Тренировка мышц глотки и мягкого неба

УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ АКТИВИЗАЦИИ МЫШЦ МЯГКОГО НЕБА, ЗЕВА И ГЛОТКИ.
учебно-методический материал по развитию речи по теме

Упражнения для работы учителя — логопеда

Скачать:

Предварительный просмотр:

УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ АКТИВИЗАЦИИ МЫШЦ МЯГКОГО НЕБА, ЗЕВА И ГЛОТКИ.

1. Питье маленькими глотками.

2. Полоскание горла тяжелыми жидкостями (кисель, сок с мякотью и т.д.)

3. Глотание слюны, капель воды, сока и т.п., имитация глотательных движений.

4. Позевывание с широко открытым ртом

5. Вдох с позевыванием через рот, выдох через нос.

6. Вдох носом и ртом одновременно, выдох ртом многократный частый при напряженном небе.

7. Произвольное покашливание.

8. Покашливание с высунутым языком.

9. Имитация рвотного движения.

10. Имитация рвотного движения с высунутым языком.

11. Сделав предварительно рвотное движение, громко откашляться со звуком А.

12. Храпение на вдохе и выдохе.

13. Произнесение гласных звуков А, Э, И, О, У на твердой атаке с запрокинутой головой.

14. Пропевание гласных звуков А, Э, О, У, И.

15. Запрокидывание головы с преодолением сопротивления.

16. Опускание головы с преодолением сопротивления.

17. Запрокидывание и опускание головы при сильном нажиме подбородком на кулаки обеих рук.

18. Выдвижение языка к подбородку и последующее втягивание его в рот с преодолением сопротивления.

Глотание с сопротивлением.

Питье маленькими глотками.

19. Полоскание горла тяжелыми жидкостями (кисель, сок с мякотью и т.д.)

20. Глотание слюны, капель воды, сока и т.п., имитация глотательных движений.

21. Позевывание с широко открытым ртом

22. Вдох с позевыванием через рот, выдох через нос.

23. Вдох носом и ртом одновременно, выдох ртом многократный частый при напряженном небе.

24. Произвольное покашливание.

25. Покашливание с высунутым языком.

26. Имитация рвотного движения.

27. Имитация рвотного движения с высунутым языком.

28. Сделав предварительно рвотное движение, громко откашляться со звуком А.

29. Храпение на вдохе и выдохе.

30. Произнесение гласных звуков А, Э, И, О, У на твердой атаке с запрокинутой головой.

31. Пропевание гласных звуков А, Э, О, У, И.

32. Запрокидывание головы с преодолением сопротивления.

33. Опускание головы с преодолением сопротивления.

34. Запрокидывание и опускание головы при сильном нажиме подбородком на кулаки обеих рук.

35. Выдвижение языка к подбородку и последующее втягивание его в рот с преодолением сопротивления.

36. Глотание с сопротивлением.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Эти упражнения способствуют восстановлению нормального зрения независимо от характера имеющихся нару­шений (близорукости или дальнозоркости).

Артикуляционные упражнения для развития подвижности нижней челюсти, мышц глотки и мягкого неба.

Комплекс упражнений для активизации работы мышц глаза. у детей дошкольного возраста с косоглазием и амблиопией.

Очевидно, что упражнения для глаз нужны для укрепления глазных мышц, а также для предупреждения появления или лечения близорукости, возникающей от зрительных нагрузок. Такое простое занятие, как .

источник

ГИМНАСТИКА МЫШЦ ЗЕВА И ГЛОТКИ

1.Глотание кашицеобразной пищи, жидкости, сглатывание
слюны.

2. Позевывание, широко открывая рот, сильно втягивая воз­
дух, но без заметного выдоха.

3. Покашливание. Широко открыв рот, напрячь мышцы
плечевого пояса, шеи, всего дна ротовой полости и, с силой
сжимая кулаки, откашляться. Выполняется перед зеркалом.

4. Покашливание с высунутым языком.

5. Глубокое дыхание через рот при зажатом носе и через нос
при закрытом рте.

6. Имитация рвотных движений.

7. Сделав предварительно рвотное движение, с напряжени­
ем мышц плечевого пояса, рук, шеи громко откашляться со
звуком а.

8. Имитация жевания (происходит энергичное сокращение
мускулов гортани, глотки).

9. Подражание: а) голубиному воркованию, б) стону, в) мы­
чанию; имитация свиста.

10. Произнесение гласных звуков а-э-и-о-у.

11.Пропевание гласных звуков а-э-и-о-у.

12. Запрокидывание головы с преодолением сопротивления
(логопед держит руку на затылке ребенка и дает инструкцию
запрокинуть голову назад).

13. Опускание головы с преодолением сопротивления (лого­
пед держит руку на лбу ребенка и дает инструкцию резко опус­
тить голову).

14. Запрокидывание и опускание головы при сильном нажиме
подбородком на кулаки обеих рук.

15. Выдвижение языка к подбородку и последующее втягива­
ние его в рот с преодолением сопротивления. Ребенку предлага­
ется вытянуть язык к подбородку, а затем втягивать его в рот; в
это время логопед легкими рывками пытается удержать язык ре­
бенка вне рта.

УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ АКТИВИЗАЦИИ МЫШЦ МЯГКОГО НЁБА

1.Полоскание горла тяжелыми жидкостями (кисель, сок
с мякотью, варенец).

2. Глотание: а) слюны, б) капель воды, сока и т. п.; имита­
ция глотательных движений.

3. Позевывание, широко открывая рот.

4. Вдох с позевыванием через рот, выдох через нос.

5. Вдох носом и ртом одновременно — выдох ртом (выдох
многократный, частый, толчкообразный, при напряженном
нёбе).

6. Произвольное покашливание.

7. Покашливание с высунутым языком.

8. Имитация рвотного движения.

9. Имитация рвотного движения с высунутым языком.

10. Сделав предварительно рвотное движение, громко откаш­
ляться со звуком а.

11.Храпение на вдохе и выдохе (подражание спящему).

12. Произнесение гласных звуков а, э, и, о, у на твердой
атаке.

13. Пропевание гласных звуков а, э, и, о, у.

14. Фиксируя мягкое нёбо в зеркале зрением, ритмично под­
нимать и опускать его, вначале сочетая поднимание с зевком,
а затем без зевка.

15. Произносить, удерживая кончик высунутого языка паль­
цами: «. а, н. а. (Звук н отделяется от а паузой.)

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Для студента самое главное не сдать экзамен, а вовремя вспомнить про него. 10179 — | 7574 — или читать все.

85.95.179.227 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.

Отключите adBlock!
и обновите страницу (F5)

очень нужно

источник

Тренировка мышц глотки и мягкого неба

1. Позевывать с открытым и закрытым ртом. Позевывать с широким открыванием рта, шумным втягиванием воздуха. 2. Произвольно покашливать. Хорошо откашляться с широко открытым ртом, с силой сжимая кулаки. Покашливать с высунутым языком. 3. Имитировать полоскание горла с запрокинутой головой. Полоскать горло тяжелой жидкостью (киселем, соком с мякотью, кефиром). 4. Глотать воду маленькими порциями (20 — 30 глотков). Глотать капли воды, сока. 5. Надувать щеки с зажатым носом. 6. Медленно произносить звуки к, г, т, д. 7. Подражать: — стону, — мычанию, — свисту. 8. Запрокидывать голову с преодолением сопротивления. Взрослый держит руку на затылке ребенка. Опускать голову с преодолением сопротивления. Взрослый держит руку на лбу ребенка. Запрокидывать и опускать голову при сильном нажатии подбородком на кулаки обеих рук. 9. Выдвинуть язык к подбородку, втягивать его в рот с преодолением сопротивления. Взрослый пытается удержать язык ребенка вне рта. 10. Произносить гласные звуки а, э, и, о, у на твердой атаке. 11. Произносить, удерживая кончик высунутого языка пальцами, и-а. Звук «и» отделяется от звука «а» паузой. 12. Надувать резиновые игрушки, пускать мыльные пузыри.

Комплекс упражнений для выработки правильного произношения звука p

1. Чьи зубы чище? Цель: вырабатывать подъем языка вверх и умение владеть языком. Описание: широко открыть рот и кончиком языка «почистить» верхние зубы с внутренней стороны, делая движения языком из стороны в сторону. Внимание! 1. Губы в улыбке, верхние и нижние зубы видны. 2. Следить, чтобы кончик языка не высовывался, не загибался внутрь, а находился у корней верхних зубов. 3. Нижняя челюсть неподвижна; работает только язык. 2. Маляр Цель: отрабатывать движение языка вверх и его подвижность. Описание: улыбнуться, открыть рот и «погладить» кончиком языка нёбо, делая языком движения вперед-назад. Внимание! 1. Губы и нижняя челюсть должны быть неподвижны. 2. Следите, чтобы кончик языка доходил до внутренней поверхности верхних зубов, когда он продвигается вперед, и не высовывался изо рта. 3. Кто дальше загонит мяч? Цель: вырабатывать плавную, длительную, непрерывную воздушную струю, идущую посередине языка. Описание: улыбнуться, положить широкий передний край языка на нижнюю губу и, как бы произнося длительно звук «ф», сдуть ватку на противоположный край стола. Внимание! 1. Нижняя губа не должна натягиваться на нижние зубы. 2. Нельзя надувать щёки. 3. Следить, чтобы ребёнок произносил звук «ф», а не звук «x», т.е. чтобы воздушная струя была узкой, а не рассеянной. 4. Вкусное варенье. Цель: вырабатывать движение широкой передней части языка вверх и положение языка, близкое к форме чашечки, которое он принимает при произнесении шипящих звуков. Описание: слегка приоткрыть рот и широким передним краем языка облизать верхнюю губу, делая движение языком сверху вниз, но не из стороны в сторону. Внимание! 1. Следить, чтобы работал только язык, а нижняя челюсть не помогала, не «подсаживала» язык наверх — она должна быть неподвижной (можно придерживать её пальцем). 2. Язык должен быть широким, боковые края его касаются углов рта. 5. Индюк. Цель: вырабатывать подъем языка вверх, подвижность его передней части. Описание: приоткрыть рот, положить язык на верхнюю губу и производить движения широким передним краем языка по верхней губе вперед и назад, стараясь не отрывать язык от губы — как бы поглаживать ее. Сначала производить медленные движения, потом убыстрить темп и добавить голос, пока не послышится бл-бл (как индюк болбочет). Внимание! 1. Следить, чтобы язык был широким и не сужался. 2. Следить, чтобы движения языком были вперед-назад, а не из стороны в сторону. 3. Язык должен «облизывать» верхнюю губу, а не выбрасываться вперед. 6. Барабанщики. Цель: укреплять мышцы кончика языка, вырабатывать подъем языка вверх и умение делать кончик языка напряженным. Описание: улыбнуться, открыть рот и постучать кончиком языка по верхним альвеолам, многократно и отчетливо произнося звук, напоминающий английский звук «д». Сначала звук «д» произносить медленно, постепенно увеличивать темп. Внимание! 1. Рот должен быть все время открыт, губы в улыбке, нижняя челюсть неподвижна; работает только язык. 2. Следить, чтобы звук «д» носил характер четкого удара, не был хлюпающим. 3. Кончик языка не должен подворачиваться. 4. Звук «д» нужно произносить так, чтобы ощущалась выдыхаемая воздушная струя. Для этого надо поднести ко рту кусочек ваты. При правильном выполнении упражнения она будет отклоняться.

источник

Упражнения для мягкого нёба и глотки

Упражнения для мягкого нёба и глотки

Мягкое нёбо играет исключительно важную роль в процессе голосообразования. От его положения зависит уровень резонанса ротоглоточного канала. При его опускании выдыхаемая струя воздуха проходит через нос и образует носовые звуки, в то время как для обычной ротовой речи требуется поднятое состояние мягкого нёба, когда маленький язычок прижимается к задней стенке глотки и закрывает проход в нос. От степени растяжимости и пластичности тканей мягкого нёба и активности задней стенки глотки зависит чистота и сила звучания голоса. При этом наибольшее напряжение мышц происходит при глотании слюны, даже большее, чем при произношении звуков алфавита. Поэтому логопеды, прежде чем приступить к упражнениям, советуют использовать прием глотания для того, чтобы ребенок физически ощутил мягкое нёбо и начал сознательно управлять его движением. Сами занятия лучше проводить в игровой форме перед зеркалом 3 раза в день по 5 раз каждое упражнение. Интереснее, когда все элементы сложены в единый смысловой текст – рассказ.

Что случилось? (История одного доктора)

1—4-й день тренировок

Жил был доктор Помогу и работал в детсаду. Привели мальчонка:

– Что случилось? Кто тут плачет, как девчонка? Ну-ка, горло покажи! (Широко открываем рот, напрягая нёбо.)

– Ох, и красно тут у вас. Полоскать его тотчас! (Имитируем полоскание горла с запрокинутой головой.)

– А теперь не больно? Как там? Погляжу. (Произносим «аааа», «ээээ», «ииии», «оооо», «уууу».)

– Ладно, не волнуйся. Смотри, как я дышу. (Вдыхаем носом и ртом, а выдыхаем только ртом – часто и толчкообразно.)

– Да, тут все отлично! Можешь стать певцом. (Берем высокие ноты тонким голосом «Ля-ля-ля».) Пока горло цело, будешь молодцом.

5—8-й день тренировок

Тут к малышке пригласили, срочно нужен доктор ей: – Как? Животик заболел? Что же ты, дружочек, съела? (Имитируем рвотные движения путем надавливания на область диафрагмы.)

– Вот сюда, пожалуйста, дыхни. (Выдыхаем воздух горячей струей.)

– Да-а, придется пить микстурку. («Глотаем» воду мелкими порциями, делая 20–30 глотков.)

– Ух, невкусная она! Что поделать? Ведь нужна. (Подражаем стону, потом мычанию.)

– Нет, не плюй ее обратно! Ты же, деточка, больна… (Высовываем язык до подбородка, втягиваем обратно в рот с преодолением сопротивления взрослого, пытающегося удержать язык вне рта.) Вот и кончено леченье. Полежи тут до утра.

9—12-й день тренировок

Срочный вызов. ОРВИ, грипп или простуда. – Кто-то кашляет внутри? Там кому-то худо? (Кашляем с силой, то опуская язык к нижним зубам, то высовывая наружу с активным выдохом и произнесением «и, э, а, о, у, ы».)

– Это мальчик рыженький, вон какая кроха. Давай же выпрямись, малыш, чтоб не было плохо. (Опускаем голову с преодолением сопротивления взрослого, держащего руки на лбу ребенка.)

– Постарайся потерпеть, не все время кашлять. (Надуваем щеки с зажатым носом.)

– Или хочешь посвистеть? (Подражаем свисту.) – Все, ты справился. Теперь… полежи, малыш. Скоро станешь ты крепыш. (Зеваем, широко открывая рот и выдыхая тоже ртом.)

13—16-й день тренировок

После полдника к врачу снова посетитель. – Это девочка с повязкой. Что же с ней случилось? (Запрокидываем голову с преодолением сопротивления взрослого, держащего руку на затылке ребенка.)

– Тише, доченька, не плачь. Мы проверим только. Ты смогла бы почитать? (Медленно произносим звуки «к, г, т, д».)

– Хочешь, можем поиграть? Вот, как клоун, посмотри. (Произносим, удерживая кончик высунутого языка пальцами, «и» – пауза – «а».)

– Правда, ведь забавно. А могу и помычать. (Произносим единым импульсом «ммь-ммь-ммь».)

– Ты устала, отдохни. Завтра будет день опять. (Позевываем с произнесением «и, е, я, э, а, о, у, ы».)

Между прочим, именно дряблое мягкое нёбо является причиной так нелюбимого всеми храпа. Избавиться от него можно в течение полутора месяцев, натренировав нёбо до упругого состояния. Для этого следует утром и вечером по 20 раз выполнять упражнения:

1) произносить звук «ииииии», напрягая мышцы глотки, мягкого нёба и шеи;

2) рот закрыт, дыхание через нос. Напрягать язык и с силой прижимать к гортани;

3) максимально выдвинуть язык вперед и вниз, удерживая в течение 1–2 секунд.

источник

Как укрепить мышцы гортани? Спасаемся от храпа

Чтобы побороть храп, даже тот, что продолжается длительное время, нужно выполнять специальные упражнения. Важно, чтобы при этом мышечный корсет глотки постепенно укреплялся, а волокна становились более упругими и эластичными. Тогда, они не будут спадать во сне, когда организм расслабляется, и перекрывать путь потокам воздушных масс.

Все это значит, что воздухоносные пути будут свободными, и мы сможем комфортно и беспрепятственно дышать. В такой ситуации, когда глотка будет в тонусе, места храпу просто нет!

Кстати, гимнастика эта в исполнении достаточно проста. Она под силу каждому. Выполнять ее нужно не менее месяца. Упражнения следует делать с утра и вечером.

Варианты упражнений для гортани

Сразу следует отметить, что занятия должны быть регулярными. Только так можно добиться заметного эффекта. Основное требование: длительность комплекса не должна быть меньше, чем 10-15 минут. В итоге, через месяц храп ослабнет или совсем уйдет. Запаситесь терпением!

  • Спереди подбородка поставьте кулак. Двигая челюсть вперед, нажмите на нее кулаком, что похоже на оказание сопротивления. Повторов должно быть не менее 30-ти.
  • В зубы нужно взять палочку, можно и карандаш. Сожмите ее со всех сил и при таком напряжении удерживайте предмет минут три-четыре.
  • При открытом рте, нижнюю челюсть опустите как можно ниже. Выполняйте по кругу вращательные движения челюстью. Сначала в правую сторону двигайтесь, а затем в левую. Повторов должно быть не менее 10-ти в каждую из сторон.
  • Произносите вслух поочередно такие звуки, как «и», «у». Повторов должно быть на каждый из них не менее 20-ти. При выполнении данного упражнения должны напрягаться с силой мышечные волокна шеи.

Ещё один гимнастический комплекс

Комплекс гимнастических упражнений ниже составлялся с помощью сомнологов, а также пациентов, добившихся успехов в лечении по данной методике.

  • Рот нужно наполнить воздухом. Повернув голову в левую сторону, воздух выпускайте через приоткрытый левый уголок губ. Так же проделайте и с противоположной стороной – правой. Подходов на обе стороны – 20.
  • Зевайте чаще, зевайте с удовольствием, зевайте с наслаждением! Это тоже элемент упражнений. Рот должен быть раскрыт сильно, мышечный корсет глотки и шеи хорошо напряжен. Подходов не менее 10-ти.
  • Губы сомкните достаточно плотно. Зону подбородка, и что очень важно – гортани, держите в напряжении от 3 до 5-ти и более секунд. Затем нужно ослабить мышцы, только сразу, резко, и покажите язык, громко выкрикивая при этом звук «а».
  • Нижнюю челюсть нужно выдвинуть далеко вперед, то же проделать с нижней губой. Затем на 12-15 секунд задержите ее и верните в исходное положение. Подходов должно быть не менее 10-ти.

Несколько дополнительных упражнений

  • Очень полезное упражнение «Говорун». Его суть в произношении всех звуков гласного ряда. При этом важно напрягать весь мышечный корсет гортани, а также и мягких носоглоточных тканей. Эту гимнастическую пищалку нужно повторить раз 35- 40.

Регулярное проведение занятий в большинстве случаев позволяет добиться устойчивого эффекта. Простой свист, как профилактическое мероприятие, воспрепятствует появлению храпа и апноэ. А если одновременно и свистеть, и дышать, то воздействие оказывается и на мышечные волокна глотки, и на небо. Двойная тренировка!

  • Хорошо себя зарекомендовало такое упражнение, как «Нажим на небо». Оно отменно укрепляет гортань. А выполнять его очень просто. Нужно с усилием надавливать на верхнюю часть неба языком. Делайте так, пока не почувствуется усталость. Она означает, что мышцы максимально напряжены, что очень полезно для улучшения тонуса.

Как видите, гимнастика несложная, но очень действенная для устранения такого недуга, как храп.

источник

Упражнения, которые помогут быстро избавиться от храпа в домашних условиях

Храпение — не приговор и справиться с ним помогут упражнения от храпа. Различают специальные комплексы для верхнего неба и языка, дыхательную гимнастику и регулярные упражнения в профилактических целях.

Храпеть может любой: мужчина, женщина, ребенок. Причины различны, но чаще встречается снижение тонуса мышц мягкого нёба. Медикаменты и приспособления не всегда способны помочь. В таких случаях стоит выполнять упражнения против храпа: из множества методик любой подберет удобную гимнастику.

Как упражнения для гортани помогают избавиться от храпения

Все комплексы дыхательной гимнастики, йоги, физических упражнений разрабатывались специально для борьбы с храпом. Продуманы мельчайшие детали, поэтому важна точность исполнения. Упражнения направлены на:

  • укрепление мышц гортани;
  • повышение тонуса мягкого нёба;
  • укрепление мышц языка;
  • тренировку нижней челюсти;
  • формирование правильного дыхания.

При правильном выполнении комплекса упражнений от храпа мышцы мягкого неба подтягиваются, перестают провисать, повышается тонус глотки. За счет этого пропадает храпение, ведь именно низко висящий язычок создает эти дребезжащие звуки.

Упражнения для верхнего неба и языка

Храп не только доставляет неудобство окружающим, но и может стать причиной апноэ — ночной задержки дыхания. Это произойдет, если язычок и мягкое небо полностью перекроют доступ в гортань. Упражнения от храпа направлены на профилактику апноэ.

Гимнастика будет эффективна, если храп вызван именно снижением тонуса небных мышц, а не заболеваниями.

Эффект от зарядки будет заметен не сразу, так что нужно запастись терпением. Выполнять гимнастику требуется дважды в день. Комплексы делать 10 минут. Примерно через 30 дней будет виден результат.

  • Выдвинуть язык изо рта как можно сильнее. На несколько секунд задержать такое положение. Убрать язык. Выполнять 30 раз.
  • Сильно зажать зубами карандаш или ручку. Челюсти напряженными требуется продержать 3-4 минуты.
  • Сжатый кулак поставить на подбородок. Двигать вперед нижнюю челюсть, одновременно оказывая сопротивление кулаком. Требуется 30 повторений.
  • Широко раскрыть рот. Выполнять круговые движения челюстью, сначала 10 раз по часовой стрелке, затем 10 раз против.
  • С закрытым ртом сильно надавить языком на верхнее нёбо. Удерживать это положение минуту, потом отдых 30 секунд. И так 3 подхода.
  • Сильно напрячь мышцы шеи, произнести вслух 25 раз звук «и», затем столько же звук «у». Можно их чередовать.

Комплекс упражнений для мужчин

Подбирая упражнения для мужчин, следует знать, что эффективны они будут при неосложненном храпе. Нужно убедиться, что нет искривления носовой перегородки, лишнего веса, сердечной патологии.

Чтобы добиться результата, требуется все упражнения выполнять систематически. Пропускать занятия недопустимо.

Гимнастический комплекс требуется выполнять дважды в день. Утром такие занятия окажут тонизирующее, укрепляющее действие, вечером, за 30 минут до сна, станут профилактикой приступа храпа:

  1. Выдвинуть язык как можно дальше, подвигать им из стороны в сторону 10 раз. Убрать обратно, достать кончиком до мягкого нёба, пытаясь дотянуться до язычка. Повторить 30 раз.
  2. Держать голову прямо. Начать движения челюстью из стороны в сторону, изображая жевание. Таких движений нужно сделать не меньше 50.
  3. Следующее упражнение от храпа лучше проводить на свежем воздухе, так как ингаляция кислородом будет полезной, особенно перед сном. Запрокинуть голову, посмотрев на небо. Сделать губы трубочкой, посвистеть 20 раз на выдохе, потом на вдохе. Дыхание не форсировать, упражнение выполнять размеренно. Повторять через день.
  4. Для укрепления гортани хорошо помогают полоскания. Сделать слабый соляной раствор, выполнять процедуру 2 раза в день. В процессе должно быть слышно громкое булькание.
  5. Укрепление мышц языка тоже важно. Гимнастику выполнять с закрытым ртом, размеренно дыша через нос. Сначала сильно прижать язык к верхнему небу, потом сдвинуть назад в глотку как можно сильнее. Затем сильно нажать кончиком на верхние зубы. Каждое положение задержать на 10 секунд. Выполнить 15 повторений.
  6. Сильно раздвинуть губы в стороны, изображая улыбку. Потом свести их вместе, как для поцелуя. Повторить 30 раз.

К таким упражнениям от храпа в домашних условиях мужчинам можно добавить дыхательную гимнастику. Заниматься нужно минимум 30 дней. За это время должно наступить улучшение, а при легкой стадии надоедливая проблема покинет навсегда.

источник

Тренировка мышц глотки и мягкого неба

Позевывать с широким открыванием рта, шумным втягиванием воздуха.

  1. Произвольно покашливать.
    Хорошо откашляться с широко открытым ртом, с силой сжимая кулаки.
    Покашливать с высунутым языком.
  2. Имитировать полоскание горла с запрокинутой головой.

Полоскать горло тяжелой жидкостью (киселем, соком с мякотью, кефиром).

  1. Глотать воду маленькими порциями (20 – 30 глотков).
  1. Надувать щеки с зажатым носом.
  2. Медленно произносить звуки «к», «г», т, д.
  3. Подражать
    • стону,
    • мычанию,
    • свисту.
  4. Запрокидывать голову с преодолением сопротивления. Взрослый держит руку на затылке ребенка.
    • Опускать голову с преодолением сопротивления. Взрослый держит руку на лбу ребенка.
    • Запрокидывать и опускать голову при сильном нажатии подбородком на кулаки обеих рук.
  5. Выдвинуть язык к подбородку, втягивать его в рот с преодолением сопротивления. Взрослый пытается удержать язык ребенка вне рта.
  6. Произносить гласные звуки «а», «э», «и», «о», «у» на твердой атаке.
  7. Произносить, удерживая кончик высунутого языка пальцами, «и-а». Звук «и» отделяется от звука «а» паузой.
  8. Надувать резиновые игрушки, пускать мыльнык пузыри.

Если у ребенка нарушено произношение звуков, то необходимо выполнять только те упражнения, которые способствуют выработки правильного артикуляционного уклада для тогоили иного звука.

Комплекс упражнений для выработки правильного произношения звука «P» .

«Чьи зубы чище?».

Цель: Вырабатывать подъем языка вверх и умение владеть языком.
Описание: Широко открыть рот и кончиком языка «почистить» верхние зубы с внутренней стороны, делая движения языком из стороны в сторону.
Внимание!

  • Губы в улыбке, верхние и нижние зубы видны.
  • Следить, чтобы кончик языка не высовывался, не загибался внутрь, а находился у корней верхних зубов.
  • Нижняя челюсть неподвижна; работает только язык.

Цель: Отрабатывать движение языка вверх и его подвижность.
Описание: Улыбнуться открыть рот и «погладить» кончиком языка нёбо, делая языком движения вперед-назад.
Внимание!

  • Губы и нижняя челюсть должны быть неподвижны.
  • Следите, чтобы кончик языка доходил до внутренней поверхности верхних зубов, когда он продвигается вперед и не высовывался изо рта.

«Кто дальше загонит мяч».

Цель: Вырабатывать плавную, длительную, непрерывную воздушную струю, идущую посередине языка.
Описание: Улыбнуться, положить широкий передний край языка на нижнюю губу и, как бы произнося длительно звук ф, сдуть ватку на противоположный край стола.
Внимание!

«Вкусное варенье».

Цель: Вырабатывать движение широкой передней части языка вверх и положение языка, близкое к форме чашечки, которое он принимает при произнесении шипящих звуков.
Описание: Слегка приоткрыть рот и широким передним краем языка облизать верхнюю губу, делая движение языком сверху вниз, но не из стороны в сторону.
Внимание!

  • Следить, чтобы работал только язык, а нижняя челюсть не помогала, не «подсаживала» язык наверх — она должна быть неподвижной (можно придерживать её пальцем).
  • Язык должен быть широким, боковые края его касаются углов рта.

Цель: Вырабатывать подъем языка вверх, подвижность его передней части.
Описание: Приоткрыть рот, положить язык на верхнюю губу и производить движения широким передним краем языка по верхней губе вперед и назад, стараясь не отрывать язык от губы — как бы поглаживать ее. Сначала производить медленные движения, потом убыстрить темп и добавить голос, пока не послышится бл-бл (как индюк болобочет).
Внимание!

  • Следить, чтобы язык был широким и не сужался.
  • Чтобы движения языком были вперед-назад, а не из стороны в сторону.
  • Язык должен «облизывать» верхнюю губу, а не выбрасываться вперед.

«Барабанщики».

Цель: Укреплять мышцы кончика языка, вырабатывать подъем языка вверх и умение делать кончик языка напряженным.
Описание: Улыбнуться, открыть рот и постучать кончиком языка по верхним альвеолам, многократно и отчетливо произнося звук, напоминающий английский звук д: дд. Сначала звук «д» произносить медленно, постепенно убыстрять темп.
Внимание!

  • Рот должен быть все время открыт, губы в улыбке, нижняя челюсть неподвижна; работает только язык.
  • Следить, чтобы звук «д» носил характер четкого удара – не был хлюпающим.
  • Кончик языка не должен подворачиваться.
  • Звук«д» нужно произносить так, чтобы ощущалась выдыхаемая воздушная струя. Для этого надо поднести ко рту кусочек ваты. При правильном выполнении упражнения она будет отклоняться.

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого.

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим.

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций.

источник

Упражнения для развития подвижности нижней челюсти, мышц глотки и мягкого неба
консультация по логопедии (старшая группа) на тему

Артикуляционные упражнения для развития подвижности нижней челюсти, мышц глотки и мягкого неба.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Упражнения для развития подвижности нижней челюсти, мышц глотки и мягкого неба

Упражнения для развития подвижности нижней челюсти

1. Трусливый птенчик.
Широко открывать и закрывать рот, так чтобы тянулись уголки губ. Челюсть опускается примерно на расстояние ширины двух пальцев. Язычок-«птенчик» сидит в гнездышке и не высовывается. Упражнение выполняется ритмично.

2. Акулы.
На счет «один» — челюсть опускается, на «два» — челюсть двигается вправо (рот раскрыт), на счет «три» — челюсть возвращается на место, на «четыре» — челюсть двигается влево, на «пять» — челюсть опускается, на «шесть» — челюсть выдвигается вперед, на «семь» — подбородок в обычном удобном положении, губы смыкаются. Выполнять упражнение нужно медленно и осторожно, избегая резких движений.

3. Имитация жевания с закрытым и открытым ртом.

4. Обезьяна.
Челюсть опускается вниз с максимальным вытягиванием языка к подбородку.

5. Сердитый лев.
Челюсть опускается вниз с максимальным вытягиванием языка к подбородку и мысленным произнесением звуков «а» или «э» на твердой атаке, сложнее — с шепотным произнесением этих звуков.
6. Силач.
Рот открыт. Представить, что на подбородке повешен груз, который надо поднять вверх, поднимая при этом подбородок и напрягая мускулы под ним. Постепенно закрыть рот. Расслабиться.

7. Поставить руки на стол, сложить ладони одна на другую, упереться подбородком в ладони. Открывая рот, давить подбородком на сопротивляющиеся ладони. Расслабиться.

8. Опустить челюсть вниз с преодолением сопротивления (взрослый держит руку под челюстью ребенка).

9. Открывать рот с откидыванием головы назад с преодолением сопротивления руки взрослого, лежащей на затылке ребенка.

10. Дразнилки.
Широко, часто открывать рот и произносить: па-па-па.

11. Беззвучно, протяжно (на одном выдохе) произнесите гласные звуки:
ааааааааааааа
яяяяяяяяяяяяяя (расстояние между зубами в два пальца);
ооооооооооооо
ёёёёёёёёёёёёё (расстояние между зубами в один палец);
иииииииииииии (рот слегка открыт).

12. Произнесите гласные звуки с голосом:
аaaaaaaaaaaaa
яяяяяяяяяяяяяя
ооооооооооооо
ёёёёёёёёёёёёё
иииииииииииии

13. Слитно и протяжно произнесите несколько гласных звуков на одном выдохе:
аааааэээээ
аааааеееее
аааааиииии
иииииааааа
ооооояяяяя
аааааииииииооооо
иииииээээээааааа
аааааиииииэээээоооооо и т.д.

Следите за тем, чтобы при произнесении звуков раскрытие рта было достаточно полным.

14. Произнесите пословицы, поговорки, скороговорки, которые насыщены гласными звуками, требующими широкого раскрытия рта.

Мал, да удал.
Два сапога — пара.
Нашла коса на камень.
Знай край, да не падай.
Каков рыбак, такова и рыбка.
Под лежачий камень вода не течет.
У ужа ужата, у ежа ежата.

В процессе выполнения упражнений следите за тем, чтобы нижняя челюсть опускалась свободно вниз, гласные звуки сначала произносите немного подчеркнуто.

Тренировка мышц глотки и мягкого неба

1. Позевывать с открытым и закрытым ртом.
Позевывать с широким открыванием рта, шумным втягиванием воздуха.

2. Произвольно покашливать.
Хорошо откашляться с широко открытым ртом, с силой сжимая кулаки.
Покашливать с высунутым языком.

3. Имитировать полоскание горла с запрокинутой головой.
Полоскать горло тяжелой жидкостью (киселем, соком с мякотью, кефиром).

4. Глотать воду маленькими порциями (20 — 30 глотков).
Глотать капли воды, сока.

5. Надувать щеки с зажатым носом.

6. Медленно произносить звуки «к» ,»г», «т», «д».

7. Подражать:
— стону,
— мычанию,
— свисту.

8. Запрокидывать голову с преодолением сопротивления. Взрослый держит руку на затылке ребенка.
Опускать голову с преодолением сопротивления. Взрослый держит руку на лбу ребенка.
Запрокидывать и опускать голову при сильном нажатии подбородком на кулаки обеих рук.

9. Выдвинуть язык к подбородку, втягивать его в рот с преодолением сопротивления. Взрослый пытается удержать язык ребенка вне рта.

10. Произносить гласные звуки «а», «э», «и», «о», «у» на твердой атаке.

11. Произносить, удерживая кончик высунутого языка пальцами, и-а. Звук «и» отделяется от звука «а» паузой.

12. Надувать резиновые игрушки, пускать мыльные пузыри.

источник