Меню

Доклад на тему гигиена мышц

Доклад на тему гигиена мышц

1.ОСНОВЫ ГИГИЕНЫ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

1.2Гигиена физической культуры

1.2.1Историческое формирование науки

1.2.2Основные задачи гигиены физических упражнений и спорта

2.ГИГИЕНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЗАНЯТИЙ

2.1Общие гигиенические требования к спортивной одежде и обуви

2.1.1Гигиенические требования к спортивной одежде

2.1.2Гигиенические требования к спортивной обуви

2.1.3Основные требования к спортивному инвентарю, оборудованию

2.2Гигиенические основы проектирования, строительства и эксплуатации спортивных сооружений

2.2.1Основные гигиенические требования к расположению, ориентации и планировке спортивных сооружений

2.2.2Основные гигиенические требования к строительным материалам

2.2.3Основные требования к освещению спортивных сооружений

2.2.4Вентиляции спортивных сооружений

гигиена физический спорт одежда

Гигиена физического воспитания и спорта как учебная дисциплина имеет большое общеобразовательное и специальное значение для студентов и специалистов в области физической культуры.

Гигиена физического воспитания и спорта как отрасль медицинских знаний и как отрасль педагогической науки и практики способствует решению общих задач — сохранения, укрепления и повышения уровня здоровья населения страны, формирования гармонического физического развития подрастающего поколения и продления периода активного долголетия взрослого населения. Знание гигиены необходимо для правильного решения вопросов по предупреждению заболеваний, повышения трудоспособности и сопротивляемости организма к неблагоприятным влияниям окружающей среды.

Имея образование дизайнера интерьера, я понимаю, что большое значение в успешном занятии спортом играет помещение и инвентарь, поэтому задалась вопросом нормативов строительства и оборудования, результаты описаны во второй половине контрольной работы.

1. ОСНОВЫ ГИГИЕНЫ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

Гигиена (hygieinos) — область медицинской науки о сохранении и улучшении здоровья путём проведения предупредительных мероприятий. Она изучает влияние условий жизни и труда на здоровье человека и разрабатывает мероприятия по профилактике заболеваний. Английский ученый Э.А. Парксе считал, что «основная задача этой науки заключается в том, чтобы сделать развитие человека наиболее совершенным, упадок жизни — наименее быстрым и смерть — наиболее отдаленной».

Практическое претворение в жизнь гигиенических нормативов, правил и мероприятий называется санитарией. Достижения гигиены внедряются путём общественно-гигиенических мероприятий. С этой целью разрабатываются различные санитарные правила и нормы. Для эффективного использования достижений гигиены необходимо, что бы каждый человек понимал их значение. В связи с этим огромная роль принадлежит санитарному просвещению.

В зависимости от предмета изучения гигиеническая наука подразделяется на:

Гигиену питания и здоровья

Один из ведущих методологических принципов гигиены — принцип единства организма и среды: организм и среда рассматриваются как неразрывное целое, основные элементы единой системы «организм — среда».

Именно на основе изучения особенностей влияния различных факторов внешней среды на организм человека разрабатываются гигиенические

рекомендации, нормы и правила создания благоприятных условий труда, быта, отдыха и занятий физической культурой.

На организм человека могут воздействовать различные факторы внешней среды:

Химические — химические элементы и соединения, находящиеся в воздухе, воде, почве, пище.

Физические — температура, влажность и давление воздуха, радиация, вибрация, шум и т.п.

Биологические — микроорганизмы, гельминты, грибы.

Социальные факторы — характер трудовой деятельности, питание, жилищно-бытовые условия и др.

1.2 Гигиена физической культуры

Гигиена — наука о сохранении и укреплении здоровья человека. Ее главная задача — изучение влияния условий жизни и труда на здоровье людей, предупреждение заболеваний, обеспечение оптимальных условий существования человека, сохранение здоровья и долголетия.1

Цель гигиены — здоровье человека. «Здоровье — это состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических недостатков» [ Всемирнаяая орг. здравоохранения].

Гигиена физического воспитания и спорта — это наука о влиянии различных факторов, связанных с занятиями физической культурой и спортом, на здоровье занимающихся: условий внешней среды, в которых протекают занятия физическими упражнениями; организации и содержания занятий физическими упражнениями; объема и интенсивности физических нагрузок в процессе занятий физическими упражнениями; характера питания; технического оснащения и экипировки спортсменов. [1, с. 5]

Гигиена физической культуры и спорта изучает взаимодействие организма занимающихся физической культурой и спортом с внешней средой.

Цель такого изучения — разработка гигиенических нормативов, требований и мероприятий, направленных на укрепление здоровья, повышения работоспособности и достижения высоких спортивных результатов.

Предметом гигиены физического воспитания и спорта как науки является изучение процесса взаимодействия организма человека с различными факторами физической культуры и спорта.

Основная задача гигиены физического воспитания и спорта состоит в разработке мероприятий для предупреждения возможного неблагоприятного влияния различных факторов физической культуры и спорта, улучшения состояния здоровья, физического развития, повышения общей и спортивной работоспособности лиц, занимающихся физической культурой и спортом.

К основным гигиеническим средствам, применяемым для этого, относятся:

оптимизация условий, режимов и содержания, форм и средств, применяемых в процессе занятий физическими упражнениями;

оптимизация физических нагрузок в процессе занятий физическими упражнениями;

.1.1 Историческое формирование науки

С XVII в. физическое воспитание рассматривалось как система воспитания, в которой выделялись и формулировались специальные целенаправленные задачи укрепления здоровья и совершенствования физического развития занимающихся.

Впервые, эта система получила научное обоснование в начале XIX в. в России. Основоположником теории физического образования и воспитания стал Петр Францевич Лесгафт. Он заложил медико-биологические основы учения о физическом воспитании, которые послужили предпосылкой не только для разработки теории и методики физического воспитания, но также физиологии и гигиены физических упражнений и спорта.

В дальнейшем научные исследования в области физической культуры и спорта, включая проблемы гигиены и спортивной медицины, велись в институтах физической культуры, где сосредоточились лучшие научные силы страны в данной области знаний, формировались новые идеи и направления, готовились кадры молодых ученых.

Особенно большое значение для развития гигиены физического воспитания и спорта имело создание кафедр гигиены в двух старейших институтах физической культуры России, в Институте им. П. Ф.Лесгафтаи в Центральном институте.

.1.2 Основные задачи гигиены физических упражнений и спорта

В результате многолетних научных исследований в области гигиены физического воспитания и спорта определены основные задачи гигиены физических упражнений и спорта:

изучение влияния условий внешней среды на здоровье занимающихся физической культурой и спортом и их оздоровление;

разработка гигиенических мероприятий, способствующих укреплению здоровья занимающихся физическими упражнениями и спортом;

повышение работоспособности, выносливости, обеспечение роста спортивных достижений.

Эти задачи и определили конкретное содержание курса гигиены физического воспитания и спорта как раздела науки и учебной дисциплины: гигиена воздушной среды, воды, почвы, гигиена планирования, строительства и эксплуатации спортивных сооружений, личная гигиена, закаливание, питание спортсменов, гигиена тренировки, гигиеническое обеспечение занятий в отдельных видах спорта.

2. ГИГИЕНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЗАНЯТИЙ

.1 Общие гигиенические требования к спортивной одежде и обуви

Гигиенически оптимальная, с учетом специфики вида спорта, спортивная одежда и обувь необходимы для эффективной и безопасной тренировочно-соревновательной деятельности.

Гигиеническое назначение спортивной одежды и обуви — создание и сохранение оптимального теплового баланса в системе «организм — окружающая среда», в процессе занятий физическими упражнениями различной интенсивности и направленности. Температурный режим организма оказывает прямое действие на динамику и интенсивность основных обменных процессов.

.1.1 Гигиенические требования к спортивной одежде

У спортсменов, выполняющих большую физическую работу в спортивной одежде, сопровождающуюся значительным выделением энергии, затрудняется теплоотдача через кожу. Средняя кожная температура быстро повышается, особенно при высоких температурах окружающей среды и относительной влажности воздуха. Спортивная одежда должна обеспечить оптимальный микроклимат. На него влияют тепловое состояние организма спортсмена, метеорологические условия внешней среды и свойства спортивной одежды.

Для изготовления спортивной одежды и обуви применяются разные материалы: натуральные, искусственные и синтетические. Натуральные материалы делятся на две группы: животного (шелк, шерсть, мех) и растительного (хлопок, лен и др.) происхождения. Материалы животного происхождения имеют белковую природу, растительного — состоят преимущественно из клетчатки. Искусственные материалы (вискоза, ацетат, триацетат и др.) создаются из продуктов переработки древесной целлюлозы, по своей химической природе они близки к хлопку и льну. Синтетические материалы могут быть ткаными, неткаными, дублированными и прорезиненными.

Основные гигиенические характеристики материалов, используемые для изготовления спортивной одежды и обуви:

Спортивная одежда изготавливается также из материалов, состоящих из различных волокон. Гигиенические свойства таких материалов меняются в зависимости от того, какое волокно в них преобладает.

.1.2 Гигиенические требования к спортивной обуви

Они во многом совпадают с требованиями к спортивной одежде: водоупорность; достаточная вентилируемость; мягкость; легкость; эластичность. После намокания и высушивания обувь не должна менять форму и размеры, оставаясь гибкой.

соответствие времени года,

условиям тренировок и соревнований,

надежная защита стоп от механических ударных воздействий при беге, прыжках,

отсутствие скольжения подошв по поверхности покрытий спортивных сооружений или почве при занятиях физическими упражнениями,

а от зимней обуви требуется еще и хорошая теплозащитность.

Материалы, применяемые для изготовления спортивной обуви, должны принимать и сохранять форму стопы без значительных изменений внутренней конфигурации и внешнего вида. При изготовлении спортивной обуви применяются натуральная кожа и ее заменители, резина, синтетические материалы.

С гигиенической точки зрения лучшим материалом для верха обуви считается натуральная кожа. Она прочна, достаточно мягка и эластична, хорошо защищает стопы от воздействия сырости и механических повреждений, мало теплопроводна, обеспечивает необходимое испарение пота, обладает способностью сохранять форму и размеры обуви после намокания и последующего высушивания. Резиновая обувь менее гигиенична, так как она непроницаема для воздуха, вызывает излишнюю потливость стоп. Обувь из синтетических материалов отличается легкостью и большой прочностью.

Также важно, чтобы отдельные детали спортивной обуви и их соединения имели гладкие поверхности, особенно внутри, т. е. обувь должна обеспечивать максимальную безопасность в процессе эксплуатации, удобство при выполнении вспомогательных операций, ее надевании и снятии.

.1.3 Основные требования к спортивному инвентарю, оборудованию

Оборудование и спортивный инвентарь должны соответствовать правилам занятий и соревнований по данному виду спорта. Основное гигиеническое требование к спортивному инвентарю и оборудованию — травмобезопасность.

Для профилактики спортивного травматизма необходим своевременный и качественный контроль за состоянием технологических устройств, крепления спортивных снарядов, средств страховки и различных защитных приспособлений. Спортивные снаряды должны оборудоваться табличками с указанием предельно допустимых нагрузок.

Важны в санитарном отношении условия хранения и эксплуатации снарядов, канатов и средств страховки. Их нужно оберегать от повреждений и преждевременного износа и коррозии.

Ежегодно перед началом спортивного сезона все спортивное оборудование и инвентарь обследуется специальной комиссией и представителями территориальных органов Санэпиднадзора. Предупредительный (перед каждой тренировкой) и текущий осмотр спортивных снарядов и средств страховки спортсменов проводит тренер, который в случае обнаружения какой-либо неисправности, остаточных деформаций или трещин должен до исправления или замены дефектных деталей запретить тренировки на этом спортивном снаряде. Весь инвентарь, защитные приспособления и спортивное оборудование, используемые в различных видах спорта, нуждаются в тщательном уходе.

2.2 Гигиенические основы проектирования, строительства и эксплуатации спортивных сооружений

Спортивное сооружение — это специализированное сооружение, обеспечивающее проведение занятий массовой оздоровительной физической культурой, учебно-тренировочной работы и спортивных соревнований.

Спортивные сооружения подразделяются на основные (непосредственно для занятий физической культурой и спортом), вспомогательные (для обслуживания занимающихся и участников соревнований) и сооружения для зрителей ( трибуны, павильоны, фойе, буфеты, санузлы).

В зависимости от функционального назначения выделяют отдельные (для одного вида спорта) и комплексные сооружения (несколько сооружений, объединенных территориально). Спортивные сооружения должны отвечать определенным гигиеническим требованиям, обеспечивающим оптимальные условия спортсменам. Эти требования регламентируются соответствующими строительными и санитарными нормами и правилами Министерства здравоохранения РФ, отраслевыми нормативно-методическими документами Государственного комитета по физической культуре, спорту и туризму.

Гигиенические требования ко всем спортивным сооружениям независимо от их типа нормируют следующие элементы:

место расположения спортивных сооружений в черте населенного пункта;

ориентацию спортивных сооружений;

состояние окружающей среды (воздуха, воды, почвы);

характер озеленения и площадь зеленых насаждений;

уровень интенсивности шума;

микроклимат спортивных сооружений (относительная температура и влажность, скорость движения воздуха).

.2.1 Основные гигиенические требования к расположению, ориентации и планировке спортивных сооружений

Спортивные сооружения строятся с наветренной стороны от промышленных и жилищно-бытовых объектов, загрязняющих воздух на расстоянии, установленном для каждого объекта, загрязняющего воздух (санитарно-защитная зона).

Особое внимание при строительстве спортивных сооружений уделяется выбору участка застройки, оценке характера почвы на нем.

При проектировании спортивных сооружений учитываются климатические условия региона будущего строительства. При строительстве спортивных сооружений обязательно учитывается их ориентация по сторонам света. Гигиенически оптимальной считается ориентация окон спортивных сооружений на юг и юго-восток, расположение длинной оси крытого спортивного сооружения с востока на запад или с северо-востока на юго-запад.

В южных районах тренировочные залы и подсобные помещения спортивных сооружений лучше располагать в отдельных павильонах для лучшего сквозного проветривания спортивных сооружений, избегания перегревания воздуха в них.

В северных районах спортивные сооружения лучше располагать длинной осью по господствующему направлению ветра. Однако окна нежелательно располагать с наветренной стороны, так как это может привести к значительному снижению температуры воздуха в спортивных сооружениях при сильном ветре.

.2.2 Основные гигиенические требования к строительным материалам

К строительным материалам, применяемым при строительстве спортивных сооружений, предъявляются следующие основные гигиенические требования:

При строительстве спортивных сооружений наиболее широко используются железобетон и кирпич, для отделки и облицовки помещений — полимерные материалы.

Для полов в спортивных залах применяются деревянные покрытия, в раздевалках, гардеробах, буфетных, массажных комнатах, коридорах — линолеум, обладающий хорошими теплоизоляционными качествами. В душевых, туалетах, ванных пол покрывается керамической плиткой.

Стены спортивных залов окрашиваются красками и лаками на высоту не менее 1,8 м. Это значительно облегчает влажную уборку. Для окраски стен спортивных сооружений применяют краски преимущественно светлых тонов(кремовый, персиковый, светло-розовый, коралловый, морской волны, серо-жемчужный, небесно-голубой) с матовой поверхностью, не дающие бликов. Нужно избегать коричневого цвета, ярко-красного (возбуждающего), черного (поглощающего слишком много света). Это важно и для профилактики спортивного травматизма. Цветовое оформление спортивного сооружения должно вызывать чувство эстетического удовлетворения, улучшать нервно-психическое состояние спортсмена и повышать его работоспособность.

Игровые площадки рекомендуется размечать сигнальным белым цветом.

В целом цветовое оформление спортивного сооружения не должно быть однотонным, нужно использовать цветовые пятна, комбинации холодных и теплых тонов. Например, если стены окрашены холодным цветом (голубым), то пол может быть бежевый. Использование для напольных покрытий синтетических материалов расширило цветовую гамму, так как им можно придать любой цвет.

Выбор конкретных отделочных материалов, применяемых при строительстве спортивных сооружений, строится на основе следующих основных гигиенических требований:

безвредность для здоровья человека;

высокие тепло-, звуко- и гидроизоляционными свойства;

.2.3 Основные требования к освещению спортивных сооружений

Во многих видах спорта тренировочная и спортивная деятельность спортсменов сопровождается значительным напряжением глаз. Их резкое переутомление может возникать у них при недостаточном или нерациональном освещении, что приводит к снижению специальной спортивной работоспособности, являясь, в свою очередь, одной из причин спортивного травматизма.

В спортивных сооружениях применяется естественное и искусственное освещение. Освещение спортивных сооружений должно отвечать следующим основным гигиеническим требованиям, а именно:

достаточным по уровню, равномерным, без блескости;

спектр искусственного освещения должен приближаться к дневному свету;

искусственное освещение должно быть равномерным, немерцающим.

Прямое естественное освещение должны иметь спортивные залы, залы ванн бассейнов, крытые катки, кабинеты врача, служебные помещения

.2.4 Вентиляции спортивных сооружений

Для своевременного удаления избытка тепла, влаги и вредных газообразных загрязнителей воздуха, образующихся в результате деятельности спортсменов и зрителей, спортивные сооружения оборудуются специальными системами вентиляции, естественной и искусственной.

В соответствии с гигиеническими требованиями в спортивных залах воздушный куб равен 30 м3, объем вентиляции — 90 м3 на человека в час. Иначе говоря, требуется такая мощность вентиляционных систем, которая бы могла обеспечить не менее чем трех-кратный обмен воздуха в них за час. Например, в спортивных залах, в залах крытых бассейнов для воздухообмена предусматривается подача не менее 80 м3 наружного воздуха в час на одного занимающегося и 20 м3 — на одно зрительное место.

В спортивных помещениях естественная вентиляция осуществляется за счет фильтрации воздуха, возникающей вследствие различий величин температуры наружного воздуха и температуры воздуха внутри помещений. Наряду с естественной в залах предусматривается искусственная система вентиляции (такая система вентиляции, при которой воздух перемещается как внутрь спортивного помещения, так и из него при помощи различных вентиляторов). Для удаления загрязненного воздуха оборудуется сеть вытяжных каналов. Они выводятся в общий коллектор на потолочном перекрытии спортивных сооружений, и уже из него воздух удаляется при помощи мощного вентилятора. С гигиенической точки зрения в спортивном зале целесообразнее располагать приточные и вытяжные отверстия искусственной вентиляции на противоположных торцовых стенах.

Основными задачами современной гигиены являются научная разработка основ предупредительного и текущего санитарного надзора, санитарного законодательства, обоснование гигиениче ских мероприятий по охране и оздоровлению окружающей сре ды, условий труда и отдыха, охрана здоровья детей и подростков, участие в разработке гигиенических основ рационального пита ния, а также санитарная экспертиза качества пищевых продук тов и предметов бытового обихода.

Отечественные ученые заботятся о здоровье граждан, о создании наилучших условий для их жизни, труда, быта, разрабатывая нормы гигиены. Но создаваемые государством благоприятные условия для жизни людей сами по себе еще не могут обеспечить высокого уровня их здоровья. Важно то, как сами граждане относятся к своему здоровью, обладают ли они санитарной культурой, необходимыми гигиеническими навыками. Каждый человек должен сам следить за своим здоровье, чистотой тела и одежды, правильностью отдыха, избегать таких вредных веществ, как алкоголь и никотин, не говоря уже о наркотиках, что в общем является обширной тематикой и весомой проблемой нашей страны.

Вайнбаум Я.С., Коваль В.И., Родионова T.А. ГИГИЕНА ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ И СПОРТА: Учеб. посо бие для студ. высш. пед. учеб. заведений — М.: Издательский центр «Академия», 2002. — 240 с.

Лаптев А.П., МАЛЫШЕВА И.Н. ПРАКТИКУМ ПО ГИГИЕНЕ. — М.: ФиС, 1987.

Лаптев А.П. ГИГИЕНА МАССОВОГО СПОРТА. — М.: ФиС, 1984.

Быков И.В. , Гансбургcкий А.Н. , Горичева В.Д. и др., ГИГИЕНА ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА: учебник — Изд: СпецЛит, 2010. — 192 с.

Теги: Гигиена физической культуры и спорта Реферат Туризм

источник

Свойства мышц. Их утомление. Гигиена

Тема: Свойства мышц. Их утомление. Гигиена.

Цель урока: На основе самонаблюдений сформировать понятие работы мышц, роли нагрузки и ритма работы на развитие утомления.

1.Образовательные: Раскрыть условия правильного формирования скелета и мышц;

2.Развивающие: Подвести школьников к выводу о важнейшем значении мышечной активности для здоровья человека, особенно для растущего организма.

3.Воспитательные: Воспитывать бережное отношение к своему здоровью.

Оборудование и материалы: видеофрагмент «Работа мышц», компьютер, дидактические карточки, таблицы по теме: «Гигиена опорно-двигательной системы» — «Влияние физических упражнений на организм».

Тип урока: комбинированный урок.

Методы: объяснительно — иллюстративный, исследовательский метод.

I. Организационный момент. (2мин)

Здравствуйте, класс. Проверка посещаемости. Кто сегодня отсутствует на уроке?

Тема нашего урока «Свойства мышц. Их утомление. Гигиена»

II. Формирование новых знаний(20 мин)

Ставится проблемный вопрос:
«От чего зависит работа мышц и утомление? Это мы должны выяснить сегодня на уроке».

1.Возбудимость. Способность мышцы отвечать на действие раздражителя самой мышцы или двигательного нерва измене­нием физиологических свойств и возникновением возбуждения.

2.Проводимость. Способностъ проводить возбуждение, воз­никшее в каком-либо участке мышечного волокна, по всему во­локну.

3.Сократимость. Способность изменять свою длину или напряжение при возбуждении. Это основная функция скелет­ном мышцы. В период относительного покоя скелетные мыш­цы полностью не расслаблены, а умеренно напряжены.

Утомление мышц — временное функциональное состояние, наступающее вследствие выполнения продолжительной или интенсивной работы, проявляющееся в снижении работоспособности и исчезающее после отдыха. Это нормальное явление. Биологическая роль утомления — своевременная защита организма от истощения при длительной или напряженной мышечной работе.

После отдыха мышцы восстанавливаются. В минуты отдыха кровь обеспечивает мышцы кислородом и способствуют выделению из клеток организма вредных веществ. Для предупреждения утомления во время работы рекомендуется делать перерывы.

У детей и подростков утомление работающих мышц происходит быстрее, чем у взрослых. При организации и проведении физических упражнений, труда и спортивных занятий детей и подростков необходимо щадить их мышечную систему, дозировать нагрузку и проводить эти занятия с соответствующими паузами для отдыха.
Неблагоприятное влияние на организм детей оказывает и недостаточная нагрузка на отдельные группы мышц. ГИПОДИНАМИЯ-пониженная подвижность. При продолжительном неподвижном сидении без перерывов и активного отдыха нарушается кровообращение органов брюшной полости (желудка, кишок, печени), ведущее к функциональным нарушениям.

III. Закрепление(15 мин).Исследовательский метод.

Тема Антропометрический метод определения уровней роста и развития организма».

Цель: измерять и оценивать показатели физического развития.
Оборудование: ростомер, напольные весы, сантиметровая лента.
Ход работы:

1. Измерение роста. Измерение роста проводится с помощью ростомера. Испытуемый должен встать на платформу ростомера, касаясь вертикальной стойки пятками, ягодицами, межлопаточной областью и затылком. Экспериментатор измеряет рост испытуемого и записывает полученный результат.
2. Измерение окружности грудной клетки Экспериментатор с помощью сантиметровой ленты измеряет окружность грудной клетки. Для этого испытуемый поднимает руки, экспериментатор накладывает ленту так чтобы она проходила по нижним углам лопаток. Спереди лента должна проходить по среднегрудинной точке и плотно прилегать к телу. Затем испытуемый опускает руки. Окружность груди измеряется в трех фазах: во время обычного спокойного дыхания (в паузе), при максимальном вдохе и максимальном выдохе..
3.Определение массы тела Измерение проводится с помощью медицинских весов. Полученный результат запишите.
4. Заполните таблицу.

Окружность грудной клетки

5. Сделайте вывод о степени вашего физического развития.
IV.Выводы. Итоги урока(5мин).

Подведение итогов урока. Работа мышц необходимое условие их жизнедеятельности. Длительная бездеятельность мышц ведёт к их атрофии и потери ими работоспособности. Тренировка мышц способствует увеличению их объёма, силы и работоспособности, что влияет на развитие всего организмаПодумайте, достаточно ли в вашем режиме дня двигательной активности.

Благодарю всех за внимание. Спасибо за урок!

V.Задание на дом(2 мин): повторить №25. Подумайте и составьте физические упражнения, которые бы развивали различные группы мышц, для сохранения правильной осанки и работоспособности мышц

Ученики открывают тетради и записывают число и тему урока.

Учащиеся записывают основные свойства мышц в тетрадь.

Учащиеся записывают определение «утомление» в тетрадь.

Учащиеся записывают определение «гиподинамия» в тетрадь.

источник

Доклад на тему гигиена мышц

. При сокращении мышиы укора янут соответствующие кости. Так они производят Я

Рис. 78. Строение скелетной мышцы:

/ оболочка мышечных воло кон (фасция); 2 — пучок мм шечных волокон; 3 — мышеч­ное волокно: ■/ — мышечное во­локонце; 5 — развитые мыш- иы хорошо снабжаются кис­лородом; 6 — слабые мышцы «заплывают» жиром; 7 — сухо­жилие

Исключение составляют мимические мышцы. Они одним концом прикрепляются к костям черепа, а другим концом — к коже.

Снаружи мышцы покрыты фасцией (соединительнотканной обо­лочкой) (рис. 78). Между мышечными клетками — волокнами нахо­дятся кровеносные сосуды и нервные волокна. IIo кровеносным со­судам транспортируется кровь, а нервные волокна регулируют со­кращение мышц.

На концах скелетных мышц расположены сухожилия, образован­ные из прочной соединительной ткани. С помощью сухожилий мыш- нм прикрепляются к костям. Сами сухожилия пассивны и в сокра­щении не участвуют. Сокращаясь, мышцы тянут кости на себя. Но. Расслабляясь, они не могут их отталкивать. В связи с этим к каждой кости крепятся 2 мышцы антагонисты (противоположные).

1 Двуглавая мышца плеча (бицепс), сокращаясь, укорачивается; 2 рука в локте сгибается; 3 — трехглавая мыишл (трицепс) рпелабляетея; 4 трицепс, ^крвишясь. укорачивается; S — бицепс расслабляется и удлиняется: 6 рука

ляпся на сгибатели и ралгибатели. Например, при сокращении би­цепса рука сгибается в локте, а при сокращении трицепса рука раз­гибается в локте (рис. 79).

Сократи.чость -основное свойство мышц. На каждое раздражение мышцы отвечают сокращением и расслаблением. Раздражение мышц в организме происходит с участием центральной нервной системы, от нее по нервам проводятся импульсы к мышцам. Сокращение мышцы сопровождается использованием большого количества энергии.

Классификация мышц. По расположению мышцы подразде­ляются на мышцы головы (рис. 80), шеи (рис. 81), туловища и ко­нечностей (рис. 82).

Утомление мышц. Длительная работа приводит к утомлению мышц, снижению их работоспособности. Уменьшаются точность и сила движений.

Рис. 81. Мышцы пюн но своему расположению подразделяются на поверхностные, срединные и глубокие

Рис. 80. Мышцы головы в соответствии с функциональной нагрузкой подразделяются на мимические и жевательные

После непродолжительного отдыха мышцы восстанавливают свои способности. Причиной утомления зачастую бывает не уста­лость самих мышц, а утомление нервной системы (нервных цент­ров) и действие вредных веществ (шлаков). Для предупреждения утомления во время работы рекомендуется делать перерывы. В минуты отдыха кровь обеспечивает организм и мышцы кислоро­дом и питательными веществами и способствует выделению из кле­ток организма вредных веществ. Большое влияние на работоспо­собность человека оказывает его настроение. Когда работа делает­ся с любовью и энтузиазмом, она выполняется легче, и утомление нарастает медленнее.

Рис. 82. Мышцы, обеспечивающие движение тела:

/- мышцы-сгибатели пальцев: 2 — мышцы, приводящие в движение шею и грудную клетку; 3 — дельтовидная мышца, приподнимающая верхнюю конечность; 4 трапециевидная мышца, двигающая плечо; 5 — брюшные мышцы; 6 большая ягодичная мышца, способствующая сохранению вертикального положения тела, помогает ходить и подниматься; 7 — портняжная мышца, приводящая в движение переднюю сторону бедра; 8 — двуглавая мышца бедра, приводящая в движение бедро и голень: 9 — икроножная мышца, приводящая в движение голень и стопу

Гигиена мышц. Движение — такая же естественная потребность организма, как дыхание, питание и др. От повседневных физических нагрузок зависят не только сила мышц, но и эластичность связок, прочность костей, активность обмена веществ, состояние сердца, сосудов, легких и т. д. Физические упражнения помогают иредуи- реждать и лечить болезни (лечебная физкультура).

Гиподинамия это пониженная подвижность. Сейчас, когда большинство видов работ механизировано, человечество столкну­лось с гипокинезией. Это болезненное состояние малоподвижности.

В результате снижения мышечной активности сердце, легкие и кро­веносные сосуды остаются совершенно не тренированными и беззащитными перед любыми психическими или физическими нагрузками.

По данным ВОЗ (Всемирная организация здравоохранения), главной причиной смертности являются сердечно-сосудистые за­болевания (инфаркты н инсульты). У людей, занимавшихся спор­том в детстве и юности, риск инфаркта в 1 -I раз ниже по сравнению с нетренированными. То есть физические нагрузки благотворно влияют не только на развитие мышц, эластичность связок, проч­ность костей, но и на сердечно-сосудистую, дыхательную, нервную и иммунную системы.

Рис. 83. Состязание н беге. Роспись на древнегреческой керамике

Знаменитый врач древности Гиппократ отмечал, что физические упражнения помогают улучшить здоровье и побороть болезни.

Большое внимание развитию физических качеств уделялось в Древней Греции. Жесткая система физического воспитания существо­вала в Спарте в пише. До 7 лет дети жили в семье. С 7 до 18 лет юные спартанцы воспитывались в гимназиях, где занимались в основном спортом (бег, прыжки, борьба, кулачный бой, охота, военные игры и пр.) (рис. 83. 81). Они оставались воинами до старости. Немного поз­же в Афинах (V в. до н. э.) юноши получали не только военно-физи­ческую подготовку, но и разностороннее образование.

Рис. 84. Искусство рукопашного боя.

Факторы, влияющие на опорно-лвнгатсльную систему.

Роль физической культуры н закаливания

1. В процессе занятий физической культурой улучшается обеспече­ние органов кровью, в результате чего увеличивается жизнеспособность

2. Физическая культура воздействует на весь организм, способству­ет росту костей, развитию мышц. Занятая физической подготовкой еже­дневно стимулируют рост организма. Мышцы наполняются силой и хорошо развиваются.

3. Спортивные игры формируют выдержку, ловкость и быстроту реакции. Человек чувствует себя активным, его работоспособность по­вышается.

Мышцы, мускулы, сухожилия, скелетные мышцы, гладкие мышцы, поперечнополосатые мышцы, сердечная мышца, жевательные и мимические мышцы, диафрагма, сократимость, утомление мышц, гиподинамия. гипокинезия.

1. Как классифицируют мышцы?

2. Что такое сухожилия? Где они располагаются? Какую функцию выполняют?

3. С чем связано утомление мышц?

1. Охарактеризуйте функции мышц.

2. Почему мышцы называют поперечнополосатыми? Выделите их особенности. Какую роль они выполняют?

•I. Очень большое значение имеют ежедневные утренние и вечерние прогулки.

1. Где расположена диафрагма и какова ее функция?

2. Существует ли связь между скелетом и мышцами? Объясните на примере.

3. Сравните значение скелета и мышц.

Подготовьте краткое выступление о закаливании организма

1. Каким видом спорта вы занимаетесь?

2. Что вы считаете умственным трудом?

3. Какие физические работы выполняете?

4. Каким видом туризма увлекаетесь?

5. Какие спортивные игры предпочитаете?

1. Рассмотрите в кабинет? бнолопш специальную таблицу- и ознакомь­тесь с основными видами мышц (поперечнополосатые, гладкие). В каких органах они встречаются?

2. Поработайте с различными тяжелыми предметами до наступления утомления мышц.

3. Выясните время наступления утомления для установлении вынос­ливости и силы испытуемого учащегося.

Опорно-двигательная система (ОДС) состоит из скелета и мышц. Функции скелета: кроветворная, защитная, опорная. На рост ОДС влияет гормон гипофиза соматотропии.

Скелет человека составляют более двухсот костей, отличающихся по строению, форме и размерам. Все они образованы из соединитель­ной костной ткани. Костная ткань состоит из органических (белок оссеин — 12,5%) и минеральных (соли Са, Mg , Ха, Р — 21.8%) веществ. Органические вещества придают костям упругость, а минеральные — твердость. В состав костей входят также жиры (15,7%) и вода (50%).

По форме все кости делятся на длинные (ребра, бедро) и короткие (позвонки, фаланги пальцев). По строению — на трубчатые (бедро, фаланги пальцев) и плоские (ребра, лопатки). В наружном строении трубчатых костей выделяют «тело* и «головки*, образующие сус­тав. Тело кости покрыто надкостницей. За счет деления клеток ее внутреннего слоя кость растет в толщину. Иод надкостницей нахо­дится плотное компактное вещество, а внутри полость, заполнен­ная желтым костным мозгом (жироподобное вещество). Головки кости покрыты гладким хрящом. Он уменьшает трение в суставах и обес­печивает рост трубчатых костей в длину. Внутри головки заполне­ны губчатым веществом.

Трубчатые это длинные кости конечностей (плечевая, локтевая, лучевая, бедренная, берцовые) и фаланги пальцев. Все остальные кости плоские или смешанного строения. Со всех сторон они покрыты над­костницей и за счет нее растут во всех направлениях. Внутри нахо­дится губчатое вещество, заполненное красным костным мозгом органом, в котором образуются все клетки крови. У детей все кости заполнены красным костным мозгом, а у взрослых — только плоские.

Кости в скелете соединяются между собой тремя способами: не­подвижно (срастание, костный шов): полуподвижно или малоподвиж­но (хрящевые прослойки между костями) и подвижно суставы. // подвижно соединены кости черепа (кроме нижней челюсти — сустав), таза, крестцовый и копчиковый отделы позвоночника. Полуподвижно соединены между собой позвонки, кости кисти и стопы (запястье. пясть, предплюсна, плюсна), ребра и грудина: кости мозгового отде­ла черепа у новорожденных и младенцев (роднички). Подвижно со­единяются кости свободных конечностей и их поясов (плечевой, лок­тевой, .тучезапястный, тазобедренный, коленный, голеностопный су­ставы). череп с позвоночником и фаланги пальцев.

Отделы скелета: череп, туловище (позвоночник и грудная клет­ка) и конечности (пояса конечностей и свободные верхние и нижние конечности). Входящие в их состав крупные кости надо знать наи­зусть и уметь показывать на рисунках.

В черепе выделяют два отдела, а кости бывают парные и непар­ные. Мозговой отдел: непарные затылочная и лобная кости, парные теменные и височные. Лицевой отдел: парные скуловые и верхне­челюстные кости; непарная нижняя челюсть. Все кости плоские, со­единены швом, кроме нижней челюсти (сустав).

Грудная клетка состоит из одной кости грудины и 12 пар ребер. Все кости плоские, соединены полуподвижно. ребра с позвоночником суставом.

Позвоночник состоит из 33- 31 позвонков, разделенных на о отде­лов: 7 шейных; 12 грудных; 5 поясничных; 5 крестцовых; 4-5 копчи­ковых. Позвонки относятся к смешанным костям. Соединены они полуподвижно.

Пояс верхних конечностей: парные лопатки и ключицы. Свободная верхняя конечность: плечевая кость, предплечье (состоит из двух кос­тей: лучевой и локтевой), кисть (кости запястья, пясти и фаланг паль­цев по три во всех пальцах кроме больших).

Пояс нижних конечностей: две тазовые кости, каждая из которых состоит из трех сросшихся костей (подвздошная, седалищная, лобко­вая). Свободная нижняя конечность: бедренная кость, кости голени — большая и малая берцовые, кости ступни: предплюсна, плюсна, фа­ланги пальцев.

Скелет человека схож со скелетом приматов строением, химиче­ским составом и способами соединения костей, одинаковыми отдела­ми. Отличия в скелете сформировались в связи с прямохождением и трудовой деятельностью человека. Это S -образная форма позвоноч­ника (4 изгиба: первый, третий вперед; второй и четвертый назад), свод стопы, уплощенная грудная клетка и чашеобразный таз, мозго­вой отдел черепа больше лицевого и т. д.

Скелетные мышцы активная часть ОДС. По типу ткани мышцы скелета поперечнополосатые. Они способны возбуждаться (в ответ на нервный импульс), сокращаться и утомляться. У человека более G 00 разнообразных по форме мышц, залегающих в несколько слоев. Каж­дая мышца состоит из клеток (миоцитов). называемых еще мышеч­ными волокнами. Волокна собщшотс.я в пучки, пучки объединяют­ся в мышцу обшей соединительнотканной оболочкой фасцией. Внут­ри каждой мышцы есть разветвленные кровеносные сосуды, обсспе- читающие питание и дыхание клеток, и нервы, управляющие мышеч­ными сокращениями.

Мышцы прикрепляются к костям с помощью сухожилий. Сокра­щаясь, они тянут кости на себя. Так как мышцы, расслабляясь, не способны толкать кости от себя, у каждой мышцы существует ан тагонист — противоположность. Например, двуглавая мышца (би цепе) сгибатель локтевого сустава, а трехглавая ( трицепс ) — его раз­гибатель. Мимические мышцы, выражающие эмоции, крепятся одним концом к костям черепа, а другим — к коже.

Причины мышечного утомления: нехватка кислорода и накопле­ние молочной кислоты, растяжение сухожилий, «усталость* нервных центов.

1. Ткань, из которой образованы все кости

2. Количество лобных костей

3. Полость, находящаяся в позвоночнике

4. Возрастной предел роста человека

5. Тип соединения тазовых костей

6. Количество костей у человека

7. Направление шейного и поясничного изгибов позвоночника

8. Количество всех мышц 8 организме

9. Непарная кость грудной клетки

11. Наружная оболочка кости

12. Тип соединения костей черепа

13. Количество теменных костей

14. Направление грудного и крестцового изгибов позвоночника

15. Количество позвонков в копчике

16. Трубчатые кости растут в длину за счет

17. Количество ребер у человека

18. Подвижное соединение костей

19. Мышцы, выражающие эмоции

20. Количество грудных позвонков

21. Количество височных костей

22. Вещество плоских костей и головок трубчатых костей

23. Время формирования изгибов позвоночника

источник