Статическая и динамическая работа мышц лабораторная работа вывод

Лабораторная работа на тему «Утомление при статической и динамической работе»

Подать заявку

Для учеников 1-11 классов и дошкольников

Лабораторная работа на тему « Утомление при статической и динамической работе»

Оборудование: секундомер, груз массой 1,5 и 3 кг.

Ход работы. Используя текст учебника (стр. 71),выясните различие между статической и динамической работой.

Опыт 1. Утомление при статической работе. 1.Испытуемый берет груз массой 1,5 кг, и держит его в руке, отведенной в сторону под прямым углом к туловищу. На уровне вытянутой руки

сделайте на доске отметку мелом и включите секундомер.

Наблюдайте, за какое время произойдет утомление мышц.

2.Испытуемый берет груз массой 3 кг, повторяет опыт.

Опыт 2 Утомление при динамической работе

1. Испытуемый поднимает тот же груз(1,5 кг,3кг) до сделанной метки и

опускает его. Наблюдайте, за какое время произойдет утомление.

2. Результаты оформите в таблице.

Как нагрузка влияет на развитие утомления мышц?

Какая работа более утомительна?

* Почему при стирке белья спина устает больше, чем руки?

*Как лучше нести груз: без отдыха попеременно правой и левой рукой,

или одной правой, а потом, отдохнув минуту, груз снова нести в этой же руке?

Утомление при статической и динамической работе

Оборудование: секундомер, груз массой 1,5 и 3 кг.

Ход работы. Используя текст учебника (стр. 71),выясните различие между статической и динамической работой.

Опыт 1. Утомление при статической работе. 1.Испытуемый берет груз массой 1,5 кг и держит его в руке, отведенной в сторону под прямым углом к туловищу. На уровне вытянутой руки сделайте на доске отметку мелом и включите секундомер.

Наблюдайте, за какое время произойдет утомление мышц.

2.Испытуемый берет груз массой 3 кг, повторяет опыт.

Опыт 2 Утомление при динамической работе.

1. Испытуемый поднимает тот же груз(1,5 кг, 3 кг) до сделанной метки и

опускает его. Наблюдайте, за какое время произойдет утомление

2. Результаты оформите в таблице.

*Как лучше нести груз: без отдыха попеременно правой и левой рукой,

или одной правой, а потом, отдохнув минуту, груз снова нести в этой же руке?

* Почему при стирке белья спина устает больше, чем руки?

Вам будут интересны эти курсы:

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения авторов.

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако редакция сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

источник

Практическая работа №1 Тема: Изучения влияния статистической и динамической работы на утомления мышц.

Подать заявку

Для учеников 1-11 классов и дошкольников

Тема: Изучения влияния статистической и динамической работы на утомления мышц.

Цель: дать знания о динамической и статической работе мышц; выявить причины наступления утомления.

Оборудование: секундомер, груз массой 1,5 и 3 кг.

Ход работы. Используя текст учебника , выясните различие между статической и динамической работой.

Опыт 1. Утомление при статической работе. 1.Испытуемый берет груз массой 1,5 кг, и держит его в руке, отведенной в сторону под прямым углом к туловищу. На уровне вытянутой рукисделайте на доске отметку мелом и включите секундомер.

Наблюдайте, за какое время произойдет утомление мышц.

2.Испытуемый берет груз массой 3 кг, повторяет опыт.

Опыт 2 Утомление при динамической работе

1. Испытуемый поднимает тот же груз(1,5 кг,3кг) до сделанной метки и

опускает его. Наблюдайте, за какое время произойдет утомление.

2. Результаты оформите в таблице.

Время наступления утомления при статической нагрузке

Время наступления утомления при динамической

Как нагрузка влияет на развитие утомления мышц?

Какая работа более утомительна?

Тема: Изучения влияния статистической и динамической работы на утомления мышц.

Цель: дать знания о динамической и статической работе мышц; выявить причины наступления утомления.

Оборудование: секундомер, груз массой 1,5 и 3 кг.

Ход работы. Используя текст учебника , выясните различие между статической и динамической работой.

Опыт 1. Утомление при статической работе. 1.Испытуемый берет груз массой 1,5 кг, и держит его в руке, отведенной в сторону под прямым углом к туловищу. На уровне вытянутой рукисделайте на доске отметку мелом и включите секундомер.

Наблюдайте, за какое время произойдет утомление мышц.

2.Испытуемый берет груз массой 3 кг, повторяет опыт.

Опыт 2 Утомление при динамической работе

1. Испытуемый поднимает тот же груз(1,5 кг,3кг) до сделанной метки и

опускает его. Наблюдайте, за какое время произойдет утомление.

2. Результаты оформите в таблице.

Время наступления утомления при статической нагрузке

Время наступления утомления при динамической

Как нагрузка влияет на развитие утомления мышц?

Какая работа более утомительна?

Вам будут интересны эти курсы:

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения авторов.

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако редакция сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

источник

Работа скелетных мышц и их регуляция (конспект урока+лабораторная работа №4 «Утомление при статической и динамической работе»)

Подать заявку

Для учеников 1-11 классов и дошкольников

Тема: Работа скелетных мышц и их регуляция

Цель: познакомить с условиями, необходимыми для функционирования мышц; раскрыть условия повышения работоспособности мышц.

Оборудование : таблица «Скелетные мышцы», презентация » Работа скелетных мышц и их регуляция «, учебник: Биология. Человек. 8 класс.

/Д. В. Колесов, Р. Д. Маш, И. Н. Беляев.

I. Организационный этап.
II. Изучение нового материала.
III. Лабораторная работа (Приложение № 1).

1. Почему мышца способна сокращаться с различной силой?
2. Что такое тренировочный эффект и как он достигается?
3. Как работают мышцы-антагонисты в динамическом и статическом режиме?

Мышечное волокно скелетной мышцы способно сократиться лишь после того, как получит нервные сигналы от исполнительного (моторного) нейрона из центральной нервной системы. Один моторный нейрон и связанные с ним мышечные волокна называются двигательной единицей. Если в действие включается небольшое количество двигательных единиц, сокращение слабое, если количество двигательных единиц увеличено, сокращение мышц становится более сильным. Однако при самом сильном сокращении хорошо тренированного человека единомоментно работает небольшой процент двигательных единиц. При длительном сокращении они работают поочередно сменяя друг друга: сначала одна группа, потом другая, потом третья и т. д.

Изменение мышцы при тренировках.

В начале тренировок успех нарастает довольно быстро за счет увеличения числа двигательных единиц, включающихся в действие одномоментно. Затем результаты нарастают медленнее, потому что начинают перестраиваться сами мышечные волокна. В них увеличивается число сократительных нитей и митохондрий, при этом число самих волокон и их ядер не меняется. Это явление называют тренировочным эффектом. Он возможен при напряжении, близком к максимальному, достаточном отдыхе и рациональном питании.

Энергетика мышечного сокращения.

Нервная система лишь дает импульс для начала и прекращения работы данной мышечной группы волокон. Энергия, за счет которой сокращается мышечное волокно, выделяется в результате биологического окисления органического вещества, содержащегося в самом волокне. Основным энергетическим веществом для работы мышц является глюкоза, но при интенсивной нагрузке окисляются и вещества, содержащиеся в клеточных мембранах. Однако при этом в клетке образуется много веществ, способных компенсировать потери. Поэтому после работы во время отдыха восстанавливается много больше того, что было израсходовано. Возникает тренировочный эффект, при котором синтез обгоняет распад. Но это происходит лишь в том случае, если физическое напряжение близко к предельному, а отдых и рациональное питание достаточны. Изнуряющий труд без необходимого отдыха и питания к успеху не приводит, так же как и бездействие.

Недостаток подвижности — гиподинамия.

Малая подвижность снижает активность биологического окисления, перестают в достаточном количестве вырабатываться вещества, богатые энергией, за счет которых образуются клеточные структуры: митохондрии, сократительные нити, мембраны клетки. Мышцы становятся дряблыми, теряют былую силу. Из костей уходят соли кальция. Они поступают в кровь, связываются с содержащимся там органическим веществом холестерином и образуют наросты на внутренних стенках сосудов, нарушающие кровообращение. Это называется атеросклерозом. Человек становится слабым и вялым.

Регуляция работы мышц-антагонистов.

Чтобы лучше представить себе работу нервной системы, регулирующей мышечные сокращения, рассмотрим, как взаимодействуют нервные центры при сгибании и разгибании руки в локтевом суставе, а также при фиксации костей предплечья для удержания груза (рис. 37).

Если к двуглавой мышце приходят из нервного центра возбуждающие сигналы и она сокращается, то трехглавая мышца расслабляется — не мешает действию двуглавой мышцы. Если сокращается трехглавая мышца, то расслабляется двуглавая и не мешает разгибать руку. Такая координация движений происходит не в самих мышцах, а в нервных центрах, управляющих мышцами.

Но что произойдет, если требуется зафиксировать руку в нужном положении? Тогда возбудятся нервные центры всех мышц, участвующих в движении костей данного сустава. Двуглавая и трехглавая мышцы в этом случае сократятся одновременно. Кости предплечья прижмутся к плечевой кости, и движение в суставе прекратится. Кости станут неподвижными относительно друг друга. Бывшие мышцы-антагонисты станут работать как синергисты.

Динамическая и статическая работа.

В разных жизненных ситуациях одни и те же мышцы человека могут совершать разную работу. Работа, связанная с перемещением тела или груза, называется динамической. Работа, связанная с удержанием определенной позы или груза, называется статической.

Наиболее утомительна статическая работа, требующая сохранения однообразной позы или длительного удержания груза. Поэтому в конструкциях машин предусматриваются удобные кресла, снимающие хотя бы часть статических нагрузок. Наличие на сиденье спинки позволяет разгрузить мышцы спины, подлокотники снимают напряжение мышц рук и туловища.

Двигательная единица, исполнительный (моторный) нейрон, тренировочный эффект, биологическое окисление, динамическая и статическая работа, гиподинамия.

1. Почему в начале тренировок происходит значительное улучшение спортивных результатов, а потом они нарастают медленнее?
2. За счет чего при тренировках возрастает точность мышечных сокращений?
3. Поясните различие между динамической и статической работой.

Утомление при статической и динамической работе

Оборудование: секундомер, груз 1,5 кг, 3 кг (если взят портфель с книгами, то надо предварительно определить его массу).

Цель: Наблюдение признаков утомления при статической и динамической работе. Выясните, за какое время наступает предельное утомление.

1. Испытуемый становится лицом к классу, вытягивает руку в сторону строго горизонтально. Мелом на доске отмечается тот уровень, на котором находится рука. После приготовлений по команде включается секундомер, и испытуемый начинает удерживать груз на уровне отметки. Начальное время указывается в первой строчке таблицы. Затем определяются фазы утомления и также проставляется их время. Выясняется, за какое время наступает предельное утомление. Этот показатель записывается.

2. Испытуемый поднимает тот же груз(1,5 кг, 3 кг) до сделанной метки и опускает его. Наблюдайте, за какое время произойдет утомление.

3. Результаты опыта оформите в таблице.

Статическая работа Признаки утомления Время
Отсутствие утомления Рука с грузом неподвижна
Первая фаза утомления Рука опускается, затем рывком поднимается на прежнее место
Вторая фаза утомления Дрожание рук, потеря координации, пошатывание корпуса, покраснение лица, потоотделение
Предельное утомление Рука с грузом опускается; опыт прекращается

Динамическая работа Признаки утомления Время

Отсутствие утомления Рука с грузом легко поднимается и опускается
Первая фаза утомления Рука опускается, затем рывком поднимается на прежнее место
Вторая фаза утомления Дрожание рук, потеря координации, пошатывание корпуса, покраснение лица, потоотделение
Предельное утомление Рука с грузом опускается-поднять груз не удается; опыт прекращается

Для достижения высокой производительности физической работы важны.

Как лучше нести груз: без отдыха попеременно правой и левой рукой, или одной правой, а потом, отдохнув минуту, груз снова нести в этой же руке?

Почему при стирке белья спина устает больше, чем руки?

источник

Лабораторная работа по теме «Утомление мышц» 8 класс

Подать заявку

Для учеников 1-11 классов и дошкольников

Лабораторная работа на тему «Утомление мышц»

Оборудование: секундомер, груз массой 2 и 3 кг.

Ход работы. Используя текст учебника (стр. 53),выясните различие между статической и динамической работой.

Опыт 1.Утомление при статической работе.

1.Испытуемый берет груз массой 2 кг, и держит его в руке, отведенной в сторону под прямым углом к туловищу. На уровне вытянутой руки сделайте на доске отметку мелом и включите секундомер.

Наблюдайте, за какое время произойдет утомление мышц.

2.Испытуемый берет груз массой 3 кг, повторяет опыт.

Опыт 2 Утомление при динамической работе

1. Испытуемый поднимает тот же груз(2 кг,3кг) до сделанной метки и опускает его. Наблюдайте, за какое время произойдет утомление.

2. Результаты оформите в таблице.

Как нагрузка влияет на развитие утомления мышц?

Какая работа более утомительна?

* Почему при стирке белья спина устает больше, чем руки?

*Как лучше нести груз: без отдыха попеременно правой и левой рукой,

или одной правой, а потом, отдохнув минуту, груз снова нести в этой же руке?

Вам будут интересны эти курсы:

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения авторов.

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако редакция сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

источник

МЫШЦЫ. РАБОТА МЫШЦ. ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА № 7 ВЫЯВЛЕНИЕ ВЛИЯНИЯ СТАТИЧЕСКОЙ И ДИНАМИЧЕСКОЙ НАГРУЗКИ НА УТОМЛЕНИЕ МЫШЦ

Создать условия для формирования знаний об опорно-двигательной системе, представлений о строении и работе мышц, для ознакомления с условиями, необходимыми для функционирования мышц

Комплексное применение знаний, умений, навыков

Планируемые предметные результаты

Обучающийся будет знать правила техники безопасности при выполнении лабораторных и практических работ; научится называть последствия гиподинамии; описывать и объяснять результаты опыта по выявлению влияния статической и динамической работы на утомление мышц; распознавать на таблицах основные группы мышц человека; раскрывать сущность биологического процесса работы мышц; устанавливать взаимосвязь между строением и функциями мышц; приводить примеры мышц-сгибателей и мышц-разгибателей; перечислять повреждения опорно-двигательной системы

Будут сформированы: мотивация к получению новых знаний, дальнейшему изучению естественных наук; любознательность и интерес к изучению природы методами естественных наук, нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания; интеллектуальные и творческие способности; навыки обучения

Метапредметные универсальные учебные действия (УУД)

Регулятивные — научится составлять план работы с учебником, выполнять задания в соответствии с поставленной целью, отвечать на вопросы; получит возможность научиться ставить учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно, и того, что еще не известно; адекватно воспринимать оценку своей работы учителем, товарищами; составлять план работы с учебником, выполнять задания в соответствии с поставленной целью, планировать алгоритм действий по организации своего рабочего места с установкой на его функциональность.

Познавательные — научится устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений; искать и отбирать источники необходимой информации, систематизировать информацию; получит возможность научиться ориентироваться на возможное разнообразие способов решения учебной задачи, применять приемы работы с информацией.

Коммуникативные — научится принимать участие в работе группами, использовать в общении правила вежливости; получит возможность научиться принимать другое мнение и позицию, строить понятные для партнера высказывания, адекватно использовать средства устного общения для решения коммуникативных задач; будет применять умения и опыт межличностной коммуникации, корректное ведение диалога и участие в дискуссии

Формы: фронтальная, индивидуальная, групповая.

Методы: словесные (беседа, диалог); наглядные (работа с рисунками, схемами); практические (составление схем, поиск информации, работа с интерактивной системой голосования); дедуктивные (анализ, применение знаний, обобщение)

Мышца, мышечное волокно, миозин, актин, динамическая работа, статическая работа

Модели скелета человека, иллюстрации и муляжи мышц человека, мультимедийный проектор, презентация, груз массой 500 г

Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов. Работа мышц. — Режим доступа: http://school-collection.edu.ru/catalog/rubr/000001a3-a000-4ddd-0f6b-5a0046bldb44/81761/?interface=pupil& >

(в каталоге “Для ученика” выбрать предмет “Биология. 8 класс”. Набор цифровых ресурсов к учебнику Сонина Н. И.)

Организационная структура урока

I. Актуализация опорных знаний.

Проверка опорных знаний обучающихся, необходимых для изучения нового материала

Фронтальная беседа, фронтальный контроль

Актуализирует знания обучающихся, необходимые для изучения нового материала. Осуществляет фронтальный контроль:

— Из каких частей состоит опорно-двигательная система? (Из скелета и мышц.)

— Каковы особенности строения мышечной ткани? (Мышечная ткань способна возбуждаться и сокращаться; клетки содержат по нескольку ядер, сократительные волокна.)

— Какие типы мышечной ткани выделяют? (Гладкая, поперечнополосатая, поперечнополосатая сердечная.)

— Где находятся и какие функции выполняет гладкая мышечная ткань?

(Гладкая мышечная ткань образует стенки сосудов и внутренних органов; благодаря ей сокращаются сосуды и происходит сокращение стенок желудка и кишечника.)

— Какая ткань образует мышцы? (Поперечнополосатая мышечная ткань — основа мышц.)

Проводит фронтальный контроль в виде тестирования

Слушают вопросы учителя, отвечают на вопросы, слушают мнения одноклассников

Осуществляют анализ ответов одноклассников, сравнивают, строят высказывания, понятные для одноклассников и учителя

Устные ответы на вопросы учителя, фронтальная работа, тестирование, наблюдение

II. Мотивация к изучению нового материала. Формулирование темы и целей урока. Обеспечение мотивации и принятия обучающимися цели учебно-познавательной деятельности. Подведение учеников к формулированию темы и постановке задач урока. Составление плана работы

Вводная беседа. Работа в рабочей тетради

Учитель мотивирует обучающихся к определению темы и постановке познавательной цели урока.

— Всевозможные движения мы совершаем каждый день. Благодаря деятельности мышц мы двигаемся, работаем руками, приводим в нужное положение части тела. При необходимости мы можем задержать дыхание или сделать глубокий вдох. Как происходит работы мышц, благодаря какому строению работа мышц возможна — обо всем этом мы узнаем на сегодняшнем уроке.

Озвучивает тему и цель урока. Уточняет понимание обучающимися поставленных целей урока.

— Вам на дачу привезли кирпичи для строительства бани. Но вот незадача — машина может доехать только до ворот дачи, а еще на 50 метров необходимо вручную переносить кирпичи. При каком ритме работы быстрее наступает усталость мышц: при работе в быстром темпе с маленькой нагрузкой? Или при работе в медленном темпе с большой нагрузкой? Как грузчикам необходимо носить груз, чтобы утомление мышц наступило как можно позже?

Слушают и понимают рассказ учителя, отвечают на вопросы учителя, слушают мнения одноклассников, формулируют выводы на основе наблюдений, ставят цели, формулируют (уточняют) тему урока

Наблюдают, осуществляют анализ объекта, взаимоконтроль, сравнивают, строят высказывания, понятные для одноклассников и учителя, устанавливают причинно- следственные связи

Устные ответы на вопросы учителя

III. Усвоение новых знаний и способов действий.

Обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания знаний, выявление обучающимися новых знаний, развитие умения находить ответы на проблемные вопросы, подведение учеников к самостоятельному выводу способа действия при работе с информацией

Объясняет новый материал, используя ЭОР и учебник. Обращает внимание на вопросы экологии (бережное отношение к природе).

— Как сегодня уже было сказано, мышечная ткань бывает трех типов: поперечнополосатая скелетная, поперечнополосатая сердечная, гладкая. Мышцы, соединенные с костями скелета, называют скелетной Мускулатурой. Давайте попробуем выделить функции скелетных мышц. Учитель дает время на размышление:

— У вас есть 1 минута, чтобы подумать и записать вкратце ответ. Организует проверку:

— Скелетные мышцы выполняют в организме следующие функции: передвижение человека и частей его тела, поддержание позы, дыхательные движения, жевание, глотание, мимика лица, защита внутренних органов.

— Видно, что мышцы выполняют большое количество функций, в связи с этим на долю мышц взрослого человека приходится до 35 % массы тела. И до 50 % массы тела у тренированных людей, спортсменов.

В теле человека различают до 600 мышц. Основой скелетных мышц является поперечнополосатая мышечная ткань. Она состоит из многоядерных клеток, имеющих поперечную исчерченность волокон, способных сокращаться. Внутри каждого волокна располагаются тонкие сократительные нити — миофибриллы. Они состоят из сократительных белков двух видов — актина и миозина. Волокна собраны в пучки, каждый из которых покрыт оболочкой из соединительной ткани. Пучки, в свою очередь, собраны в скелетную мышцу и тоже покрыты общей соединительнотканной оболочкой — фасцией. На концах мышц эта оболочка утолщается и превращается в сухожилия. Они прикрепляют мышцы к костям.

— Используя текст учебника, выделите группы мышц, запишите примеры. Контролирует выполнение работы. Организует коллективную проверку выполнения упражнения:

— Первая группа — мышцы головы и шеи. Мышцы головы по функциям делят на жевательные и мимические. Жевательные мышцы необходимы для механического измельчения и перемешивания пищи, то есть пережевывания. Мимические мышцы осуществляют открывание и закрывание глаз, придают лицу определенное выражение, а также необходимы для произнесения некоторых звуков. Мышцы шеи удерживают голову в равновесии, участвуют в движении головы и шеи.

Вторая группа — мышцы спины. Они осуществляют движения головы, шеи, лопаток, приподнимают и опускают руки. Основная функция мышц спины заключается в том, что они поддерживают вертикальное положение тела.

Следующая группа — мышцы груди. Одни из них участвуют в движениях рук, другие называются межреберными мышцами, они поднимают и опускают ребра при дыхании.

Мышцы живота образованы брюшным прессом. Эти мышцы необходимы для поворотов туловища в стороны и наклонов. К мышцам живота относят также диафрагму, которая разделяет полость тела на грудную и брюшную полости и принимает участие в дыхательных движениях. Мышцы плечевого пояса и мышцы руки обеспечивают перемещения и движения руки. Тазовые мышцы обеспечивают движение бедра. Мышцы голени необходимы для движения стопы, а мышцы стопы сгибают и разгибают пальцы ног.

Организует работу обучающихся по исследованию проблемной ситуации:

— На основе выполняемых движений различают мышцы-сгибатели и мышцы-разгибатели. Мышцы, которые совместно участвуют в каком-либо движении сустава, называют синергистами, а мышцы, участвующие в движении этого же сустава в противоположном направлении, — антагонистами. Например, двуглавая мышца в локтевом суставе является сгибателем, а трехглавая мышца является разгибателем. По отношению друг к другу они являются мышцами-антагонистами.

— Почему люди, занятые тяжелым физическим трудом, должны хорошо питаться? (Физическая работа требует большого количества энергии.)

— Да, работа мышц требует больших затрат энергии, которая выделяется при биологическом распаде питательных веществ, поступающих в организм вместе с пищей.

Следует ли выполнять физические упражнения? И к чему может привести малоактивный образ жизни? (Да, следует; при малой активности мышцы постепенно разрушаются, и человеку становится сложно выдерживать большие физические нагрузки; малоактивный образ жизни может привести к ожирению.)

— Состояние мышечной системы зависит от количества выполняемой мышцами работы. Чем чаще и регулярнее работает мышца, тем больше в ней формируется мышечных волокон. Таким образом, систематические тренировки способствуют увеличению объема мышц, их силы и работоспособности. Длительная бездеятельность мышц, наоборот, ведет к разрушению мышечных волокон и потере работоспособности — атрофии мышц.

Поэтому необходимо соблюдать правила здорового образа жизни. Давайте попробуем их назвать. (Делать зарядку, посещать фитнес, ходить пешком, кататься на велосипеде, плавать в бассейне, вести активный образ жизни.)

— Совершенно верно, я думаю, вы с удовольствием выполняете и будете выполнять эти правила здоровья.

Движения мышц, происходящие по желанию человека, называют произвольными. Они контролируются головным мозгом. Мы можем поднять руку, задержать дыхание. Непроизвольные движения осуществляются рефлекторно, например в ответ на прикосновение к горячему предмету.

Как мы уже выяснили, мышцы выполняют разные виды работы. Работа может привести в утомлению мышц, что скажется на их работоспособности. Существует два вида работы мышц: динамическая и статическая. Как вы думаете, чем они отличаются? (Динамическая — движение; статическая — неподвижно.)

— Динамическая работа осуществляется в движении, когда мы идем, бежим, совершаем какие-либо движения конечностями. Статическая работа заключается в том, что необходимо удерживать тело или его часть в определенном положении. Например, когда мы несем что-то в руке.

— Что вы ощущаете, если долго бежите, совершаете физическую нагрузку? (Усталость.)

— Явление, при котором наблюдается снижение работоспособности мышц, называется мышечным утомлением. Скорость развития утомления зависит от характера работы, от величины нагрузки и ритмичности движений. При отдыхе работоспособность мышц возвращается. И. М. Сеченов указал на то, что восстановление мышц происходит при чередовании нагрузок, то есть при активном отдыхе.

— С чем связана утомляемость мышц? (Заканчивается энергия.)

— Утомляемость мышц связана с накоплением продуктов обмена веществ в мышцах, отсутствием энергии и утомлением нейронов в нервной системе.

Пришло время установить, при каком ритме работы быстрее всего наступает утомляемость мышц? (При среднем темпе и средней нагрузке.)

— Утомление и восстановление работоспособности — нормальные физиологические явления, которые являются естественным защитным механизмом, предотвращающим нарушение работы всего организма

Воспринимают информацию, сообщаемую учителем; работают с материалами ЭОР, учебником, фиксируют в тетрадях новые термины и понятия.

Составляют план достижения цели и определяют средства (алгоритм, модель)

Соотносят с ранее изученным материалом.

Выделяют и записывают необходимую информацию

Устанавливают причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений; ищут и отбирают источники необходимой информации, систематизируют информацию

Устные ответы на вопросы учителя

IV. Первичное закрепление изученного материала.

Освоение способа действия с полученными знаниями в практической деятельности

Организует беседу, связывая результаты урока с его целями. Устанавливает осознанность восприятия, проводит первичное обобщение, побуждает к высказыванию своего мнения. Подводит обучающихся к выводу о необходимости постоянной физической нагрузки с целью профилактики атрофии мышц. Наводящими вопросами помогает выявить причинно-следственные связи между динамической и статической работой и утомляемостью мышц. Обеспечивает положительную реакцию учеников на работу одноклассников. Акцентирует внимание обучающихся на конечных результатах учебной деятельности на уроке. Помогает формулировать выводы на основе проделанной лабораторной работы

Решают типовые задания с проговариванием алгоритма вслух, высказывают свое мнение

Формулируют выводы о влиянии динамической и статической работы на утомляемость мышц

V. Рефлексия учебной деятельности

— Что нового вы узнали на уроке?

— Какие затруднения у вас возникли при работе на уроке?

Формулируют выводы на основе наблюдений, высказывают свое мнение и позицию

Выявление качества и уровня овладения знаниями, обеспечение их коррекции

Оценивает работу обучающихся во время урока, комментирует оценки

Осуществляют самоанализ деятельности

Воспринимают оценку своей работы учителем, товарищами

Читают задание. Задают уточняющие вопросы

РЕСУРСНЫЙ МАТЕРИАЛ К УРОКУ

Лабораторная работа № 7 “Выявление влияния статической и динамической нагрузки на утомление мышц”

Цель: сравнить влияние динамической и статической работы на утомляемость мышц.

1. Возьмите груз массой 0,5 кг (можно использовать пластиковую бутылку объемом 0,5 л, наполненную водой) и держите его на вытянутой руке на уровне плеч. Отметьте время, когда наступит утомление: рука начнет опускаться, дрожать и совсем опустится.

2. После отдыха возьмите тот же груз в руку и поднимайте его на уровень плеч и опускайте вниз. Отметьте время наступления утомления в этом случае.

3. Сделайте вывод о влиянии динамической и статической работы на утомляемость мышц. С чем это связано?

Тестирование по теме “Строение костей, кости скелета”

Часть А. Выберите один правильный вариант ответа.

1. К какому виду тканей относится костная ткань?

2. Какие вещества обеспечивают твердость и упругость кости?

1) Неорганические вещества.

3) Неорганические — твердость, органические — эластичность.

3. Какие функции выполняет красный костный мозг?

4) Запасает органические вещества.

4. К какой группе относятся данные кости: грудина, кости запястья и предплюсны?

5. Какие непарные кости находятся в мозговом отделе черепа человека?

Часть А. Выберите один правильный вариант ответа.

1. Скелет человека состоит из отделов:

2. Скелет свободной верхней конечности образуют:

1) плечевая кость, лучевая и локтевая кости, кости кисти;

3) бедренная кость, малая и большая берцовые кости, кости стопы;

3. Что защищает от повреждений спинной мозг?

4. Неподвижное соединение костей называется:

В1. Из данного перечня выберите кости, которые относятся:

A) к скелету верхней конечности;

Б) скелету пояса нижней конечности;

С1. Назовите кости под номерами 1, 2, 5, 6, 22, 15

В1. Из данного перечня выберите кости, которые относятся:

A) к скелету нижней конечности;

Б) скелету пояса верхней конечности;

С1. Назовите кости под номерами 3, 4, 7, 8, 17, 20

C1. 1 — лобная, 2 — позвонок, 5 — грудина, 6 — плечевая, 22 — ребра, 15 — бедренная

С1. 3 — ключица, 4 — лопатка, 7 — лучевая, 8 — локтевая, 17 — большая берцовая, 20 — кости стопы

Библиотека образовательных материалов для студентов, учителей, учеников и их родителей.

Наш сайт не претендует на авторство размещенных материалов. Мы только конвертируем в удобный формат материалы из сети Интернет, которые находятся в открытом доступе и присланные нашими посетителями.

Если вы являетесь обладателем авторского права на любой размещенный у нас материал и намерены удалить его или получить ссылки на место коммерческого размещения материалов, обратитесь для согласования к администратору сайта.

Разрешается копировать материалы с обязательной гипертекстовой ссылкой на сайт, будьте благодарными мы затратили много усилий чтобы привести информацию в удобный вид.

© 2014-2019 Все права на дизайн сайта принадлежат С.Є.А.

источник