Меню

Возрастные особенности реакций мышц на нагрузку

§4. Особенности реакций организма на физическую нагрузку в различные возрастные периоды

Влияние физических нагрузок на организм. Мышечная работа связана со значительными энергетическими затратами, а следовательно, требует увеличения притока кислорода. Это достигается прежде всего усилением деятельности органов дыхания и сердечно-сосудистой системы. Увеличиваются частота сердечных сокращений, систолический объем крови (количество крови, выбрасываемое при каждом сокращении) и минутный объем крови. Усиленное кровоснабжение обеспечивает кровью не только мышцы, но и центральную нервную систему, что создает благоприятные условия для ее более интенсивной деятельности. Интенсификация обменных процессов при мышечной работе приводит к необходимости усиленного выделения продуктов обмена, что достигается повышением активности потовых желез, играющих также важную роль в поддержании постоянной температуры тела. Все это свидетельствует о том, что физические нагрузки, требующие усиления мышечной работы, оказывают активизирующее влияние на деятельность физиологических систем. Кроме того, выполнение физических нагрузок оказывает стимулирующее влияние на двигательную систему, приводит к совершенствованию двигательных качеств. Вместе с тем эффективность физических нагрузок и их стимулирующее влияние на организм могут быть достигнуты только при учете возрастных возможностей организма ребенка, и прежде всего возрастных особенностей опорно-двигательного аппарата, обусловленных степенью его структурно-функциональной зрелости. В дошкольном возрасте, когда двигательные качества, в особенности выносливость, еще низки, дети не могут долго выполнять динамическую и статическую работу. Способность к выполнению физических нагрузок возрастает к младшему школьному возрасту. Особенно выражено нарастание всех показателей мышечной работоспособности с 11 — 12 лет. Так, объем динамической работы (в кгм), выполненной 10-летними школьниками, на 50% больше, чем у 7-летних, а в возрасте 14—15 лет он соответственно больше на 300—400%. Мощность работы с 7 до 11 лет увеличивается всего на 30%, а с И до 16 лет—более чем на 200%. Так же стремительно начиная с 12 лет растет у школьников работоспособность при статических напряжениях. Вместе с тем даже у 15—16-летних по сравнению с 18-летними учащимися мощность работы составляет 66—70%, а у 18-летних объем работы и мощность лишь приближаются к нижней границе этих же показателей у взрослых. Возрастные особенности мышечной работоспособности, которые проявляются при динамической работе и статических напряжениях, неотделимо связаны с особенностями высшей нервной деятельности и сказываются на процессе тренировки и производительности в единицу времени. Так, тренировка по одному и тому же виду работы требует у 14-летних подростков в 2 раза больше времени, чем у взрослых. Производительность же работы на единицу времени у 14—15-летних составляет 65—70% от производительности взрослого. Время на отдых 15—18-летним школьникам требуется во много раз большее, чем затрачено на работу. Если 20-летнему для отдыха нужно время в 2 раза большее, чем затрачено на работу, то 17-летнему, даже тренированному к физической работе, его требуется в 4 раза больше. Проявляются определенные различия в мышечной работоспособности учащихся и в связи с их полом. Степень утомляемости при выполнении дозированной динамической мышечной работы у девочек и мальчиков в пределах одной возрастной группы одинакова. Сила же, выносливость и другие показатели мышечной работоспособности у девочек в среднем ниже, чем у мальчиков. Характерные особенности мышечной работоспособности девочек и девушек сказываются на объеме выполненных, особенно тяжелых работ. Работы средней тяжести и тяжелые выполняются девочками и девушками в меньшем объеме и вызывают более глубокие сдвиги в организме, чем у мальчиков и юношей. Адаптация к одной и той же работе у девочек происходит труднее, а работоспособность снижается быстрее, чем у мальчиков. Оптимальным для тренирующих влияний физических нагрузок является возраст от 9—10 до 13—14 лет, когда наиболее интенсивно формируются основные звенья двигательной системы и двигательные качества. Большими потенциальными возможностями для совершенствования двигательной системы обладает подростковый возраст. Это подтверждают яркие примеры достижений подростков в таких видах спорта, как художественная и спортивная гимнастика , фигурное катание, а также в балете, танцах, где мы наблюдаем удивительно высокие проявления координации движения. Вместе с тем следует учитывать, что этот возраст характеризуется значительными перестройками в функционировании организма, связанными с половым созреванием. Поэтому для подростков мальчиков и девочек, не занимающихся систематически спортом, надо дозировать нагрузки, связанные с проявлением максимальной силы и выносливости. При учете функциональных возможностей детского организма физические нагрузки оказывают чрезвычайно благоприятные влияния на физическое и умственное развитие ребенка. Физические упражнения являются эффективным средством совершенствования двигательного аппарата человека. Они лежат в основе любого двигательного навыка и умения. Под влиянием упражнений формируются законченность и устойчивость всех форм двигательной деятельности человека. Физиологический смысл упражнения сводится к образованию динамического стереотипа. В начальный период выполнения упражнения имеет место широко распространенное возбуждение в коре больших полушарий головного мозга. В деятельное состояние вовлекается большое число мышц, движения ученика неловки, суетливы, хаотичны. При этом сокращаются многочисленные мышечные группы, часто не имеющие никакого отношения к данному двигательному акту. Вследствие этого развивается торможение, снижается мышечная работоспособность. По мере упражнений широко распространенное корковое возбуждение концентрируется в ограниченной группе мышц, непосредственно связанных с данным упражнением или двигательным актом, образуется очаг стационарного возбуждения, отчего движения становятся более четкими, свободными, координированными и более экономичными в смысле затрат времени и энергии. На заключительной стадии образуется устойчивый стереотип, по мере повторения упражнения движения становятся автоматизированными, хорошо координированными, и они выполняются только за счет сопряжения тех групп мышц, которые необходимы для данного двигательного акта. Систематической тренировкой достигается увеличение мощности и полезного действия мышц тела. Это увеличение достигается благодаря развитию мышц, участвующих в данной работе (тренируемые мышцы увеличиваются в объеме, в связи с чем возрастает и их сила), а также в результате изменений, которые претерпевают сердечно-сосудистая и дыхательная системы. Дыхание у тренированных людей в покое более редкое и доходит до 8—10 в 1 мин по сравнению с 16—20 у нетренированных. Уменьшение частоты дыхания сопровождается углублением дыхания, поэтому вентиляция легких не уменьшается. При мышечной работе легочная вентиляция может доходить до 120 л в минуту. У тренированных людей увеличение вентиляции совершается за счет углубления дыхания, тогда как у нетренированных— за счет учащения дыхания, которое остается поверхностным. Углубленное дыхание тренированных людей способствует лучшему насыщению крови кислородом. У тренированных людей происходит уменьшение числа сердечных сокращений, но увеличивается систолический (ударный) и минутный объем крови при незначительном учащении работы сердца. У нетренированных людей минутный объем увеличивается за счет учащения сердечной деятельности при незначительном повышении систолического объема. Тренированность, которая может быть достигнута средствами физического воспитания ребенка, приводит не только к физическому совершенствованию детей и укреплению их здоровья, она отражается на развитии высших нервных функций и психических процессов, способствует гармоническому развитию личности. Утомление при различных видах мышечной работы, его возрастные особенности. Тренированность к физическим нагрузкам имеет важное значение для уменьшения степени утомления при мышечных нагрузках. Утомлением называется временное снижение работоспособности целостного организма, его органов и систем, наступающее после длительной напряженной или кратковременной чрезмерно интенсивной работы. Физическое утомление наступает после длительных и интенсивных мышечных нагрузок. При резко выраженном утомлении развивается длительное укорочение мышц, их неспособность к полному расслаблению — контрактура. Понижение физической работоспособности связано как с изменением в самой мышце, так и с изменениями в центральной нервной системе. Роль ЦНС в развитии мышечного утомления впервые была установлена И. М. Сеченовым, который показал, что восстановление работоспособности одной руки после длительного подъема груза значительно ускоряется, если в период отдыха производить работу другой рукой. В отличие от простого отдыха такой отдых называется активным и рассматривается как доказательство того, что утомление развивается прежде всего в нервных центрах. О роли центральной нервной системы в развитии утомления свидетельствуют также данные о повышении работоспособности под влиянием положительных эмоций и мотиваций. Связь утомления с деятельностью центральной нервной системы и периферического аппарата свидетельствует о том, что степень их зрелости определяет физическую работоспособность в детском возрасте. Чем младше ребенок, тем быстрее наступает физическое утомление при мышечных нагрузках. Очень низкий уровень энергетического обмена в мышцах новорожденных и грудных детей, а также незрелость нервной системы определяют их быструю утомляемость. Одним из существенных переломных этапов развития физической работоспособности является возраст 6 лет, характеризующийся высокими энергетическими возможностями скелетных мышц и выраженными изменениями в структурно-функциональном созревании центральной нервной системы. Вместе с тем у детей дошкольного и младшего школьного возраста еще не наступила окончательная дифференцировка скелетных мышц. Физическая работоспособность в младшем школьном возрасте в 2,5 раза меньше, чем у 15—16-летних. Важным переломным этапом в развитии физической работоспособности является возраст 12—13 лет, когда происходят существенные изменения энергетики мышечного сокращения. Повышение физической работоспособности в этом возрасте сказывается на показателях мышечной выносливости, в возможности перенесения длительных нагрузок с меньшей степенью утомления. Правильно дозированные физические нагрузки, учитывающие степень структурно-функциональной зрелости физиологических систем ребенка в различные возрастные периоды, предотвращают развитие длительного утомления. Повышению работоспособности учащихся способствует чередование умственного и физического труда.

Советуем прочитать:  Гимнастика упражнение для мышцы ягодиц

Для продолжения скачивания необходимо пройти капчу:

источник

Особенности реакций организма на физическую нагрузку в различные возрастные периоды

Влияние физических нагрузок на организм. Мышечная работа связана со значительными энергетическими затратами, а следовательно, требует увеличения притока кислорода. Это достигается прежде всего усилением деятельности органов дыхания и сердечно-сосудистой системы. Увеличиваются частота сердечных сокращений, систолический объем крови (количество крови, выбрасываемое при каждом сокращении) и минутный объем крови. Усиленное кровоснабжение обеспечивает кровью не только мышцы, но и центральную нервную систему, что создает благоприятные условия для ее более интенсивной деятельности. Интенсификация обменных процессов при мышечной работе приводит к необходимости усиленного выделения продуктов обмена, что достигается повышением активности потовых желез, играющих также важную роль в поддержании постоянной температуры тела. Все это свидетельствует о том, что физические нагрузки, требующие усиления мышечной работы, оказывают активизирующее влияние на деятельность физиологических систем. Кроме того, выполнение физических нагрузок оказывает стимулирующее влияние на двигательную систему, приводит к совершенствованию двигательных качеств. Вместе с тем эффективность физических нагрузок и их стимулирующее влияние на организм могут быть достигнуты только при учете возрастных возможностей организма ребенка, и прежде всего возрастных особенностей опорно-двигательного аппарата, обусловленных степенью его структурно-функциональной зрелости.
В дошкольном возрасте, когда двигательные качества, в особенности выносливость, еще низки, дети не могут долго выполнять динамическую и статическую работу. Способность к выполнению физических нагрузок возрастает к младшему школьному возрасту. Особенно выражено нарастание всех показателей мышечной работоспособности с 11 — 12 лет. Так, объем динамической работы (в кгм), выполненной 10-летними школьниками, на 50% больше, чем у 7-летних, а в возрасте 14—15 лет он соответственно больше на 300—400%. Мощность работы с 7 до 11 лет увеличивается всего на 30%, а с И до 16 лет—более чем на 200%. Так же стремительно начиная с 12 лет растет у школьников работоспособность при статических напряжениях. Вместе с тем даже у 15—16-летних по сравнению с 18-летними учащимися мощность работы составляет 66—70%, а у 18-летних объем работы и мощность лишь приближаются к нижней границе этих же показателей у взрослых.
Возрастные особенности мышечной работоспособности, которые проявляются при динамической работе и статических напряжениях, неотделимо связаны с особенностями высшей нервной деятельности и сказываются на процессе тренировки и производительности в единицу времени. Так, тренировка по одному и тому же виду работы требует у 14-летних подростков в 2 раза больше времени, чем у взрослых. Производительность же работы на единицу времени у 14—15-летних составляет 65—70% от производительности взрослого. Время на отдых 15—18-летним школьникам требуется во много раз большее, чем затрачено на работу. Если 20-летнему для отдыха нужно время в 2 раза большее, чем затрачено на работу, то 17-летнему, даже тренированному к физической работе, его требуется в 4 раза больше.
Проявляются определенные различия в мышечной работоспособности учащихся и в связи с их полом. Степень утомляемости при выполнении дозированной динамической мышечной работы у девочек и мальчиков в пределах одной возрастной группы одинакова. Сила же, выносливость и другие показатели мышечной работоспособности у девочек в среднем ниже, чем у мальчиков.
Характерные особенности мышечной работоспособности девочек и девушек сказываются на объеме выполненных, особенно тяжелых работ. Работы средней тяжести и тяжелые выполняются девочками и девушками в меньшем объеме и вызывают более глубокие сдвиги в организме, чем у мальчиков и юношей. Адаптация к одной и той же работе у девочек происходит труднее, а работоспособность снижается быстрее, чем у мальчиков.
Оптимальным для тренирующих влияний физических нагрузок является возраст от 9—10 до 13—14 лет, когда наиболее интенсивно формируются основные звенья двигательной системы и двигательные качества. Большими потенциальными возможностями для совершенствования двигательной системы обладает подростковый возраст. Это подтверждают яркие примеры достижений подростков в таких видах спорта, как художественная и спортивная гимнастика , фигурное катание, а также в балете, танцах, где мы наблюдаем удивительно высокие проявления координации движения. Вместе с тем следует учитывать, что этот возраст характеризуется значительными перестройками в функционировании организма, связанными с половым созреванием. Поэтому для подростков мальчиков и девочек, не занимающихся систематически спортом, надо дозировать нагрузки, связанные с проявлением максимальной силы и выносливости. При учете функциональных возможностей детского организма физические нагрузки оказывают чрезвычайно благоприятные влияния на физическое и умственное развитие ребенка.
Физические упражнения являются эффективным средством совершенствования двигательного аппарата человека. Они лежат в основе любого двигательного навыка и умения. Под влиянием упражнений формируются законченность и устойчивость всех форм двигательной деятельности человека. Физиологический смысл упражнения сводится к образованию динамического стереотипа. В начальный период выполнения упражнения имеет место широко распространенное возбуждение в коре больших полушарий головного мозга. В деятельное состояние вовлекается большое число мышц, движения ученика неловки, суетливы, хаотичны. При этом сокращаются многочисленные мышечные группы, часто не имеющие никакого отношения к данному двигательному акту. Вследствие этого развивается торможение, снижается мышечная работоспособность.
По мере упражнений широко распространенное корковое возбуждение концентрируется в ограниченной группе мышц, непосредственно связанных с данным упражнением или двигательным актом, образуется очаг стационарного возбуждения, отчего движения становятся более четкими, свободными, координированными и более экономичными в смысле затрат времени и энергии.
На заключительной стадии образуется устойчивый стереотип, по мере повторения упражнения движения становятся автоматизированными, хорошо координированными, и они выполняются только за счет сопряжения тех групп мышц, которые необходимы для данного двигательного акта.
Систематической тренировкой достигается увеличение мощности и полезного действия мышц тела. Это увеличение достигается благодаря развитию мышц, участвующих в данной работе (тренируемые мышцы увеличиваются в объеме, в связи с чем возрастает и их сила), а также в результате изменений, которые претерпевают сердечно-сосудистая и дыхательная системы.
Дыхание у тренированных людей в покое более редкое и доходит до 8—10 в 1 мин по сравнению с 16—20 у нетренированных. Уменьшение частоты дыхания сопровождается углублением дыхания, поэтому вентиляция легких не уменьшается.
При мышечной работе легочная вентиляция может доходить до 120 л в минуту. У тренированных людей увеличение вентиляции совершается за счет углубления дыхания, тогда как у нетренированных— за счет учащения дыхания, которое остается поверхностным. Углубленное дыхание тренированных людей способствует лучшему насыщению крови кислородом.
У тренированных людей происходит уменьшение числа сердечных сокращений, но увеличивается систолический (ударный) и минутный объем крови при незначительном учащении работы сердца. У нетренированных людей минутный объем увеличивается за счет учащения сердечной деятельности при незначительном повышении систолического объема.
Тренированность, которая может быть достигнута средствами физического воспитания ребенка, приводит не только к физическому совершенствованию детей и укреплению их здоровья, она отражается на развитии высших нервных функций и психических процессов, способствует гармоническому развитию личности.
Утомление при различных видах мышечной работы, его возрастные особенности.
Тренированность к физическим нагрузкам имеет важное значение для уменьшения степени утомления при мышечных нагрузках. Утомлением называется временное снижение работоспособности целостного организма, его органов и систем, наступающее после длительной напряженной или кратковременной чрезмерно интенсивной работы. Физическое утомление наступает после длительных и интенсивных мышечных нагрузок. При резко выраженном утомлении развивается длительное укорочение мышц, их неспособность к полному расслаблению — контрактура. Понижение физической работоспособности связано как с изменением в самой мышце, так и с изменениями в центральной нервной системе. Роль ЦНС в развитии мышечного утомления впервые была установлена И. М. Сеченовым, который показал, что восстановление работоспособности одной руки после длительного подъема груза значительно ускоряется, если в период отдыха производить работу другой рукой. В отличие от простого отдыха такой отдых называется активным и рассматривается как доказательство того, что утомление развивается прежде всего в нервных центрах. О роли центральной нервной системы в развитии утомления свидетельствуют также данные о повышении работоспособности под влиянием положительных эмоций и мотиваций.
Связь утомления с деятельностью центральной нервной системы и периферического аппарата свидетельствует о том, что степень их зрелости определяет физическую работоспособность в детском возрасте. Чем младше ребенок, тем быстрее наступает физическое утомление при мышечных нагрузках. Очень низкий уровень энергетического обмена в мышцах новорожденных и грудных детей, а также незрелость нервной системы определяют их быструю утомляемость. Одним из существенных переломных этапов развития физической работоспособности является возраст 6 лет, характеризующийся высокими энергетическими возможностями скелетных мышц и выраженными изменениями в структурно-функциональном созревании центральной нервной системы. Вместе с тем у детей дошкольного и младшего школьного возраста еще не наступила окончательная дифференцировка скелетных мышц. Физическая работоспособность в младшем школьном возрасте в 2,5 раза меньше, чем у 15—16-летних. Важным переломным этапом в развитии физической работоспособности является возраст 12—13 лет, когда происходят существенные изменения энергетики мышечного сокращения. Повышение физической работоспособности в этом возрасте сказывается на показателях мышечной выносливости, в возможности перенесения длительных нагрузок с меньшей степенью утомления. Правильно дозированные физические нагрузки, учитывающие степень структурно-функциональной зрелости физиологических систем ребенка в различные возрастные периоды, предотвращают развитие длительного утомления. Повышению работоспособности учащихся способствует чередование умственного и физического труда.

Советуем прочитать:  Жим гантелей для дельтовидной мышцы

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Студент — человек, постоянно откладывающий неизбежность. 10673 — | 7349 — или читать все.

85.95.179.227 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.

Отключите adBlock!
и обновите страницу (F5)

очень нужно

источник

Особенности реакций организма детей на физическую нагрузку

зычным активность обеспечивается прежде всего работой мышц. В свою очередь мышечная деятельность требует активизации многих функциональных систем организма, особенно дыхательной и сердечно-сосудистой систем. Значительно ускоряются также, процессы обмена веществ, процессы выделения, особенно потоотделение. Физические нагрузки способны стимулирующее влиять на саму опорно-двигательную систему, совершенствовать двигательные качества. Но следует помнить, что стимулирующий и тренировочный влияние на развитие детей способны осуществлять только такие физические нагрузки, которые соответствуют возрастным возможностям и, прежде всего, возрастным возможностям опорно — двигательного аппарата детей.

В дошкольном возрасте двигательные качества и особенно выносливость мышечной системы относительно низкие и дети не способны долго выполнять динамическую и статическую работу. Способность выдерживать физические нагрузки в некоторой степени начинает формироваться у детей в возрасте 6-9 лет. В 11-12 лет наиболее интенсивно развивается мышечная работоспособность. Так, как что в 10 лет дети способны выполнять динамической работы на 50% больше, чем в 7 лет, то в возрасте 14-15 лет уже на 300-400%. Мощность возможной работы за период с 7 до 11 лет растет всего на 30%, а в период с 11 до 16 лет — более чем на 200%. В этот же период у детей стремительно нарастает работоспособность к статическим нагрузкам, хотя общий ее уровень и в 16 лет не превышает 70% таковой у взрослых людей.

По данным А. Г. Хрипкова с соавт. (1990) возрастные особенности мышечной работоспособности неотъемлемо связаны с особенностями высшей нервной деятельности, что происходит на процессах тренировки. Так, тренировки по одинаковому виду работы требует у 14-летних подростков в 2 раза больше времени, чем у взрослых. Мощность работы подростков не превышает 70% той, что могут выполнять взрослые, тогда как время для отдыха и восстановления функций после этой работы подросткам погребной в 4 раза больше, чем взрослым.

При динамической работе утомляемость как парней, так и девушек одной возрастной группы развивается почти с одинаковой скоростью. В то же время сила и выносливость мышц у девушек в среднем ниже, чем у мужчин. Девушки способны также выполнять значительно меньшую по объему работу, чем их сверстники — ребята, к тому же функциональные нарушения в организме девушек вследствие работы в подавляющем числе случаев более существенные, что требует большего времени на отдых. У девочек медленнее происходит адаптация к физическим нагрузкам (тренировок), быстрее падает работоспособность в процессе физических нагрузок. Недостаточный срок отдыха детей как после длительного умственного, так и физического (во время тренировок в спортивных секциях) нагрузок приводит к накоплению усталости и даже к хроническому переутомления, признаками которого являются снижение работоспособности, активности, снижение защитных сил (иммунитета), функциональные расстройства в организме и т. п. Основные возможные признаки появления различных степеней переутомления приведены в табл. 23.

Оптимальным возрастом для начала систематических физических тренировок (занятий спортом) считается возраст 9-10 и 13-14 лет, что обусловлено возрастными периодами наиболее интенсивного формирования двигательной системы и двигательных качеств. Высокие спортивные достижения (особенно в гимнастике, танцах, катании на коньках и т. Д.) Дети могут проявить уже в подростковом возрасте, но следует помнить, что этот период связан с половым созреванием и глубокими функциональными перестройками в организме детей, поэтому мало тренированных детей следует ограниченно нагружать работой, которая требует максимальной силы и выносливости.

Физические упражнения являются эффективным средством совершенствования двигательного аппарата человека, потому что именно они лучше всего способствуют формированию двигательных умений и навыков. Физиологический смысл тренировочных упражнений состоит в образовании динамического стереотипа. В начале выполнения тех или иных неизвестных упражнений возбуждения в коре мозга и в двигательных центрах очень распространено, поэтому движения могут мать не скоординированный характер, выглядеть не уравновешенными и неадекватными, что обусловлено сокращением многих мышц, которые даже не имеют ни какого отношения к определенного двигательного акта. В результате этого развивается общее торможение, быстро приводит к общему усталости.

Впоследствии, за счет дальнейших тренировок, возбуждения в коре локализуются и активизируют лишь ограниченное количество мышц, непосредственно связанных с тем или иным двигательным актом. Постепенно движения становятся более четкими, свободными, координированными и экономными, что достигается образованием стереотипов (автоматизма) тех или иных двигательных

Основные симптомы состояния организма при различных степенях переутомления (по В. И. Бобрицкое, 2000)

Симптомы состояния ребенка Степень переутомления
Не значительный легкий средний Ясно
Снижение работоспособности Незначительное Заметное Повышенное Существенное
Появление признаков усталости При усиленной нагрузке При обычной нагрузке При облегченном нагрузке Без нагрузки
Компенсация волевыми усилиями пониженной работоспособности Не нужна Полная Частичная Незначительная
Эмоциональные сдвиги Иногда снижение интереса к работе Иногда неустойчивость настроения Раздражительность Подавленное состояние, сильная раздражительность
Расстройства сна Трудно просыпаться Трудно высыпаться Сонливость Бессонница
Снижение умственной работоспособности Не имеет Трудно сосредоточиться Ухудшение памяти Заметное ослабление внимания и памяти
Пути коррекции (улучшение) состояния организма
Рационализация режимов труда и отдыха Отпуск или отдых от напряженных занятий (10 дней) Длительный отпуск или отдых от занятий (до ЗО дней) Лечение и длительный отдых от занятий

действий. Продолжая соответствующие тренировки можно достигать увеличения мощности и силы именно тех мышц, которые выполняют определенные упражнения, проявляет такую закономерность их развития, как системогенез. Именно в этом и заключается эффект тренировки. Вместе с развитием конкретных функций, физические тренировки положительно влияют на развитие многих других систем, обеспечивающих жизнь: сердечно-сосудистой, дыхательной и так далее. В результате одну и ту же работу тренированный человек выполняет с меньшими функциональными потерями. При физической нагрузке у спортсменов обычно растет не только частота сокращений сердца, а и мощность их работы; не только частота дыханий, а и их глубина — что в целом лучше обеспечивает организм обменными процессами при меньших общих затратах энергии и силы. В этом реализуются такие закономерности развития, как «системогенез» и «энергетическое правило мышц».

Физические тренировки детей развивают не только их физическую силу и выносливость, но и способствуют укреплению общего здоровья, положительно влияют на общее физическое и умственное развитие и психическое состояние.

Наиболее интегральным показателем физического развития детей является оценка их физической работоспособности, которую можно определить, например, по методике Стэпп-теста. Эта методика не требует сложных приспособлений и может быть реализована в любых условиях.

Известно, что наиболее адекватным показателем тяжести физической нагрузки частота сердечных сокращений (или частота пульса), которая находится почти в прямой зависимости от мощности работы. Линейный участок такой зависимости наблюдается в пределах от начального (до рабочего) пульса до уровня 170 ударов в минуту. Если уровень нагрузки будет продолжать расти, то больше 170 ударов в минуту пульс уже будет увеличиваться по экспоненте, то есть не линейно.

В разных лиц (в зависимости от возраста, пола, тренированности) пульс достигает 170 ударов в минуту при разной мощности работы. На этом основании разработан тест для определения физической работоспособности PWC170 (Physical Working Capasity -170).

Смысл теста PWC170 заключается в том, чтобы определить, какой мощности работу (в килограммометрах в минуту — кГм / мин.) Может развить индивидуально каждый человек при пульсе 170 ударов в минуту, что и принимается, уровня работоспособности. На практике принято приводить этот показатель до одного критерия во всех обследованных, например, определять в пересчете на 1 кг массы тела.

С другой стороны, если принять частоту пульса критерия уровня физической или умственной нагрузки, то пульс 170 ударов в минуту соответствует субмаксимальная уровню такой нагрузки. Таким образом, с помощью теста PWC170 можно определить, какая работа для любого человека будет субмаксимальная (табл. 24).

Советуем прочитать:  Йога упражнения для растяжки мышц бедра

Критерии тяжести и напряженности труда по частоте пульса и энергозатратами (В. В. Розенблат, 1975)

Категория тяжести труда Уровень тяжести труда Показатели

пульса, ударов в мин.

Приблизительные расходы энергии, ккал / мин.
И • очень легкая работа (состояние покоя) 12,6
VII • изнурительное нагрузки > 196

Существует два пути определения физической работоспособности по тесту PWC170 Первый из них заключается в том, что человек должен выполнять физическую работу, постепенно увеличивая уровень нагрузки (например, с помощью велоэргометра) пока пульс не достигнет 170 ударов в минуту. Зафиксирован при этом уровень нагрузки и будет характеризовать физическую работоспособность. Однако этот путь определения работоспособности относительно сложный, требует специального оборудования и длительного времени исследований.

Второй путь — расчетный. Человек выполняет два дозированных нагрузки различной тяжести, меньшей по субмаксимальную. Далее, на основании

фактического уровня обеих нагрузок и подходящей для них динамики частоты пульса, — рассчитывают, какую работу человек может выполнить при пульсе 170 ударов в минуту по формуле 13:

Методика исследований заключается в следующем: человек должен выполнить два физических нагрузки, каждое продолжительностью 3 минуты. Между нагрузками дается отдых в течение 3 минут. Нагрузка проще дозировать с помощью Стэпп-теста (подъем на ступеньку). Для исследований надо изготовить деревянный стул высотой 30-35 см. В крайнем случае можно использовать одну из сходинок- межэтажных лестниц дома или спортивные стулья, учитывая их фактическую высоту.

Физическая работа выполняется строго по правилам (рис. 35). Знающие возраст, пол и массу тела человека, а также высоту ступеньки и количество циклов подъема-спуска по] минуту, рассчитывают мощность работы по формуле 14:

Дозировка физической нагрузки можно осуществлять также путем приседаний, например, 20 и 30 раз в 1 мин. Уровень нагрузки в этом случае с определенной ошибкой (которая, однако, нивелируется при одинаковом подходе при массовых обследованиях), рассчитывается по формуле 15;

N = 0,5Н • 0,5Р; п • К, (кГм / мин), (15)

где N — мощность работы (кГм / мин); Н — длина тела человека (м); Р масса тела человека (кг); n — количество приседаний; К-коэффициент приседаний-подъемов.

Коэффициент К в формулах 14 и 15 зависит от возраста и пола человека (ребенка) и учитывает, что работа выполняется не только при подъеме на ступеньку (подъема после приседания), но и частично во время спуска с нее (или при приседании). Значение коэффициента А «для людей (детей) разного возраста определяется по табл. 25.

• Пример расчета мощности работы: мальчик 9 лет с массой тела 38 кг на 3-й минуте Стэпп-теста сделал 15 циклов подъема-спуска на ступеньку высотой 0,3 м (30 см). Тогда мощность выполненной им работы будет равна: N = 38 • 0,3 * 15 • 1,2 = 205,2 кГм / мин.

Для более точного определения PWC170 желательно применять такую нагрузку, чтобы частота пульса на 2-й минуте первого нагрузки была в пределах 110-130, а второй нагрузки 140-160 ударов в минуту. Этого можно достичь, изменяя количество циклов подъема-спуска (приседаний), что в свою очередь зависит от возраста, массы тела и фактического физического состояния человека.

Значение коэффициента подъема-спуска на ступеньку (или приседаний-подъемов) для школьников разного возраста и пола (А. А. Гуминский, 1990)

Возраст (лет) Коэффициент подъема-спуска
ребята девушки
8-12 1,2 1,2
13-14 1,3 1,3
15-16 1.4 1,3
> 17 и взрослые 1,5 1,5

В табл. 26 приведено количество циклов подъемов-спусков, что рекомендуется при определении PWC170 детей разного возраста, пола и массы тела.

Особенно ответственным моментом исследований работоспособности считается контроль частоты пульса при нагрузке. Подсчет проводят пальпаторно на запястье руки в течение 10 или 15 с в конце 3-й мин каждой нагрузки, или безотлагательно то время после выполнения последнего цикла 3-й мин каждой нагрузки. Полученные результаты увеличивают соответственно в 6 или 4 раза, чтобы получить значение пульса за 1 мин. Необходимо также точно подсчитывать фактическое количество циклов подъема-спуска (приседаний) в течение 3-х мин каждой нагрузки, так как эти данные используются в формулах 14 или 15 для подсчета объема выполненной работы. Ритм выполнения нагрузки и фактическое количество циклов работы контролирует исследователь, пользуясь секундомером и, при необходимости, корректирует темп работы подопытного команде «Скорее», или «Медленнее». Чаще всего за первую минуту человек привыкает к темпу работы и дальше без лишнего напряжения выполняет задачи в нужном темпе к концу 3-й мин. Трех минутное выполнения работы как раз и необходимо

Количество подъемов-спусков, что рекомендуется для ребят разного возраста для определения PWCl7Qnpu Стэпп-тесте (А. А. Гуманський, 1990) «

для того, чтобы человек привык к темпу работы, а пульс после врабатывания достиг устойчивого состояния. Между нагрузками дается 3-х минутный отдых для того, чтобы организм успокоился и ритм работы сердца установился на исходном уровне нормы покоя. Работу следует начинать по команде исследователя: «Начали» (при этом включается секундомер). В течение первой минуты исследователь может задавать темп Стэпп-теста громкими подсчетам «раз», «два», «три« и т. Д. В конце 3-й мин подается команда: «Стоп» и как можно быстрее измеряется пульс, как это было описано выше. Во время выполнения подъемов — спусков ребенок может поменять ногу, которой поднимается на ступеньку.

Рассчитан по формуле 14 или 15 уровень первого (/ V.) И второго (N2) нагрузки и измеренное в конце 3-й мин пульс первого (f) и второго (J2) нагрузки далее используются для подсчета физической работоспособности ребенка по вышеуказанной формуле 13.

К началу исследований целесообразно проверить у человека пульс относительного покоя. Если пульс превышает 100 ударов в минуту, то исследования работоспособности (до выявления причины этого или нормализации пульса до уровня возрастной нормы) проводить не рекомендуется.

Полученные результаты расчета PWC170 сравнивают с возрастными и половыми нормативами, которые разработаны с учетом рекомендаций А. А. Гуминского с соавт. (1990) и приведены в табл. 27.

Нормативы физической работоспособности людей разного возраста и пола по тесту PWCI? 0y пересчете на 1 кг массы тела (А. А. Гуминский, 1990)

Возраст (лет) Работоспособность, PWC170 / кг
Тренировани НЕ тренировани
мужчины женщины мужчины женщины
8-10 10-13 9-12 10-12 9-11
11-12 14-15 12-13 13-14 11-12
13-14 16-17 14-15 14-15 12-13
15-16 18-20 16-17 16-17 14-15
17-20 21-25 18-20 17-18 14-15
21-30 23-24 17-18 15-16 13-14

Если фактические значения PWC170 преувеличивают возрастную норму, то это свидетельствует о повышенном (красивый) уровень работоспособности и наоборот.

Характеризуя физическую работоспособность следует заметить, что приведенная выше методика ее определения дает только ориентировочное представление об этом феномене, так как человек состоит не только из мышц и систем обеспечения их деятельности, а еще имеет ум и такие психоэмоциональные качества как сила воли, мотивации, стремление, способность к мобилизации усилий и др. В связи с этим работоспособность, в том числе физическая является понятием очень многогранным. Внешним проявлением высокой работоспособности могут буди высокие достижения в спорте, в физическом труде, достижения по максимуму работы, которую может выполнить человек к возникновению значительных физиологических сдвигов.

Приблизительную оценку уровня физической работоспособности можно получить, поднимаясь по лестнице. Надо выйти на 4-й этаж в среднем темпе хода без остановки. Если человек легко преодолела этот подъем и чувствует, что еще есть резерв — дается оценка «хорошо». Если же человек задыхалась, то это означает, что уровень его здоровья снижен.

Согласно рекомендациям В.И. Бобрицкой (2000) уровень физической работоспособности ориентирован можно оценить пробой с 20-ю приседаниями. Для этого надо подсчитать стабильный пульс сидя за 10 с, далее в течение 30 с надо сделать 20 приседаний, поднимая руки вперед. После этого снова нужно сесть и зафиксировать время восстановления пульса к исходным значениям, подсчитывая его отрезками времени в 10 с. Если частота пульса восстановилась быстрее, чем за 1 мин. дается оценка «отлично», до 2 мин. — «Хорошо», медленнее чем за 3 мин. — «Плохо». Такую же оценку можно дать путем проведения пробы с задержкой дыхания. Надо сделать 1-2 глубоких вдоха — выдоха, а затем глубоко вдохнуть (не максимально!) И задержать дыхание на сколько это возможно. Если дыхание задерживается на> 60 с — оценка «отлично», 40-59 с — «хорошо», 17 0,860

Критерии оценки уровня развития кардио-респираторной системы по показателю максимального употребления кислорода (МВК / кг), мл / кг (А. А. Гуминский с соавт., 1990)

источник