Артикуляционная гимнастика для укрепления мышц языка

Укрепляем детский язычок. Или о пользе артикуляционной гимнастики

Наши дети сейчас стали меньше говорить, они все больше слушают и смотрят на экраны телевизоров и мониторов. А говорить в раннем детском возрасте – очень полезно! Развивается не только речь, но и укрепляются мышцы языка, губ, щек. Для органов артикуляции тренировка важна так же, как для ног и рук.

У малоподвижного ребенка – мышцы слабые и вялые. Разговаривать с младенцем начинают всегда со звуков: «а-а-а», «у-у-у», «ау», «агу», «гули-гули», «тыка-тыка-тыка». Эти первые звукокомплексы и являются первой артикуляционной гимнастикой. Неспроста ребенку также дают облизывать разные предметы: игрушки, ложки, блюдца, жевать резиновые соски, прорезыватели для зубов. Так укрепляются мышцы челюсти, щек, языка (при облизывании формируется верхний подъем языка). У большинства современных детишек к пяти годам – «каша во рту», потому что язык «болтается», щеки впали, а губы напряжены и немного спастичны. Нехитрые упраж нения помогут укрепить или расслабить мышцы артикуляционного аппарата. Предлагаю несколько несложных упражнений.

Упражнения для губ

«Улыбка»

Если у малыша губы зажаты, напряжены, самое лучшее упражнение – это «Улыбка». Нужно просто растянуть губы в улыбке, можно со звуком: «и-и-и» и удерживать 3-5 секунд, зубы при этом стоят друг на друге в положении «Заборчик».

«Трубочка»

«Трубочка» – губы вытянуты вперед, можно со звуком «у-у-у», при этом вырабатывается и закрепляется движение губ вперед. Можно сопровождать упражнение стихотворением:

А затем попеременно «Улыбка»-«Трубочка» со звуками «иу-иу-иу». Так укрепляются боковые мышцы рта, важно при этом, чтобы плечи и шея были не напряжены.

«Окошко»

Для укрепления круговой мышцы рта и активизации верхней губы хорошо делать упражнение «Окошко»: зубки ставим друг на друга, открываем и закрываем рот, снова соединяя зубы. Так мы учим ребенка держать рот щироко открытым. Можно это упражнение делать в игровой форме, показывая ребенку, как скалится волк и стучит зубами. Это упражнение полезно также и в целях профилактики дисграфии. Так как в первом классе, когда ребенок только осваивает письмо, он проговаривает шепотом все звуки и незаметно контролирует движение рта, губ, языка, переводя акустический и кинестетический образ звука в графему. При произнесении отдельных гласных звуков («а», «о») челюсть опускается вниз.

«Ниточка»

«Ниточка» также укрепляет круговую мышцу рта и учит плотно сжимать, а потом разжимать губы, эффект – напряжение, расслабление. Закрыть рот и с силой сжать губы, контролировать, чтобы губы стояли симметрично друг на друге, зубы не выпячивались и не прикусывали нижнюю губу.

Упражнения для щек

«Щечки замерзли»

«Щечки замерзли» – растираем щеки круговыми движениями пальцев рук, разминаем мышцы щек.

«Хомяк»

«Хомяк» – попеременно надуваем и сдуваем щеки, чередуем напряжение-расслабление, сопровождаем упражнение стихотворением:

«Конфетка»

«Орешек» или «Конфетка» имитируем языком, что сосем конфетку, упирая язык попеременно то в левую, то в правую щеку. Это упражнение хорошо для укрепления щечной мышцы и в дальнейшем для постановки звука [р]. При использовании стихотворения можно закрепить также ориентировку в пространстве – направо-налево:

Упражнения для языка

Упражнения для укрепления и расслабления мышц языка, пожалуй, самые важные в логопедической практике, так как язык участвует в производстве многих звуков. Если у ребенка язычок напряжен, то самое лучшее упражнение для расслабления «Накажем непослушный язычок». Для этого нужно открыть рот, высунуть язык и, пришлепывая его губами, двигать вперед, назад со звуком: «пя-пя-пя». А также хорошо прикусывать зубками кончик языка со звуком: «та-та-та».

Чтобы укрепить вялый, со слабой мускулатурой язык используем следующие упражнения:

«Лопатка»

«Лопатка» – удержание напряженного распластанного на нижней губе языка на счет до пяти. При этом важно, чтобы рот был широко открыт, губы – в улыбке, нижняя губа не поддерживала язык и чтобы он не отклонялся в сторону.

«Иголочка»

«Иголочка» – удержание языка острым. Следует открыть рот вытянуть острый язык вперед, губы немного растянуты, язык не загибается ни вверх, не опускается вниз. Удерживать позу на счет до пяти.

«Часики»

«Часики» – это упражнение развивает подвижность языка, а также учит делать его острым. Рот открыть, высунуть язычок и качать его из стороны в сторону от правого уголка губ к левому, язык при этом не должен загибаться и касаться губ, важно следить, чтобы нижняя челюсть при этом оставалась неподвижной.

«Качели»

«Качели» – упражнение на укрепление мышц языка для верхнего подъема. На верхнем подъеме языка у нас формируются многие звуки: [р], [р’], [л], [л’], [д], [д’], [т], [т’], [ш], [ж], [щ], [ч].Обычно в речи ребенка отсутствуют сонорные и шипящие звуки, причиной тому могут быть ослабленные мышцы языка. Суть упражнения «Качели» – при раскрытом рте поднимать язычок вверх-вниз, имитируя движения качелей. При этом развивается точность и активность кончика языка, умение быстро менять его положение, необходимо следить, чтобы нижняя челюсть и губы оставалась неподвижными, язык был широким, а нижняя губа не помогала поддерживать язык.

Можно также использовать потешку:

«Вкусное варенье»

«Вкусное варенье» – упражнение направлено на укрепление и верхний подъем кончика языка. Это упражнение хорошо использовать при подготовке к постановке звук [ш], так как движение передней части языка вперед и вверх близко к форме чашечки, которую язык приобретает при произнесении данного звука. При этом важно следить, чтобы работал только язык, чтобы ему не помогала нижняя губа и челюсть, язык должен оставаться широким, а его боковые края касаться уголков губ.

«Почистим зубки языком»

«Почистим зубки языком» – это упражнение направленно на активизацию кончика языка, как для верхнего подъема, так и его гибкости при нижнем положении. Имитируем чистку зубов языком, рот при этом широко открыт, нижняя челюсть неподвижна, язык должен быть широким и двигаться снизу вверх. Сначала почисти нижние зубки с одной и с другой стороны, затем от коренных зубов к центру верхние зубы с той и с другой стороны, важно, чтобы кончик языка доставал до десен. Упражнение полезно при постановке звуков [ш], [р], [л], [щ].

«Маляр»

«Маляр» – движения кончиком языка по небу, как будто мы красим «потолок» во рту, рот широко открыт. Упражнение укрепляет мышцы языка для верхнего подъема, особенно хорошо использовать при постановке звука [р].

«Киска лакает молоко»

«Киска лакает молоко» – движения языком вперед-назад, при задвижении в ротовую полость боковые края языка немного загибаются, как будто образуя ковшик. Это упражнение тренирует умение быстро менять положение языка, укрепляет его боковые мышцы, растягивает подъязычную связку (уздечку) также хорошо для постановки звука [ш], и [р], при постановке последнего очень важна хорошая растянутость уздечки.

«Лошадка»

«Лошадка» – поцокивание языком, как лошадка. Упражнение хорошо растягивает подъязычную связку, укрепляет верхний подъем языка, используют при постановке звука [р]. При этом очень важно, чтобы рот был открыт, а нижняя челюсть оставалась неподвижной.

«Грибок»

«Грибок» – распластанный язык останавливается в «Лошадке» наверху и прилипает к небу, это положение растягивает уздечку и закрепляет верхнее положение языка, так необходимое для звуков [ш], [р].

«Дятел»

«Дятел» – одно из важных упражнений для постановки звука [р]. Рот широко открыт, стучим кончиком языка за верхними зубами по альвеолам со звуком: «д-д-д-д». Звук [д], вообще, является основополагающим для постановки [р], так как помогает долго удерживать язычок наверху. Сначала произносим «д-д-д» в замедленном темпе, затем ускоряем темп и произносим более интенсивно и отчетливо. При выполнении этого упражнения очень важно следить, чтобы рот все время был открыт, работает только язык, нижняя челюсть неподвижна, губы в улыбке, кончик языка не должен подворачиваться, а характер звука должен быть в виде четкого удара, а не хлюпающим. Это одно из самых сложных упражнений, поэтому выполнять его следует после закрепления всех вышеперечисленных. Так как необходимо, чтобы были хорошо укреплены мышцы рта и губ, рот должен уметь держаться открытым долгое время неподвижно, язык легко подниматься наверх, нижняя челюсть стоять на одном месте и не мешать.

Все эти нехитрые упражнения можно начинать проводить с малышом с 1 года в игровой форме, имитируя движения разных предметов и животных, сопровождая песенками, потешками, хлопками. Важно при этом сначала самому показать движение, чтобы ребенок закрепил его зрительно. Так, можно весело и с пользой дела провести время с любимым чадом, а к пяти годам иметь хорошее звукопроизношение даже самых сложных групп звуков, ведь артикуляционная гимнастика является одним из самых важных компонентов логопедической работы.

Задайте вопрос логопеду.

источник

рекомендации для родителей
методическая разработка по логопедии по теме

Рекомендации для родителей

для проведения артикуляционной гимнастики

Артикуляционная гимнастика

Рекомендуется для выполнения детям от 3 лет, включая взрослых, если они хотят улучшить дикцию, избавиться от акцента

Система артикуляционных упражнений..

Цель артикуляционной гимнастики – выработка правильных, полноценных движений артикуляционных органов (языка, губ, нижней челюсти и т.д.), необходимых для правильного произношения звуков. Артикуляционная гимнастика бывает двух видов: пассивная (взрослый выполняет движения за ребенка) и активная (ребенок самостоятельно выполняет упражнения). Пассивные движения постепенно переводятся в пассивно-активные, а затем и в активные. Артикуляционные упражнения бывают беззвучными и с участием голоса.

Зачем нужна артикуляционная гимнастика?

Выполнение артикуляционных упражнений полезно в любом возрасте, так как четка артикуляция – основа хорошей дикции. Артикуляционные упражнения для детей с нарушениями звукопроизношения – необходимость. Они подготавливают артикуляционный аппарат ребенка к постановке звуков (это задача логопеда). Четкие ощущения от органов артикуляционного аппарата – основа для овладения навыком письма.

Советы родителям. Как проводить артикуляционную гимнастику?

1. Артикуляционная гимнастика обязательно должна проводиться систематично, в противном случае новый навык не закрепиться. Желательно заниматься 2 раза в день (лучше, чтобы после последнего приема пищи прошло не менее 1 часа).

2. В процессе выполнения необходимо следить за качеством выполнения движений, снижение качества – признак переутомления, лучше этого не допускать.

3. Артикуляционные упражнения необходимо выполнять перед зеркалом. Размер зеркала должен быть таким, чтобы ребенок видел в нем себя и взрослого.

4. В начале занятий упражнения нужно выполнять в медленном темпе.

5. Прежде чем начать занятия, лучше познакомить ребенка с названиями артикуляционных органов. Такое знакомство лучше провести в форме сказки. В результате ребенок должен усвоить названия органов: зубы, нижняя и верхняя губа, небо, язык.

6. Все упражнения должны выполняться точно и плавно, иначе артикуляционная гимнастика не имеет смысла.

7. Важно сформировать у ребенка мотивацию к занятиям артикуляционной гимнастикой, ни в коем случае нельзя заставлять детей выполнять эти упражнения, однако необходимо постоянно стимулировать. Например, рассказать ребенку, что герой любимого мультфильма только покажет ребенку новую серию только в том случае, если ребенок выполнит упражнения. Если у ребенка долго не получалось выполнить то или иное упражнение и вот, наконец, получилось, можно купить торт и отпраздновать это событие.

Упражнения для мышц мягкого неба и глотки.

Глотание капелек воды, слюны. Можно набирать сладкую воду в пипетку и капать ребенку на мягкое небо, стимулируя глотание.

Резкое отрывистое произнесение звуков: а-а-а; э-э-э; аэ-аэ-аэ.

В наиболее трудных случаях полезно использовать механические раздражители для активизации мягкого неба – металлические шпатели, бумажные трубочки, деревянные палочки.

Упражнения для нижней челюсти.

Открывание и раскрывание рта. Причем как свободное, так и с сопротивлением рукам взрослого.

Движения нижней челюсти влево-вправо.

Упражнения для щек.

Надувание щек: обеих одновременно и попеременно.

Перегонка воды из одной щеки в другую.

Втягивание щек в ротовую полость между зубами.

Упражнения для губ.

Улыбнуться, не обнажая зубы.

«Заборчик», улыбнуться так, чтобы были видны верхние и нижние зубы.

«Волчонок», выполнить упражнение «заборчик» и приоткрыть рот на расстояние 2-3 см. При этом видны верхние и нижние зубы.

«Трубочка». Вытянуть губы вперед, при этом челюсти сомкнуты.

«Окошко». Выполнить «трубочку» и приоткрыть рот.

«Прячем губки». Втянуть губы к зубам.

Вибрация губ (фырканье лошади).

«Трубач». Из положения «трубочка» — движения губ влево-вправо.

Удержание губами карандашей, стеклянных трубочек, пуговиц, фасоли.

Выплевывание губами семечек, риса, гороха.

Упражнения для укрепления кончика языка, расслабления корня языка, растягивания подъязычной складки («уздечки»).

«Лопатка». Широкий язык спокойно лежит на нижней губе.

«Часики». Отведение кончика языка к углам рта вправо-влево. Нижняя челюсть при этом неподвижна.

Покусывание языка зубами по всей его поверхности, постепенно высовывая язык и снова его втягивая.

«Качели». Рот широко открыт, движения языка вверх-вниз, за верхние зубы – за нижние зубы.

Вялый, спокойный язык просовывается между губами, рот приоткрыт, но не широко. Ребенок произносит: пя-пя-пя.

Сплевывание с кончика языка риса, гороха, семечек.

Слизывание капель сладкой воды кончиком языка с вогнутой поверхности ложек.

«Расческа». Почесывание языка о верхние зубы.

Пересчитывание зубов, упираясь кончиком языка в каждый.

Переворачивание во рту кубиков из хлебных корок, грецких орехов.

«Вкусное варенье». Слизывание варенья с верхней и нижней губы попеременно. Круговое облизывание губ.

Вылизывание тарелок всей поверхностью языка.

«Иголочка». Суживание и заострение языка – тянемся языком к зеркалу.

«Лошадка». Улыбнуться, щелкать языком громко и энергично. Нижняя челюсть неподвижна, двигается только язык.

«Индюшата». Улыбнуться, открыть рот, язык поднять к верхней губе и загнуть вверх. Двигать языком по верхней губе вперед-назад, произнося: бла-бла-бла.

«Горка». Улыбнуться, открыть рот, кончик языка упереть в нижние зубы, язык не должен выпячиваться вперед.

«Маляр». Улыбнуться, открыть рот, язык поднять вверх и кончиком языка водить вперед-назад по небу.

«Дятел». Улыбнуться, открыть рот, поднять язык вверх. Кончиком языка с силой касаться бугорков за верхними зубами, произнося «д-д-д».

Упражнения для активизации мышц шеи, гортани

(выполняются с закрытым ртом).

Запрокидывание головы назад.

Поворот головы вправо-влево.

Наклоны головы вправо-влево.

Руки в «замке» на затылке, отклонение головы назад с сопротивлением рук.

Сжатые в кулак кисти подпирают подбородок, наклоны головы вперед с сопротивлением рук.

источник

Комплекс упражнений для укрепления кончика языка

Евгения Ларина
Комплекс упражнений для укрепления кончика языка

1. Покусывание языка зубами по всей его поверхности, постепенно высовывая язык и снова его втягивая.

2. Вялый, спокойный язык просовывается между губами, рот приоткрыт, но не широко. Ребенок произносит: пя-пя-пя.

3. «Расческа». Почесывание языка о верхние зубы.

4. Просовывание с усилием языка между сомкнутыми зубами

5. Сплевывание с кончика языка риса, гороха, семечек.

6. Слизывание капель сладкой воды кончиком языка с вогнутой поверхности ложек (столовой, десертной, чайной).

8. Пересчитывание зубов, упираясь кончиком языка в каждый.

9. Переворачивание во рту кубиков из хлебных корок, грецких орехов.

Кончик языка с силой упирается то в одну, то в другую щеку.

11. Удерживать на загнутом кверху кончике языка соломинку от коктейля у верхних зубов, потом у верхней губы.

Рот широко открыт, движения языка вверх-вниз, за верхние зубы – за нижние зубы.

Облизывание верхней и нижней губы попеременно. Круговое облизывание губ.

Сделать язык острым – тянемся языком к зеркалу.

Улыбнуться, щелкать языком громко и энергично. Нижняя челюсть неподвижна, двигается только язык.

Улыбнуться, открыть рот, язык поднять к верхней губе и загнуть вверх. Двигать языком по верхней губе вперед-назад, произнося: бла-бла-бла.

Водить кончиком языка влево – вправо то по верхним, то по нижним зубам.

Представить, что за нижними зубками прилипла ириска, выполнять кончиком языка движения, как будто достаем ириску из-за нижних зубов.

Улыбнуться, открыть рот, кончик языка упереть в нижние зубы, язык не должен выпячиваться вперед.

Улыбнуться, открыть рот, язык поднять вверх и кончиком языка водить вперед-назад по небу.

Водить языком по внутренней поверхности то одной, то другой щеки вверх-вниз.

Улыбнуться, открыть рот, поднять язык вверх. Кончиком языка с силой касаться бугорков за верхними зубами, произнося «д-д-д».

Комплекс дыхательных упражнений для детей дошкольного возраста Подготовительное упражнение Исходное положение. Стоя, сидя или лежа. Выполнение. Закрыть глаза, постараться успокоиться, расслабиться. Делаем.

Комплекс дыхательных упражнений для детей дошкольного возраста 3–7 лет Подготовительное упражнение Исходное положение. Стоя, сидя или лежа. Выполнение. Закрыть глаза, постараться успокоиться, расслабиться. Делаем.

Комплекс кинезиологических упражнений Межполушарное взаимодействие Развитие движений мелкой моторики пальцев рук Колечко. Поочередно и как можно быстрее перебирайте пальцы.

Комплекс релаксационных упражнений для старшего дошкольного возраста Комплекс релаксационных упражнений «В летнем саду» 1. «В саду» «Мы с Танюшей в сад пойдем, много ягод соберем! Груши, яблоки висят, вот.

Комплекс упражнений для пробуждения после дневного сна Голову подними с подушки, Потянись-ка, потягушки! Потянись, потянись, Всему миру улыбнись! Потягушки, потягушки! Потянись-ка за игрушкой.

источник

Упражнения для укрепления кончика языка, его подвижности и умения им управлять

Упражнения для укрепления боковых краёв языка

Улыбнуться. Приоткрыть рот. Спокойно положить язык на нижнюю губу и, пошлепывая его губами, произносить звуки «пя-пя-пя». Пожевать язык зубками несколько раз на одном выдохе, произносить звуки «тя-тя-тя».

2. «Лопатка», «Блинчик», «Лепешка»

Рот открыт. Губы в улыбке. Положить широкий передний край языка на нижнюю губу и удерживать его в таком положении под счет от 1 до 5­­-10. Следить, чтобы губы не были напряжены, не растягивались в широкую улыбку, чтобы нижняя губа не под­ворачивалась и не натягивалась на нижние зубы. Язык не высо­вывается далеко: он должен только накрывать нижнюю губу. Боковые края языка должны касаться углов рта.

3. «Орешек», «Конфетка» Укол языка в одну и другую щеку.

4. Помыть каждую щечку «вверх-вниз»

Упражнения для образования сильной центральной воздушной струи

Рот открыт. Широкий язык лежит на нижней губе («лопатка»). Дуть на ватный шарик или круглый (не гранёный) карандаш, который лежит на столе. В 30-ти сантиметрах поставить «ворота» (например 2 кубика). Забивать гол с лопаточки плавной струёй воздуха и резкой отрывистой струёй воздуха.

Рот открыт. Губы в улыбке. Язык высунут. Боковые края и кончик языка подняты, средняя часть спинки языка прогиба­ется книзу. Удерживая язык в таком положении, сдувать (резкий выдох) ватку с кончика носа. Следить, чтобы нижняя челюсть была непо­движной, губы не натягивались на зубы, ватка летела строго вверх.

Упражнения для выработки подъёма языка

1. «Обними языком верхнюю губу».

Широкий кончик языка поднять к носу и опустить к верхней губе. Следить, чтобы язык не сужал­ся, губы и нижняя челюсть были неподвижны.

2. «Поцелуй языком верхнюю губу». Поцокать широким языком по губе.

3. «Пощелкать кончиком языка»

Рот открыт. Губы в улыбке. Широкий кончик языка прижи­мать к бугоркам за верхними зубами и со щелчком отрывать. Сначала упражнение выполняется в медленном темпе, потом бы­стрее. Следить, чтобы губы и нижняя челюсть были неподвижны, работал только язык.

4. «Вкусное варенье», «Киска лакает молоко»

Рот открыт. Губы в улыбке. Широким передним краем языка облизать верхнюю губу, делая движение языком сверху вниз, затем втянуть язык в рот, к центру нёба. Следить, чтобы язык не сужался, при втягивании его боковые края скользили по корен­ным зубам, а кончик языка был поднят. Губы не натягиваются на зубы, нижняя челюсть неподвижна.

Рот открыт. Губы в улыбке. Производить широким перед­ним краем языка движения по верхней губе вперед-назад, ста­раясь не отрывать язык от губы, кончик слегка загнуть, как бы поглаживать губу. Сначала производить медленные движения, потом убыстрять темп и добавить голос, пока не послышатся звуки «бл-бл».

Рот открыт. Губы в улыбке. Широким кончиком языка «по­чистить» верхние зубы с внутренней стороны, делая движения языком вверх-вниз. Следить, чтобы язык был широким, губы и нижняя челюсть не двигались.

Упражнения для укрепления кончика языка, его подвижности и умения им управлять

Рот открыт. Губы в улыбке. 3 варианта выполнять по пять раз:

а) Широкий язык поднимается к верх­ней губе, затем опускается к нижней;

б) Широкий кончик языка при­касается к верхним резцам, затем к нижним;

в) Широким кончиком языка дотронуться до бугорков за верхними резцами, затем за нижними.

Следить, чтобы язык не сужался, губы и челюсть не двигались.

2. «Ступеньки», «Язык перешагивает через зубы»

Рот приоткрыт. Широким языком дотронуться до верхней губы, затем до верхних зубов с наружной стороны, затем прижать к верхним бугоркам. Произнести «д-д-д-д» (попрыгать на третьей ступеньке, английский d).

Рот открыт. Губы в улыбке. Широким кончиком языка погла­дить:

а) нёбо, делая движения языка назад-вперед (от зубов к горлу и обратно);
б) верхние бугорочки влево-вправо;
в) верхние бугорочки вперёд-назад.

Рот открыт. Широкий лопатообразный язык прижать к нёбу (язык присасывается) и со щелчком оторвать. Следить, чтобы губы были в улыбке, нижняя челюсть не «подса­живала» язык вверх. Для фиксации челюсти можно использовать мизинец ребенка, который закусывается в уголке рта коренными зубами (следить за чистотой рук!).

Рот открыт. Губы в улыбке. Прижать широкий язык всей плоскостью к нёбу (язык присасывается) и удержать в таком положении под счет от 1 до 5-10. Язык будет напоминать тонкую шляпку грибка, а растянутая подъязычная уздечка — его ножку. Следить, чтобы боковые края языка были одинаково плотно при­жаты к нёбу (ни одна половина не должна провисать), чтобы губы не натягивались на зубы. При повторении упражнения рот надо открывать шире.

Рот открыт. Губы в улыбке. Широкий язык прижать к нёбу (язык присасывается, «грибок») и, не опуская языка, раскрывать и закры­вать рот. При повторении упражнения надо стараться открывать рот все шире и дольше удерживать в таком положении. Следить, чтобы при открывании рта губы были в улыбке и оставались неподвижными, а язык не провисал.

Проглатить слюну. Широкий расслабленный язык положить между губами. Дуть на язык и губы так, чтобы они вибрировали. Следить, чтобы губы не напрягались, щеки не раздувались, язык зубами не зажимался.

Рот открыт. Губы в улыбке. Напряженным кончиком языка постучать в бугорки за верхними зубами, многократно и отчетливо произнося звук «т-т-т» (английский t) — сначала медленно, постепенно убыстряя темп. Следить, чтобы губы и нижняя челюсть были неподвижны, звук «t» носил характер четкого удара, а не хлюпал, кончик языка не подворачивался, ощущалась выдыхаемая струя воздуха. Для проверки ко рту поднести полоску бумаги (ватку): при правильном выполнении упражнения она будет отклоняться.

Рот открыт. Губы в улыбке. Широким кончиком языка посту­чать о нёбо в бугорки за верхними зубами, многократно и отчетливо про­износя звук «д-д-д» (английский d). Сначала звук «d» произносить медленно, посте­пенно темп убыстрять. Следить, чтобы губы не натягивались на зубы, нижняя челюсть не двигалась, язык не сужался, кончик его не подворачивался, чтобы звук «d» носил характер четкого удара, а не был хлюпающим. Звук «d» произносится так, чтобы ощущалась выдыхаемая воздушная струя.

Рот открыт. Губы в улыбке. Широкий язык поднять вверх к нёбу и произносить поочередно отчетливо «да-ды». При произне­сении слога «да» язык отводится к центру нёба, при произнесении «ды» — перемещается к бугоркам за верхними резцами. Сначала упражнение выполняется медленно, затем темп убыстряется. При произнесении должна ощущаться выдыхаемая струя воздуха.

Дата добавления: 2016-07-29 ; просмотров: 7774 | Нарушение авторских прав

источник

Упражнения для развития мышц языка

Продолжаем работу по укреплению ораторских мышц. Сегодня предлагаю вам наиболее полезные и оптимальные упражнения для развития мышц языка. Язык – один из самых активных органов речевого аппарата и от его работы во многом зависит четкое произношение слов. Порой нам даже сложно представить, какие мгновенные переключения от одной позы к другой совершает наш язык. Как раз в этот момент и наступают трудности произношения.

Особенно часто это происходит тогда, когда мы произносим слова с «пучками согласных» типа: боДРСТвовать, траНСПЛантация, ВСТРевоженный и т.д.

В ситуации публичного выступления, когда волнение неизбежно, наши артикуляционные органы напряжены. Только четкая и слаженная работа речевого аппарата, в том числе и языка, поможет устранить это напряжение и обезопасить нашу речь от проблем с дикцией.

Упражнения для развития мышц языка несомненно будут способствовать развитию его подвижности и переключаемости, что в конечном итоге благоприятно скажется на общении с любой аудиторией.

УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ МЫШЦ ЯЗЫКА

УПРАЖНЕНИЕ 1. «ЛОПАТКА»

И. П. Рот закрыт, губы сомкнуты.

Открыть рот, широкий расслабленный язык положить на нижнюю губу. Удерживать в таком положении под счет до 5. Вернуться в И. П.

УПРАЖНЕНИЕ 2. «ТРУБОЧКА»

И.П. Рот закрыт, губы сомкнуты.

Рот приоткрыть, губы слегка вытянуть вперед, боковые края языка поднять вверх. Удерживать в таком положении под счет до 5. Вернуться в И.П.

УПРАЖНЕНИЕ 3. ЧЕРЕДОВАНИЕ «ЛОПАТКА» – «ТРУБОЧКА»

И. П. Рот закрыт, губы сомкнуты.

Чередование под счет до 8: язык «Лопаткой» (расслабление) — язык «Трубочкой» (напряжение). Вернуться в И.П.

УПРАЖНЕНИЕ 4. «ИГОЛОЧКА»

И. П. Рот закрыт, губы сомкнуты.

Рот открыть, верхние и нижние зубы обнажить, узкий напряженный язык выдвинуть вперед. Удерживать в таком положении под счет до 5. Вернуться в И.П.

УПРАЖНЕНИЕ 5. ЧЕРЕДОВАНИЕ «ЛОПАТКА» — «ИГОЛОЧКА»

И. П. Рот закрыт, губы сомкнуты.

Чередование под счет до 8: язык «Лопаткой» (расслабление) – язык «Иголочкой» (напряжение). Вернуться в И.П.

УПРАЖНЕНИЕ 6. «ЧАШЕЧКА»

И. П. Рот закрыт, губы сомкнуты.

Рот открыть, верхние и нижние зубы обнажить, передний и боковые края языка поднять. Удерживать в таком положении под счет до 5. Вернуться в И.П.

УПРАЖНЕНИЕ 7. ЧЕРЕДОВАНИЕ «ЛОПАТКА» — «ЧАШЕЧКА»

И. П. Рот закрыт, губы сомкнуты.

Чередование под счет до 8: язык «Лопаткой» (расслабление) — язык «Чашечкой» (напряжение). Вернуться в И.П.

УПРАЖНЕНИЕ 8. «ГОРКА»

И.П. Рот закрыт, губы сомкнуты.

Рот открыть, верхние и нижние зубы обнажить, кончик языка упереть за нижние резцы, спинку языка поднять вверх. Удерживать в таком положении под счет до 5. Вернуться в И.П.

УПРАЖНЕНИЕ 9. «ГРИБОК»

И.П. Рот закрыт, губы сомкнуты.

Рот открыть, верхние и нижние зубы обнажить, широкий язык поднять вверх и присосать к небу. Удерживать в таком положении под счет до 5. Вернуться в И.П.

УПРАЖНЕНИЕ 10. «МАЯТНИК»

И.П. Рот закрыт, губы сомкнуты.

Рот открыть, верхние и нижние зубы обнажить. Под счет до 8 попеременно тянуться кончиком узкого языка к уголкам рта. Вернуться в И.П.

УПРАЖНЕНИЕ 11. РИСУЕМ КРУГ «ИГОЛОЧКОЙ»

И.П. Рот закрыт, губы сомкнуты.

Рот открыть, верхние и нижние зубы обнажить, кончиком узкого языка под счет до 4 «рисуем круг» в правую сторону. Вернуться в И.П. Затем также под счет до 4 в левую сторону. Вернуться в И.П.

УПРАЖНЕНИЕ 12. «ЗМЕЙКА»

И.П. Рот закрыт, губы сомкнуты.

Рот открыть, верхние и нижние зубы обнажить, узкий напряженный язык выдвинуть вперед, произвести легкие движения из стороны в сторону. Вернуться в И.П.

УПРАЖНЕНИЕ 13. «КАЧЕЛИ»

И.П. Рот закрыт, губы сомкнуты.

Рот открыть, верхние и нижние зубы обнажить, под счет до 6 узким напряженным языком попеременно тянуться к носу – к подбородку. Вернуться в И.П.

УПРАЖНЕНИЕ 14. «ЧИСТИМ НИЖНИЕ ЗУБЫ СНИЗУ-ВВЕРХ»

И.П. Рот закрыт, губы сомкнуты.

Рот открыть, верхние и нижние зубы обнажить, под счет до 8 широким передним краем языка «чистить» нижние зубы с внутренней стороны снизу вверх. Вернуться в И.П.

УПРАЖНЕНИЕ 15. «ЧИСТИМ ВЕРХНИЕ ЗУБЫ СВЕРХУ-ВНИЗ»

И.П. Рот закрыт, губы сомкнуты.

Рот открыть, верхние и нижние зубы обнажить, под счет до 8 широким передним краем языка «чистить» верхние зубы с внутренней стороны сверху вниз. Вернуться в И.П.

УПРАЖНЕНИЕ 16. «ВКУСНОЕ ВАРЕНЬЕ»

И.П. Рот закрыт, губы сомкнуты.

Рот открыть, верхние и нижние зубы обнажить. Широким передним краем языка облизать верхнюю губу сверху вниз. Вернуться в И.П.

ПРИЯТНОГО ВАМ ЧТЕНИЯ И ПОЛУЧЕНИЯ УДОВОЛЬСТВИЯ ОТ УПРАЖНЕНИЙ!

КОММЕНТАРИИ К СТАТЬЕ ПРИВЕТСТВУЮТСЯ.

СТАТЬЯ ПОНРАВИЛАСЬ? Нажмите на кнопки и поделитесь ею с друзьями.

источник

Артикуляционная гимнастика «Упражнения для языка»

Зинфира Сагадатнуровна Файзуллина
Артикуляционная гимнастика «Упражнения для языка»

Упражнения для языка

Закругленный, плоский, гладкий

«Лопаточка». Высунуть широкий язык, расслабить, положить на нижнюю губу. Следить, чтобы язык не дрожал. Держать 10-15 с.

«Иголочка». Открыть рот. Высунуть далеко вперед язык, напрячь

его, сделать узким. Удерживать в таком положении 15 с.

Упражнения для языка

Любим пить мы крепкий чай,

«Чашечка». Широко раскрыть рот. Широкий язык поднять кверху.

Потянуться к верхним зубам, но не касаться их. Удерживать язык

«Горка». Приоткрыть рот. Боковые края языка прижать к верхним

коренным зубам. Кончик языка упереть в нижние передние зубы.

Удерживать в таком положении 15 с

Упражнения для языка

«Грибок». Раскрыть рот. Присосать язык к небу. Не отрывая язык от

неба, сильно оттягивать вниз нижнюю челюсть. Проделать 15 раз.

«Качели». Высунуть узкий язык. Тянуться языком попеременно то

к носу, то к подбородку. Рот при этом не закрывать. Упражнение

проводится под счет взрослого 10-15 раз.

Упражнения для языка

«Маляр». Высунуть язык, приоткрыть рот. Облизать сначала верхнюю, затем нижнюю губу по кругу. Проделать 10 раз, меняя направление.

«Трубочка». Высунуть широкий язык. Боковые края языка загнуть

вверх. Подуть в получившуюся трубочку. Выполнять в медленном

Артикуляционная гимнастика для дошкольников Артикуляционная гимнастика для дошкольников 3-5 лет. Артикуляционная гимнастика — это комплекс упражнений, которые помогают улучшить подвижность.

Артикуляционная гимнастика для звука [Р] «Морское путешествие» Артикуляционная гимнастика для звука «Р» Составила: Васильева И. Н. учитель- логопед Ветер по морю гуляет глубокий вдох носом, выдох-трубочкой.

Артикуляционная гимнастика «Зарядка для язычка» АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА «ЗАРЯДКА ДЛЯ ЯЗЫЧКА» Артикуляционнаягимнастика — это специалные упражнения,для развития подвижности и ловкости.

Артикуляционная и дыхательная гимнастика для дошкольников (из опыта работы) Артикуляционная гимнастика для дошкольников помогает подготовить артикуляционный аппарат для правильного произношения звуков. Сейчас у многих.

Картотека «Артикуляционная гимнастика для детей младшего возраста» Артикуляционная гимнастика. Упражнения на закрепление правильного произношения и развитие фонематического слуха Цели: развивать фонематический.

Консультация для родителей «Артикуляционная гимнастика дома» Правильное произношение звуков детьми обеспечивается хорошей подвижностью и дифференцированной работой органов артикуляции. Выработать чёткие.

Пальчиковые игры, артикуляционная гимнастика и логоритмические упражнения по месяцам Сентябрь месяц. Пальчиковые игры. Артикуляционная гимнастика и логоритмические упражнения. 1. Массаж руки (поглаживание, похлопывание.

Рекомендации для родителей «Артикуляционная гимнастика» Артикуляционная гимнастика дома Правильное произношение звуков детьми обеспечивается хорошей подвижностью и дифференцированной работой.

Семинар-практикум для педагогов «Артикуляционная гимнастика» Семинар-практикум для педагогов «Артикуляционная гимнастика» Мы правильно произносим различные звуки как изолированно, так и в речевом.

Тренинг для родителей. Артикуляционная гимнастика ТРЕНИНГ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА Цель: познакомить родителей с основными упражнениями артикуляционной гимнастики. Оборудование:.

источник