Мимические упражнения для коррекции произношения у детей
Мимика нужна человеку не только для выражения эмоций. Она играет важную роль в формировании правильного произношения, поэтому логопеды уделяют ей отдельное внимание, включая в комплексы коррекционных упражнений. Чем и когда полезна мимическая гимнастика для детей?
Польза мимической гимнастики
Мимическая гимнастика – неотъемлемая составляющая занятий по постановке или коррекции произношения у дошкольников. Особенно она показана детям с недоразвитием или задержкой речевого развития, заиканием, дизартрией и другими проблемами звуковоспроизведения. Применяют ее вместе с артикуляционными упражнениями. Что дает такой тандем?
- Подготавливает мышцы и нервные окончания к коррекционной работе.
- Способствует четкости дикции.
- Оттачивает артикуляцию.
- Расслабляет мышцы лица.
- Развивает владение мышцами артикуляционных органов (языка, губ, щек).
Чтобы упражнения для мимики принесли пользу, важно делать их регулярно, соблюдая простые правила.
- Упражнения необходимо выполнять строго перед зеркалом (лучше большим), чтобы малыш видел в нем движения – как свои, так и логопеда.
- Во время занятий каждое упражнение акцентируют на одной группе мышц.
- Мимические упражнения для детей выполняются спокойно, плавно, без особых усилий, но при этом ритмично.
С какого возраста можно заниматься с малышами гимнастикой на мимику? С того момента, как родители выяснили, что ребенку нужна речевая коррекция. Обычно это 3–4 года, то есть возраст младших дошкольников. Кстати, в коррекционных детских садах такие занятия тоже активно используют. Проводят их в игровой форме, что наиболее интересно для малышей данного возраста.
Если ваш ребенок имеет проблемы с дикцией, но не посещает коррекционный садик, обязательно запишите его к хорошему логопеду и занимайтесь в частном порядке.
Примеры упражнений
Вот несколько простых упражнений для развития мимики, которые можно выполнять и дома.
- Я удивляюсь (поднять брови высоко).
- Я сержусь (малыш хмурит брови, не включая в движение губы).
- Я испугался (ребенок широко раскрывает глаза).
- Скупая улыбка (дошкольник растягивает в улыбке только сомкнутые губы, глаза не участвуют).
- Кривая улыбка (участвует только один уголок рта, двигаясь к уху). Повторить в другую сторону, затем чередовать.
- Рыба. Открыть рот, задержать до счета 5, закрыть;
- Пила. Рука лежит на подбородке, малыш двигает нижней челюстью в стороны, не поворачивая головы.
- Жвачное животное. Дошкольник двигает нижней челюстью по очереди во всех направлениях (вверх и вниз, вперед и назад).
- Я нюхаю. Малыш раздувает ноздри, вдыхая.
- Хитрюга. Нужно сузить глаза, как щелочки.
- Презрение. Во время улыбки ребенок сморщивает нос и поднимает верхние губы.
- Отвращение. Нижнюю губу необходимо вытянуть вниз.
- Жмурки. Малышу необходимо с силой зажмурить и раскрыть глаза.
- Засыпаю. Ребенок медленно закрывает и открывает глаза.
- Начеку. Глаза закрываются поочередно.
- Подмигиваю. Дошкольник подмигивает сначала одним, затем другим глазом.
Подобных упражнений и игр для детей дошкольного возраста можно найти немало. Чудодейственным средством они не являются, не стоит уповать только на них, если у ребенка серьезный диагноз. Но в комплексе с другими занятиями и лечением (когда оно показано) мимическая гимнастика вносит существенный вклад в коррекцию звукопроизношения у детей. И, как известно, откладывать этот процесс не стоит, иначе можно упустить драгоценное время.
источник
Артикуляционно-мимическая гимнастика
4230
Эти упражнения помогают создать нервно-мышечный фон для выработки точных и координированных движений, необходимых для звучания полноценного голоса, ясной и четкой дикции; предотвратить патологическое развитие движений артикуляции, а также снять излишнюю напряженность артикуляционной и мимической мускулатуры; выработать необходимые мышечные движения для свободного владения и управления частями артикуляционного аппарата. Идет тренировка мышц нижней челюсти, губ, языка, мышц глотки и мягкого неба, мимических мышц. Для этого используются статические и динамические упражнения.
Рекомендации при выполнении упражнений
• выполнять упражнения только перед зеркалом;
• избегать сопутствующих движений (работает только группа мышц);
• выполнять упражнение в спокойном темпе, без усилий, стремясь к плавному и ритмическому выполнению движений.
Комплекс упражнений артикуляционно-мимической гимнастики
– нахмурить брови, с угрозой произнести «А-а!»;
– удивленно-радостно вскинуть брови, произнести с восхищением
– зажмуриться – «распахнуть» глаза;
– поочередно закрывать и открывать то правый, то левый глаз;
– озорно, со значением подмигивать;
– спокойно закрывать и открывать глаза, максимально расслабляя мышцы век;
– перекатывать воображаемый шарик во рту (поочередно надувать щёки);
– «полоскать рот» воображаемой водой.
– сложить губы в трубочку («у-у-у»);
– двигать губами от правой щеки к левой;
– расслабить язык на нижней губе, «пошлепать» его губами
– пощелкать языком, присасывая строго по средней линии;
– вяло, лениво «пожевать манную кашу» («мня, мня, мня»);
ДЛЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
( тексты стихов Е.С. Анищенковой)
Слегка приоткрыть рот и широким передним краем языка облизать верхнюю губу сверху вниз, но не из стороны в сторону.
Вот грибок на тонкой ножке —
Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и, прижав широкий язык всей плоскостью к небу, широко открыть рот. Язык будет
напоминать тонкую шляпку грибка, а растянутая подъязычная
Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и кончиком языка “покрасить” нижние зубы., совершать движения языком сначала из
стороны в сторону, потом снизу вверх. ( Только верхние зубы).
Улыбнуться без напряжения, так, чтобы были видны передние
верхние и нижние зубы. Чтобы показать ребенку, как это сделать,
надо про себя произнести звук ”и”. Удерживать в таком положении
1. Приклеить кусочек леденца к небу, достать его кончиком языка.
2. Предложить ребенку улыбнуться, показать зубы, открыть рот и
кончиком языка дотянуться до леденца.
Рот широко раскрыть. Вдох через рот : имитация зевоты.
Вытянуть сомкнутые губы вперед трубочкой. Удерживать в таком
положении под счет от 5 до 7.
Рот приоткрыть. Поочередно упираться языком в щеки, имитируя
Рот закрыть, губы плотно сжать, щеки надуть. “Полоскать” рот воздухом.
Немного приоткрыть рот, спокойно положить язык на нижнюю губу и, пошлепывая его губами, произносить звукосочетание : “пя-пя-пя”.
Улыбнуться, открыть рот, постучать кончиком языка за верхними зубами, при этом четко произносить звук ; “ д-д-д-д…” — сначала
медленно, затем темп увеличить.
Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и, присасывая язык к небу, пощелкать кончиком языка. Рот широко открывать.( Как лошадка цокает копытами).
Рот широко раскрыть. Язык медленно горизонтально передвигать
из стороны в сторону, тянуть язык к уголкам рта.
Поочередно менять положение языка 4-6 раз.
Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот, положить широкий язык за нижние зубы с внутренней стороны и удерживать в таком
положении под счет от одного до пяти, затем поднять широкий язык
за верхние зубы и удерживать под счет от одного до пяти.
Поочередно менять положение языка 4-6 раз.
Мы с моей подружкой Светкой
Улыбнуться, приоткрыть рот, “пожевать” передними зубами.
Приоткрыть рот, положить язык на верхнюю губу и производить
движения широким передним краем языка по верхней губе вперед и назад, стараясь не отрывать язык от губы, поглаживать ее. Сначала
производить медленные движения, затем ускорить темп и добавить
голос, пока не послышиться “бл-бл-бл…”.
Рот закрыть, губы плотно сжать, щеки надуть. Имитировать полоскание рта водой.
Раздвинуть губы в широкой улыбке, затем вытянуть вперед
(“трубочка”). Чередовать движения 6-7 раз.
Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий передний край языка на нижнюю губу. Удерживать в таком положении на счет
Улыбнуться, приоткрыть рот, приклеить язык к небу.
повторении упражнения надо стараться открывать рот все шире и
все дольше удерживать язык в верхнем положении.
Как волшебник наш Николка –
Лопатку превратил в иголку.
Улыбнуться, выложить широкий язык на нижнюю губу, затем сделать язык узким, а кончик языка – острым.
Улыбнуться, приоткрыть рот, вытянуть вперед язык, кончик языка загибать вверх.
Вытянуть губы трубочкой и длительно подуть на ватный шарик, который лежит на столе. Воротами могут служить два кубика или коробочка.
Водить кончиком языка по верхним и нижним зубам.
Совершать по 5 движений справа налево и слева направо.
Приглашает нас в свой домик.
Улыбнуться, открыть рот, “погладить” кончиком языка твердое небо, совершая движения вперед и назад.
И гудит наш пароход — “ыыыы”!
Приоткрыть рот и длительно произносить звук “ыыыыыы”
— имитация гудка парохода. Обратить внимание ребенка, что
широкий кончик языка прижат к небу и не двигается.
Предложить ребенку длительно произнести звук “ш”. Передний край языка находится за верхними зубами, губы округлены, выдыхаемая струя воздуха теплая.
Предложить ребенку длительно произнести сочетание “дрррр…..”. Широкий кончик языка приподнят к небу и дрожит.
Улыбнуться, приоткрыть рот, стучать кончиком языка по небу за верхними зубами, произносить “ттттттт…”.
Облизывать зубы снаружи и внутри по 3-5 движений в каждую сторону.
Улыбнуться, приоткрыть рот, вытянуть как можно дальше язык между зубами, быстро убрать внутрь рта. Повторять 5-6 раз.
С братом мы возьмем насос-
Преложить ребенку длительно произнести звук “сссс…”. Обратить его внимание, что при произнесении звука язык находится за нижними зубами, губы в улыбке, выдыхаемая струя воздуха холодная.
Улыбнуться, выложить широкий язык на нижнюю губу, затем сделать язык узким, а кончик языка – острым.
Опускать и поднимать нижнюю челюсть.
Вытянуть губы вперед трубочкой и длительно дуть на ватный шарик, зафиксированный на ниточке.
Округлить губы как при произнесении звука “о”.
Затем имитировать захват губами ягоды земляники.
Улыбнуться, приоткрыть рот. Прижать кончик языка к нижним зубам, выгнув при этом спинку языка.
Улыбнуться, приоткрыть рот. Прижать кончик языка к нижним зубам, при этом спинку языка поднимать и опускать.
Растянуть губы в улыбке. Поизносить: “ням-ням-ням….”
Затем вытянуть губы вперед, длительно произнести “ууууууу…”.
Имитировать высасывание сока через тоненькую трубочку.
Колбаски просит он кусочек.
Вылизывать широким языком блюдце, намазанное выреньем.
источник
Упражнения детской мимической гимнастики
картотека
Использование мимической гимнастики при проведении логопедических занятий является неотъемлемой частью работы по постановке и корректировке звуков у детей с различными нарушениями произношения (общее недостаточное развитие речи, задержка речевого развития, дизартрия, заикание и др.). Мимическая гимнастика для детей и артикуляционные упражнения, которые используют в работе с детьми дошкольного возраста логопеды, дают возможность подготовить мышцы и нервные окончания для дальнейшей работы по постановке звуков, четкой дикции, более точных движений артикуляционного аппарата во время речи. Помогают не допустить развитие неестественных артикуляционных движений, позволяют расслабить мускулатуру лица, тренируют владение и управление мышцами языка, губ, неба. Эти цели преследуют как статические, так и динамические упражнения.
Для получения хорошего результата необходимо соблюдать ряд рекомендаций:
все упражнения выполнять перед зеркалом. В идеале — это должно быть большое зеркало, в котором дошкольник будет видеть и себя, и логопеда;
акцентировать внимание при выполнении упражнения только на одной группе мышц;
упражнения выполнять плавно, ритмично и спокойно, не делая значительных усилий.
Ниже приведены различные упражнения, цель которых — развитие и укрепление мимических мышц с пошаговым описанием.
«Сморщить и растянуть лицо»
нахмурить лоб и брови, насупиться. На лбу при этом образуются вертикальные морщины;
радостно и восхищенно вскинуть брови. На лбу при этом должны образоваться горизонтальные морщины.
«Закрывание и открывание глаз»
сильно зажмурить и открыть глаза;
медленно закрывать и открывать глаза;
поочередно закрывать сначала левый, потом правый глаз;
поочередно подмигивать правым и левым глазом.
губы и зубы сомкнуты. Губы растянуть в стороны, уголки попеременно поднимать вверх, а затем опускать вниз;
обнажить зубы, затем снова сомкнуть губы;
пофыркивание с вибрацией губ;
вытянуть губы в трубочку, а затем растянуть их в улыбке, обнажая зубы.
«Поднимание и опускание углов рта»
попеременно поднимать уголки рта со сжатыми челюстями;
один за другим опускать уголки рта. Лицевые мышцы расслаблены, нижняя челюсть опущена, глаза закрыты;
поочередно опускать уголки рта, челюсти при этом сжаты, губы сомкнуты.
«Надувание щек»
«помидоры-толстяки» — надуваем щеки;
«петрушки-худышки» — втягиваем щеки;
поочередно надуваем правую, потом левую щеки;
округлить рот как при произнесении звука «о»;
сморщить нос и шепотом сказать «фу»;
улыбнуться, показав сомкнутые зубы
Выполнять упражнения с ребенком (или группой детей) можно в игровой форме. Игра заинтересует их больше, чем простое выполнение движений перед зеркалом. Ниже приведены несколько таких игр.
Возможны различные варианты игры.
Оборудование: маски с изображением различных эмоций (грусть, радость, удивление, скука, тоска, страх), а также сказочных персонажей.
Первый вариант
Педагог поочередно надевает маски (или просто показывает их) и просит повторить то выражение лица, которое изображено на маске, и назвать его. Действия сопровождается пояснениями педагога.
Вопросы для обсуждения игры:
Какие эмоции вы чаще всего наблюдаете у друзей (мамы, бабушки, воспитателя, прохожих)?
А вам самим приятно видеть эти эмоции?
Второй вариант
Логопед предлагает дошкольникам назвать выражение лица знакомых героев из сказок:
Какое выражение лица у Бармалея?
Представьте себе, что вы стали добрым Дедом Морозом (грустной Царевной Несмеяной). Какое у него выражение лица?
Третий вариант
Группа делится на две части. Одна решает, какого сказочного персонажа она будет показывать, а вторая по мимике должна догадаться, кого изображают дети. Затем они меняются местами.
«Свет мой, зеркальце, скажи»
Ребята становятся лицом друг к другу по двое. Педагог читает предложение или стих и предлагает выражать мимикой суть прочитанного. Так дети учатся показывать эмоции, видят, как это делают другие.
Какую эмоцию вам было изобразить сложнее всего? А какую легче?
Игра «Немое кино» также возможна в нескольких вариациях:
Логопед «превращается» в телевизор, у которого нет звука, и предлагает отгадать по его жестам и мимике, что он хочет сказать (хвалит, ругает, радуется, пугается, указывает на какой-либо предмет, просит принести или унести его, подзывает кого-то к себе или просит уйти). После этого дети и педагог меняются ролями.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Упражнения детской мимической гимнастики
Использование мимической гимнастики при проведении логопедических занятий является неотъемлемой частью работы по постановке и корректировке звуков у детей с различными нарушениями произношения (общее недостаточное развитие речи, задержка речевого развития, дизартрия, заикание и др.). Мимическая гимнастика для детей и артикуляционные упражнения, которые используют в работе с детьми дошкольного возраста логопеды, дают возможность подготовить мышцы и нервные окончания для дальнейшей работы по постановке звуков, четкой дикции, более точных движений артикуляционного аппарата во время речи. Помогают не допустить развитие неестественных артикуляционных движений, позволяют расслабить мускулатуру лица, тренируют владение и управление мышцами языка, губ, неба. Эти цели преследуют как статические, так и динамические упражнения.
Для получения хорошего результата необходимо соблюдать ряд рекомендаций:
все упражнения выполнять перед зеркалом. В идеале — это должно быть большое зеркало, в котором дошкольник будет видеть и себя, и логопеда;
акцентировать внимание при выполнении упражнения только на одной группе мышц;
упражнения выполнять плавно, ритмично и спокойно, не делая значительных усилий.
Ниже приведены различные упражнения, цель которых — развитие и укрепление мимических мышц с пошаговым описанием.
«Сморщить и растянуть лицо»
нахмурить лоб и брови, насупиться. На лбу при этом образуются вертикальные морщины;
радостно и восхищенно вскинуть брови. На лбу при этом должны образоваться горизонтальные морщины.
«Закрывание и открывание глаз»
сильно зажмурить и открыть глаза;
медленно закрывать и открывать глаза;
поочередно закрывать сначала левый, потом правый глаз;
поочередно подмигивать правым и левым глазом.
губы и зубы сомкнуты. Губы растянуть в стороны, уголки попеременно поднимать вверх, а затем опускать вниз;
обнажить зубы, затем снова сомкнуть губы;
пофыркивание с вибрацией губ;
вытянуть губы в трубочку, а затем растянуть их в улыбке, обнажая зубы.
«Поднимание и опускание углов рта»
попеременно поднимать уголки рта со сжатыми челюстями;
один за другим опускать уголки рта. Лицевые мышцы расслаблены, нижняя челюсть опущена, глаза закрыты;
поочередно опускать уголки рта, челюсти при этом сжаты, губы сомкнуты.
«помидоры-толстяки» — надуваем щеки;
«петрушки-худышки» — втягиваем щеки;
поочередно надуваем правую, потом левую щеки;
округлить рот как при произнесении звука «о»;
сморщить нос и шепотом сказать «фу»;
улыбнуться, показав сомкнутые зубы
Выполнять упражнения с ребенком (или группой детей) можно в игровой форме. Игра заинтересует их больше, чем простое выполнение движений перед зеркалом. Ниже приведены несколько таких игр.
Возможны различные варианты игры.
Оборудование: маски с изображением различных эмоций (грусть, радость, удивление, скука, тоска, страх), а также сказочных персонажей.
Педагог поочередно надевает маски (или просто показывает их) и просит повторить то выражение лица, которое изображено на маске, и назвать его. Действия сопровождается пояснениями педагога.
Вопросы для обсуждения игры:
Какие эмоции вы чаще всего наблюдаете у друзей (мамы, бабушки, воспитателя, прохожих)?
А вам самим приятно видеть эти эмоции?
Логопед предлагает дошкольникам назвать выражение лица знакомых героев из сказок:
Какое выражение лица у Бармалея?
Представьте себе, что вы стали добрым Дедом Морозом (грустной Царевной Несмеяной). Какое у него выражение лица?
Группа делится на две части. Одна решает, какого сказочного персонажа она будет показывать, а вторая по мимике должна догадаться, кого изображают дети. Затем они меняются местами.
Ребята становятся лицом друг к другу по двое. Педагог читает предложение или стих и предлагает выражать мимикой суть прочитанного. Так дети учатся показывать эмоции, видят, как это делают другие.
Какую эмоцию вам было изобразить сложнее всего? А какую легче?
Игра «Немое кино» также возможна в нескольких вариациях:
Логопед «превращается» в телевизор, у которого нет звука, и предлагает отгадать по его жестам и мимике, что он хочет сказать (хвалит, ругает, радуется, пугается, указывает на какой-либо предмет, просит принести или унести его, подзывает кого-то к себе или просит уйти). После этого дети и педагог меняются ролями.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Маленькие дети (в силу своих возрастных особенностей) не способны справиться с большим количеством эмоций, что значительно осложняет процесс познания окружающего мира. Поэтому главная задача –по.
Конспект интегрированного занятия по развитию речи, с музыкальными элементами, на основе здоровьесберегающих технологий (психогимнастика, мимическая гимнастика, релаксация).
Данный мтериал предназначен для практикующих логопедов и родителей детей страдающих дизартрией.
Мимическая гимнастика помогает в развитии подвижности и укреплении мимических мышц.При системном правильном и длительном выполнении мимических упражненийдетям лучше удаются многие сл.
Упражнения помогут в работе над формированием правильного длительного диафрагмального выдоха, в работе над силой голоса и в укреплении мимических и артикуляционных мышц.
Эти упражнения я применяю в своей работе перед индивидуальными занятиями с детьми.
источник
Артикуляционно-мимическая гимнастика
Эти упражнения помогают: создать нервно-мышеч ный фон для выработки точных и координированных движений, необходимых для звучания полноценного голоса, ясной и четкой дикции; предотвратить патологи-
н— развитие движении артикуляции, а также снять ‘ ния для свободного владения и управления частя-н финфляционного аппарата. Идет тренировка мышц ii i нгй челюсти, губ, языка, мышц глотки и мягкого (*»■
Упражнения, направленные на тренировку силы и высоты голоса
Упражнение 1. Звук произносится шепотом с прис единением голоса, мягко и негромко. Сила голоса до
на быть одинаковой от начала до конца звучания.
Упражнение 2. Напевание колыбельной. Полунапе но произносится гласный звук, изменяя высоту голоса
«Раскачав» гласные, «бросать» их вверх без напряже ния. По аналогии данное упражнение можно использ вать при произнесении сочетаний из двух или трех зву ков.
‘*щщжнение 3. «Голосовая горка». Произносить глас-
( щук, изменяя его по высоте, представляя горку, по
t«tti чвук «взбирается» и «спускается вниз».
Упражнение 4. «Выколачивание» гласных звуков (от-
!’ пи мягкой голосоподачи и включение грудного ре-
фактеристик речи, развитию умения сочетать движении и речь, координировать их, подчинять единому рит-
iv, оказывают благоприятное воздействие на формирование дикционных навыков.
Логопедическая ритмика предполагает коррекци координации движений и речи. Связь движений и ре нормализует состояние мышечного тонуса, помогает с вободиться от эмоциональной и двигательной зажато ти, развивает координацию процессов дыхания, голос ведения, артикуляции. Способствует регулировани ритма речи, профилактике и преодолению таких реч вых расстройств, как нарушение темпа речи, главнь образом его ускорение, смазанность, нечеткость звук произношения, заикание.
Все упражнения направлены на согласование речи движением. Ученик сопряженно с логопедом на каждь слог синхронно совершает движения руками, ногам ладонями.
Например, ученик читает хорошо знакомое стих творение В. Мирясовой, плавно дирижируя одной ил двумя руками:
Го-во-рит свинь-я: ХРЮ-ХРЮ, — толс-то-му сы-ноч-ку. Пя-та-чок пос-ле е-ды вы-ти-рай пла-точ-ком!
Или шагает на месте, скандируя:
За-сту-ча-ли в во-ро-та: тра-та-та-та-та-та-та.
Ученику можно предложить представить себя артис том, который читает стихи на сцене в театре. Благодар этому речь станет более выразительной и громкой, а за нятие превратится в интересную игру.
В процессе тренировки темпа и ритма речи необхо димо выработать следующие умения:
• двигаться в заданном темпе;
• чередовать движения в различном темпе;
• согласовывать движения с ритмической организа цией высказываний и проговариванием в нужном темпе
Рекомендации к упражнениям
Упражнение необходимо выполнять:
— с равномерным распределением выдоха;
— синхронизируя произнесение и движение (на слог).
Вольшую помощь заикающимся окажут специальные кфпжнения, направленные на согласование речи с дви-
■щием рук в стиле «робота», с хлопками и ладоши, нньба на месте, по кругу, встречное дирижирование и
Лты-баты шли солдаты, Аты-баты на базар. Лты-баты, что купили? Аты-баты
Руки сгибают в локтях, совершают поочередно дей-* ишя, имитирующие движения рук робота или Бурати-U0. Текст произносят скандированно и четко.
В этой маленькой корзинке
Руки совершают плавные встречные движения, ими-!ируя движения рук дирижера в оркестре.
Стоит робот на дороге, У него не гнутся ноги, Может он махать руками, Может он моргать глазами, Может головой кивать,, Раз, два, три, четыре, пять. Е. Анищенкова
Ученикии сгибают руки в локтях, совершают поочередно действия, имитирующие движения рук робота или Вуратино. Текст произносят скандированно и четко.
Идут себе вразвалочку, Ступают вперевалочку Пингвин-папа, Пингвин-мама И сынишка пингвинишка В черном фраке и манишке. Е. Анищенкова Имитировать движения пингвинов, шагать по кругу.
Шагать на месте, скандируя стихотворение.
Дождик какпает — кап, кап, С Мишиных лохматых лап. Любит летнею порой Душ принять он дождевой.
Поочередно разжимать и сжимать кулачки, руки уровне плеча и перед собой.
Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций.
Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰).
Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим.
Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого.
источник
Артикуляционно-мимическая гимнастика
Эти упражнения помогают создать нервно-мышечный фон для выработки точных и координированных движений, необходимых для звучания полноценного голоса, ясной и четкой дикции; предотвратить патологическое развитие движений артикуляции, а также снять излишнюю напряженность артикуляционной и мимической мускулатуры; выработать необходимые мышечные движения для свободного владения и управления частями артикуляционного аппарата. Идет тренировка мышц нижней челюсти, губ, языка, мышц глотки и мягкого неба, мимических мышц. Для этого используются статические и динамические упражнения.
Рекомендации при выполнении упражнений
• выполнять упражнения только перед зеркалом;
• избегать сопутствующих движений (работает только группа мышц);
• выполнять упражнение в спокойном темпе, без усилий, стремясь к плавному и ритмическому выполнению движений.
Комплекс упражнений артикуляционно-мимической гимнастики
– нахмурить брови, с угрозой произнести «А-а!»;
– удивленно-радостно вскинуть брови, произнести с восхищением
– зажмуриться – «распахнуть» глаза;
– поочередно закрывать и открывать то правый, то левый глаз;
– озорно, со значением подмигивать;
– спокойно закрывать и открывать глаза, максимально расслабляя мышцы век;
– перекатывать воображаемый шарик во рту (поочередно надувать щёки);
– «полоскать рот» воображаемой водой.
– сложить губы в трубочку («у-у-у»);
– двигать губами от правой щеки к левой;
– расслабить язык на нижней губе, «пошлепать» его губами
– пощелкать языком, присасывая строго по средней линии;
– вяло, лениво «пожевать манную кашу» («мня, мня, мня»);
ДЛЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
( тексты стихов Е.С. Анищенковой)
Слегка приоткрыть рот и широким передним краем языка облизать верхнюю губу сверху вниз, но не из стороны в сторону.
Вот грибок на тонкой ножке —
Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и, прижав широкий язык всей плоскостью к небу, широко открыть рот. Язык будет
напоминать тонкую шляпку грибка, а растянутая подъязычная
Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и кончиком языка “покрасить” нижние зубы., совершать движения языком сначала из
стороны в сторону, потом снизу вверх. ( Только верхние зубы).
Улыбнуться без напряжения, так, чтобы были видны передние
верхние и нижние зубы. Чтобы показать ребенку, как это сделать,
надо про себя произнести звук ”и”. Удерживать в таком положении
1. Приклеить кусочек леденца к небу, достать его кончиком языка.
2. Предложить ребенку улыбнуться, показать зубы, открыть рот и
кончиком языка дотянуться до леденца. Губы остаются
Рот широко раскрыть. Вдох через рот : имитация зевоты.
Вытянуть сомкнутые губы вперед трубочкой. Удерживать в таком
положении под счет от 5 до 7.
Рот приоткрыть. Поочередно упираться языком в щеки, имитируя
Рот закрыть, губы плотно сжать, щеки надуть. “Полоскать” рот воздухом.
Немного приоткрыть рот, спокойно положить язык на нижнюю губу и, пошлепывая его губами, произносить звукосочетание : “пя-пя-пя”.
Улыбнуться, открыть рот, постучать кончиком языка за верхними зубами, при этом четко произносить звук ; “ д-д-д-д…” — сначала
медленно, затем темп увеличить.
Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и, присасывая язык к небу, пощелкать кончиком языка. Рот широко открывать.( Как лошадка цокает копытами).
Рот широко раскрыть. Язык медленно горизонтально передвигать
из стороны в сторону, тянуть язык к уголкам рта.
Поочередно менять положение языка 4-6 раз.
Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот, положить широкий язык за нижние зубы с внутренней стороны и удерживать в таком
положении под счет от одного до пяти, затем поднять широкий язык
за верхние зубы и удерживать под счет от одного до пяти.
Поочередно менять положение языка 4-6 раз.
Мы с моей подружкой Светкой
Улыбнуться, приоткрыть рот, “пожевать” передними зубами.
Приоткрыть рот, положить язык на верхнюю губу и производить
движения широким передним краем языка по верхней губе вперед и назад, стараясь не отрывать язык от губы, поглаживать ее. Сначала
производить медленные движения, затем ускорить темп и добавить
голос, пока не послышиться “бл-бл-бл…”.
Рот закрыть, губы плотно сжать, щеки надуть. Имитировать полоскание рта водой.
Раздвинуть губы в широкой улыбке, затем вытянуть вперед
(“трубочка”). Чередовать движения 6-7 раз.
Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий передний край языка на нижнюю губу. Удерживать в таком положении на счет
Улыбнуться, приоткрыть рот, приклеить язык к небу. Не опуская язык, открывать и закрывать рот. Губы в положении улыбки. При
повторении упражнения надо стараться открывать рот все шире и
все дольше удерживать язык в верхнем положении.
Как волшебник наш Николка –
Лопатку превратил в иголку.
Улыбнуться, выложить широкий язык на нижнюю губу, затем сделать язык узким, а кончик языка – острым.
Улыбнуться, приоткрыть рот, вытянуть вперед язык, кончик языка загибать вверх.
Вытянуть губы трубочкой и длительно подуть на ватный шарик, который лежит на столе. Воротами могут служить два кубика или коробочка.
Водить кончиком языка по верхним и нижним зубам.
Совершать по 5 движений справа налево и слева направо.
Приглашает нас в свой домик.
Улыбнуться, открыть рот, “погладить” кончиком языка твердое небо, совершая движения вперед и назад.
И гудит наш пароход — “ыыыы”!
Приоткрыть рот и длительно произносить звук “ыыыыыы”
— имитация гудка парохода. Обратить внимание ребенка, что
широкий кончик языка прижат к небу и не двигается.
Предложить ребенку длительно произнести звук “ш”. Передний край языка находится за верхними зубами, губы округлены, выдыхаемая струя воздуха теплая.
Предложить ребенку длительно произнести сочетание “дрррр…..”. Широкий кончик языка приподнят к небу и дрожит.
Улыбнуться, приоткрыть рот, стучать кончиком языка по небу за верхними зубами, произносить “ттттттт…”.
Облизывать зубы снаружи и внутри по 3-5 движений в каждую сторону.
Улыбнуться, приоткрыть рот, вытянуть как можно дальше язык между зубами, быстро убрать внутрь рта. Повторять 5-6 раз.
С братом мы возьмем насос-
Преложить ребенку длительно произнести звук “сссс…”. Обратить его внимание, что при произнесении звука язык находится за нижними зубами, губы в улыбке, выдыхаемая струя воздуха холодная.
Улыбнуться, выложить широкий язык на нижнюю губу, затем сделать язык узким, а кончик языка – острым.
Опускать и поднимать нижнюю челюсть.
Вытянуть губы вперед трубочкой и длительно дуть на ватный шарик, зафиксированный на ниточке.
Округлить губы как при произнесении звука “о”.
Затем имитировать захват губами ягоды земляники.
Улыбнуться, приоткрыть рот. Прижать кончик языка к нижним зубам, выгнув при этом спинку языка.
Улыбнуться, приоткрыть рот. Прижать кончик языка к нижним зубам, при этом спинку языка поднимать и опускать.
Растянуть губы в улыбке. Поизносить: “ням-ням-ням….”
Затем вытянуть губы вперед, длительно произнести “ууууууу…”.
Имитировать высасывание сока через тоненькую трубочку.
Колбаски просит он кусочек.
Вылизывать широким языком блюдце, намазанное выреньем.
источник