Важнейшим источником научных представлений о воспитании и обучении человека является народная педагогика. Она представляет собой пед. опыт, сложившийся за историю существования того или иного народа. В народной педагогике отражаются культура народа, его идеалы, представления о том, каким д. б. человек. Золотой фонд научной педагогики составляют исторически сложившиеся и проверенные жизнью традиции народа в области воспитания подрастающего поколения. Народная педагогика сохранила немало выдержавших проверку временем и опытом пед. советов в виде пословиц и поговорок. Ярким проявлением пед. гения народа по праву можно считать произведения фольклора. Не утратили и сегодня своей пед. ценности такие ср-ва народной педагогики, как игры, игрушки, песни, заклички и так далее.
В ходе культурно-исторического развития в белорусской народной педагогике сложилась совокупность принципов, которыми определялись общее направление воспитат. деятельности и организация воспитания: 1) культуросо-образности; 2) связи с трудом; 3) единства воспитания с религиозно-мифологическим народным мировоззрением; 4) природосообразности; 5) цикличности.
Наиболее существенным для белорусской народной педагогики стал принцип цикличности. Он содержит в себе следующие требования: учет возрастных особенностей, преемственность, систематичность, органичное включение воспитанников во все сферы жизнедеятельности, непрерывность воспитат. воздействия.
Цикличность понимается как совокупность взаимосвязанных явлений и процессов, которые образуют законченный круговорот развития на протяжении определенного промежутка времени, обусловленного природными ритмами и сроком сельскохозяйственных работ.
Усвоение народной культуры происходило поэтапно, соответственно возрасту и возможностям каждого человека. Народное мировоззрение и традиции воспринимались детьми от рождения: через детский фольклор, игровое отражение муз. быта взрослых со всеми его местными особенностями, а также интерьер родного дома, отношения с природой, непосредственно в практ. деятельности. И этот процесс продолжался всю жизнь.
Традиционно воспитание белорусских детей осуществлялось в многодетной семье. Семьи, как правило, были многопоколенными. Традиционно воспитание рассматривается как ведущий фактор развития личности. «Разумным дзіця не родзіцца». «Нягоднік не родзіцца, а робіцца». К перевоспитанию относились весьма скептично. «З лысага цялятка лысы вол будзе», «Сокала не пераробіш у саву».
Благоприятный семейный микроклимат является традиционно важнейшим условием воспитания детей. Все споры и недоразумения решались только между мужем и женой, не на людях, дети при этом не присутствовали. Родственники при детях старались не обсуждать проступки близких им людей, особенно родителей. Как говорится, не выносили сор из избы.
Кроме того, пример родителей рассматривается как основной метод воспитания. «Дзе ў сям’і лад, там і дзеці добра гадуюцца». «Якая матка, такое і дзіцятка». «Якое дрэва, такі і клін, які бацька, такі і сын». Воспитание детей — это святая обязанность всех родителей. «Умеў дзіця радзіць, умей і вывучыць». «Твае дзеткі — табе і глядзеці».
Белорусский народ учит, что воспитание не простое дело, это сложный, кропотливый и длительный процесс. «Дзяцей ўзгадаваць не курак пасклікаць». «Што ў маленстве выхаваеш, на тое ў старасці абапрэшся». Весьма актуальным является традиционный наказ: воспитание детей начинать как можно раньше, с малых лет. «Выхоўвай дзіця як упоперак лаўкі ляжыць». «Гні галінку, пакуль маладзенькая». «Не паслухаў малы, не паслухае і вялікі».
Воспитание в белорусских семьях отличалось строгостью и требовательностью к детям. Большинство придерживалось мнения, что детей нельзя «распускаць», «патакаць ім». «З пестуна нічога не выйдзе». «Малому не панукай, а што трэба дай». Вместе с тем народная мудрость предостерегала от чрезмерной строгости и жестокости в воспитании детей. «Не біце дубцамі — павучайце слаўцамі». Считалось, что ласка, теплота, любовь позволят добиться наилучших результатов в воспитании. Близкие люди относились к детям с большой любовью. В народе говорили: «Ласка душу дастане».
Физ. наказания использовались как исключительная мера (битье ремней «спряжкой», прутом «березовой кашей»). В народе считалось, что «розга — не навука». Кроме того, белорусский народ отличается исключительным терпением, особенно в воспитании маленьких детей. «Не той моцны, хто стрымлівае коней, а хто стрымлівае сябе».
Традиционно основным воспитателем ребенка считалась мать. Главной обязанностью матери являлось воспитание детей. «Не тая маці, што нарадзіла, а тая, што ўскарміла». Все мысли и заботы матери были о детях. «Маці сама не з’есць, а дзіце накорміць». «Як дзіця плача, у маткі сэрца з болю скача».
Вместе с тем, истинным авторитетом в семье по праву являлся отец. Он был главный и полноправный хозяин, главный советчик. Все члены семьи, дети и мать, подчинялись отцу. «Бацькоўскае слова дарэмна не гаворыцца».
Авторитет бабушек и дедушек был непререкаемым. К мнению бабушек и дедушек прислушивались. К старшему поколению обращались за советом не только дети, но и все члены семьи. «Паважай старэйшых, бо сам стары будзеш», «Пасадзі на печ дзядулю, і цябе ўнукі пасадзяць».
Л. В. Ракава пишет о таких правилах культуры общения для детей:
— уступать один другому, если поссорились,
— не жаловаться друг на друга («пабіліся — памірыліся»),
— в присутствии взрослых разговаривать тихо, не кричать,
— не вмешиваться в разговор взрослых,
— если возникает необходимость обратиться с вопросом к взрослому, то необходимо дождаться конца разговора,
— входя в дом или выходя (у чужих людей) закрывать двери тихо, не стучать
— не размахивать руками во время разговора,
— не разговаривать во время еды,
— здороваться с каждым, даже незнакомым человеком.
В народе поощрялось раннее приучение детей к труду, считалось, что все должны трудиться. С 5 лет девочки заботились о младших братьях и сестрах, становились няньками, а мальчики с 7 лет пастушками. С малых лет детей приучали к уходу за животными и растениями. Почти в каждом деревенском доме держали кошку, была собака. Все это позволяло развивать у детей чувство человечности, проявлять гуманность к окружающим.
Труд у белорусов рассматривается как первое, главное направление в воспитательной системе, а также основное средство воспитания детей. «Праца не паганіць чалавека, а корміць і поіць». Родители ценили детский труд, терпеливо, с пониманием относились к тем или иным промахам, понимали, что труду необходимо учиться и это дело не одного дня.
Воспитание глубокой благодарности родителям — одна из народных традиций в семейном воспитании. «Няма лепшага друга, як родная маці». «Маміна крыло і ў мароз цеплае». «Шануй бацьку з маткаю: другіх не знойдзеш». «Няма такіх крамачак, дзе б прадавалі мамачак».
Дата добавления: 2015-06-27 ; Просмотров: 4310 ; Нарушение авторских прав? ;
Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет
источник
Народная педагогика – это совокупность и взаимозависимость представлений, взглядов, суждений, убеждений, идей, навыков и приемов народа в области воспитания, отраженных в народном творчестве.
Традиции – это свод обычаев, уставов, норм, правил поведения и взаимоотношений людей, передающийся из поколения в поколение.
Народная педагогика появилась и развивалась как результат необходимости передавать от поколения к поколению определенные трудовые знания, умения и навыки, а также правила и нормы общественного поведения, без которых была бы невозможной жизнедеятельность человека. На протяжении многих веков народная педагогика накопила определенный опыт в деле воспитания и обучения подрастающего поколения. Педагогические идеи проявились в трудовой деятельности, в традициях, обычаях, праздниках, устном народном творчестве, семейном укладе жизни. На основе практического осуществления этих педагогических идей формировалась своеобразная система народного воспитания, которая включала трудовое, религиозное, нравственное, патриотическое, умственное, эстетическое и физическое воспитание. Все эти составные части взаимосвязаны и взаимно дополняют друг друга. Основой народной педагогики было и есть трудовое воспитание. Это обусловлено всей историей развития народа. Главным творцом хранителем народных педагогических традиций во все времена была крестьянская семья. Сформированный тысячелетиями уклад жизни белорусских крестьян создал специфическую воспитательную среду, своеобразный воспитательный фон, где в согласии действовали разнообразные средства, методы и приемы воспитания.
Принцип заботы о детях до их рождения. Прежде всего, это проявлялось в выборе жениха и невесты. Они должны быть обязательно физически крепкими и здоровыми людьми. Ибо народная педагогика утверждает, что семья состоялась только в том случае, если в ней есть дети. «Як добрае семя, то добрае племя» гласит мудрость белорусского народа.
Как отмечает И. И. Калачева, «браки в белорусской семье заключались не всегда по взаимному согласию, любви. Поэтому отношения между мужем и женой не были отношениями людей влюбленных, а скорей людей, которые уважали один другого».
Свадебные обряды на Беларуси были связаны с рождением детей. В некоторых регионах невесту усаживали на кадку с приготовленным для каравая тестом и по особенностям его «поднятия» определяли плодовитость молодоженов. По сей день молодых встречают с хлебом и солью — символом плодородия.
В свадебных тостах и пожеланиях гости обязательно упоминали про детей. «Дару чатырыпадушкі, кабмелічатырыдачушкі», «Колькі ў хацевугалочкаў, кабстолькі было і сыночкаў».
Следует подчеркнуть, что в семьях к беременной женщине относились с особой заботой. Несмотря на то, что на протяжении всего периода беременности женщина продолжала заниматься домашним хозяйством, вся родня брала на себя ответственность за рождение здорового ребенка. И. Крук, фольклорист, этнокультуролог, выдвигает такой принцип народной педагогики — «подобное содействует созданию подобного или провоцирует его». Этот принцип охватывает целый ряд направлений «жизненной заботы членов семьи» и всех тех, с кем доводится встречаться беременной женщине:
а) предостережение ее самой;
б) желание положительно повлиять на формирование плода и будущую жизнь ребенка;
в) разные советы, направленные на легкие роды;
г) сохранение детородной функции в будущем .
Чтобы предостеречь беременную женщину от кесарева сечения, ей не разрешалось садиться или стоять на пороге. При встрече с незнакомым человеком или соседом, про которого шла недобрая молва, беременная женщина засовывала большой палей правой руки за пояс и тихонько шептала: «Я не одна, со мной другой». Беременная женщина не могла быть крестной матерью (умрет или ее ребенок, или крестник), подружкой на свадьбе или присутствовать во время украшения невесты (молодым угрожает несчастье). Ей не разрешалось много есть, чтобы плод не был большим, что может осложнить роды.
Для положительного формирования плода, по мнению белорусского народа, беременной женщине надо было строго придерживаться ряда правил. Нельзя переступать через веревку, чтобы ребенок не задушился пуповиной; не прикасаться к себе руками, если испугаешься пожара, чтобы у новорожденного не было красных пятен на теле; не прыгать через канаву; не лезть в окно — ребенок мог родиться мертвым. Старшее поколение считало, что различные физические патологии у детей возникали, если беременная женщина не следовала их предписаниям. Ребенок не будет расти и развиваться, если будущая мать переступит через веник, плаксивым, если она поссориться с кем–нибудь. Существовало убеждение, что ребенок будет похож на того, на кого посмотрит беременная женщина сразу после того, как услышит первое шевеление плода.
Во время приближения родов все родные прощались с роженицей и шли в другой дом или любое другое место, при этом ничего не говоря чужим людям, так как роды бывают наиболее трудными, чем больше людей об этом знает. С женщиной оставались только муж и бабка–повитуха.
Чаще всего роды проходили в бане, ее считали святым местом, так как вода обладает очищающим свойством. Чтобы облегчить роды, придерживались ряда символических приемов: обмывали замки, расплетали косы роженице, в церкви открывали двери. В особо тяжелых случаях укладывали беременную женщину на черный бараний кожух и просили мужа переступить через нее.
Сразу после рождения ребенка в изголовье матери клали предмет, который выступал как оберег (чаще всего это был березовый веник). У белорусов иметь много детей считалось счастьем: «БагатыАўдзей, поўна хата дзяцей», «Многадзяцей — много клопату, але і радасці шмат». Детей должно быть не менее трех, иначе трудно воспитать из них хороших людей. «Адзін сын — не сын, два сыны — паўсына, тры сыны — сын», «Адзін сын — смятаннік», «Задзінякабудзесабака». Однако если детей было много, женщина их рожала каждый год, то прокормить их было трудно. Соседи им сочувствовали и считали такую плодовитость божьей карой: «Былінедастаткіцераздзень, а як дзеткіпайшлі, дык штодзень».
Кроме того, в белорусской народной педагогике можно найти ряд советов людям, которые встречаются с беременной женщиной. Беременная женщина воспринималась в Беларуси с опаской. Это объяснялось тем, что кроме своей души, она носила в себе душу ребенка, который еще не родился. По поверьям эта душа приносила вред людям. Считалось, что человек, который откажет в какой–нибудь просьбе беременной женщине, понесет убытки (его съедят мыши). Родственникам, соседям нельзя было пугать беременную женщину, чтобы не начались преждевременные роды.
Принцип природосообразности — это основной принцип белорусской народной педагогики. В воспитании детей обязательно учитывались их возрастные особенности. Так выделялся период «малолетства» (от рождения до 6 —8 лет). Этот период подразделялся в свою очередь на две возрастные группы: «анёлкі» и «блазнюкі». Новорожденного называли «анёлкам». И это длилось до тех пор, пока его не отнимали от груди — в 2—3 года (Л. В. Ракова), когда он научался ходить и говорить (А. П. Орлова). К «анёлкам» относили всех детей независимо от пола. Существовало поверье, что умершие дети, которых не окрестили, и они не испробовали материнского молока, служат Богу на небе как ангелы. Наши предки верили, что «анёлкі» могут вселяться в души последующих детей. Отсюда, по всей вероятности, и название этой возрастной группы. Такая вера белорусов была обусловлена большой смертностью детей. Как свидетельствуют исследования Л. В. Раковой, среди селян до совершеннолетия доживал только каждый третий–четвертый ребенок. Половина детей в городе в семьях рабочих в конце XIX в. умирало до 5–ти лет.
От 2—3 до 6—8 лет детей называли в белорусских семьях «блазнюкамі».
Кроме того, как отмечает Л. В. Ракова, в жизни ребенка отмечались и другие периоды его роста, связанные с овладением теми или иными умениями: «садится»; «ползает»; «стоит на ножках»; «делает первые шаги»; «ходит»; «говорит первые слова». В. С. Болбас выдвигает такую возрастную классификацию присущую белорусской народной педагогике: 0—1 — «немаўлятка», 1—3 — «маленства».
Интересно, что большая часть населения Беларуси в ХІХ и даже начале ХХ в. не знала дату своего рождения и точный возраст, считало его не с конкретного числа или названия месяца, а от праздничного календаря или особых событий, которые происходили в месте, где он жил или стране. Обычно о ребенке мать говорила: «Нарадзіўся ў першыдзеньКаляд, Вялікдзень, на Міколу».
Детей воспитывали с учетом пола. У наших предков рождение мальчика было желанным — он будущий кормилец семьи, опора в старости. Девочка же — отрезанный ломоть, выйдет замуж и уйдет из отцовского дома, кроме того, чтобы ее выдать замуж, необходимо было готовить приданное. «Сын у дом грабе, а дачка ў людзізабярэ», «Хто мае дочкі, той ходзіць без сарочкі, а хто мае сынкі, той пячэблінкі».
Однако следует отметить, что желание иметь сына или дочку зависило от каждой конкретной семьи. Где чаще рождались дочки, хотели иметь сына, а где сыновья, там мечтали о дочке. Народ, конечно, понимал, что хорошо рождение ребенка любого пола. Дочка — помощница в доме: «Без дачкісям’я, што без агня».
И. И. Калачева подчеркивает, что к дочке в семье относились более мягко, так как знали, что в будущем ее могла ждать трудная, горькая доля. В то же время отношения отца к дочери были строгими. «Бацька не матуля: не пацалуе і не прытуле».
Согласно народным поверьям мальчика можно зачать в ночь с понедельника на вторник, а девочку — в ночь с пятницы на субботу.
Принцип педагогизации окружающей среды. В воспитании маленьких детей принимали участие бабка–повитуха, мать и отец, сестры и братья, крестные родители, бабушки и дедушки. Родственники, а также соседи.
Бабка–повитуха выполняла главную роль — она помогала родиться ребенку. Над новорожденным читала специальную молитву. Именно она в первый раз купала «немаўлятка». В воду добавляла лекарственные травы, обязательно бросала деньги — символ богатства и счастья. Потом на шейку и ножки ребенка завязывала красные пояски, которые были на нем, пока не выбирали крестных родителей.
Бабка–повитуха находилась при ребенке до его крещения, первая принимала из рук крестных родителей, выполняла ряд ритуалов во время крещения. Бабкой–повитухой могла стать не любая женщина. Выбирали старшую опытную знахарку, которая знала заклятья, владела приемами облегчения родов. Кроме того, обязательным условием являлось отсутствие у нее мужа — в противном случае она считалась «не чистой» и не могла претендовать на роль бабки–повитухи.
Через несколько дней после рождения ребенка (но не позже чем через неделю) родители выбирали крестных. В крестные (кумовья) выбирали по определенным критериям:
— предпочтение отдавалось богатым кумовьям, тогда и ребенок будет жить в достатке;
— в крестные следует брать того, у кого много детей. А у кого детей нет, того в кумовья брать нельзя, потому что и «у тебя детей не будет».
Крестным отцом мог быть старший брат матери или уважаемый и богатый родственник. У него было много обязанностей: участвовал в обряде крещения, а затем ритуальном обеде. Именно он выполнял древний обряд — первое пострижение волос ребенка. Крестная мать выполняла такие же функции, но ее влияние было значительно слабее.
Основным воспитателем детей принято считать мать. «Ніхтодзецям так не спагадае, як мацірадная». Мать была их первым воспитателем, именно она проводила с ними большую часть времени. «Не тая маці, штонарадзіла, а тая, штоўскарміла».
В год, после совершения обряда подстрига, воспитанием ребенка начинал заниматься отец. Вместе с тем, до 4—5 лет дети полностью находились под опекой матери: она их кормила, досматривала, давала небольшие поручения.
С 5 лет девочки помогали матери нянчить младших братьев и сестер, а мальчик с 7 лет становился пастушком. Все это позволяет утверждать, что в воспитании «немаўляткі» важную роль играли старшие сестры, братья же могли его позабавить в свободное от работы время.
Помогали воспитывать детей бабушки и дедушки. Они могли спеть им колыбельную, позабавить потешкой, делали первые игрушки. Бабушки шили, латали, а главное могли приласкать ребенка.
В случае несчастья родственники, крестные родители, соседи брали на себя заботу о ребенке. «Хто не любіцьчужыхдзяцей, той ніколі не ўзгадаеўласных — народжашыядзецібудуцьпаміраць у раннімузросце». Отношения с соседями чаще всего были доброжелательные. «Бліжнягасуседапасадзіўперадўсіх», «Чагосабежадаеш, таго і суседу».
Принцип приоритетной роли семейного воспитания. «У кагодзеці — у таго і шчасце». «Без маткі і сонца не грэе». «Без маці, без айцаблукаеццаякаўца».
Трудной была судьба детей, у которых умерла мать и их воспитывала мачеха. Своим детям она давала цельное молоко, а неродным, как отмечают очевидцы, наполовну разбавляла водой.
Дети, которые воспитывались без матери и отца чаще всего имели проблемы в воспитании. «Хтосіратою не бываў, той і ліха не знаў».
Принцип имянаречения. Белорусы большое значение придавали имени ребенка. Считалось, что с именем связана судьба человека, его счастье, здоровье или наоборот несчастье, болезни. В некоторых семьях имена передавались из поколения в поколение (и дед, и отец, и даже все сыновья были Иванами). Бывало и так, что одного из сыновей, обычно старшего, называли в честь деда, а другого в честь отца. Давались имена наиболее хозяйственных, заботливых родственников, людей почитаемых в округе. Часто имя ребенку давали такое, которое соответствовало местным традициям, национальное (Алесь, Янка и др.), придерживались церковного календаря.
Новорожденным не давали имена умерших детей, так как считали, что ребенка может постигнуть такая же участь. Было широко распространено поверье, что если дать ребенку имя человека с плохими чертами характера — пьяниц, лодырей, преступников, то к ребенку вместе с именем перейдут и их отрицательные проявления. Имя мальчика в основном выбирал отец, а девочки мать.
Принцип оздоровительной направленности воспитания. В некоторых местах Беларуси сохранился обычай — при рождении ребенка посадить дерево. Считалось, что дерево является источником жизни и роста и даже влияет на судьбу ребенка.
Наиболее почитаемым деревом у славян был дуб, который символизировал силу, твердость духа.
Повсеместно в Беларуси матери кормили детей грудным молоком до 1,5—2 лет, а некоторые и больше — до 2—3 лет. Причем, как замечает Л. В. Ракова, дети часто стыдились своей привычки и старались, чтобы их в этот момент никто не видел. Они брали мать за руку и вели в дом или другое укромное место. Кормление грудью после года было чаще символичным, так как дети уже ели разнообразную пищу, которая готовилась в семье. Для того чтобы отучить от груди, детей уговаривали, а в некоторых случаях намазывали соски горчицей или чем–нибудь невкусным.
Грудное молоко было основной пищей. В перерывах между кормлениями давали «сусолку» (черный жеваный хлеб, печенье или пряник заворачивали в льняную тряпочку). Если материнского молока не хватало, то с 4—5 мес. ребенка кормили коровьим, реже овечьим молоком. Ослабленных детей поили козьим молоком, которое считалось целебным. В полгода начинали давать молочные каши (манную, гречневую, овсяную). Прикармливали супами, борщами, киселем, компотом, из яиц готовили омлет. Крестьяне считали полезным продуктом для маленьких детей соленое сало. Для лучшего прорезывания зубов давали сухарик. Годовалые дети грызли морковь, брюкву, свеклу и даже картофель. В народе считалось, что детям полезны вареные, печеные, сырые овощи. Копчености не давали.
Спал ребенок в деревянной люльке («калыске», «зыбке»), которую летом во время жнива брали с собой в поле. Вешали ее на дерево или ставили в тенек около снопов. А чтобы не приставали мухи, комары, оборачивали тканью. Делали соломенные и полотняные люльки, которые мать могла легко вскинуть на плечо и нести в поле. Существовало поверье, что дети будут уважать родителей, если «калыску» сделает отец. Потом она переходила к последующим детям.
До года ребенка любого возраста пеленали в пеленки из старого льняного полотна, которое хорошо впитывало влагу, не вызывало раздражения кожи. Чтобы ножки были ровными, сверху перевязывали узким домотканым пояском («співачком»). Однако несколько раз в день, когда меняли пеленки, развязывали и давали ребенку подвигаться. Пеленали до того времени, пока он не вставал на ножки.
Как только ребенок научался ходить, его пускали на земляной пол, травку, песок, который был во дворе.
Принцип воспитания в труде. Этот принцип находил свое подтверждение еще до рождения ребенка.
У белорусов идеальной принято было считать многодетную семью, потому что благосостояние зависило от того, сколько в ней было тружеников. Молодой муж просил свою жену:Радзі мне дзевятьсыноў,А дзесятую дочку…Сыны будуць поле баранаваць,А дачка хустачкіткаць.
При рождении ребенка существовал такой обычай: бабка–повитуха обрезала пуповину мальчика на топоре, а девочки на прялке или ткацком станке, чтобы они выросли трудолюбивыми людьми.
К концу первого года жизни детей приучали самостоятельно мыться, причесываться, держать ложку в руке, пользоваться ею, справлять нужду в специально отведенных местах.
Принцип пестования. Народная мудрость гласит: «Да пяці лет пястуй як яечка, з сяміпасі як авечку, тадывыйдзе на чалавечка».
В белорусских семьях к маленьким детям относились с особым теплом, вниманием, нежностью. Их окружали любовью и лаской. Считали, что ребенку необходимо дать все, что он попросит, лишь бы не плакал. Детей называли ласково: Манечка, Степачка и др.
Родители одинаково относились ко всем детям: они всех любят, никого не выделяют. «Які палец ніўрэж, то кожныбаліць», «Будзекаторамудзіцяцікепска, то ўсебацькамсэрцабаліць».
источник
Народная педагогика – это совокупность и взаимозависимость представлений, взглядов, суждений, убеждений, идей, навыков и приемов народа в области воспитания, отраженных в народном творчестве.
Традиции – это свод обычаев, уставов, норм, правил поведения и взаимоотношений людей, передающийся из поколения в поколение.
Народная педагогика появилась и развивалась как результат необходимости передавать от поколения к поколению определенные трудовые знания, умения и навыки, а также правила и нормы общественного поведения, без которых была бы невозможной жизнедеятельность человека. На протяжении многих веков народная педагогика накопила определенный опыт в деле воспитания и обучения подрастающего поколения. Педагогические идеи проявились в трудовой деятельности, в традициях, обычаях, праздниках, устном народном творчестве, семейном укладе жизни. На основе практического осуществления этих педагогических идей формировалась своеобразная система народного воспитания, которая включала трудовое, религиозное, нравственное, патриотическое, умственное, эстетическое и физическое воспитание. Все эти составные части взаимосвязаны и взаимно дополняют друг друга. Основой народной педагогики было и есть трудовое воспитание. Это обусловлено всей историей развития народа. Главным творцом хранителем народных педагогических традиций во все времена была крестьянская семья. Сформированный тысячелетиями уклад жизни белорусских крестьян создал специфическую воспитательную среду, своеобразный воспитательный фон, где в согласии действовали разнообразные средства, методы и приемы воспитания.
Принцип заботы о детях до их рождения. Прежде всего, это проявлялось в выборе жениха и невесты. Они должны быть обязательно физически крепкими и здоровыми людьми. Ибо народная педагогика утверждает, что семья состоялась только в том случае, если в ней есть дети. «Як добрае семя, то добрае племя» гласит мудрость белорусского народа.
Как отмечает И. И. Калачева, «браки в белорусской семье заключались не всегда по взаимному согласию, любви. Поэтому отношения между мужем и женой не были отношениями людей влюбленных, а скорей людей, которые уважали один другого».
Свадебные обряды на Беларуси были связаны с рождением детей. В некоторых регионах невесту усаживали на кадку с приготовленным для каравая тестом и по особенностям его «поднятия» определяли плодовитость молодоженов. По сей день молодых встречают с хлебом и солью — символом плодородия.
В свадебных тостах и пожеланиях гости обязательно упоминали про детей. «Дару чатырыпадушкі, кабмелічатырыдачушкі», «Колькі ў хацевугалочкаў, кабстолькі было і сыночкаў».
Следует подчеркнуть, что в семьях к беременной женщине относились с особой заботой. Несмотря на то, что на протяжении всего периода беременности женщина продолжала заниматься домашним хозяйством, вся родня брала на себя ответственность за рождение здорового ребенка. И. Крук, фольклорист, этнокультуролог, выдвигает такой принцип народной педагогики — «подобное содействует созданию подобного или провоцирует его». Этот принцип охватывает целый ряд направлений «жизненной заботы членов семьи» и всех тех, с кем доводится встречаться беременной женщине:
а) предостережение ее самой;
б) желание положительно повлиять на формирование плода и будущую жизнь ребенка;
в) разные советы, направленные на легкие роды;
г) сохранение детородной функции в будущем .
Чтобы предостеречь беременную женщину от кесарева сечения, ей не разрешалось садиться или стоять на пороге. При встрече с незнакомым человеком или соседом, про которого шла недобрая молва, беременная женщина засовывала большой палей правой руки за пояс и тихонько шептала: «Я не одна, со мной другой». Беременная женщина не могла быть крестной матерью (умрет или ее ребенок, или крестник), подружкой на свадьбе или присутствовать во время украшения невесты (молодым угрожает несчастье). Ей не разрешалось много есть, чтобы плод не был большим, что может осложнить роды.
Для положительного формирования плода, по мнению белорусского народа, беременной женщине надо было строго придерживаться ряда правил. Нельзя переступать через веревку, чтобы ребенок не задушился пуповиной; не прикасаться к себе руками, если испугаешься пожара, чтобы у новорожденного не было красных пятен на теле; не прыгать через канаву; не лезть в окно — ребенок мог родиться мертвым. Старшее поколение считало, что различные физические патологии у детей возникали, если беременная женщина не следовала их предписаниям. Ребенок не будет расти и развиваться, если будущая мать переступит через веник, плаксивым, если она поссориться с кем–нибудь. Существовало убеждение, что ребенок будет похож на того, на кого посмотрит беременная женщина сразу после того, как услышит первое шевеление плода.
Во время приближения родов все родные прощались с роженицей и шли в другой дом или любое другое место, при этом ничего не говоря чужим людям, так как роды бывают наиболее трудными, чем больше людей об этом знает. С женщиной оставались только муж и бабка–повитуха.
Чаще всего роды проходили в бане, ее считали святым местом, так как вода обладает очищающим свойством. Чтобы облегчить роды, придерживались ряда символических приемов: обмывали замки, расплетали косы роженице, в церкви открывали двери. В особо тяжелых случаях укладывали беременную женщину на черный бараний кожух и просили мужа переступить через нее.
Сразу после рождения ребенка в изголовье матери клали предмет, который выступал как оберег (чаще всего это был березовый веник). У белорусов иметь много детей считалось счастьем: «БагатыАўдзей, поўна хата дзяцей», «Многадзяцей — много клопату, але і радасці шмат». Детей должно быть не менее трех, иначе трудно воспитать из них хороших людей. «Адзін сын — не сын, два сыны — паўсына, тры сыны — сын», «Адзін сын — смятаннік», «Задзінякабудзесабака». Однако если детей было много, женщина их рожала каждый год, то прокормить их было трудно. Соседи им сочувствовали и считали такую плодовитость божьей карой: «Былінедастаткіцераздзень, а як дзеткіпайшлі, дык штодзень».
Кроме того, в белорусской народной педагогике можно найти ряд советов людям, которые встречаются с беременной женщиной. Беременная женщина воспринималась в Беларуси с опаской. Это объяснялось тем, что кроме своей души, она носила в себе душу ребенка, который еще не родился. По поверьям эта душа приносила вред людям. Считалось, что человек, который откажет в какой–нибудь просьбе беременной женщине, понесет убытки (его съедят мыши). Родственникам, соседям нельзя было пугать беременную женщину, чтобы не начались преждевременные роды.
Принцип природосообразности — это основной принцип белорусской народной педагогики. В воспитании детей обязательно учитывались их возрастные особенности. Так выделялся период «малолетства» (от рождения до 6 —8 лет). Этот период подразделялся в свою очередь на две возрастные группы: «анёлкі» и «блазнюкі». Новорожденного называли «анёлкам». И это длилось до тех пор, пока его не отнимали от груди — в 2—3 года (Л. В. Ракова), когда он научался ходить и говорить (А. П. Орлова). К «анёлкам» относили всех детей независимо от пола. Существовало поверье, что умершие дети, которых не окрестили, и они не испробовали материнского молока, служат Богу на небе как ангелы. Наши предки верили, что «анёлкі» могут вселяться в души последующих детей. Отсюда, по всей вероятности, и название этой возрастной группы. Такая вера белорусов была обусловлена большой смертностью детей. Как свидетельствуют исследования Л. В. Раковой, среди селян до совершеннолетия доживал только каждый третий–четвертый ребенок. Половина детей в городе в семьях рабочих в конце XIX в. умирало до 5–ти лет.
От 2—3 до 6—8 лет детей называли в белорусских семьях «блазнюкамі».
Кроме того, как отмечает Л. В. Ракова, в жизни ребенка отмечались и другие периоды его роста, связанные с овладением теми или иными умениями: «садится»; «ползает»; «стоит на ножках»; «делает первые шаги»; «ходит»; «говорит первые слова». В. С. Болбас выдвигает такую возрастную классификацию присущую белорусской народной педагогике: 0—1 — «немаўлятка», 1—3 — «маленства».
Интересно, что большая часть населения Беларуси в ХІХ и даже начале ХХ в. не знала дату своего рождения и точный возраст, считало его не с конкретного числа или названия месяца, а от праздничного календаря или особых событий, которые происходили в месте, где он жил или стране. Обычно о ребенке мать говорила: «Нарадзіўся ў першыдзеньКаляд, Вялікдзень, на Міколу».
Детей воспитывали с учетом пола. У наших предков рождение мальчика было желанным — он будущий кормилец семьи, опора в старости. Девочка же — отрезанный ломоть, выйдет замуж и уйдет из отцовского дома, кроме того, чтобы ее выдать замуж, необходимо было готовить приданное. «Сын у дом грабе, а дачка ў людзізабярэ», «Хто мае дочкі, той ходзіць без сарочкі, а хто мае сынкі, той пячэблінкі».
Однако следует отметить, что желание иметь сына или дочку зависило от каждой конкретной семьи. Где чаще рождались дочки, хотели иметь сына, а где сыновья, там мечтали о дочке. Народ, конечно, понимал, что хорошо рождение ребенка любого пола. Дочка — помощница в доме: «Без дачкісям’я, што без агня».
И. И. Калачева подчеркивает, что к дочке в семье относились более мягко, так как знали, что в будущем ее могла ждать трудная, горькая доля. В то же время отношения отца к дочери были строгими. «Бацька не матуля: не пацалуе і не прытуле».
Согласно народным поверьям мальчика можно зачать в ночь с понедельника на вторник, а девочку — в ночь с пятницы на субботу.
Принцип педагогизации окружающей среды. В воспитании маленьких детей принимали участие бабка–повитуха, мать и отец, сестры и братья, крестные родители, бабушки и дедушки. Родственники, а также соседи.
Бабка–повитуха выполняла главную роль — она помогала родиться ребенку. Над новорожденным читала специальную молитву. Именно она в первый раз купала «немаўлятка». В воду добавляла лекарственные травы, обязательно бросала деньги — символ богатства и счастья. Потом на шейку и ножки ребенка завязывала красные пояски, которые были на нем, пока не выбирали крестных родителей.
Бабка–повитуха находилась при ребенке до его крещения, первая принимала из рук крестных родителей, выполняла ряд ритуалов во время крещения. Бабкой–повитухой могла стать не любая женщина. Выбирали старшую опытную знахарку, которая знала заклятья, владела приемами облегчения родов. Кроме того, обязательным условием являлось отсутствие у нее мужа — в противном случае она считалась «не чистой» и не могла претендовать на роль бабки–повитухи.
Через несколько дней после рождения ребенка (но не позже чем через неделю) родители выбирали крестных. В крестные (кумовья) выбирали по определенным критериям:
— предпочтение отдавалось богатым кумовьям, тогда и ребенок будет жить в достатке;
— в крестные следует брать того, у кого много детей. А у кого детей нет, того в кумовья брать нельзя, потому что и «у тебя детей не будет».
Крестным отцом мог быть старший брат матери или уважаемый и богатый родственник. У него было много обязанностей: участвовал в обряде крещения, а затем ритуальном обеде. Именно он выполнял древний обряд — первое пострижение волос ребенка. Крестная мать выполняла такие же функции, но ее влияние было значительно слабее.
Основным воспитателем детей принято считать мать. «Ніхтодзецям так не спагадае, як мацірадная». Мать была их первым воспитателем, именно она проводила с ними большую часть времени. «Не тая маці, штонарадзіла, а тая, штоўскарміла».
В год, после совершения обряда подстрига, воспитанием ребенка начинал заниматься отец. Вместе с тем, до 4—5 лет дети полностью находились под опекой матери: она их кормила, досматривала, давала небольшие поручения.
С 5 лет девочки помогали матери нянчить младших братьев и сестер, а мальчик с 7 лет становился пастушком. Все это позволяет утверждать, что в воспитании «немаўляткі» важную роль играли старшие сестры, братья же могли его позабавить в свободное от работы время.
Помогали воспитывать детей бабушки и дедушки. Они могли спеть им колыбельную, позабавить потешкой, делали первые игрушки. Бабушки шили, латали, а главное могли приласкать ребенка.
В случае несчастья родственники, крестные родители, соседи брали на себя заботу о ребенке. «Хто не любіцьчужыхдзяцей, той ніколі не ўзгадаеўласных — народжашыядзецібудуцьпаміраць у раннімузросце». Отношения с соседями чаще всего были доброжелательные. «Бліжнягасуседапасадзіўперадўсіх», «Чагосабежадаеш, таго і суседу».
Принцип приоритетной роли семейного воспитания. «У кагодзеці — у таго і шчасце». «Без маткі і сонца не грэе». «Без маці, без айцаблукаеццаякаўца».
Трудной была судьба детей, у которых умерла мать и их воспитывала мачеха. Своим детям она давала цельное молоко, а неродным, как отмечают очевидцы, наполовну разбавляла водой.
Дети, которые воспитывались без матери и отца чаще всего имели проблемы в воспитании. «Хтосіратою не бываў, той і ліха не знаў».
Принцип имянаречения. Белорусы большое значение придавали имени ребенка. Считалось, что с именем связана судьба человека, его счастье, здоровье или наоборот несчастье, болезни. В некоторых семьях имена передавались из поколения в поколение (и дед, и отец, и даже все сыновья были Иванами). Бывало и так, что одного из сыновей, обычно старшего, называли в честь деда, а другого в честь отца. Давались имена наиболее хозяйственных, заботливых родственников, людей почитаемых в округе. Часто имя ребенку давали такое, которое соответствовало местным традициям, национальное (Алесь, Янка и др.), придерживались церковного календаря.
Новорожденным не давали имена умерших детей, так как считали, что ребенка может постигнуть такая же участь. Было широко распространено поверье, что если дать ребенку имя человека с плохими чертами характера — пьяниц, лодырей, преступников, то к ребенку вместе с именем перейдут и их отрицательные проявления. Имя мальчика в основном выбирал отец, а девочки мать.
Принцип оздоровительной направленности воспитания. В некоторых местах Беларуси сохранился обычай — при рождении ребенка посадить дерево. Считалось, что дерево является источником жизни и роста и даже влияет на судьбу ребенка.
Наиболее почитаемым деревом у славян был дуб, который символизировал силу, твердость духа.
Повсеместно в Беларуси матери кормили детей грудным молоком до 1,5—2 лет, а некоторые и больше — до 2—3 лет. Причем, как замечает Л. В. Ракова, дети часто стыдились своей привычки и старались, чтобы их в этот момент никто не видел. Они брали мать за руку и вели в дом или другое укромное место. Кормление грудью после года было чаще символичным, так как дети уже ели разнообразную пищу, которая готовилась в семье. Для того чтобы отучить от груди, детей уговаривали, а в некоторых случаях намазывали соски горчицей или чем–нибудь невкусным.
Грудное молоко было основной пищей. В перерывах между кормлениями давали «сусолку» (черный жеваный хлеб, печенье или пряник заворачивали в льняную тряпочку). Если материнского молока не хватало, то с 4—5 мес. ребенка кормили коровьим, реже овечьим молоком. Ослабленных детей поили козьим молоком, которое считалось целебным. В полгода начинали давать молочные каши (манную, гречневую, овсяную). Прикармливали супами, борщами, киселем, компотом, из яиц готовили омлет. Крестьяне считали полезным продуктом для маленьких детей соленое сало. Для лучшего прорезывания зубов давали сухарик. Годовалые дети грызли морковь, брюкву, свеклу и даже картофель. В народе считалось, что детям полезны вареные, печеные, сырые овощи. Копчености не давали.
Спал ребенок в деревянной люльке («калыске», «зыбке»), которую летом во время жнива брали с собой в поле. Вешали ее на дерево или ставили в тенек около снопов. А чтобы не приставали мухи, комары, оборачивали тканью. Делали соломенные и полотняные люльки, которые мать могла легко вскинуть на плечо и нести в поле. Существовало поверье, что дети будут уважать родителей, если «калыску» сделает отец. Потом она переходила к последующим детям.
До года ребенка любого возраста пеленали в пеленки из старого льняного полотна, которое хорошо впитывало влагу, не вызывало раздражения кожи. Чтобы ножки были ровными, сверху перевязывали узким домотканым пояском («співачком»). Однако несколько раз в день, когда меняли пеленки, развязывали и давали ребенку подвигаться. Пеленали до того времени, пока он не вставал на ножки.
Как только ребенок научался ходить, его пускали на земляной пол, травку, песок, который был во дворе.
Принцип воспитания в труде. Этот принцип находил свое подтверждение еще до рождения ребенка.
У белорусов идеальной принято было считать многодетную семью, потому что благосостояние зависило от того, сколько в ней было тружеников. Молодой муж просил свою жену:Радзі мне дзевятьсыноў,А дзесятую дочку…Сыны будуць поле баранаваць,А дачка хустачкіткаць.
При рождении ребенка существовал такой обычай: бабка–повитуха обрезала пуповину мальчика на топоре, а девочки на прялке или ткацком станке, чтобы они выросли трудолюбивыми людьми.
К концу первого года жизни детей приучали самостоятельно мыться, причесываться, держать ложку в руке, пользоваться ею, справлять нужду в специально отведенных местах.
Принцип пестования. Народная мудрость гласит: «Да пяці лет пястуй як яечка, з сяміпасі як авечку, тадывыйдзе на чалавечка».
В белорусских семьях к маленьким детям относились с особым теплом, вниманием, нежностью. Их окружали любовью и лаской. Считали, что ребенку необходимо дать все, что он попросит, лишь бы не плакал. Детей называли ласково: Манечка, Степачка и др.
Родители одинаково относились ко всем детям: они всех любят, никого не выделяют. «Які палец ніўрэж, то кожныбаліць», «Будзекаторамудзіцяцікепска, то ўсебацькамсэрцабаліць».
источник