Духовно нравственное воспитание по средствам русской народной сказки

Самообразование «Воспитание духовно-нравственных качеств детей младшего возраста посредством русских народных сказок»

Чернеева Татьяна
Самообразование «Воспитание духовно-нравственных качеств детей младшего возраста посредством русских народных сказок»

«Сказка — это зёрнышко, из которого прорастает эмоциональная оценка ребёнком жизненных явлений».

В. А. Сухомлинский писал: «Дорогой друг, молодой воспитатель, если вы хотите, чтобы воспитанник ваш стал умным, любознательным, сообразительным, если у вас есть цель утвердить в его душе чувствительность к тончайшим оттенкам мысли и чувств других людей, — воспитывайте его ум красотой слова, мысли, а красота родного слова, его волшебная сила раскрывается, прежде всего, в сказке. Сказка – это колыбель мысли, сумейте поставить воспитание ребенка так, чтобы он всю жизнь сохранил волнующие воспоминания об этой колыбели. Красота родного слова – его эмоциональные краски и оттенки – доходит до ребенка, трогает его, пробуждает чувство собственного достоинства, когда сердце касается сердца, ум – ума. Поэтическое звучание родного слова становится музыкой для ребенка, когда он сам берет в руки инструмент, сам творит музыку, видит, чувствует, как его музыка влияет на других людей».

Сказка входит в жизнь ребенка с самого раннего возраста, сопровождает его на протяжении всего дошкольного детства и остается с ним на всю жизнь. Со сказки начинается его знакомство с миром литературы, с миром человеческих взаимоотношений и всем окружающим миром. Сказка является одним из самых доступных средств для духовно – нравственного развития ребёнка, которое во все времена использовали и педагоги, и родители. Благодаря сказке ребёнок познает мир не только умом, но и сердцем. И нетолько познает и выражает своё собственное отношение к добру и злу.

Цель сказки — не только развлечение, но и извлечение урока. Поэтому нужно понять «намёк» сказки и правильно донести её смысл до маленьких слушателей. Сказка прочно вошла в детский быт. По своей сущности она вполне отвечает природе маленького ребёнка, близка его мышлению, представлению. Сказки помогают детям разобраться, что хорошо, а что плохо, отличить добро и зло. Из сказки дети получают информацию о моральных устоях и культурных ценностях общества. Расширяют кругозор, развивают речь, фантазию, воображение. Сказки развивают в детях нравственные качества, доброту, щедрость, трудолюбие, правдивость. Важно научить дошкольника общаться, взаимодействовать с окружающими. Но есть такие явления, понятия, которые очень трудно осознать ребёнку дошкольного возраста. Малыши нуждаются в ярких, интересных событиях для построения качественного обучения и воспитания. Тут и приходит на помощь сказка, которая помогает обучать и воспитывать ребёнка так, чтобы он об этом даже и не догадывался.

Формирование нравственных понятий – это очень сложный и длительный процесс. Он требует постоянных усилий педагога, систематической и планомерной работы по формированию чувств и сознания детей.

В настоящее время мы все чаще наблюдаем примеры детской жестокости, агрессивности по отношению друг другу, по отношению к близким людям. Под влиянием далеко не нравственных мультфильмов у детей искажены представления о нравственных качествах: о доброте, милосердии, справедливости. С рождения ребенок нацелен на идеал хорошего, поэтому считаю, что уже с младшего дошкольного возраста необходимо показать малышу нравственную суть каждого поступка.

Зная возрастные особенности детей 5-го года жизни, я заметили, что не все дети умеют общаться друг с другом, некоторые проявляют склонность к враждебности, нежелание делиться игрушками, помочь товарищу в трудной ситуации. У детей слабо развиты навыки сочувствия, сопереживания. А именно с раннего возраста идёт формирование и развитие нравственных качеств человека.

Для решения данной проблемы я выбрали работу по ознакомлению детей с русскими народными сказками, так как считаю, что сказки прочно вошли в детский быт малыша, и по своей сущности сказка вполне отвечает природе маленького ребёнка; близка его мышлению, представлению.

С помощью сказки мы воспитываем у детей:

Волю — сложное и многогранное качество личности.

Веру в себя — умение противостоять неудачам.

Смелость — самообладание, бесстрашие, умение вести себя достойно в критических ситуациях.

Трудолюбие — нежелание сидеть без дела, стремление к полезному труду.

Настойчивость — терпение и выдержку при достижении цели.

Обязательность — умение держать слово.

Оптимизм — веру в успех, увлечённость, душевный подъем.

Целеустремлённость — умение определять цель и настойчиво добиваться её достижения.

Сказка преподаёт урок нравственности, учит хорошим человеческим качествам, но делает это без скучных наставлений, просто показывает, что может произойти, если человек поступает плохо, не по совести.

С помощью сказки мы развиваем у ребёнка:

умение сравнивать, сопоставлять;

Исходя из этого поставила перед собой цель:

Раскрыть сущность патриотического воспитания через сказки, литературное наследие В. А. Сухомлинского. Создать условия, способствующие формированию нравственных качеств: доброта, гуманность, патриотизм, готовность помогать близким и нуждающимся в помощи.

Для достижения цели определила, следующие задачи:

Побуждать у детей интерес к сказкам.

Создать необходимые условия для знакомства детей с русскими народными сказками и авторскими (В. Сухомлинского, К Чуковского).

Формировать представление о добре и зле, показать красоту добрых поступков и их необходимость в жизни людей.

Развивать умение думать, сравнивать, анализировать поступки сказочных героев, учить давать оценку поведению своему и других.

Помочь родителям понять ценность сказки, её особую роль в воспитании ребёнка.

Виды сказок:

1. Дидактические (в форме учебного задания)

2. Медитативные (для снятия психоэмоционального напряжения, дети рисуют, сочиняют, играют, лежат на коврике и мечтают-воображают («колдуют»).

3. Психотерапевтические (для лечения души, с образом главного героя «Я», доброго волшебника,дети рисуют иллюстрации,ставят спектакли.

4. Психокоррекционные (для мягкого влияния на поведение ребёнка, читаем проблемную сказку не обсуждая, даём возможность побыть ребёнку наедине с самим собой и подумать. («Как Сергей научился жалеть», «Седой волосок» В. Сухомлинский).

5. Художественные (авторские истории, мудрые древние сказки).

Народные (с идеями добра и зла, терпения, стремления к лучшему);

Сказки о животных;

Бытовые сказки;

Волшебные сказки.

Для того, чтобы детям было интересно использую метод фантазирования и приёмы:

Нахождение ласковых, сказочных, красивых, грустных слов в сказке;

Придумывание разных слов (длинных, смешных);

Методы по ознакомлению дошкольников со сказкой:

• Самый распространённый метод ознакомления со сказкой – чтение воспитателя, т. е. дословная передача текста. Сказки, которые невелики по объёму, я рассказываю детям наизусть, потому что при этом достигается наилучший контакт с детьми. Большую же часть произведений читаю по книге. Бережное обращение с книгой в момент чтения является примером для детей.

• Следующий метод – рассказывание, т. е. более свободная передача текста.

При рассказывании допускаются сокращение текста, перестановка слов, включение пояснений и так далее. Главное в передаче рассказчика – выразительно рассказывать, чтобы дети заслушивались. Для закрепления знаний полезны такие методы, как дидактические игры на материале знакомых сказок, литературные викторины. Примерами дидактических игр могут служить игры “Отгадай мою сказку”, “Один начинает – другой продолжает”, “Откуда я?” (описание героев) и другие.

Приёмы формирования восприятия сказки:

Выразительность чтения. Главное выразительно прочитать, чтобы дети заслушивались. Выразительность достигается разнообразием интонаций, мимикой, иногда жестом, намёком на движение. Все эти приёмы направлены на то, чтобы дети представили себе живой образ.

Следующий приём – повторность чтения. Небольшую сказку, которая вызвала интерес детей, целесообразно повторить. Из большой сказки повторно можно зачитать отрывки, наиболее значимые и яркие. Повторное чтение и рассказывание возможно сочетать с рисованием и лепкой. Художественное слово помогает ребёнку создавать зрительные образы, которые потом воссоздают дети.

Один из приёмов, способствующих лучшему усвоению текста, – выборочное чтение (отрывков, песенок, концовок).Можно задать ряд вопросов (Из какой сказки этот отрывок? Из рассказа или сказки этот отрывок? Чем закончилась эта сказка? Если после первого чтения сказка уже понята детьми, воспитатель может использовать ряд дополнительных приёмов, которые усилят эмоциональное воздействие – показ игрушки, иллюстрации, картинки, элементы инсценирования, движения пальцами, руками.

Драматизация является одной из форм активного восприятия сказки. В ней ребёнок выполняет роль сказочного персонажа. Привлечением детей к участию в драматизации. Драматизация способствует воспитанию таких черт характера, как смелость, уверенность в своих силах, самостоятельность, артистичность.

Можно использовать словесные приёмы. Зачастую детям бывают непонятны некоторые слова или выражения. В таких случаях надо давать им возможность понять новое слово, строить фразы путём осмысления ситуации. Как правило, не следует прерывать чтение объяснением отдельных слов и выражений, так как это нарушает восприятие произведения. Это можно сделать до чтения. Широко распространённым приёмом, усиливающим воздействие текста и способствующим лучшему его пониманию, является рассматривание иллюстраций в книге. Иллюстрации показывают детям в той последовательности, в которой они размещены в сказке, но после чтения. Следующий приём – беседа по сказке. Это комплексный приём, часто включающий в себя целый ряд простых приёмов – словесных и наглядных.

Различаются вводная (предварительная)беседа до чтения и краткая (заключительная) беседа после чтения. Во время заключительной беседы важно акцентировать внимание детей на моральных качествах героев, на мотивах их поступков. В беседах должны преобладать такие вопросы, ответ на которые требовал бы мотивации оценок.

Этапы работы со сказкой

• Знакомство детей со сказкой – чтение, рассказывание, беседы по содержанию, рассматривание иллюстраций – с целью развития эмоционального отношения к действиям и героям сказки.

• Эмоциональное восприятие сказки детьми – пересказ детьми содержания сказки, настольный театр, подвижные игры с персонажами сказок – с целью закрепления содержания сказок. Данные формы работы над сказкой позволяют узнать, как дети поняли суть сказки.

• Художественная деятельность – отношение к герою сказки в лепке, рисовании, аппликации, конструировании – позволяют детям выразить своё отношение к героям сказки, воплотить свои переживания, развивают навыки сопереживания, сочувствия, к судьбе и поступкам героев сказки.

• Подготовка к самостоятельной деятельности – разыгрывание сюжетов из сказок, театрализованные игры, драматизация сказок, творческая игра с использованием персонажей, сюжетов из сказок – метод превращения детей в героев сказок способствует не только развитию симпатии, но и пониманию нравственных уроков сказки, умению оценивать поступки не только героев сказки, но и окружающих людей.

Образовательный процесс можно осуществлять:

В ходе непосредственно образовательной деятельности;

В процессе совместной деятельности педагога с детьми;

При организации самостоятельной детской деятельности.

Реализация программы по самообразованию осуществляется по двум направлениям:

1. Совместная деятельность с детьми.

2. Взаимодействие с родителями.

Этапы работы: I этап- теоретический:

определение целей и задач;

подбор народных сказок;

подбор методической литературы, произведений В. А. Сухомлинского;

составление перспективного плана мероприятий;

проведение предварительной работы с родителями;

подведение итогов, анализ ожидаемого результата.

познакомить детей с произведениями В. А. Сухомлинского;

формировать умения понимать главную идею произведения, оценивать поступки героев;

обогащать и активизировать словарный запас;

развивать интерес к сказкам ;

развивать творческие способности детей;

развивать психические процессы (внимание, память, мышление, представление)

воспитывать навыки взаимодействия и сотрудничества;

воспитывать активность и самостоятельность;

создать развивающую среду по данной теме.

Формы и методы работы с родителями:

1. Проведение родительских собраний.

2. Индивидуальных консультации и беседы с родителями.

3. Оформление уголка для родителей на тему: «Роль сказки в духовно- нравственном воспитании дошкольников».

4. Участие родителей в развлечениях и утренниках.

Перспективный план по самообразованию на 2017-2018год.

Тема: «Воспитание духовно-нравственных качеств детей младшего возраста посредством русских народных сказок»

1. Подбор материала необходимого для работы с детьми и родителями на тему: «Сказка как средство духовно- нравственного воспитания»: постановка целей и задач по данной теме.

2. Консультация для родителей: «Как подружить ребёнка с книгой».

1. Изучение темы: «Роль сказки в развитии речи детей».

-Чтение детям и пересказ сказки: «Волк и семеро козлят», рассматривание иллюстрации.

-Консультация для родителей: «Роль сказок в развитии детей», «Учите детей любить книгу».

-Чтение сказки К. Чуковского «Телефон»

2. Пополнение библиотеки группы новыми красочными книгами с русскими народными сказками, дисками.

1. Создание картотеки сказок для работы с детьми.

Пересказ сказки детьми «Пузырь, Соломинка и Лапоть»

— Чтение сказок: «Семь дочерей», «Большое и маленькое» В. Сухомлинский.

-Дидактическая игра: «Угадай сказку».

Консультация: «Роль художественной литературы в развитии речи детей дошкольного возраста».

3. День матери «Маму очень я люблю», организация конкурса для мам.

1. Изучение темы: «Использование сказок в работе с детьми.

-Чтение русской народной сказки «Лисичка-сестричка и волк»

-Чтение сказки «Кому же идти за дровами?» В. Сухомлинский.

-Чтение сказки «Сказка о гусыне» В. Сухомлинского

— Дидактическая игра: «Угадай, из какой сказки прочитан отрывок

-Настольно – печатные игры по мотивам сказок (разрезные картинки, лото).

-В уголке для родителей поместить рублику советов и пожеланий по поводу того, как организовать чтение ребенка в домашних условиях. Темы: «Личная библиотека вашего ребенка», «Как и когда рассказывать сказки».

2. Выставка работ (дети и родители) «Любимые сказки».

3. Итоговое комплексное занятие «В гостях у сказок»

1. Изучение темы: «Сказка как средство духовно – нравственного развития личности ребёнка».

-Чтение русской народной сказки «Зимовье»

-Чтение сказки «Как зайчик зимой при месяце грелся» В Сухомлинский.

-Чтение детям сказки: «Три медведя».

-Консультация для родителей: «Сказкотерапия, как воспитательная система,органичная внутренней среде человека».

-Беседа индивидуальная с родителями ребёнка на тему: «Как подружить ребёнка с книгой» — о пользе домашнего чтения.

1. Изучение темы «Роль сказки в воспитании детей».

-Чтение сказки В А. Сухомлинского «Карасик в аквариуме»

-Мини-викторина по сказкам К. Чуковского.

-Чтение сказки «Федорино горе» К. Чуковского

-Консультация для родителей: «Воспитание трудолюбия, послушания и ответственности через сказку».

2. Рассказывание сказки с новой концовкой: «Волк и семеро козлят».

1. Изучение темы: «Влияние сказок на психику ребёнка».

-Чтение сказки «Как ежиха приласкала своих деток» В. А. Сухомлинский.

-Чтение сказки «Петушок и бобовое зёрнышко».

-Мини-викторина «Русские сказки»

-Дидактическая игра: «Из какой сказки герой».

-Приобрести в группу раскраски по народным сказкам.

-Консультация для родителей: «Как выбрать полезную сказку для малыша».

-В уголке для родителей поместить книжку – раскладку: «О чем и как беседовать с детьми после чтения».

1. Изучение темы «Театрализация сказок как средство духовно- нравственного воспитания детей».

-Учить детей обыгрывать знакомые сказки.

2. Добавить материал в театральный уголок.

1. Самоанализ плана по самообразованию.

-Продолжать учить детей обыгрывать знакомые сказки.

-итоговое родительское собрание «Какая прелесть – эти сказки» .

2. Выставка работ детей и родителей: «Наши любимые сказки».

При составлении плана по самообразованию в своей работе я использовала следующую литературу:

1. В А. Сухомлинский «Сердце отдаю детям»

2. Сборник научно – методических статей. Орёл 2015г. Под редакцией О. В Бережнова

3. Ильин И.: «Духовный мир сказки».

4. Зинкевич – Евстигнеева: «Практикум по сказкотерапии».

5. Э. И Иванова: «Расскажи мне сказку». Литературные сказки для детей. Просвещение 2001г.

Отчет по самообразованию «Воспитание нравственных качеств детей дошкольного возраста посредством русских народных сказок»

В 2017 — 2018 учебном году я взяла тему по самообразованию «Воспитание нравственных качеств детей дошкольного возраста посредством русских народных сказок».

В настоящее время мы все чаще наблюдаем примеры детской жестокости, агрессивности по отношению друг к другу, по отношению к близким людям. Под влиянием далеко не нравственных мультфильмов, у детей искажены представления о нравственных качествах: доброте, милосердии, справедливости.

По наблюдениям за деятельностью воспитанников группы, я заметила, что не все дети умеют общаться друг с другом, некоторые проявляют склонность к враждебности, нежеланию делиться игрушками, помочь товарищу в трудной ситуации. У детей слабо развиты навыки сочувствия, сопереживания. А именно с раннего возраста идет формирование и развитие нравственных качеств человека. Для решения данной проблемы я выбрала русские народные сказки, которые близки мышлению и представлениям ребёнка.

Дошкольное детство – небольшой отрезок в жизни человека. Но за это время ребенок приобретает значительно больше, чем за всю последующую жизнь, поэтому не нужно забывать, что в нравственном воспитании главное та атмосфера, в которой живет ребенок. Известно, что дети взрослеют незаметно, поэтому так важна сказка рассказанная малышу. Сказка не дает прямых наставлений детям – «Слушайся родителей, уважай старших», «Не уходи из дома без разрешения», но в ее содержании всегда заложен урок, который они постепенно воспринимают, многократно возвращаясь к тексту сказки. В простой детской сказке содержится все самое нужное, самое главное в жизни, живое как сама жизнь.

Таким образом, я поставила перед собой следующую цель: повысить свой теоретический, научно – методический уровень, профессиональное мастерство и компетентность.

А для достижения цели определила следующие задачи:

1. Повысить собственный уровень знаний путём:

— прохождения курсов повышения квалификации;

— изучения учебной, справочной и научно – методической литературы по данной теме;

самообразования.

2. Систематизировать работу по данной теме, используя новые информационные технологии (мультимедийное оборудование, работа на сайте ДОУ и др.)

3. Способствовать освоению и применению в профессиональной деятельности техник взаимодействия с семьёй в вопросах приобщения детей среднего дошкольного возраста к детской литературе.

Приступая к работе по данной теме, я использовала следующую литературу:

Антипина А. Е. Театрализованная деятельность в детском саду. – М., 2009.

Шиян О. Я. Развитие творческого мышления. Работаем по сказке. – М.: Мозаика – Синтез, 2013.

Важнейшим условием успешной реализации подхода является создание среды.

В группе создан «Книжный уголок», который знакомит детей с русскими народными сказками, иллюстрациями к ним разных художников, также есть «Уголок ряженья», в котором имеются маски и костюмы для самостоятельной игры.

Изучение темы начала с подбора русских народных сказок: «Зимовье зверей», «Волк и семеро козлят», «Заюшкина избушка», «Гуси – лебеди», «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка», «Лиса и тетерев», «Лисичка – сестричка и серый волк», «Мороз – Иванович», «Царевна – лягушка», «Мужик и медведь», «Бобовое зёрнышко», «Теремок».

В январе разработала конспект НОД с детьми: Рассказывание сказки «Заюшкина избушка».

В течение года было организовано чтение русских народных сказок с рассматриванием иллюстраций и обсуждением поступков героев. Это воспитывает интерес к русским народным сказкам, учит сопоставлять иллюстрации с фрагментами сказки. Самый распространенный метод – это чтение сказки воспитателем. Старалась детям читать выразительно, заворожительно, меняя интонацию голоса. Дети слушали меня с интересом, внимательно, переживали за героев сказки. Во время чтения книг учила детей аккуратности и бережному обращению с книгой.

Также в течение года проводились дидактические игры на материале известных детям сказок. Дети учились пересказывать фрагменты сказки, закрепляли их названия.

В апреле была проведена литературная викторина «Что за прелесть эти сказкиВ ходе викторины обобщили знания по русским народным сказкам.

В феврале было организовано инсценирование русской народной сказки «Заюшкина избушка» перед детьми второй младшей группы.

В январе в группе был организован конкурс детских рисунков «Мой любимый сказочный герой».

Также не маловажное значение имеет и работа с родителями. В течение года были проведены консультации: «Воспитание сказкой», «Роль сказки в жизни детей», «Как и когда рассказывать сказки». Очень интересно прошёл конкурс совместного творчества родителей и детей «Герои сказок».

В конце апреля была проведена итоговая диагностика уровня развития дошкольников. В ходе диагностики дети показали высокие результаты.

В мае проведена работа над отчётом о проделанной работе.

Я считаю, что в результате проделанной работы есть положительные результаты:

— дети научились понимать смысл сказок;

— отличать добро от зла, хорошо или плохо, можно или нельзя;

— произошло взаимопонимание, благодаря совместной работе детей и родителей;

— Улучшилось взаимопонимание с родителями, они начали принимать участие в праздниках, выставках, родительские собрания стали проходить в более теплой обстановке.

Ценность сказок заключается в их влиянии на всестороннее развитие ребенка, а в особенности на нравственное воспитание.

Сказки внушают уверенность в торжестве правды, победе добра над злом. Чтобы ребенок выроc хорошим человеком, с ним необходимо работать, начиная с раннего возраста. Сказки помогают возрождать в людях духовность, милосердие, гуманность.

Из всего этого следует: нравственное воспитание возможно через все виды сказок, т. к. нравственность изначально заложена в их сюжете.

На следующий год я решила продолжить работу по самообразованию по данной теме.

Воспитание духовно-нравственных качеств личности детей дошкольного возраста в процессе взаимодействия ДОУ и семьи «Воспитание духовно-нравственных качеств личности детей дошкольного возраста в процессе взаимодействия ДОУ и семьи» Воспитатель Буланова.

Воспитание духовно-нравственных качеств у младших школьников «Конечная цель разумного воспитания детей заключается в постепенном образовании в ребенке ясного понимания вещей окружающего мира. Затем.

Воспитание нравственных качеств детей дошкольного возраста посредством русских народных сказок «Сказки – блестящее, лучшее в мире золото, то золото, что блестит огоньками в детских глазах, звенит смехом из детских уст и уст родителей».

Духовно-нравственное воспитание дошкольников через восприятие русских народных сказок Сказка входит в жизнь ребенка с самого раннего возраста, сопровождает на протяжении всего дошкольного детства и остается с ним на всю жизнь.

Духовно-нравственное воспитание детей младшего дошкольного возраста посредством ознакомления с художественной литературой 1. Столетиями передавались из поколения в поколение тексты «материнского» фольклора, колыбельные песни. Ритм колыбельной песни обычно соотнесен.

Консультация для воспитателей «Развитие нравственных качеств дошкольников посредством народных игр» РАЗВИТИЕ НРАВСТВЕННЫХ КАЧЕСТВ ДОШКОЛЬНИКОВ ПОСРЕДСТВОМ НАРОДНЫХ ИГР. «Маленькие дети…играют, как птица поет». Н. К. Крупская. Нравственное.

Мастер — класс «Воспитание нравственных качеств у детей дошкольного возраста через поэзию» 2018 год. Цель: передача опыта использования поэзии в воспитании нравственных качеств у детей дошкольного возраста. Задачи: 1. Дать элементарные.

Проект «Нравственно-патриотическое воспитание на основе русских народных сказок» Проект: долгосрочный – 1год, творческий Цель проекта: Воспитывать у детей любовь к Родине посредством сказок, приобщение детей к общечеловеческим.

источник

Маргарита Хахалева
Проект «Сказка, как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников»

Представляю вашему вниманию проект-презентацию практических достижений по теме «Сказка, как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников«.

Условия формирования личного вклада.

Русская педагогика еще более ста лет назад отзывалась о сказках не только как о воспитательном и образовательном материале, но и как о педагогическом средстве, методе. Сказки представляют богатый материал для нравственного воспитания детей. Недаром они составляют часть текстов, на которых дети постигают многообразие мира.

Великий русский педагог Константин Дмитриевич Ушинский был о сказках настолько высокого мнения, что включил их в свою педагогическую систему, считая, что простота и непосредственность народного творчества соответствуют таким же свойствам детской психологии.

Сухомлинский Василий Александрович теоретически обосновал и подтвердил практикой, что «сказка неотделима от красоты, способствует развитию эстетических чувств, без которых немыслимо благородство души, сердечная чуткость к человеческому несчастью, горю, страданию. Благодаря сказке ребенок познает мир не только умом, но и сердцем». По его мнению, сказка благодатный и ничем не заменимый источник воспитания любви к Родине. Сложная картина жизни представляется детям в сказке в виде простой, наглядной схемы борющихся принципов, руководствуясь которой легче разобраться в самой действительности.

Актуальность, выбранной мною темы вижу в следующем: в настоящее время сказка, как и многие другие ценности традиционной культуры, заметно утратила свое предназначение. А ведь именно сказка играет важную роль в духовном обогащении дошкольников, способствует закладке этических и эстетических чувств. В то же время сказка — это среда для развития эмоционально-нравственного опыта ребенка, помогающая не только представлять последствия своих поступков, но и переживать их смысл для себя и окружающих.

Сказка входит в жизнь ребенка с самого раннего возраста, сопровождает на протяжении всего дошкольного детства и остается с ним на всю жизнь. Со сказки начинается его знакомство с миром литературы, с миром человеческих взаимоотношений и окружающим миром в целом.

Сказки не только расширяют представления ребенка, обогащают его знания о действительности, главное — они вводят его в особый, исключительный мир чувств, глубоких переживаний и эмоциональных открытий.

Патриотическая идея сказки — в глубине ее содержания, созданные народом сказочные образы, живущие тысячелетия, доносят к сердцу и уму ребенка могучий творческий дух трудового народа, его взгляды на жизнь, идеалы, стремления. Сказка воспитывает любовь к родной земле уже потому, что она — творение народа. Кажется, что сказка построена на чисто “бытовом” сюжете: дедушка и бабушка посадили репку, дедушка решил обмануть волка, сделал соломенного бычка, но каждое слово этой сказки — как тончайший штрих на бессмертной фреске, в каждом слове, в каждом образе — игра творческих сил народного духа. Сказка — это духовные богатства народной культуры, познавая которые, ребенок познает сердцем родной народ.

Цель: Создатьоптимальныеусловиядляформированиядуховно- нравственногоразвитиядетейдошкольноговозрастачерезсказку

1. Развивать у детей любовь к театральной деятельности и сказке.

2. Формировать умения называть сказочные произведения, их авторов, тексты, персонажей.

3. Воспитывать у детей отзывчивость, общительность, дружелюбие, навыки доброжелательного, внимательного, заботливого поведения.

4 Развивать способность детей использовать различные средства выразительности.

5 Содействовать развитию мотивационной сферы: формированию самостоятельно выбирать сказку, вживаться в свою роль.

Ведущая педагогическая идея

Воспитание чувств ребенка с первых лет жизни является важной педагогической задачей. Ведущая педагогическая идея моего исследования состоит в том, чтобы посеять и взрастить в детской душе семена любви к родной природе, родному дому и семье, к истории и культуре страны.

Ребенок не рождается злым или добрым, нравственным или безнравственным. То, какие нравственные качества разовьются у ребенка, зависит, прежде всего, от родителей, педагогов и окружающих его взрослых, от того, как они его воспитают, какими впечатлениями обогатят.

Я считаю, что сказка, доступна пониманию дошкольника. Сказка является незаменимым инструментом формирования нравственно здоровой личности ребенка, помогает понять на доступном ему языке красоту окружающего мира.

Изучив специальную литературу, я пришла к выводу, что специальных методических рекомендаций по использованию сказки с целью формирования нравственных качеств дошкольника в педагогической и психологической литературе недостаточно. Таким образом, был создан Проект «В гостях у сказки».Цель проекта:приобщать детей к высокохудожественной литературе, формировать у них запас литературных художественных впечатлений, прививать интерес к театральной деятельности, раскрывать ценности совместного творчества детей и их родителей.

-Знакомить с различными видами сказочных произведений, -учить узнавать персонажи сказок, знать название и автора, —пересказывать содержание,

-совершенствовать навыки самостоятельно выбирать сказку для постановки,

-Развивать творческую самостоятельность и эстетический вкус дошкольников в организации театрализованных игр, в создании и передаче образов, отчетливость произношения, традиции семейного чтения.

Реализация проекта разделена на три этапа –

диагностический, основной, заключительный.

• Изучить особенности поведения и взаимоотношений дошкольников с взрослыми и сверстниками, отношения к самому себе; выявить поведенческие проблемы каждого ребенка;

• Выявить понимание детьми отдельных нравственных норм и правил поведения, умения разрешать проблемные ситуации с позиции этих правил;

• Изучить особенности понимания дошкольниками проявления некоторых чувств и переживаний других людей, умения ориентироваться на эти чувства в повседневном общении и деятельности;

• Разработать на основе данных первичной диагностики развивающую программу, направленную на развитие нравственных качеств личности дошкольника.

На этом этапе работы использованы следующие методы:

3. Диагностическая методика «Сюжетные картинки»

4. Методика «Закончи историю»

*Апробация методов и приёмов работы

детей со сказкой для формирования нравственных качеств;

*Проведение промежуточной диагностики.

1. Анализ результатов работы.

В процессе использования деятельностного принципа развивающей работы, в качестве основных методов применялись драматизация отдельных сюжетов по сказкам, продуктивные методы (рисование, лепка, аппликация) на темы сказок, прослушивание музыкальных произведений, точно подобранных для сказочных сюжетов, что позволяет детям узнавать сказки, их героев. Разнообразные формы работы со сказкой (включая игровые технологии) позволяют формировать интерес к художественной литературе, воспитывать личностные качества ребенка

Коммуникация: Составление творческих рассказов: «Сочини конец сказки», «Сочини сказку про …»

-Театрализованная деятельность: Инсценировка сказок.

— Проведение сюжетно- ролевых, театрализованных, дидактических игр

-Подвижные игры, прогулки с элементами игр из сказок

-Дидактические игры «Отгадай сказку», «Из какой сказки герой, «Чей костюм»и т. д.

-Художественное творчество: — Рисование героев сказок

Организация развивающей среды:

Совместное продуктивное творчество

-участие в постановке сказки «Новогодний теремок»

-участие в фото выставках «Угощение для любимого сказочного героя»

-Выставка детского творчества. Рисунки по теме «Герои моей сказки»

— Показ-драматизация сказки «Красная шапочка на новый лад» для детей разновозрастной группы

Результативность профессиональной деятельности.

В результате поставленных задач у детей сформированы следующие знания, умения, навыки:

— знание определенных сказочных сюжетов;

— умение понимать сюжетную линию сказки;

— выделять проблему, актуализированную в сказке;

— выражать свои мысли и чувства в речи;

— умение передавать художественный образ в рисунке (иллюстрация, в словесной форме;

— умение продолжить сюжетную линию сказки, используя вербальное воображение, активный речевой запас;

— сочинение небольшой сказки на заданную или свободную тему;

— умение применить сказочный урок в свою «копилку жизненных ситуаций»;

— понимать эмоциональные состояния окружающих.

График уровня диагностики знаний детьми сказок на начало и конец года

Ю. А. Афонькина «Мониторинг качества освоения общеобразовательной программы дошкольного образования. Средняя группа»

Главное достоинство опыта я считаю, заключается в том, что посредством событий в сказке детьми усваиваются духовно – нравственные категории (добро – зло, послушание – непослушание, согласие – вражда, трудолюбие – лень, бескорыстие – жадность) ;

Результаты, которые мною достигнуты видны на графике.

В результате проделанной работы дети стали добрее, отзывчивее, внимательнее к окружающим.

Своим результатом работы я делюсь с коллегами на педсоветах, так же на всероссийском портале МААМ. ru,интернет-портал педагогических работников ns-portal.

Игровые технологии в рамках духовно-нравственного воспитания дошкольников 1. Актуальность программы определена тем, что формирование нравственного воспитания у детей происходит под воздействием объективных условий.

Устное народное творчество как средство духовно-нравственного воспитания старших дошкольников В наше время необходимо воспитать ребёнка гражданином, патриотом, знающим и любящим свою Родину. Но эта задача сегодня не может быть успешно.

Детская художественная литература как средство духовно-нравственного воспитания детей среднего дошкольного возраста Детская художественная литература как средство духовно-нравственного воспитания детей среднего дошкольного возраста (на примере БДОУ г.

Физическая культура как средство духовно-нравственного воспитания детей В последние годы проблема духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста приобрела особую значимость. Это вызвано обновлением.

Культурная практика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников Культурная практика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников Дошкольное детство – важный период в жизни ребенка, когда.

Творческий музыкально-познавательный проект «Добрые струны души» как форма духовно-нравственного воспитания дошкольников Реализация творческого музыкально – познавательного проекта «Добрые струны души» как одна из эффективных форм духовно нравственного воспитания.

Роль сказки в формировании духовно-нравственного воспитания дошкольников Роль сказки в формировании духовно-нравственного воспитания дошкольников. В настоящее время мы все чаще наблюдаем примеры детской жестокости,.

Семинар «Основы православной культуры как средство духовно-нравственного воспитания старших дошкольников» еминар: «Основы православной культуры, как средство духовно-нравственного воспитания старших дошкольников» Павлова Е. Н., зам. директора.

Экологическое образование как средство духовно-нравственного развития и воспитания дошкольника Экологическое образование как средство духовно-нравственного развития и воспитания дошкольника. Важным направлением развития ребенка в.

Эссе-размышление «Актуальность духовно-нравственного воспитания дошкольников» I. Введение. Поразительный простор для мысли открывает это короткое высказывание В. В. Путина: «Для гражданина России особенно важны моральные.

источник