Формирование эстетического воспитания средствами народного творчества

Декоративно-прикладное искусство является едва ли не одним из самых древних. Его название происходит от лат. decoro — украшаю, а в определении «прикладное» содержится мысль о том, что оно обслуживает практические нужды человека, одновременно удовлетворяя его основные эстетические потребности.

Декоративно-прикладное искусство — это вид изобразительного искусства отвечающий бытовым нуждам человека и одновременно удовлетворяющий его эстетические потребности несущие его красоту в жизнь.

Человек издавна старался украсить своё жилище и делал это он с помощью материала который находился с ним рядом, т. е. под руками — это дерево, глина, кость и т. д.

Также можно выделить несколько наиболее общих художественных принципов традиционных для декоративно-прикладного искусства:

  • 1. Утилитарность. Практическая предназначенность была свойственна народному искусству с самого его происхождения, определяла соответствующие практической цели форму и содержание его предметов.
  • 2. Тесное, всецелое срастание произведений народного искусства с окружающей жизнью, родной природой. Точность этого соединения декоративно-прикладного искусства, которое обуславливается их правдивостью, смысловой точностью, глубоким эстетическим содержанием, отображением в них существующих нравственных представлений о человеке, обществе и жизни.
  • 3. Единство материала и технического приема.
  • 4. Традиционность. Обязательная преемственная передача традиционных форм и опыта, которая помогала стать предмету как бы живым организмом со своим сложившимся характером.
  • 5. Коллективная природа творчества. Преемственность традиций и коллективность труда избавляли мастеров от ошибок, заблуждений, пустой траты времени и сил, создавали условия для подлинного творчества, дальнейшего обогащения и совершенствования народного искусства.
  • 6. Близость к детскому творчеству. Строгая каноничность народного искусства уравновешивается таким его свойство, как непосредственность и непроизвольность выражения, близкие к детскому творчеству и угадываемые по лёгкости, непринуждённости пластических форм.
  • 7. Наглядная декоративность, праздничность впечатления. Нужно наделить вещь красотой, проявляющей себя в элементах декоративности и орнаментальности.

Народное декоративно-прикладное искусство не только плод умения, ремесла его создателей, но и неотъемлемая часть их жизни, повседневного быта.

Знакомство ребенка с русским народным декоративно-прикладным искусством опирается на принцип общей дидактики — связи с жизнью, систематичности и последовательности, индивидуального подхода в обучении и художественном развитии детей, наглядности.

Декоративно-прикладное искусство делится на виды по технологиям обработки различных материалов.

Декоративно-прикладное искусство является одним из факторов гармонического развития личности. Посредством общения с народным искусством происходит обогащение души ребенка, прививается любовь к своему краю. Народное искусство хранит и передает новым поколениям национальные традиции и выработанные народом формы эстетического отношения к миру. Искусство народных мастеров помогает раскрыть детям мир прекрасного, развивать у них художественный вкус.

Резьба по дереву( домовая резьба, игрушка)

Хохлома, Городец, Мезень, Полхов-Майдан.

Каргопольская игрушка и т. д.

С. Красное Костромской обл.

Вологодское, Елецкое, Михайловское и т. д.

Резьба по кости(ларцы, гребешки)

Тобольская, Архангельская обл.

Ручной художественный труд является необходимым элементом нравственного и эстетического воспитания маленьких детей.

Чтобы человек мог заполнить свободное время интересным и содержательным делом, нужно с раннего детства развивать у него стремление к прекрасному, воспитывать уважение к народным традициям, культурным ценностям. Понятие наследия, традиции в обучении искусству художественных ремесел всегда имело важное значение для преемственности всего лучшего и наиболее ценного.

В последние годы в нашей стране стало традицией устраивать праздники народного искусства, участниками которых являются мастера-умельцы, исполнители фольклорных старинных песен, хороводов. С этой целью организуются ярмарки с самодельными товарами, народные гулянья.

Когда говорят о декоративно-прикладном искусстве в детском саду, особое внимание обращают на предметы традиционных видов народного искусства. Действительно, изделия народных умельцев, такие, как резьба и роспись по дереву, лаковая миниатюра и чеканка, стекло и керамика, тканые, кружевные и вышитые изделия, народная игрушка, — это проявление таланта, мастерства и неиссякаемого оптимизма художников из народа. Прекрасные образцы декоративно-прикладного искусства помогают воспитывать у детей уважение и любовь к культуре своего народа, Родине, своему краю.

Необходимым условием построения современной системы эстетического воспитания и развития эстетической культуры личности является использование народного искусства в педагогической работе с детьми. Народное искусство способствует глубокому воздействию на мир ребенка, обладает нравственной, эстетической, познавательной ценностью, воплощает в себе исторический опыт многих поколений и рассматривается как часть материальной культуры.

Народное искусство в силу своей специфики, заключающейся в образно-эмоциональном отражении мира, оказывает сильное воздействие на ребенка, который, по образному выражению К.Д.Ушинского, мыслит формами, красками, звуками, ощущениями.

Эстетическое воспитание средствами декоративно-прикладного искусства требует развития в человеке умения правильно воспринимать явления красоты. Это не значит, что ребёнок должен стать художником-профессионалом или специалистом-искусствоведом. Помимо ряда знаний художественных произведений, он должен приобрести некоторый объём сведений из области теории и истории декоративно-прикладного искусства.

Важную роль народного и декоративно-прикладного искусства в эстетическом воспитании отмечали многие отечественные искусствоведы, исследователи детского изобразительного творчества (А.П. Усова, Т.С. Комарова, Т.Я. Шпикалова, Н.Б. Халезова, Т.Н. Доронова, А.А. Грибовская и другие). Они убедительно показывают, что ознакомление с произведениями народного творчества побуждает в детях первые яркие представления о Родине, ее культуре, способствует воспитанию патриотических чувств, приобщает к миру прекрасного, и поэтому их нужно включать в педагогический процесс в детском саду.

На протяжении всего дошкольного периода происходят изменения восприятия, от простых попыток рассмотреть и ощупать, не отвечая на вопрос, каков предмет, до стремления более планомерно и последовательно обследовать и описать предмет, выделяя наиболее заметные особенности.

Усвоение детьми системы сенсорных эталонов существенно перестраивает их восприятие, поднимая его на более высокий уровень. В процессе познавательной деятельности дети овладевают систематизированными знаниями о чувственных качествах предметов, особую роль при этом играет формирование у них обобщенных способов обследования предметов. От способов обследования зависит структура формируемых образов.

Сенсорная культура имеет большое значение для художественно-эстетического воспитания. Умение различать цвета, оттенки, формы, сочетания форм и цветов открывает возможность лучше понимать произведения искусства, получать потом от этого удовольствие. Ребенок учится создавать образ, овладевает способностью передавать присущие предметам свойства, форму, строение, цвет, положение в пространстве, свои впечатления, усваивает знания о материалах, используемых для передачи изображения, создания художественного образа. Овладение изобразительно-выразительными навыками приобщает детей к элементарной творческой деятельности, проходя сложный путь от простейших действий к процессам образного воспроизведения форм.

Следующая особенность художественно-эстетического воспитания в дошкольном возрасте связана с изменениями, происходящими в сфере познавательных процессов школьника. Формирование художественных и эстетических идеалов у детей, как части их мировоззрения, — сложный и длительный процесс. Это отмечают все педагоги и психологи, упомянутые выше. В ходе воспитания жизненные отношения, идеалы претерпевают изменения. В отдельных условиях под влиянием товарищей, взрослых, произведений искусства, жизненных потрясений идеалы могут претерпевать коренные изменения. «Педагогическая суть процесса формирования художественных и эстетических идеалов у детей с учетом их возрастных особенностей состоит в том, чтобы с самого начала, с раннего детства, формировать устойчивые содержательные идеальные представления о прекрасном, об обществе, о человеке, об отношениях между людьми, делая это в разнообразной, изменяющейся на каждом этапе новой и увлекательной форме», — отмечает в своей работе Е.М. Торшилова [7, 26].

К концу преддошкольного возраста ребенок может переживать элементарные эстетические чувства и состояния. Ребенок радуется красивому банту на голове, любуется игрушкой, поделкой и т.д. В этих переживаниях сначала отчетливо выступает прямая подражательность взрослому, в виде сопереживания. Ребенок повторяет за мамой: «Как красиво!» Поэтому, общаясь с маленьким ребенком, взрослые должны подчеркивать эстетическую сторону предметов, явлений и их качеств словами: «какая красивая поделка», «как нарядно одета кукла» и так далее.

Поведение взрослых, их отношение к окружающему миру, к ребенку становится для малыша программой его поведения, поэтому очень важно, чтобы дети видели вокруг себя как можно больше доброго и красивого.

Подрастая, ребенок попадает в новый коллектив — детский сад, который берет на себя функцию организованной подготовки детей к взрослой жизни. Вопросы художественно-эстетического воспитания в детском саду начинаются с тщательно продуманного оформления помещения. Все, что окружает ребят: парты, столы, пособия — должно воспитывать своей чистотой и аккуратностью.

Еще одним из главных условий является насыщенность здания произведениями искусства: картинами, художественной литературой, музыкальными произведениями. Ребенок с раннего детства должен быть окружен подлинными произведениями искусства.

Большое значение в художественно-эстетическом воспитании детей дошкольного возраста имеет народное декоративно-прикладное искусство. Воспитатель должен знакомить детей с изделиями народных мастеров, тем самым прививая ребенку любовь к Родине, к народному творчеству, уважение к труду.

Художественно-эстетическое воспитание должно вызывать активную деятельность дошкольника. Важно не только чувствовать, но и создавать нечто красивое. Обучение, которое целенаправленно осуществляется в детском саду, направлено также и на развитие художественных и эстетических чувств, поэтому большое значение имеют такие систематические занятия, как музыкальные, ознакомление с художественной литературой, рисование, лепка и аппликация, особенно если воспитатель учит детей подбирать формы, цвета, составлять красивые орнаменты, узоры, устанавливать пропорции и т.д.

источник

Эстетическое воспитание зависит от нравственных и эстетических представлений, а также от культурных и художественных традиций и обычаев, природных условий. Эстетическое воспитание являлось основой для создания художественных образов, предметов труда и быта, а также отражалось в связанных с культами обрядах, играх, обучающих действию. Именно поэтому большое значение в эстетическом воспитании имеют фольклорные произведения.

Эстетическое воспитание – это целенаправленный процесс, который прививает человеку чувство прекрасного, способствует формированию у него эстетических качеств и компетенций.

В процессе эстетического воспитания формируются такие качества личности как:

  • эстетический вкус, который проявляется не только в восприятии произведений искусства, но и в умении отличать действительно эстетически прекрасное от грубого и безобразного;
  • эстетическая культура, выражается в умении вести себя в обществе, выглядеть эстетически привлекательно и т.д.;
  • эстетическое восприятие и осознание произведений искусства, природной красоты, а также красоты в повседневной обыденной жизни;
  • эстетические чувства и потребности, обусловлены тем, что эстетически воспитанная личность испытывает потребность не только созерцать прекрасное, но и окружать себя красивым, а также принимать участие в создании прекрасного посредством своего творчества;
  • творческие способности, направленные на создание произведений искусства.

Попробуй обратиться за помощью к преподавателям

Эстетическое воспитание в процессе своей реализации связано практически со всеми видами воспитания, а также со многими сферами деятельности ребенка. Одним из наиболее эффективных методов эстетического воспитания является использование разнообразных музыкальных жанров, а особенно фольклора. Это связано с тем, что фольклорные произведения связаны с историей народа, его традициями и национальными особенностями.

В настоящее время большой интерес со стороны педагогики вызывают эстетические идеалы и опыт воспитания в народной педагогике. Красота в русской культуре всегда была высшей ценностью и категорией человеческих отношений. К таким отношениям всегда стремились, так как считали их прекрасными и истинно верными. Все это породило целую систему эстетических взглядов. Данная система начинается с изучения вопроса о том, что же такое прекрасное и в чем оно проявляется. Знания в рамках системы эстетического воспитания передавались из поколения в поколение посредством сказаний, былин, потешек, частушек, песен и т.д.

Задай вопрос специалистам и получи
ответ уже через 15 минут!

Фольклор как метод эстетического воспитания направлен на формирование положительного отношения к народному творчеству, любви и уважения своих исторических корней, а также развитию эстетической культуры и ценностей. Знакомясь с произведениями фольклора, процессом их создания и историей дети учатся эстетически воспринимать окружающий мир, мыслить художественными образами.

Особенность применения фольклора как эффективного метода эстетического воспитания заключается в его реализации через природу искусства в целом. Это выражается в том, что средствами фольклора осуществляется формирование личности ребенка, ему передаются национальные ценности, идеалы и нормы, которые были накоплены культурой народа. Все эстетические ценности передаются разнообразными способами:

  • устное народное творчество (сказки, былины, потешки и т.д.);
  • музыкальные произведения (частушки, колыбельные и т.д.);
  • народные танцы.

Фольклор запечатлевает в художественных образах всю многомерную картину реальной действительности, выделяя в ней наиболее прекрасные моменты, способствующие созиданию данных образов.

Эстетическое воспитание средствами фольклора опирается на опыт народа в воспитании. Фольклорный материал выстроен логически и последовательно от национальных ценностей к общечеловеческим.

В процессе использования фольклора как одного из методов эстетического воспитания предполагается достижение следующих результатов:

  1. Формирование и развитие эстетически развитой и целостной личности, у которой выработаны умения видеть, воспринимать, чувствовать, понимать и оценивать красоту в произведениях искусства, природе, обыденной жизни, окружающих людях.
  2. Развитие красоты поведения и человеческих отношений. Данные качества предусматривают развитие личностных эстетических качеств, которые проявляются в отношении человека к окружающим, умению вести себя в обществе и т.д.
  3. Развитие умения ценить красоту и индивидуальность своего тела, а также уметь заботиться о своем теле, поддерживать физическую форму посредством физических упражнений, сохранять и укреплять свое здоровье.
  4. Воспитание уважительного и бережного отношения к природе, как одному из источников прекрасного.

Основные подходы к организации процесса эстетического воспитания средствами фольклора предполагает соблюдение следующих принципов:

  • принцип единства и взаимосвязи духовной и социальной природы ребенка;
  • принцип побуждения к деятельности через фольклорные произведения;
  • принцип индивидуализации процесса эстетического воспитания.

Помимо перечисленных принципов педагог должен так же опираться на традиционные педагогические принципы организации воспитательно-образовательного процесса (наглядности, последовательности, преемственности и т.д.).

Эффективность процесса эстетического воспитания при использовании фольклора зависит от следующих факторов:

  • насыщенность воспитательно-образовательной среды учебного заведения;
  • возможность обогащения базовых учебных дисциплин (занятий, предусмотренных программой ДОО) элементами народного творчества;
  • национально-ориентированное оформление групповой комнаты или учебного кабинета;
  • профессиональные компетенции педагога в области народного творчества (фольклора).

Так и не нашли ответ
на свой вопрос?

Просто напиши с чем тебе
нужна помощь

источник

Народное искусство как важное средство художественно-эстетического воспитания и развития творческой активности детей

Наталья Тарасова
Народное искусство как важное средство художественно-эстетического воспитания и развития творческой активности детей

ажным средством эстетического воспитания и формирования активной личности является народное искусство, в котором объединены устный фольклор, музыкальное и изобразительное искусство. В народном искусстве обобщены представления о прекрасном, эстетические идеалы. мудрость народа, которые передаются из поколения в поколение. Через народное искусство ребенок познает народные традиции. Обычаи. Особенности жизни своего народа, приобщается к его культуре. Народное творчество богато ритмами и повторами. Оно несет в себе конкретные образы. Краски, доступно и интересно ребенку. Что является основой пробуждения и упрочения эмоционально- положительного отношения детей к нему. Народное искусство воздействует на чувства ребенка благодаря средствам выразительности. И это воздействие носит естественный, ненасильственный характер. В силу этого оно доступно детям с разным уровнем развития. И каждый ребенок получает от этого удовольствие и эмоциональный заряд. Оно привлекает внимание детей, и поэтому на основе выделения элементов народного искусства, цветового строя, композиции. Его можно использовать для развития ребенка; воздействуя на чувственную сферу ребенка народное искусство стимулирует развитие творческих способностей личности. Успешность решения задач по художественно- эстетическому воспитанию складывается из целого ряда факторов;

1) воспитание и обучение в полном соответствии уровня трудности программы детского сада и возрастных и индивидуальных психологических особенностей детей,

2) сотрудничество педагога и ребенка.

3) Использование таких средств и методов воспитания и обучения, которые способствовали бы развитию ребенка без диктата и давления со стороны взрослого и

Без ущерба для творческих проявлений ребенка.

Сила воздействия на ребенка произведений народного творчества возрастает, если ознакомление с ними осуществляется на основе собственной деятельности дошкольника. Исходя из этого, в работе с детьми необходимо добиваться, чтобы ни были не только активными слушателями и зрителями, но и активными исполнителями песен, плясок, хороводов, музыкальных и подвижных игр и т. п., активно включались в работу на занятиях по изобразительной деятельности, в том числе и по подготовке к праздникам и развлечениям.

В центре внимания эстетического воспитания детей должны быть такие кардинальные задачи, как развитие эстетического восприятия, творческой активности, формирование эстетической оценки.

Произведения музыкального и изобразительного народного творчества отобранные для детей должны учитывать

—доступность по содержанию и по форме для восприятия дошкольников и использования в самостоятельной творческой деятельности

привлекательность, яркость образов и элементов, что обеспечивает воздействие на эмоциональную сферу ребенка вызывает положительные эмоции и интерес

-возможность активного включения эстетического аспекта в жизнь ребенка, различные доступные ему виды деятельности

-единство содержания и формы

—коллективность эстетических переживаний и творчества

-учет возрастных особенностей.

На этой же основе строится и детская художественная деятельность.

«Кружковая работа как средство художественно-эстетического воспитания детей дошкольного возраста» ФГОС ДО ориентировал педагогов на признание самоценности дошкольного детства как уникального периода в жизни человека, исходя из этого,.

Консультация для воспитателей «Театр — это средство эмоционально-эстетического воспитания детей в ДОУ» Целью данной работы является: совершенствование эстетического воспитания через развитие личностной культуры ребёнка и формирование всесторонне.

Дидактические игры для художественно-эстетического развития через декоративно-прикладное искусство Методические рекомендации к набору дидактических игр для художественно-эстетического развития через декоративно-прикладное искусство. Дымковская.

Дидактические игры для художественно — эстетического развития через декоративно — прикладное искусство. В нашей разновозрастной группе (дети от 4-х до 7 лет) дети с удовольствием играют в дидактические игры » Дымковские народные игрушки».

Доклад на педагогическом совете: Музыкальный фольклор как средство нравственного — эстетического воспитания детей ДЕТСКИЙ САНАТОРИЙ № 47 КРАТОВО МУЗЫКАЛЬНЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ ЕГОРОВА ОЛЬГА МИХАЙЛОВНА 2012 г. Музыкальный фольклор как средство нравственного.

Игра — как средство эстетического воспитания детей дошкольного возраста Мир, окружающий ребёнка очень богат. Как научить детей видеть, чувствовать и любить прекрасное в этом мире? Немало места уделяется изобразительной.

Классическая музыка как основа художественно-эстетического воспитания детей 6–7 лет Введение Человек стал человеком, когда услышал шепот листьев, журчание весеннего ручья и звон серебряных колокольчиков, жаворонка в бездонном.

Консультация «Художественное слово в театральной деятельности дошкольников как средство эстетического воспитания детей» Консультация МАДОУ: детский сад № 3 ст. Новодеревянкоская,ул. Садовая,95, Ст. воспитатель: Попович Татьяна Петровна. По теме: «Художественное.

Образовательная среда ДОУ как фактор художественно-эстетического развития детей в условиях ФГОС Вопрос организации развивающей предметно-пространственной среды детского сада на сегодняшний день стоит особо актуально. Одним из главных.

Реализация задач художественно — эстетического развития в процессе совместной деятельности взрослого и детей 3–4 лет Формирование творческой личности – одна из важнейших задач педагогической теории и практики на современном этапе. Человек будущего должен.

источник

Елена Кибирева
Детский фольклор как средство эстетического воспитания

У каждого народа своя национальная культура. В фольклоре люди с древнейших времён выражали свои взгляды на жизнь, природу, общество и человека. Эти воззрения, основанные на жизненном опыте и мудрости, передавались молодому поколению в художественной форме. Люди стремились воспитывать молодёжь, развивая чувство прекрасного, прививая юному поколению такие качества как честность, любовь к труду, гуманное отношение к человеку, преданность человеческим идеалам.

Долгое время народное искусство не преподавалось; не воспитывалось отношение к нему как к национальному достоянию. Поэтому у педагогов часто возникает вопрос: нужно ли ребенку, родившемуся в двадцать первом столетии, возвращаться назад, в «преданья старины глубокой»?

Проведя анализ своей работы по использованию детского фольклора, я решила, что детский фольклор необходим в работе воспитателя, так как он отражает в играх, песнях, сказках, игрушках жизнь и деятельность людей многих поколений. А это позволяет им стать, по сути, образцами норм поведения, отношений, языковой, художественной и музыкальной культуры

На материалах народного творчества решаются задачи развития умения чувствовать художественный образ, развивать способность улавливать звучность, музыкальность, поэтичность речи, а так же способность различать красоту и богатство русского языка — его точность, меткость.

Фольклорный материал доступен детям, он быстро разучивается, запоминается своей яркостью. Например, любимые игры детей: «Гори, гори ясно», «Плетень», «Жмурки», «Золотые ворота». Русские народные песни легко инсценируются: «Где был Иванушка» инсценировали с показом кукольных персонажей, осваивая ведение куклы за ширмой.

На досугах с фольклорным материалом знакомим детей с бытом народа, костюмами. Переодевание детей в костюмы преображает их, рядом со взрослыми они чувствуют себя артистами, поднимая своё настроение. Дети знакомятся с предметами быта русского народа. В детском саду сделана печь, горшки, прялка, передники, сарафаны, кокошники и многое другое.

Через фольклор мы передаём детям знания о нашей Родине, её истоках, традициях народа, его культуры, тем самым, прививая любовь к Родине. Никакая техника, телевидение не заменит живого русского языка, который должен знать большой и маленький житель России

Работа моя ведётся следующим образом:

ОСЕНЬ – использую вечера досуга, посиделки: «Что нам осень принесла», «Жатва». «Как хлебушек родится». Во взаимосвязи с этими темами идёт работа и по театрализованной деятельности, которая помогает детям познакомиться с народным творчеством действенным образом. Дети старших и подготовительных групп готовят для показа малышам народные сказки «Теремок», «Репка», «Колосок», «Как коза избушку построила», «Пых», «Три медведя», «Лекарство для бабушки». В постановках сказок используются хороводы, народные песни и костюмы.

ЗИМА — Работа тесно переплетается с явлениями общественной жизни человека. Досуги: «Зимушка — зима», «Зимние забавы», «Русские богатыри», «Русская изба», «Русская песня». Большое внимание уделяю знакомству детей с русским бытом, с образом жизни городских и деревенских жителей. Помогает сориентироваться в прошлом и настоящем. Провожу сказочные представления на зимнюю тематику: «Рукавичка», «Морозко», «Солнце, мороз и ветер», «Зимовье зверей», «Красная ягодка».

ВЕСНА – провожу досуги «Весна — красна», «Как природа расцвела», «Масленица», «Ярмарка в мамин день». И опять подключается работа по театрализованной деятельности. Идёт постановка сказок: «Заюшкина избушка», «Снегурочка», «Кот, петух и лиса», «Как снеговики солнце искали»», «Из жизни насекомых», «Как ослик счастье искал».

ЛЕТО – Время проведения народных, хороводных, подвижных игр на улице, рассматривание окружающего с использованием пословиц, поговорок, потешек.

В своей работе детский фольклор я использую в разных видах деятельности:

— в обучении правильному произношению;

— в приобщении детей к русской национальной культуре;

— в непосредственно образовательной деятельности;

— в народных подвижных играх;

— в играх на развитие мелкой моторики;

— в театрализованной деятельности;

Также я хотела бы остановиться на использовании детского фольклора в играх с детьми, так как игра является основным видом деятельности детей. Игры дают мне возможность сделать процесс воспитания детей интересным, радостным. Дети в игре обретают хороший настрой, бодрость, радость от общения со сверстниками, а это усиливает их способности в дальнейшем радоваться жизни, приводит к укреплению здоровья и лучшему духовному развитию.

Самые любимые игры для детей – это подвижные игры. Игры, в основе которых часто бывают простейшие попевочки – это народные подвижные игры. Дети в таких играх показывают быстроту движений, ловкость, сообразительность. Так, например, в игре «Стадо» мы используем закличку:

Травка мягкая, роса гладкая,

Очень нравятся детям игры, требующие творчества, фантазии, выдержки (например, игра «Молчанка» в которой дети, проговорив последнее слово, должны замолчать, а ведущий старается развеселить играющих движениями, смешными словами и потешками). В игре мы используем попевочку:

Дети любят играть в такие игры, так как в них они самореализовываются, показывают себя. А для меня такие игры ценны еще и тем, что позволяют развивать речь детей.

Следующий вид игр, в которых я использую детский фольклор — игры на развитие мелкой моторики. В таких играх выполняем такие движения:

Поочередное пригибание пальцев к ладони сначала с помощью, а затем – и без помощи другой руки.

Разведение пальцев и их сведение.

Сжимание пальцев в кулак и разжимание.

Помахивание кистями – сверху вниз.

Помахивание кистями к себе и от себя.

Вращение кистей – «фонарики».

Вместе с движениями произносим слова:

У бабы Фроси пяток внучат,

У бабы Фроси пяток внучат,

(Показывают сначала одну руку с растопыренными пальцами, потом – другую).

(Вспеснуть руками, а затем, схватившись за голову, покачать ею).

(Пригибают пальчики к ладони, начиная с мизинца. Можно поочередно шевелить пальчиками, начиная с мизинца, что будет потруднее).

Помимо потешек, прибауток, развивающих мелкую моторику и руку детей, я учу их на материале фольклора с помощью игры и разнообразным выразительным движениям. Например, дети с удовольствием показывают, как неуклюже ходит медведь, мягко крадется лиса, как музыканты играют на музыкальных инструментах и т. д. Свой показ дети сопровождают выразительными пантомическими движениями, яркой мимикой и жестами. Так, при проговаривании и обыгрывании потешки

дети бегут, как лиса, любуясь своим хвостом, в конце присаживаются.

Большое место в работе отвожу шутке, веселью. Для этого применяю докучные сказочки, дразнилки, шутливые диалоги. Например, такой диалог:

Планируя игры, детский фольклор подбираю разнообразный не только по жанрам, но и по тематике (это и времена года, и птицы, и животные, и трудовые процессы).

Детский фольклор использую и для развития навыков выразительной речи детей. Тут-то в помощь мне приходят скороговорки:

Свой опыт, полученный в играх, дети реализуют в театрализованной деятельности, где используем с детьми инсценировки разных видов. Например, дети в игре проговаривая прибаутки, потешки передают их содержание с помощью пластических движений тела, жеста и лишь показывают то, о чем идет речь. Такая инсценировка – это целая живая картина

Мышкам глупеньким подмигивает.

В процессе работы я выяснила, что детям фольклор близок и интересен. А мы, педагоги, должны им помочь, приобщаясь к фольклору, играть и играть, набираться ума-разума, становиться добрее, понимать шутку, юмор, радоваться, а заодно, с помощью детского фольклора приобщать детей к русской национальной культуре, что так важно на сегодняшний день.

Фольклор как средство развития речи детей дошкольного возраста Для того чтобы речь детей была не только правильной, точной, живой, выразительной, но дети чувствовали красоту родного языка и умели пользоваться.

Фольклор как средство развития речевой активности детей дошкольного возраста Р. К. Чугунекова >К. Д. Ушинский Великий педагог К. Д. Ушинский считал: Белгородский игровой фольклор как средство развития музыкальных способностей детей во внеурочное время Сегодня возрождение духовных ценностей является приоритетной задачей нашего государства, и приобщение будущего поколения к народной культуре.

Детский труд на прогулке как средство экологического воспитания Выступление на методическом объединении По теме: «Детский труд на прогулке как средство экологического воспитания.» Выполнила: воспитатель.

Как решаются задачи эстетического воспитания в музыкальной деятельности детей Эстетическое воспитание в детском саду в процессе музыкальной деятельности осуществляется в процессе ознакомления детей с природой, разными.

Игры как средство эколого-эстетического воспитания Дошкольное детство – начальный этап формирования личности человека, его ценностной ориентации в окружающем мире. В этот период закладывается.

Консультация для педагогов «Как объяснить родителям пользу эстетического воспитания» В семье необходимо уделять внимание эстетическому воспитанию ребенка, формированию его эстетических потребностей и вкусов. В работе с родителями.

Фольклор как средство развития словаря детей Детский сад – начальная ступень в развитии человека. Это период активного творческого развития ребенка в целом, когда развиваются и совершенствуются.

Рекомендации для родителей-детский фольклор, как средство развития речи Рекомендации для родителей -детский фольклор, как средство развития речи. Игры в ладошки с речевым сопровождением стали сегодня характерным.

Русский фольклор как средство развития звуковой культуры речи дошкольников Умение правильно использовать нормы устного и письменного языка, умение грамотно применять выразительные языковые средства в разных условиях.

источник

Художественно-эстетическое воспитание детей̆ дошкольного возраста средствами народного фольклора
статья на тему

Художественно-эстетическое воспитание детей ̆ дошкольного возраста средствами народного фольклора

«Художественно-эстетическое воспитание детей дошкольного возраста средствами народного фольклора».

Нельзя быть равнодушным к истокам – Национальной культуре, особенно к русской культуре, пребывающей в некоторой степени в кризисе.

Мы забыли свою культуру. И что обидно, ведь любой другой народ нашей страны знает и бережно хранит свои национальные песни, танцы, а такая как русская, – нет. А мы знаем, что через культуру воспитывается эстетическое восприятие. Через музыку, песни, художественное слово ребёнок в возрасте от 2 до 7 лет жадно познаёт всё многообразие окружающего мира, учится любить его, обогащается радостными, яркими впечатлениями.

Праздники и развлечения радуют малышей, создают у них приподнятое настроение. Музыка, песни, художественное слово (потешки, сказки, стихи) – самые доступные и эффективные средства эстетического развития маленьких детей. Кроме того, они воспитывают у малышей чувство товарищества, любовь к природе и родной земле. Различные виды художественной деятельности, основа которых – народное творчество, – одно из главных условий полноценного эстетического воспитания и развития художественно-творческих способностей детей. Знакомясь с народным искусством, они учатся понимать прекрасное, усваивают эталоны красоты (словесные, музыкальные, изобразительные). Так, слушая фольклорную сказку, получают представления о добре и зле, слушая музыкальное произведение, учатся понимать и эмоционально реагировать на содержание.

Детский фольклор – это ценное средство в воспитании ребёнка. Чтобы открыть перед ним дверь в этот мир, надо развивать у него способности, и эмоциональную отзывчивость. Часто используйте народный фольклор как на занятиях, так и в повседневной работе с детьми: в играх, когда обыгрываю игрушку, например, берем игрушку кошечки и читаем малышам потешку:

Станут котю в гости звать,

Используйте потешки и на прогулках, при определённых явлениях погоды (когда идёт дождь или светит солнце, дует ветер или наблюдаем радугу).

«Радуга-дуга не давай дождя,

Используйте скороговорки при закреплении определённых звуков:

От топыта копыт пыль по полю летит.

«Мышонок да мышь: Ты всё шуршишь — не спишь».

Шапка да шубка – вот и весь мишутка.

Баран — буян залез в бурьян.

У Сени и Сани в сетях сом с усами.

На возу коза. Под возом лоза.

Дети с удовольствием слушают прибаутки, потешки, заклички. Обыгрывайте действия с куклой (укладываем спать, моем перед едой руки и т.д.), пойте колыбельные песенки, читайте потешку «Водичка, водичка. ». Использую мирилки:

В наше время, время хитов, невольно задумываешься о том, чему учатся наши дети, какую они слышат речь, современный сленг и хочется научить их слушать и слышать нашу народную речь через потешки, русские народные сказки, слушать русские песенки, знакомить их с русскими праздниками. Детский фольклор – это особенная область народного творчества. Она включает целую систему поэтических и музыкально-поэтических жанров фольклора. В течение многих веков прибаутки, потешки, приговорки любовно и мудро поучают ребёнка, приобщают его к высокой моральной культуре своего народа.

Материалы из опыта работы.

Предлагаемая мною программа. «Знакомство детей младшего дошкольного возраста с хохломской росписью» — одно из педагогических условий р.

Художественно-эстетическое воспитание детей дошкольного возраста средствами народного фольклора.

Соприкосновение с народными и православными традициями, участие в народных праздниках, духовно обогащают ребенка, воспитывают гордость за свой народ, поддерживают интерес к его истории и культуре.

Духовно-нравственное воспитание детей дошкольног возраста средствами народной игры.

Духовно-нравственное воспитание как неотъемлемая часть всестороннего воспитания ребёнка.

Презентация проекта » Воспитание детей средствами народной культуры и традициями&quot.

источник