Меню

Вопросы по теме работа мышц

Тест с ответами на тему: “Мышцы”

1. Какие мышцы не относятся к надподъязычным?
а) груднинно-щитовидная мышца.
б) лопаточно-подъязычная мышца;+
в) подбородочно-подъязычная мышца;

2. Какие мышцы не относятся к надподъязычным?
а) Двубрюшная мышца
б) челюстно-подъязычная мышца;+
в) подбородочно-подъязычная мышца;

3. Какие мышцы относятся к подподъязычным?
а) Двубрюшная мышца
б) лопаточно-подъязычная мышца; +
в) подбородочно-подъязычная мышца;

4. Мышцы, выполняющие одинаковую функцию, называются:
а) синергисты+
б) пронаторы
в) супинаторы

5. Мимическая мышца, начинается от скуловой кости, идет к углу рта, который оттягивает вверх и в стороны:
а) большая скуловая+
б) подбородочная
в) щечная

6. Укажите количество жевательных мышц:
а) 2 пары
б) 4 пары+
в) 12 пар

7. Большая грудная мышца приводит в движение:
а) предплечье
б) плечо+
в) локтевой сустав

8. Что относится к мышцам живота:
а) диафрагма
б) наружная косая+
в) грушевидная

9. Где находится верхняя задняя зубчатая мышца?
а) под ромбовидными+
б) под трапециевидной
в) над ромбовидными

10. Укажите, какая мышца относится к фасциям спины:
а) поверхностная+
б) широкая
в) собственная.

11. Укажите, какая мышца относится к фасциям живота:
а) широкая
б) внутрибрюшная+
в) грудопоясничная

12. Какую функцию выполняет трехглавая мышца голени:
а) сгибает стопу+
б) сгибает и приводит плечо
в) отводит плечо

13. Выберите, какая мышца плечевого пояса является синергистом дельтовидной:
а) подостная
б) надостная+
в) малая круглая

14. Какая мышца относится г задней группе мышц бедра:
а) портняжная мышца
б) передняя большеберцовая мышца
в) полуперепончатая мышца+

15. Откуда начинается квадратная мышца подошвы?
а) пяточной кости+
б) таранной кости
в) кубовидной кости

16. Какие мышцы относятся к подъязычным?
а) челюстно-подъязычная мышца;
б) груднинно-щитовидная мышца. +
в) подбородочно-подъязычная мышца;

17. Выберите какая мышца, прикрепляется к белой линии живота и является рудиментарной:
а) пирамидальная мышца
б) прямая мышца
в) мышца, подвешивающая яичко+

18. Какая фасция относится фасциям спины?
а) широкая
б) грудопоясничная+
в) собственная.

19. Как называется нижняя стенка брюшной:
а) диафрагма
б) промежность+
в) забрюшинное пространство

20. Где лежит верхняя задняя зубчатая мышца?
а) под трапециевидной
б) под ромбовидными+
в) над ромбовидными

21. Двуглавая и трёхглавая мышцы плеча являются ..
а) синергистами
б) антагонистами+
в) мышцами-вращателями

22. Мышцы прикрепляются к костям при помощи …
а) Связок
б) Фасций
в) Сухожилий+

23. Укажите, что не является причиной утомления мышц.
а) увеличение активности нервных центров, которые регулируют работу мышц+
б) утомление нервных центров, которые регулируют работу мышц
в) накопление в мышцах продуктов обмена, например, молочной кислоты

24. Укажите, что не является частью поперечно-полосатых мышц:
а) хвост
б) головка
в) фасция+

25. Соединительная ткань, окружающая группу мышечных волокон первого порядка, называется:
а) эпимизий
б) перимизий
в) эндомизий+_

26. К трункопетальным мышцам относят:
а) наружные и внутренние межреберные мышцы
б) подключичную мышцу
в) большую и малую грудные мышцы+

27. Плоское широкое сухожилие называется:
а) фасция
б) апоневроз+
в) межмышечная перегородка

28. Какие мышцы не участвует опускание в ребра?
а) наружные межреберные мышцы+
б) внутренние межреберные мышцы
в) поперечная мышца груди

29. Куда прикрепляется малая грудная мышца?
а) гребень малого бугорка плечевой кости
б) плечевой отросток лопатки
в) клювовидный отросток лопатки+

30. Какие мышцы прикрепляются к 2-му ребру.
а) средняя лестничная мышца
б) задняя лестничная мышца+
в) передняя лестничная мышца

источник

Вводные вопросы к теме мышечная система.

2. Значение мышечной ткани.

3. Местоположение поперечно полосатой и гладкой мышечной ткани.

4. Строение поперечно полосатой мышечной ткани.

5. Строение гладкой мышечной ткани.

6. Что такое миофибриллы и из чего они состоят.

7. Чем объясняется поперечная исчерченность скелетной мышечной ткани.

8. Сердечная мышечная ткань и ее особенности.

9. Отличительные признаки трех видов мышечной ткани.

Информационный блок

Мышца, musculus, состоит из пучков исчерченных (поперечнополосатых, произвольных) мышечных волокон. Эти волокна, идущие параллельно друг другу, связываются рыхлой соединительной тканью в пучки первого порядка. Несколько таких первичных пучков соединяются и образуя пучки второго порядка, и т. д. Мышечные пучки всех порядков объединяются и составляя мышечное брюшко. Соединительнотканные прослойки, имеющиеся между мышечными пучками, по концам мышечного брюшка, переходят в сухожильную часть мышцы.

В мышце различают активно сокращающуюся часть – брюшко – и пассивную часть, прикрепляющуюся к костям,— сухожилие. Сухожилие состоит из плотной соединительной ткани и имеет блестящий светло-золотистый цвет, а мышцы красно-бурого цвета. Обычно сухожилие находится по обоим концам мышцы. Скелетная мышца состоит не только из поперечнополосатой мышечной ткани, но также из различных видов соединительной ткани (сухожилие), из нервной (нервы мышц), из эндотелия и гладких мышечных волокон (сосуды). Преобладающей является поперечнополосатая мышечная ткань, свойство которой (сократимость) и определяет функцию мышцы как органа сокращения. Каждая мышца является отдельным органом, имеющим определенную, присущие только ему форму, строение, функцию, развитие и положение в организме.

В мышечных тканяхспособность изменения формы главная функция. Мышцы обеспечивают перемещения в пространстве всего организма в целом или его частей (скелетная мускулатура) и движение органов внутри организма (сердце, язык, кишечник).

В мышечных тканях находятся продольно расположенные миофибриллыимиофиламенты — специальные органеллы, обеспечивающих сократимость, расположение митохондрий рядом с сократительными элементами, наличие включений гликогена, липидов и миоглобина. Миофиламенты обеспечивают сокращение, которое возникает при взаимодействии в них двух основных белков — актина и миозина при обязательном участии ионов кальция.

Миоглобин — это белок, обеспечивающий связывание кислорода и создание его запаса на момент сокращения мышцы, когда сдавливаются кровеносные сосуды.

По форме различают мышцы длинные, короткие и широкие.

Некоторые длинные мышцы начинаются несколькими головками (многоглавые). Встречаются мышцы двуглавые, трехглавые и четырехглавые.Встречаются также и другие формы мышц: квадратная, треугольная, пирамидальная, круглая,

дельтовидная, зубчатая, камбаловидная и др.

По направлению волокон различаются мышцы: с прямыми, с параллельными, с косыми, с поперечными и с круговыми волокнами.

Последние образуют жомы, или сфинктеры, окружающие отверстия. Если косые волокна присоединяются к сухожилию с одной стороны, то получается одноперистая мышца, а если с двух сторон – двуперстая.

По функции мышцы делятся на: сгибатели, разгибатели, приводящие, отводящие, вращатели.

По отношению к суставам, через которые перекидываются мышцы, их называют одно-, дву- или многосуставными.

Многосуставные мышцы, как более длинные, располагаются поверхностнее односоставных.

1. Поверхностные ( мышцы, прикрепляющиеся на поясе верхней конечности на плече ( трапециевидная мышца, широчайшая мышца, мышца, поднимающая лопатку))

2. Глубокие ( аутохтонные мышцы, дорсального происхождения и глубокие мышцы вентрального происхождения).

7. Мышцы, прикрепляющиеся на рёбрах

Мышцы спины

Мышцы груди (1)

Мышцы груди (2)

Мышцы верхних конечностей (1)

Мышцы верхних конечностей (2)

Мышцы верхних конечностей (3)

Мышцы нижней конечности (1)

Мышцы нижней конечности (2)

Мышцы нижней конечности (3)

Грудино-ключично-сосцевидная мышца
Двубрюшная мышца

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: На стипендию можно купить что-нибудь, но не больше. 9060 — | 7263 — или читать все.

85.95.179.227 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.

Отключите adBlock!
и обновите страницу (F5)

очень нужно

источник

Урок биологии в 8 классе «Работа мышц»

Подать заявку

Для учеников 1-11 классов и дошкольников

Выбранный для просмотра документ мышцы — тех карта.doc

Технологическая карта урока

выявление условий повышающих работоспособность мышц;

формирование понятий о видах работы мышц;

формирование понятия об утомлении мышц;

формирование умения самостоятельно работать с информацией;

формирование практических навыков;

формирование умения совершать мыслительные операции и оформлять их результаты в устной и письменной форме;

пропаганда здорового образа жизни;

воспитание положительного отношения к физическим нагрузкам, спорту.

Комбинированный с практической работой

Новые Опорные понятия, термины

Статическая, динамическая работа

Оборудование: таблица «Скелетные мышцы», портрет И.С.Сеченова, раздаточные карточки для практической работы, два портфеля с учебниками, часы с секундной стрелкой.

Домашний практикум «Определение искривления осанки», «определение нарушения плоскостопия»

Организует деятельность обучающихся. Настраивает их на рабочий лад

Проверка домашнего задания

«Мышцы, их строение и функции»

Какие типы мышечных тканей выделяют в организме человека?

На какие группы делятся все мышцы в организме человека?

Назвать группу мышц и показать ее на таблице

Показывают изученные мышцы на таблице

Изучение нового материала.

Мотивация (вступление учителя) (1 мин)

Проблемная ситуация: Почему, когда маленький ребенок учится ходить, он шатается, балансирует руками, падает. Чем объясняется такая неточность движений?

Мышцы, сокращаясь или напрягаясь, производят работу .

Мышцы, которые обеспечивают движение, делятся на сгибатели и разгибатели .

Мышцы противоположного действия – антагонисты ,

Мышцы, действующие в одном направлении – синергисты

Работой мышц управляет нервная система, она обеспечивает согласованность действия мышц.

Учащихся просят закрыть ладонями уши и слегка надавить на них. После этого напрячь мышцы рук. Учащиеся слышат гул работающих мышц. Чем сильнее напряжение, тем гул выше, поскольку единовременно работает больше нейронов и чаще происходит их смена. Одни мышечные единицы прекращают работу, другие сменяют их. Чем чаще сменяются мышечные группы, тем выше звук.

Энергетика мышечных сокращений

Биологическое окисление органических веществ мышцы (глюкозы),

Образование энергетических молекул (АТФ). При распаде которых выделяется Е

Большие нагрузки – сильное биологическое окисление.

Накопление в мышцах продуктов распада – молочной кислоты

(Подчеркивается сложность ходьбы, при которой необходима согласованная работа множества мышц.)

«Выявление влияния статической и динамической работы на утомление мышц»

Вывод по итогам практической работы:

Работа мышц, связанная с перемещением груза в пространстве называется — динамическая; а связанная с удержанием определенной позы – статическая. Длительная, непрерывная и однообразная работа вызывает утомление мышц.

Проводят практическую работу,

Непрерывная, однообразная работа

Уменьшается точность движений

Накопление вредных веществ

Обсуждение вопросов с опорой на жизненный опыт

Как работают разные мышцы

1. Поднимите ноги на носочки. Ощупав ногу, определите местоположение мышцы, которая выполняет данное действие.

2. Вытяните губы в трубочку, улыбнитесь. Какие мышцы участвуют в этих действиях?

Вы знаете, согласно исследованиям французских невропатологов, у плачущего человека задействовано 43 мышцы лица, в то время как у смеющегося всего 17. Таким образом смеяться энергетически выгоднее, чем плакать.

3. Втяните живот, выдохните. Какие мышцы отвечают за это?

4. Положите руки на скулы. Откройте и закройте рот. Движение, каких мышц вы чувствуете?

Жевательные мышцы самые сильные мышцы. Они способны развивать усилие около 70 кг.

5. Положите левую руку на правое плечо. Сгибайте и разгибайте правую руку. Какая мышца работает во время сгибания (разгибания)?

Показывают работу разных мышц

1). Какие два вида работ могут совершать мышцы?

2). Что такое динамическая работа? При каких условиях она совершается?

3). Что такое статическая работа? При каких условиях она совершается?

4). Какое минимальное количество мышц обеспечивает движение в суставе? Как они называются?

5). Что происходит с мышцами в результате длительного бездействия?

6). Что происходит с мышцами в результате длительной, без отдыха работы?

Обсуждение изученного материала

ВЫБЕРИ ВЕРНОЕ УТВЕРЖДЕНИЕ»

1) Я сам не смог справиться с затруднением;

2) У меня не было затруднений;

3) Я только слушал предложения других;

Оценивают свою работу на уроке

«Определение искривления осанки», «определение нарушения плоскостопия»

Выбранный для просмотра документ практ работа МЫШЦЫ.doc

Выявление влияния статической и динамической работы

Цель: выявить зависимость наступления утомления от вида выполняемой работы.

Оборудование: два портфеля с учебниками одинаковые по массе, часы с секундной стрелкой.

1. Статическая работа мышц.

Испытуемый берёт в одну руку портфель, встаёт лицом к классу, чтобы его спина не касалась стены. Он отводит руку с грузом горизонтально в сторону вдоль доски. Меловой чертой отмечается уровень, на котором находится рука с грузом. По секундомеру отмечается время опускания руки из-за утомления.

2. Динамическая работа мышц.

Испытуемый поднимает и опускает груз на высоту сделанной ранее меловой черты. Опыт проводится на 30 секунд дольше предыдущего.

3 . Оформление результатов эксперимента:

I . 1 ученик — ……………………………… работа мышц.

II 1. Движения тела происходят благодаря . . . 2. Все мышцы работают . . 3. Мышцы противоположного действия называются . ; действующие в одном направлении . . 4. Работа мышц, связанная с перемещением груза в пространстве называется — . ; а связанная с удержанием определенной позы — . . 5. Длительная, непрерывная и однообразная работа вызывает ………………… …………. .

Поднимать и опускать груз …………………………, чем держать его на весу.

При статической работе утомление наступает ……………. т.к …………… ………… ………………….. .

При динамической работе утомление наступает ………… ………….………., так как………………….. …… .

Выбранный для просмотра документ раб лист.doc

Отметь те слова и понятия, которые ты можешь объяснить

Назовите причины утомления мышц

Отметь те слова и понятия, которые ты можешь объяснить

Назовите причины утомления мышц

Выберите обувь, в которой вы чаще ходите

Выберите обувь, в которой вы чаще ходите

Вам будут интересны эти курсы:

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения авторов.

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако редакция сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

источник

Разработка урока «Работа мышц», 8 класс

Подать заявку

Для учеников 1-11 классов и дошкольников

по учебнику Н.И.Сонина, М.Р.Сапина

Учитель биологии первой квалификационной категории МБОУ средней общеобразовательной школы №43

Половинкина Татьяна Викторовна

Цель урока: определить условия функционирования мышц.

выявление условий повышающих работоспособность мышц;

формирование понятий о видах работы мышц;

формирование понятия об утомлении мышц;

формирование умения самостоятельно работать с информацией;

формирование практических навыков;

формирование умения совершать мыслительные операции и оформлять их результаты в устной и письменной форме;

пропаганда здорового образа жизни;

воспитание положительного отношения к физическим нагрузкам, спорту.

Оборудование: компьютер, диапроектор, экран, презентация, таблица «Скелетные мышцы», портрет И.С.Сеченова, раздаточные карточки для практической работы, два портфеля с учебниками, часы с секундной стрелкой.

I . Организационный момент (1 мин).

II . Проверка домашнего задания по теме «Мышцы, их строение и функции» (8 мин).

III . Изучение нового материала.

1. Мотивация (вступление учителя) (1 мин)

Мышцы, сокращаясь или напрягаясь, производят работу, которую можно измерить в килограммах. Для этого груз в кг, поднимаемый мышцей, надо умножить на высоту (в метрах) его поднятия.

Неправильно думать, что мышца сама по себе может сокращаться. Работой мышц управляет нервная система, она обеспечивает согласованность действия мышц.

Деятельность скелетной мускулатуры человека имеет рефлекторный характер: непроизвольное отдергивание руки от горячего предмета, дыхательные движения, ходьба, различные трудовые движения – все это двигательные рефлексы разной сложности.

2. Самостоятельное чтение текста учебника на стр. 112-113 «Виды работы мышц». (3 мин.)

3. Фронтальная беседа по прочитанному (7 мин.):

1). Какие два вида работ могут совершать мышцы?

2). Что такое динамическая работа? При каких условиях она совершается?

3). Что такое статическая работа? При каких условиях она совершается?

4). Какое минимальное количество мышц обеспечивает движение в суставе? Как они называются?. Привести пример.

5). Что происходит с мышцами в результате длительного бездействия?

6). Что происходит с мышцами в результате длительной, без отдыха работы?

7) С какими процессами связано утомление мышц

4. Оформление результатов беседы в письменной форме, запись в словарик новых терминов с помощью презентации (5 мин):

5. Рассказ учителя о роли И.М. Сеченова, демонстрация его портрета (2 мин):

Причины утомления связаны с накоплением продуктов распада органических веществ в местах контакта: нейрон-нейрон, нейрон–мышца. И.М.Сеченов установил, что при ритмической работе утомление наступает позже, так как в промежутках между сокращениями мышца отдыхает. Интенсивная работа мышц с большой нагрузкой приводит к быстрой утомляемости.

Наиболее оптимальными для мышц являются средние нагрузки и ритм, а лучший способ восстановить работоспособность мышц – активный отдых (с активной деятельностью других мышц).

При динамической работе утомление наступает медленно, так как мышцы работают по очереди (в промежутках между сокращениями мышца отдыхает).

При статической работе утомление наступает быстрее, так как в действие вовлекаются одновременно все мышцы.

6. Беседа по вопросам (2 мин):

1). Как можно снять утомление?

2). От чего зависит скорость развития утомления?

7. Практическая работа (10мин)

(Раздаточная карточка, дублируется на экране)

Название работы : «Выявление влияния статической и динамической работы

Цель: выявить зависимость наступления утомления от вида выполняемой работы.

Оборудование: два портфеля с учебниками одинаковые по массе, часы с секундной стрелкой.

1. Статическая работа мышц.

Испытуемый берёт в одну руку портфель, встаёт лицом к классу, чтобы его спина не касалась стены. Он отводит руку с грузом горизонтально в сторону вдоль доски. Меловой чертой отмечается уровень, на котором находится рука с грузом. По секундомеру отмечается время опускания руки из-за утомления.

2. Динамическая работа мышц.

Испытуемый поднимает и опускает груз на высоту сделанной ранее меловой черты. Опыт проводится на 30 секунд дольше предыдущего.

3. Оформление результатов эксперимента:

I . 1 ученик — ……………………………… работа мышц.

II 1. Движения тела происходят благодаря . . . 2. Все мышцы работают . . 3. Мышцы противоположного действия называются . ; действующие в одном направлении . . 4. Работа мышц, связанная с перемещением груза в пространстве называется — . ; а связанная с удержанием определенной позы — . . 5. Длительная, непрерывная и однообразная работа вызывает ………………… …………. .

Поднимать и опускать груз …, чем держать его на весу. При статической работе утомление наступает …, т.к … . При динамической работе утомление наступает ……, так как …… .

IV . Закрепление знаний (4 мин).

Работа в парах: выполнение заданий «Какие утверждения верны?», «Выберите правильный ответ», «Подумайте!» на с. 114-115 учебника.

Что узнали на уроке? Каковы условия функционирования мышц?

VI . Домашнее задание (1 мин).

С. 112-113 читать, 114-115 вопросы устно.

Измерить массу, рост, окружность грудной клетки.

Ответить на вопрос письменно в тетради: «Что произойдет, если дать одинаковую физическую нагрузку начинающему спортсмену и спортсмену со стажем?».

источник

8 класс. Биология. Работа мышц

8 класс. Биология. Работа мышц

Вопросы

Задай свой вопрос по этому материалу!

Поделись с друзьями

Комментарии преподавателя

1. Введение

Су­ще­ству­ют раз­лич­ные типы мышц, в за­ви­си­мо­сти от того, где они рас­по­ла­га­ют­ся на теле и какую ра­бо­ту вы­пол­ня­ют.

Раз­ли­ча­ют мышцы – сги­ба­те­ли и раз­ги­ба­те­ли, мышцы, при­во­дя­щие и от­во­дя­щие кость в су­ста­ве, мышцы, вы­пол­ня­ю­щие кру­го­вые дви­же­ния (по ча­со­вой или про­тив ча­со­вой стрел­ки).

Мышца может со­кра­щать­ся, уве­ли­чи­ва­ясь или умень­ша­ясь в раз­ме­ре, а также тя­нуть за собой кость. Но мышца не спо­соб­на тол­кать кость, по­это­му в су­ста­ве необ­хо­ди­мо, как ми­ни­мум, 2 мышцы, чтоб он мог сги­бать­ся и раз­ги­бать­ся.

Мыш­цы-ан­та­го­ни­сты – мышцы, ко­то­рые вы­пол­ня­ют про­ти­во­по­лож­ные дви­же­ния (см. Рис. 1).

Мыш­цы-си­нер­ги­сты – мышцы, ко­то­рые вме­сте вы­пол­ня­ют одно и то же дви­же­ние.

2. Работа мышц-антагонистов

Раз­бе­рем ра­бо­ту мышц-ан­та­го­ни­стов на при­ме­ре би­цеп­са и три­цеп­са (см. Рис. 2).

Когда би­цепс со­кра­ща­ет­ся, уве­ли­чи­ва­ет­ся его объем и уко­ра­чи­ва­ет­ся его длина. Су­хо­жи­лье би­цеп­са тянет за лу­че­вую кость и под­ни­ма­ет пред­пле­чье. В это время три­цепс на­хо­дит­ся в рас­слаб­лен­ном и удли­нен­ном со­сто­я­нии.

Для опус­ка­ния руки три­цепс со­кра­ща­ет­ся, уве­ли­чи­вая свой объем, его су­хо­жи­лие тянет за лок­те­вую кость. В это время би­цепс на­хо­дит­ся в со­сто­я­нии покоя и удли­не­ния.

При удер­жа­нии тя­же­сти на вы­тя­ну­той руке би­цепс и три­цепс на­пря­же­ны од­но­вре­мен­но (см. Рис. 3). В дан­ном слу­чае они ра­бо­та­ют как си­нер­ги­сты.

Рис. 3. Дер­жа­ние пред­ме­та на вы­тя­ну­той руке

Ра­бо­та мышц ру­ко­во­дит­ся нерв­ной си­сте­мой. Обыч­но 1 нерв­ное во­лок­но свя­за­но с несколь­ки­ми нерв­ны­ми во­лок­на­ми и об­ра­зу­ет дви­га­тель­ную еди­ни­цу, ко­то­рая на­зы­ва­ет­ся мо­то­ней­рон.

3. Функционирование мышц на клеточном уровне

Функ­ци­о­ни­ро­ва­ние мышц на кле­точ­ном уровне обес­пе­чи­ва­ет­ся со­кра­ти­тель­ны­ми бел­ка­ми: ак­ти­ном и мио­зи­ном (см. Рис. 4). Аме­ри­кан­ский ци­то­лог Хакс­ли до­ка­зал, что эти 2 типа во­ло­кон об­ра­зу­ют ма­лень­кие пучки, ко­то­рые рас­по­ла­га­ют­ся в опре­де­лен­ной по­сле­до­ва­тель­но­сти в мио­фиб­рил­лах мы­шеч­но­го во­лок­на. Нити ак­ти­на и мио­зи­на на­кла­ды­ва­ют­ся друг на друга и могут дви­гать­ся от­но­си­тель­но друг друга.

Когда во­лок­на ак­ти­на и мио­зи­на дви­га­ют­ся, мио­фиб­рил­лы ста­но­вят­ся ко­ро­че. Таким об­ра­зом, мы­шеч­ное во­лок­но со­кра­ща­ет­ся.

Для ра­бо­ты мы­шеч­но­го во­лок­на необ­хо­ди­ма энер­гия. По­это­му там про­ис­хо­дит окис­ле­ние ор­га­ни­че­ских ве­ществ, в первую оче­редь, глю­ко­зы, в ре­зуль­та­те чего и вы­де­ля­ет­ся энер­гия (см. Рис. 5).

33% энер­гии рас­хо­ду­ет­ся на ра­бо­ту мышц, а 67% пе­ре­да­ет­ся с кро­вью окру­жа­ю­щим тка­ням и ис­поль­зу­ет­ся для под­дер­жа­ния тем­пе­ра­ту­ры тела. По­это­му, когда че­ло­век за­мер­за­ет, у него на­чи­на­ет­ся дрожь. Эти мел­кие мы­шеч­ные со­кра­ще­ния спо­соб­ству­ют до­пол­ни­тель­ной вы­ра­бот­ке тепла, таким об­ра­зом, че­ло­век со­гре­ва­ет­ся.

4. Утомление мышц

Утом­ле­ние – это неспо­соб­ность мышцы ка­кое-то время вы­пол­нять при­выч­ную для нее ра­бо­ту. Оно воз­ни­ка­ет при слиш­ком дол­гой ра­бо­те мышц. Ино­гда может воз­ни­кать тре­мор (неболь­шая дрожь). Во время от­ды­ха кровь уно­сит из мышц вред­ные ве­ще­ства, они вос­ста­нав­ли­ва­ют­ся и снова могут вы­пол­нять свою ра­бо­ту.

Мышцы могут вы­пол­нять 2 типа ра­бо­ты:

1. Ди­на­ми­че­скую – по­пе­ре­мен­ное со­кра­ще­ние.

2. Ста­ти­че­скую – пре­бы­ва­ние в по­сто­ян­ном на­пря­же­нии.

Во время ди­на­ми­че­ской ра­бо­ты мышцы уста­ют мед­лен­нее, чем во время ста­ти­че­ской. Это свя­за­но с тем, что мышцы ра­бо­та­ют по­пе­ре­мен­но, в то время как при ста­ти­че­ской ра­бо­те все мышцы на­хо­дят­ся в по­сто­ян­ном на­пря­же­нии.

При вы­пол­не­нии фи­зи­че­ской ра­бо­ты важно со­блю­дать оп­ти­маль­ный ритм и объем на­гру­зок. Эти па­ра­мет­ры свя­за­ны с воз­рас­том и фи­зи­че­ским со­сто­я­ни­ем че­ло­ве­ка.

Се­че­нов раз­ра­бо­тал тео­рию утом­ле­ния. Он об­ра­тил вни­ма­ние, что если пра­вая рука уста­ла, то она от­ды­ха­ет на­мно­го быст­рее, если при этом левая рука ра­бо­та­ет. По­это­му фи­зи­че­скую на­груз­ку необ­хо­ди­мо че­ре­до­вать со сме­ной де­я­тель­но­сти (че­ре­до­вать раз­ные типы на­груз­ки).

источник