Меню

Влияние физической нагрузки на работоспособность мышц

Влияние физических упражнений на мышцы

Физические нагрузки при трудовых процессах, естественных движениях человека, занятиях спортом оказывают влияние на все системы организма, в том числе и на мышцы. Как известно, спортивная тренировка увеличивает силу мышц, эластичность, характер проявления силы и другие их функциональные качества.

Под влиянием усиленной мышечной деятельности происходит рефлекторное расширение кровеносных сосудов, улучшается питание работающего органа, прежде всего мышц, а затем и близлежащих органов, в частности кости со всеми ее компонентами .

Под влиянием занятий спортом изменяется внешняя форма костей. Они становятся массивнее и толще за счет увеличения костной массы. Все выступы, гребни, шероховатости выражены резче. Эти изменения зависят от вида спорта. Так, у тяжелоатлетов кости массивнее, чем у пловцов, особенно в верхнем отделе скелета и верхних конечностях.

Переломы у спортсменов срастаются быстрее. Суставной хрящ, покрывающий суставные поверхности костей, может утолщаться, что усиливает его амортизационные свойства и уменьшает давление на кость.

Еще в начале века выдающийся физиолог И. М. Сеченов установил, что во время труда и после него быстрее устраняет утомление не полный покой, а смена деятельности – активный отдых, т.е. физкультура. В 60-е годы киевский профессор И. В. Муравов установил “эффект погашения” утомления при выполнении движений ненагруженными мышцами. Оказалось, что это связано с возбуждением центров, бездействовавших во время работы, и более глубоким торможением утомленных центров. Отсюда нормализация функций нервной системы, кровообращения, дыхания, органов чувств. Получалось, что упражнение – универсальный стимулятор и восстановитель физической и умственной работоспособности. Опираясь на это, кандидат биологических наук В. М. Баранов систематизировал восстановительный эффект упражнений и разделил его на три группы.

К первой группе относятся упражнения, способствующие повышению возбудимости нервной системы: динамические упражнения (маховые движения конечностями с большой амплитудой, интенсивные потягивания, наклоны в стороны, вперед и назад, приседания, выпады, прыжки, ходьба, бег и др.); значительные сокращения мышц без внешнего движения (изометрические упражнения с напряжением отдельных групп мышц, например, некоторые йоговские позы-асаны и др.); тонизирующие дыхательные упражнения с задержкой дыхания на вдохе и др.

Ко второй группе относятся упражнения, понижающие возбудимость ЦНС при нервном и эмоциональном перенапряжении и возвращающие ее к оптимальному тонусу: произвольные мышечные расслабления (расслабления отдельных групп мышц, активное расслабление мышц при аутогенной тренировке, медитации и др.); успокаивающие дыхательные упражнения (спокойное ритмическое дыхание, дыхание с задержкой на выдохе и др.); динамические упражнения, выполняемые резко с большим мышечным напряжением, дающие двигательную разрядку и активное расслабление мышц рук и туловища за счет быстрого падения их под действием силы тяжести (потряхивание руками и др.).

В третью группу входят упражнения, нормализующие мозговое и периферическое кровообращение: интенсивные потягивания с глубоким дыханием, движения головой (повороты, наклоны, круговые движения), движения руками (вверх, вперед, назад, поочередные и одновременные круговые движения в плечевых суставах); наклоны туловища вперед и назад; движения нижними конечностями в области тазобедренного сустава (движения ногами сидя, приседания, подъемы на носках); чередование напряжений и расслаблении отдельных мышечных групп (рук, спины, живота, бедер); изменение позы, сидя с перераспределением массы тела на другие мышечные группы; прыжки, ходьба, бег, дыхательные упражнения (с задержкой дыхания на вдохе и выдохе) и др.

Комплексы упражнений, выполняемых с целью повышения работоспособности на производстве, составляют производственную гимнастику. В свою очередь последняя разделяется на зарядку, или вводную гимнастику, физкультурную паузу, физкультурные минутки, микропаузы и оздоровительно-профилактическую гимнастику.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

источник

ВЛИЯНИЕ ФИЗИЧЕСКИХ НАГРУЗОК НА РАБОТОСПОСОБНОСТЬ ЧЕЛОВЕКА

студент 2 курса, финансы и кредит СГЭУ,

старший преподаватель, СГЭУ,

Рассмотрены физические процессы, способствующие увеличению или снижению работоспособности человека.

Всем известно, что физические упражнения, занятия спортом, как и любая мышечная деятельность, повышают активность обменных процессов, тренируют и поддерживают на высоком уровне механизмы, осуществляющие в организме обмен веществ и энергии. Это оказывает благотворное влияние на умственную и физическую работоспособность человека. Однако, при существенном увеличении физической или умственной нагрузки, превышении объема информации, значительной интенсификации любой активности организм начинает испытывать утомление.

Чем сильнее утомление, тем ниже работоспособность, соответственно, работоспособность, является обратным отражением состояния утомления. Обычный физиологический процесс утомления подразумевает уменьшение функциональных возможностей организма.

Одним из основных результатов утомления является снижение продуктивности труда.

Избавиться от утомления вполне возможно с помощью повышения уровня общей и специализированной тренированности организма, оптимизации его физической, умственной и эмоциональной активности.

С точки зрения биологии, физическая подготовка является процессом адаптации организма к физическим нагрузкам. Нагрузки, получаемые в процессе физической подготовки, играют роль раздражителя, возбуждающего приспособительные изменения в организме. В конечном итоге, это ведет к росту тренированности[1, с. 231].

Для сохранения и развития активности восстановительных процессов необходимо эффективно и рационально чередовать нагрузки и отдых.

Профилактике умственного утомления способствует мобилизация психической активности и двигательной деятельности, которая отличается от той, что непосредственно привела к утомлению. В отрыве от основного вида работы необходим активный отдых, переключение на другие виды деятельности, проведение динамических пауз, зарядок.

В период восстановления процессы ассимилиции (усвоения) преобладают, а восстановление энергетических ресурсов проходит с превышением первоначального уровня. Это играет огромную роль в повышении тренированности организма и всех физиологических систем, которые обеспечивают повышение работоспособности.

Продолжительность утомления и восстановления зависит от степени натренированности организма, а также от вида выполняемых работ.

Вспомогательными средствами восстановления являются сбалансированное питание, гигиена, массаж, биологически активные вещества, витамины. Главный параметр положительной динамики восстановительных процессов — готовность к повторной деятельности, а наиболее объективный показатель восстановления работоспособности – это максимальный объем повторной работы.

Физические упражнения – основное средство физической культуры. Врожденные и приобретенные свойства организма определяют его устойчивость к неблагоприятным внешним факторам. Она достаточно изменчива и вполне поддается тренировкам, мышечным нагрузкам и различным внешним воздействиям (колебаниями температуры, недостатком/избытком кислорода, углекислого газа). Отмечено, что совершенствование физиологических механизмов, например, устойчивость организма к перегреванию и переохлаждению, гипоксии и действию определенных токсических веществ, снижает заболеваемость и повышает работоспособность. Натренированные спортсмены, например, при охлаждении их тела до 35 о С сохраняют высокую работоспособность. Если неадаптированные к нагрузкам люди не в состоянии выполнять определенную работу при подъеме температуры до 37─38 о С, то тренированные легко справляются с нагрузками даже тогда, когда температура их тела достигает 39 о С и более.

Для нормальной работы мозга нужен не только кислород и питание, но и информация, передаваемая от органов чувств[2, с. 127].

Всяческая двигательная активность приводит к ускорению обменных процессов в организме. Физические упражнения оказывают влияние на все группы мышц, а также связки, суставы, которые становятся крепкими, увеличивается эластичность мышц. Интенсивная деятельность мышц заставляет сердце и другие органы работать с дополнительной нагрузкой, что повышает функциональные возможности и увеличивает сопротивляемость организма к неблагоприятным воздействиям окружающей среды.

Оптимально подобранные нагрузки увеличивают умственную и физи­ческую работоспособность. При этом нельзя забывать, что значительное увеличение объема и интенсивности ин­теллектуальной и физической активности приводит к быстрому утомлению и, как следствие, снижению эффективности труда. Это сопровождается замедлением переработки информации, ухудшением памяти и плохим усвоением теоретического материала. Утомление явля­ется сигналом, предупреждающим о приближении перена­пряжения организма.

Полученные материалы свидетельствуют о том, что проведение занятий с использованием физических упражнений с небольшими нагрузками в период врабатывания (в начале дня) обеспечивает кратковременное (на 1,5-2 часа) повышение работоспособности и поддерживает ее на повышенном уровне в последующие 4-6 часов учебного труда. Далее во время самоподготовки, к 18-20 часам, уровень работоспособности постепенно снижается до исходного. В течение учебной недели положительный эффект от занятий с такими нагрузками в целом незначительный[3, с. 75].

Профессионально-прикладная физическая подготовка (ППФП)- это направление системы физического воспитания, которое способствует формированию прикладных знаний, физических и специальных качеств, умений и навыков. ППФП призвана решать задачи ускорения профессионального обучения, достижения оптимальной работоспособности и производительности труда, рациональности организации трудового процесса и использования средств для активного отдыха, а также предупреждения и минимизации неблагоприятного воздействия определенных видов деятельности.

Выполнение физических упражнений положительно оказывает влияние на весь двигательный аппарат, препятствует развитию возрастных и нарушению функций организма при снижении двигательной активности.

У людей, систематически выполняющих физические упражнения, повышается психическая, умственная и эмоциональная устойчивость при выполнении продолжительной и напряженной деятельности умственного или физического характера.

Многочисленные изучения характеристик мышления, памяти, устойчивости интереса, динамики интеллектуальной трудоспособности в ходе производственной работы у приспособленных, неприспособленных к регулярным физиологическим перегрузкам людей доказывают, что характеристики интеллектуальной трудоспособности зависят от степени общей и специальной физиологической подготовки. Интеллектуальная работа будет в меньшей мере подвергаться воздействию негативных условий, в том случае, когда используются ресурсы и методы физической культуры — физкультурные разминки, активный отдыхи т.п..

Список литературы:

  1. Зуйкова Е. Г., Бондарчук И. Л. Влияние физической культуры на работоспособность и адаптацию студентов к физическим нагрузкам // Здоровье – основа человеческого потенциала: проблемы и пути их решения. 2012. №1. С.228-233
  2. Колесник Ю. А. Использование средств физической культуры с целью улучшения психоэмоционального состояния, повышения работоспособности // ППМБПФВС. 2009. №5. С.124-128
  3. Чернышёва Инга Владимировна, Шлемова Марина Владимировна, Егорычева Елена Владимировна, Мусина Светлана Викторовна Анализ влияния физической культуры на умственную работоспособность студентов // СИСП. 2011. №1. С.74-77

источник

Воздействие физических тренировок на мышечную систему человека.

Здоровье — это первая и важнейшая потребность человека, определяющая способность его к труду и обеспечивающая гармоническое развитие личности. Оно является важнейшей предпосылкой к познанию окружающего мира, к самоутверждению и счастью человека. Активная долгая жизнь — это важное слагаемое человеческого фактора.

* Физическое здоровье— это естественное состояние организма, обусловленное нормальным функционированием всех его органов и систем. Если хорошо работают все органы и системы, то и весь организм человека (система саморегулирующаяся) правильно функционирует и развивается.

Физические нагрузки при трудовых процессах, естественных движениях человека, занятиях спортом оказывают влияние на все системы организма, в том числе и на мышцы.

Мышцы — активная часть двигательного аппарата

В теле человека насчитывается около 600 мышц. Большинство из них парные и расположены симметрично по обеим сторонам тела человека. Мышцы составляют: у мужчин — 42% веса тела, у женщин — 35%, у спортсменов — 45–52%.

По происхождению, строению и даже функции мышечная ткань неоднородна. Основным свойством мышечной ткани является способность к сокращению – напряжению составляющих ее элементов. Для обеспечения движения элементы мышечной ткани должны иметь вытянутую форму и фиксироваться на опорных образованиях (костях, хрящах, коже, волокнистой соединительной ткани и т.п.).

В различных видах спорта нагрузка на мышцы различна как по интенсивности, так и по объему, в ней могут преобладать статистические или динамические элементы. Она может быть связана с медленными или быстрыми движениями. В связи с этим и изменения, происходящие в мышцах, будут неодинаковы.

Как известно, спортивная тренировка увеличивает силу мышц, эластичность, характер проявления силы и другие их функциональные качества. Вместе с тем иногда, несмотря на регулярные тренировочные занятия, сила мышц начинает снижаться и спортсмен не может даже повторить свой прежний результат. Поэтому очень важно знать, какие изменения происходят в мышцах под влиянием физической нагрузки, какой двигательный режим спортсмену рекомендовать; должен ли спортсмен иметь полный покой (адинамию), перерыв в тренировочном процессе, или минимальный объем движений (гиподинамию), или наконец, проводить тренировки с постепенным уменьшением нагрузки.

Изменения в строении мышц у спортсменов можно определить методом биопсии (взятия особым способом кусочков мышц) в процессе тренировки. Эксперименты показали, что нагрузки преимущественно статистического характера ведут к значительному увеличению объема и веса мышц. Увеличивается поверхность их прикрепления на костях, укорачивается мышечная часть и удлиняется сухожильная. Происходит перестройка в расположении мышечных волокон в сторону более перистого строения. Количество плотной соединительной ткани в мышцах между мышечными пунктами увеличивается, что создает дополнительную опору. Кроме того, соединительная ткань по своим физическим качествам значительно противостоит растягиванию, уменьшая мышечное напряжение. Усиливается трофический аппарат мышечного волокна: ядра, саркоплазма, митохондрии. Миофибриллы (сократительный аппарат) в мышечном волокне располагаются рыхло, длительное сокращение мышечных пучков затрудняет внутриорганное кровообращение, усиленно развивается капиллярная сеть, она становится узкопетлистой, с неодинаковым просветом.

При нагрузках преимущественно динамического характера вес и объем мышц также увеличиваются, но в меньшей степени. Происходит удлинение мышечной части и укорочение сухожильной. Мышечные волокна располагаются более параллельно, по типу веретенообразных. Количество миофибрилл увеличивается, а саркоплазмы становится меньше.

Чередование сокращений и расслаблений мышцы не нарушает кровообращения в ней, количество капилляров увеличивается, ход их остается более прямолинейным.

Количество нервных волокон в мышцах, выполняющих преимущественно динамическую функцию, в 4—5 раз больше, чем в мышцах выполняющих преимущественно статистическую функцию. Двигательные бляшки вытягиваются вдоль волокна, контакт их с мышцей увеличивается, что обеспечивает лучшее поступление нервных импульсов в мышцу.

При пониженной нагрузке мышцы дряблыми, уменьшаются в объеме, капилляры их суживаются, в результате чего мышечные волокна истощаются, двигательные бляшки становятся меньших размеров. Длительная гиподинамия приводит к значительному снижению силы мышц.

Советуем прочитать:  Боль в икроножных мышцах ног и в подошве ног

При умеренных нагрузках мышцы увеличиваются в объеме, в них улучшается кровоснабжение, открываются резервные капилляры. Под влиянием систематической тренировки происходит рабочая гипертрофия мышц, которая является результатом утолщения мышечных волокон (гипертрофии), а также увеличения их количества (гиперплазии). Утолщение мышечных волокон сопровождается увеличением в них ядер, миофибрилл. Увеличение числа мышечных волокон происходит тремя путями: посредством расщепления гипертрофированных волокон на два—три и более тонких, вырастания новых мышечных волокон из мышечных почек, а также формирования мышечных волокон из клеток сателлитов, которые превращаются в миобласты, а затем в мышечные трубочки. Расщеплению мышечных волокон предшествует перестройка их моторной иннервации, в результате чего на гипертрофированных волокнах формируются одно—два дополнительных моторных нервных окончания. Благодаря этому после расщепления каждое новое мышечное волокно имеет собственную мышечную иннервацию. Кровоснабжение новых волокон осуществляется новообразующимися капиллярами, которые проникают в щели продольного деления. При явлениях хронического переутомления одновременно с возникновением новых мышечных волокон происходит распад и гибель уже имеющихся.

Важное практическое значение при перетренированности имеет двигательный режим. Установлено, что гиподинамия действует отрицательно на мышцы. При постепенном же уменьшении нагрузок нежелательных явлений в мышцах не возникает. Широкое применение метода динамометрии позволило установить силу отдельных групп мышц у спортсменов и составить как бы топографическую карту.

Гладкая мышечная ткань – участвует в образовании стенки сосудов, внутренних органов радужной оболочки глаза.

Попречнополосатая сердечная мышечная ткань – может быть двух видов: одна обеспечивает сокращение сердца, вторая — проведение нервных импульсов внутри сердца.

Поперечнополосатая скелетная мышечная ткань – характерна для всех мышц скелета, диафрагмы, языка, глотки, начального отдела пищевода, мышц приводящих в движение глазное яблоко, и др. Основной структурной функциональной единицей поперечнополосатой мышечной ткани является мышечное волокно. Длина мышечных волокон колеблется от нескольких миллиметров до 10 и более сантиметров. С поверхности мышечное волокно покрыто оболочкой (сарколеммой).

Сокращение поперечнополосатых мышц происходит быстро, вместе с тем они быстро, рано утомляются. При динамическом характере работы, когда периоды сокращения чередуются с периодами расслабления, длительность сокращения невелика, капилляры не сдавливаются, питание волокна не нарушается, поэтому и утомление мышц наступает медленнее. При статистической работе — утомление наступает быстро.

Под влиянием нагрузки (двигательной деятельности) мышечные волокна утолщаются, увеличивается количество ядер. Имеются наблюдения, указывающие на то, что при этом может увеличиваться и число волокон.

Наряду с прочими позитивными изменениями мышечной системы, положительное влияние тренировки оказывают и на другие системы организма человека:

УЛУЧШАЕТСЯ РАБОТА СЕРДЦА.
Тренированный человек становится более выносливым, он может производить более ин­тенсивные движения и совершать тяжелую мышечную работу в течение длительного време­ни. Это в значительной степени зависит от того, что его органы кровообращения, дыхания и вы­деления лучше работают. Значительно увели­чивается их способность резко усиливать свою работу и приспосабливать ее к тем условиям, которые создаются в организме при повышенной физической нагрузке.
Усиленно работающие мышцы нуждаются в большем количестве кислорода и питательных веществ, а также в более быстром удалении про­дуктов обмена веществ. И то, и другое дости­гается благодаря тому, что в мышцы притекает больше крови и скорость тока крови в крове­носных сосудах увеличивается. Кроме того, кровь в легких больше насыщается кислородом. Все это возможно только потому, что значитель­но усиливается работа сердца и легких.
Когда мы находимся в покое, сердце выбра­сывает в аорту около 5 л крови в течение ми­нуты. При интенсивном физическом напряже­нии, например во время бега, при преодолении полосы препятствий и т. п., пульс учащается с 60—70 до 120—200 ударов в минуту, количе­ство выбрасываемой сердцем за 1 минуту крови увеличивается до 10—20 и даже до 40 л. Дав­ление крови в артериях возрастает со 120 до 200 мм ртутного столба.
У тренированных людей сердце легче при­спосабливается к новым условиям работы, а после окончания физических упражнений бы­стрее возвращается к нормальной деятельности. Число сокращений тренированного сердца меньше, а следовательно пульс реже, но зато при каждом сокращении сердце выбрасывает в артерии больше крови.
При более редких сокращениях сердца созда­ются более благоприятные условия для отдыха сердечной мышцы. Работа сердца и кровенос­ных сосудов в результате тренировки становит­ся экономичнее и лучше регулируется нервной системой.

УЛУЧШАЕТСЯ СОСТАВ КРОВИ И УВЕЛИЧИВАЮТСЯ ЗАЩИТНЫЕ СИЛЫ ОРГАНИЗМА
У тренированных людей количество эри­троцитов (красные кровяные тельца) увеличи­вается с 4,5—5 млн. в 1 мм 3 крови до 6 млн. Эритроциты — переносчики кислорода, поэто­му при увеличении их количества кровь может получить больше кислорода в легких и большее количество его доставить тканям, главным образом мышцам.
У тренированных людей увеличивается и количество лимфоцитов — белых кровяных те­лец. Лимфоциты вырабатывают вещества, ко­торые нейтрализуют различные яды, поступающие в организм или образующиеся в орга­низме. Увеличение количества лимфоцитов — одно из доказательств того, что в результате физических упражнений увеличиваются за­щитные силы организма, повышается устой­чивость организма против инфекции. Лю­ди, систематически занимающиеся физическими упражнениями и спортом, реже заболе­вают, а если заболевают, то в большинстве слу­чаев легче переносят инфекционные болезни. У тренированных людей становится более устойчивым содержание сахара в крови. Изве­стно, что при длительной и тяжелой работе мышц количество сахара в крови уменьшается. У тренированных людей это уменьшение не бывает таким резким, как у нетренированных. У людей, которые не привыкли к физиче­скому труду, при усиленной мышечной работе иногда нарушается выделение мочи. У тре­нированных работа почек лучше приспосаб­ливается к изменившимся условиям, и обра­зующиеся при усиленной физической нагрузке в большем количестве продукты обмена веществ своевременно удаляются из организма.
Таким образом, мы видим, что физическая культура и спорт благоприятно влияют не только на мускулатуру, но и на другие органы, улучшая и совершенствуя их работу.
Чтобы быть здоровым, крепким, выносли­вым и разносторонне развитым человеком, нужно постоянно и систематически заниматься различными видами физических упражнений и спорта. О некоторых из них, наиболее рас­пространенных и наиболее доступных каждому, мы здесь коротко расскажем.

ГЛУБЖЕ СТАНОВИТСЯ ДЫХАНИЕ
В покое человек производит около 16 дыха­тельных движений в минуту. При каждом вдохе в легкие поступает около 500 см 3 воздуха.
При физической нагрузке в связи с увели­чением потребления кислорода мышцами ды­хание становится более частым и более глубо­ким. Объем легочной вентиляции, т, е. коли­чество воздуха, проходящего через легкие за одну минуту, резко увеличивается — с 8 л в покое до 100—140 л при быстром беге, пла­вании, ходьбе на лыжах. А чем больше воз­духа проходит через легкие, тем больше кис­лорода получает организм.
В состоянии покоя человек поглощает около 0,2 л кислорода в минуту. При мышечной ра­боте количество поглощаемого кислорода уве­личивается, но в определенных пределах. Наи­большая величина поглощения кислорода, так называемый кислородный потолок, у нетре­нированных не так велика, она равняется 2—3,5 л, а у хорошо тренированных людей организм может получать через легкие 5—5,5 л кислорода в минуту. Поэтому у тренирован­ных людей при физической работе не так быстро образуется «кислородный долг» (так называется разница между потребностью в кислороде и фактическим его потреблением) и они лучше мобилизуют приспособительные возможности дыхания и кровообращения. Это наглядно видно, например, при измерении спирометром жизненной емкости легких.

источник

Изменения мышц под влиянием физической нагрузки

Физические нагрузки при трудовых процессах, естественных движениях человека, занятиях спортом оказывают влияние на всё системы организма, в том числе и на мышцы, изменяя их строение и функцию. Однако в различных видах спорта нагрузка на мышцы различна как по интенсивности, так и по объёму; в ней могут преобладать статические или динамические элементы; она может быть связана с медленными или быстрыми движениями. В связи с этим и изменения, происходящие в мышцах, будут неодинаковы.

Как известно, спортивная тренировка увеличивает силу мышц, эластичность, изменяет характер, проявление силы и другие их функциональные качества. Вместе с тем иногда, несмотря на регулярные тренировочные занятия, сила мышц начинает снижаться, и спортсмен не может даже повторить свой прежний результат. Поэтому очень важно знать, какие изменения происходят в мышцах под влиянием физической нагрузки, какой двигательный режим спортсмену рекомендовать.

Экспериментально было установлено, что под влиянием нагрузки преимущественно статического характера значительно увеличиваются объём и вес мышц, а также поверхность их прикрепления на костях, укорачивается мышечная часть и удлиняется сухожильная. Происходит перестройка в расположении мышечных волокон в сторону более перистого строения. Количество плотной соединительной ткани между мышечными пучками увеличивается, что создает дополнительную опору. Кроме того, соединительная ткань благодаря своим физическим качествам значительно противостоит растягиванию, уменьшая, мышечное напряжение. Увеличивается трофический аппарат мышечного волокна: ядра, саркоплазма, митохондрии. Миофибриллы (сократительный аппарат) в мышечном волокне располагаются рыхло, длительное сокращение мышечных пучков затрудняет внутриорганное кровообращение, усиленно развивается капиллярная сеть, она становится узкопетлистой, с неодинаковым просветом.

При нагрузках преимущественно динамического характера вес и объём мышц также увеличиваются, но в меньшей степени. Происходят удлинение мышечной части и укорочение сухожильной. Мышечные волокна располагаются более параллельно, по типу веретенообразных. Количество миофибрилл увеличивается, а саркоплазмы становится меньше. Чередование сокращений и расслаблений мышцы не нарушает кровообращения в ней; количество капилляров увеличивается, ход их остается более прямолинейным. Количество нервных волокон в мышцах, выполняющих преимущественно динамическую функцию, в 4—5 раз больше, чем в мышцах, выполняющих преимущественно статическую функцию. Двигательные бляшки вытягиваются вдоль волокна, контакт их с мышцей увеличивается, что обеспечивает лучшее поступление нервных импульсов в мышцу.

При пониженной нагрузке мышцы становятся дряблыми, уменьшаются в объёме, капилляры их суживаются (некоторые даже испытывают обратное развитие), в результате чего мышечные волокна истончаются, двигательные бляшки становятся меньших размеров. Длительная гиподинамия приводит к значительному снижению силы мышц.

При умеренных нагрузках мышцы увеличиваются в объёме, в них улучшается кровоснабжение, открываются так называемые резервные капилляры. Систематическая тренировка вызывает рабочую гипертрофию мышц, которая является результатом утолщения мышечных волокон (гипертрофии), а также увеличения их количества (гиперплазии), которое происходит тремя путями: посредством расщепления гипертрофированных волокон на 2—3 и более, за счёт вырастания новых мышечных волокон из мышечных почек, а также благодаря формированию мышечных волокон из клеток-сателлитов, которые превращаются в миобласты, а затем в мышечные трубочки. Расщеплению мышечных волокон пред¬шествует перестройка их моторной иннервации, в результате чего на гипертрофированных волокнах формируются 1—2 дополнительных моторных нервных окончания. Благодаря этому после расщепления каждое новое мышечное волокно имеет собственную моторную иннервацию. Кровоснабжение новых волокон осуществляется вновь образующимися капиллярами, которые проникают в щели продольного деления. При явлениях хронического переутомления одновременно с возникновением новых мышечных волокон происходят распад и гибель уже имеющихся.

Важное практическое значение при перетренированности имеет двигательный режим. Гиподинамия действует отрицательно на мышцы. При постепенном же уменьшении нагрузок нежелательных явлений в мышцах не возникает.

Широкое применение метода динамометрии позволило установить у отдельных групп мышц у спортсменов разной специализации и составить как бы топографическую карту. Так, в показателях силы мышц верхних конечностей (сгибателей и разгибателей предплечья, разгибателей плеча) явное преимущество имеют хоккеисты и гандболисты по сравнению с лыжниками-гонщиками и велосипедистами. В силе мышц-сгибателей плеча заметно превосходство лыжников над гандболистами, хоккеистами и велосипедистами. Больших различий в силе мышц верхних конечностей между хоккеистами и гандболистами не наблюдается. В силе мышц-разгибателей плеча лучший показатель у хоккеистов (73 кг), несколько хуже у гандболистов (69 кг), лыжников (60 кг) и велосипедистов (57 кг). У не занимающихся спортом этот показатель составляет всего 48 кг.

Показатели силы мышц нижних конечностей также различны у занимающихся разными видами спорта. Величина силы разгибателей голени больше у гандболистов (77 кг) и хоккеистов (71 кг), меньше у лыжников-гонщиков (64 кг), ещё меньше у велосипедистов (63 кг). В силе мышц-разгибателей бедра большое преимущество у хоккеистов (177 кг), тогда как у гандболистов, лыжников и велосипедистов существенных различий в этом показателе нет (139—142 кг).

Особенно интересны различия в силе мышц-сгибателей стопы, способствующих отталкиванию, и разгибателей туловища, способствуй ющих удержанию позы. У хоккеистов сила мышц-сгибателей стопы равна 187 кг, у велосипедистов — 176 кг, у гандболистов — 146 кг, а сила мышц-разгибателей туловища у гандболистов равна 184 кг, у хоккеистов — 177 кг, у велосипедистов — 149 кг.

Ярко выраженными особенностями развития силы мышц обладают боксёры. В момент нанесения удара в боксе большая нагрузка падает на мышцы-сгибатели кисти и пальцев, активное напряжение которых обеспечивает жёсткость звена. Во время боя значительную нагрузку в области туловища несут мышцы-разгибатели позвоночного столба, при активной работе которых осуществляется нанесение различных ударов. В области нижних конечностей наиболее сильного развития у боксеров достигают сгибатели и разгибатели бедра, разгибатели голени и сгибатели стопы. В значительно меньшей степени развиты мышцы-разгибатели предплечья и сгибатели плеча, сгибатели голени и разгибатели стопы. При переходе от первой весовой категории к шестой увеличение силы наиболее «сильных» групп мышц происходит в большей степени, чем увеличение силы относительно «слабых» мышц, меньше участвующих в движениях боксёра.

Советуем прочитать:  Чем растирать мышцы при спазме

Все эти особенности связаны с неодинаковыми биомеханическими условиями работы двигательного аппарата и неодинаковыми требованиями, предъявляемыми к нему в различных видах спорта.

источник

Влияние физических упражнений на работоспособность

Значение физической культуры в повышении и регулировании физической и умственной работоспособности. Утомление, его профилактика, методы и средства активного отдыха. Учебные и самостоятельные занятия по физкультуре в режиме учебно-трудовой деятельности.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

1. Физическая работоспособность

2. Умственная работоспособность. Утомление и его профилактика

3. Значение физической культуры в повышении работоспособности

4. Средства физической культуры в регулировании умственной работоспособности

4.1 Использование физических упражнений как средства активного отдыха

4.2 «Малые формы» физической культуры

4.3 Учебные и самостоятельные занятия по физической культуре в режиме учебно-трудовой деятельности

Работоспособность — состояние человека, определяемое возможностью физиологических и психических функций организма, которое характеризует его способность выполнять определенное количество работы заданного качества за требуемый интервал времени.

“Движение как таковое может по своему действию заменить любое лечебное средство, но все лечебные средства мира не могут заменить действие движения” (Тиссо XVIII в. Франция).

Потребность в движении — одна из общебиологических потребностей организма, играющая важную роль в его жизнедеятельности и формировании человека на всех этапах его эволюционного развития. Развитие происходит в неразрывной связи с активной мышечной деятельностью.

При низкой двигательной активности уменьшаются гормональные резервы, что снижает общую адаптационную способность организма. Происходит преждевременное формирование “старческого” механизма регуляции жизнедеятельности органов и тканей. У людей, ведущих малоподвижной образ жизни, наблюдается прерывистое дыхание, отдышка, снижение работоспособности, боли в области сердца, головокружение, боли в спине и т.д.

Снижение физической активности ведет к заболеваниям (инфаркт, гипертония, ожирения и т.д.). Например, у людей умственного труда инфаркт встречается в 2-3 чаще, чем у людей физического труда.

Патологические изменения в организме развиваются не только при отсутствии движения, но и даже при обычном образе жизни, но тогда, когда двигательный режим не соответствует “задуманной” природой генетической программе. Недостаточность физической активности приводит к нарушению обмена веществ, нарушению устойчивости к гипоксии (недостаток кислорода).

Роль физических упражнений не ограничивается только благоприятным воздействием на здоровье, одним из объективных критериев которого является уровень физической работоспособности человека. Физические упражнения повышают устойчивость организма к воздействию неблагоприятных факторов. Показателем стабильности здоровья служит высокая степень работоспособности и, наоборот, низкие ее значения рассматриваются как фактор риска для здоровья. Как правило, высокая физическая работоспособность связана с постоянной, не уменьшающейся в объеме, в сочетании с сбалансированным питанием, тренировкой (более высокой двигательной активностью), что обеспечивает эффективность самообновления и совершенствования организма.

1. Физическая работоспособность

Физическую работоспособность связывают с определенным объемом мышечной работы, который может быть выполнен без снижения заданного (или установившегося на максимальном уровне для данного индивидуума) уровня функционирования организма. При недостаточном уровне физической активности наступает атрофия мышц, что неизбежно влечет за собой ворох болезней.

Физическая работоспособность понятие комплексное и определяется следующими факторами:

— морфофункциональным состоянием органов и систем человека;

— психическим статусом, мотивацией и др.

Заключение о ее величине Ф.Р. можно составить только на основе комплексной оценки.

На практике физическая работоспособность определяется с помощью функциональных проб. С этой целью наукой предложено более 200 различных тестов. Наиболее широкое распространение получили пробы с 20 приседаниями за 30-40 с; 3- х минутный бег на месте.

Однако объективно судить о физ. работоспособности человека на основании полученных результатов трудно. Это объясняется следующими причинами:

во-первых, получаемая информация позволяет лишь качественно характеризовать ответную реакцию организма на нагрузку;

во-вторых, точное воспроизведение любой из проб невозможно, что приводит к ошибкам в оценке;

в-третьих, каждая из проб, при оценке работоспособности, связана с включением ограниченного мышечного массива, что делает невозможной максимальную интенсификацию функций всех систем организма. Установлено, что наиболее полное представление о мобилизированных функциональных резервах организма может быть составлено в условиях нагрузок, при которых задействовано не менее 2/3 мышечного массива.

Количественное определение работоспособности имеет большое значение при организации процесса физического воспитания и учебно-тренировочной работе, при разработке двигательных режимов для тренировок, лечения и реабилитации больных, при определении степени утраты трудоспособности и т.д.

Для оценки физической работоспособности в спортивно-медицинской и педагогической практике используются спец. приборы; велоэргометры, степэргометры (восхождение на ступеньку-вышагивание), бег на тредмиллях (бегущая дорожка).

Наиболее часто об изменениях уровня физической работоспособности судят по изменению максимального потребления кислорода. (МПК). [Или по мощности нагрузки, при которой частота сердечных сокращений (ЧСС) устанавливается на уровне 170 ударов в 1 минуту (РWС 170)]. Существует много разнообразных методов определения МПК, в том числе как прямого, так и непрямого (прогнозтического) характера определения МПК.

Прямой метод оценки достаточно сложен, т.к. требуется специальная аппаратура и высокой квалификации персонал, проводящий измерения.

Более простой непрямой метод оценки МПК, который осуществляется с помощью номограмм, но он недостаточно точный.

В последнее время наряду с термином “физическая работоспособность” широко используют понятие “физическое состояние”, под которым понимают готовность человека к выполнению физической работы, занятиям физическими упражнениями и спортом. Трактовка “физического состояния” обусловила выбор МПК как наиболее объективного показателя физического состояния.

Однако следует отметить, что физическое состояние не может определяться одним каким-либо показателем, а определяется совокупностью взаимосвязанных признаков, в первую очередь такими факторами, как физическая работоспособность, функциональное состояние органов и систем, пол, возраст, физическое развитие, физическая подготовленность.

Понятие “физическое состояние” равнозначно термину “физическая кондиция” (за рубежом). Чем выше уровень физического состояния, тем существеннее различия в показателе МПК. Определить МПК (показатель физического состояния) в естественных условиях можно с помощью 12я1 минутного теста (Купера), предусматривающего измерение максимального расстояния, которое преодолевает за это время человек. Установлено, что между длиной дистанции и потреблением кислорода существует взаимоотношения (взаимозависимость).

Методы повышения физической работоспособности

Рассматривая физические упражнения как одно из основных средств оптимизации двигательной активности, следует признать, что на современном этапе реальная физическая активность населения не отвечает взросшим социальным запросам физкультурного движения и не гарантирует эффективного повышения физического состояния населения.

Системы специально организованных форм мышечной деятельности, предусматривающие повышение физического состояния до должного уровня (“кондиции”), получили название “кондиционных тренировок” “оздоровительных”.

Методы таких тренировок различаются по периодичности, мощности и объему.

Существуют три метода таких тренировок:

Первый метод предусматривает преимущественное использование упражнений циклического характера (ходьба” бег, плавание, велосипед), проводимых непрерывно 30 и более минут.

Второй метод предполагает применение упражнений скоростно-силового характера (бег в гору, спортигры, упражнения с оттягивающими, сопротивлением, тренажеры), деятельность работы от 15 сек до 3 минут с числом повторений 3-5 раз с периодами отдыха.

Третий метод использует комплексный подход к применению физических упражнений, стимулирующих как аэробную, так и анаэробную производительность, совершенствующих двигательные качеств.

2. Умственная работоспособность. Утомление и его профилактика

Умственная работоспособность определяется как способность человека к выполнению конкретной умственной деятельности в рамках заданных временных лимитов и параметров эффективности.

Основу работоспособности составляют специальные знания, умения, навыки, а также определенные психофизические особенности, например, перцепции (перцепция — психологический термин, означающий восприятие, непосредственное отражение объективной действительности органами чувств) памяти, внимания, мышления и др.;

физиологические состояние сердечнососудистой, дыхательной, мышечной, эндокринной и других систем;

физические — уровень развития выносливости, силы, быстроты движений и др.;

совокупность специальных качеств, необходимых в конкретной деятельности. Работоспособность зависит от возможностей человека адекватных уровню мотивации и поставленной цели.

Работоспособность человека определяется его стойкостью к различным видам утомления — физическому, умственному и др. и характеризуется продолжительностью качественного выполнения соответствующей работы. Умственная работоспособность студентов, например, определяется успешностью усвоения учебного материала. Умственная работоспособность в значительной мере зависит от состояния психофизиологических качеств студентов. К их числу следует отнести общую выносливость, в том числе и физическую, быстроту мыслительной деятельности, способность к переключению и распределению, концентрации и устойчивость внимания, эмоциональную устойчивость.

Важное значение для успешного профессионального обучения имеет состояние здоровья студентов, их стойкость к неблагоприятным воздействиям внешней среды. Умственная работоспособность не постоянна, она изменяется на протяжении рабочего дня. В начале она низкая (период врабатывания), затем поднимается, и какое-то время удерживается на высоком уровне (период устойчивой работоспособности), после чего снижается (период некомпенсированного утомления).

Такое изменение умственной работоспособности может повторяться дважды в день. Умственная работоспособность человека в значительной мере зависит от времени суток. Суточный физиологический ритм функций систем организма определяет повышенную интенсивность деятельности органов и систем в дневное время и пониженную — в ночное время.

Умственная работоспособность изменяется и в течении недели. На понедельник приходится стадия врабатывания, на вторник, среду и четверг -высокая работоспособность, а развивающееся утомление приходится на пятницу и субботу. Именно поэтому в воскресенье следует больше внимания уделять физической подготовке и занятиям спортом. Они снижают утомление.

Утомление — это физиологическое состояние организма, проявляющееся во временном снижении его работоспособности в результате проведенной работы.

Ведущими причинами утомления являются нарушения в слаженности функционирования органов и систем. Так, нарушается обмен веществ в периферическом нервно-мышечном аппарате, угнетается активность ферментативных систем, понижается возбудимость и проводимость сигналов, происходят биохимические и биофизические изменения рецептивных и сократительных элементов структуры мышц. В ЦНС наблюдается снижение возбудимости и ослабление возбуждения нервных центров из-за мощной проприоцептивной импульсации. В эндокринной системе наблюдается либо гиперфункция при эмоциональном напряжении, либо гиперфункция при длительной и истощающей мышечной работе.

Нарушения в вегетативных системах дыхания и кровообращения связаны с ослаблением сократительной способности мышц сердца и мышц аппарата внешнего дыхания. Ухудшается кислородно-транспортная функция крови.

Различают субъективные и объективные признаки утомления. Утомлению, как правило, предшествует чувство усталости. Усталость — сигнал, предупреждающий организм о дезорганизации в первичной деятельности коры мозга. К чувствам, связанным с усталостью можно отнести: чувство голода, жажда, боли и т.д.

Невнимательное отношение к чувству усталости, которое заложено в особенностях умственного труда, приводит к переутомлению, к перенапряжению.

Переутомление — это крайняя степень утомления находящаяся уже на грани с патологией. Переутомление может быть результатом больших физических и умственных нагрузок. Часто переутомление вызывают и неправильный образ жизни, недостаточный сон неправильны режим дня и т.д. К переутомлению приводят ошибки в методике подготовки, недостаточный отдых. В состоянии хронического переутомления организм становится более уязвимым, снижается его сопротивляемость к инфекционным заболеваниям. Таким образом, если утомление углубляется и не сменяется охранительным торможением, то можно говорить о переутомлении. При умелом перераспределении умственного и физического труда можно добиться высокой производительности труда и сохранить на долгие годы работоспособность.

При длительном умственном (интеллектуальном) труде, как и при неправильно поставленном учебно-тренировочном процессе, при нагрузках превышающих возможности организма может возникнуть ряд состояний, таких как: — перенапряжение и перетренированность.

Перенапряжение — это не только физиологическое. психологическое и биохимическое, но и социальное явление. Перенапряжение центральной нервной системы, вызывающее упадок сил. может привести к возникновению психических нарушений, к поражению внутренних органов. Иногда перенапряжение проходит быстро и бесследно, когда достижение цели принесло удовлетворение. В случаях, когда цель не достигнута, может наступить длительное психическое расстройство, прежде всего бессонница, которая может сопровождаться навязчивыми мыслями. В результате бессонницы и повышенного эмоционального возбуждения у человека появляются неадекватные реакции на действие окружающих, ухудшается физическое состояние.

Перетренированность — это состояние, при котором в качестве ведущего признака выступает перенапряжение ИНС. т.е. невроз. Спортсмен становится раздражительным, обидчивым, у него нарушается сон, ухудшается аппетит. Он худеет. Ухудшается координация движений, изменяется сердечный ритм, повышается кровяное давление.

На стандартные нагрузки организм перетренированного спортсмена отвечает большей, чем прежде реакцией:

— нарастает кровяное артериальное давление;

-ухудшается легочная вентиляция, возрастает кислородный долг.

Многочисленные исследования показывают, что физическая культура и спорт могут оказывать исключительно эффективное влияние на факторы работоспособности и противодействовать преждевременному наступлению утомления. Для повышения работоспособности в течение учебного дня целесообразно использовать так называемые формы физического воспитания -физкультурные паузы — т.е. выполнения физических упражнений в перерывах между занятиями.

3. Значение физической культуры в повышении работоспособности

Улучшение функционального состояния организма человека, обеспечивающее высокую работоспособность и продуктивность труда, — одно из главных направлений физической культуры в системе производства. Физическая культура должна быть полезна для человека — снижая усталость, облегчать труд, способствовать сохранению здоровья; вписываться в режим труда и отдыха, не нарушая трудовой установки, и сочетаться с технологическим процессом; удобна для выполнения на рабочем месте в любых производственных условиях; доступна каждому работнику, соответствуя уровню его физической подготовленности и состоянию здоровья.

Физические упражнения оказывают на работоспособность человека либо непосредственное воздействие сразу же после их использования, либо отдаленное, спустя какое-то время, либо вызывают кумулятивный эффект, в котором проявляется суммарное влияние многократного (на протяжении нескольких недель или месяцев) их использования

Чтобы физические упражнения дали желаемый результат в борьбе с утомлением и наиболее распространенными и возможными профессиональными заболеваниями, ими надо умело пользоваться. Непосредственное влияние физических упражнений на работоспособность не однозначно. Стимулирующее воздействие оказывают упражнения средней интенсивности. Увеличение их интенсивности и объема, не соответствующих подготовленности человека, может быть бесполезным, а при определенных условиях влиять отрицательно. Тренироваться способны все без исключения органы и ткани нашего организма. ЦНС всегда какой-то своей частью включается в процесс тренировки любой функции. Развитие тренировочного эффекта под влиянием систематических физических нагрузок приводит к повышению работоспособности не только нервно-мышечного аппарата, включая высшие корковые центры движений, но и сердца и всей сердечнососудистой системы. В равной мере «сбои» в механизме тренировки, детренированность или особенно перетренированность приводят к ухудшению функционального состояния сердца, всей системы кровообращения. Смысл тренировки в том и состоит, чтобы системой физических нагрузок, стимулирующих восстановительные процессы в скелетных мышцах, в мышце самого сердца и в мышечных элементах стенок сосудов, настолько повысить работоспособность органов кровообращения, чтобы даже небольшой, экономной их работы было достаточно для обеспечения потребностей обмена веществ в организме.

Советуем прочитать:  Чем лечить растяжение мышцы при беременности

4. Средства физической культуры в регулировании умственной работоспособности

Среди мероприятий направленных на повышение умственной работоспособности студентов, на преодоление и профилактику психоэмоционального и функционального перенапряжения можно рекомендовать следующие:

— систематическое изучение учебных предметов студентами в семестре, без «штурма» в период зачетов и экзаменов;

— ритмичную и системную организацию умственного труда;

— постоянное поддержание эмоции интереса;

— совершенствование межличностных отношений студентов между собой и преподавателями вуза, воспитание чувств;

— организацию рационального режима труда, питания, сна и отдыха;

— отказ от вредных привычек: употребления алкоголя и наркотиков, курения и токсикомании;

— физическую тренировку, постоянное поддержание организма в состоянии оптимальной физической тренированности;

— обучение студентов методам самоконтроля за состоянием организма с целью выявления отклонений от нормы и своевременной корректировки и устранения этих отклонений средствами профилактики.

4.1 Использование физических упражнений как средства активного отдыха

Различают отдых пассивный и активный, связанный с двигательной деятельностью. Физиологическое обследование активного отдыха связано с именем И.М.Сеченова, впервые показавшего, что смена работы одних мышц работой других лучше способствует восстановлению сил, чем полное бездействие.

Этот принцип стал основой организации отдыха и в сфере умственной деятельности, где подобранные соответствующим образом физические нагрузки до начала умственного труда, в процессе и по его окончании оказывают высокий эффект в сохранении и повышении умственной работоспособности. Не менее эффективны ежедневные самостоятельные занятия физическими упражнениями в общем режиме жизни. В процессе их выполнения в коре больших полушарий мозга возникает «доминанта движения», которая оказывает благоприятное влияние на состояние мышечной, дыхательной и сердечно — сосудистой систем, активизирует сенсо — моторную зону коры, поднимает тонус всего организма. Во время активного отдыха эта доминанта способствует активному протеканию восстановительных процессов

К «малым формам» физической культуры относят:

— утренняя гигиеническая гимнастика, физкультурная пауза,

-микропаузы с использованием физических упражнений (физкультминуты).

Утренняя гигиеническая гимнастика (УГГ) является наименее сложной, но достаточно эффективной формой для ускоренного включения человека в учебно-трудовой день. Она ускоряет приведение организма в работоспособное состояние, усиливает ток крови и лимфы во всех частях тела и учащает дыхание, что активизирует обмен веществ и быстро удаляет продукты распада, накопившиеся за ночь. Систематическое выполнение зарядки улучшает кровообращение, укрепляет сердечно-сосудистую, нервную и дыхательную системы, улучшает деятельность пищеварительных органов, способствует более продуктивной деятельности коры головного мозга.

Ежедневная УГГ, дополненная водными процедурами,- эффективное средство повышения физической тренированности, воспитания воли и закаливания организма.

Физкультурная пауза является действенной и доступной формой. Она призвана решать задачу обеспечения активного отдыха студентов и рабочих и повышения их работоспособности.

Многочисленные исследования свидетельствуют о том, что после второй пары учебных часов умственная работоспособность человека начинает снижаться. Спустя 2-3 часа после завершения учебных занятий работоспособность восстанавливается до уровня, близкого к исходному в начале учебного дня, а при самоподготовке вновь отмечается ее снижение.

С учетом динамики работоспособности студентов в течение учебного дня физкультурная пауза продолжительностью 10 мин. рекомендуется после 4-х часов занятий и продолжительностью 5 мин. — после каждых 2-х часов самоподготовки, т.е. в периоды, когда приближаются или проявляются первые признаки утомления. Проводиться она должна в хорошо проветриваемом помещении. Физические упражнения подбираются так, чтобы активизировать работу систем организма, не принимавших участие в обеспечении учебно-трудовой деятельности.

Исследования показывают, что эффективность влияния физкультурной паузы проявляется при 10-минутном ее проведении в повышении работоспособности на 5-9%, при 5-минутном — на 2,5-6%.

Полезными бывают микропаузы, заполненные динамическими(бег на месте, приседания, сгибание и выпрямление рук в упоре и т.п.) или позотоническими упражнениями, которые состоят из 5-ти циклов энергичного сокращения и напряжения мышц — антагонистов — мышц сгибателей и разгибателей конечностей и туловища (рис.5.1).

При продолжительной напряженной умственной работе рекомендуется через каждые 30-60 мин. использовать позотонические упражнения, через каждые 2 часа проводить динамические упражнения, например, бег на месте с глубоким ритмичным дыханием.

Использование «малых форм» физической культуры в учебном труде студентов играет существенную роль в оздоровлении его условий, повышении работоспособности.

4.3 Учебные и самостоятельные занятия по физической культуре в режиме учебно-трудовой деятельности

Эффективная подготовка специалистов в вузе требует создания условий для интенсивного и напряженного творческого учебного труда без перегрузки и переутомления, в сочетании с активным отдыхом и физическим совершенствованием. Этому требованию должно отвечать такое использование средств физической культуры и спорта, которое способствует поддержанию достаточно высокой и устойчивой учебно-трудовой активности и работоспособности студентов. Обеспечение данной функции физического воспитания является одной из ведущих в социальном отношении.

В цикле исследований (М.Л. Виленский, В.П. Русанов) проверялась целесообразность проведения занятий физическими упражнениями и спортом в такие периоды учебного труда студентов, когда наблюдается снижение работоспособности, ухудшение самочувствия: в конце учебного дня (на последней паре занятий), в конце недели (пятница, суббота) на протяжении всего учебного года.

Динамика работоспособности в течение рабочего дня характеризуется тремя периодами: врабатывание, стабилизация и снижение в результате наступившего утомления.

Полученные материалы свидетельствуют о том, что проведение занятий физическими упражнениями с небольшими нагрузками в период врабатывания (в начале учебного дня) обеспечивает кратковременное (на 1,5-2 часа) повышение работоспособности и поддерживает ее на повышенном уровне в последующие 4-6 часов учебного труда. Далее во время самоподготовки, к 18 — 20 часам, уровень работоспособности постепенно снижается до исходного. В течение учебной недели положительный эффект от занятий с такими нагрузками в целом незначительный.

Занятия с нагрузками средней интенсивности обеспечивают наибольший подъем уровня работоспособности до конца учебно-трудового дня, включая время самоподготовки. В течение учебной недели положительное воздействие таких занятий сохраняется на протяжении последующих 2-3 дней, после чего оно постепенно затухает.

Использование в занятиях нагрузок большой интенсивности в непосредственном периоде последействия (до 1 часа) незначительно повышает уровень умственной работоспособности. В последующие часы учебного труда она снижается до 70-90%. Лишь спустя 8-10 часов ее уровень возвращается к исходному. Негативное отдаленное последействие таких нагрузок сохраняется на протяжении 3-4 дней учебной недели. Лишь в конце ее наблюдается восстановление работоспособности.

Проведенные исследования позволяют рассмотреть ряд вариантов проведения занятий в зачетный и экзаменационный период, каждый из которых оказывает положительное воздействие на работоспособность и психоэмоциональное состояние студентов:

1-й вариант — занятия проводятся раз в неделю после сдачи экзаменов.

Продолжительность — 90 мин. Содержание — плавание, спортивные игры, легкоатлетические и общеразвивающие упражнения умеренной интенсивности;

2-й вариант — два занятия в неделю по 45 мин. со следующей структурой: упражнения на внимание — 5 мин., общеразвивающие — 10 мин., подвижные и спортивные игры — 25 мин., дыхательные упражнения -5 мин.;

3-й вариант — два занятия в неделю по 45 мин. по возможности после экзамена. Их содержание включает общеразвивающие упражнения, разнообразные двусторонние и подвижные игры, которые избираются самими студентами.

Занятия дополняются ежедневной УГГ, а после 55-60 мин. учебного труда — физкультурной паузой до 5-10 мин.;

4-й вариант — ежедневные занятия по 60-70 мин. Умеренной интенсивности, в содержание которых включаются плавание, минифутбол, спокойный бег, общеразвивающие упражнения. После каждого экзамена продолжительность занятий увеличивается до 120 мин. Кроме того, через каждые два часа умственной работы выполняется 10-минутный комплекс упражнений;

5-й вариант — отличается комплексной организацией ЗОЖ студентов в экзаменационный период. Его содержание охватывает четкую регламентацию сна, питания, самоподготовки, пребывания на свежем воздухе не менее 2 часов в день. Физическая активность определяется выполнением 15-20 — минутной зарядки на воздухе, физкультурными паузами после 1,5-2 ч. умственного труда, прогулками на свежем воздухе по 45-60 мин, после 3,5-4,5 часов учебного труда в первой половине дня и после 3,5-4 часов умственных занятий — во второй. По желанию студентов вторая прогулка может заменяться играми с мячом.

Применяемые во всех вариантах спортивные и подвижные игры не должны носить высокоинтенсивного соревновательного характера.

При проведении исследований наблюдались три группы студентов: 1-я группа имела произвольный режим организации жизнедеятельности, где отсутствовал элемент физической активности; у 2-й группы была нормализована физическая активность при неупорядоченном сне, питании, самоподготовке, пребывании на воздухе; 3-я группа в течение сессии сохраняла комплексно упорядоченный образ жизни. Градиент снижения работоспособности под влиянием экзаменов существенно меньше в 3-й группе. Это свидетельствует о том, что только при комплексно упорядоченном образе жизни нормализуется процесс восстановления работоспособности в течение дня и недели.

Качественная подготовка молодых специалистов предполагает, прежде всего, повышение качества и эффективности всего процесса обучения в вузе. Важным условием, определяющим эффективность учебного процесса, является высокий уровень умственной и физической работоспособности студентов, а также учебно-трудовая активность студентов. Высокий уровень умственной и физической работоспособности в процессе учебной деятельности студентов обусловливается многими внешними и внутренними факторами. Среди них большую роль играет правильная организация учебного труда студентов, включающая в себя, как обязательный элемент, занятия физической культурой и спортом.

Необходимость создания сбалансированной системы обучения и физического воспитания обусловлена следующими причинами:

— во-первых, увеличением с каждым днем, в арифметичекой прогрессии, потока новой информации и объёма изучаемого студентами учебного материала и, как следствие, недостаток свободного времени для занятий физической культурой;

— во-вторых, ухудшением состояния здоровья молодежи;

— в-третьих, снижением уровня физической подготовленности в связи с изменением социально-экономических и экологических условий жизни.

Позитивный характер изменений умственной работоспособности достигается во многом при адекватном для каждого индивида использовании средств физической культуры, методов и режимов воздействия.

1. Виленский М.Я., Ильинич В.И. Физическая культура работников умственного труда. М., Знание, 1987

2. Косилина Н.И., Сидоров С.П. Гимнастика в режиме рабочего дня. М., Знание, 1988

3. . Иванов Н.Ю. Физкультурная пауза в вузе // Теория и практика физической культуры. -1961. — Том 24, в.1. -С.51-53.

4. Основы здорового образа жизни. Учебное пособие. / Под ред. Л.М.Крыловой. МГСУ, 1997.

5. Использованы материалы с сайтов:

Подобные документы

Утомление при физической, умственной работе. Восстановление работоспособности после тренировки. Контроль величины тренировочной нагрузки. Упражнения на расслабление. Питание как главный фактор восстановления работоспособности. Применение бани, самомассаж.

курсовая работа [36,1 K], добавлен 28.11.2014

Функциональная активность человека и взаимосвязь физической и умственной деятельности. Функциональные расстройства в организме, снижение работоспособности при психическом перенапряжении и хроническоом умственном переутомлении без физической разрядки.

реферат [33,2 K], добавлен 26.12.2014

Основные группы ценностей в физическом воспитании: общественные и личные, их особенности. Специфические функции физической культуры. Мероприятия по правильной постановке обучения, повышению физического здоровья и умственной работоспособности студентов.

реферат [24,1 K], добавлен 24.03.2014

Организм как единая саморазвивающаяся и саморегулирующаяся биологическая система. Внешняя среда и ее воздействие на организм человека. Основные средства физической культуры, обеспечивающие устойчивость к умственной и физической работоспособности.

реферат [75,3 K], добавлен 18.10.2015

Организованные занятия студентов во внеучебное время в спортивных секциях под руководством педагога по физической культуре и спорту. Использование средств физической культуры при коллективной организации отдыха и культурного досуга в выходные дни.

статья [13,8 K], добавлен 19.09.2013

Двигательная активность и ее значение в жизнедеятельности человека. Исследование воздействия двигательной активности на здоровье. Исследование физической работоспособности обучающихся. Влияние физических упражнений на умственную работоспособность.

реферат [55,9 K], добавлен 13.12.2014

Структура физической работоспособности юных футболистов. Научно-методический подход к комплексному контролю работоспособности юных спортсменов. Разработка и подбор оптимальных упражнений для комплексного контроля физической работоспособности футболистов.

курсовая работа [56,8 K], добавлен 10.03.2012

Значение физической культуры в профессиональной работоспособности. Физическая культура как профилактика заболеваний и травматизма. Характеристика производственной гимнастики, ее роль в повышении устойчивости организма к неблагоприятным факторам труда.

реферат [44,3 K], добавлен 22.06.2012

Роль физической культуры и спорта в совершенствовании функциональных возможностей организма человека для обеспечения его умственной и физической деятельности и устойчивости к различным условиям внешней среды. Их основные и вспомогательные средства.

курсовая работа [297,4 K], добавлен 29.05.2013

Задачи целенаправленного вырабатывания профессиональных свойств и качеств личности студента. Особенности адаптации первокурсников к вузовским формам обучения. Формирование психологических качеств и работоспособности средствами физкультуры и спорта.

реферат [18,5 K], добавлен 04.01.2011

источник