа стала победителем.

Хочется верить, что люди никогда не потеряют секреты обращения с берестой и у нас всегда под рукой будет теплое дыхание лета. Ведь недаром на Руси говорили: «Кабы не лыко да не береста, так бы мужик рассыпался». А если мы покажем ребятам дорогу к нашей истории, культуре, то и «не рассыплется» никогда.

источник