Упражнения для гипертонуса мышц руки

Упражнения на мяче для снятия гипертонуса мышц

1. Исходное положение — лежа на животе и боку, на спине. Покачивание ребенка. В этом положении можно проводить ему классический массаж.

2. Исходное положение — лежа на животе. Ребенок поднимает и опускает руки, отводит их в стороны, пытаясь расслабить и с силой опустить.

Детям, больным ДЦП необходимы упражнения на координацию движений, сохранение равновесия и нормализации подвижности в суставах.

Включаются упражнения в различных положениях — стоя, сидя, лежа и т.п. Для устранения тонических рефлексов полезны упражнения с передвижением на четвереньках и на коленях. Это важный этап в освоении акта ходьбы.

Для развития координации движений используют упражнения для рук и ног, которые выполняются на месте и в движении, с открытыми и закрытыми глазами, с изменением темпа и ритма выполнения.

Вначале выполняются более простые упражнения в медленном темпе, с малым числом повторений. Постепенно упражнения усложняются, ритм их выполнения ускоряется. Упражнения проводятся как на месте, так и в движении (ходьба, бег и др.).

Примерный комплекс упражнений на коррекцию нарушенной координации движений:

1. Исходное положение — сидя на стуле. Взять с пола мяч, поднять над головой и опустить его на то же место. Повторить 3—5 раз.

2. Исходное положение — сидя на стуле, в вытянутых руках мяч. Отвести правую руку с мячом в сторону. То же — в другую сторону. Повторить 3—5 раз в каждую сторону.

3. Исходное положение — сидя на стуле, руки с мячом над головой. Сначала опустить вперед руки с мячом, а затем — без мяча. После этого руку с мячом отвести в сторону, другую — вперед. Повторить 5—8 раз.

4. Исходное положение — сидя на стуле, ноги выпрямлены в коленных суставах. Согнуть правую ногу, левую руку поднять вверх. То же — другой ногой и рукой. Повторить 3-5 раз.

5. Исходное положение — стоя, руки перед собой. Ходьба с вытянутыми вперед руками. При шаге левой ногой правую руку согнуть к плечу. То же с правой ногой и левой рукой. Повторить 5—8 раз.

Кроме того, можно включать танцевальные упражнения, упражнения на равновесие (ходьба по начерченной на полу линии, по гимнастической скамейке, буму, между булавами, мячами и т.п.), различные эстафеты с мячами, цветными кубиками, бросание мяча в корзину.

Для развития подвижности позвоночника включают упражнения с гимнастической палкой, мячами, у гимнастической стенки, переход из одного исходного положения в другое (например, лечь-сесть, переворачивание с боку на бок, из положения лежа сесть, сделать наклон вперед, сесть—лечь и т.п.).

Лечебная физкультура (ЛФК) с детьми школьного возраста направлена на тренировку определенных трудовых навыков. Так, при поражении верхних конечностей (спастическая диплегия, атонически-астатическая форма) рекомендуются печатание на машинке, лепка из пластилина, умывание, чистка зубов и т.п. При поражении верхних конечностей (гиперкинетическая форма, двойная гемиплегия) включают переплетные работы, шитье, упаковку, лепку и т.п.

Для разработки движений в суставах и тренировки мышц верхних конечностей включают строгание, пиление, пользование отверткой, рубанком, стирку белья, причесывание, довязывание платка, одевание и раздевание, садовые работы и т.п.

При гиперкинетической форме церебрального паралича средства ЛФК должны быть направлены на нормализацию поз больных и их движений, торможение гиперкинезов, улучшение координации движений, обучение бытовым навыкам и т.д. Широко применяются упражнения с предметами, корригирующие упражнения и обучение правильному дыханию.

При атонически-астатической форме заболевания необходимо выполнять упражнения на координацию движений, сохранение равновесия, а также упражнения на сопротивление и упражнения для мимической мускулатуры и языка.

При наличии двойной гемиплегии особое внимание уделяется упражнениям на разгибание кисти, захватывание мелких предметов, отведение нижних конечностей, создание облегченных условий (исходных положений) для выполнения этих упражнений.

При спастической диплегии широко используются упражнения на расслабление, равновесие и координацию, лечение положением. Уделяется внимание обучению ходьбе.

Учитывая, что дети с ДЦП быстро устают, необходимо делать отдых, включать упражнения на расслабление. Игры и упражнения сопровождать музыкой и массажем, включать дыхательные упражнения и т.п. Продолжительность процедуры от 8—15 мин до 30—45 мин в зависимости от возраста ребенка и степени поражения его нервно-мышечного аппарата.

ЛФК проводят в сочетании с физио- и гидропроцедурами, массажем (криомассажем), медикаментозными средствами (миорелаксанты).

При гиперкинетической форме церебрального паралича ограничивают занятия на тренажерах, упражнения с гантелями и другими предметами, а также прыжковые упражнения, бег на короткие дистанции, так как они ведут к еще большему повышению мышечного тонуса.

Чем старше становится ребенок, тем больше возрастает формирование контрактур, повышение мышечного тонуса (гипертонус). Поэтому больным детям занятия на тренажерах не показаны! Они ведут к еще большим контрактурам, «забитости» мышц, нарушению координации движений. Увеличивается спастика мышц, что нередко ведет к болям, мышцы невозможно расслабить. У детей с церебральным параличом быстро наступает утомление, поэтому занятия надо проводить с большими перерывами, с включением упражнений на расслабление, а также релаксационного массажа (с воздействием на БАТ и приемами разминания).

В занятия с детьми включают различные игры: подвижные, атракционы, эстафеты и малоподвижные мгры.

В ЛФК следует включать подвижные игры, различные эстафеты, некоторые элементы спортивных игр и т.п. Дети с ДЦП играют в футбол с ограничением времени, уменьшением размеров футбольного поля и т.п.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Только сон приблежает студента к концу лекции. А чужой храп его отдаляет. 8913 — | 7590 — или читать все.

85.95.179.227 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.

Отключите adBlock!
и обновите страницу (F5)

очень нужно

источник

Детский массаж и упражнения при гипертонусе

Гипертонус у ребенка — это постоянное повышенное напряжение мышц. Опытный врач определит наличие гипертонуса уже на первом осмотре, но по характерным признакам его могут обнаружить и сами родители: ребенок с повышенным тонусом мышц излишне беспокоен и часто плачет, он плохо спит и реагирует на любой звук, после кормления постоянно срыгивает, с рождения хорошо держит голову (вследствие постоянного напряжения затылочных мышц), часто голову при плаче запрокидывает и выгибается. Ножки и ручки поджаты и приведены друг к другу, если попробовать их развести, то ощущается сопротивление.

Гипертонус может быть обусловлен тяжелыми родами, ошибками в ходе родоразрешения. Повышенное напряжение мышц — это следствие каких-либо нарушений нервной системы. Так, если череп малыша при родах травмируется, структуры мозга недополучают кислород и питательные вещества. Таким образом, повышается внутричерепное давление, которое и способствует возникновению гипертонуса.

Задачей родителей в этом случае становится как можно скорейшее восстановление нервной системы, и, как следствие, устранение излишнего напряжения мышц ребеночка. Одним из методов борьбы с гипертонусом является массаж, призванный расслабить мышцы и снять напряжение.

При гипертонусе применяют расслабляющий детский массаж

Детский массаж, предназначенный для снятия гипертонуса мышц, направлен на глубокое и тщательное расслабление всех мышечных групп, особенно внутренней поверхности бедра, задней поверхности голени, а также на улучшение навыка опоры на всю поверхность ступни.


ОСОБЕННОСТИ

Основной особенностью массажа при гипертонусе является обилие расслабляющих манипуляций, в основе которых лежит прием поглаживания. Внутренние поверхности бедер ребенка также следует поглаживать, расслабляя мышцы.

Однако при выполнении данной манипуляции следует обходить стороной половые органы, поскольку любое прикосновение к ним, напротив, приведет к сокращению мышц и усилению их гипертонуса.

Такие приемы массажа, как растирание и разминание, с целью устранения гипертонуса могут применяться исключительно на внешней поверхности бедра. На других участках ноги ребенка недопустимо разминание и растирание, поскольку это может привести к усугублению гипертонуса.

Активное массажное воздействие для устранения гипертонуса оказывается на поясницу и ягодицы. Также в ходе массажного сеанса используют классическое и эффективное упражнение «лягушка». Для его выполнения следует немного отвести бедро ноги в сторону.

Пальцем на уровне тазобедренного сустава нащупайте ямку, в которую поставьте два пальца. Пальцами совершайте давящие и вибрирующие движения на ямку сустава, одновременно встряхивая и отводя в сторону ногу. Если почувствуете сопротивление мышечного аппарата, не пытайтесь насильно и рывком отвести бедро в сторону. Лучше делайте упражнение долго и тщательно разогревайте мышцы.

После упражнения «лягушка» согните ногу в колене и встряхивающими движениями отводите бедро в сторону. Доведите бедро до того момента, пока мышцы не напрягаются и позволяют это сделать. Остановившись в крайней точке, продолжайте встряхивать ногу, одновременно надавливая на точку, расположенную в середине внутренней поверхности бедра. Затем проделайте те же манипуляции с другой ножкой ребенка.

Следующим упражнением, эффективно расслабляющим мышцы, является качание таза. Для этого поднимите ноги ребенка вверх, оставив на полу или столе только спину и лопатки. Выполняйте качающие движения за ножки, двигая их поочередно вправо и влево.

После выполнения вышеперечисленных массажных приемов следует провести широкое пеленание, которое поможет закрепить полученный результат расслабления мышц.

Для этого чистая пеленка или простынь сворачиваются в несколько раз и помещаются между ног ребенка. Ноги фиксируются другой пеленкой или надеванием одежды. Подобный способ пеленания ребенка является предпочтительным, как для здоровых детей в первые месяцы жизни, так и для малышей, страдающих гипертонусом.

К вышеописанным классическим массажным приемам, уменьшающим гипертонус мышц малыша, можно присоединить специальные упражнения. Все упражнения должны выполняться с разведенными в стороны ногами. Итак, можно сгибать и разгибать ноги в коленях, совершать шаги со скольжением по полу всей стопой или топать по полу всей ступней. Причем в скользящих шагах и топании необходимо следить, чтобы ребенок ставил на пол всю поверхность стопы.

Научите ребенка играть с собственными ступнями, заинтересуйте его процессом притягивания большого пальца ноги к носу или рту. Такие физические действия помогут снять гипертонус, а также ускорят его развитие.

Массаж можно проводить в положении ребенка лежа на животе или на спине. Массажные приемы, выполняемые из положения лежа на спине, были рассмотрены выше. Теперь рассмотрим приемы, применяемые из положения ребенка лежа на животе.

Согните ножки ребенка в коленях, подняв голени вверх, чтобы пятки смотрели в потолок. Затем хорошо надавливайте на подошвы ступней, одновременно выполняя вибрационные воздействия в области голеней и растягивая ахиллово сухожилие.

Затем нажимайте на подушечку большого пальца ступни, чтобы вся ступня рефлекторно согнулась. Затем сильно надавливая, проведите ребром ладони по наружному ребру ступни, в ответ на которое произойдет разгибание всей ступни. Такие приемы научат малыша пользоваться всей ступней и опираться при ходьбе на нее полностью, а не только на пальчики, что поспособствует естественному устранению гипертонуса.

Щадящий детский массаж при гипертонусе способны выполнять и сами родители после необходимой консультации со специалистом.

источник

Игры и игровые упражнения, регулирующие мышечный тонус

Наталья Подставкина
Игры и игровые упражнения, регулирующие мышечный тонус

Из опыта работы. Тема: «Игры и игровые упражнения, регулирующие мышечный тонус».

Учитель-логопед Подставкина Н. Н. ГБДОУ д. с. №12 с. Белая Глина.

Очень широко применяются мною на занятиях упражнения, регулирующие мышечный тонус детей. Эти упражнения учат управлять своими движениями. С самых первых занятий дети учатся чувствовать мышечно-двигательные ощущения и передавать их словами. Работа в этом направлении начинается с руки ребенка, когда ему предлагается представить, что он сжимает твердые и мягкие, холодные и теплые предметы, чувствуя напряженное и ненапряженное состояние мышц пальцев. Потом включаются игры – превращения, которые учат детей чувствовать состояние мышц отдельных частей корпуса (ног, рук, головы, шеи, плеч, а также всего тела в целом и сравнивать их. В результате дети начинают изображать сначала различные явления живой природы (холодный и теплый ветер, солнечные лучики, распускающиеся и замерзшие деревья, крылья птиц, плеск волн и т. д., а потом и неживые предметы (куклу, самолет, подушку, стол, диван и т. д.).

Не секрет, что дети с речевыми нарушениями моторно неловки, с большим трудом устанавливают двигательные связи. Таким детям мешает координировать движения и ритмично двигаться недостаточная активность, вялость мышц или, наоборот, чрезмерная их напряжённость. Поэтому необходимо проводить специальные упражнения на регуляцию мышечного тонуса, учить детей делать движения с полной амплитудой, чётко, быстро, до предела напрягая, а затем расслабляя мышцы

«Загораем» — сидя, выпрямить ноги с напряжением (потягивание как на пляже под солнцем) и затем расслабить.

2. «Пушинки и слоны». Ребёнок под нежную тихую музыку бегает по комнате, как пушинка (легко, на носочках). Изображая слона, ребёнок громко и тяжело топает по полу под громкую музыку.

3 «Ножницы» — сидя, выпрямить напряженные ноги, развести в стороны, затем уронить расслабленные.

4 «Пружинки» — пальцами стопы надавливать на воображаемые упругие пружины, опирающиеся на пол, чередуя напряжение с расслаблением, отдыхом.

5 «Рисование бабочек и солнышка». Ребёнок под тихую спокойную мелодию в воздухе пальчиками рисует бабочек и солнышко. Это упражнение с элементами релаксации направлено на снятие мышечного напряжения.

6 «Журавль на болоте» — ходьба с высоким подниманием коленей и вытягиванием вниз ступней ног при напряженных мышцах с последующим расслаблением мышц при опускании ноги.

7 «Цветочек завял — цветочек растёт». Ребёнок сидит на корточках, голова и руки опущены (цветочек завял). Голова поднимается, расправляются плечи, руки вверх и в стороны – вырос цветочек, расцвёл

8.«Оловянные солдатики и тряпичные куклы». Ребёнок изображает солдатика, напрягая мышцы тела и сохраняя неподвижность в шее, руках, плечах. Изображая тряпичную куклу, ребёнок снимает излишнее напряжение тела, расслабляется, руки висят как «тряпочки

9. Дети изображают снеговиков: крепко стоят на ногах (ноги расставлены на ширину плеч, руки поставлены на пояс, тело напряжено.

Когда снеговики начинают “таять”, из тела уходит напряжение. Сначала у детей-“снеговиков” голова падает на бок, потом опускаются руки и повисают, как плети. После этого дети начинают не спеша приседать, становятся на колени, затем присаживаются на бок, кладут руки на пол, а на них голову — “снеговик растаял”.

Вот стоит снеговик (тело напряжено).

(напряжение постепенно уходит).

Тает, тает — да, да, да. Будет талая вода.

В процессе этой работы очень активно начинает наращиваться словарь ребенка, что немаловажно для детей с общим недоразвитием речи. Образы – представления постепенно переходят в образы – понятия, смысл слов постигается за счет образования связей между образами предметов, явлений и словами, их обозначающими

Следует учесть, что для таких детей важно применение на занятиях упражнений на координацию движения и речи. Речевой материал подбирается, исходя из коррекционной цели занятия. Ритм стихотворной строки следует строго согласовывать с движениями рук (хлопки, ног (оттопывания, прошагивания и т. д., туловища (повороты, наклоны).

Мелодия, ритм, игры с пением дают детям с речевыми нарушениями развивать не только общую и мелкую моторику, но и моторику артикуляционного аппарата, слухопроизносительные дифференцировки.

Упражнение «Солдатик»

Будто ты солдатик стойкий.

А сейчас постой на правой,

Упражнения активизирующие внимание.

Этими упражнениями воспитывается быстрая и точная реакция на зрительные и слуховые раздражители, развиваются все виды памяти: зрительная, слуховая, моторная. Занимающиеся учатся сосредоточиваться и проявлять волевые усилия. Организуя двигательную сферу, мы тем самым формируем определенные состояния, которые заключаются в установке, т. е. готовности действовать определенным образом в определенном направлении. Воспитание такой готовности способствует и воспитанию внимания: его устойчивости, наблюдательности, переключению, распределению, умению воспроизводить заданный ряд последовательных действий, способности переключаться с одного движения на другое, удерживать в памяти последовательный ряд движений.

Воспитанию внимания способствуют также сигналы: слово, музыка, жест. Особенно широко используется музыка. Смена музыкальных отрезков, темпов, ритмов, контрастность регистров, характер и сила звука, форма музыкального произведения позволяют регулировать смену движений, составляющих упражнение, и привлекать внимание занимающихся к изменяющейся музыке, а значит — и движению

Упражнение на переключаемоеть движений.

Эти упражнения позволяют детям овладеть своими мышцами, научиться управлять своими движениями.

Дети выполняют задания с предметами в процессе ходьбы, бега, подскоков. Например, при сильном звучании инструмента дети идут по кругу, размахивая флажками, при тихом — останавливаются, прячут их за спину.

1. «Хлоп, хлоп — сели». На громкое звучание барабана, ребёнок идёт по кругу, хлопая в ладоши, звука нет – останавливается, приседает.

Упражнение на устойчивость внимания (импровизация).

1упражнение по методике «Расскажи стихи руками»; неизменно вызывает у детей живой интерес, повышает эмоциональный тонус, эффективность запоминания, способствует развитию произвольного внимания, крупной и мелкой моторики, координации движений, ориентировки в пространстве, воображения, образности

2упражнение «Выполни фигуру».Покажимедведя,зайца,птичк

3Станем мы деревьями сильными, большими. руки на поясе;

Ноги – это корни их расставим шире. имитация движений;

Тело наше – ствол могучий, он чуть – чуть качается имитация движений

И своей верхушкой острой в небо упирается. руки в стороны, вверх

Пальцы веточками будут, руки опустить, пальцы растопырить;

листья закрывают их. «надеваем листочек» на каждый пальчик ; Как придет за летом осень правая рука вверх, левая рука вверх;

разлетятся в миг. плавно опускаем руки, трясем кистями рук.

Упражнение на распределение внимания

Упражнение «Кот»

Притаился, мышек ждет.

Коты-Делают шаги с высоким подъемом ног, присесть, руки к коленям,

Мышки-На носках обходят вокруг норки и убегают в сторону.

Упражнения на развитие слухового внимания

Цель: развить слуховое внимание, научить быстро и точно реагировать на звуковые сигналы.

Задание: дети идут по кругу. Ведущий с разными интервалами вперемежку дает команды: «Лошадки», «Зайчики», «Цапли», «Раки», «Лягушки», «Коровки», «Птицы». Дети должны выполнять движения в соответствии с командой. Выполнению движений надо научить перед игрой.

Счетные упражнения.

Эти упражнения используются на логоритмических занятиях для организации поведения детей и при выполнении заданий, особенно сложных построений, серий движений.

Счет помогает детям правильно встать парами, построиться в две колонны, в две шеренги, встать по трое, четверо и т. д.

Счетные упражнения проводятся и в стихотворной форме как сигнал для выполнения очередного упражнения.

Раз, два – выше голова (маршировать)

Три, четыре – руки шире (руки в стороны)

Упражнение на переключаемость движений.

Эти упражнения позволяют занимающимся овладеть своими мышцами, научиться управлять своими движениями.

Дети выполняют задания с предметами в процессе ходьбы, бега, подскоков. Например, при сильном звучании инструмента дети идут по кругу, размахивая флажками, при тихом — останавливаются, прячут их за спину.

Раздельное выполнение речевых упражнений и действий.

Дети держат флажок горизонтально в правой руке и переступают через него то правой, то левой ногой. Один ребенок говорит, другой выполняет:

Ножку выше поднимай, И другой не отставай,

Через палочку шагай. Но флажок не опускай.

Педагог произносит текст, а дети выполняют различные прыжки

. Дети садятся на корточки, прижимая головы книзу, обхватив руками колени. Затем постепенно выпрямляются, становятся на носки и тянутся сколько возможно вверх, поднимая руки.

Сначала буду маленький, Потом я вырасту большой,

К коленочкам прижмусь, До лампы дотянусь

Игровые упражнения для развития графических навыков у детей на интерактивной доске «Винни Пух путешествует в Африку» Тема комплексно-тематического планирования «Зоопарк» Задачи: 1. Закрепление навыка рисования зигзагообразных, прямых, волнистых линий,.

Игровые упражнения на развитие речевого дыхания Работа по развитию речевого дыхания очень важна для детей, поскольку она напрямую связана с работой по развитию речи. Развивать дыхание.

Игровые упражнения для развития умения детей изображать кого-либо 1. Игра «Волшебный цветок». Цель: Учить выражать свою индивидуальность, представлять себя другим детям в группе. Ход игры: Детям предлагают.

Игры и игровые упражнения для обучения детей раннего и младшего дошкольного возраста правильному речевому дыханию Игры и игровые упражнения для обучения детей раннего и младшего дошкольного возраста правильному речевому дыханию Месяц Длинный выдох Сентябрь.

Игры, игровые упражнения и занимательные задания для обучения детей дифференциации звуков [ж] — [ш] Уважаемые коллеги! Этот материал является продолжением предыдущей записи в моём блоге. Основной целью предлагаемых игровых упражнений является.

Консультация для родителей «Игровые упражнения для преодоления водобоязни детей дошкольного возраста» Иногда приходится слышать, что именно в возрасте 4-7 лет появляется в обостренной реакции новичка на неприятные ощущения от попадания на.

Консультация-практикум для родителей «Игры и игровые упражнения со звуками, буквами и слогами» Всем известно, что дети дошкольного возраста гораздо быстрее усваивают любой материал в игровой занимательной форме. С помощью игры они.

Проект «Дидактические игры и игровые упражнения в обучении старших дошкольников количеству и счету» Проект «Дидактические игры и игровые упражнения в обучении количеству и счету старших дошкольников» Автор: воспитатель высшей квалификационной.

Работаем над изолированными сложными звуками — игровые упражнения на начальную автоматизацию. Ребенок пошел к логопеду, ему поставили звуки и ребенку сразу трудно включить их в слоги, слова и тем более предложения. НА начальных этапах.

Упражнения и игровые задания коммуникативного характера. Занятие с педагогами ДОУ Тест «Искусство общения» поможет определить в самых общих чертах такой немаловажный личностный фактор, как коммуникативный контроль, или,.

источник

Массаж, гимнастика, процедуры при лечении гипертонуса

Даже у здорового новорожденного мозг и периферические нервы все еще продолжают развиваться и не всегда функционируют полноценно. Согласно медицинской статистике, у девяти из десяти новорожденных детей нарушен мышечный тонус и чаще в сторону повышениягипертонуса.

Данное нарушение довольно легко определяется по многочисленным внешним признакам, при этом, диагноз «гипертонус»ставится далеко не всегда, так как даже у здорового ребенка первые полгода может отмечаться повышенное напряжение мышц. Заподозрить гипертонус можно в том случае, когда ребенок беспокойно себя ведет, часто плачет (при плаче дрожит подбородок), мало и плохо спит, раздраженно реагирует даже на тихие звуки и неяркий свет, постоянно срыгивает после кормления, часто запрокидывает голову назад и выгибается. Характерным признаком является своеобразная поза во время сна: головка ребенка откинута назад, ручки и ножки поджаты и плотно прижаты друг к другу. Если вы попробуете осторожно их развести, то почувствуете выраженное сопротивление, а повторные попытки вызовут усиление сопротивления и громкий плач.

Выявить гипертонус можно и во время бодрствования ребенка. Для этого нужно взять младенца под мышки, придерживая, поставить на ровную поверхность (лучше всего на стол) и немного наклонить вперед. В таком положении у ребенка в первые несколько месяцев жизни срабатывает врожденный рефлекс автоматической походки, то есть малыш начинает перебирать ножками, как бы шагая. При этом здоровый ребенок ставит ножку на всю стопу, а ребенок с повышенным мышечным тонусом опирается только на пальчики (цыпочки). Походка «на цыпочках» — один из классических диагностических признаков нарушения работы нервной системы и гипертонуса мышц.

Однако только врач может подтвердить или опровергнуть предположительный диагноз гипертонуса мышц и назначить адекватное лечение.

При врачебном подтверждении диагноза повышенного мышечного тонуса, стоит всерьез заняться восстановлением нормальной работы нервной системы., Состояние гипо- и гипертонуса является, как правило, признаком перинатальной энцефалопатии, и если вовремя не провести необходимое лечение, позднее это может привести к нарушению речи и координации движений, плохой работе конечностей.

Лечение гипертонуса не представляет особой проблемы, особенно пока ребенок маленький: расслабляющий массаж, лечебная гимнастика, успокаивающие ванночки, ароматерапия и физиопроцедуры вполне способны решить имеющиеся проблемы со здоровьем.

Необходимо понимать, что правильное лечение может назначить только врач после разговора с родителями и полноценного обследования ребенка, включающего результаты клинических исследований и нейросонографии.

Если тонус мышц повышен, однако на общем состоянии это сказывается не сильно, вполне достаточно немедикаментозного лечения. К таким мягким методам относятся массаж и гимнастика, фитотерапия и акватерапия, витаминные и аминокислотные комплексы и т.д. Очень важно ни при каких обстоятельствах не прерывать начатого лечения, даже если родителям кажется, что состояние ребенка существенно улучшилось, и признаки гипертонуса исчезли.

Массаж, гимнастика, процедуры при лечении гипертонуса.

Любое лечение, вызывающее у ребенка негативную реакцию, не принесет ощутимой пользы. Если массаж, упражнения или какие-либо процедуры заставляют младенца плакать, напрягаться, это приведет к еще более выраженному напряжению мышц и расстройству нервной системы. Особенно важна психоэмоциональная составляющая, позволяющая поддерживать спокойное состояние ребенка.

Прекрасным расслабляющим эффектом обладает прием поглаживания. Его широко используют в детском массаже, скольжение руки взрослого должно быть очень мягким и медленным. Приемы «растирание» и «разминание» также могут способствовать расслаблению, если выполнять их нежно и мягко, в более медленном, чем обычно, темпе. Из специальных приемов особенно эффективно потряхивание,которое часто используется для снижения повышенного тонуса мышц конечностей при выполнении пассивных движений. При этом ваша рука плотно захватывает ручку или ножку ребенка, как бы сливаясь с ней, и мелко «дрожит». Направление колебательных движений зависит от направления движения, которому вы помогаете, при этом ритм, и скорость колебаний волнообразно меняются. Сначала с целью тренировки массажист может сделать упражнение: в руку, обращенную ладонью вниз, вставить между двумя пальцами карандаш. Во время выполнения приема карандаш рисует на листе бумаги вибрационную кривую. Она должна быть довольно равномерной, без резких перепадов.

Для расслабления мышц успешно применяют точечный массаж (точечную вибрацию). Он заключается в следующем: подушечкой одного пальца (большого, указательного или среднего) надавливают на определенную зону (точку) с одновременной вибрацией, не отрываясь от нее в течение 5 – 15 секунд. Колебательные движения должны быть очень мелкие (почти незаметное «дрожание»), быстрые, причем лучше, если скорость их будет меняться волнообразно (вначале – помедленнее, в середине – быстро, в конце – вновь помедленнее). Давление на точку также меняется: от поверхностного к глубокому, к концу оно снова ослабевает. Точечный массаж делается руками по 2 – 3 надавливания с паузами между ними по 3 – 5 секунд, во время которых на массируемом участке проводится поглаживание.

Весьма эффективны для расслабления мышц некоторые позы и упражнения лечебной гимнастики.

Поза «эмбриона».

Ребенок лежит на спине. Руки малыша скрещивают на груди, сгибают ноги, колени приводят к животу, пригибают голову вперед. Позу фиксируют руками взрослого. В этой позе можно покачивать ребенка к себе и от себя, с одного бока на другой, всего 5 – 10 раз. Движения делают плавно, ритмично.

С помощью укладывания ребенка на мяч и покачивания его в этом положении, также можно устранить или значительно снизить выраженное повышение мышечного тонуса. Упражнения проводят следующим образом: ребенка укладывают животом и грудью на мяч и, придерживая его, медленно покачивают вперед-назад, вправо-влево и по кругу. Медленное размеренное покачивание ребенка на мяче (лежа на животе) можно сочетать при повышенном тонусе мышц-сгибателей рук с осторожным (без насилия) выведением их вперед.

Держа ребенка вертикально на весу, слегка покачивайте его туловище из стороны в сторону. Это упражнение хорошо делать в воде, покачивая ребенка в вертикальном или горизонтальном положении. Плавание оказывает наибольшее расслабляющее действие. Ежедневное купание в теплой (но не горячей) воде, плавательные движения в большой ванне или занятия в бассейне исключительно полезны для малышей.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Для студентов недели бывают четные, нечетные и зачетные. 9576 — | 7494 — или читать все.

85.95.179.227 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.

Отключите adBlock!
и обновите страницу (F5)

очень нужно

источник

Тонус мышц ребенка. Гипертонус, гипотонус, дистония

Практически все дети рождаются с физиологически повышенным тонусом. Это объясняется тем, что в позе эмбриона, с плотно прижатыми к туловищу конечностями и подбородком, мускулатура плода находится в сильном напряжении. В разгибателях мышц головы и шеи тонус выше, чем в сгибателях, поэтому у новорожденного голова слегка запрокинута назад.
Медицина 7гуру

В приводящих мышцах бедер тонус повышен, и при попытке отвести ножки в стороны ощущается сопротивление этому движению. У здорового ребенка можно развести ноги примерно на 90 градусов — по 45 с каждой стороны. Физиологический тонус держится до 3-3,5 месяцев, затем происходит его постепенное снижение. В норме тонус повышен симметрично и держится до периода произвольных движений, то есть до 3-3,5 месяцев. С 3 до 6 месяцев происходит снижение тонуса в сгибательных группах мышц, а тонус в мышцах-разгибателях выравнивается. Если гипертонус сохраняется после шести месяцев — это повод обратиться к невропатологу.

Различные осложнения в период беременности, в частности плацентарная недостаточность, родовая травма, плохая экология и множество внешних факторов приводят к нарушению мышечного тонуса. Если его не регулировать, ребенок начинает отставать в двигательном развитии, у него возникают проблемы с осанкой и походкой. Поэтому задача родителей вовремя обратить внимание на признаки нарушения тонуса.

Определить состояние мышечного тонуса можно не только во время обследования ребенка на приеме врача, но и наблюдая за позой, в которой он лежит, за движениями, которые он совершает. Мышечный тонус у новорожденного это не просто основа движений, но и показатель состояния нервной системы, общего состояния младенца. Активный мышечный тонус формирует позу ребенка, пассивный — определяется при проверке подвижности конечностей и туловища в суставах. Правильное расположение головы, туловища и конечностей свидетельствует о нормальном тонусе мышц. Об активном мышечном тонусе новорожденного судят удерживая ребенка в воздухе лицом вниз, при этом его голова располагается на одной линии с туловищем, ручки слегка согнуты, ножки вытянуты.

Различают три вида нарушений:
Гипертонус — повышенный тонус

Дети с гипертонусом (повышенным тонусом), как правило, беспокойны, часто плачут, плохо спят, реагируют на любой звук, яркий свет, при плаче у них дрожит подбородок, и они постоянно срыгивают. При гипертонусе ребенок с рождения хорошо держит голову: его затылочные мышцы напряжены. Ножки и ручки поджаты и приведены друг к другу. Если вы попробуете их развести, то сразу почувствуете сопротивление. Чтобы отличить физиологическую сгибательную позу от той, которая встречается при патологии центральной нервной системы, необходимо произвести по вторное разведение конечностей. Если во второй раз сопротивление усиливается — это признак повышенного тонуса. Кроме того, для гипертонуса характерно: опора на цыпочки, и поджатые пальцы. В более старшем возрасте при сохранении спастичности характерна «походка лыжника», обычно, такие дети быстро снашивают носки
обуви.

Еще одно проявление местного гипертонуса — это напряжение мышц шеи у детей и так называемая «кривошея». Мышечная защита срабатывает в ответ на травму, перерастяжение шейного отдела позвоночника в родах при извлечении плода, безусловно травматичным для него, методом кесарева
сечения. Ведь через разрез 13 см извлекается головка диаметром 36 см! Какой мощный стресс испытывает ребенок при этом, и какой непоправимый порой урон наносится спинному мозгу. Или естественные роды, когда акушерка производит насильственный поворот головки и тракцию (вытягивает) новорожденного. В результате, связки, межпозвоночные диски травмируются и мышцы пытаются оградить поврежденные сегменты.

Возникает гипертонус из-за усиленной активности мозговых структур, которые влияют на тонус, возникает это при поражение ткани мозга во время беременности ил при родах. иногда причина в повышение внутричерепного давления или просто повышенная возбудимость ребёнка. Также является признаком перинатальной энцефалопатии, сокращенно ПЭП (повышенный или пониженный тонус рук или ног, повышенная нервная возбудимость, тремор подбородка и т.д.). Диагноз гипертонус ставят, если тонус сгибателей преобладает сильнее, чем по данному возрасту положено.Чаще всего это связано с нарушениями во время родов или вынашивания ребенка, вирусами и т.д. Сам по себе тонус для ребенка не опасен и до 6-го месяца он физиологичен.

Внешне гипертонус проявляется: дрожание подбородка при плаче, ручки сжаты в кулачки, плохо разгибает ручки, встает на пальчики. Обычно ребенок беспокойно ведет, часто плачет. Явным признаком является поза во сне: голова ребенка откинута назад, руки и ноги плотно прижаты друг к другу. Если вы попробуете их развести, то почувствуете сопротивление.
Лечение гипертонуса

Если вы заметили признаки гипертонуса не оставляйте их без внимания. Стоит обратиться к врачу. Если же диагноз поставлен, то стоит заняться восстановлением нормальной работы нервной системы. Как правило, состояние гипо- и гипертонуса является признаком перинатальной энцефалопатии, и если вовремя не провести необходимое лечение, позднее это может привести к нарушению речи и координации движений, плохой работе конечностей.

Правильное лечение для вас подберет ваш невропатолог. Обычно это лечебный массаж (расслабляющий). Провести 10 сеансов, через 6 месяцев повторить, расслабляющая гимнастика, плавание, физиотерапевтические процедуры (Электрофорез). Чем раньше начнётся лечение и чем меньше ребёнок, тем быстрее он вылечится. В тяжелых случаях врач назначает ребенку лекарства для снижения тонуса мышц. Назначать могут как мочегонные для снижения жидкости в головном мозге, иногда могут назначить дибазол перед массажем, он снимает спазм и расширяет сосуды. Витамины группы В: В6, В12, таблетки «Мидокалм” (лечение повышенного мышечного тонуса). Ванны с валерианой, шалфеем, пустырником, листья брусники. Ванны чередовать на 4-й день перерыв. Можно обратиться к педиатру-гомеопату.

Для устранения гипертонуса необходимо, прежде всего, снять излишнее напряжение. В этом случае ребенку назначают расслабляющие ванны, чаще всего с морской солью или хвоей, и щадящий массаж. Делать такой массаж можно и самим, естественно после консультации с врачом и получив рекомендации по его проведению. Начинают его, при повышенном тонусе, с поглаживания рук, ног, спины тыльной и ладонной поверхностью нескольких сомкнутых пальцев. Можно чередовать плоскостное (поверхностью пальцев) и обхватывающее (всей кистью) поглаживание. После поглаживания делается растирание кожи круговыми движениями. Положите ребенка на живот, а свою ладонь вдоль спины малыша. Не отрывая руки от спины, штриховыми движениями нежно перемещайте его кожу вверх, вниз, вправо и влево. Как будто вы рукой просеиваете песок через сито. Затем положите ребенка на спину, возьмите его за кисть и легко потрясите ее, придерживая младенца за предплечье. Таким образом, несколько раз помассируйте обе руки и ноги. Теперь можно переходить к покачиванию. Обхватите ребенка за руки чуть повыше запястья и нежно, но быстро покачивайте и потряхивайте руки из стороны в сторону. Ваши движения должны быть быстрыми и ритмичными, но не резкими. Проделайте то же самое с ногами, ухватив ребенка за голени. Заканчивать массаж, также как и начинать, — следует плавным поглаживанием.

При гипертонусе следует избегать похлапывающих и рубящих движений при массаже, разминаний мышц. Не ставьте ребенка в ходунки и прыгунки, помимо того, что они дают слишком сильную нагрузку на таз и
позвоночник, неправильное распределение сил тяжести в ходунках не учит ребенка вставать на всю стопу, мышцы ног напрягаются, гипертонус усиливается. Если уж очень вам нужно поставить ребенка в ходунки — одевайте на малыша удобную обувь на твердой подошве, а не ползунки, носочки или пинетки.

Если вы, после проведенного курса не замечаете улучшения поинтересуйтесь у врача, нет ли необходимости усилить лечение и не нужно ли провести какие-нибудь дополнительные исследования организма малыша.
Гипотонус — пониженный тонус

Ребенок с пониженным тонусом почти не доставляет хлопот родителям: он абсолютно спокоен, много спит и редко плачет. Но это мнимое благополучие. Внимательно посмотрите, как малыш лежит в кроватке. Расслабленная поза, раскинутые в разные стороны ручки и ножки свидетельствуют о том, что тонус его мышц снижен. У детей с пониженным тонусом ножки и ручки разгибаются в суставах более чем на 180 градусов. Кроме того, из-за слабости мышц нарушены сосание и глотание, часто отмечается задержка темпов моторного развития: такие малыши позже начинают держать головку, переворачиваться, сидеть, стоять.

При пониженном тонусе проводится стимулирующий массаж, который активизирует ребенка. Он включает в себя большое количество «рубящих», разминающих движений. После традиционных поглаживаний, ребром ладони легонько пройдитесь по ножкам, ручкам и спине малыша. Потом положите ребенка на живот и перекатывайте костяшки пальцев по его спине, попе, ногам и рукам. Затем переверните на спину и покатайте костяшками по его животу, рукам и ногам. Ваши движения должны быть активными и достаточно сильными. Двигайтесь от периферии к центру, начиная с конечностей: от кисти к плечу, от стопы к паху.
Дистония -неравномерный тонус

Когда у ребенка одни мышцы чересчур расслабленны, а другие — наоборот, слишком напряжены, говорят о неравномерном тонусе — дистонии. В данном варианте у ребенка выражены признаки гипо- и гипертонуса. Асимметрию тонуса легко обнаружить по неравномерному распределению кожных складок. Особенно ярко это заметно, когда младенец лежит на животе на твердой, ровной поверхности. В таком положении новорожденный с дистонией будет заваливаться на один бок, на тот, где усилен тонус. Голова и таз ребенка будут повернуты в сторону напряженных мышц, туловище изгибается дугой.

При неравномерном тонусе следует делать расслабляющий массаж с усилием на ту сторону, в которой тонус ниже. Хорошим эффектом обладают занятия на надувном мяче. Положите ребенка животом на мяч, ноги согнуты (как у лягушки) и прижаты к поверхности мяча. Папа или кто-то из домочадцев должны удерживать ножки ребенка в таком положении. А вы возьмите малыша за ручки и тяните его на себя. Потом возвращайтесь в исходное положение. Теперь возьмите кроху за голени и потяните их на себя до тех пор, пока лицо ребенка не окажется в верхней точке мяча, или ноги не коснутся пола. Потом плавно возвратите малыша в исходное положение. Наклоните карапуза вперед — от себя, чтобы он ладошками достал до пола. Повторите это упражнение по несколько раз вперед и назад. Затем положите ребенка на надувной мяч боком. Плавно покачивайте мяч. Ежедневно повторяйте эти упражнения 10-15 раз.

Общая схема принимаемых мер при дистонии примерно такова: специалист отмечает очаги напряженных мышц и использует на них только расслабляющие приемы массажа. После массажа делают специальные упражнения, направленные на растяжение напряженных мышц. Растягивание должно проводиться плавно и нежно, что бы это был одновременно и массажный прием, и растяжка напряженных мышц. Дополнительно рекомендуют прогревание – азокиритовые спаожки: азокирит (парафин + смола).

Мышечный тонус — величина переменная. Следить за тем, чтобы он был в норме, можно при помощи позотонических, говоря проще, остаточных, рефлексов. Их вы можете проверить сами.
Как определить гипертонус, гипотонус и дистонию.
Присаживание за руки

Положите ребенка на спину, на твердую, ровную поверхность, возьмите за запястья и плавно потяните на себя, как бы усаживая. Вы должны ощущать умеренное сопротивление при разгибании рук в локтях. Если ручки ребенка разогнулись без сопротивления, а в положении сидя, живот сильно выпячен вперед, спина «колесом», голова отклонена назад или опущена вниз — это признаки пониженного тонуса. Если вам не удается отвести руки ребенка от груди и разогнуть их — это, наоборот, свидетельствует о гипертонусе. По мере взросления в ответ на потягивание за ручки ребенок будет пытаться подтягиваться и садиться.
Шаговый рефлекс и рефлекс опоры

Возьмите малыша под мышки, «поставьте» его на пеленальный столик и слегка наклоните вперед, вынуждая как бы сделать шаг. В норме ребенок должен стоять, опираясь на полную стопу с расправленными пальцами на ногах. А при наклоне вперед новорожденный имитирует ходьбу. Если малыш перекрещивает ноги и опирается только на пальцы — это признак повышенного тонуса. Этот рефлекс постепенно угасает и к 1,5-2 месяцам практически исчезает. Если у ребенка старше 2 месяцев сохраняется шаговый рефлекс — это свидетельство гипертонуса. Вместо того, чтобы стоять, новорожденный приседает, делает шаг на сильно согнутых ногах или вообще отказывается ходить? Это говорит о пониженном тонусе. Если ребенок одной ногой стоит на носочках, а другой как бы пританцовывает — это дистония.
Симметричный и ассиметричный рефлексы

Положите ребенка на спину, а свою ладонь ему под затылок и осторожно наклоните голову малыша к груди. Он должен согнуть руки и разогнуть ноги. Затем положите малыша на спину и медленно, без усилия поверните его голову к левому плечу. Ребенок примет так называемую позу фехтовальщика: вытянет вперед руку, разогнет левую ногу и согнет правую. Затем поверните лицо ребенка вправо — он должен повторить эту позу, только в ее «зеркальном» варианте: вытянет вперед правую руку, разогнет правую ногу и согнет левую. Ассиметричный и симметричный рефлекс постепенно исчезают к 2-3 месяцам. Наличие у трехмесячного ребенка этих рефлексов свидетельствует о повышенном тонусе, а их отсутствие в первые два месяца жизни — наоборот, признак пониженного тонуса.
Тонический рефлекс

Положите ребенка на спину, на твердую поверхность. В таком положении у новорожденного повышается тонус разгибателей, он старается распрямить конечности и как будто раскрывается. Потом переверните ребенка на живот, и он «закроется», подтянет под себя согнутые ручки и ножки (на животе усиливается тонус сгибателей). В норме тонический рефлекс постепенно исчезает к 2-2,5 месяцам. Если у новорожденного он отсутствует, это свидетельствует о пониженном тонусе. А если к трем месяцам тонический рефлекс не проходит, это признак гипертонуса.
Рефлексы Моро и Бабинского

Рефлекс Моро заключается в разбрасывании ручек в стороны при перевозбуждении. А рефлекс Бабинского выражается в рефлекторном разгибании пальцев на ногах при раздражении, щекотании стопы. В норме оба рефлекса должны исчезнуть к концу 4-того месяца жизни.
Тугоподвижность в конечностях

Этот симптом встречается как при патологии со стороны опорно-двигательного аппарата, так и при неврогенной патологии. А также при детском церебральном параличе. ДЦП чаще всего связан с
поражением головного мозга, реже — спинного мозга. Мышечная гипертония сопровождается не только повышением сухожильных рефлексов, появлением патологических знаков, но и избыточными движениями. Резко выраженная гипертония мышц с первых дней жизни бывает при врожденных деструктивных поражениях мозга. В этих случаях мышечный тонус значительно превосходит физиологический, отмечается общая скованность, иногда контрактуры в крупных суставах, ограничение спонтанных движений. Причина появления мышечного гипертонуса: перенесение матерью во время беременности внутриутробной инфекции, гипоксия плода, групповая несовместимость крови родителей, резус-конфликт. Также мышечный гипертонус встречается у детей родившихся в асфиксии, травматичных родах, а в более старшем возрасте — при задержке психологического развития.

Если мышечный тонус и связанные с ним рефлексы не претерпевают соответствующих возрасту малыша изменений — это повод для обращения к врачу-ортопеду и невропатологу. Во-первых, если родители заподозрили неладное, без промедления обращаться к врачу. Во-вторых, на специальном оборудовании сделать глобальную электромиаграфию.

источник