Доу развитие речи средствами устного народного творчества

Джамиля Алибекова
Развитие речи детей через устное народное творчество

Речь, во всём её многовидовом многообразии, является необходимым компонентом общения, в процессе которого она и формируется.

Речь, как исторически сложившаяся форма общения развивается в дошкольном возрасте по двум направлениям:

1. Совершенствуется её практическое употребление в процессе общения ребёнка со взрослыми и сверстниками;

2. Речь становится основой перестройки мыслительных процессов и превращается в орудие мышления.

Дошкольный возраст — это период активного усвоения ребёнком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи: фонетической, лексической, грамматической. Полноценное владение родным языком в дошкольном детстве является необходимым условием решения задач умственного, эстетического, нравственного воспитания детей. Чем раньше будет начато обучение родному языку, тем свободнее ребёнок будет им пользоваться в дальнейшем.

Развитие речи в дошкольном возрасте оказывает многообразное воздействие на детей. Прежде всего, оно играет большую роль в их умственном развитии.

Основная цель работы по развитию речи в дошкольных учреждениях — формирование устной речи и культуры речевого общения с окружающими. Она включает в себя ряд конкретных частных задач, среди которых: воспитание звуковой культуры речи, развитие словаря, совершенствование грамматической правильности речи, развитие связной речи (диалогической и монологической).

Целью моей работы является систематизиция методов и приемов для развития речи детей дошкольного возраста на материале устного народного творчества.

В соответствии с целью мною были выдвинуты следующие задачи:

1. Показать детям красоту русского языка через устное народное творчество, выраженное в песнях, припевках, закличках, сказках, поговорках и др. ;

2. Поэтапно формировать интерес к фольклору и, как следствие, обогащать словарный запас детей, развивать грамматическую сторону речи, диалогическую и монологическую связную речь.

Речевое воспитание рассматривается как взаимодействие педагога и ребёнка, овладевающего родным языком. Это тесно связано с обучением родному языку, то есть педагогическим процессом, в ходе которого осуществляется формирование у ребёнка речевых умений и навыков, и на этой основе происходит развитие его речи: понимание смысла слова и обогащение словаря, овладение звуковой культурой речи, грамматическим строем речи, формирование связной речи (диалог – монолог)

Психолого-педагогический аспект развития речи дошкольников

Развитие речи самым тесным образом связано с развитием сознания, познанием окружающего мира, развитием личности в целом. В дошкольном возрасте происходит удивительный по своему значению для развития ребёнка процесс приобщения и овладения языком своего народа. Сокровищница богатейшего русского языка открывается перед ним в блестящих произведениях устного народного творчества. Совершенные образцы его — пословицы, загадки, сказки — он не только слышит, но и повторяет и усваивает. Они входят в его язык, разумеется, в доступном для него содержании. Разговорный язык и произведения устного народного творчества тесно переплетаются между собой в своём влиянии на ребёнка. Необходимо, чтобы в живом слове, которое слышат дети повседневно от взрослых, звучали эти драгоценные зёрна. Только при этих условиях язык ребёнка будет живым и ярким.

Народная педагогика на протяжении многих веков создавала и собирала замечательные «жемчужины»— частушки, потешки, прибаутки, песенки и сказки, в которых реальный мир предметов и действий представлен ярко, художественно и, что очень важно -понятно даже для самых маленьких.

Отрадное явление: в последние годы возрастает интерес к фольклористике. Общество как будто почувствовало живительную силу обновления, ее можно почерпнуть в неиссякаемых источниках народности. Народность — приоритет фольклорного жанра. Главная особенность фольклорных форм — приобщение к вечно юным категориям материнства и детства. Не случайно слово «фольклор», будучи английского происхождения, переводится буквально как народная мудрость.

Фольклор для детей — разновидность фольклористики и раздел художественной литературы для детей. Особенность его — он соединяет в себе стихи, песни, игровые приёмы, танец.

Ценность фольклора заключается в том, что с его помощью взрослый легко устанавливает с ребёнком эмоциональный контакт.

ФОЛЬКЛОР РУССКОГО НАРОДА

Детский фольклор русского народа необычайно богат и разнообразен. Он представлен героическим эпосом, сказками, многочисленными произведениями малых жанров.

Колыбельные песни в народе зовут байками. Это название произошло от глагола баять, баить — «говорить». Старинное значение этого слова — «шептать, заговаривать». Такое название колыбельные песни получили не случайно: самые древние из них имеют прямое отношение к заговорной поэзии.

Со временем колыбельные песни утратили обрядный и заговорно-заклинательный характер.

В центре пестушек и потешек образ самого подрастающего ребенка. Пестушки подучили свое название от слова пестовать — «нянчить, растить, ходить за кем-либо, воспитывать, носить на руках». Это короткие стихотворные приговоры, которыми сопровождают движения младенца в первые месяцы жизни. Проснувшегося ребенка, когда он потягивается, гладят:

Пестушки незаметно переходят в потешки — песенки, сопровождающие игры ребенка с пальцами, ручками и ножками (известные «Ладушки» и «Сорока»). В этих играх есть уже нередко «педагогическое» наставление, «урок». В «Сороке» щедрая белобока накормила кашей всех, кроме одного, хотя и самого маленького (мизинец, но лентяя:

Детям в первые годы их жизни матери и няньки пели и песенки более сложного содержания, уже не связанные с какой-либо игрой. Все эти разнообразные песни можно определить одним термином — «прибаутки». Своим содержанием они напоминают маленькие сказочки в стихах. К числу прибауток надо отнести и небылицы-перевертыши — особый вид песен-стишков, вызывающих смех нарочитым смещением реальных связей и отношений. Так, свинья «на дубу гнездо свила…

Далее следует группа произведений, которые некогда принадлежали к фольклору взрослых, но, претерпев изменения, перешли к детям. Это заклички, игровые припевы, приговоры.

Д) Календарный детский фольклор

Очень рано дети обучаются на улице у своих сверстников разным закличкам (от слова закликать — «звать, просить, приглашать, обращаться») Это обращения к солнцу, радуге, дождю, птицам.

От взрослых в детский быт перешли и устные приговорки. Это короткие, обычно стихотворные обращения к животным и птицам, божьей коровке, пчелам; к мышке с просьбой заменить старый, выпавший зуб новым, крепким; к ястребу, чтобы не кружил над домом, не высматривал цыплят. Это и вопрос кукушке: «Сколько мне жить?» Кукушка кукует, а дети считают.

Е) Жеребьевые скороговорки, считалки, дразнилки, скороговорки

Жеребьевая сговорка появляется, когда играющим надо разделиться на две партии. Это рифмованное обращение к «маткам», главам обеих партий. Ребятишки часто создают их на основе сказок, пословиц, поговорок и загадок: «Наливное яблочко или золотое блюдечко?» (Из сказки.) «Конь вороной или сбруя золотая?» (Из сказок или песен.) «Грудь в крестах или голова в кустах?» (Пословица.)

Немало народной выдумки внесено и в считалки. Другие названия их: счет, счетки, пересчет, сосчиталочки, гадалки и ворожитки.

Дразнилки — вид творчества, почти всецело развитый детьми. Безобидной и веселой словесной игрой детей старшего возраста является быстрое повторение труднопроизносимых стишков и фраз: это скороговорка. Она сочетает однокоренные или созвучные слова: На дворе — трава, на траве — дрова; Сшит колпак не по-колпаковски, надо его переколпаковать и перевыколпаковать. Трудно решить, кто творец этих скороговорок — дети или взрослые. Некоторые из них вряд ли созданы детьми.

Загадка развивает в ребенке догадливость, сообразительность. Загадывается загадка — вопрошаемый ломает голову над отгадкой. Иносказание переносит предмет в совершенно иную область вещественного мира. Чем смелее выдумка, тем труднее загадка для отгадывания. Невероятность придает образам загадки ясно осознаваемое противоречие реальности, а отгадка вносит порядок в путаницу: все становится на свои места в согласии с действительными качествами загадываемого предмета.

Народные пословицы содержат мораль, выработанную многими поколениями: «Нет друга — ищи, а нашел — береги»; В приобщении ребенка к человеческой мудрости и состоит большое педагогическое значение пословиц.

Народные поговорки — это широко распространенные образные выражения, метко определяющие какое-либо жизненное явление. В отличие от пословицы поговорка лишена обобщенного поучительного смысла и ограничивается образным, нередко иносказательным определением какого-либо явления.

Наряду с песнями дошкольников необходимо знакомить с героическим эпосом. В наше время, когда эпос ушел из живой памяти народа, о богатырях ребенок узнает из книг. Ценность знакомства детей с эпосом не вызывает сомнения. Былины в художественной форме несут понятия о героической этике, дают уроки служения родине и народу.

В сборники включены пересказы наиболее известных характерных былин об Илье Муромце, Добрыне Никитиче, Алеше Поповиче и других героях эпоса. Илья Муромец — первый богатырь, ему посвящено большинство пересказов. Последовательность былин в сборнике связана с последовательностью развития действия в них.

Народные сказки давно стали включать в детское чтение. Счастливые концовки сказок соответствуют жизнерадостности ребенка, его уверенности в благополучном исходе борьбы добра со злом. В сказках о животных много юмора. Чувства, о которых говорится в сказках, столь же ярки, как и детские эмоции. В сказках о животных много песенок. Песенки и прибауточные присловья так выразительны, что живут самостоятельно. Запав в память, сказки становятся неотделимой частью детского сознания.

Детям старшего дошкольного возраста нравится волшебная сказка. В равной степени привлекательны для них и развитие действия, сопряженное с борьбой светлых и темных сил, и чудесный вымысел. Этот сказочный мир будит и развивает воображение ребенка. Малыш с горячим сочувствием следит за всем, о чем говорится в сказке: радуется победам Ивана-царевича, чудесам Василисы Премудрой, огорчается их невзгодам.

Волшебная сказка с ее стройной композицией приучает ребенка логически мыслить: события в ней разворачиваются в строгой по-следовательности. Сказка захватывает динамикой сюжета.

Система работы с детьми дошкольного возраста по развитию речи на материале устного народного творчества

В работе с детьми я определила следующие задачи:

1. Воспитывать интерес детей к устному народному творчеству.

2. Посредством живого образного языка учить пониманию слов и выражений, развивать выразительность, интонацию, силу голоса, диалогическую и монологическую связную речь.

3. Раскрыть перед детьми смысл пословиц и поговорок, которые открывают правила поведения, моральные нормы.

4. Расширять знания об окружающем мире посредством русского фольклора.

5. Развивать умение разыгрывать сказки по ролям.

6. Развивать интерес к народным играм. Учить использовать фольклор в самостоятельной игровой и театрализованной деятельности.

Прежде чем приступить начать работу с детьми я определила следующие формы работы.

1. Создание развивающей речевой среды в группе:

системность;комфортность;самостоятельность;доступность;применяемос-ть;соответствие требованиям программы.

2. Использование материалов устного народного творчества в специально организованной деятельности (на занятиях по развитию речи, по ознакомлению с художественной литературой, ИЗО).

3. Совместная работа педагога с детьми в разных видах детской деятельности:

развивающие игры, игры — драматизации, сюжетно -ролевые игры, упражнения подражательно — исполнительского творческого характера, импровизации, наблюдения, прогулки, экскурсии, рассматривание рисунков, фото, свободное и тематическое рисование, лепка, чтение художественных произведений, рассказ педагога и рассказ детей, сочинение историй, беседы, мини — конкурсы, игры — соревнования.

родительские собрания, консультации для родителей, индивидуальные беседы, совместное разучивание произведений устного народного творчества.

Интерес к потешкам, загадкам, сказкам я заметила у детей своей группы в начале учебного года и решила, что именно устное народное творчество поможет повысить у детей уровень речевого развития, сделать их речь более выразительной, красивой грамматически правильной. Я изучила методическую литературу, психологические особенности развития речи детей – дошкольников разного возраста и приступила к работе.

Знакомство с народным творчеством для детей началось с потешек, колыбельных песенок, прибауток. Детям нравилось, когда я брала в руки куклу и начинала припевать, покачивая ее, они стали повторять.

Перед детьми ставила задачу не только слушать, запоминать, эмоционально прочитать потешку, но и самим обыгрывать. Мы вместе с детьми учились двигаться, говорить, как лисичка-сестричка, зайчик, медведь, в зависимости о ком говорится в потешке.

Далеко не все дети могли передать характер персонажа, его особенности, и я стала использовать театр. К нашему маленькому театру дети относились с большим интересом, и вскоре в нем появились незаменимые артисты. Главное дети могли заменить друг друга, и никто не оставался в стороне, они могли сыграть любую роль и показать любой характер.

Я поставила перед собой цель знакомить детей с материалами устного народного творчества и способствовать этим развитию речевой активности детей.

Для привлечения родителей к совместной деятельности мною проводились совместные конкурсы на лучший рисунок, поделку по мотивам сказок. Совместно с родителями оформляли выставку детских работ. Проводили игру-драматизацию отдельных эпизодов по желанию детей. В работе использовала прослушивание сказок в аудиозаписи. Музыка, сопровождающая сказку, песенки ее персонажей помогала детям вслушаться в музыку, вдуматься в характер ее героев.

На прогулке для наблюдений за сезонными явлениями я так же использовала элементы устного народного творчества (загадки, старинные приметы).

Моя работа оказалась плодотворной благодаря помощи родителей. Они учили вместе с детьми пословицы, поговорки. Помогали создавать предметную среду.

Я считаю, что правильно и четко организованная работа по приобщению детей в детском саду к устному народному творчеству способствует не только развитию речи, но и развитию его духовности – интегрированного свойства личности, которое проявляет себя на уровне человеческих отношений.

Вывод: На основании вышеизложенного мною сделан вывод, что систематизированный комплекс разных жанров произведений устного народного творчества имеет огромное познавательное и воспитательное значение, способствует обогащению словаря, развитию их речевой активности детей старшего дошкольного возраста.

Формирование у детей связной русской речи через устное народное творчество Устное народное творчество – это одно из средств духовно – нравственного развития личности ребенка. Возвращение к этому в детском саду сейчас.

Конспект открытого занятия «В гости к солнышку». Устное народное творчество в развитии речи детей раннего возраста Конспект открытого занятия. «Устное народное творчество» Тема: Устное народное творчество в развитии речи детей раннего возраста с 2 до.

Конспект открытого занятия по развитию речи в средней группе «Устное народное творчество. Потешки». Цель: 1. Познакомить детей с устным народным творчеством – потешками, сказками. 2. Воспитывать интерес к устному народному творчеству. 3. Активизировать.

Конспект занятия по развитию речи во второй младшей группе на тему «Устное народное творчество» Конспект занятия по развитию речи во второй младшей группе на тему: «Устное народное творчество». Колунтаева Ольга Михайловна воспитатель.

Консультация «Устное народное творчество как средство развития детской речи» План консультация «Устное народное творчество как средство развития детской речи» 1. Родной язык, богатство русского языка, его влияние.

Мастер-класс «Устное народное творчество как средство развития речи детей дошкольного возраста» — Добрый день, уважаемые коллеги! Тема мастер – класса «Устное народное творчество как средство развития речи детей дошкольного возраста».

Открытое занятие по развитию речи в младшей группе «Устное народное творчество. Потешки» ГБОУ детский сад №1876 компенсирующего вида Открытое занятие по развитию речи в младшей группе «Устное народное творчество. Потешки».

Творческий годовой проект «Устное народное творчество, как средство развития речи детей 3–4 лет» Тип проекта: творческий. Участники проекта: дети с 3 до 4 лет, воспитатели групп, родители. По времени: долгосрочный. Введение Возраст от.

Устное народное творчество как средство развития связной речи у детей с ОВЗ, в том числе детей-инвалидов, в условиях РЦ Работая логопедом в реабилитационном центре с детьми – инвалидами и детьми с ограниченными возможностями здоровья возникла необходимость.

источник

Елена Горбунова
Педагогический проект «Развитие речи детей средствами устного народного творчества»

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ

«Развитие речи детей средствами устного народного творчества»

ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА ПРОЕКТА

Продолжительность проекта: среднесрочный.

Тип проекта: познавательно-творческий, групповой.

Участники проекта: дети разновозрастной группы, воспитатели, родители.

Возраст детей: 3 – 4 года.

Актуальность: Русское народное творчество не перестаёт восхищать и удивлять своим глубоким содержанием и совершенной формой. Родная речь, звучащая в сказках, потешках являются незаменимым средством воспитания любви к Родине, к окружающей природе, с которой встречается ребёнок с малых лет. Трудно найти более ценный материал для развития художественного восприятия, чем увлекательные русские сказки.

Народные сказки несут в себе народную мудрость, вырабатывают у детей отрицательное отношение к злу, нетерпимость к несправедливости, учит их быть добрыми, храбрыми, отзывчивыми. Сказка часто продолжает жить в играх детей.

Использование в работе с детьми устного народного творчества создает уникальные условия для развития речи, мышления детей, мотивации поведения, накопления положительного морального опыта в межличностных отношениях.

Через устное народное творчество ребёнок овладевает родным языком, осваивает его красоту, лаконичность, приобщается к культуре своего народа, получает первое впечатление о ней.

Наш проект реализуется во всех видах деятельности и включает интеграцию образовательных областей «Чтение художественной литературы», «Познание», «Художественное творчество», «Социализация».

В последние годы наблюдается резкое снижение уровня речевого развития дошкольников. Подобные отклонения сказываются на последующем развитии и обучении ребенка. Одной из причин снижения уровня речевого развития является пассивность и неосведомленность родителей в вопросах речевого развития детей. Участие родителей в речевом развитии ребенка играет огромную роль. Поэтому, в работе проекта активное участие принимают родители.

Цель: Развитие познавательных, коммуникативных способностей детей на основе устного народного творчества, устойчивого интереса к сказке как к произведению искусства.

Создать необходимые условия для знакомства детей со сказками, потешками.

Развивать познавательные способности ребенка, любознательность, творческое воображение, память, фантазию.

Работать над звукопроизношением, развивать звуковую культуру речи детей, обогащать словарь, развитие грамматического строя, связной, выразительной речи;

Освоение специальных средств литературно-речевой деятельности; ознакомление детей со средствами художественной выразительности.

Формировать умение пересказывать сказки.

Воспитывать умение отличать сказочные ситуации от реальных.

Учить детей понимать эмоциональное состояние героев сказок и своё собственное;

Привлекать детей к воспроизведению образов (инсценировки, драматизация).

Закладывать основы нравственности, воспитывать моральные ценности.

Развивающие:

Развивать личностно-смысловую сферу (отношение детей к действительности, переживания и т. д.);

Развивать групповую сплочённость, самооценку детей.

При помощи сказочных произведений бороться с различными детскими «недугами» (работать с агрессивными, неуверенными, застенчивыми детьми; с проблемами стыда, вины, лжи, непринятием своих чувств).

Воспитывать чувства привязанности и любви к своим близким;

Воспитывать у детей уважение к самому себе;

Пробуждать интерес к сказкам;

Приобщать детей к процессу познания добра и зла, честности и справедливости.

Приобщать родителей к процессу развития ребёнка средствами устного народного творчества используя различные методы и приёмы работы с родителями.

Форма проведения итогового мероприятия проекта: инсценировка русской народной сказки «Теремок».

Ожидаемые результаты проекта:

Развитие творческой активности детей, освоение детьми дошкольного возраста различных видов творчества.

• Обогащение словаря детей, совершенствование диалогической речи, использование в речи разнообразных языковых средств.

• Формирование коммуникативных способностей детей

• Раскрытие ценности совместного творчества детей и их родителей.

Методы и приёмы, используемые на проекте:

Наглядный метод: демонстрация и иллюстрация картин, показ способов действий.

Словесный метод: коллективное чтение, заучивание наизусть с детьми старшего и среднего возраста, сочинение сказок.

Игровой метод: игры-драматизации, игры-инсценировки, дидактические игры, настольно-печатные игры.

Краткое содержание проекта:

— Изучение литературы: пополнить знания о влиянии средств устного народного творчества на развитие речи детей;

— Работа с родителями: донести до сведения родителей важность использования устного народного творчества в развитии речи детей

Воспитание и развитие ребёнка невозможны без участия родителей. Чтобы они стали помощниками педагога, творчески развивались вместе с детьми, необходимо убедить их в том, что они способны на это, что нет увлекательнее и благороднее дела, чем учиться понимать своего ребенка, а поняв его, помогать во всем, быть терпеливыми и деликатными и тогда все получится.

1. Консультация «Что и как читать детям», «Роль устного народного творчества в развитии речи детей».

2. Привлечение родителей к участию в выставке рисунков на тему «Мой любимый сказочный герой».

3. При помощи анкетирования выяснить мнение родителей, нужно ли использовать устное народное творчество в воспитании детей.

4. Конкурс на лучшую книжку-малышку по сказке «Колобок».

1. Пополнение содержания книжного уголка сказками разных жанров.

2. Чтение и рассказывание русских народных сказок, беседа по прочитанной сказке.

3. Рассматривание иллюстраций к русским народным сказкам.

4. Рисование по мотивам русской народной сказки «Колобок», «Теремок», «Репка».

5. Обыгрывание сказки «Колобок», «Заюшкина избушка» с помощью настольного театра.

6. Разгадывание загадок о сказках, героях сказок. Знакомство и обыгрывание потешек.

7. Настольная игра «Сложи сказку», пазлы по сказкам, словесно – дидактическая игра «Кто тянул репку?», дидактическая игра по сказкам «Выкладывание сюжетных картинок в определённой последовательности».

8. Организация выставки рисунков по сказкам.

9. Пересказ прочитанных сказок.

10. Рассматривание иллюстраций художников к сказкам.

11. Рисование на тему «Мой любимый сказочный герой».

12. Игровая образовательная ситуация «Путешествие Колобка». Игра-имитация отдельных действий человека, животных, птиц:

дети проснулись — потянулись, воробышки машут крыльями; имитация основных эмоций человека (выглянуло солнышко — дети обрадовались, улыбнулись, захлопали в ладоши, запрыгали на месте).

13. Знакомство и обыгрывание потешек «Птичий двор», «Заинька походи, серенький походи».

15. Настольный театр по сказке «Теремок».

16. Моделирование сказки «Репка» на фланелеграфе.

17. Изготовление книжки – самоделки по сказке «Колобок».

18. Изготовление папки-раскладушки «Использование потешек в воспитании культурно-гигиенических навыков».

19. Инсценирование фрагментов сказок о животных «Колобок», «Теремок»: чтение воспитателем сказок и побуждать детей показывать как «говорят» животные.

20. Инсценировка русской народной сказки «Теремок».

1. Дети познакомились со сказками, потешками.

2. Дети научились распознавать сказочных героев по иллюстрациям.

3. Во время дидактических игр дети закрепили знания цветов, количество, счет.

4. Дети были участниками инсценировок и кукольных спектаклей.

5. Работа над проектом способствует развитию диалогической речи, творческих способностей, развивает фантазию и воображение детей, побуждает детей и их родителей к активному участию в театрализации, стимулирует эмоциональное восприятие детьми сказки, потешек, пополняет лексический словарь, обогащает предметную среду группы, улучшает взаимоотношения между взрослыми и детьми, детьми между собой, воспитывает партнёрские отношения.

1. Давыдова О. И., Майер А. А., Богословец Л. Г. Проекты в работе с семьёй. — М., 2006.

2. Доронова Т. Н. Играем в театр. М.: Просвещение, 2000.

3. Инновационные процессы в современном дошкольном образовании: развитие интеллектуального потенциала и детской одарённости / авт. — сост. Пяткова Л. П. — Волгоград, 2013 3. Кочкина Н. А. Метод проектов в дошкольном образовании. — М., Мозаика-Синтез, 2012 4.

4. Маханева М. Д. Занятия по театрализованной деятельности в детском саду. М.: ТЦ Сфера, 2009.

5. Сыпченко Е. А. Инновационные педагогические технологии. Метод проектов в ДОУ. – СПб., 2012.

6. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, 2013.

Использование устного народного творчества в развитии речи детей Актуальность Интерес современной науки к проблемам устного народного творчества, его природе, способам обогащения очень велик. Существует.

Развитие речи у детей первой младшей группы посредством устного народного творчества Цель проекта:•разработать систему работы по развитию речи у детей двух-трёх лет. Задачи проекта:•использовать методы и средства побуждающие.

Влияние устного народного творчества на развитие речи детей 3–4 лет Тема: «Влияние устного народного творчества на развитие речи детей 3-4 лет» Цель работы: объединить усилия педагогов и родителей по воспитанию.

Отчет по самообразованию «Влияние устного народного творчества на развитие речи детей 4–5 лет» В начале каждого учебного года мы задумываемся над темой самообразования. В 2015-2016 учебном году я выбрала тему для своего самообразования.

Приобщение детей младшего дошкольного возраста к истокам русской народной культуры средствами устного народного творчества Проблема приобщения детей к культурно-историческому наследию русского народа становится с каждым годом все острее. Одной из самых важных.

Развитие коммуникативных навыков детей 3–4 лет посредством устного народного творчества во время проведения прогулки Одним из наиболее эффективных средств формирования коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста является устное народное творчество.

Развитие речи детей средствами устного народного творчества Речь — это один из важных источников познания окружающего мира, необходимый компонент общения. Для ребенка хорошая речь – залог успешного.

Роль устного народного творчества в воспитании детей Устное народное творчество в научной литературе именуется русским фольклором, русской устной народностью. В народном творчестве существуют.

Развитие творческих способностей детей с помощью устного народного творчества ОБОБЩЕНИЕ ОПЫТА НА ТЕМУ: «РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ЧЕРЕЗ УНТ» Тема опыта работы: «Развитие творческих способностей.

Влияние устного народного творчества на развитие речи детей раннего возраста Актуальность выбранной темы Возраст от 3 до 4 лет имеет особое значение для речевого развития ребенка. Главная задача педагога в области.

источник

Эльвира Галимзяновна Атауллова
Проект «Развитие речи детей средствами устного народного творчества (фольклора)»

«Развитие речи детей

средствами устного народного творчества

Атауллова Эльвира Галимзяновна

Актуальность проекта:

Русское народное творчество не перестаёт восхищать и удивлять своим глу-боким содержанием и совершенной формой. Оно постоянно изучается, и к нему обращены взоры историков, искусствоведов, педагогов. Родная речь, звучащая в сказках, выразительные интонации русской песни, с которой встречается ребёнок с малых лет.

Прекрасно выявлена роль народного творчества в становлении детской дея-тельности, и прежде всего в игре, в действиях с игрушками. Трудно найти бо-лее ценный материал для развития художественного восприятия, чем увлека-тельные русские сказки, выразительные песни, красочные предметы декора-тивно-прикладного творчества. Впечатления, полученные от их восприятия. Отражаются в самостоятельном словесном, песенном, изобразительном твор-честве ребёнка.

Устное народное творчество обладает удивительной способностью пробуж-дать в людях доброе начало. Использование в работе с детьми устного народного творчества создает уникальные условия для развития речи, мыш-ления детей, мотивации поведения, накопления положительного морального опыта в межличностных отношениях.

Через устное народное творчество ребёнок не только овладевает родным язы-ком, но и, осваивая его красоту, приобщается к культуре своего народа. По-лучает первое впечатление о ней.

Многие исследователи отмечают интерес детей к произведениям устного народного творчества. Определённо влияние произведений словесного твор-чества народа на образность и выразительность речи детей младшего до-школьного возраста.

Цель проекта:

Развитие познавательных, коммуникативных способностей детей на основе устного народного творчества.

• Вызвать интерес к устному народному творчеству и помочь детям успешно войти в мир сказок, прибауток, с использованием различных методов и приё-мов.

Задачи проекта:

• Обосновать значение устного народного творчества (фольклора) в развитии речи детей.

• Знакомить детей с окружающим миром-природой (растения, животные, птицы); с укладом жизни и быта русского народа.

• Приобщать родителей к процессу развития ребёнка средствами устного народного творчества используя различные методы и приёмы работы с роди-телями.

Содержание практической деятельности

Этапы реализация краткосрочного проекта:

1 этап — составление плана работы:

развитие речи детей средствами народного творчества;

— изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования.

2 этап — работа с детьми в развитии речи дошкольников средствами устного народного творчества:

-разработать занятия, мероприятия, развлечения, игр-имитации по теме про-екта;

— разработать систему педагогических воздействий по развитию речи де-тей средствами фольклора (чтение стихов, потешек, сказок).

3 этап – работа с родителями:

— консультации по теме проекта;

— создание тематических папок с приобщением родителей;

— родительское собрание на тему «Роль устного народного творчества в раз-витии речи детей» (консультация);

— выявить знания родителей о народном творчестве, о значении привития знаний их детям через анкетирование.

Методы и приёмы, используемые на проекте:

Наглядный метод: демонстрация и иллюстрация картин, показ способов дей-ствий.

Словесный метод: коллективное чтение, заучивание наизусть с детьми стар-шего и среднего возраста.

Игровой метод: игры-драматизации, игры-инсценировки, словесные игры.

Направление и содержание работы

Цель: пополнить знания о влиянии средств устного народного творчества на развитие речи детей;

Цель: донести до сведения родителей важность использования малых форм фольклора в развитии речи детей.

Работа с родителями Реализация поставленных задач возможна лишь при условии тесного взаимо-действия детского сада и семьи. Очень важно убедить родителей в значимости устного народного творчества как средства формирования ценностных лич-ностных ориентиров, заручиться их поддержкой и помощью. Именно такое взаимодействие способствует приобщению родителей к проблемам детского сада, оказывает помощь в создании благоприятного микроклимата в семье, дает возможность для общения.

— Родительское собрание на тему «Роль устного народного творчества в раз-витии речи детей» (консультация в приложении 2)

— Беседа с родителями по теме. При помощи анкетирования выяснить мнение родителей, нужно ли использовать устное народное творчество в воспитании детей (приложение 1).

— Консультации на тему «Народное творчество в воспитании де-тей» (приложение 4).

— Конкурс на лучшую книжку-малышку и папку раскладушку «Потешки, пе-сенки» (фото в приложении 5)

Содержание практической деятельности с детьми

Проведение НОД «Путешествие по фольклору»

Знакомство и обыгрывание потешек «Водичка, водичка умой моё личи-ко», «Тень-тень –потетень…»

Игра-имитация отдельных действий человека, животных, птиц:

дети проснулись — потянулись, воробышки машут крыльями; имитация основных эмоций человека (выглянуло солнышко — дети обрадовались, улыбнулись, захлопали в ладоши, запрыгали на месте).

Показ кукольного театра по сказке «Заюшкина избушка»

Знакомство и обыгрывание потешек «Птичий двор», «Заинька походи, серенький походи»

Игра – имитация цепочки последовательных действий в сочетании с пе-редачей основных эмоций героя: веселые матрешки захлопали в ладо-шки и стали танцевать; зайчик увидел лису, испугался и прыгнул за де-рево.

Знакомство и обыгрывание потешек «Как у нашего кота», «Солнышко колоколнышко»

Инсценированние фрагментов сказок о животных «Колобок», «Тере-мок»: чтение воспитателем сказок и побуждать детей показывать, как «говорят» животные.

Приобщение детей к истокам русской культуры

1. Можете ли Вы рассказать ребёнку о традициях русского народа:

b) какими занимались ремёслами?

г) какую на Руси носили одежду?

2. Знаете ли Вы русские праздники?

3. Нужно ли ребёнку давать толкования старославянских слов?

4. Нужно ли соблюдать обряды, традиции?

5. Необходимо ли сохранять уважение к предметам старины?

6. Надо ли знать народные сказки и былины?

7. Должны ли рассказывать об истоках русской культуры в детском саду?

8. Есть ли у Вас старинные вещи дедушек и прабабушек? Знает ли об этом малыш?

9. Какие народные игры Вам известны?

10. Играете ли Вы в них с ребёнком?

11. Ходите ли Вы в музеи (исторический, краеведческий?

Консультация для родителей

«Роль устного народного творчества в развитии речи детей»

Речь — чудесный дар природы -не дается человеку от рождения. Должно пройти время, чтобы малыш начал говорить. А взрослые должны приложить немало усилий, чтобы речь ребенка развивалась правильно и своевременно.

Доказано, что речь ребенка развивается под влиянием взрослого и в значи-тельной мере зависит от достаточной речевой практики, нормального соци-ального и речевого окружения, от воспитания и обучения, которое начинают-ся с первых дней его жизни. К сожалению, родители в наше время из -за сложных социальных условий, в силу занятости часто забывают об этом и процесс развития речи своего ребенка пускают на самотек. Произведения уст-ного народного творчества имеют огромное познавательное и воспитательное значение, способствуют развитию образного мышления, обогащают речь де-тей.

Устное народное творчество – это история народа, его духовное богатство. Весёлые песенки, замысловатые загадки, пословицы, заклички, приговорки, потешки, прибаутки, перевёртыши, считалки, скороговорки, дразнилки, смешные сказочки сочинил великий и бессмертный поэт – русский народ.

Дети выделяют речь из всех других звуковых сигналов, оказывают ей предпочтение. Простая рифма, неоднократно повторяющиеся слова, воскли-цания и эмоциональное обращение невольно заставляют малыша прислу-шаться, повторять слова. Повторяющиеся звукосочетания, слова, их напев-ность создают эффект музыкальности. С их помощью у ребёнка развивается речевой слух, произношение звуков.

С помощью народных песенок, потешек у детей воспитывается положи-тельное отношение к режимным моментам: умывание, причёсыванию, приёму пищи, одеванию, укладыванию спать.

Утро с шутками, прибаутками!

От водички, от водицы веселей цветы и птицы!

Таня умывается, Солнцу улыбается!

Знакомство с явлениями природы:

Ни проехать, не пройти.

Одной из фольклорных форм развития связной речи ребенка являются пого-ворки и пословицы. Используя их в своей речи, дети могут научиться лако-нично, ярко и ясно выражать свои чувства и мысли, развить умение творчески употреблять слово, образно описывать предметы, давая им яркие и сочные описания. Можно предложить детям проговорить и объяснить наиболее рас-пространенные поговорки и народные выражения. Если дети не

могут понять смысл некоторых из них, объясните им сами. После повторения дети обычно хорошо справляются с этим заданием.

Утереть нос. (Сделать что-то лучше всех.)

Сидеть сложа руки. (Лениться.)

Значительное воздействие на разностороннее развитие речи у детей

может оказать отгадывание и придумывание загадок. Загадка учит

анализировать, выделять существенные признаки, сопоставлять их, делать вывод, проверять себя. Анализ загадки предполагает не только лучше пони-мать и быстро отгадывать, но и приучает внимательно относиться к слову, вызывает интерес к образным характеристикам, помогает запоминать и упо-треблять их в речи, создавая яркий точный образ. Загадки развивают детскую память. Причем делают это ненавязчиво и весело. Рано или поздно

малышу захочется придумать свою собственную загадку. А это в свою

очередь очень полезное упражнение для развития творческого мышления, фантазии, воображения. Как составить загадку. В первую очередь необходимо выбрать предмет или понятие, о котором пойдет речь в загадке. Это может быть животное, предмет быта или природное явление. Далее подумайте вме-сте с ребенком, чем отличается загаданный предмет, животное или явление от других. Помогут специальные вопросы.

Каковы отличительные признаки этого животного?

Для чего это нужно или где используется? и т. д.

Названные ключевые черты и признаки загаданного предмета, явления должны быть заложены в загадке, но само понятие или предмет в загадке не упоминайте. Лучше всего запоминаются рифмованные загадки. Придумывая стишок, учитывайте возраст ребенка. Особой популярностью у детей пользу-ются загадки, основанные на отрицании. Например, «Не собака, а в дом не пускает». Если не получается придумывать рифмованные загадки, попробуйте вариант с отрицанием, он намного проще для детей любого возраста. На пер-вых порах самостоятельно придуманные загадки могут быть очень простыми, состоять всего из одного предложения. Однако польза такого творчества огромна, ведь загадки учат думать, анализировать и даже развивают чувство юмора.

После того, как ребенок привыкнет к загадкам и научится их

разгадывать, расскажите ему о загадках на смекалку, научите придумывать и такие головоломки.

Пример: За чем во рту язык? (За зубами.)

За чем вода в бутылке? (За стеклом.)

В конце ХХ века в нашу жизнь начала вливаться огромная лавина

заимствованных терминов из иностранных языков, что угрожает языку, а значит и культуре. Поэтому проблема развития речи детей дошкольного воз-раста средствами малых форм фольклора на сегодняшний день имеет особую значимость.

Конспект НОД по развитию речи с элементами

устного народного творчества «Путешествие по фольклору».

• Формирование знаний детей об устном творчестве русского народа. Выявить знания детей о пословицах, потешках, поговорках, загадках.

• Формировать умение соотносить художественный образ и средства вы-разительности –мимика, жесты при инсценировании потешки «Тень-тень-потетень», подбор пособий для самовыражения образов.

Развивать интерес и участие в фольклорных постановках, прививать любовь и уважение к народному творчеству.

Словарная работа: Потешки, посиделки.

Педагог использует устное народное творчество в повседневной жизни детей при кормлении, одевании, умывании, укладывании спать и т. д. Рассматрива-ние иллюстраций, чтение книг с русскими народными сказками, заучивание потешек.

Подготовка к занятию: Женское платье в русском народном стиле, кепки, кокошники, сарафаны. Люлька с куклой-младенцем. Книги с потешками, зага-док. Шапочки-маски: деда, бабки, лисы, волка, зайца, козла, кошки, собаки. Атрибуты к игре с загадками, декорации старой русской избы.

Воспитатель: Детушки – малолетушки мои, проходите, присядьте рядком, поговорим ладком. (Называются имена тех детей, которые есть в группе).

Дети проходят и рассаживаются на скамейки.

Старший своему братишке он.

Воспитатель: Вот такой стишок сердечный называется потешкой.

Потешки сочиняли с давних пор, чтобы кого-то приласкать, пожалеть, или насмешить. Потешки – небольшие стихотворения, которыми сопровождают любые занятия с ребенком или действия самого ребенка. Они помогают об-щаться родителями с ребенком с самого рождения, учат ребенка понимать родную речь. Слово в потешках неразрывно связано с жестами, которые вы-полняет ребенок. Потешки могут ободрить, утешить и развеселить ребенка практически в любой ситуа-ции. В них можно легко менять имя ребенка.

Послушайте ещё одну потешку:

Эта потешка говорит о том, чтобы у дочки волосы росли длинные, заплета-лись в косы, очень ласково говорится в потешке: «волосоньки», «косоньки». После таких слов дочка обязательно должна слушаться свою маму.

Давайте разыграем в потешку. (одевают маски).

Инсценировка потешки «Тень-тень-потетень».

Все водят хоровод, приплясывают и поют:

Волк: Похвалялся серый волк:

Заяц: Похвалялся наш зайчишка:

Дед Егор: Похвалялся дед Егор –

Баба Варвара: Похвалялась Варвара:

Все вместе: Тень-тень-потетень,

Все мы вышли под плетень, и гуляли мы весь день.

— Люди сочиняли не только весёлые и смешные потешки, но и мудрые посло-вицы.

Пословицы и поговорки – элемент устного творчества народа. Они пред-ставляют собой краткие, но очень яркие и образные высказывания. Послови-цам присущ поучительный тон. Они обобщают жизненные явления, отра-жают опыт и мнение большинства людей. Поговорки менее назидательны, но в каждой из них также заключено меткое описание обыденных ситуаций, по-ступков человека и черт национального характера. Источники большинства крылатых выражений нужно искать в далеком прошлом.

«Не рой яму другому, сам в неё попадёшь», а вот как её объяснить – послу-шайте.

Рыл яму злодей на дороге лесной

Чтобы ночью свалился прохожий.

«Постой! Прохожий ведь вылезет тоже!»

Ещё два дня разбойник потел

Попробовал вылезти, но не сумел.

Какие пословицы вы знаете? (ответы детей).

— А ещё есть поучительные поговорки, они точно подмечают наши действия: «Какова пряха, такова и рубаха», «Хороша дочка Аннушка, коли хвалят мать да бабушка».

Какие знаете вы поговорки? Объясните их смысл. (ответ детей).

— В старинные времена ребята и девчата часто собирались на посиделки. (по-каз иллюстрации)

Посиделки (беседа, вечёрка) — собрание парней и девушек в закрытом помеще-нии в осенне-зимний период, форма общения молодежи. Посиделки начина-лись после уборки урожая, а заканчивались к Рождеству Христову. Они устраивались обычно по вечерам в специально снятой для этой цели избе или поочередно в домах девушек. Участниками посиделок были только парни и девушки одной деревни или группы рядом расположенных маленьких деревень. На посиделках молодежь водила хороводы, занималась различными спокой-ными играми, заканчивавшиеся поцелуями. Содержание хороводов отражало жизнь взаимоотношений между людьми. Девушки и парни одевались красиво, чтобы понравится друг другу.

— Ребята, посмотрите на моё платье, оно вам нравится? Такие красивые и нарядные платья шили в старые времена русские красавицы. Платье длинное – до пят (описать своё платье, покрасоваться). Примерно в таких нарядах де-вушки ходили на посиделки, где они пели, веселились и выбирали себе друж-ков. Давайте мы тоже оденем платья и пройдем на наши посиделки в один из домов. (небольшая декорация уголка дома)

На посиделках беседовали и играли в игры, они так и назывались – русские народные игры.

-Какие вы знаете народные игры? Сначала начинали пересчитываться, чтобы выбрать

водящего: «Тары – бары, растабары! У Варвары куры стары!»

Какие считалки знаете вы? (ответ детей 1-2).

-Сейчас мы сыграем в русскую народную игру «Звонарь» (фоновая народ-ная мелодия)

Дети встают в круг. Считалкой выбирают водящего. Он идет по кругу и при-говаривает:

Остальные игроки приплясывают на месте. На слово «звон» водящий поворачивается к игроку, стоящему возле него и, хлопнув в ладоши три раза, кланяется. Игрок тоже хлопает три раза в ладоши, кланяется и встает за во-дящим. Теперь они вдвоем идут по кругу, приговаривая:

На слово «звон» водящий опять хлопками и поклоном приглашает сле-дующего игрока включиться в игру. Так игра продолжается до тех, пока сза-ди водящего не окажется 4-6 человек. После этого дети, оставшиеся в кругу, хлопают, а водящий и выбранные им играющие приплясывают. С окончанием музыки водящий и другие играющие должны встать парами. Кому пары не хватило – тот становится водящим.

Воспитатель: Молодцы, вот мы с вами поиграли в игру. – Как она называет-ся?

На посиделках не только играли, пели песни, но и загадывали загадки.

-А вы знаете как появились загадки?

Давным-давно, ещё тогда, когда боялись люди природы. Думали тогда люди, что и дерево, и рыба, и птица — все понимают человеческий язык.

И люди, собираясь на охоту, на рыбную ловлю старались вслух не произно-сить тех слов, которые с успехом предстоящего дела связаны. А чтобы зверя обмануть, и друг друга понимать, придумали «тайный» язык, особую «загадочную» речь. Например-рыжий клубок за белым скок.

-Кто загадает нам загадку? (дети загадывают и отгадывают загадки по 1-2).

Игра на основе загадок «Угадай слово». На стене карточки, на их оборе бук-вы. По мере отгадывания загадок поворачиваем листы и получается слово «МОЛОДЦЫ». Дети выбирают отгадку и выставляют по порядку отгадыва-ния.

-Ребята, а где можно найти разные пословицы, загадки, игры? Правильно в книгах.

Воспитатель: (подойти вместе с детьми к книжному стеллажу). Посмотрите на эти книжки, они вам знакомы? Отгадайте, из какого произведения отрывок? (зачитать отрывки из 2-х, 3-х книжек).

А вот в этой книжке есть русские народные потешки и колыбельные песни. Когда вы были маленькими, ваши мамы брали вас на руки и напевали нежные колыбельные песни. Колыбельной песни восходят к глубокой древно-сти, по своей природе и функции они близки к заклинаниям, которые должны были обеспечить малышу хороший сон и здоровье.

Воспитатель: Сейчас Вика тоже попробует уложить куколку. Она споёт ей ко-лыбельную песню (включить минус мелодии «Спи, сыночек, мой усни»). Пусть теперь Аринка спит, мы не будем ей мешать.

Итог занятия: Похвалить детей за хорошие знания пословиц, поговорок, за-гадок и т. д.

1. ХВОСТ ПУШИСТЫЙ, МЕХ ЗОЛОТИСТЫЙ, В ЛЕСУ ЖИВЕТ, В ДЕРЕВНЕ КУР КРАДЕТ. (ЛИСА)

2. ВОСЕМЬ НОГ. ВОСЕМЬ РКУ, ВЫШИВАЮТ ШЕЛКОМ КРУГ. (ПАУК)

3. КРАСНЫЕ ДВЕРИ В ПЕЩЕРЕ МОЕЙ, БЕЛЫЕ ЗВЕРИ СИДЯТ У ДВЕРЕЙ. И МЯСО, И ХЛЕБ-ВСЮ ДОБЫЧУ МОЮ- Я С РАДОСТЬЮ БЕЛЫМ ЗВЕРЯМ ОТ-ДАЮ. (ГУБЫ, ЗУБЫ)

4. ЛЕЖАЛО ОДЕЯЛО МЯГКОЕ, БЕЛОЕ. СОЛНЦЕ ПРИПЕКЛО-ОДЕЯЛО ПО-ТЕКЛО. (СНЕГ)

5. БЕЛАЯ МОРКОВКА ЗИМОЙ РАСТЕТ. (СОСУЛЬКА)

6. В ОГОРОДЕ СТОИТ, НИЧЕГО НЕ ГОВОРИТ, САМ НЕ БЕРЕТ И ВОРОНАМ НЕ ДАЕТ. (ПУГАЛО)

7. ЛЕТОМ ПАПА НАШ ПРИВЕЗ В БЕЛОМ ЯЩИКЕ МОРОЗ. И ТЕПЕРЬ МОРОЗ СЕДОЙ ДОМА ЛЕТОМ И ЗИМОЙ БЕРЕЖЁТ ПРОДУКТЫ: МЯСО, РЫБУ, ФРУКТЫ. (ХОЛОДИЛЬНИК)

источник