Меню

Этюд на расслабление мышц штанга

Этюд на расслабление мышц штанга

Этюды на расслабление мышц

61. Штанга (для детей 5-6 лет)

Ребенок поднимает «тяжелую штангу». Потом бросает ее. Отдыхает.

62. Каждый спит (для детей 5-6 лет)

В зал входит ведущий и видит.

Ведущий подходит к фигурам детей, застывшим в различных позах. Он пытается их разбудить, беря за руки. Он поднимает чью-нибудь руку, но рука опускается.

63. Сосулька (для детей 4 лет)

Первая и вторая строчки: руки над головой. Третья и четвертая строчки: уронить расслабленные руки и присесть.

64. Шалтай-Болтай (для детей 4-5 лет)

Ребенок поворачивает туловище вправо-влево, руки свободно болтаются, как у тряпочной куклы. На слова «свалился во сне» резко наклонить корпус тела вниз.

65. Винт (для детей 5-6 лет)

Исходное положение: пятки и носки вместе. Корпус поворачивают влево и вправо. Одновременно с этим руки свободно следуют за корпусом в том же направлении.

Этюд сопровождается музыкой Н. Римского-Корсакова «Пляска скоморохов» из оперы «Снегурочка» (отрывок).

66. Насос и мяч (для детей 6-7 лет)

Играют двое. Один — большой надувной мяч, другой насосом надувает этот мяч. Мяч стоит, обмякнув всем телом, на полусогнутых ногах; руки, шея расслаблены. Корпус отклонен несколько вперед, голова опущена (мяч не наполнен воздухом). Товарищ начинает надувать мяч, сопровождая движение рук (они качают воздух) звуком «с». С каждой подачей воздуха мяч надувается все больше. Услышав первый звук «с», он вдыхает порцию воздуха, одновременно выпрямляя ноги в коленях, после второго «с» выпрямилось туловище, после третьего у мяча поднимается голова, после четвертого надулись щеки и даже руки отошли от боков. Мяч надут. Насос перестал накачивать. Товарищ выдергивает из мяча шланг насоса. Из мяча с силой выходит воздух со звуком «ш». Тело вновь обмякло, вернулось в исходное положение.

67. Качели (для детей 6-7 лет)

Ребенок стоя качается на качелях.

Выразительные движения. 1. Ноги слегка расставлены, обе ступни касаются пола, но вес тела перенесен на одну из ног. Переносить тяжесть тела с одной ноги на другую. 2. Выдвинуть одну ногу вперед, перенести на нее тяжесть тела, покачиваться вперед-назад. Для большей экспрессии сгибать и выпрямлять колени.

Этюд сопровождается музыкой Я. Степовой «На качелях».

68. Петрушка прыгает (для детей 4-5 лет)

Играющий изображает Петрушку, который мягко и легко прыгает.

Прыжки на двух ногах одновременно с мягкими, расслабленными коленями и корпусом, висящими руками и опущенной головой.

Выразительные движения. Ноги согнуты в коленях, корпус тела слегка наклонен вперед, руки висят вдоль тела, голова наклонена вниз.

Этюд сопровождается музыкой Д. Кабалевского «Клоуны».

69. Кукушонок кланяется (для детей 4-5 лет)

Этюд сопровождается музыкой «Кукушка кукушонку». Во время этюда ребенок наклоняет корпус вперед-вниз без всякого напряжения, как бы бросая его, затем выпрямляет корпус.

70. Спать хочется (для детей 5-6 лет)

Мальчик попросил родителей, чтобы ему разрешили вместе со взрослыми встретить Новый год. Ему разрешили, но, чем ближе к ночи, тем больше ему хочется спать. Он долго борется со сном, но в конце концов засыпает.

Этюд сопровождается музыкой В. Дублинского «Тихая ночь».

Выразительные движения. Зевота, верхние веки опущены, брови приподняты, голова клонится вниз, руки опущены.

71. Спящий котенок (для детей 3-4 лет)

Ребенок исполняет роль котенка, который ложится на коврик и засыпает. У котенка мерно поднимается и опускается животик.

Этюд сопровождается музыкой Р. Паулса «День растает, ночь настанет» (колыбельная).

72. Конкурс лентяев (для детей 5-6 лет)

Ведущий читает стихотворение В. Викторова «Конкурс лентяев»:

Затем дети по очереди изображают ленивого барсука. Они ложатся на мат или коврик и, пока звучит музыка Д. Кабалевского «Лентяй», стараются как можно глубже расслабиться.

73. Фея сна (для детей 5-6 лет)

Дети сидят на стульях, стоящих по кругу на достаточно большом расстоянии друг от друга. Звучит «Колыбельная» К. Дуйсекеева. К детям подходит девочка с тоненькой палочкой в руке — это фея сна (мальчик — волшебник). Фея касается плеча одного из играющих палочкой, тот засыпает (наклоняет голову и закрывает глаза). Затем фея обходит остальных детей, касаясь их волшебной палочкой. Фея смотрит на детей: все спят, улыбается и тихонько уходит.

74. Факиры (для детей 5-6 лет)

Дети садятся на пол (на маты), скрестив по-турецки ноги, руки на коленях, кисти свисают вниз, спина и шея расслаблены, голова опущена (борода касается груди), глаза закрыты. Пока звучит музыка (сирийская народная мелодия), факиры отдыхают.


Подвижно

75. Пылесос и пылинки (для детей 6-7 лет)

Пылинки весело танцуют в луче солнца. Заработал пылесос. Пылинки закружились вокруг себя и, кружась все медленнее и медленнее, оседают на пол. Пылесос собирает пылинки; кого он коснется, тот встает и уходит.

Когда ребенок-пылинка садится на пол, спина и плечи у него расслабляются и сгибаются вперед-вниз, руки опускаются, голова наклоняется, он весь как бы обмякает.

источник

ЭТЮДЫ НА РАССЛАБЛЕНИЕ МЫШЦ

ЭТЮДЫ НА РАССЛАБЛЕНИЕ МЫШЦ Приведенные ниже этюды рекомендованы М.И. Чистяковой в книге ―Психогимнастика‖ и наверняказнакомы многим из вас. Эти этюды полезны для разных категорий детей: тревожных, аутичных, агрессивных. ―Штанга‖ Вариант1 Цель: расслабить мышцы спины. ―Сейчас мы с вами будем спортсменами-тяжелоатлетами. Представьте, что на полу лежит тяжелая штанга. Сделайте вдох, оторвите штангу от пола на вытянутых руках, приподнимите ее. Очень тяжело. Выдохните, бросьте штангу на пол, отдохните. Попробуем еще раз‖. Вариант2 Цель: расслабить мышцы рук и спины, дать возможность ребенку почувствовать себя успешным. ―А теперь возьмем штангу полегче и будем поднимать ее над головой. Сделали вдох, подняли штангу, зафиксировали это положение, чтобы судьи засчитали вам победу. Тяжело так стоять, бросьте штангу, выдохните. Расслабьтесь. Ура! Вы все чемпионы. Можете поклониться зрителям. Вам все хлопают, поклонитесь еще раз, как чемпионы‖. Упражнение можно выполнить несколько раз. ―Сосулька‖ Цель: расслабить мышцы рук. ―Ребята,я хочу загадать вам загадку: Унас под крышей Белый гвоздь висит, Солнце взойдет, Гвоздь упадет. (В. Селиверстов) Правильно,это сосулька. Давайте представим, что мы с вами артисты и ставим спектакль для малышей. Диктор (это я) читает им эту загадку, а вы будете изображать сосульки. Когда я прочитаю первые две строчки, вы сделаете вдох и поднимете руки над головой, а на третью, четвертую — уроните расслабленные руки вниз. Итак, репетируем. А теперь выступаем. Здорово получилось!‖ 3 ―Шалтай-Болтай‖ Цель: расслабить мышцы рук, спины и груди. ―Давайте поставим еще один маленький спектакль. Он называется ―Шалтай-Болтай‖. Шалтай-Болтай Сидел на стене. Шалтай-Болтай Свалился во сне. (С. Маршак) Сначала будем поворачивать туловище вправо-влево, руки при этом свободно болтаются, как у тряпичной куклы. На слова ―свалился во сне‖ — резко наклоняем корпус тела вниз‖. ―Винт‖ Цель: снять мышечные зажимы в области плечевого пояса. ―Ребята, давайте попробуем превратиться в винт. Для этого поставьте пятки и носки вместе. По моей команде ―Начали‖ будем поворачивать корпус то влево, то вправо. Одновременно с этим руки будут свободно следовать за корпусом в том же направлении. Начали!.Стоп!‖ Этюд может сопровождаться музыкой Н.Римского-Корсакова ―Пляска скоморохов‖ из оперы ―Снегурочка‖. ―Косос и мяч‖ Цель: расслабить максимальное количество мышц тела. ―Ребята, разбейтесь на пары. Один из вас — большой надувной мяч, другой насосом надувает этот мяч. Мяч стоит, обмякнув всем телом, на полусогнутых ногах, руки, шея расслаблены. Корпус наклонен несколько вперед, голова опущена (мяч не наполнен воздухом). Товарищ начинает надувать мяч, сопровождая движение рук (они качают воздух) звуком ―с‖. С каждой подачей воздуха мяч надувается все больше. Услышавпервый звук ―с‖, он вдыхает порцию воздуха, одновременно выпрямляя ноги в коленях, после второго ―с‖ выпрямилось туловище, после третьего — у мяча поднимается голова, после четвертого — надулись щеки и даже руки отошли от боков. Мяч надут. Насос перестал накачивать. Товарищ выдергивает из мяча шланг насоса. Из мяча с силой выходит воздух со звуком ―ш‖. Тело вновь обмякло, вернулось в исходное положение. Затем играющие меняются ролями. Упражнение «Ленивая кошечка» Поднимите руки вверх, затем вытяните вперед, потянитесь, как кошечка. Почувствуйте, как тянется тело. Затем резко опустите руки вниз, одновременно на выдохе произнося звук «а!». Также повторите упражнение несколько раз. 4 Эффект этих упражнений – в успокоении и избавлении от напряжения. Упражнение «Стряхиваем воду с пальцев» Примите исходное положение: руки согнуты в локтях ладонью вниз, кисти пассивно свисают. Быстрым и непрерывным движением предплечья трясти кистями, как тряпочками (5-10 секунд). Перед упражнениями полезно детям крепко сжать кисти в кулак, чтобы яснее чувствовалась разница в напряженном и расслабленном состоянии мышц. Упражнение «Лимон» Опустите руки вниз и представьте себе, что в правой руке находится лимон, из которого нужно выжать сок. Медленно сжимайте как можно сильнее правую руку в кулак. Почувствуйте, как напряжена правая рука. Затем бросьте «лимон» и расслабьте руку. Выполните это же упражнение левой рукой. Выполнение упражнения с детьми может сопровождаться следующим стихотворением- инструкцией: Я возьму в ладонь лимон. Чувствую, что круглый он. Я его слегка сжимаю – Сок лимонный выжимаю. Все в порядке, сок готов. Я лимон бросаю, руку расслабляю. Регулярное выполнение упражнений на расслабление помогает возбужденным, беспокойным детям постепенно стать более уравновешенными, внимательными и терпеливыми; заторможенные и скованные дети могут приобрети уверенность и бодрость. Расслабляться можно не только с помощью дыхательных техник и упражнений на мышечную релаксацию. Возможно и расслабление через образы – так называемые визуализации – зрительные представления. Наши образы имеют над нами магическую власть. Они могут быть деструктивными (разрушающими) и оказывать негативное влияние на нашу жизнь. Настойчиво лелея их в своем сознании, например, представляя себя больным, беспомощным, несчастным, мы 5 действительно увеличиваем вероятность болезней и несчастий. Ведь каждый из нас действует в соответствии с имеющимся «образом себя». И если мы «видим» себя печальным или злым, то большую часть времени будем именно печалиться и злиться. Но образы могут быть и позитивными, вызывающими состояние уверенности, спокойствия, радости, силы. Например, для расслабления можно использовать следующие образы: • Вы нежитесь на пушистом облачке, которое мягко обволакивает ваше тело • Вы качаетесь на волнах, и ваше тело чувствует покой и невесомость • Вы лежите на нагретом песке — на берегу моря или океана, слышите легкий шум волн и ощущаете свет и тепло солнечных лучей Ниже в качестве примера приведены традиционные тексты упражнений на мышечную релаксацию с использованием зрительных образов. «Птица, расправляющая крылья» Представьте, что вы – птица, крылья которой крепко сжаты. Соедините лопатки, напрягите спину так сильно, как только можете. Вы ощущаете напряжение. А теперь медленно, не торопясь, освобождайте свои мышцы. Ваши крылья расправляются. Становятся сильными и легкими, невесомыми. Вы ощущаете расслабление. Повторите упражнение 5–7 раз. «Раздувающийся шар» Представьте, что у вас в руках туго надутый шар. Вы держите его в руках. Ощутите его упругую поверхность. Шар продолжает раздуваться, вы с трудом удерживаете его, потому что он рветсяв высь. Ваши пальцы напряжены. Вы из последних сил удерживаете его. Представьте, что этот шар – ваша проблема. Отпустите его – пусть летит. Положите руки на колени. Закройте глаза и сделайте глубокий вдох и длинный выдох. И еще раз вдох и длинный выдох. Дышите легко и спокойно. А теперь потянитесь всем телом и откройте глаза. «Полет белой птицы» Я лежу на теплом желтом песке, надо мной спокойное, чистое, синее небо. В небе плавно летит белая птица. Я поднимаюсь и лечу рядом с ней, я сам(а) – эта белая птица. Я лечу в спокойном синем небе, подо мной спокойное синее море. Вдали показался желтый песчаный берег, он все ближе и ближе. Я подлетаю, опускаюсь на теплый желтый песок, снова превращаюсь в человека и ложусь на спину. 6 Я лежу на теплом желтом песке, надо мной спокойное синее небо, я расслаблен(а), я отдыхаю. Ступней моих ног коснулась приятная прохлада, приятная прохлада заполнила мышцы ног, мышцы легкие и бодрые; приятная прохлада заполнила живот, мышцы спины, мышцы легкие и бодрые; приятная прохлада заполнила руки и грудь, мне легко дышать, приятная прохлада заполнила шею и голову; голова ясная и чистая. Все тело заполнено приятной прохладой, голова ясная и чистая, мышцы легкие и бодрые, три глубоких вдоха, открываю глаза, встаю. Я отдохнул(а)!» «Сила улыбки» Лягте на пол и заройте глаза. Ощутите себя в океане голубого цвета, почувствуйте и поверьте, что вы — волна в этом океане, струящаяся вверх и вниз. Вы медленно поднимаетесь и спадаете как волны. А теперь ощутите, что вы растекаетесь и исчезаете. Теперь вы составляете одно целое с океаном голубого цвета, в котором нет больше волн, нет разницы между вами и океаном. А теперь прислушайтесь. медленно вслушайтесь в самих себя.слушайте голос океана у себя в голове.ощущайте себя одним целым с этим голосом. А сейчас звук затихает и вновь возникает волна, совсем как в океане, которая вновь появляется, после того как исчезла, образует другую волну, а затем еще и еще, пока они не начинают наползать на берег, и тогда мы откроем глаза. «Твоя звезда» Теперь представьте себе, что над вашей головой висит чудесная золотая звезда. Это — ваша звезда, она принадлежит вам и заботится о том, чтобы вы были счастливы. Представьте себе, что вы с ног до головы озарены светом этой звезды, светом любви и радости. Представьте себе еще, что этот свет насквозь пронизывает все ваше тело. Теперь последовательно приложите свою руку сначала к сердцу, потом к горлу и ко лбу. Почувствуйте, как золотой свет особенно ясно сияет в этих местах. Представьте себе, что вы как и ваша звезда, тоже испускаете во все стороны лучи ясного теплого света, и что этот свет идет ко всем ребятам по комнате. Подумайте обо всех и пошлите всем немного света. Теперь пошлите немного света людям, которых нет в комнате: своим домашним, друзьям, близким, знакомым. Теперь прислушайтесь к себе. Ощущаете ли вы какие-нибудь сильные чувства, которые мы все сейчас посылаем друг другу. Сохраните в памяти эти чувства и обращайтесь к ним в тех случаях, когда устанете, у вас грустное настроение, или просто нужны свежие силы. А сейчас попрощайтесь со своей звездой и мысленно возвращайтесь назад. Когда я досчитаю до трех, ты сможешь открыть глаза и снова оказаться в этой комнате.Раз.Два.Три. «На лугу» Представьте себе прекрасный солнечный летний день. Вы находитесь посреди чудесного луга.Трава на лугу мягкая и зеленая. Вы садитесь на траву. Дотроньтесь до неѐ руками и почувствуйте еѐ приятную прохладу. Теперь посмотрите вверх, на ясное голубое небо. Вы видите плывущие по небу большие пушистые облака. Теперь вы ложитесь и растягиваетесь на траве. Вдохните один раз глубоко-глубоко. Пусть ваше тело станет 7 таким же мягким и расслабленным, как у тряпичной куклы. Сделайте один очень глубокий вдох и глубокий выдох. Теперь мы можем вернуться назад. Немного потянитесь, выпрямитесь, подвигайте пальчиками рук и ног. Энергично выдохните и откройте глаза. «Водопад» Глубоко вдохните и выдохните. Представьте, что вы стоите возле водопада. Но это необычный водопад. В нем вместо воды падает вниз мягкий, пушистый свет. Теперь представьте себя под этим водопадом и почувствуйте, как этот прекрасный, белый свет струится по вашим головам. Вы чувствуете, как расслабляется ваш лоб,затем рот, как расслабляются мышцы шеи. Белый свет течет по вашим плечам, затылку и помогает им стать мягкими и расслабленными. Белый свет стекает с вашей спины, и вы замечаете, что в спине исчезает напряжение, и она тоже становится мягкой и расслабленной. А свет течет по вашей груди и животу. Вы чувствуете, как они расслабляются, и вы сами собой, без всякого усилия, можете глубже вдыхать и выдыхать. Это позволяет вам ощущать себя очень расслабленно и приятно. Пусть свет течет также по вашим рукам, по ладоням, по пальцам. Вы замечаете, как руки и ладони становятся все мягче и расслабленнее. Свет течет и по ногам, спускается к вашим ступням. Вы чувствуете, что они расслабляются и становятся мягкими. Этот удивительный водопад из белого света обтекает все ваше тело. Вы чувствуете себя совершенно спокойно и безмятежно, и с каждым вдохом и выдохом вы все глубже расслабляетесь и наполняетесь свежими силами. (пауза 30 сек) Теперь поблагодарим этот водопад света за то, что он так чудесно вас расслабил. Немного вытянитесь, выпрямитесь и откройте глаза. «Путешествие на облаке» Сядьте на пол и закройте глаза. Прыгните на белое пушистое облако, похожее на мягкую гору из пухлых подушек. Почувствуйте, как ваши ноги и спина удобно расположились на этой большой облачной подушке. Ваше облако медленно поднимается в синее небо. Чувствуете, как ветер овивает ваши лица. Здесь, высоко в небе, все спокойно и тихо. Пусть ваше облако перенесет вас сейчас втакое место, где вы будете счастливы. Постарайтесь мысленно увидеть это место как можно более точно. Здесь вы чувствуете себя совершенно спокойно и счастливо. Здесь может произойти что-нибудь чудесное и волшебное (пауза 30 сек.) Теперь вы снова на своем облаке, и оно везет вас в детский сад. Слезьте с облака и поблагодарите его за то, что оно так хорошо вас покатало. Теперь понаблюдайте, как оно медленно растает в воздухе. Откройте глаза.Потянитесь, выпрямитесь и снова будьте бодрыми, свежими и внимательными. «Звездочка» В природе есть солнце. Оно светит и всех любит и греет. Давайте сотворим солнце в себе. Закройте глаза, представьте в своем сердце маленькую звездочку. Мысленно направляем к ней лучик, который несет любовь. Мы чувствуем, как звездочка увеличилась. Направляем лучик, который несет мир. Звездочка опять увеличилась. 8 Направляем лучик с добром, звездочка стала еще больше. Я направляю к звездочке лучики, которые несут здоровье, радость, тепло, свет, нежность, ласку. Теперь звездочка становиться большой, как солнце. Оно несет тепло всем, всем, всем (руки в стороны). «У моря» Сделайте три глубоких вдоха и выдоха и найдите внутри самих себя точку внутреннего спокойствия — такое место в душе, где тихо и спокойно. Если вы хорошенько прислушаетесь, то можете услышать, как волны океана мягко накатываются на берег. Быть может сначала шум океана слышится где-то далеко, однако постепенно звук накатывающейся на берег воды становится все громче и громче. Затем волна откатывается обратно. Потом снова бросается на берег и снова отступает. Ритм прибоя звучит ровно и успокаивающе. Пусть волны смоют и унесут ваши заботы и все, что вас напрягает. И подобно тому, как волны разглаживают песок на берегу, они могут сделать вас спокойными и ясными. Теперь откройте глаза.

источник

Этюды на расслабление мышц

ОБОСНОВАНИЕ ПОДХОДА

В программе одной из основных техник работы является игротерапия, так как с помощью игры, дети с трудностями в общении в увлекательной форме научается строить партнерские отношения со сверстниками и взрослыми, могут реализовать в символической игровой форме длительно подавляемые важные потребности – в активности, демонстрации своих возможностей, чувств и др. Так же используются методыпсихогимнастики (имитация детьми различных эмоциональных состояний имеет психопрофилактический характер), которая способствует развитию положительного эмоционального состояния, чувства принадлежности к группе и раскрытию себя и элементы телесной терапии,представленные двигательными упражнениями, которые хорошо подходят для детей младшего школьного возраста, так вызывают у них живой интерес и не сложны в исполнениях.

СТРУКТУРА, ЦЕЛИ, ЗАДАЧИ

Цель коррекционной программы –преодоление трудностей общения в младшем школьном возрасте.

Задачи программы:

1) Диагностика психологического состояния и поведенческих особенностей ребёнка.

2) Развития у детей навыков общения в разных жизненных ситуациях.

3) Выработка положительных черт характера, способствующие лучшему пониманию при общении.

4) Коррекция самооценки ребенка.

5) Коррекция замкнутости, застенчивости, скованности, нерешительности ребёнка.

Критерии эффективности программы:

— развитие навыков совместной деятельности;

— преодоление замкнутости, застенчивости, скованности.

Структурные элементы программы:

1 этап – диагностический.

Цель: изучение нарушений психологического состояния детей.

Методика определения самооценки ребёнка (Щур В. Г.).

Цель диагностики: выявление особенностей самооценки ребёнка.

Экспериментальный материал: шесть нарисованных лесенок, состоящих из пяти ступенек.

Ход проведения исследования и последовательная оценка результатов.

Ребёнку предлагаются лесенки из пяти ступенек, где верхняя ступенька – позитивная оценка, а нижняя – негативная. Экспериментатор просит отметить крестиком на каждом отрезке своё место «среди всех людей» по уровням, соответственно, «здоровья», «ума», «характера», «счастья», «красоты», «доброты».

Тест «Несуществующее животное».

Цель: диагностика личностных особенностей.

Описание: методика является проективной, т.к. не имеет стимульного материала и не является стандартизированной. Методика используется при обследовании детей в качестве ориентировочной методики, данные которой помогают выдвинуть гипотезу об особенностях личности. Все признаки интерпритируются символично.

Процедура проведения: Предлагается лист А4, толщина средняя, простой карандаш, 6 цветных, ластик, точилка.

Инструкция: «Придумайте и нарисуйте животное, которое не существует, его не существовало раньше ни в кино, ни в мультфильмах, ни в сказках, ни в компьютерных играх и назови несуществующим названием».

— Тест «кинетический рисунок семьи».

Цель диагностики: исследование межличностных отношений ребёнка с родителями.

Цель. Социометрический тест предназначен для диагностики эмоциональных связей, т. е. взаимных симпатий между членами группы, и решения следующих задач:

а) измерение степени сплоченности-разобщенности в группе;

б) выявление соотносительного авторитета членов групп по признакам симпатии-антипатии (лидеры, звезды, отвергнутые);

в) обнаружение внутригрупповых сплоченных образований во главе с неформальными лидерами.

Методика позволяет сделать моментальный срез с динамики внутригрупповых отношений, с тем чтобы впоследствии использовать полученные результаты для переструктурирования групп, повышения их сплоченности и эффективности деятельности.

Проективная методика исследования личности Рене Жиля(приложение 1 ).

Цель методики состоит в изучении социальной приспособленности ребенка, а также его взаимоотношений с окружающими.

Методика является визуально-вербальной, состоит из 42 картинок с изображением детей или детей и взрослых, а также текстовых заданий. Ее направленность — выявление особенностей поведения в разнообразных жизненных ситуациях, важных для ребенка и затрагивающих его отношения с другими людьми.

Наблюдение воспитателей и родителей.

2 этап – информационный.

Цель: информирование родителей и педагогов о имеющихся нарушениях в развитии детей, как их предотвратить и справится с ними.

3 этап – практический.

Цель: профилактика и коррекция коммуникативных и поведенческих проблем у ребёнка (низкая самооценка, замкнутость, застенчивость).

4 этап — контрольный.

Цель: определение эффективности коррекционной работы.

ПРОГРАММА РАБОТЫ

Коррекционная программа рассчитана на 10 занятий для детей младшего школьного возраста. Группы по 6-8 человек.

Ритуал приветствия – 2 минуты.

Развивающий этап – 20 минут.

Подведение итогов – 5 минут.

Ритуал прощания – 2 минуты.

Домашнее задание – 2 минуты.

Тематический план занятий:

№ занятия Тема Кол-во часов
«Давай знакомиться!» 40 мин
«Пойми себя» 40 мин
«Я и мои эмоции» 40 мин
«Вот он я какой!» 40 мин
«Я — сильный» 45 мин
«Я могу быть разным» 45 мин
«Ты мой друг» 45 мин
«Я могу быть разным» 45 мин
«Я хочу дружить» 40 мин
«Я умею дружить!» 40 мин

«Давай знакомиться!»

Цель: знакомство участников друг с другом, повышение позитивного настроя, повышение уверенности в себе, эмоциональное и мышечное расслабление.

Ритуал приветствия: «Давайте встанем и возьмемся за руки все дружно, и поздороваемся друг с другом».

Упражнение «Это – я».Играющие становятся в круг. Ведущий находится в центре и называет два имени (кого-то из присутствующих детей). Игроки, чьи имена назвали, кричат: «Это – я» – и меняются местами. Задача ведущего – занять освободившееся место. Тот, кто не успел занять свободное место, становится ведущим.

Игра “Флажок”

Дети ходят по комнате под музыку. Когда ведущий поднимает флажок, все дети должны остановиться, хотя музыка продолжает звучать.

Этюды на расслабление мышц.

Ребёнок поднимает “тяжёлую штангу”, потом бросает её и отдыхает.

В комнату входит ведущий и видит…

Ведущий подходит к детям, застывшим в различных позах. Он пытается их разбудить, беря за руки и тормоша, но всё бесполезно: дети не просыпаются.

Игра «Круг рукопожатий»

Все встают в круг и берутся за руки. Ведущий говорит: «Я пожму руку моему соседу, который стоит справа от меня, он передаст мое рукопожатие по кругу, и я получу его от соседа слева. В то же время я пожму руку моему соседу слева, он тоже пошлет мое рукопожатие по кругу, и я получу это рукопожатие от соседа справа. Оба рукопожатия я пошлю по кругу одновременно». Игра начинается и завершается тогда, когда оба рукопожатия «возвращаются» к ведущему.

Ритуал прощания: “Давайте возьмёмся за руки крепко, но не больно сожмём их, улыбнёмся друг другу и сделаем комплемент”.

Домашнее задание:поздороваться как можно с большим количеством знакомых и не знакомых детей при помощи рукопожатия.

Цель: развитие лучшего понимания себя и других, способности к самовыражению. Пробуждение активности, сплоченность играющих, развитие ловкости, быстроты реакции, создание здорового эмоционального возбуждения, бодрого настроения. Снятие эмоционального напряжения.

Ритуал приветствия.

Дата добавления: 2016-10-27 ; просмотров: 341 | Нарушение авторских прав

источник

Этюды на расслабление мышц

«Штанга» (для детей 5—6 лет)

Ребенок поднимает «тяжелую штангу». Потом бросает ее. Отдыхает.

«Каждый спит» (для детей 5 — 6 лет)

В зал входит ведущий и видит.

Ведущий подходит к фигурам детей, застывшим в различных позах. Он пытается их разбудить, беря за руки. Он поднимает чью-нибудь руку, но рука опускается.

«Сосулька» (для детей 4 лет)

Первая и вторая строчки: руки над головой. Третья и четвер­тая строчки: уронить расслабленные руки и присесть.

«Шалтай-Болтай» (для детей 4—5 лет)

Сидел на стене. Шалтай-Болтай Свалился во сне.

Ребенок поворачивает туловище вправо-влево, руки свободно болтаются, как у тряпочной куклы. На слова «свалился во сне» резко наклонить корпус тела вниз.

«Винт» (для детей 5—6 лет)

Исходное положение: пятки и носки вместе. Корпус поворачивают влево и вправо. Одновременно с этим руки сво­бодно следуют за корпусом в том же направлении.

Этюд сопровождается музыкой Н. Римского-Корсакова «Пляс­ка скоморохов» из оперы «Снегурочка» (отрывок).

«Насос и мяч» (для детей 6—7 лет)

Играют двое. Один — большой надувной мяч, другой насосом надувает этот мяч. Мяч стоит, обмякнув всем телом, на полусог­нутых ногах; руки, шея расслаблены. Корпус отклонен несколько вперед, голова опущена (мяч не наполнен воздухом). Товарищ начинает надувать мяч, сопровождая движение рук (они качают воздух) звуком «с». С каждой подачей воздуха мяч надувается все больше. Услышав первый звук «с», он вдыхает порцию воздуха, одновременно выпрямляя ноги в коленях, после второго «с» вы­прямилось туловище, после третьего у мяча поднимается голова, после четвертого надулись щеки и даже руки отошли от боков. Мяч надут. Насос перестал накачивать. Товарищ выдергивает из мяча шланг насоса. Из мяча с силой выходит воздух со зву­ком «ш». Тело вновь обмякло, вернулось в исходное положение. Играющие меняются ролями.

«Качели» (для детей 6—7 лет)

Ребенок стоя качается на качелях.

Выразительные движения: 1. Ноги слегка расстав­лены, обе ступни касаются пола, но вес тела перенесен на одну из ног. Переносить тяжесть тела с одной ноги на другую. 2. Выдви­нуть одну ногу вперед, перенести на нее тяжесть тела, покачи­ваться вперед-назад. Для большей экспрессии сгибать и выпрям­лять колени.

Этюд сопровождается музыкой Я. Степовой «На качелях».

«Петрушка прыгает» (для детей 4—5 лет)

Играющий изображает Петрушку, который мягко и легко пры­гает. Прыжки на двух ногах одновременно с мягкими, расслаблен­ными коленями и корпусом, висящими руками и опушенной го­ловой.

Выразительные движения: Ноги согнуты в коле­нях, корпус тела слегка наклонен вперед, руки висят вдоль тела, голова наклонена вниз.

Этюд сопровождается музыкой Д. Кабалевского «Клоуны».

«Кукушонок кланяется» (для детей 4—5 лет)

Кукушка кукушонку купила капюшон.

Этюд сопровождается музыкой «Кукушка кукушонку». Во вре­мя этюда ребенок наклоняет корпус вперед — вниз без всякого напряжения, как бы бросая его, затем выпрямляет корпус.

«Спать хочется» (для детей 5—6 лет)

Мальчик попросил родителей, чтобы ему разрешили вместе со

взрослыми встретить Новый год. Ему разрешили, но, чем ближе

к ночи, тем больше ему хочется спать. Он долго борется со сном,

но в конце концов засыпает.

Этюд сопровождается музыкой В. Дублянского «Тихая ночь».

Выразительные движения: Зевота, верхние веки

опущены, брови приподняты, голова клонится вниз, руки опущены.

«Спящий котенок» (для детей 3—4 лет)

Ребенок исполняет роль котенка, который ложится на ков­рик и засыпает. У котенка мерно поднимается и опускается жи­вотик.

Этюд сопровождается музыкой Р. Паулса «День растает, ночь настанет» (колыбельная).

«Конкурс лентяев» (для детей 5—6 лет)

Ведущий читает стихотворение В. Викторова «Конкурс лен­тяев»:

Хоть и зной, В норе прохладной.

Занят весь Лежебока видит сон,

Народ лесной. Будто делом занят он.

Лишь барсук — На заре и на закате

Лентяй изрядный Все не слезть ему с кровати.

Затем дети по очереди изображают ленивого барсука. Они ло­жатся на мат или коврик и, пока звучит музыка Д. Кабалевского «Лентяй», стараются как можно глубже расслабиться.

«Фея сна» (для детей 5—6 лет)

Дети сидят на стульях, стоящих по кругу на достаточно боль­шом расстоянии друг от друга. Звучит «Колыбельная» К. Дуйсекеева. К детям подходит девочка с тоненькой палочкой в руке — это фея сна (мальчик — волшебник). Фея касается плеча одного из играющих палочкой, тот засыпает (наклоняет голову и закры­вает глаза). Затем фея обходит остальных детей, касаясь их вол­шебной палочкой. Фея смотрит на детей: все спят, улыбается и тихонько уходит.

«Факиры» (для детей 5—6 лет)

Дети садятся на пол (на маты), скрестив по-турецки ноги,руки на коленях, кисти свисают вниз, спина и шея расслаблены, голова опущена (борода касается груди), глаза закрыты. Пока звучит музыка (сирийская народная мелодия), факиры отдыхают.

«Пылесос и пылинки» (для детей 6—7 лет)

Когда ребенок-пылинка садится на пол, спина и плечи у него расслабляются и сгибаются вперед-вниз, руки опускаются, голова наклоняется, он весь как бы обмякает.

источник

Этюды на расслабление мышц

Приведенные ниже этюды рекомендованы М. И. Чистяковой в книге «Психогимнастика» и наверняка знакомы многим из вас. Эти этюды полезны для разных категорий: тревожных, аутичных, агрессивных. Все упражнения в нашей модификации.

Цель: расслабить мышцы спины.

Сейчас мы с вами будем спортсменами-тяжелоатлетами. Представьте, что на полу лежит тяжелая штанга. Сделайте вдох, оторвите штангу от пола на вытянутых руках, приподнимите ее. Очень тяжело. Выдохните, штангу на пол, отдохните. Попробуем еще раз».

Цель: расслабить мышцы рук и спины, дать возможность ребенку почувствовать себя успешным.

«А теперь возьмем штангу полегче и будем поднимать ее над головой. Сделали вдох, подняли штангу, зафиксировали это положение, чтобы судьи засчитали вам победу. Тяжело так стоять, бросьте штангу, выдохните. Расслабьтесь. Ура! Вы все чемпионы. Можете поклониться зрителям. Вам все хлопают, поклонитесь еще раз, как чемпионы». Упражнение можно выполнить несколько раз.

Цель: расслабить мышцы рук.

«Ребята, я хочу загадать вам загадку:

У нас под крышей
Белый гвоздь висит,
Солнце взойдет,
Гвоздь упадет.

(В. Селиверстов)

Правильно, это сосулька. Давайте представим, что мы с вами артисты и ставим спектакль для малышей. Диктор (это я) читает им эту загадку, а вы будете изображать сосульки. Когда я прочитаю первые две строчки, вы сделаете вдох и поднимете руки над головой, а на третью, четвертую — уроните расслабленные руки вниз. Итак, репетируем. А теперь выступаем. Здорово получилось!»

Цель: расслабить мышцы рук, спины и груди.

«Давайте поставим еще один маленький спектакль. Он называется «Шалтай-Болтай».

Шалтай-Болтай
Сидел на стене.
Шалтай-Болтай
Свалился во сне.

(С. Маршак)

Сначала будем поворачивать туловище вправо-влево, руки при этом свободно болтаются, как у тряпичной куклы. На слова «свалился во сне» — резко наклоняем корпус тела вниз».

Цель: снять мышечные зажимы в области плечевого пояса.

«Ребята, давайте попробуем превратиться в винт. Для этого поставьте пятки и носки вместе. По моей команде «Начали» будем поворачивать корпус то влево, то вправо. Одновременно с этим руки будут свободно следовать за корпусом в том же направлении. Начали. Стоп!»

Этюд может сопровождаться музыкой Н. Римского-Корсакова «Пляска скоморохов» из оперы «Снегурочка».

Цель: расслабить максимальное количество мышц тела.

«Ребята, разбейтесь на пары. Один из вас — большой надувной мяч, другой насосом надувает этот мяч. Мяч стоит, обмякнув всем телом, на полусогнутых ногах, руки, шея расслаблены. Корпус наклонен несколько вперед, голова опущена (мяч не наполнен воздухом). Товарищ начинает надувать мяч, сопровождая движение рук (они качают воздух) звуком «с». С каждой подачей воздуха мяч надувается все больше. Услышав первый звук «с», он вдыхает порцию воздуха, одновременно выпрямляя ноги в коленях, после второго «с» выпрямилось туловище, после третьего — у мяча поднимается голова, после четвертого — надулись щеки и даже руки отошли от боков. Мяч надут. Насос перестал накачивать. Товарищ выдергивает из мяча шланг насоса. Из мяча с силой выходит воздух со звуком «ш». Тело вновь обмякло, вернулось в исходное положение». Затем играющие меняются ролями.

источник