Духовно нравственное развитие личности средствами народного творчества

Консультация «Народное творчество как средство развития духовно-нравственных ценностей старших дошкольников»

Анастасия Филина
Консультация «Народное творчество как средство развития духовно-нравственных ценностей старших дошкольников»

Аннотация: в статье представлена точка зрения на формирование у детей духовно-нравственных ценностей средствами народной культуры. Автор рассматривает понятие национальных нравственных ценностей, прослеживает их связь с традиционными народными ценностями и возможности их использования в условиях ДОО.

Духовно-нравственное воспитание – это основное направление становления личности ребенка с первых ступеней образования и воспитания. Все мы помним известную русскую пословицу: «Учи дитя, пока оно поперек лавки лежит». Народная мудрость говорит о необходимости привития детям с самого раннего детства основ нравственной, духовной, правильной жизни на благо своей семье и своей стране. Поэтому дошкольный возраст – важнейшее звено, когда в ребенке закладываются основные нравственные и духовные ориентиры. С этими ориентирами он дальше пойдет по жизни, с ними ему предстоит осваивать школьную программу и они станут основой его взрослой личности.

Что же может и должно стать основой духовно-нравственного воспитания ребенка? На этот вопрос достаточно точно ответил академик Д. С. Лихачев:

«Родной край, его история – это основа, на которой только и может осуществляться рост духовной культуры всего общества» [7].

В одной из своих работ академик Д. С. Лихачев отмечает, что любое общество стремится решать глобальные национальные задачи, но возможно это только при наличии общей системы нравственных ориентиров. Поэтому важная задача педагогов – воспитать носителя нравственных ориентиров, о котором говорится и в Федеральном государственном образовательном стандарте:

«Это высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укоренённый в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации» [8].

Основа нравственности любого общества – это национальные ценности, которые сохраняются в культурных, народных, семейных традициях и передаются из поколения в поколение. Духовно-нравственное воспитание маленьких граждан России основывается на знаниях дошкольников об истории своей страны, о семье, искусстве, религии, природе, о человеческих отношениях. Все это можно найти в народном творчестве, которое обладает огромным потенциалом для развития духовно-нравственных ценностей детей. Определяя базовые духовные и нравственные ценности, воплощенные в народной культуре, мы можем говорить о таких аспектах нравственного и духовного воспитания дошкольников средствами народного творчества:

— патриотические ценности: любовь к Родине, к своему народу, гордость за национальное достояние;

— семейные ценности: любовь к родителям, забота о старших, уважение к семейным традициям;

— гражданские ценности: уважение к правам других людей, соблюдение общепринятых норм в обществе;

— человеческие ценности: милосердие, добро и справедливость, уважение к людям;

— трудовые ценности: уважение к труду других людей, желание помогать взрослым;

— научные ценности: уважение к знаниям, стремление познавать что-то новое;

— культурные ценности: уважение к культуре своего народа и других народов, понимание ценности творческих произведений;

— религиозные ценности: уважение к религиозным традициям, толерантность к представителям других религий, соблюдение духовных принципов;

— природные ценности: любовь к природе, бережное отношение к окружающему миру.

Все перечисленные ценности можно найти в народном творчестве. В работе со старшими дошкольниками можно использовать многие виды народного творчества. Но одно из самых эффективных средств духовно-нравственного воспитания детей – это фольклор. По своей сути произведения фольклора – это народные законы жизни. Сказки, пословицы, поговорки были основаны на многовековом народном жизненном опыте и мудрости и передавались из поколения в поколение в своеобразной художественной форме. Существует множество жанров фольклора, многие из которых можно использовать в формировании духовных и нравственных ценностей детей дошкольного возраста.

Календарный фольклор, в который входят заговоры, приметы, заклички, является эффективным средством для формирования у детей ценностей, связанных с отношением к природе. Например, при изучении с детьми весенних примет и изменений в природе можно использовать весенние заклички. Этот жанр фольклора применим и на прогулках, и во время познавательного, речевого развития. Сколько добра, позитивного настроения и любви к природе в весенних закличках:

При знакомстве детей с подобными закличками у них формируется и любовь к природе, и уважение к труду взрослых, и понимание ценности природы для каждого человека.

Главный потенциал фольклора в том, что каждое произведение, доступное для дошкольников, является эффективным средством народной педагогики, которая близка и понятна детям. Это отмечают многие исследователи. Например, Л. В. Кокуева:

«Загадки, считалки, скороговорки, песни — неотъемлемая и наиболее органичная часть детского быта. Чтобы ребенок вырос добрым, отзывчивым, милосердным, умел творить добро и сопереживать, радоваться и от души смеяться, мы, взрослые окружаем его заботой, любовью и красотой. Неиссякаемым источником такой красоты является народное творчество. Именно оно способно разбудить в детях самые лучшие чувства, богатое воображение и фантазию» [5, с. 78].

Особые народные жанры – это детский фольклор, в который входят пестушки, потешки, колыбельные. Лиричность, добрый слог, четкая направленность на детское восприятие делают эти произведения устного народного творчества неотъемлемыми элементами воспитания в детях отзывчивости, милосердия, любви к народному искусству.

Если говорить о патриотическом воспитании детей, то в его содержание обязательно следует включить былины, стихи, героические песни. Рассказ о подвигах богатырей, о преданности наших предков своей родине следует дополнять наглядными методами. Это могут быть иллюстрации, видеопрезентации, мультипликационные фильмы. Важно обратить внимание детей на качества былинных героев: смелость, честность, преданность своей земле. Такая работа позволит и у дошкольников сформировать нравственные качества личности.

Незаменимое средство духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста – это русские народные сказки. Для воспитательной работы подходят все виды сказок: волшебные, бытовые, сказки о животных. Интересный сюжет, необычные герои, яркие характеры, захватывающие события позволяют педагогам не задумываться о поддержании интереса детей к материалу, а решать необходимые задачи. Так, при знакомстве дошкольников со сказками о животных дети узнают основные нравственные понятия: взаимовыручка, дружба, честность, добро, отзывчивость. При знакомстве с волшебными сказками стоит акцентировать внимание дошкольников на поступках героев, а также на том, чем вознаграждаются хорошие дела, как наказываются плохие поступки. Бытовые сказки можно использовать при формировании у детей семейных ценностей и правил нравственного поведения в обществе.

Таким образом, русский фольклор — это, по сути, подлинная азбука нравственности, ведь вся его сущность — это пожелание окружающим здоровья, добра и удачи.

Уникальность русского народного творчества заключается еще и в том, что дети могут не просто изучать фольклор не со стороны, а использовать его в повседневной жизни. Это касается и пословиц, и поговорок, и закличек, и песен, и хороводов. Большим потенциалом в этом направлении обладают народные игры. Это обусловлено уже тем, что игра является ведущим видом деятельности детей дошкольного возраста. При этом народная игра содержит в себе еще и огромные возможности для нравственного, духовного, патриотического воспитания подрастающего поколения. В народных играх очень много юмора, шуток, соревновательного задора. Движения всегда точны и образны, часто сопровождаются веселыми прибаутками, считалками, потешками. Но самое важное, что игры воспитывают в детях честность, ловкость, способствуют формированию у них любви к русской речи. Исследователь Л. В. Кокуева отмечает:

«Особенно детям нравятся игры, в которых проявляются такие нравственные качества как доброта, товарищество, умение уступить, умение жить в коллективе. Совместные игры — огромное удовольствие для детей, а на уроке благодаря этому создается атмосфера радостного праздника» [5, с. 80].

Многообразие форм народного творчества позволяет педагогам также разнообразить и воспитательную работу, включая в нее различные методы работы и формы организации детской деятельности.

Можно выделить основные формы приобщения детей к национальному культурному наследию, используемые в дошкольной образовательной организации:

— знакомство с малыми формами устного народного творчества (загадками, пословицами, поговорками, закличками) в познавательной деятельности, речевой деятельности, в режимных моментах, во время прогулок;

— праздничные семейные посиделки, посвященные значимым датам народного календаря;

— познавательные беседы по материалам русских народных сказок, былин, песен;

— выразительное чтение и драматизация русских народных сказок;

— проведение календарных народных праздников.

Все виды народного творчества необходимо использовать в единстве, поэтому важным условием формирования духовно-нравственного отношения дошкольников к национальному культурному наследию прошлого является знакомство детей с традициями крестьянской культуры и быта. Например, осенью в детском саду можно провести осенние посиделки. Известно, что посиделки на Руси начинались осенью сразу после уборки урожая, по вечерам. Детям особенно интересно будет нарядиться в старинные костюмы, вспомнить, как их прапрабабушки играли в игры, водили хороводы. На таких посиделках можно также и загадки загадывать, и сказки слушать. Как показывает практика, дети с большим удовольствием принимают участие в праздничных посиделках, на которых знакомятся с народными пословицами и загадками, обрядовыми песнями, частушками. Это не только замечательно тренирует их память, способствуют активному мышлению, но и формирует нравственные и духовные ценности. Ведь в известных пословицах народ всегда осуждал злобу, глупость, лень, хвастовство и восхвалял доброту, ум, находчивость, трудолюбие.

Особое внимание следует уделять подготовке и проведению народных праздников. Наши предки любили и хорошо умели веселиться. Под балалайку, под гармонь они водили хороводы, пели, плясали, затевали игры. С дошкольниками можно проводить такие праздники: «Осенины», «Святки», «Масленица». Праздник – это, как и игра, естественное состояние детской души, без него окружающий мир для ребенка становится серым, тусклым и неинтересным.

Подобная работа по духовно-нравственному развитию детей помогает педагогу формировать у дошкольников чувство любви к Родине, к русскому народу, к народному творчеству. Древние мудрецы говорили, что для абсолютного счастья человеку необходимо славное Отечество. С этим нельзя не согласиться. Самый благодарный путь к такому счастью при воспитании подрастающего поколения — возрождение забытых национальных ценностей.

Классическая музыка как средство формирования нравственных основ характера и развития образного мышления старших дошкольников МБДОУ детский сад №8 «Аленький цветочек» г. о. г. Выкса Конспект занятия по художественно-эстетическому развитию. Музыкальная деятельность.

Консультация для родителей «Устное народное творчество как средство нравственного воспитания детей» Формирование основ моральных качеств начинается ещё в дошкольном детстве. От того насколько успешно осуществляется этот процесс, во многом.

Консультация для родителей «Устное народное творчество как средство развития речи детей дошкольного возраста» Консультация для родителей воспитателя Олейник О. В. по теме: «Устное народное творчество как средство развития речи детей дошкольного возраста.».

Консультация для родителей «Устное народное творчество как средство развития речи детей» Консультация для родителей «Устное народное творчество как средство развития речи детей» Богатейшим материалом, основой для игр, развивающие.

Программа саморазвития «Русское народное творчество как средство духовно-нравственного воспитания» Программа саморазвития на 2017-2018 учебный год Тема: Русское народное творчество как средство духовно-нравственного воспитания и развития.

источник

1.2 Возможности народного художественного творчества в развитии духовно-нравственной культуры личности

Народное художественное творчество включает в себя совокупность художественных произведений различных видов и жанров, созданных народом на основе его самобытных традиций, а также своеобразные формы и способы художественно-творческой деятельности. Народное художественное, включает в себя фольклорную инструментальную музыку, песню, пляску, танец и театр, устное народное творчество Художественное творчество народа как духовная деятельность имело, а во многом и сейчас сохранило связь с повседневным трудом и бытом человека.

Фольклор относится к числу основных средств народной педагогики. В то же время это и главный источник знаний о принципах воспитания, сложившихся в культуре разных народов, о его нравственных, религиозно- мифологических основах. Образно-символическая природа художественного творчества, его воздействие на эмоционально-чувственную сферу личности делает его наиболее адекватным средством эффективного воспитательного воздействия. Именно такое воздействие — один из важнейших принципов народной педагогики.

Пословица — нравственная оценка народом всех случаев жизни. В пословицах сформированы основные нравственные принципы народа: любовь к родине, уважительное отношение к старшим, любовь детей к родителям и родителей к детям, оберегание чести, созидание добра и непримиримость к злу и др.

Загадки — оказывают влияние на умственное, эстетическое и нравственное воспитание. Они развивают мышление детей, приучают анализировать предметы и явления. Использование загадок в умственном воспитании ценно тем, что совокупность сведений о природе и человеческом обществе приобретается ребенком в процессе активной мыслительной деятельности.

Песня. Песни уникальны музыкально-поэтическим оформлением идеи — этической, эстетической, педагогической. Красота и добро в песне выступают в единстве. Народные песни впитали в себя высшие национальные ценности, ориентированные только на добро, на счастье человека. Песни — более сложная форма народного поэтического творчества, чем загадки и пословицы. Главное назначение песен — привить любовь к прекрасному, выработать эстетические взгляды и вкусы. Песней сопровождались все события народной жизни — труд, праздники, игры, похороны и т.п. Красота поэтических форм песен, сочетается с красотой их содержания: они призывали к труду, к красивым поступкам, нравственному поведению. Народные песни — это целый поэтический и философский мир. В них — душа народа.

Сказки русского народа К.Д.Ушинский назвал первыми блестящими попытками народной педагогики. По мнению Ушинского, природные русские педагоги — бабушка, мать, дед, не слезающий с печи, инстинктивно понимали воспитательное значение сказки. Материалом для народных сказок служила жизнь народа: его борьба за счастье, верования, обычаи, — и окружающая природа. В сказках отражены лучшие черты народа: трудолюбие, одаренность, верность в бою и труде, безграничная преданность народу и родине. Воплощение в сказках положительных черт народа и сделало сказки эффективным средством передачи определенных нравственных ценностей из поколения в поколение

Природа — один из важнейших факторов народной педагогики, она не только среда обитания, но и родная сторона, Родина .Весь традиционный образ жизни определяется родной природой. Народное художественное творчество непосредственно связано с красотой окружающей природы, которая воспета в произведениях НХТ.

Игра прямо и непосредственно связана с воспитанием, В играх тесно связаны слово, мелодия и действие. Важная роль детских игр — в развитии в детях ловкости, сметки и проворства, кроме того, игры еще явление и художественно-драматическое. Посредством игр ребенку прививалось уважение к существующему порядку вещей, народным обычаям, осуществлялось приучение его к правилам поведения. Игры готовили детей к труду, ко взрослой жизни. Вместе с игрой в жизнь детей приходит искусство, прекрасное. Игра связана с песней, танцем, пляской, сказкой, загадками, скороговорками, речитативами, жеребьевками и другими видами народного творчества как средствами народной педагогики. И что еще очень важно — в процессе игры дети очень рано включаются в самовоспитание

Традиции народа тоже являются формой и средством народной педагогики. Они как бы организуют связь поколений, на них держится духовно-нравственная жизнь народов. Преемственность старших и младших основывается именно на традициях. Чем многообразнее традиции, тем духовно богаче народ. Ничто так не объединяет народ, как традиции. Взаимоотношения между людьми определялись следующими правилами:

Взаимопомощь и милосердие.

Супрядки — все эти мероприятия предполагали участие в работе по помощи односельчанам «всем селом». И были «пронизаны» народным художественным творчеством: и во время работы и после исполнялись песни, соответствующие традиции. Сама работа, обогащённая поэтикой песни воспитывала в подрастающем поколении уважение к ближним, милосердие.

Честь и достоинство, значение репутации. Не пустым было выражение «держать слово». «Моё слово — золото», «Не давши слово — крепись, а давши — держись», «Уговор — дороже денег» — все эти пословицы отражали реальные взаимоотношения между людьми. Умение держать слово особенно проявлялось в сделках, которые крестьяне заключали между собой без письменных документов. Крестьянское понятие чести включало в себя также для мужчин — отсутствие оснований для оскорблений и умение ответить на незаслуженные поношения; для девушек — чистоту; для женщин — верность. Безнравственные поступки выносились на суд мира не только через прямое осуждение их на сходке, но и в других формах. Любое сколько нибудь широкое сборище в деревне, от крестин до поминок и от хоровода до помочей — могло служить для обращения к общественному мнению. При этом широко использовались художественные формы. Это было возможно потому, что крестьяне в массе своей свободно владели множеством фольклорных форм, умели импровизировать в рамках данного жанра. Претензия, выраженная в традиционной фольклорной форме, соответствующей обстоятельствам, считалась уместной там, где был совершенно невозможен прямой «выпад» на людях. К таким фольклорным формам можно отнести, например, частушки, или «вытьё по покойнику», в котором плакальщица могла жаловаться и на своих собственных обидчиков. Репутация девушек и парней находила отражение в величальных песнях, исполнявшихся в хороводе, а песни эти, в свою очередь, способствовали формированию репутации.

Трудолюбие. трудолюбие для крестьян — важнейшее качество человека. Оно воспитывалось в крестьянских семьях с малых лет. мальчиков начинали приучать к работе с 9 лет — стеречь лошадей, ухаживать за скотиной, и т.д. С 11 лет — садиться на лошадь и боронить пашню. (бороноволок). «Свой бороноволок дороже чужого работника» В 17 лет мальчик уже работал на сенокосе. Параллельно с сельскохозяйственными работами происходило обучение ремеслу. Полноценным работником юноша становился на 20-ом году, но уже с 18-ти считался женихом и имел право участвовать в сходках.

У девочек на первом месте стояло обучение домашнему мастерству. Прясть на самопрялке начинали учить на одиннадцатом году, на 13-ом — вышивать. В 14 лет девушка училась шить рубахи и вымачивать холсты, а в 16 лет — ткать на кроснах. С этого же возраста девушка начинала доить корову и выезжать на сенокос. В 17 лет хорошая хозяйка должна сама установить ткацкий стан, а в 18 лет — полноценная работница и невеста должна уметь выпекать хлеб, стряпать и обрабатывать лён. Крестьяне резко осуждали лень, неумелое или недобросовестное отношение к труду. Трудовые навыки учитывались при выборе жениха и невесты, девушку наблюдали за работой, и оценивали её украшения и одежду, выполненные своими руками. Потому обязательной частью приданого были рушники, сорочки, скатерти, выполненные самой невестой. На свадьбе невеста развешивала их по дому, демонстрируя, таким образом своё мастерство. В некоторых местностях осуществлялся и специальный осмотр девичьего рукоделия, например, на выставках невест и на «перебасках», где устраивалось соревнование нарядов в доме у молодой.(воспитательное значение декоративно-прикладного творчества) Трудовому обучению способствовали подражательные игры, которые начинались с 4 — 8 лет. Подросткам, не умеющим справляться с работой, соответствующей возрасту, придумывали всякие обидные прозвища — «неткаха», «непряха», «безлапотник» и смеялись над ними.

Отношения побратимства были широко распространены Побратимство — вступление в отношения любви и взаимных обязательств не по родству, а намеренно, через обряд обмена крестами. О глубоких исторических истоках обычая свидетельствуют русские былины. В отношения названных (или крестовых) братьев вступают почти все основные былинные герои. Крестовый брат в былинах — заступник и поддержка в трудных делах, соратник в бою с врагом. «Мне Алёша Попович — крестовый брат Крестовый брат — паче родного»

Отношение к старшим — безупречное уважение и подчинение. При этом делами сыновей занимался отец, а дочерей — мать. Сын подчиняется отцу до выделения своей семьи в отдельное хозяйство, дочь — до выхода замуж. После этого власть отца и матери терялась. Тут проявлялась нравственная основа их отношений — уважение, любовь, забота, стремление поддержать и обеспечить старых и больных родителей. Уважение к старшим могло проявляться в свадебных корильных песнях, где невеста корила родителей, что они отпускают её из родного дома.

Развлечения и праздники. Обучение нормам поведения тесно переплеталось с народным художественным воспитанием — это отражалось в активном характере проведения досуга. Для полноправного участия в хороводе нужно было знать огромное количество фольклорных текстов, использующихся при разных обстоятельствах, владеть музыкальными инструментами, ритмами, мелодиями. Кроме того, девушки, по большей части сами, изготовляли себе праздничный костюм, включавший художественную отделку. Молодёжь в праздничном хороводе щеголяла нарядами, которые подвергались оценке общественного мнения по уровню мастерства. Хоровод диктовал свои законы, свои нормы поведения. Эти неписаные нормы отражали морально-этические представления русского крестьянина в целом. Каноны поведения в хороводе не только воспринимались с детства, но им учили родители, старшие родственники — от принципиальных правил нравственности до мелкого этикета.

Воспитательное значение праздников:

Самые древние — языческие, связанные с земледельческим календарём. Эти праздники воспитывали в людях уважение к природе, к окружающему миру. Христианские (двоеверие) — воспитание любви к ближнему, эстетическое воспитание (выражалось в традиции украшения жилища, костюма), нравственное (гостеприимство, уважение странников, «калик перехожих», нищих. Социализирующая роль праздника — консолидация людей, психологическая разрядка после тяжёлой работы. Кроме этого, праздник способствовал развитию творческих способностей, т.к. на празднике люди демонстрировали свои творческие возможности. (в песнях, танцах, играх, костюмах и т.д.)

Значение НХК на современном этапе.

В годы советской власти НХК интенсивно подменялась советской идеологией, внимание же к народной традиционной культуре было ослаблено, но очаги народной культуры продолжали стихийное существование до их полного или частичного затухания.

На современном этапе можно видеть активизацию этнического и национального самосознания. Во множестве возникают различные центры национальных культур, школы боевых искусств различных направлений, школы народных ремёсел, ансамбли народной музыки, пения, танца и т.д. (реакция общества на засилье унифицированной моды) Однако без опоры на традиции, на духовность национальной культуры подобные движения могут приобретать некрасивые и неправильные формы.

Таким образом, определилась необходимость изучения народных традиций, приобщения молодёжи к традиционному народному мироощущению, а, следовательно, к внедрению в образовательную государственную систему элементов этнокультурного и этнохудожественного образования. Основные принципы государственной политики в области образования оговорены в «Законе об образовании», принятом в 1992 году.

Функции этнохудожественного образования определены в «Национальной доктрине образования в Российской Федерации», определяет стратегию и направления развития системы образования в России на период до 2025 года.

Опираясь на эти документы, авторами Т.И. Баклановой, Л.В. Ершовой и Т.Я. Шпикаловой была разработана «Концепция этнокультурного образования в РФ». народная художественная культура является предметом современного этнохудожественного образования, Этнохудожественное образование — это целенаправленный педагогический процесс приобщения учащихся к народной художественной культуре в учреждениях дошкольного, общего, дополнительного и профессионального образования Этнохудожественное образование является частью этнокультурного образования, которое нацелено на освоение учащимися тех национально-культурных традиций, в которых воплощены духовно-нравственные ценности как отдельных этносов, так и всего человечества, имеющие особую значимость для духовно-нравственного воспитания и гражданского становления современного человека, позитивного развития и вхождения в мировое сообщество.

духовный нравственный художественный творчество

источник

Народное художественное творчество включает в себя совокупность художественных произведений различных видов и жанров, созданных народом на основе его самобытных традиций, а также своеобразные формы и способы художественно-творческой деятельности. Народное художественное, включает в себя фольклорную инструментальную музыку, песню, пляску, танец и театр, устное народное творчество Художественное творчество народа как духовная деятельность имело, а во многом и сейчас сохранило связь с повседневным трудом и бытом человека.

Фольклор относится к числу основных средств народной педагогики. В то же время это и главный источник знаний о принципах воспитания, сложившихся в культуре разных народов, о его нравственных, религиозно- мифологических основах. Образно-символическая природа художественного творчества, его воздействие на эмоционально-чувственную сферу личности делает его наиболее адекватным средством эффективного воспитательного воздействия. Именно такое воздействие – один из важнейших принципов народной педагогики.

Пословица — нравственная оценка народом всех случаев жизни. В пословицах сформированы основные нравственные принципы народа: любовь к родине, уважительное отношение к старшим, любовь детей к родителям и родителей к детям, оберегание чести, созидание добра и непримиримость к злу и др.

Загадки – оказывают влияние на умственное, эстетическое и нравственное воспитание. Они развивают мышление детей, приучают анализировать предметы и явления. Использование загадок в умственном воспитании ценно тем, что совокупность сведений о природе и человеческом обществе приобретается ребенком в процессе активной мыслительной деятельности.

Песня. Песни уникальны музыкально-поэтическим оформлением идеи — этической, эстетической, педагогической. Красота и добро в песне выступают в единстве. Народные песни впитали в себя высшие национальные ценности, ориентированные только на добро, на счастье человека. Песни — более сложная форма народного поэтического творчества, чем загадки и пословицы. Главное назначение песен — привить любовь к прекрасному, выработать эстетические взгляды и вкусы. Песней сопровождались все события народной жизни — труд, праздники, игры, похороны и т.п. Красота поэтических форм песен, сочетается с красотой их содержания: они призывали к труду, к красивым поступкам, нравственному поведению. Народные песни — это целый поэтический и философский мир. В них – душа народа.

Сказки русского народа К.Д.Ушинский назвал первыми блестящими попытками народной педагогики. По мнению Ушинского, природные русские педагоги — бабушка, мать, дед, не слезающий с печи, инстинктивно понимали воспитательное значение сказки. Материалом для народных сказок служила жизнь народа: его борьба за счастье, верования, обычаи, — и окружающая природа. В сказках отражены лучшие черты народа: трудолюбие, одаренность, верность в бою и труде, безграничная преданность народу и родине. Воплощение в сказках положительных черт народа и сделало сказки эффективным средством передачи определенных нравственных ценностей из поколения в поколение

Природа – один из важнейших факторов народной педагогики, она не только среда обитания, но и родная сторона, Родина. Весь традиционный образ жизни определяется родной природой. Народное художественное творчество непосредственно связано с красотой окружающей природы, которая воспета в произведениях народного художественного творчества.

Игра прямо и непосредственно связана с воспитанием, В играх тесно связаны слово, мелодия и действие. Важная роль детских игр — в развитии в детях ловкости, сметки и проворства, кроме того, игры еще явление и художественно-драматическое. Посредством игр ребенку прививалось уважение к существующему порядку вещей, народным обычаям, осуществлялось приучение его к правилам поведения. Игры готовили детей к труду, ко взрослой жизни. Вместе с игрой в жизнь детей приходит искусство, прекрасное. Игра связана с песней, танцем, пляской, сказкой, загадками, скороговорками, речитативами, жеребьевками и другими видами народного творчества как средствами народной педагогики. И что еще очень важно — в процессе игры дети очень рано включаются в самовоспитание

Традиции народа тоже являются формой и средством народной педагогики. Они как бы организуют связь поколений, на них держится духовно-нравственная жизнь народов. Преемственность старших и младших основывается именно на традициях. Чем многообразнее традиции, тем духовно богаче народ. Ничто так не объединяет народ, как традиции. Взаимоотношения между людьми определялись правилами взаимопомощи и милосердия.

Супрядки — все эти мероприятия предполагали участие в работе по помощи односельчанам «всем селом». И были «пронизаны» народным художественным творчеством: и во время работы и после исполнялись песни, соответствующие традиции. Сама работа, обогащённая поэтикой песни воспитывала в подрастающем поколении уважение к ближним, милосердие.

Честь и достоинство, значение репутации. Не пустым было выражение «держать слово». «Моё слово – золото», «Не давши слово – крепись, а давши – держись», «Уговор – дороже денег» — все эти пословицы отражали реальные взаимоотношения между людьми. Умение держать слово особенно проявлялось в сделках, которые крестьяне заключали между собой без письменных документов. Крестьянское понятие чести включало в себя также для мужчин – отсутствие оснований для оскорблений и умение ответить на незаслуженные поношения; для девушек – чистоту; для женщин – верность.

Безнравственные поступки выносились на суд мира не только через прямое осуждение их на сходке, но и в других формах. Любое сколько нибудь широкое сборище в деревне, от крестин до поминок и от хоровода до помочей – могло служить для обращения к общественному мнению. При этом широко использовались художественные формы. Это было возможно потому, что крестьяне в массе своей свободно владели множеством фольклорных форм, умели импровизировать в рамках данного жанра. Претензия, выраженная в традиционной фольклорной форме, соответствующей обстоятельствам, считалась уместной там, где был совершенно невозможен прямой «выпад» на людях. К таким фольклорным формам можно отнести, например, частушки, или «вытьё по покойнику», в котором плакальщица могла жаловаться и на своих собственных обидчиков. Репутация девушек и парней находила отражение в величальных песнях, исполнявшихся в хороводе, а песни эти, в свою очередь, способствовали формированию репутации.

Трудолюбие. Трудолюбие для крестьян – важнейшее качество человека. Оно воспитывалось в крестьянских семьях с малых лет. Мальчиков начинали приучать к работе с 9 лет – стеречь лошадей, ухаживать за скотиной, и т.д. С 11 лет – садиться на лошадь и боронить пашню. (бороноволок). «Свой бороноволок дороже чужого работника» В 17 лет мальчик уже работал на сенокосе. Параллельно с сельскохозяйственными работами происходило обучение ремеслу. Полноценным работником юноша становился на 20-ом году, но уже с 18-ти считался женихом и имел право участвовать в сходках.

У девочек на первом месте стояло обучение домашнему мастерству. Прясть на самопрялке начинали учить на одиннадцатом году, на 13-ом – вышивать. В 14 лет девушка училась шить рубахи и вымачивать холсты, а в 16 лет – ткать на кроснах. С этого же возраста девушка начинала доить корову и выезжать на сенокос. В 17 лет хорошая хозяйка должна сама установить ткацкий стан, а в 18 лет – полноценная работница и невеста должна уметь выпекать хлеб, стряпать и обрабатывать лён. Крестьяне резко осуждали лень, неумелое или недобросовестное отношение к труду. Трудовые навыки учитывались при выборе жениха и невесты, девушку наблюдали за работой, и оценивали её украшения и одежду, выполненные своими руками. Потому обязательной частью приданого были рушники, сорочки, скатерти, выполненные самой невестой. На свадьбе невеста развешивала их по дому, демонстрируя, таким образом своё мастерство. В некоторых местностях осуществлялся и специальный осмотр девичьего рукоделия, например, на выставках невест и на «перебасках», где устраивалось соревнование нарядов в доме у молодой.(воспитательное значение декоративно-прикладного творчества) Трудовому обучению способствовали подражательные игры, которые начинались с 4 – 8 лет. Подросткам, не умеющим справляться с работой, соответствующей возрасту, придумывали всякие обидные прозвища – «неткаха», «непряха», «безлапотник» и смеялись над ними.

Отношения побратимства были широко распространены Побратимство – вступление в отношения любви и взаимных обязательств не по родству, а намеренно, через обряд обмена крестами. О глубоких исторических истоках обычая свидетельствуют русские былины. В отношения названных (или крестовых) братьев вступают почти все основные былинные герои. Крестовый брат в былинах – заступник и поддержка в трудных делах, соратник в бою с врагом. «Мне Алёша Попович – крестовый брат Крестовый брат – паче родного»

Отношение к старшим – безупречное уважение и подчинение. При этом делами сыновей занимался отец, а дочерей – мать. Сын подчиняется отцу до выделения своей семьи в отдельное хозяйство, дочь – до выхода замуж. После этого власть отца и матери терялась. Тут проявлялась нравственная основа их отношений – уважение, любовь, забота, стремление поддержать и обеспечить старых и больных родителей. Уважение к старшим могло проявляться в свадебных корильных песнях, где невеста корила родителей, что они отпускают её из родного дома.

Развлечения и праздники.

Помочи, Дожинки, Навозница, Вздымки, Печебитьё, Капустники.

Обучение нормам поведения тесно переплеталось с народным художественным воспитанием – это отражалось в активном характере проведения досуга. Для полноправного участия в хороводе нужно было знать огромное количество фольклорных текстов, использующихся при разных обстоятельствах, владеть музыкальными инструментами, ритмами, мелодиями. Кроме того, девушки, по большей части сами, изготовляли себе праздничный костюм, включавший художественную отделку. Молодёжь в праздничном хороводе щеголяла нарядами, которые подвергались оценке общественного мнения по уровню мастерства. Хоровод диктовал свои законы, свои нормы поведения. Эти неписаные нормы отражали морально-этические представления русского крестьянина в целом. Каноны поведения в хороводе не только воспринимались с детства, но им учили родители, старшие родственники – от принципиальных правил нравственности до мелкого этикета.

Воспитательное значение праздников:

Самые древние – языческие, связанные с земледельческим календарём. Эти праздники воспитывали в людях уважение к природе, к окружающему миру. Христианские (двоеверие) – воспитание любви к ближнему, эстетическое воспитание (выражалось в традиции украшения жилища, костюма), нравственное (гостеприимство, уважение странников, «калик перехожих», нищих. Социализирующая роль праздника – консолидация людей, психологическая разрядка после тяжёлой работы. Кроме этого, праздник способствовал развитию творческих способностей, т.к. на празднике люди демонстрировали свои творческие возможности. (в песнях, танцах, играх, костюмах и т.д.)

Значение Народной художественной культуры на современном этапе.

В годы советской власти Народной художественной культуры интенсивно подменялась советской идеологией, внимание же к народной традиционной культуре было ослаблено, но очаги народной культуры продолжали стихийное существование до их полного или частичного затухания.

На современном этапе можно видеть активизацию этнического и национального самосознания. Во множестве возникают различные центры национальных культур, школы боевых искусств различных направлений, школы народных ремёсел, ансамбли народной музыки, пения, танца и т.д. (реакция общества на засилье унифицированной моды) Однако без опоры на традиции, на духовность национальной культуры подобные движения могут приобретать некрасивые и неправильные формы.

Таким образом, определилась необходимость изучения народных традиций, приобщения молодёжи к традиционному народному мироощущению, а, следовательно, к внедрению в образовательную государственную систему элементов этнокультурного и этнохудожественного образования. Основные принципы государственной политики в области образования оговорены в «Законе об образовании», принятом в 1992 году.

Функции этнохудожественного образования определены в «Национальной доктрине образования в Российской Федерации», определяет стратегию и направления развития системы образования в России на период до 2025 года.

Опираясь на эти документы, авторами Т.И. Баклановой, Л.В. Ершовой и Т.Я. Шпикаловой была разработана «Концепция этнокультурного образования в РФ». народная художественная культура является предметом современного этнохудожественного образования, Этнохудожественное образование – это педагогический процесс приобщения учащихся к народной художественной культуре в учреждениях дошкольного, общего, и профессионального образования.

Дата добавления: 2018-09-22 ; просмотров: 26 ; ЗАКАЗАТЬ РАБОТУ

источник