Артикуляционные упражнения на расслабление мышц языка

Александр
Герасименко

    VIP Коучинг для 8 человек

    12 упражнений на расслабление для улучшения речи и голоса

    Существуют термины “ленивый язык” и “ленивые губы”, которые считается причиной невнятной речи. На самом деле, язык и губы не ленятся, а не могут расслабиться и поэтому не могут быть легко подвижными. Четкая речь – это способность быстро напрягать и расслаблять разные мышцы артикуляционного аппарата. Снятие ненужного напряжения в мышцах лица и тела может значительно и главное сразу улучшить речь и голос. Сегодня я расскажу, как избавиться от этого напряжения.

    “Голосовая система” имеет три уровня: лицо, гортань (включает язык, он крепится к гортани) и диафрагму. Напряжение скопившееся в любом из этих отделов мешает голосу звучать, комкает речь и отнимает от сказанного важность.

    Упражнения перечисленные ниже, это часть из того, что я собрал занимаясь с лучшими коучами по постановке речи и голоса, которая пригодна для самостоятельного обучения.

    Упражнения на расслабление мышц лица

    1. Приоткройте губы

    Это упражнение снимает напряжение с мест, где оно часто прячется – челюстных мышц, мышц вокруг рта и глаз (когда рот открыт, мы перестаем щуриться и морщиться). Приоткрытые губы – это самое легкое упражнение, но оно работает. Оно расслабляет все мышцы лица, напрямую или косвенно.

    Фотографы просят девушек приоткрыть рот для придания их имиджу большей сексуальности и чувственности. С открытым ртом девушки не только выглядят сексуально, они выглядят более расслабленными, а значит более привлекательными.

    2. “Фыркающая лошадь”

    Еще одно эффективное упражнение для губ, ведущее к расслаблению всего лица. Сомкните губы вместе и слегка подайте их вперед, держа их вместе по внутренней стороне. Сделайте выдох с вибрацией губ. Дайте губам повибрировать, как выдыхают воздух лошади в мороз (при этом они качают головой, вам это делать не обязательно). Упражнение снимет напряжение с нижней части лица (напряженные губы не могут вибрировать, а значит вам придется их расслабить), а так же дает вам почувствовать границы губ, чтобы не прилагать излишних усилий для их смыкания во время речи.

    Хороший боксер не уворачивается от удара на пол метра, он уходит на 10 – 15 сантиметров, этого как раз достаточно чтобы удар противника не достал его. Так он может быстрее перейти в контратаку и не тратит лишних сил на увертывание. Подобно боксеру, излишние усилие при смыкании губ будет вам только мешать. Говоря звуки Б, П, М вам нужно просто сомкнуть и быстро разомкнуть губы, для этого надо чувствовать их границы и они должны быть расслаблены.

    Закройте ладонями уши и сделайте небольшие круговые движения, массируя голову в области ушей. В этой области головы часто скапливается много напряжения.

    Во избежание атаки сзади нашим животным предкам приходилось держать уши в остро. “Уши в остро” – это не просто старомодное выражение, это описание ситуации, когда во время стресса у нас наблюдается спазм мышц вокруг ушных раковин. Сегодня многие люди уже утратили способность шевелить ушами, но те, кто это могут делать даже немного, должны научиться расслаблять эти мышцы.

    Упражнения на расслабление гортани

    4. “Зевающий лев”

    Самое лучшее упражнение на расслабление мышц челюсти и снятия напряжения с голосовых связок. Запрокиньте голову назад и откройте рот так широко, как можете. При этом издайте звук, который напоминает громкое зевание с изменением тональности. Если при этом вам захочется позевать на самом деле, зевайте. Зевание – это лучше, чем просто открытый рот, оно расслабляет гортань, которая контролирует голосовые связки.

    На подсознательном уровне, обнажение горла и подъем подбородка – это манера поведения особи в состоянии полной безопасности, когда ее не могут атаковать. Наше же тело считывает свои же собственные сигналы и успокаивается. Вспомните зевающего льва и бояющуюся собаку в стае и вы сразу поймете связь между открытым горлом и спокойствием (а значит расслаблением и лучшим голосом).

    5. Пение буквы “М”

    Это упражнение создаст вибрации в голове и расслабляет мышцы гортани (мышцы гортани крепятся к голосовым связкам), следом идет расслабление мышц лица. Вы прочувствуете тембр вашего голоса, и еще очень важно, это удлинит ваш выдох (читайте пункт номер 9).

    Критерием того, что вы делаете это упражнение правильно будет служить небольшое щекотание от вибрации в области носа и губ.

    Упражнения на расслабление диафрагмы

    Если диафрагма напряжена, она рефлекторно передает напряжение в голосовые связки и голос звучит слабым. Мышцы лица и губы пытаются взять всю нагрузку на себя, компенсируя плохую работу нижней части “голосовой системы” и говорящий начинает выглядеть неествественно, он или она как будто кривляются. Результат – или сильная потеря дикции или избыточная мимика и потеря доверия. Без расслабленной, свободно двигающейся диафрагмы голосу не хватает “поддержки”. Диафрагма для речи – это как корни для дерева и пренебрегать ее ролью в работе над своим голосом, тоже самое что хотеть чтобы цветы в доме росли, но при этом не поливать их.

    Лягте на спину. Положите одну руку на грудь, другую на живот. Ваша задача при каждом вдохе поднимать руку на животе, при выдохе опускать ее. Рука на груди должна оставаться неподвижной. Чем чаще и дольше вы делаете это упражнение, тем больше правильное дыхание переходит в привычку. Когда упражнение закончено, делайте тоже самое в вертикальном положении, стараясь наполнить воздухом переднюю стенку и бока живота, но ни в коем случае не поднимайте при дыхании ни плечи, ни грудную клетку.

    Дышите животом, как это делают младенцы. До 3х лет дети еще не осознают мнение о себе их окружения и дышат естественно – животом. Они даже на вид напоминают маленьких пузатиков. Затем этим детям уже хочется выглядеть красиво и подтянуто… и подтяжка, конечно, происходит в области диафрагмы. С этих пор в нашу жизнь входит само-навязанное напряжение и его следствие слабый голос и нечеткая дикция. Плохой дикцией и слабым голосом обычно страдают боксеры и бодибилдеры из-за их привычки задерживать дыхание.

    Дышите животом и работающая на всю амплитуду диафрагма не просто придаст красоты вашему голосу, но и расслабит вас в целом.

    7. “Дрожь земли”

    Ноги на ширине плеч, руки и голова свободно висят вниз, глаза закрыты, живот выпячен вперед в полном расслаблении. Начните делать частые с небольшой амплитудой вибрационные движения в коленях. Еще лучше подойдет вибрационная машина (платформа, которая сильно и часто дрожит). Сотрясение всех клеток тела заставляет вас чувствовать очаги напряжения в теле, потому что напряженные клетки и расслабленные вибрируют по-разному. Польза двойная: 1. Вы понимаете какая часть тела у вас напряжена и можете осознанно ее расслабить или препятствовать дальнейшему напряжению 2. Напряженные мышцы расслабляются от вибрации сами.

    Это упражнение является секретным и продвинутые спикеры делают его за кулисами. Выдающийся спикер Тони Роббинс всегда стоит на вибрационной машине и прыгает на маленьком батуте за кулисами перед своими выступлениями (батут, кроме преимущества от вибрации, поднимает уровень его энергетики при первом контакте с людьми после выхода из-за кулис).

    Поперечно полосатые мышцы (как бицепс и трицепс например) при этом входят в приятный тонус, а гладкая мускулатура (мышцы голосовых связок и гортани) расслабляются.

    8. “Выйдите из туалета”

    Перестаньте задерживать дыхание в любой ситуации. Не кряхтите и не тужьтесь. Напряжение копится и часто, чтобы избавится от него надо просто перестать его накапливать. Выдыхайте всегда легко и свободно.

    В детстве у меня был друг, который позднее закончил наркотиками, тюрьмой и сейчас его уже нет. Что я отчетливо помню, так это то, что он постоянно кряхтел. Полагаю, кроме неправильного трактования мира и невзвешенных решений, черту в его жизни подвела простая вещь – он просто не мог справится с напряжением, которое он накапливал каждый день своей жизни, когда ему нужно было дышать – он не умел расслаблять диафрагму и искал выход хроническому напряжению. Да, все бывает так просто, как в фильме про доктора Хауза.

    9. Делайте выдох дольше

    Во время выдоха весь организм “впадает в спячку”. Во время выдоха сердцебиение медленнее, чем во время вдоха на 10-20%, а иногда и медленнее. Врачам знакомо такое понятие, как аритмия у спортсменов, когда замедление работы сердца при выдохе превышает допустимые границы. Вспомните наставления вашего тренера: “Выдох должен быть вместе с усилием!” чтобы сглаживать нагрузку на системы организма.

    В нашем организме есть две нервные системы: симпатическая (напрягающая) и парасимпатическая (расслабляющая). Выдох выключает напрягающую симпатическую нервную систему и активизирует расслабляющую парасимпатическую (речь идет о напряжении гладкой мускулатуры – сосудов, кишечника, а не поперечно полосатой – бицепса или трицепса).

    Если же вы, наоборот, будете осознано делать вдох дольше, а выдох резким и коротким, то ваше артериальное давление повысится а частота сердечных сокращений увеличится, что введет вас в состояние напряжения и стресса. Скорее всего вы так и делали до того, как вошли в состояние перенапряжения, но только не осознанно.

    10. Лежите на лопатках на болстере для йоги

    Болстер – это мешок с мягким содержимым, который напоминает свернутое в рулон одеяло. Его диаметр 15 – 20 см. Лягте на него лопатками и закиньте руки в стороны и вверх. Это упражнение растянет мышцы груди, живота и рук (растянутые мышцы не могут быть напряженными) и самое главное – растянет диафрагму, которая будет посылать сигналы спокойствия всему телу при каждом вдохе и выдохе. Организм будет прислушиваться к себе и успокоится от своего же дыхания. Дышите, как всегда, животом.

    11. Дыхание через одну ноздрю

    Поочередно подышите 3 раза через одну ноздрю, затем 3 раза через другую. В режиме нехватки кислорода организму приходится снижать свою жизнедеятельность и успокоение будет навязано вашему мозгу и телу, даже если он изначально хотел рвать и метать.

    Мое любимое упражнение. Помогает достичь здорового, равномерного тонуса в теле с одновременным расслаблением мышц лица, гортани (голосовых мышц) и диафрагмы. Настоятельно рекомендую сочетать с прослушиванием аудиокниг, чтобы “общаться с умным человеком” пока бежишь.

    Обильная оксигенация (насыщение кислородом) всех тканей организма питает тело невидимым “топливом” (кислород нужен для работы мышц и систем) и заставляет мозг рождать новые идеи во время и после пробежки. Ускоряя кровоток, бег выводит токсины из мышц и систем. Кроме того, здоровая вибрация во время бега указывает организму на очаги напряжения и он сам от них избавляется. Из минусов, бег противопоказан тем, кого беспокоят боли и дискомфорт в суставах.

    Мой знакомый заменил бег плаванием, но плавает исключительно в специальных наушниках под рекомендованные мной аудио-книги.

    источник

    Укрепляем детский язычок. Или о пользе артикуляционной гимнастики

    Наши дети сейчас стали меньше говорить, они все больше слушают и смотрят на экраны телевизоров и мониторов. А говорить в раннем детском возрасте – очень полезно! Развивается не только речь, но и укрепляются мышцы языка, губ, щек. Для органов артикуляции тренировка важна так же, как для ног и рук.

    У малоподвижного ребенка – мышцы слабые и вялые. Разговаривать с младенцем начинают всегда со звуков: «а-а-а», «у-у-у», «ау», «агу», «гули-гули», «тыка-тыка-тыка». Эти первые звукокомплексы и являются первой артикуляционной гимнастикой. Неспроста ребенку также дают облизывать разные предметы: игрушки, ложки, блюдца, жевать резиновые соски, прорезыватели для зубов. Так укрепляются мышцы челюсти, щек, языка (при облизывании формируется верхний подъем языка). У большинства современных детишек к пяти годам – «каша во рту», потому что язык «болтается», щеки впали, а губы напряжены и немного спастичны. Нехитрые упраж нения помогут укрепить или расслабить мышцы артикуляционного аппарата. Предлагаю несколько несложных упражнений.

    Упражнения для губ

    «Улыбка»

    Если у малыша губы зажаты, напряжены, самое лучшее упражнение – это «Улыбка». Нужно просто растянуть губы в улыбке, можно со звуком: «и-и-и» и удерживать 3-5 секунд, зубы при этом стоят друг на друге в положении «Заборчик».

    «Трубочка»

    «Трубочка» – губы вытянуты вперед, можно со звуком «у-у-у», при этом вырабатывается и закрепляется движение губ вперед. Можно сопровождать упражнение стихотворением:

    А затем попеременно «Улыбка»-«Трубочка» со звуками «иу-иу-иу». Так укрепляются боковые мышцы рта, важно при этом, чтобы плечи и шея были не напряжены.

    «Окошко»

    Для укрепления круговой мышцы рта и активизации верхней губы хорошо делать упражнение «Окошко»: зубки ставим друг на друга, открываем и закрываем рот, снова соединяя зубы. Так мы учим ребенка держать рот щироко открытым. Можно это упражнение делать в игровой форме, показывая ребенку, как скалится волк и стучит зубами. Это упражнение полезно также и в целях профилактики дисграфии. Так как в первом классе, когда ребенок только осваивает письмо, он проговаривает шепотом все звуки и незаметно контролирует движение рта, губ, языка, переводя акустический и кинестетический образ звука в графему. При произнесении отдельных гласных звуков («а», «о») челюсть опускается вниз.

    «Ниточка»

    «Ниточка» также укрепляет круговую мышцу рта и учит плотно сжимать, а потом разжимать губы, эффект – напряжение, расслабление. Закрыть рот и с силой сжать губы, контролировать, чтобы губы стояли симметрично друг на друге, зубы не выпячивались и не прикусывали нижнюю губу.

    Упражнения для щек

    «Щечки замерзли»

    «Щечки замерзли» – растираем щеки круговыми движениями пальцев рук, разминаем мышцы щек.

    «Хомяк»

    «Хомяк» – попеременно надуваем и сдуваем щеки, чередуем напряжение-расслабление, сопровождаем упражнение стихотворением:

    «Конфетка»

    «Орешек» или «Конфетка» имитируем языком, что сосем конфетку, упирая язык попеременно то в левую, то в правую щеку. Это упражнение хорошо для укрепления щечной мышцы и в дальнейшем для постановки звука [р]. При использовании стихотворения можно закрепить также ориентировку в пространстве – направо-налево:

    Упражнения для языка

    Упражнения для укрепления и расслабления мышц языка, пожалуй, самые важные в логопедической практике, так как язык участвует в производстве многих звуков. Если у ребенка язычок напряжен, то самое лучшее упражнение для расслабления «Накажем непослушный язычок». Для этого нужно открыть рот, высунуть язык и, пришлепывая его губами, двигать вперед, назад со звуком: «пя-пя-пя». А также хорошо прикусывать зубками кончик языка со звуком: «та-та-та».

    Чтобы укрепить вялый, со слабой мускулатурой язык используем следующие упражнения:

    «Лопатка»

    «Лопатка» – удержание напряженного распластанного на нижней губе языка на счет до пяти. При этом важно, чтобы рот был широко открыт, губы – в улыбке, нижняя губа не поддерживала язык и чтобы он не отклонялся в сторону.

    «Иголочка»

    «Иголочка» – удержание языка острым. Следует открыть рот вытянуть острый язык вперед, губы немного растянуты, язык не загибается ни вверх, не опускается вниз. Удерживать позу на счет до пяти.

    «Часики»

    «Часики» – это упражнение развивает подвижность языка, а также учит делать его острым. Рот открыть, высунуть язычок и качать его из стороны в сторону от правого уголка губ к левому, язык при этом не должен загибаться и касаться губ, важно следить, чтобы нижняя челюсть при этом оставалась неподвижной.

    «Качели»

    «Качели» – упражнение на укрепление мышц языка для верхнего подъема. На верхнем подъеме языка у нас формируются многие звуки: [р], [р’], [л], [л’], [д], [д’], [т], [т’], [ш], [ж], [щ], [ч].Обычно в речи ребенка отсутствуют сонорные и шипящие звуки, причиной тому могут быть ослабленные мышцы языка. Суть упражнения «Качели» – при раскрытом рте поднимать язычок вверх-вниз, имитируя движения качелей. При этом развивается точность и активность кончика языка, умение быстро менять его положение, необходимо следить, чтобы нижняя челюсть и губы оставалась неподвижными, язык был широким, а нижняя губа не помогала поддерживать язык.

    Можно также использовать потешку:

    «Вкусное варенье»

    «Вкусное варенье» – упражнение направлено на укрепление и верхний подъем кончика языка. Это упражнение хорошо использовать при подготовке к постановке звук [ш], так как движение передней части языка вперед и вверх близко к форме чашечки, которую язык приобретает при произнесении данного звука. При этом важно следить, чтобы работал только язык, чтобы ему не помогала нижняя губа и челюсть, язык должен оставаться широким, а его боковые края касаться уголков губ.

    «Почистим зубки языком»

    «Почистим зубки языком» – это упражнение направленно на активизацию кончика языка, как для верхнего подъема, так и его гибкости при нижнем положении. Имитируем чистку зубов языком, рот при этом широко открыт, нижняя челюсть неподвижна, язык должен быть широким и двигаться снизу вверх. Сначала почисти нижние зубки с одной и с другой стороны, затем от коренных зубов к центру верхние зубы с той и с другой стороны, важно, чтобы кончик языка доставал до десен. Упражнение полезно при постановке звуков [ш], [р], [л], [щ].

    «Маляр»

    «Маляр» – движения кончиком языка по небу, как будто мы красим «потолок» во рту, рот широко открыт. Упражнение укрепляет мышцы языка для верхнего подъема, особенно хорошо использовать при постановке звука [р].

    «Киска лакает молоко»

    «Киска лакает молоко» – движения языком вперед-назад, при задвижении в ротовую полость боковые края языка немного загибаются, как будто образуя ковшик. Это упражнение тренирует умение быстро менять положение языка, укрепляет его боковые мышцы, растягивает подъязычную связку (уздечку) также хорошо для постановки звука [ш], и [р], при постановке последнего очень важна хорошая растянутость уздечки.

    «Лошадка»

    «Лошадка» – поцокивание языком, как лошадка. Упражнение хорошо растягивает подъязычную связку, укрепляет верхний подъем языка, используют при постановке звука [р]. При этом очень важно, чтобы рот был открыт, а нижняя челюсть оставалась неподвижной.

    «Грибок»

    «Грибок» – распластанный язык останавливается в «Лошадке» наверху и прилипает к небу, это положение растягивает уздечку и закрепляет верхнее положение языка, так необходимое для звуков [ш], [р].

    «Дятел»

    «Дятел» – одно из важных упражнений для постановки звука [р]. Рот широко открыт, стучим кончиком языка за верхними зубами по альвеолам со звуком: «д-д-д-д». Звук [д], вообще, является основополагающим для постановки [р], так как помогает долго удерживать язычок наверху. Сначала произносим «д-д-д» в замедленном темпе, затем ускоряем темп и произносим более интенсивно и отчетливо. При выполнении этого упражнения очень важно следить, чтобы рот все время был открыт, работает только язык, нижняя челюсть неподвижна, губы в улыбке, кончик языка не должен подворачиваться, а характер звука должен быть в виде четкого удара, а не хлюпающим. Это одно из самых сложных упражнений, поэтому выполнять его следует после закрепления всех вышеперечисленных. Так как необходимо, чтобы были хорошо укреплены мышцы рта и губ, рот должен уметь держаться открытым долгое время неподвижно, язык легко подниматься наверх, нижняя челюсть стоять на одном месте и не мешать.

    Все эти нехитрые упражнения можно начинать проводить с малышом с 1 года в игровой форме, имитируя движения разных предметов и животных, сопровождая песенками, потешками, хлопками. Важно при этом сначала самому показать движение, чтобы ребенок закрепил его зрительно. Так, можно весело и с пользой дела провести время с любимым чадом, а к пяти годам иметь хорошее звукопроизношение даже самых сложных групп звуков, ведь артикуляционная гимнастика является одним из самых важных компонентов логопедической работы.

    Задайте вопрос логопеду.

    источник

    Программа комплексного коррекционного воздействия при дизартрии

    Ольга Трифонова
    Программа комплексного коррекционного воздействия при дизартрии

    Дизартрия — это нарушение дыхания, звукопроизношения, голосообразования, обусловленное нарушением иннервации речевого аппарата.

    При дизартрии необходим комплексный медико – психолого – логопедический подход.

    1. Медицинское воздействие.

    В сопроводительной записке к неврологу логопеду следует описать:

    — тонус лицевой мускулатуры (челюсти, щёк, губ, лба, носогубных складок);

    — мимику (имеются ли синкинезии (сопутствующие движения других мышц);

    — язык при полуоткрытом рте (выражен ли кончик, девиация, тремор, беспокойство, цианоз, саливация);

    — наличие ММД, МСД признаков (недоразвитие психических процессов);

    — наличие признаков гипертензионного синдрома (гипердинамия).

    фармакотерапия — для восстановительного лечения используются следующие препараты в комплексе:

    — нейрометаболические церебропротекторы — препараты, улучшающие метаболизм (обменные процессы в нервных тканях) – продуцируют энергию в нервные клетки, обогащают их витаминами, защищают мозг от воздействия гипоксии, способствуют снижению клинического проявления минимальной мозговой дисфункции (ММД) и восстановлению высших корковых функций, уменьшает интеллектуальные и мнестические расстройства, нормализует вегетативную функцию неврологического статуса, улучшает метаболизм (Церебролизин, Ноотропин, Кортексин, Пирацетам, Пантогам, Актовегин, Фезам);.

    — ангиопротекция — препараты, улучшающие мозговое кровообращение (Фезам);

    — дигидратация, процесс промывания мозга — препараты, заставляющие усиливать циркуляцию крови (Аспаркам К, Оротат К);

    — гепатопротекция — препараты для улучшения работы печени, фосфолепидного обмена (Эссенциале, Гепатрин);

    — минераловитаминный комплекс (Биовиталь, Витамин В);

    — противосудорожная коррекция (при повышенном пороге судорожной готовности – препараты, предотвращающие заикание и эпилепсию);

    — мочегонные (дегидратационные) – для снижения внутричерепного давления (гипертензия) – выводят лишнюю жидкость, нормализуют гипердинамию, особенно вечернюю.

    Вместе с мочегонными препаратами необходимо принимать калий (Оротат калия);

    — корректоры поведения — противосудорожные и рассасывающие лекарства.

    Рассасывающие – с целью уменьшения разрастания фиброзной, рубцовой ткани, которая замуровывает нервные клетки и волокна (при цитоплазмозе – Лидаза, Алоэ).

    Противосудорожные – при заикании и эписиндроме (Фенибут, Пантогам может усилить судороги).

    Препараты-нейролептики, регулирующие эмоциональные и поведенческие реакции (Рисполепт).

    2. Психологическое воздействие.

    Развитие психических функций:

    А) формирование работоспособности (частая смена видов деятельности, гимнастика для шеи, физминутки);

    Б) развитие мышления, памяти, внимания, воображения.

    Снижение, расстройство работоспособности, внимания, памяти, восприятия говорит о наличии ММД, МСД.

    3. Логопедическое воздействие:

    А) нормализация или улучшение мышечного тонуса:

    — артикуляционная гимнастика (непроизвольная, произвольная);

    Б) развитие фонематического слуха и восприятия; процесса анализа и синтеза;

    В) работа над физиологическим, речевым дыханием; голосом; просодикой.

    3. Логопедическое воздействие при дизартрии.

    Нормализация мышечного тонуса.

    Гипертонус языка — это повышенный, излишне напряжённый, тонус мышц.

    80 % межзубного произношения — спастика (непроизвольное сокращение вследствие нарушения проводимости нервных импульсов по причине травмы спинного или головного мозга) спинки и корня языка.

    1. Работа по нормализации тонуса языка в статике.

    Сначала просим ребёнка вытянуть язык вперёд и определяем дальность выведения, тонус. Если язык сжат по краям «колбаской», то язык находится в полной спастике, т. е. в гипертонусе.

    Коррекция: — медикаментозное лечение, электрофорез со спазмалитиками на воротниковую зону;

    — термоаппликация теплом на шейно-воротниковую зону и язык через использование тёплой жидкости (тёплый марлевый компресс);

    — расслабляющий массаж на шейно-воротниковую зону и язык (выглаживающие движения от корня к кончику языка рамочным зондом без механической фиксации кончика).

    2. Работа по нормализации тонуса языка в динамике:

    — распластывание языка с помощью артикуляционной гимнастики

    — удерживать расслабленный язык до 30 сек. вне рта;

    — повышение тонуса языка («Иголочка»);

    — дифференциация тонуса («Иголочка» — «Блинчик») с открытыми и закрытыми глазами;

    — расслабление и напряжение языка в ротовой полости.

    Гипотонус языка — мышечная слабость, невозможность удерживать мышцы в определенном положении в течение длительного времени.

    Если язык широкий, при нажатии зубами остаются отпечатки – это ярко выраженная паретичность (ослабление произвольных движений, обусловленное поражением двигательных центров спинного и/или головного мозга).

    1. Работа по нормализации тонуса языка в статике.

    — тонизирующий массаж на шейно-воротниковую зону (холодный компресс до 1 мин.);

    — термоаппликация холодом на язык (кусочек льда на всю поверхность языка до 20 сек. 3 – 5 подходов);

    — тонизирующий ручной массаж языка или с помощью зондов от кончика к корню;

    2. Работа по нормализации тонуса языка в динамике:

    — улучшение тонуса через движение («Белочка»).

    — удерживание тонуса через движение («Часики» с промежуточным движением по средней линии);

    — дифференцирование тонуса («Лопаточка» — «Иголочка»);

    — формирование правильного артикуляционного уклада.

    Артикуляционная гимнастика при дизартрии.

    Проводится параллельно с нормализацией тонуса языка.

    1. Вылизывание тарелки без помощи рук 5 – 7 раз в день. Начинать с капелек на ширину языка.

    2. Жевательная гимнастика. Жевать морковку, огурцы, порезанные соломкой, корочку хлеба жевательными зубами.

    3. Работа по нормализации и дифференциации тонуса с помощью традиционных упражнений артикуляционной гимнастики.

    4. Формирование правильного артикуляционного уклада.

    При дизартрии может наблюдаться девиация (отклонение) языка в плоскости.

    В динамике язык отклоняется в сторону от средней линии (в сильную сторону, а не в здоровую или больную).

    Если во рту если язык смещён в сторону и оттянут назад, то это спастика. Если же язык заворачивается на ребро, то это паретичность.

    1. Работа над артикуляционными движениями:

    — выводим язык вперёд и отправляем в противоположную сторону от отклонения в угол рта (механически) и снова возвращаем на среднюю линию. Делаем до тех пор, пока угол отклонения не уменьшится;

    — выводим язык изо рта и отводим 2-3 раза в противоположную от отклонения сторону, возвращая на среднюю линию; 1 раз в сторону отклонения с возвращением на среднюю линию;

    — упр- ие «Часики» с возвращением на среднюю линию;

    — упр – ия на дифференциацию тонуса: «Лопатка» — «Иголочка» вне рта; «Горка» — «Растаяла горка» во рту.

    2. Формирование правильного артикуляционного уклада.

    Гимнастика для шеи.

    Цель: — нормализация оттока крови от ГМ (нормализация внутричерепного давления);

    — профилактика шейного остеохондроза.

    1. Посмотреть на плечо – за спину – на плечо – за спину.

    2. Нарисовать подбородком круг впереди себя.

    3. Вдавить голову в шею («пружинка»).

    4. Сделать круг головой вправо, влево.

    5. Выполнить круг плечами: вверх – назад; вверх – вперёд.

    6. «Велосипед» — круг двумя плечами вперёд; двумя плечами назад; одним вперёд – другим назад.

    Контрастотермометрия.

    Контрастотермометрия применяется на область лица, шеи, языка.

    Цель: — воздействие на сократительную способность мышц на рефлекторном уровне посредством разницы температур для нормализации тонуса.

    Марлей в 4-6 слоёв с проделанным отверстием для носа накрывать лицо от волосистой части головы до шеи. Сверху положить целлофан и одеяльце.

    Чередовать горячую и холодную маски. Чем выше контраст, тем больше эффект. Курс – 21 день.

    При спастике: холод – тепло (х — т);

    При паретичности – тепло – холод (т — х).

    В тяжёлых случаях через 21 день повторить маски на лицо до достижения эффекта.

    При спастике: (х – т – х – т – х – т) + (т – т – т).

    При паретичности: (х – т – х – т – х – т) + (х – х – х).

    Дифференцированный массаж языка при дизартрии. [/b]

    При спастичности необходим расслабляющий массаж от корня к кончику языка. При паретичности – от кончика к корню для повышения тонуса.

    Гиперкинетическая готовность языка (непроизвольное сокращение мышц языка).

    При гиперкинезах противопоказан массаж языка, применяется следующий алгоритм:

    1. Контрастные термоаппликации на язык («холод – тепло»).

    2. Выработка удержания позы языка через напряжение – расслабление («Иголочка», «Лопаточка»; чередование «Иголочка» — «Лопаточка»).

    3. Формирование артикуляционных движений. Начинать с нескольких раз, доводя до 20 – 30 раз.

    4. Формирование цепочки артикуляционных движений.

    Снижение тонуса на корень языка.

    Если кончик языка приподнят вверх, а корня не видно, то это говорит о снижении тонуса на корень языка. При этом кончик языка может быть в спастике. В движении корень языка сильно сужен, всё остальное широкое, рыхлое. Работа над нормализацией тонуса ведётся через движение:

    1. Максимально выдвинуть язык вперёд, кончик языка повернуть вниз, завести язык за нижние зубы. Следить, чтобы корень языка не убегал назад, в рот. Учить удерживать позу.

    2. Повышение тонуса коря языка вне ротовой полости, затем во рту («Часики», «Лопатка», «Иголочка»).

    Сочетанное нарушение тонуса языка.

    Если язык смещён кзади, спинка и корень напряжены, а кончик языка в норме, то это сочетанное нарушение тонуса (в корне тонус повышен, а в кончике норма):

    1. Контрастная термоаппликация на корень и спинку языка (тепло – холод — тепло).

    2. Выглаживание корня языка.

    3. Учить выдвигать язык изо рта и заносить в рот по средней линии.

    4. Учить управлять тонусом языка («Часики», «Язык вперёд – в щёку», «Лопаточка» — «Иголочка», «Горка» — «Горка растаяла»).

    Сочетанный тонус может быть выражен в спастичности корня и паретичности кончика:

    1. Локальные термоаппликации (на корень и спинку тепло- холод – тепло, на кончик холод – тепло – холод).

    2. Тонизирующий пальцевый массаж кончика языка.

    3. Выглаживание корня язие языка.

    4. Чередование упражнений на напряжение – расслабление языка.

    Классификация речевых нарушений Речь и нарушения речи изучают многие науки: медицина, психология, педагогика, лингвистика, психолингвистика и др. Каждая из них рассматривает.

    источник

    рекомендации для родителей
    методическая разработка по логопедии по теме

    Рекомендации для родителей

    для проведения артикуляционной гимнастики

    Артикуляционная гимнастика

    Рекомендуется для выполнения детям от 3 лет, включая взрослых, если они хотят улучшить дикцию, избавиться от акцента

    Система артикуляционных упражнений..

    Цель артикуляционной гимнастики – выработка правильных, полноценных движений артикуляционных органов (языка, губ, нижней челюсти и т.д.), необходимых для правильного произношения звуков. Артикуляционная гимнастика бывает двух видов: пассивная (взрослый выполняет движения за ребенка) и активная (ребенок самостоятельно выполняет упражнения). Пассивные движения постепенно переводятся в пассивно-активные, а затем и в активные. Артикуляционные упражнения бывают беззвучными и с участием голоса.

    Зачем нужна артикуляционная гимнастика?

    Выполнение артикуляционных упражнений полезно в любом возрасте, так как четка артикуляция – основа хорошей дикции. Артикуляционные упражнения для детей с нарушениями звукопроизношения – необходимость. Они подготавливают артикуляционный аппарат ребенка к постановке звуков (это задача логопеда). Четкие ощущения от органов артикуляционного аппарата – основа для овладения навыком письма.

    Советы родителям. Как проводить артикуляционную гимнастику?

    1. Артикуляционная гимнастика обязательно должна проводиться систематично, в противном случае новый навык не закрепиться. Желательно заниматься 2 раза в день (лучше, чтобы после последнего приема пищи прошло не менее 1 часа).

    2. В процессе выполнения необходимо следить за качеством выполнения движений, снижение качества – признак переутомления, лучше этого не допускать.

    3. Артикуляционные упражнения необходимо выполнять перед зеркалом. Размер зеркала должен быть таким, чтобы ребенок видел в нем себя и взрослого.

    4. В начале занятий упражнения нужно выполнять в медленном темпе.

    5. Прежде чем начать занятия, лучше познакомить ребенка с названиями артикуляционных органов. Такое знакомство лучше провести в форме сказки. В результате ребенок должен усвоить названия органов: зубы, нижняя и верхняя губа, небо, язык.

    6. Все упражнения должны выполняться точно и плавно, иначе артикуляционная гимнастика не имеет смысла.

    7. Важно сформировать у ребенка мотивацию к занятиям артикуляционной гимнастикой, ни в коем случае нельзя заставлять детей выполнять эти упражнения, однако необходимо постоянно стимулировать. Например, рассказать ребенку, что герой любимого мультфильма только покажет ребенку новую серию только в том случае, если ребенок выполнит упражнения. Если у ребенка долго не получалось выполнить то или иное упражнение и вот, наконец, получилось, можно купить торт и отпраздновать это событие.

    Упражнения для мышц мягкого неба и глотки.

    Глотание капелек воды, слюны. Можно набирать сладкую воду в пипетку и капать ребенку на мягкое небо, стимулируя глотание.

    Резкое отрывистое произнесение звуков: а-а-а; э-э-э; аэ-аэ-аэ.

    В наиболее трудных случаях полезно использовать механические раздражители для активизации мягкого неба – металлические шпатели, бумажные трубочки, деревянные палочки.

    Упражнения для нижней челюсти.

    Открывание и раскрывание рта. Причем как свободное, так и с сопротивлением рукам взрослого.

    Движения нижней челюсти влево-вправо.

    Упражнения для щек.

    Надувание щек: обеих одновременно и попеременно.

    Перегонка воды из одной щеки в другую.

    Втягивание щек в ротовую полость между зубами.

    Упражнения для губ.

    Улыбнуться, не обнажая зубы.

    «Заборчик», улыбнуться так, чтобы были видны верхние и нижние зубы.

    «Волчонок», выполнить упражнение «заборчик» и приоткрыть рот на расстояние 2-3 см. При этом видны верхние и нижние зубы.

    «Трубочка». Вытянуть губы вперед, при этом челюсти сомкнуты.

    «Окошко». Выполнить «трубочку» и приоткрыть рот.

    «Прячем губки». Втянуть губы к зубам.

    Вибрация губ (фырканье лошади).

    «Трубач». Из положения «трубочка» — движения губ влево-вправо.

    Удержание губами карандашей, стеклянных трубочек, пуговиц, фасоли.

    Выплевывание губами семечек, риса, гороха.

    Упражнения для укрепления кончика языка, расслабления корня языка, растягивания подъязычной складки («уздечки»).

    «Лопатка». Широкий язык спокойно лежит на нижней губе.

    «Часики». Отведение кончика языка к углам рта вправо-влево. Нижняя челюсть при этом неподвижна.

    Покусывание языка зубами по всей его поверхности, постепенно высовывая язык и снова его втягивая.

    «Качели». Рот широко открыт, движения языка вверх-вниз, за верхние зубы – за нижние зубы.

    Вялый, спокойный язык просовывается между губами, рот приоткрыт, но не широко. Ребенок произносит: пя-пя-пя.

    Сплевывание с кончика языка риса, гороха, семечек.

    Слизывание капель сладкой воды кончиком языка с вогнутой поверхности ложек.

    «Расческа». Почесывание языка о верхние зубы.

    Пересчитывание зубов, упираясь кончиком языка в каждый.

    Переворачивание во рту кубиков из хлебных корок, грецких орехов.

    «Вкусное варенье». Слизывание варенья с верхней и нижней губы попеременно. Круговое облизывание губ.

    Вылизывание тарелок всей поверхностью языка.

    «Иголочка». Суживание и заострение языка – тянемся языком к зеркалу.

    «Лошадка». Улыбнуться, щелкать языком громко и энергично. Нижняя челюсть неподвижна, двигается только язык.

    «Индюшата». Улыбнуться, открыть рот, язык поднять к верхней губе и загнуть вверх. Двигать языком по верхней губе вперед-назад, произнося: бла-бла-бла.

    «Горка». Улыбнуться, открыть рот, кончик языка упереть в нижние зубы, язык не должен выпячиваться вперед.

    «Маляр». Улыбнуться, открыть рот, язык поднять вверх и кончиком языка водить вперед-назад по небу.

    «Дятел». Улыбнуться, открыть рот, поднять язык вверх. Кончиком языка с силой касаться бугорков за верхними зубами, произнося «д-д-д».

    Упражнения для активизации мышц шеи, гортани

    (выполняются с закрытым ртом).

    Запрокидывание головы назад.

    Поворот головы вправо-влево.

    Наклоны головы вправо-влево.

    Руки в «замке» на затылке, отклонение головы назад с сопротивлением рук.

    Сжатые в кулак кисти подпирают подбородок, наклоны головы вперед с сопротивлением рук.

    источник